Приёмы изучающего чтения. Виды чтения

В течение всей своей жизни для изучения того или иного текста человек прибегает к различным способам прочтения информации. К каким? Вы что-нибудь слышали о видах чтения текстов? Если нет, то наша статья именно для вас. Мы расскажем о том, какие бывают виды чтения, а также когда и для чего их необходимо применять.

Определение

Прежде чем разбирать на составляющие само чтение, необходимо знать определение этого термина. С чего мы и начнем. Итак, чтение - это определенный вид речевой деятельности человека, который вошел в коммуникативно-общественную сферу деятельности человечества, обеспечивающий общение путем письменной речи.

Наряду с учеными психологи и педагоги считают, что чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, так как связан с восприятием, то есть с рецепцией, а также с пониманием знаний, которые закодированы разнообразными графическими знаками.

В структурном понимании чтение разделено на два плана:

  • содержательный;
  • процессуальный.

Понимание прочитанного - это результат чтения в содержательном плане. В процессуальном плане - то, как читающий соотносит графемы с фонемами, а также как узнает графические символы и так далее.

Задачи чтения

Человека необходимо обучать чтению для того, чтобы он мог находить нужную для себя информацию из текста в том количестве, которое необходимо для решения определенной речевой задачи, применяя конкретные технологии чтения. В любом случае этот процесс имеет большое воспитательное, а также познавательное значение, поэтому в учебниках к содержанию текста повысились требования по трем направлениям, а именно:

  • воспитательная ценность - методисты решили, что прочитанные учениками произведения в книге должны воспитать в детях ценности гуманного общества, а также ответственность профессионала не только за результат, но и за последствия его деятельности;
  • научность и познавательная ценность - эти критерии дополнены еще и страноведческой направленностью, а также профессиональной ориентацией;
  • соответствие содержания интересу и возрасту обучающихся, а также их интеллектуальным запросам.

Таким образом, мы с вами видим, что читающий сталкивается с различными уровнями понимания текстов. Их несколько. Поэтому ученые разработали несколько классификаций видов чтения. Мы с вами рассмотрим основную, принятую С. К. Фоломкиной.

Виды чтения. Обзор ведущей классификации

Сегодня в современной начальной школе педагоги активно используют 3 вида чтения:

  • изучающее;
  • ознакомительное;
  • просмотровое.

Рассмотрим ниже каждый вид отдельно. Итак.

Ознакомительное чтение

По-порядку. Данный вид чтения в школе необходим для того, чтобы ученик как можно скорее выбрал основные факты, то есть главные. Статистика показала, что при данном виде чтения достаточно понимать всего лишь 70% текста. Как вы поняли, важно уметь выделять и понимать ключевые слова. Когда дети обучаются такому виду деятельности, нужно уметь пропускать, а точнее, обходить те слова, которые незнакомы, а также не останавливать процесс. Этот вид чтения подразумевает умение догадываться о лексическом значении ключей из контекста. Ничего сложного. Важно уметь обобщать содержание прочитанного текста. Для ребенка это очень важно. Данный вид чтения также применяется на уроке иностранных языков, и практика показала, что сегодня не все обучающиеся владеют таким способом. Это заметно, когда ученик начинает переводить текст и сбивается при виде одного незнакомого слова. Для успешного и качественного чтения такую вредную привычку необходимо преодолевать.

Просмотровое чтение

Этот вид чтения базируется на способности определять смысловые вехи по первым фразам в абзаце и по заголовку, умению делить текст на смысловые части, а также находить и обобщать факты. И конечно же, прогнозировать дальнейшее содержание. Чтобы такие умения сформировались, нужно во время чтения художественных текстов обучать школьников анализу заголовков, предлагать им соотносить прочитанную информацию с рисунками, таблицами, схемами и тому подобным. Также дети должны уметь предполагать содержание абзаца или текста по первым предложениям. Им нужно понимать сказанное. Чтобы сформировались такие умения, необходимо предлагать детям следующие виды заданий:

  • озвучивать ключевые предложения;
  • продолжать тексты вместо автора;
  • устанавливать, с какой частью текста соотносятся схемы и рисунки;
  • если дети работают с художественным текстом, всегда нужно обращать их внимание на средства художественной выразительности, на то, какие приемы использовал автор, чтобы его произведение звучало по-особому.

Изучающее чтение

К данному методу педагоги прибегают, чтобы обеспечить ученикам не только вдумчивое, а также глубокое понимание прочитанного текста. Чтобы достигнуть этой цели, учителя прибегают к постановке конкретных вопросов после прочтения. Целью данной работы является пробуждение у учеников стремления точнее понять текст и разобраться в непонятных ситуациях. Очень часто при таком чтении учитель для всех читает текст вслух, делает остановки, обращаясь с различными вопросами к аудитории.

Нередко приемы изучающего чтения встречаются на уроках русского языка. Детям в параграфах учебника дается теоретический материал, объясняются различные лингвистические факты, излагаются определения терминов, а также перечисляются их признаки. Такое чтение необходимо при изучении нового материала для познания новых фактов. Кроме того, изучающее чтение дети используют при подготовке к изложению.

В заключение

Итак, наша статья о видах чтения завершилась. Подведем итоги. Мы, как и обещали, рассказали не только о видах чтения, но и когда, и для чего их применяют педагоги. Учителя используют не только разнообразные виды работы с текстом в начальной школе. Они также проводят различные виды уроков чтения, что особенно необходимо для развития младших школьников. Но это уже совсем другая статья.

Ознакомительное чтение (reading for a gist или skimming ) предполагает понимание основного содержания прочитанного. При обучении данному виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, развивать умение догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что в данном случае нет необходимости фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это умение обобщать содержание текста, то есть синтезировать основную коммуникативную задачу текста.

Основная коммуникативная задача при ознакомительном чтении заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию (выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, какие мысли являются наиболее важными и т.п.).

Данный вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Он необходим при чтении специальной, профессионально-ориентированной литературы, научных статей, которые не представляют специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом исключается анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста.

Для достижения целей ознакомительного чтения достаточно понимание 70% текста. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

При поисковом чтении (reading for specific information ) текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний) для последующего ее использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение литературы по специальности. Поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Условиями, определяющими успешность обучения данному виду чтения являются:

· точное формулирование задания для поиска, основной целью которого является содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп достаточно быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, то есть прочитанными с целью ознакомления или изучения;


· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Изучающее чтение (reading for detail) предполагает максимально полное и точное понимание содержащейся информации в тексте и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Этот вид чтения направлен также на преодоление затруднения в понимании иностранного текста.

Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, выделением наиболее важных тезисов, проговаривание вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего использования в работе (пересказа, обсуждения и др.).

В процессе работы над текстом читающий работает над задачами, которые можно объединить в три основные группы:

· восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

· извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

· осмысление извлеченной информации.

Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

Основное внимание на среднем этапе обучения следует уделять ознакомительному чтению, так как этот вид чтения характеризуется, как известно, определённым набором умений и навыков более элементарного порядка, специфических приёмов, совокупность которых и составляет сущность того или иного вида. Наряду со специфическими, в каждом виде чтения используются приёмы, которые имеют место и в других его видах. Поэтому наиболее целесообразно сначала овладеть тем видом чтения который включает наибольшее количество приёмов, общих для всех намеченных видов, предоставляет наиболее благоприятные условия для их комплексного функционирования и способствует переносу соответствующих умений и приёмов из родного языка. Таким видом и является ознакомительное чтение. Также оно позволяет автоматизировать технические навыки учащегося, что невозможно осуществить в рамках изучающего чтения. Этот вид чтения дает возможность весьма быстро и эффективно повторить весь языковой материал, изучавшийся в школе, что обеспечивает базу для дальнейшей работы над языком и решает одну из наиболее острых практических проблем (Клычникова 1973; 56).

Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Ознакомительное чтение - чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Как пишет С.К.Фоломкина у учащихся необходимо сформировать следующие умения ознакомительного чтения:

Умения, связанные с оперированием языкового материала:

    определить значение слов с опорой на языковую догадку;

    игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;

    ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста:

    определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);

    прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;

    ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;

    членить текст на смысловые части;

    выделять в каждой смысловой части главную информацию;

    выделять в тексте ключевые слова;

    устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;

    давать оценку полученной информации (Фоломкина 1987; 33).

Условия, определяющие успешность обучения ознакомительному чтению:

Проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

Организация как одноразового чтения про себя;

Проверка понимания основной информации;

Исключение перевода на родной язык, т.к. «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина, 1987)

С ознакомительного чтения обычно начинают обучение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания, и для его проведения следует использовать тексты, языковой материал которых не содержит трудностей для учащихся. Это создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления правильных приёмов перцептивной переработки воспринимаемого материала, т.е. техники чтения (Фоломкина 1987; 216).

Для зрелого чтеца ознакомительное чтение это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается к сведению. Если читающий запоминает её, то непроизвольно. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: новое – известное, интересно– не интересно, понятно – не понятно. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развёртывания содержания. Опытный чтец всё это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.

В школьном обучении на среднем этапе обучения, в этом виде чтения имеют место существенные различия по сравнению с опытным чтецом. Перед началом чтения ставится задача: прочитать и понять основное содержание, не фиксируя внимание на деталях текста. Несмотря на установку «обходить» незнакомые слова, которые не мешают пониманию основной идеи, чтение в школе протекает более в медленном темпе, чем у опытного чтеца из-за возвратов, из-за прерывания процесса чтения при встрече с незнакомой единицей над которой учащиеся размышляют пытаясь понять. Поэтому, кроме ориентировки учащихся в стратегии чтения, ознакомительному чтению предшествует, как правило, снятие некоторой части трудностей текста - лексических, социокультурных. Другая особенность учебного ознакомительного чтения заключается в следующем: в отличие от зрелого чтения школьное чтение не ограничивается только прочтением текста. Дальнейшая работа связана с контролем понимания. В качестве контролирующих упражнений выступают речевые упражнения, направленные на выявление степени понимания самой существенной информации текста. Важным моментом завершения работы над ознакомительным чтением является обсуждение ключевых моментов содержания текста в коммуникативных упражнениях, формирования у учащихся личностного отношения к информации (Клычникова, 1973; 57).

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором – постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем – использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает. Чтобы учащиеся уяснили, что от них требуется при данном виде чтения, его следует регулярно проводить, пока учащиеся к нему не привыкнут. Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении (Фоломкина, 1987: 113).

Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на разных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, организует свою мысль или встает на новую точку зрения.

Как уже отмечалось, чтение не является одинаково протекающей деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания, и в каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих конкретных проявлений- видов , характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала». Различают около 50 структур- видов - чтения, однако целью обучения в школах разного типа являются 3 вида чтения: изучающее, поисковое и ознакомительное (на нем мы впоследствии остановимся более подробно). Просмотровое чтение, несмотря на то, что ранее оно входило в школьный курс, на данный момент развития методики не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотр во многом дублирует процесс ознакомления , а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью (Троянская Е.С.,1982). Тем не менее мы коснемся данного вида чтения ввиду того, что умения связанные с обучением просмотровому чтению могут быть полезны при профессиональной дальнейшей деятельности.

Основные виды чтения до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах приведены в таблице 1. В таблицу не включены такие названия, как домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др., поскольку все эти названия не означают новый вид чтения, они лишь указывают на место проведения и форму организации работы над чтением.

Чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум сторонам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, способ совершенствования произносительных навыков, как косвенный показатель сформированности говорения.

Таблица 1

Оппозиции «аналитическое – синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, «аналитико-синтетическом» по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Также можно оговориться, то выделение видов чтения носит сравнительно условный характер в том смысле, что один и тот же вид, форма прочтения или мыслительная операция сравнительно редко сохраняется на протяжении всего источника .

Упомянутые ранее 4 вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач, связанных с обучением чтению на иностранном языке в средней школе. Остановимся на них подробнее.

Изучающее чтение . Результатом этого вида чтения является полное (степень полноты-100%) и точное понимание всех основных (к ним относятся факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, логики рассуждения/аргументации автора.) и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, чаще их отдельные части, информация которых особенно важна или вызывает познавательный интерес у учащихся, поэтому они стремятся не только максимально точно ее понять, но и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поэтому уже в процессе чтения у читающего действует установка на ее длительное запоминании. Все это приводит к тому, что изучающее чтение протекает медленно, сопровождается остановками, перечитыванием отдельных мест, полным проговариванием текста во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля), иногда письменными заметками.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении .

Поисковое чтение . Оно направлено на нахождение в тексте конкретной, нужной для читающего информации - определений, выводов, формулировок, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Факт нахождения информации в данном тексте может быть известен читающему из других источников. Часть текста, которая являлась объектом поиска, как правило, подвергается изучающему чтению, предшествующий же ей материал читающий лишь бегло просматривает - весь текст целиком или только те его разделы, в которых он предполагает возможность наличия интересующих его сведений. Этот просмотр, однако, совершенно другую задачу, нежели тот, к которому читающий прибегает при просмотровом чтении. В данном случае читающий не ставит себе целью составить общее представление о содержании текста, а лишь оценивает тематику просматриваемых частей с точки зрения того, может ли в них находиться искомая информация. Этот вид чтения наиболее отчетливо выделяется при поиске слова в словаре или каких-либо сведений в справочнике, энциклопедии.

Просмотровое чтение . Задачей этого вида чтения является получение самого общего представления об информации, содержащейся в тексте. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления - от определения только темы текста, сферы человеческой деятельности, к которой он относится, до более детального установления круга затрагиваемых вопросов и даже круга характера сообщаемых сведений. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с текстом для определения того, есть ли в нем необходимая/интересующая информация, на основе чего принимается решение читать ее или нет, а также для осветления в памяти ранее прочитанного. Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучали лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста.

В отношении просмотрового и поискового чтения трудно говорить о каких-либо нормативах степени полноты и точности понимания текста. Об их результативности судят на основании выполнения поставленной задачи. Следует, однако, отметить, что в данных видах чтения особое понимание приобретает правильность понимания тех элементов текста – фраз, предложений, слов – которые читающий действительно прочитывает; их неточное понимание ведет либо к неверному решению задач, либо значительно замедляет их решение (читающему приходится возвращаться, увеличивать количество элементов, которые он «выхватывает» из текста).

Ознакомительное чтение . Результатом данного вида чтения является понимание основного содержания текста, основной линии доказательств, аргументации автора. Степень полноты понимания определяется в пределах 70-75% всех фактов текста, включая все основные, при этом понимание основной информации – точное, второстепенной – правильное, неискаженное. Обычно читающий довольствуется пониманием примерно 70% информации, и этот показатель принимается за норму, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему просто не требуется.

Ознакомительное чтение – это не небрежное, неточное чтение, как иногда его истолковывают, это как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя лишь «принимается к сведению», и даже если читающий запоминает ее, то это запоминание носит непроизвольный характер, чаще всего под влиянием возникшего интереса. Поскольку у читающего отсутствует установка на запоминание, то, как следствие, некоторые второстепенные факты, несущественные для основной линии развития текста, могут оказаться «непонятыми». За этим термином скрываются различные случаи, это могут быть: а) детали, которые читающий понял в процессе восприятия, но, оценив их, тут же забыл; б) детали, которые читающий по той или иной причине просто опустил, но прочитал; в) детали, которые он действительно не понял или понял «приблизительно» (часто из-за незнания соответствующего слова), но, отнеся их к второстепенным, неважным, не задержался на них, а продолжал читать дальше.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Следует также отметить, что к ознакомительному чтению относят домашнее и индивидуальное чтение.

Первый этап работы с текстом -- ознакомительный. Его называют ознакомительным чтением. Редактор должен прочитать текст, чтобы оценить его как целое, т.е. сделать вывод о том, соответствует ли содержание поставленной задаче, есть ли в нем новое и интересное для читателя или потенциального клиента, соответствует ли форма текста его содержанию и назначению.

По технике ознакомительное чтение мало чем отличается от обычного просмотра, скажем, утренней газеты. Можно охватывать взглядом не только отдельные слова, но и целые строки, и даже абзацы -- читать по диагонали, стараясь проследить за общим смыслом, соотношением частей и не концентрируя внимания на отдельных фактах, деталях, именах. Можно делать карандашные пометы в тексте и на полях (например, отмечать непонятные или трудные для понимания фрагменты, ставить вопросы), которые помогут в дальнейшей работе.

Важнейший результат знакомства редактора с произведением -- выработка стратегии действий: возвращать ли текст автору на доработку или принять к публикации. В последнем случае редактор составляет представление о том, как улучшить материал, намечает план собственных действий, определяет необходимую степень вмешательства в текст, выбирает способы правки.

Не во всех руководствах по редактированию ознакомительное чтение признается необходимым этапом работы редактора. Скажем, авторы уже упоминавшейся книги «Журналист и информация» Я.С. Воскобойников и В.К. Юрьев рекомендуют сразу взять в руки карандаш и начать медленное, внимательное чтение текста и при этом делать пометы на полях. При определенном навыке и работе с небольшими по объему текстами такое начало тоже возможно. Но мы все-таки рекомендуем не пропускать этап ознакомительного чтения по двум причинам: во-первых, это не займет много времени, а сэкономить может и, во-вторых, читая текст бегло, редактор знакомится с ним таким же образом, как это делает читатель, и поэтому получает возможность прогнозировать, что будет усвоено.

Шлифовочное чтение

После углубленного чтения следует собственно правка, а затем редактор еще раз читает текст. Но это уже будет контрольное, шлифовочное чтение выправленного варианта, его основная цель -- оценить, насколько правка глубока и обоснованна, насколько редактору удалось выполнить задачу -- максимально выправить текст, убрав недочеты, допущенные автором, и подчеркнув, акцентировав сильные стороны произведения.

На этом этапе подготовки текста редактор анализирует собственную работу: сверяет фактические данные, проверяет все названия, даты, единообразие написания цифр, фамилий, инициалов. Он преимущественно скользит по тексту, задерживая внимание только на наиболее трудных местах правки.