Примером влияния природы на развитие общества является. Пример влияния природы на развитие общества

Прочитаем информацию.

Природа - естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы :

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества :

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы :

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • способность дарить вдохновение творческим людям
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

Взаимодействие общества и природы

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Природа является источником вдохновения для людей, особенно творческих.

1.Художники-пейзажисты и их произведения: Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», Исаак Левитан «Озеро. Русь», Илья Репин «Какой простор», Казимир Малевич «Пейзаж. Зима»

2.Луис Кастаньеда – известный современный кубинский фотограф в своих работах отображает гармонию окружающей его природы.

3.Русские писатели-натуралисты:

Виталий Бианки – черпал вдохновение из природных красот его дачи в Лебяжьем под Петербургом («Анютина утка», «Зеленый пруд», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше» и др.)

Михаил Пришвин – рассказы, поэмы, романы и дневники писателя были результатом впечатлений от путешествий по природным местам России и зарубежных стран («В краю непуганых птиц» («Очерки Выговского края» - 1907 г., «У стен града невидимого» -1908 г.).

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.
Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на
планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

Выполним онлайн-задания.


Тесты по теме " "

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Толковать понятие «общество» можно с разных позиций: с исторической, философской, социологической и политической. Это многозначное понятие:

– во-первых, это группа людей для общения или деятельности;

– во-вторых, это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы и т.д.

То есть, основным действующим элементом общества является человек .

Под «природой» понимается все сущее, весь мир, вселенная.

Общество и природа едины и взаимосвязаны. Это проявляется в том, что:

– общество возникло в результате длительной эволюции природы;

– общество не может существовать отдельно и независимо от природы (человек живет природой, природа – его часть);

– единство природы и общества заключается в их материальности (общая связь процессов и предметов);

– в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития.

А как же влияют друг на друга природа и общество?

Влияние природы на общество:

Природа дает средства к существованию: материалы и энергию, пресную воду для жизни, воздух – для дыхания и горения.

Природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.

Природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил.

Природа может уничтожать результаты человеческой деятельности: засуха, наводнение, извержение вулканов, землетрясение способны затормозить развитие общества.

Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.

Влияние общества на природу:

Общество изучает и осваивает природу «вглубь», оно способно двигать естественные геологические и экологические процессы в противоположном направлении: извлечение полезных ископаемых, засоление земель (мелиорация), создание пустынь (земледелие), упрощение генетического кода (селекция).

Общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем увеличением объема использования природных ресурсов, вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты).

Общество влияет на структуру окружающей природной среды: меняется ландшафт, происходят изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и биологических круговоротах.

Нужно отметить, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят – двести лет. В настоящее время эти ресурсы истощены, но, в то же время их спрос на них увеличивается в разы. Возникает опасность их исчерпания в полном объеме в ближайшие несколько десятков лет.

Также некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому же эти и все другие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв.

Но все же, общество направляет свои усилия на воссоздание природы.

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Это процесс воспитания, самовоспитания, влияния, то есть формирования человека. При этом главным является не объём знаний, а их соединение с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, то есть духовная деятельность человека, его способность к усвоению ценностей, так и материальная, включающая в себя само содержание образования.

Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце 18 века, особенно под влиянием Гёте и Песталоцци. Образование означало тогда общий духовный процесс формирования человека. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое даётся в школе, и о специальном образовании (музыкальном, техническом, научном). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием.

Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, политическое, религиозное).

Образование является способом защиты общества от сил, обезличивающих человека, разрушающих нравственные и правовые ценности. Понимание этого вопроса вызывает повышенный интерес к нему отдельных лиц, государства и всего общества в целом.

(Е. Губский )

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1. Понятие образования.

2. Современное значение слова «образование».

3. Цели образования.

4. Социальная функция образования.

Показать ответ

1) Образование - это духовный процесс формирования человека, воспитание и обучение.

2) Образование - это деятельность человека по усвоению знаний и ценностей.

3) Образование - это содержание образования (общее, специальное).

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Назовите две стороны, которые включает в себя процесс образования. Приведите по 3 примера, иллюстрирующих каждую из них.

Показать ответ

В ответе должны быть названы две стороны образования:

1) формальная сторона - духовная деятельность человека, его способность к усвоению знаний и ценностей: обучение в школе, конспектирование лекций, работа преподавателем;

2) материальная сторона - само содержание образования (система знаний об обществе, стандарт профессионального образования, математические знания).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

фрагмент текста: «Цели образования и уровень знания... могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, политическое, религиозное образование)».

В чём состоит защитная роль образования как социального института? Приведите не менее трёх аргументов.

Природная среда - естественное условие жизни общества. “История Земли и история человечества - это две главы одного романа” -Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, котрая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь общества.Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды.Ограничивается ли среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений - эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

4. Общество как фактор преобразования природы

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой - это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке - новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными - в перспективе - последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь - оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

5. Теория «Географического Детермизма»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (geographical determinism) - аналитическая точка зрения, состоящая в том, что различные образцы человеческой культуры и социальной организации определялись географическими факторами: климатом, территорией и т.д. Данное представление имеет длинную родословную, восходящую еще к древним грекам. Однако, хотя многие социальные теоретики придавали огромное значение географии, большинство рассматривает ее в качестве одного из факторов, влияющих на социальный порядок, притом не всегда определяющего. Проблема географического фактора и его значение в истории часто изучалась как часть проблемы взаимоотношений географической среды и общества. Тема «природа и общество» рассматривалась как вступление к изучению основных проблем исторического материализма, где в центре изучения была история развития производительных сил и производственных отношений. В после революционной России концепции роли географической среды в жизни общества рассматривались в идеологическом контексте. На исследователей влияло сложившееся негативное отношение к геополитике. Концепции, в которых приоритет оказывался географическому фактору объявлялись реакционными, географический фактор напрямую связывался с политическим. Такой подход к проблеме сохранялся в советской литературе вплоть до середины 1960 х.г.

Помощь при наводнениях, спасение от засух, оставляющих целые народы без продовольствия, предупреждение техногенных катастроф — это лишь малая часть вопросов, требующих своего разрешения. Главное, чтобы влияние природы на общество не приводило к большим людским потерям и огромным материальным затратам на восстановление после стихийных бедствий. Многих неприятностей можно избежать, если не относиться к природе, как к рогу изобилия. Бездумное потребление естественных ресурсов должно полностью и бесповоротно уступить место рациональному природопользованию.

Влияние природы на общество (территория, климат)

Географическая среда в разные исторические периоды отличалась, но она всегда была и будет источником ресурсов, необходимых для жизни и деятельности народонаселения. Заселение материков предками человека началось в глубокой древности. Важнейший ресурс — территория, на которой обитали представители какого-либо этноса, а сейчас живут их далекие потомки. Предпочитаемые для заселения регионы — равнины и прибрежные низменности во всех климатических поясах, кроме приполярных и полярных широт.

Использование почв, растительного покрова, полезных ископаемых

Влияние природы на развитие общества связано не только с географическим положением территории, климатом и рельефом. Не менее важны для населения флора и фауна. Малозаселенные регионы — пустыни, полупустыни, высокогорья - лишены растительности. Тропические леса в Центральной Африке и в бассейне южно-американской реки Амазонки — труднопроходимые джунгли.

Освоены человеком еще в далекие исторические эпохи широколиственные леса, степи и лесостепи, где под богатым растительным покровом сформировались плодородные почвы. Это один из главных ресурсов для развития земледелия — древнейшего занятия человечества. Люди с незапамятных времен пользуется богатствами недр — горючими ископаемыми, рудами, драгоценными камнями, нерудными стройматериалами. В результате совместного влияния территориального, климатического, природоресурсного и других факторов сформировались регионы с высокой плотностью населения:

  • Юго-Восток, Юг и Юго-Западное побережье на материке Северная Америка.
  • Восток и Северо-Запад на материке Южная Америка.
  • Средиземноморский берег, побережье в Африке.
  • Западная Европа, Восточно-Европейская равнина, Средиземноморское и Черноморское побережья, Западная и Юго-Восточная Азия, Индостан на материке Евразия.

Отрицательное влияние природы на общество заметнее в регионах с неблагоприятными условиями для жизни и хозяйственной деятельности населения. Это районы с холодным климатом, глубоко залегающими полезными ископаемыми, высокой сейсмоопасностью. К таким территориям относятся:

  • пустыня Гоби, север Западной Сибири, Восточная Сибирь, Камчатка в Евразии;
  • Центральная Сахара в Африке;
  • пустыни и высокогорья Северной и Южной Америки;
  • внутренние районы Австралии;
  • Антарктида — самый холодный и безжизненный континент, постоянное население на этом материке отсутствует.

Вода и цивилизация

Влияние природы на общество выражается в освоении ресурсов океанов, морей, рек, озер и других водоемов, очень важных для многих сторон жизни населения. Русский историк и географ XIX века Л. И. Мечников написал книгу о влиянии рек на цивилизации древности. Автор назвал исторические реки Нил, Тигр, Ефрат «великими воспитателями человечества».

Для современных народов тоже важны гидрографические показатели и режим постоянных водотоков (соленость, температура, половодья, паводки, ледостав и ледоход). Объем стока, падение и уклон реки, характер дна обязательно учитываются при строительстве гидроэлектростанций, мостов, паромных переправ. Положительное влияние общества на природу заключается в обводнении пустынь, «усмирении» рек, которые выходят из берегов во время наводнения и паводка, затапливая низины, леса, где гибнут животные.

Водный баланс территории играет огромную роль в питьевом снабжении населения, развитии сельского хозяйства, рыбоводства. ощущается во многих регионах мира, что обостряет социальные противоречия. Как предполагают некоторые исследователи, в будущем разразятся войны за обладание водными ресурсами.

Биологическое влияние природы на общество

Человек на генетическом уровне связан с природой. По одной из теорий люди произошли от обезьяноподобных предков, овладевших способами изготовления орудий труда и прямохождением.

Влияют на жизнь современного народонаселения Земли. Например, метеорологию трудно представить без данных о геомагнитной ситуации и активности Солнца. Русский ученый с мировым именем А. Л. Чижевский в 1915-1959 годы исследовал зависимость биологических явлений от активности небесного светила. Александр Чижевский собрал исторические сведения, доказывающие влияние природы на развитие общества. В частности, ученый писал о зависимости эпидемий, восстаний, революций от 11-летнего солнечного цикла.

Природа и производство

Согласно теории географического детерминизма различия в хозяйственно-бытовой деятельности и культуре народов обусловлены природными условиями, в которых они живут. Но эти взгляды подверглись критике, ведь эволюция общества происходит быстрее, чем меняются природные условия, а непреходящие культурные ценности и научные открытия есть у разных народов Земли.

Процесс взаимодействия общества с намного сложнее, чем представляли сторонники географического детерминизма. Например, постиндустриальные страны — США, Япония, Израиль, Германия, Франция, Великобритания, Канада — обладают разными территориями, природными условиями и ресурсами. Несмотря на различия, направления развития общества и уровень производства во многом сходные.

Природа и наука

Влияние природы на общество иллюстрирует процесс зарождения и развития естественных наук: физики, химии, биологии. Особенно усилился интерес к изучению окружающей среды в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Английский философ XVII века Ф. Бэкон утверждал, что, познавая природу, общество обретает необходимое ему благополучие. Появились разные формы накопления и использования знаний о географической среде:

  • научные гипотезы и теории;
  • сельскохозяйственные и промышленные технологии;
  • продукты производства.

К сожалению, чаще всего перед наукой ставили цель — покорить природу человеческой воле и разуму. Изменения в окружающей среде к середине XX века стали настолько масштабными, что появился афоризм «Человек — царь природы», а позже комментарий к нему: «Не царь, а болезнь». Для научно-технического прогресса необходимы отдельные элементы окружающей среды, а его достижения нередко отражаются на всей географической оболочке в целом, например влияние парниковых газов или климатических установок.

Эстетическое воздействие природы на человеческое общество

Географическая среда и духовная жизнь тесно связаны между собой. Позитивное влияние природы на общество иллюстрирует культура, вернее ее богатство. В произведениях фольклора, поэзии и прозе, народных и классических танцах, пейзажной живописи нашли отражение элементы окружающей среды. Не одинаково их воспринимают жители разных стран и регионов, поэтому ценность представляет культура больших и малых народов.

Нередко фольклор становится источником знаний о природе для исследователей, путешественников. Вдохновленный народными легендами о святом Брендане, его плавании к «острову Блаженных» британский ученый и писатель Тим Северин отправился в путешествие через Атлантический океан на кожаной лодке, изготовленной по старинным чертежам. На острове Пасхи норвежский ученый и путешественник с помощью местных жителей и фольклорных источников выяснил, как в древности могли изготовить 12-метровые фигуры из камня, установить их в разных частях острова.

Ухудшение состояния окружающей среды

Негативное влияние общества на природу заключается в истощении запасов природных ресурсов — невозобновимых, исчерпаемых. К этим группам относятся уголь, нефть, газ, торф, горючий сланец, руды черных и цветных металлов, самоцветные камни и другие полезные ископаемые. Сокращаются запасы исчерпаемых возобновимых ресурсов — растительного и животного мира, воды. Темпы изменения окружающей среды возрастают, все явственнее надвигается угроза Так сказывается отрицательное влияние общества на природу. Примеры:

  • дефицит чистого воздуха в промышленных центрах и мегаполисах;
  • загрязнение воды в подземных источниках и поверхностных водоемах;
  • потеря плодородия;
  • сокращение численности редких животных и растений;
  • накопление производственных и бытовых отходов на полигонах и стихийных мусоросвалках.

Здоровая окружающая среда — одна из самых больших ценностей

Мы рассмотрели влияние природы на сферы общества. Это не безликая масса, а люди, которые нуждаются в определенных условиях для нормальной жизнедеятельности. Человек — экологически пластичное живое существо, но его адаптационные возможности не беспредельны. В течение сотен тысяч лет эволюция проходила при одних параметрах среды обитания, к которым люди приспособились. В настоящее время скорость и масштабы изменения показателей окружающей среды превышают адаптационные возможности человека. Все это приводит к неблагоприятным последствиям — болезням, стрессам. В осознали пагубное влияние общества на природу. Примеры позитивных изменений:

  • внедрение методов экономического регулирования природопользования;
  • использование малоотходных и производства;
  • экономное расходование энергоресурсов и пресной воды;
  • совершенствование органического земледелия.

Одно из важнейших направлений сохранения природы — создание национальных парков и биосферных заповедников. Такие участки служат резерватами для редких и исчезающих видов, научными лабораториями, выполняют просветительскую миссию. Заповедник — «храм природы», где поведение человека должно подчиняться строгим правилам. Запрещена всякая хозяйственная деятельность, что помогает восстановлению и сохранению природного участка в его почти первозданном виде.