Психологическая теория памяти в психологии. Психологические теории памяти

Психологические исследования памяти имеют давнишние традиции. В настоящее время в психологии существует три основные теории памяти.

Первая из них называется ассоциативная теория . Центральная идея этой теории состоит в том, что главным психологическим механизмом памяти является ассоциация.

Ассоциация, понятие, введенное еще Г. Лейбницем в XVII веке, обозначает связь явлений. Применительно к памяти механизм ассоциации означает следующее: если некоторые психические явления были восприняты либо одновременно, либо непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, ассоциация. Тогда при последующем появлении одного из двух компонентов этой ассоциации возникает и образ другого. Это и есть психологический механизм памяти. Ассоциативная теория памяти различает три вида ассоциаций : по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциация по смежности – это связь между двумя явлениями, происшедшими одновременно. Например, если в момент удара грома собаку ударили, она будет бояться раскатов грома, т.к. этот звук будет вызывать у нее память о боли от удара.

Ассоциация по сходству возникает в тех случаях, когда восприятие какого-либо объекта вызывает воспоминания о другом в силу какой-либо общности между ними. Например, глядя на ребенка, едущего на игрушечном велосипеде, вы можете вспоминать себя в детском возрасте.

Ассоциация по контрасту – это такая ассоциация, при которой восприятие какого-либо объекта вызывает воспоминание о противоположном ему. Например, в холодный зимний вечер вы вспоминаете жаркий день на солнечном морском берегу. Совершенно очевидно, что ассоциативная теория является психологическим отражением временных нервных связей, возникающих в результате одновременного или последовательного действия раздражителей.

Однако ассоциативная теория не исчерпывает все психологические концепции памяти.

Другая распространенная психологическая теория памяти – теория гештальта (от нем. Gestelt – образ, структура).

В соответствии с этой теорией в качестве психологического механизма памяти выступает принцип системности . Это означает, что все, что запоминается, закрепляется в памяти в соответствии с иерархией признаков и объектов, к которым оно относится, т.е. по смыслу. Например, когда мы запоминаем любое новое слово на иностранном языке («синица», «друг», «экзамен») мы тут же помещаем его в определенную систему категорий, как бы автоматически располагая слово «друг» в категории «межличностные отношения», слово «синица» в категории «птицы», слово «экзамен» в категории «учебный процесс».

Этот принцип системности (принцип смысла) памяти отражен и в теоретических справочниках, и в энциклопедиях и в библиотеках, где все объекты расположены в строчной последовательности: по тематике либо по алфавиту. Этот же принцип положен в основу компьютерной командной оболочки «Windows», «Окна».

Третья психологическая теория памяти – деятельностная . Согласно этой концепции протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место данный материал занимает в деятельности человека.

Экспериментально установлено, что наиболее продуктивно память работает тогда, когда запоминаемое выступает в качестве цели действия.

Основной тезис этой концепции можно сформулировать так: запоминание зависит не от того, что запоминается, а от того, какое место этот материал занимает в деятельности.

Известно, например, что студенты лучше запоминают тот предмет, который более важен для них в их будущей профессии.

Кроме того, важное место в этой теории отводится понятию «контекст», т.е. конкретной ситуации значимости. Многие из нас, попадая в обстоятельства, когда надо было вспомнить что-то очень нужное, тут же вспоминали это, хотя оно казалось давно забытым. С другой стороны, каждый легко вспомнит множество примеров, когда отсутствие практики вело за собой забывание необходимых компонентов деятельности, идет ли речь об игре на музыкальном инструменте или об усвоении иностранного языка.

Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации видов памяти у человека.

По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, кратковременную и оперативную.

Долговременная память – это память практически безграничная по своей емкости и длительности. Для нее характерно сколь угодно длительное хранение информации, закрепленной либо после многократного ее повторения и воспроизведения, либо в результате интенсивности раздражителя. Так, воспоминания детства человек может пронести через всю жизнь.

Кратковременная память ограничена как по емкости (ее объем – «магическое число» 7 – семь букв, семь цифр, семь предметов, точнее 7±2), так и по времени (не более 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а только обобщенный образ воспринятого. Она обслуживает сиюминутные потребности человека.

Оперативная память – термин, которым обозначают память, обслуживающую осуществляемую человеком деятельность. Ее длительность определяется мотивацией и необходимостью для данной работы. В уме удерживается та информация, которая необходима «по ходу дела». Когда деятельность завершается, эта информация забывается. Ее длительность – от нескольких минут до нескольких часов и дней. Другое ее название – деловая или промежуточная (между долговременной и кратковременной) память.

По характеру психической активности память подразделяют на следующие виды: сенсорная, двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Сенсорная память – это примитивная память только рецепторов, без участия корковых концов анализатора. Пример сенсорной памяти – последовательный образ, возникающий на сетчатке глаза после интенсивного длительного воздействия. Посмотрите в солнечный день в сторону окна в течение 30 секунд, затем закройте глаза, и вы увидите негативный последовательный образ окна. Он будет сохраняться в течение нескольких секунд. Это и есть сенсорная память.

Двигательная память – память на запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она особенно развита у спортсменов и актеров, механиков и танцоров.

Эмоциональная память – это память на психические состояния в комплексе с вызвавшей их ситуацией и субъективным отношением к ней. Часто у людей эмоциональная память бывает сильнее других видов памяти, поскольку эмоции определяют отношения человека с другими людьми. Многие нервные и психические заболевания (неврозы, травматические психозы и др.) вызваны расстройством эмоциональной памяти на базе которого длительное время сохраняются устойчивые патологические состояния.

Образная память – это запечатление в нервной системе образа привлекательного или отталкивающего раздражителя. Образная память формируется на основе анализаторов. Поэтому в ней различают: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая обычно хорошо развиты у всех людей, а осязательная, обонятельная и вкусовая – у профессионалов, которым она присуща.

Разновидность образной памяти, при которой люди способны с исключительной точностью и яркостью сохранять образы предлагаемых им изображений называется эйдетической памятью (от греч. слова «Эйдос»- образ). Люди, обладающие эйдетической памятью, могут настолько ярко представить себе отсутствующие предметы, как будто они их на самом деле воспринимают именно в данный момент. Однако таких людей немного.

Словесно-логическая память – это память на мысли, т.е. на суждения и умозаключения. Эта память присуща только человеку, поскольку основывается на использовании языка и речи. Именно словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в обучении. Это – высший вид памяти, на котором основано так называемое понятийное обучение, т.е. освоение понятий – словесно-логических обобщений при описании мира в его объективированных свойствах.

Процессы памяти

Запоминание . По своим физиологическим механизмам запоминание представляет собой образование и закрепление в коре больших полушарий головного мозга требуемых нервных связей в процессе восприятия заучиваемого материала.

Различают непреднамеренное и преднамеренное запоминание.

Непреднамеренным (непроизвольным) называется запоминание тех или иных предметов и явлений в результате непосредственного восприятия, без какого-либо желания запомнить их. Так, слушая лекцию, мы одновременно запоминаем многие сопутствующие обстоятельства (вид аудитории, состав слушателей и т.п.), хотя перед нами и не была поставлена задача специально их запомнить. Благодаря непреднамеренному запоминанию человек сохраняет в памяти множество явлений и обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Непреднамеренное запоминание, как правило, является бессистемным, неточным, неполным, с большим количеством пропусков и ошибок. Запоминаемый таким образом материал носит случайный характер.

Преднамеренное (произвольное) запоминание сопровождается произвольным вниманием и имеет целенаправленный, избирательный характер. Преднамеренное запоминание всегда связано с контролем эффективности проделанной работы: стремясь запомнить тот или другой материал, человек всегда проверяет полноту и точность запоминания и не прекращает работы до тех пор, пока не достигает желаемых результатов.

Примером преднамеренного запоминания может служить заучивание учебного материала. Большую роль при заучивании играют волевые усилия: ученик, стремящийся запомнить учебный материал, обыкновенно имеет сознательную установку на его заучивание, которая выражается в сознании необходимости именно заучить, а не просто воспринять материал.

Воспроизведение . Физиологической основой воспроизведения является повышение интенсивности установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Толчком для этого всегда служит тот или иной раздражитель, связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание.

Различают два вида воспроизведения: непреднамеренное и преднамеренное.

Непреднамеренное воспроизведение воспринятого раньше материала имеет место тогда, когда соответствующие образы всплывают в сознании как бы сами по себе, без намерения вспомнить их. Физиологической основой непреднамеренного воспроизведения являются нервные связи по принципу ассоциации.

Преднамеренное воспроизведение имеет место в тех случаях, когда преследуется цель вспомнить что-либо. Особенностью преднамеренного воспроизведения является его планомерный характер. Оно протекает не под влиянием тех или иных случайных раздражений, а организованно.

Рассказывая о технике определенного физического упражнения, например прыжка в высоту, спортсмен будет руководствоваться не первыми всплывшими в его сознании ассоциациями, он последовательно, по определенной системе расскажет об особенностях и значении в технике этого прыжка таких его элементов, как разбег, толчок, фаза полета, приземление. Чтобы воспроизведение было в полной мере преднамеренным, необходимо, чтобы оно активно готовилось уже в процессе заучивания.

Припоминание . Припоминанием называется воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, требующее иногда затраты больших волевых усилий. Ученик не может сразу и легко вспомнить ту или иную дату, он забыл некоторые собственные имена, математическая формула всплывает в его памяти в неполном виде и т.д. Его старания более точно припомнить нужный материал заключается в поисках ассоциаций, опираясь на которые он мог бы правильно воспроизвести заученное. Иногда наводящий вопрос преподавателя служит толчком для появления таких ассоциаций, иногда сам ученик, мысленно сосредоточиваясь на тех или других представлениях, находит нужную ассоциацию и вспоминает требуемый материал.

Узнавание . При воспроизведении всегда имеет место узнавание: возникшие в памяти представления узнаются как ранее известные. Узнавание часто опирается на побочные ассоциации, которые позволяют вспомнить не только сам предмет, но и обстановку в которой он воспринимался, обстоятельства, которые при этом были, и.т.д. Воспроизведение же какого-либо предмета без опоры на побочные ассоциации (не сопровождаемые чувством знакомого) не осознается как воспоминание.

Сохранение и забывание . Сохранение в памяти той или иной информации определяется двумя обстоят6ельствами: либо включением долговременной или оперативной памяти, либо процессами мотивации, которые поддерживают необходимость в данной информации. На сохранение информации влияет пластичность мозга, которой отличаются дети. Так, усвоенный в детстве иностранный язык труднее забывается, чем изучавшийся в зрелом возрасте. Сохранение информации зависит и от качества памяти. Как известно, с возрастом память у людей ухудшается в связи со снижением пластичности нервных клеток и процессов. Для улучшения запоминания и сохранения в памяти информации разработаны так называемые мнемотехнические приемы, сущность которых состоит в формировании вспомогательных ассоциаций.

Что касается забывания, то здесь выделяются следующие моменты: темп забывания, степень глубины забывания, временный или постоянный характер забывания и психологические явления, обусловливающие забывание.

Забывание зависит от времени. Как показал во второй половине XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз, забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания, а затем замедляется. При этом темп забывания зависит от содержания и объема материала. Это явление отражено в так называемой кривой Эббингауза (см. рис.). Бессмысленное содержание забывается быстрее, чем осмысленное. При запоминании большого по объему материала нередко наблюдается парадоксальное явление: непосредственное за заучиванием воспроизведение оказывается гораздо хуже, чем отсроченное на 2-3 дня. Такое улучшение отсроченного воспроизведения называется реминисценция . Явление реминисценции объясняется явлением утомления нервных клеток, которые отдохнув, интенсивнее возбуждаются, усиливая процесс воспроизведения.

Степень глубины забывания зависит от того, насколько часто включается требуемая информация в деятельность человека. Чем реже – тем больше глубина забывания. Однако эта закономерность не относится к двигательным навыкам. Не садившись на велосипед 20 лет, мы так же легко поедем на нем. То же относится и к другим двигательным навыкам. Иногда наблюдается временное забывание чего-то, что, в общем то, всегда было необходимо. Это, как правило, связано с утомлением человека. Либо же с явлением интерференции , когда предшествовавшая заучиванию плохая информация, может отрицательно влиять на сохранение необходимого материала, занимая собою все пространство сознания. Явление вытеснения , открытое З. Фрейдом, проявляется в непроизвольном забывании неприятных событий. Еще одним таким психологическим явлением, способствующем забыванию, служит подавление. Подавление – это активное принуждение себя самого не думать о неприятном. Так героиня романа «Унесенные ветром» говорит себе: «Не буду об этом думать сегодня. Отложу на завтра».

Нарушения памяти

Нарушение памяти называется амнезия . При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Причиной амнезии служит либо заболевание, либо иное нарушение (в результате травмы, кровоизлияния, переутомления) работы нейронных сетей головного мозга.

Невозможность вспомнить события прошлого называется ретроградная амнезия . Так бывает при алкоголизме, старческом слабоумии.

Невозможность вспомнить недавние события называется антероградной амнезией . Такие люди не могут усваивать новую информацию, обучаться.

Искажается память и в ситуации стресса. Вот почему свидетельства очевидцев стрессогенных событий крайне ненадежны. Кроме того, на искажение процессов памяти влияет сама структура личности человека, степень его культурного развития, система установок и убеждений, а также общая психологическая зрелость. Люди демонстративного склада склонны «присочинять» или искажать припоминаемые события. Эмоционально вязкие склонны припоминать множество мелких деталей, упуская главное и т.д. Только здоровый образ жизни и занятия умственным трудом позволяют до старости сохранить отличную память.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «память».

2. Охарактеризуйте физиологические основы памяти.

3. Объясните, в чем заключается психологическое значение процесса забывания.

4. Охарактеризуйте первую из трех психологических теорий памяти.

5. Проанализируйте специфику гештальт- и деятельностной теории памяти.

6. Назовите логические основания выделения видов памяти у человека.

7. Приведите примеры видов памяти по критерию длительности хранения информации.

8. Опишите виды памяти по характеру психической активности.

9. Дайте анализ всех процессов памяти и охарактеризуйте открытие Г. Эббингауза и явление реминисценции.

10. Дайте характеристику нарушений памяти и проявления защитных механизмов, определяющих процесс забывания.

1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1996.


Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и так решали эту проблему с позиций соответствующих методологических принципов.

Распространение получили асоцианистская, гештапьтпсихопогическая, бихевиористическая и действенная теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была асоциансткая теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно асоцианистской теорией, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря асоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например, закон забывания Г. Еббингауза. Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерних бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминованость (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти. Решительной критике подвергалась асоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории "было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность анемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальттеории памяти установлено немало интересных фактов. Например, феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнения, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенными, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиристическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Исследователи бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И.П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеть, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению програмированого обучения, инженерной психологии. Ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом исследуемых явлений.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и асоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

Деятельность теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимовольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейна, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л.С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольно) превращается в опосредованно (ноль), которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемические деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л.С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихопогические", которые генетически развиваются на основе внешних.

Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - перцептивные, умственными, эмоционально-волевыми.

Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольника, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 пение. Затем, при запоминании уже других 15 пение, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием пение. Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, опосредствованного процесса. Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами (ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались с самого начала эксперимента. В этом случае их преимущество была вполне очевидной.

Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризуются и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.

Представители деятельности теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П.И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольно памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А.А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.

Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.

Вместе с тем следует отметить, что эта теория уделяет недостаточно внимания статистической характеристике процессов памяти. Прослеживается противоречивость в ее понятийном аппарате: память трактуется или как элемент структуры деятельности, или как ее побочный продукт, или как самостоятельная деятельность.

Представители гештальт-психологии (В.Келер, К. Коффка, М.Вертгеймер, К.Левин и др.) подвергли критике положение ассоцианизма о смежности элементов во времени и пространстве как условий возникновения и закрепления связи (ассоциации) в мозгу.

Такие связи, с их точки зрения, не являются простой функцией смежности. В основе образования ассоциаций лежит закон целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов; целостное образование - гештальт первично по отношению к входящим в него элементам.

В этой связи существенное значение в структурной теории памяти приобрело понятие организации запоминаемого материала.

В.Келер в работе «О природе ассоциаций» писал, что организация является действительно определяющим условием ассоциирования; смежность во времени (и пространстве) имеет значение для ассоциирования постольку, поскольку облегчает организацию. Организованное, структурированное поле восприятия определяет силу принципа изоморфизма и структуру следов в мозгу, т.е. законы организации приложимы одинаково к восприятию и обучению.

Доказательство этих положений Келер видел в факте лучше запоминаемости близких, сходных объектов, чем разнородных.

Большую успешность в запоминамии смыслового и связанного материала по сравнению с бессмысленными слогами и несвязвнными элементами, гештальт-психологи также относила за счет хорошей и плохой организации.

Ассоциативная теория объясняла успешность запоминания смыслового материала частотой употребления слов в их взаимных связях в течение жизни человека, тогда как слоги представляют по отногшению к прошлому опыту нейтральный материал. Келер видел причину преимущества в запоминании слов перед бессмысленными слогами в том, что слова являются материалом, организованным уже хотя бы по своему смысловому значению. Ряд бессмысленных слогов не представляет структурированного целого, в силу этого его невозможно запомнить без специальной организации. Поэтому в запоминании бессвязанного материала Келер особенно подчеркивал значение намерения - активной направленности на организацию материала и считал, что вне намерения запоминание такого материала невозможно.

Исследования К.Левина, выполненные на материале бессмысленных слогов, показали, что они запоминаются с большим трудом именно потому, что между ними с трудом образуется структура, и что в запоминании частей не удается установить структурное соответствие.

Факты зависимости успешности запоминания от структуры материала были получены в опытах ученицы В. Келера Г.фон Рестор. В этих опытах организация материала изменялась таким образом: в предъявленный для запоминания ряд однородных пар элементов были включены пары элементов, отличающиемя от остальных.

В исследовании фон Ресторф были использованы пять видов материала: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы, цвета. Эти виды материала были организованы в ряды, каждый из которых включал четыре однородные и четыре разнородные пары. Например: четыре пары слогов, одну пару геометрических фигур, одну пару букв, одну пару цветов, одну пар чисел или четыре пары букв и по одной паре каждого из других видов материала. В эксперименте использовались все возможные сочетания указанных разновидностей материала. Стимульный материал предъявлялся испытуемому два или три раза, затем, после небольшого перерыва, во время которого испытуемый был занят нейтральной деятельностью, оценивалось сохранение по примеру парных ассоциаций. Полученные данные представлены следующим образом:

О - однородные стимулы;

Р - разнородные (изолированные пары рядов)

Результаты опытов показали, что включенные в ряд элементы запоминались лучше тех, которые были сходны и служили фоном для первых. Этот факт, названный «эффект Ресторф», был интерпретирован в соответствии с теорией гештальта: числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того, что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.

Гештальт-психология, выдвинула структуру материала в качестве ведущего условия запоминания, поэтому для усвоения неорганизованного, бесмысленного материала, вынуждена была вводить дополнительные исходное условие - намерение субъекта.

Особо подчеркивалась невозможность намеренного запоминания бессвязного материала. Однако опыты многих исследователей показали, что бессмысленные слоги могут запоминаться ненамеренно, если субъект осуществляет с ними определенную деятельность.

В духе гештальт-пихологии вопросы памяти рассматривались в исследованиях немецкого психолога Курта Левина (1890-1947), в связи с проблемой мотивации. Причины психических процессов, в том числе и памяти, Левин видит в психических энергиях, обусловливаемых волей, намерениями, потребностями. Все это создает определенные напряженные системы, структуры, которыми и определяется появление и течение психических процессов. Выполненные в школе Левина исследования запоминания и возобновления прерванных действий, насыщения, замещения, фрустрации и уровня притязаний составили эпоху в развитии экспериментальной психологии личности. Первые исследования К. Левина были посвящены анализу условий, при которых возникает известное напряжение, и изучению того, как влияет данное напряжение на дальнейшее протекание деятельности. Эта работа была проведена М. Овсянкиной под руководством К. Левина. Испытуемому предлагалось выполнить длинную цепь действий. Одни были монотонными, не имели конца. Вторые имели структурные характер: они имели конец, после достижения которого, деятельность прекращалась. Эта вторая, структурная деятельность в одних случаях доводилась до конца, а в других - искусственно прерывалась до того, как была закончена. Наблюдения показали, что если прерывалась монотонная деятельность, то испытуемый не возвращался к ней, просто прекращал ее. Если же прерывалась структурная деятельность, то в большинстве случаев испытуемый обнаруживал тенденцию вернуться к ней, чтобы ее закончить. Этот факт Левин объясняет продолжающимся состоянием напряжения в результате прерванного намерения выполнить начатую деятельность. Возник вопрос, как влияет этот перерыв деятельности на непроизвольное запоминание. Для того чтобы ответить на него, испытуемого, сменившего за час 20-30 видов деятельности, спрашивали о том, чем он занимался в течение этого часа. Эти опыты были проведены Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988).

Свое первое исследование, выявляющее зависимость памяти от динамики мотивационной сферы, она выполнила в Берлине под руководством К. Левина. Смысл эксперимента заключалстя в том, что испытуемый получал ряд заданий (18-22), которые ему необходимо было выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца, а половина заданий прерывалась экспериментатором до завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной для испытуемого последовательности, например, после двух незаверненных шли два завершенных, затем одно незавершенное, затем два заверненных и т.д.

В ходе опытов был обнаружен специальный феномен «эффект Зейгарник»: прерванная структурная деятельность запоминается в 2-2,5 раза чаще, чем законченная или неструктурная монотонная детятельность. Испытуемый, прежде всего, сохраняет в памяти те виды деятельности, которые имели структурный характер, но не были доведены до конца. Позднее было отмечено, что запоминание своих собственных действий и запоминание зрительных образов подчиняются разным закономерностям. Любые намерения требуют участия памяти.

По словам Спинозы, душа не может сделать ничего по своему решению, если она не вспомнит, что нужно сделать: «намерение есть память».

Преимущественное удержание в непреднамеренном запоминании прерванной, незаконченной деятельности оказалось одним из важных правил психологии, которое было широко использовано как в педагогике, так и в искусстве.

Эти факты значительно расширили сферу изучения явлений памяти, которая в большинстве исследований была ограничена наблюдениями за условиями предъявления и заучивания мателиала в той или иной форме; они заставляют ставить вопрос о приближении исследований памяти к изучению системы поведения человека в целом. Для ряда направлений в психологии было характерным выделение активной, деятельной стороны сознания. Оно шло различными путями у различных представителей психологической науки.

В проблеме памяти психологи - в противоположность ассоцианизму - стали подчеркивать роль восприятия, внимания, апперцепции, намерения как особого рода активности сознания в запоминании и воспроизведении. Был выявлен ряд факторов, влияющих на протекание прцессов памяти, особенно сохранения. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов памяти эмоции. Все эти факторы, определяющие продуктивность запоминания, тем не менее, не раскрывали содержания этого процесса. Поэтому в ряде случаев вместо анализа психологического содержания процессов памяти исследователи ссылались на их физиологические механизмы. Запоминание характеризовалось как образование достаточно прочных временных связей; воспроизведение и узнавание - как актуализация и функционирование временных связей, забывание - как торможение временных связей. Вопрос же о собственно психологическом содержании мнемических процессов оставался открытым.

Ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом.

Гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти , проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.

Химические теории памяти . Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.


Память делится на виды:

- по времени хранения информации:

сенсорная – обеспечивает удержание информации в течение очень короткого вре-мени (несколько секунд); в это время решается вопрос в ЦНС о необходимости привлече-ния внимания к этой информации;

кратковременная память – обеспечивает оперативное удержание информации в те-чение небольшого времени, без повторения (около одной минуты);

долговременная память – обеспечивает продолжительное удержание знаний, уме-ний, навыков; объём и время хранения долговременной памяти не ограничен, чем чаще человек пользуется информацией, тем больше она запоминается;

оперативная память – направлена на удержание промежуточных результатов;

генетическая память – информация, содержится в генах (передаётся по наследст-ву), она не поддаётся изменению;

- по предмету запоминания:

двигательная – запоминание движений (танцы, спорт, худ. творчество), способ-ствует лучшему развитию;

эмоциональная – память на эмоции; эмоциональная память является наиболее прочной; если эмоции сопровождают любое запоминание, то оно будет более прочным; на эмоциональной памяти основана эмпатия, способность сочувствовать человеку, сопереживать ему; эмпатия необходима актёрам;

образная – запоминание образцов восприятия: зрительный, вкусовой, звуковой и т.д.;

словесно-логическая – запоминание логического материала.

Процессы памяти:

Запоминание – самый важный;

Сохранение;

Воспроизведение.

Виды запоминания:

Непроизвольное – когда не ставится цель запоминать что-то, а запоминание происходит само собой;

Произвольное – ставится цель.

Исследования психологов доказали, что при определённых условиях непроизвольное запоминание является более эффективным. Активная мыслительная деятельность с тем материалом, который нужно запоминать (совмещать теорию с практикой). Запоминание может быть – без понимания смысла.

Основные теории памяти

Человек получает разные впечатления об окружающем мире. Они оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности эти впечатления воспроизводятся. Данные процессы получили название память. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что без памяти человек стал бы существом мгновения с мертвым прошлым для будущего. Функционирование общества и человека без памяти невозможно.

Специалисты считали, что наиболее разработанным разделом психологии являлась память, но дальнейшее изучение её закономерностей сделало память одной из узловых проблем науки. Единой и законченной теории памяти на сегодняшний день не существует.

  1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
  • Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Ассоциация обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Суть принципа в следующем – если в сознании одновременно или друг за другом возникли определенные психические образования, то между ними образуется ассоциативная связь. В результате при повторном появлении какого-либо элемента этой связи, в сознании возникает представление всех элементов;
  • Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
  • Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
  • Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;
  • Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;
  • Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований появилась гипотеза о том, что процесс запоминания имеет двухступенчатый характер. В мозге на первой ступени происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратимые физиологические изменения в клетках. На основе первой возникает вторая стадия, т.е. собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ. Эти специфические химические изменения, считают сторонники этой теории, лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения, воспроизведения следов.
  • Зарубежные теории памяти

    До настоящего времени не потеряла своего научного значения ассоциативная теория памяти, возникшая еще в XVII веке. Активная её разработка шла и в XVIII и в XIX вв. Наибольшее распространение эта теория получила в Англии и Германии. Связь между отдельными психическими элементами разрабатывали Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер и др. В русле этой теории память понимается как сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций. С помощью этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. В результате исследований было выяснено, что 60% всей полученной информации забывается в течение первого часа. Через 6 дней от общего числа первоначально выученных слогов, остается менее 20%. Согласно ассоциативной теории отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических и смысловых ассоциациях с другими.

    Позже теория столкнулась с трудноразрешимыми проблемами. Она не могла объяснить избирательность человеческой памяти, которая из всей поступающей информации выбирает определенную.

    Ассоциативную теорию в конце XIX века сменила гештальттеория. Главным принципом и основным понятием для неё выступила не ассоциация первичных элементов, а целостная их организация – гештальт, законы формирования, которого определяют память. Сторонники этой теории проводили главную мысль о том, что при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов.

    Несмотря на то, что представителям теории удалось найти психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, они столкнулись с другой сложной проблемой. Суть проблемы была связана с формированием и развитием памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Зависимость развития памяти от практической деятельности не ставился и не решался.

    Удовлетворительного ответа о генезисе памяти не могли дать представители и других направлений психологических исследований – это бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы были близки к ассоцианистам, только с той разницей, что много внимания уделяли изучению памяти в процессах научения. Представителями психоанализа были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

    В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Её представителями были А. Бине, К. Бюлер. При запоминании и воспроизведении материала теория на первый план выдвигала смысловое содержание.

    Вывод

    Таким образом, можно сказать, что различные западные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей. З. Фрейд, в свою очередь, придавал значение роли эмоций, мотивов, потребностей в запоминании.

    Исследование памяти в отечественной психологии

    Отечественное направление в изучении памяти связано в основном с общепсихологической теорией деятельности, где память выступает как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, занимались исследованием состава мнемических действий и операций, зависимостью продуктивности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания и др.

    Изучение памяти как деятельности положил французский ученый П. Жане, который одним из первых начал трактовать память, как систему действий, которые ориентированы на запоминание, переработку и хранение материала.

    В России эта концепция получила развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций, где были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти.

    Деятельностная теория памяти образование связей-ассоциаций между представлениями, запоминание, хранение, воспроизведение материала объясняла исходя из того, что человек в процессе его мнемической обработки делает с этим материалом.

    Особенности, при которых механизм запоминания происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Им было установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а их действий прочнее запоминаются те, что связаны с преодолением препятствий. С появлением вычислительной техники и развитием программирования, с началом развития кибернетики, начались поиски оптимальных путей принятия, переработки, хранения информации уже машиной. Начался процесс технического и алгоритмического моделирования процессов памяти. Накопленный богатый материал очень полезен для понимания законов памяти, тем более что мозг человека это тоже сложнейшая электронно-вычислительная машина.

    Итоги различных теорий памяти

    Руководствуясь ассоциативной теорией памяти, немецкий ученый Г. Эббингауз, вывел следующие закономерности запоминания:

    • Простые события могут произвести на человека сильное впечатление и запомниться прочно и надолго и, даже по истечении многих лет, способны выступить в сознании отчетливо и ясно;
    • Менее интересные и более сложные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не задерживаются;
    • Однократного переживания при пристальном внимании к событию бывает достаточно, чтобы потом воспроизвести по памяти его основные моменты в нужном порядке;
    • Между точностью воспроизведения события и уверенностью в этой точности однозначная связь не всегда существует;
    • При увеличении числа членов запоминаемого ряда, возрастает количество необходимых повторений для его запоминания;
    • Число предварительных повторений при заучивании материала, экономит время в том случае, если это число повторений не больше количества, необходимого для полного заучивания материала;
    • По памяти лучше всего воспроизводятся начало и конец какого-либо длинного ряда;
    • Для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизводства, важным является то, какие они есть разрозненные или логически связанные в целое;
    • Повторение заученного материала будет более продуктивно, если происходить будет в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов;
    • Новое повторение способствует лучшему запоминанию выученного раньше;
    • Если усилить внимание к материалу, который надо запомнить, то число повторений для его выучивания можно сократить;
    • Материал, вызываемый особый интерес, запоминается без всякого труда;
    • Необычные и странные впечатления запоминаются значительно лучше;
    • Новое впечатление в памяти человека не остается изолированным, вступая в ассоциативные связи, оно может изменить другие впечатления и измениться под их воздействием;
    • Патологические изменения личности вызывают нарушения памяти, например, амнезия;
    • Память человека теряется и восстанавливается по одному закону.