Рабочая программа курса "естествознание" (6 класс, фгос).

Моя электронная почта [email protected]

На 20 сентября . Доделать задания по доп.2 (в прикрепленном файле). Подготовить к проверке предыдущие задания.

1. Все доделать: задания с двух прошлых уроков:

20 явлений, которые вы сами наблюдали на школьном дворе или дома расклассифицировать по стандартной классификации (см прикрепленный файл) и своей придуманной

Влияние Солнца на процессы на Земле файл доп.2 доделать. Если что-то непонятно, записать вопрос в тетради

2. Новое задание - пользуясь этими сведениями (влияние Солнца на жизнь на Земле) написать сочинение/научно-фантастический рассказ на тему "Мир без Солнца" (ситуация, что Слнце погасло, но не исчезло!)

Художественный сюжет приветствуется, но научные данные должны быть не искаженными.

Можно для справки поьзоваться разными источниками, (но тогда их в примечании указать) н СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕЛЬЗЯ!.

Доделать все задания в тетради! Учебник в прикрепленном файле пар 18 - схема видов энергии,таблица взаимопревращений сосвоими примераи (это прошлое задание)

Новое - пар 19. Таблица по тепловым явлениям .

сделать зачет по тепловым явлениям по вариантам на листочке, нужные параграфы в прикрепленном файле "Учебник пар 1-30"

пар 26 (в файле Световые явления)вопр 1-2, рис 68 перерисовать

Гуревич стр. 104, отв на вопрос, уметь рассказать, почему возникает солнечное затмение, стр. 110, вопросы 1,2, по желанию - л.р.40

Гуревич стр 112-114, зарисоватьход лучей в собиращей и рассеиващей линзах, стр 112

Гуревич стр 116-117, вопросы письменно

Гуревич стр 115 аппликация по верхнему рисунку с подписями. Нарисовать ход лучей в близоруком и дальнозорком глазах (второй снизу ряд рисунков)

Файл "Восприятие света животными". Составить таблицу по 5 (не менее) животны: название животного - как видит (как устроен глаз, как воспринимает цвета, острота зрения)

Повторить световые явления тетради, по Гуревичу, можно использовать файлы "Световые явления" и "дефекты зрения". Подготовиться к контрольной по световым явлениям.

Кто пропустил последний урок -Гуревич, стр 91-96, в тетрадь перерисовать обозначения элементв цепи на стр 95 и цепи на стр 96.

звуковые явления пар 31и 33 в прикрепленных файлах. По таблице в пар 31 определить, чейполет мы можем слышать и почему. Дополнительное задание записать разные звуки, например, в квартире, чтобы можно было отгадывать, что происходит

1.Тем, кто не сделал - сделать опыт по распространению звука и оформить отчет по плану:

цель исследования (т.е. на какой вопрос, хотим ответить)

гипотеза

материалы и методы

результаты

вывод (согласуется с целью и гипотезой - верна ли)

Кто не знает, как делать, из-за отсутствия на уроке 24 января, может использовать задание "опыт с будильником"

2. Файл Дополнение 5 (Речевой аппарат. Ухо): закончить табличку по певческим диапазонам голосов, и табличку по строению органа слуха: столбцы: отдел уха - строение - функции

Выбрать не менее 5 разных животных, найти сведения и занести в таблицу:"Кто как слышит" или "Кто как издает звуки" - на выбор.

Пар1 в прикрепленном файле Химические явления. Найти и описать 5 химических явлений дома. Повторить химические элементы.

на 14 марта пар 3-4 в рикрепленном файле. Выучить признаки и вид хим. реакций, подготовиться к самостоятельной работе по химическим явлениям.

на 21 марта Текст "Кислород" в прикрепленном файле - доделать задания -в тетради. На доп. отметку для желающих- химические формулы минералов,10 штук

на 28 марта Текст Углерод с вопросами - в прикрепленном файле или по ссылке (там же и Кислород для тех, у кого не открывалось)

https://drive.google.com/drive/folders/1mGC4YC4NRRMi1Dq3nu42Ggqr8gG-GTkK?usp=sharing

Кислород надо доделать

на 11 апреля. Углерод (текст и вопросы в прикрепленных файлах). Вопросы и задания - письменно.

На 17 апреля. Привести в порядок свои сообщения и задания к ним. Выполнить тренировочные задания в прикрепленном файле "Доп2. Как Солнце влияет на Землю". Повторить теорию по явлениям. Надо выучить теорминимум (в прикрепленном файле) - это обязательно. Представьте этот текст в виде схем.

По тексту" Круговорот азота" составить схему. Стрелочки - процессы. Подготовить сообщение на тему "нитраты и нитриты". Текст для тренировки - молнии.

Пар. 48-49. Составить схему "Виды реакций, входящих в обмен веществ". Биологические явления, которые включают в себя химические реакции. оределите, какие признаки химических реакций там присутствуют. К каким типам эти реакции относятся? Тексты есть внизу в картинках.

На 15 мая. Несколько вариантов тренировочных заданий (на выбор). По пар 49. 1. Составьте схему "Типы питания организмов" (часть ее есть в параграфе). 2. Составьте схему, показывающу путь углерода из атмосферного воздуха в органические вещества организма человека. 3. Состввьте таблицу "Способы получения питательных веществ из окружающей среды". Столбцы: организм - каким способом получает. 4. Найдите ошибку в предпоследнем абзаце стр.159. Пользуясь текстом и учебником биологии, составьте сообщение "Питание грибов"

По пар 50. 1. Составьте таблицу "Питательные вещества и их источники", в которой перечислите все необходимые человеку питательные вещества и продукты, в которых они есть. 2. Составьте схему переработки пищи в пищеварительной системе. 3. Пользуясь текстом и дополнительной информацией, составьте сообщение "Зачем нужны витамины". 4. Найдите и исправьте ошибку в схеме на стр 170.

По пар 51. 1. Ответьте на вопросы: Зачем в организме человека и других животных нужен кислород? Почему при физической нагрузке потребность в кислороде увеличивается? 2.Составьте по рис. 151 схему, показывающую путь воздуха через дыхательную систему. 3. Составьте схему, показывающую этапы вдоха-выдоха. 4. Составьте таблицу сравнения дыхания и горения. 5. По рис 154 определите, какой орган больше всего снабжается кислородом и питательными веществами. Почему? 6. пользуясь текстом и рис 153. составьте сообщение "Кто как дышит"

Задания можно делать в электронном виде и присылать по почте.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» 5 – 6 класс

Учитель-составитель рабочей программы:

Палтусов Алексей Дмитриевич,

г. Вяземский

2013 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована к условиям обучения в физико-математическом лицее, входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики 7 – 9 классов.

Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; примерное поурочно-тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение, определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

«Физика: пропедевтический курс» – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Пропедевтика основ физики;
  • Получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
  • Формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике).

Введение физики на ранней стадии обучения в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Основное содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа».

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс «Физика» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула».

Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 5, 6 классах по 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом основного общего образования курсу «Физика: пропедевтический курс» предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, включающий некоторые знания из области физики. В свою очередь, содержание курса «Физика: пропедевтический курс» служит основой для последующего изучения курса физики в основной школе.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
  • Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
  • Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
  • Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, СБ, периодические издания и т. д.);
  • Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
  • Формирование элементарных исследовательских умений;
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

5 КЛАСС (35 ч, 1 ч в неделю)

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерения объема жидкости.

Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные работы

Сравнение характеристик тел.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Измерение плотности вещества.

Взаимодействие тел

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы

Измерение силы трения.

Определение давления тела на опору.

Измерение выталкивающей силы.

Выяснение условия плавания тел.

6 класс

(35 ч, 1 ч в неделю)

Физические явления

Механическое движение. Виды механических движений Скорость. Относительность механического движения. Звук, источник звука. Эхолот.

Лабораторные работы:

Вычисление скорости движения бруска;

Наблюдение источников звуков

Тепловые явления

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.

Лабораторная работа:

От чего зависит скорость испарения жидкости

Электромагнитные явления

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.

Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные работы:

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Сборка простейшего электромагнита.

Действие на проводник с током.

Световые явления

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления

Лабораторные работы

Наблюдение теней и полутеней.

Изучение отражения света.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Наблюдение преломления света.

Получение изображений с помощью линзы.

Наблюдение физических явлений. I

Человек и природа

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Лабораторные работы

Измерение атмосферного давления барометром.

Изготовление простейшего гигрометра.

Знакомство с простыми механизмами.

Вычисление механической работы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа курса «Физика: пропедевтический курс» для 5 класса.

Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 – 6 классы. Учебник.

Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов. ., Понтак. С.

Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь.

Список наглядных пособий

  1. Лампа накаливания.
  2. Теплоизоляционные материалы.
  3. Глаз как оптическая система.
  4. Строение атмосферы Земли.
  5. Барометр-анероид.
  6. Двигатель внутреннего сгорания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

УДД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятив-ные

Личностные

Физика – наука о природе. Физические явления

Урок получения новых знаний

Знать понятия: «физика», «физические явления»

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»;

Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория

Комбинированный урок

Знать основные понятия

Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование

Урок практикум

Знать названия лабораторного оборудования, уметь применять

Составление словаря понятий;

Умение работать с реальными объектами,

как источником информации, Развитие устной монологической речи.

Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела»

Урок практикум

Построение продуктивного взаимодействия между сверстниками и учителем в проведении эксперимента

Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Определение объема измерительного цилиндра и твердого тела»

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Характеристики тел и веществ

Комбини-рованный урок

Знать смысл понятий «вещество». Уметь использовать основные физические приборы

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста.

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества

Комбини-рованный урок

Уметь описывать и объяснять физическое явление: диффузия

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Масса тела. Эталон массы

Комбини-рованный урок

Знать:

Определение массы;

Единицы масс.

Уметь воспроизвести или написать формулу

Составление словаря понятий

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Лабораторная работа № 4 «Определение массы тела»

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Температура. Термометр. Лабораторная работа № 5 «Измерение температуры воздуха и воды»

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Строение вещества. Молекулы и атомы

Комбини-рованный урок

Знать смысл понятий:

Вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Движение молекул. Диффузия

Комбини-рованный урок

Взаимодействие частиц вещества

Комбини-рованный урок

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений

Комбини-рованный урок

Строение атома

Комбини-рованный урок

Знать классификацию строения вещества

структурно-семантической схемы учебного текста

Плотность вещества

Комбини-рованный урок

Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу.

Связь между плотностью, массой и объемом

Комбини-рованный урок

составление словаря понятий, объяснение связи между плотностью, массой и объемом;

Ответы на вопросы по теме.

Проведение дискуссии по темам

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества»

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Самостоятельная работа

Урок контроля

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

Сила как характеристика взаимодействия

Комбини-рованный урок

Знать определение силы, единицы его измерения и обозначения

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Явление тяготения. Сила тяжести

Комбини-рованный урок

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Введение новой физической величины, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка);

Проведение дискуссии по темам

Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила упругости

Комбини-рованный урок

Знать определение силы упругости, вес тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Деформация. Виды деформации. Сила упругости

Комбини-рованный урок

Знать определение силы упругости, вес тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Измерение сил. Динамометр.

Урок практикум

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

Сила трения. Роль трения в природе и технике

Комбини-рованный урок

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры

Способы усиления и ослабления трения.

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения»

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Давление твердых тел

Комбини-рованный урок

Знать понятие давления твердых лет

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения

Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 8 «Определение давления тела на опору»

Урок практикум

Понимать зависимость давления от площади опоры.

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Передача давления жидкостями и газом.
Закон Паскаля

Комбини-рованный урок

Понимать явление передачи давления жидкостями и газом.
Знать закон Паскаля

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения

Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды

Комбини-рованный урок

Понимать явление давления на глубине жидкости; сообщающиеся сосуды

Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимелова сила. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы»

Урок практикум

Понимать действие жидкости на погруженное в нее тело. Знать понятие архимедова сила

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Условия плавания тел. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия плавания тел»

Урок практикум

Понимать условия плавания тел.

Контрольная работа

Урок контроля

Уметь воспроизводить и находить физические величины

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

Обобщающий урок

Комбини-рованный урок

Резерв

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Название изучаемой темы

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Познавательные

Коммуника-тивные

Регулятив-ные

Личностные

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Виды механических движений

Урок получения нового знания

Знать:

Явление инерции, физический закон, взаимодействие;

Смысл понятий: путь. Скорость, масса, плотность.

Уметь: - описывать и объяснять равномерное и прямолинейное движение;

Использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

Выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Скорость. Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска»

Урок практикум

структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей.

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Относительность механического движения

Комбинированный урок

составление структурно-семантической схемы учебного текста

Проведение дискуссии по темам

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Звук, источник звука. Эхолот. Лабораторная работа «Наблюдение источников звуков»

Урок практикум

Знать понятие «Звуковые волны», физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей.

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел

Урок получения нового знания

Знать понятия:

Тепловое движение, Температура

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Плавление и отвердевание

Комбинированный урок

Знать понятия: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Испарение и конденсация. Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости»

Урок практикум

Знать понятие испарения, объяснить процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Теплопередача

Комбинированный урок

Знать понятие «Теплопроводность»

«Конвекция»

«Излучение»

составление структурно-семантической схемы учебного текста

Проведение дискуссии по темам

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Знать понятие Электризация тел при соприкосновении. Объяснять взаимодействие заряженных тел.

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста;

Ответы на вопросы по теме.

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Электромагнитное поле. Объяснение электрических явлений.

Урок изучения нового материала

Знать понятие «электрическое поле»

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Электрический ток. Сила тока. Амперметр

Комбинированный урок

Знать:

Понятия: электрический ток, источники электрического тока;

Условия возникновения электрического тока

Напряжение. Вольтметр. Источники тока.

Комбинированный урок

Знать понятие «напряжение», единицы напряжения, обозначение физической величины, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях. Уметь с ним работать

Напряжение. Сопротивление

Комбинированный урок

Знать понятие «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения. Обозначение его в электрических цепях

Последовательное и параллельное соединение

Комбинированный урок

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении проводников

Лабораторная работа «Последовательное и параллельное соединение»

Урок практикум

Уметь измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин,

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Электрическое поле

Урок изучения нового материала

Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Связь между напряжением, сопротивлением, силой тока

Комбинированный урок

Знать определение Закон Ома для участка цепи, его физический смысл

Решение задач

Урок практикум

Уметь решать задачи на закон Ома

Применение теоретических знаний на практике

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

Действие электрического тока

Комбинированный урок

Знать понятие «электрический ток в металлах». Уметь объяснить действие электрического тока и его направления

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов.

Комбинированный урок

Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние

Самостоятельная работа

Урок практикум

Уметь применять на практике полученные теоретические знания

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Свет. Источник света. Распространение света

Урок получения нового знания

Знать понятие «источники света». Уметь объяснить прямолинейное распространение света

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Лабораторная работа «Свет и тень».

Урок практикум

Знать основные закономерности

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Отражение света. Зеркала. Лабораторная работа «Отражение света зеркалом»

Урок практикум

Знать законы отражения света

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Преломление света. Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света»

Урок практикум

Знать законы преломления света

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Линзы. Ход лучей в линзах

Комбинированный урок

Знать что такое линзы. Давать определение и изображать их

Уметь строить изображения, даваемые линзой

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Лабораторная работа «Наблюдение изображений в линзе»

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Оптические приборы

Комбинированный урок

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Глаз и очки

Комбинированный урок

Знать законы отражения и преломления в оптических приборах, уметь отличать

Разложение белого света в спектр. Цвет тел

Комбинированный урок

Изучение оптических явлений на практике

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Атмосфера. Барометр

Комбинированный урок

Уметь:

использовать физические приборы для измерения давления

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения;

Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр

Урок получения нового знания

Знать понятие влажности воздуха и принципы работы приборов для измерения влажности

устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах

Механизмы. Механическая работа

Энергия. Механическая энергия. Источники энергии

Комбинированный урок

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения

Знать:

Определение физических величин: энергия

Единицы измерения энергии;

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка)

Итоговая контрольная

Комбинированный урок

Знают базовые понятия (стандарт)

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

Резерв


Пособие автора Д. А. Исаева позволит школьникам познакомиться с естественно-научными предметами. Оно ориентировано на учащихся 5-6 классов, однако может использоваться в качестве дополнительного материала. Большим преимуществом данного учебника является то, что он способен вызвать у детей интерес к изучению таких наук как естествознание, физика, химия, поскольку он грамотно составлен и имеет большое количество красочных иллюстраций. Таким образом, изучение теории превращается в увлекательное путешествие, но при этом книга сохраняет свою ценность с точки зрения образования.

Одним из основных средств получения знаний является собственный опыт. В книге содержится более 50 лабораторных работ, которые не слишком сложны, но при этом позволяют наблюдать многие вещи на практике и делать выводы. Познание окружающего мира через практический опыт очень ценно и хорошо запоминается, гораздо лучше сухой теории. К тому же, для детей этой будет очень увлекательно. Учебник содержит в себе большое разнообразие тем как по физике, так и по химии, по астрономии и естествознанию. Это позволяет сформировать общие представления об этих науках и нашем мире в целом и даст хорошую базу для более глубокого их изучения в последующие годы.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5–6 классы" Д. А. Исаев бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Физика 6 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании примерной программы основного общего образования по курсу естествознания в соответствии с авторской программой (авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С, Понтак) для 6 класса. Курс рассчитан на 35 учебных часов (занятия по одному уроку в неделю).

Учебно-методический комплект включает:

2. Методическое пособие «Естествознание» 5-6 классы. Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак.

«Естествознание. 6 класс» - интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Ознакомление учащихся 6 класса с широким кругом явлений физики, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни;

Формирование первоначального представления о научном методе познания;

Развитие способности к исследованию;

Умение наблюдать явления природы;

Формирование первых представлений о физических величинах и способах их измерения;

Формирование умения пользоваться простейшими измерительными приборами: измерительным цилиндром, динамометром, рычажными весами;

Подготовка учащихся к систематическому изучению курса физики на последующих этапах обучения;

Умение воспринимать, перерабатывать учебную информацию (теоретическую и экспериментальную).

Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 35 учебных часов учащихся 6 класса, из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу «Естествознание. 5-6 класс» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Естествознание. 5-6 класс», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курса физики в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета

Введение физики на ранней стадии обучения в 6 классе требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;

Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

Освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

Формирование элементарных исследовательских умений;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

В результате изучения пропедевтического курса физики ученик должен:

Иметь представление:

О физических явлениях;

Молекулярно - кинетической теории строения вещества;

Строение атома;

О современной науке и производстве, средствах связи;

Как люди познают окружающий мир;

Роль автоматике, электронике, компьютеризации производства;

О средствах связи и передачи информации.

Обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;

Производить простейшие измерения;

Снимать показания со шкалы прибора;

Обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;

Составлять планы конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней практики.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» для 5-6 классов.

Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы. Учебник.

Основное содержание программы включает разделы:

«Введение», в котором дается представление о том, что изучает физика, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа».

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании - и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула», «химический элемент».

1. Введение (1 часа)

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.

2. Тела и вещества (5 часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.

Итоговая работа №1 по теме: «Тела и вещества».

3. Взаимодействие тел (5часов)

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Итоговая работа №2 по теме: «Взаимодействие тел».

4. Физические явления (14часов)

Механические явления (3ч).

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука.

Тепловые явления (4ч).

Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Электромагнитные явления (4 ч)

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.

Ампер - единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт - единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы.

Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Световые явления (3 ч)

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга.

Итоговая работа №3 по теме: «Физические явления».

Человек и природа (10 ч)

Земля – планета Солнечной системы (4 ч)

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.

Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.

Луна - спутник Земли. Фазы Луны.

Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.

Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, телескоп.

Исследования космического пространства. К. Э. Циолковский, С. П. Королев - основатели советской космонавтики.

Ю. А. Гагарин - первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

Земля – место обитания человека (1 ч)

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.

Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.

Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.

Человек дополняет природу. Взаимосвязь человека и природы. (5 ч)

Механизмы. Механическая работа. Энергия.

Механизмы - помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль - единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива.

Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение.

Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Контрольная работа № 5 «Человек и природа».

Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Введение

Тела и вещества

Взаимодействие тел

Физические явления

Человек и природа

Календарно – тематическое планирование .

Тема занятия.

Основные понятия.

Основные виды учебной деятельности.

Формы контроля.

Введение (1ч).

Что изучает физика.

Физика, научный метод, цена деления прибора.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы, приводить примеры.

Фронтальный опрос.

Раздел: «Тела и вещества» 5 часов.

Форма, объём, цвет, запах.

Состояния вещества.

Тело, вещество, состояния вещества.

Масса тела, весы, грамм.

Шкала, термометр, температура, градусы.

Вещество, делимость вещества, диффузия, частицы.

Знать понятия:

Тело, вещество, состояния вещества, диффузия, масса, температура;

Измерять массу рычажными весами, определять температуру;

Понимать строение вещества.

Масса. Правила измерения массы тела с помощью рычажных весов.

Температура.

Строение вещества. Движение частиц вещества.

Частицы вещества и состояние вещества. Строение атома.

Раздел: «Взаимодействие тел» 5 часов.

Сила. Взаимодействие тел. Измерение силы.

Сила, виды сил, деформация, динамометр, Ньютон.

Знать понятия:

Сила, сила тяжести, трения, упругости, всемирного тяготения.

Уметь измерять силу с помощью динамометра.

Различать силы по видам происхождения.

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

Электризация тел, электрические заряды, электроскоп.

Давление. Давление в жидкостях и газах.

Давление, сила, площадь.

Архимедова (выталкивающая) сила.

Знать понятия:

Давление, давление в жидкостях, газах.

Уметь определять выталкивающую силу действующую на тело.

Действие жидкости на погружённое в неё тело.

Раздел: «Физические явления» 14 часов.

Тема: Механические явления. 3 часа.

Механическое движение. Путь, время и скорость.

Скорость, время, путь, механика, механическое движение. Звук, источник звука, механические волны.

Знать понятия:

Механическое движение, путь, скорость, время, звук;

Уметь вычислять скорость движения тела.

Относительность механического движения.

Тема: Тепловые явления. 4часа.

Тепловые явления.

Тепловые явления, нагревание, охлаждение.

Плавление, отвердевание, нагревание.

Испарение, конденсация. Теплопроводность.

Знать понятия:

Тепловые явления, плавление, отвердевание, испарение, конденсация, теплопередача.

Уметь измерять температуру тела термометром.

Тепловое расширение.

Плавление и отвердевание.

Испарение конденсация. Теплопередача.

Тема: Электромагнитные явления . 4 часа.

Электрический ток. Напряжение. Сила тока.

Электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, амперметр, вольтметр, резистор, электрическая цепь.

Знать понятия:

Электрический ток, напряжение, сила тока.

Уметь приводить примеры различного действия тока.

Проводники и диэлектрики. Электрические цепи.

Тепловое действие тока.

Магнитное действие тока.

Тема: Световые явления . 3 часа.

Световые явления. Источники света. Свет и тень.

Световые явления, свет, луч, источник света, тень, отражение и преломление света, линза, оптические приборы.

Знать понятия:

Свет, отражение и преломление света;

Уметь строить ход лучей, определять углы падения и преломления.

Отражение света. Зеркала. Преломление света.

Линза. Оптические приборы. Цвет.

Раздел: «Человек и природа» 10 часов.

Тема: Земля – планета Солнечной системы 4 часа.

Астрономия. В мире звёзд.

Астрономия, небесные тела, планеты, телескоп, созвездия, планеты, звёзды, азимут, высота, зенит, линия горизонта,

Знать названия некоторых звёзд и созвездий;

Уметь пользоваться картой звёздного неба; компасом. Проводить наблюдения в телескоп.

Созвездия. Карта звёздного неба.

Солнце. Луна.

Космические исследования.

Тема: Земля – место обитания человека. 1 час.

Земля – место обитания человека.

Атмосфера, атмосферное давление, влажность воздуха, барометр, гигрометр, психрометр.

Знать понятия:

Литосфера, мантия, ядро, гидросфера, атмосфера.

Уметь измерять атмосферное давление и влажность.

Тема: Человек дополняет природу. Взаимосвязь человека и природы. 5 часов.

Механизмы.

Простые механизмы, рычаг, блок, равновесие, полезная и затраченная работа, энергия.

Знать понятия:

Простые механизмы, работа, энергия.

Уметь использовать простые механизмы.

Простые механизмы.

Механическая работа.

Итоговое занятие. Презентация проектов.

Литература для учащихся:

Энциклопедия «Астрономия». - М.: Аванта+.

Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». - М.: Дрофа, 2000.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. - М: Просве­щение, 2002.

Остер Г. Физика. - М.: Росмэн, 1997.

Перельман Л.И.. Занимательная физика. Ч. 1,2. - М.: Наука,1972.

Тульчинский М. Е Качественные задачи по физике.6-7 классы. - М.: Просвещение, 1976.

Литература для учителя:

Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.

СмирновА.П., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок:

Физические задачи с лирическими условиями. - М.: Кругозор, 1994.

Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро Кван­тум, 1994. ­

Лукашик В.И. Физическая олимпиада. - М.: Просвещение, 1976.

Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литератур­ных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! - М.: Детская лите­ратура, 1973.