Рассказ в римском амфитеатре. Колизей – уникальный памятник архитектуры древнего Рима

Колизеем величают всемирно известный амфитеатр, являющийся одним из древнейших памятников архитектуры Рима. Его «имя» с латинского переводится как «колоссальный», ведь на момент постройки он был единственным зданием, расположившимся в центре Рима, а его размеры внушали страх и уважение. Изначально его называли Амфитеатр Флавиев, но название не прижилось.

Историческая справка

Строительство Колизея началось в далеком 72 году по велению императора Веспасиана. Таим образом он укрепил свои владения и избавился от дворца предшественника. Строительные работы велись 8 лет.

Нашествие варваров «подкосило» здание, а землетрясение, случившиеся в 1349 году, разрушило его большую часть. В XVIII веке Бенедикт XIV провозгласил амфитеатр местом, где пролилась кровь христианских мучеников и посвятил Страстям Христовым.

В 2007 году он был признан третьим чудом света, вошедшим в 7 Новых чудес света. Сегодня это уникальная достопримечательность Италии, ставшая символом страны. Хотя в древние века здесь проходили гладиаторские и животные бои на смерть, он всё же излучает величество и красоту.

Архитектура

Колизей является самым масштабным античным амфитеатром. Его наружный эллипс имеет длину 524 метра, длина арены – 86 метров, её ширина – 34 метра. Высота стен доходит до 50 метров. Построен Колизей на фундаменте толщиной в 13 метров.

Амфитеатр Флавиев имел приблизительно 80 входов и заключал в себе, помимо арены, три яруса для зрителей:

  • первый состоял из 20 рядов скамей, где сидели городские власти и знать;
  • во втором было 16 рядов скамей, они предназначались для римских граждан;
  • третий был наиболее неудобным в случае необходимости выхода. Тут размещались свободные римляне, имеющие минимум прав.

Колизей утратил две трети своего первоначального величества, хотя его архитектура по-прежнему поражает. В нем могло поместиться до 50 000 человек, а в подвале, где располагались камеры, еще несколько сотен.

Особенности посещения

Колизей – единственное место в Риме, где всегда гигантские очереди, ведь очень много туристов желают взглянуть на достопримечательность и исторические ценности, которые она хранит. На территории расположен музей раскопок, проводивших в Колизее.

Напротив расположен , который знающие туристы также советуют посетить. С него открывается удивительный вид на амфитеатр. К тому же, посещение холма входит в стоимость посещения Колизея.

Полезные сведения для туристов

Колизей охраняется и попасть в него можно только по расписанию. Днем он работает с 9:00 до 19:00 летом и с 9:00 до 16:00 зимой. Внешние стены украшены удивительной иллюминацией, поэтому в ночное время Колизей особенно красив, если смотреть издалека.

В году предусмотрено два выходных дня, когда достопримечательность закрыта для туристов – 25 декабря, а также 1 января.

История Колизея берет свое начало в I веке н. э. Она насыщена яркими событиями и фактами. Это грандиозное сооружение сохранилось до нашего времени практически в первоначальном виде. О самом Колизее, его богатой истории, интересных фактах и событиях будет рассказано в этой статье.

История Колизея

Колизей в переводе с латыни означает "колоссальный, громадный". Он также известен как амфитеатр Флавиев (династия римских императоров). Колизей является памятником древнеримской архитектуры и одной из многочисленных достопримечательностей, которыми известна Италия.

Он построен между Целиевским, Эсквилинским и Палатинским холмами. Возведение Колизея началось в 72 году (I век нашей эры). Во время правления основателя династии Флавиев. Спустя восемь лет, в 80 году, освятил амфитеатр, который возвели на месте пруда, относящегося к известному комплексу

Причины строительства

Если быть более точным, то история Колизея началась в 68 году. В тот год изменила присяге императору, поддержав мятежный Сенат. Это привело к тому, что Нерон после 14 лет диктаторства покончил с собой в загородном поместье близ Рима.

Его смерть привела к гражданской войне, которая длилась целых 18 лет. В 69 году война была завершена, победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, основатель династии императоров.

Перед Веспасианом стала задача по реконструкции центра Рима, не только для того, чтобы его восстановить, но и для усиления собственной власти и культа, искоренения любого упоминания о своем предшественнике. Большой проблемой для строительства в Древнем Риме Колизея был дворец Нерона, который носил название Золотой дом. Сам дворец и прилегающий к нему участок занимал площадь в 120 га в самом центре Рима.

Веспасиан реконструировал большую часть зданий, а находящиеся рядом с дворцом озера засыпали, выстроив на их месте Колизей. Все это масштабное мероприятие было довольно символичным, ведь земля, которой пользовался Нерон, теперь стала служить простому народу.

История строительства

Античный амфитеатр возводили за счет средств, которые были получены после продажи военных трофеев. Как считают историки, для строительства и реконструкции всего комплекса зданий в Рим было доставлено более 100 тыс. рабов и взятых в плен солдат. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ, например, при добыче травертина в карьерах римского пригорода Тиволи. Также они транспортировали камень из карьера в Рим, в среднем дорога составляла более 20 миль.

Большие группы архитекторов, строителей, декораторов и художников выполняли поставленные задачи, возводя античный амфитеатр. Однако императору Веспасиану было не суждено дожить до завершения грандиозного строения, он скончался в 79 году. Спустя год его преемник Тит освящал Колизей во время его открытия.

Общее описание

Как и все остальные амфитеатры Древнего Рима, амфитеатр Колизей построен в форме эллипса, в центре которого располагается арена такой же формы. Вокруг арены выстроены концентрические кольца с местами для зрителей. От всех остальных сооружений подобного рода Колизей отличается своими внушительными габаритами. Длина наружного эллипса Колизея составляет целых 524 метра, большая ось - около 188 м, а малая - почти 156 м. Арена амфитеатра достигает в длину около 86 м, а в ширину - почти 54 м, высота стен Колизея колеблется от 48 до 50 метров.

Основой конструкции являются 80 направленных радиально столбов, укрепленных стенами, а также несущие своды и перекрытия. Колизей настолько массивен, что для его возведения пришлось делать фундамент, достигающий 13 метров в толщину. Снаружи постройку отделали травертином, который доставляли из Тиволи.

Фасад амфитеатра

Архитектура Колизея величественна и грандиозна, она поражает своим великолепием до сих пор. В наружной стене амфитеатра, которая в высоту достигает почти 50 метров, находится двухступенчатый цоколь, а сам фасад здания поделен на четыре яруса. Три нижних яруса - это аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны или столбы). Этот прием в архитектуре был очень популярен в I веке нашей эры.

Арки самого нижнего этажа имеют высоту немногим более семи метров, а опоры, поддерживающие их, достигают в ширину почти 2,5 м, а в глубину - около 2,8 метра. Расстояние между опорами составляет 4,2 метра. Перед арками встроены колонны, имеющие дорический ордер, однако антаблемент (верхняя часть) создан в другом архитектурном стиле.

Интересный факт заключается в том, что 76 арок нижнего яруса из 80 были пронумерованы. Без номеров оставались четыре, которые находились на концах осей, они и являлись главными входами в Колизей.

Верхняя часть фасада

Колонны, находящиеся на втором ярусе амфитеатра Колизей, опирались на аттик (декоративная стена), который располагался над антаблементом начального яруса. Аркады второго яруса отличаются от аркад первого высотой колонн, а также тем, что они имеют не дорический, а ионический ордер. Антаблемент, аттик, который служил основой для колонн третьего ряда, также были меньше размером, чем на первом ярусе.

Высота арок на третьем ярусе чуть меньше, чем на втором, и составляет 6,4 метра. Главным отличием арок второго и третьего яруса было то, что в каждом проеме находилась статуя. На третьем ярусе стены были украшены пилястрами в коринфском стиле. Через каждую пару пилястр было сделано окно.

Название сооружения

Многие задают вопрос: "Почему Колизей назвали Колизеем?" Стоит отметить, что изначально он назывался Амфитеатр Флавиев, так как его возведением занималась эта династия императоров. Название Колизей это сооружение получило намного позже, оно появилось в VIII веке. Оно обозначает колоссальность этого амфитеатра, во всей Римской империи построек подобного размера не было.

Однако существует версия, что Колизей был так назван потому, что рядом с ним стоял колосс (статуя) Нерона. Она была сделана из бронзы и достигала в высоту 37 метров. В дальнейшем император Коммод переделал ее, заменив голову статуи. Сейчас уже сложно сказать, в честь чего был переименован амфитеатр Флавиев в Колизей, однако обе версии вполне состоятельны, и историки до сих пор не нашли им опровержения.

Предназначение Колизея

Колизей в Древнем Риме для простого народа и для патрициев являлся главным местом, где проводились различные увеселительные мероприятия. В основном здесь проходили бои гладиаторов, которые в то время пользовались огромной популярностью. Также здесь проводили звериные травли и навмахии (морские сражения). Для проведения морских боев арена Колизея заполнялась водой, после чего и начинались баталии.

Во время правления императора Макрина, в 217 году, здание Колизея серьезно пострадало от пожара. Но при следующем императоре, Колизей отреставрировали. В 248 году в этом сооружении император Филипп с большим размахом отпраздновал тысячелетие Рима. А в 405 году в Колизее гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием. Связано это было с распространением христианства, которое впоследствии стало основной религией Римской империи. Здесь продолжали проводить звериные травли, однако после смерти императора Теодориха Великого, в 526 году, прекратились и они.

Колизей в Средневековье

История Колизея в Средние века складывалась не лучшим образом. Нашествия варваров привели в упадок не только амфитеатр, но и сам Рим, постепенно Колизей начал разрушаться. В VI веке к амфитеатру была пристроена часовня, но религиозного статуса всему сооружению это не придало. Арену, где раньше сражались гладиаторы, стравливали зверей и устраивали морские сражения, превратили в кладбище. Аркады и сводчатые пространства были переделаны под мастерские и жилища.

С XI до XII века Колизей стал своеобразной крепостью для римской знати, которые оспаривали друг у друга право власти над простыми гражданами. Однако они были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, а он в дальнейшем даровал его римскому народу и сенату.

Местные аристократы в начале XIV века устраивали в Колизее бои быков, с этого же времени сооружение начинает постепенно разрушаться. В середине XIV века мощнейшее землетрясение становится причиной обрушения постройки, больше всего пострадала его южная сторона.

Колизей в XV-XVIII века

Так как Колизей в то время не был одной из самых известных достопримечательностей мира, его постепенно начали использовать в качестве строительного материала. Помимо того что брали камень из обвалившихся стен, его специально вытаскивали и из самого Колизея. С XV по XVI век отсюда по распоряжению разных понтификов забирали камень для возведения венецианского дворца, палаццо Фарнезе и дворца канцелярии.

Несмотря на это варварство, значительная часть Колизея сохранилась, но часть сооружения была изуродована. Папа Сикст V хотел использовать уцелевший амфитеатр в качестве фабрики по производству сукна, а Климент IX сделал из Колизея завод по производству селитры.

Лишь в XVIII веке понтифики начали должным образом относиться к этому древнему величественному сооружению. Папа Бенедикт XIV принял Колизей под свою защиту и стал считать это местом памяти христиан, павших во время гонений со стороны Рима. В центре арены был установлен крест огромных размеров, а вокруг него расположили несколько алтарей в память пути Христа на Голгофу.

В 1874 году крест и алтари были убраны с арены Колизея, а новые понтифики продолжили заботу о сооружении. По их распоряжению амфитеатр не только держали в сохранности, но укрепили те стены, которые могли обвалиться.

Колизей сегодня

В настоящее время Колизей находится под защитой государства и круглосуточной охраной. Сохранившиеся обломки амфитеатра, где это было возможным, установили на свои места. Арену было решено исследовать, и на ее территории были проведены археологические раскопки. К удивлению, ученые под ареной обнаружили подвальные помещения. Предположительно их использовали в качестве своеобразных кулис для людей и животных, перед тем как они выходили на арену.

Невзирая почти на две тысячи лет и на тяжелые испытания, остатки Колизея без внутренней и внешней отделки и в настоящее время производят незабываемое впечатление на человека, оказавшегося здесь. Даже в этом состоянии довольно легко представить, каким именно был Колизей в свои лучшие времена. Монументальность архитектуры поражает своим масштабом, вместе с этим виден изысканный романский стиль. Колизей заслуженно считается одной из самых известных достопримечательностей мира.

Сегодня он продолжает постепенно разрушаться из-за дождевой воды и атмосферного загрязнения. Правительство Италии разработало программу по реставрации и сохранению этого удивительного памятника истории и архитектуры Древнего Рима. В ближайшее время она будет реализовываться. На этот период туристов, приезжающих сюда со всего мира, перестанут пускать в Колизей.

Это сооружение стало одним из символов Италии, так же как Пизанская башня или фонтан Треви. Колизей сегодня претендует на звание одного из новых чудес света. Среди традиционных семи известны следующие достопримечательности:

  • Пирамиды в Египте.
  • Статуя Зевса в Греции.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Мавзолей в Галикарнаке.
  • Колосс Родосский.
  • Александрийский маяк.
  • Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Однако из всех перечисленных достопримечательностей до нашего времени сохранились лишь пирамиды. Об остальных можно узнать только из мифов и легенд. Колизеем же можно любоваться и сегодня, несмотря на то что этому сооружению почти 2 тыс. лет. Если вы окажетесь в Риме, то обязательно посетите этот уникальный исторический и архитектурный памятник.

Колизей Рима, фото без прикрас которого показывают нам просто расчищенные от мусора руины, так и останется простыми развалинами, если не знать факты его тяжёлой судьбы. Когда знакомишься с ним в толпе туристов, то не видишь главного — следов знакомой тебе истории. Из статьи Вы

  • увидите те детали на фото памятника которые вызывают вопросы у туристов,
  • получите ответ, который не смог дать экскурсовод,
  • сможете побывать в начале нашей эры и своими глазами увидеть прошлое важнейшего символа древней цивилизации.

Колизей Рима: фото и «молчание ягнят»

На латинском языке Колизей — Colosseo — колосс — это скульптура или архитектурное сооружение огромной величины. Рядом с театром стояла колоссальная статуя Нерона, которая позже была переделана в бога Солнца. Ещё в 8 веке, спустя 7 столетий после строительства здания, словом Colosseo называли именно скульптуру, а не амфитеатр.

В эпоху средневековья её (скульптуру) считали символом постоянства Рима. Известна эпиграмма тех времен: «Если падёт Колосс (Колизей) — падёт Рим. Если падёт Рим — падёт мир».

«Колосс» в конце концов упал. Возможно, его сбили, чтобы повторно использовать бронзу. Некоторые следы на самом Колизее (чуть позже расскажем о них) подтверждают эту версию. К 1000 году так стали обозначать амфитеатр. Сама статуя была забыта, и сохранилась только ее основание, расположенное между Колизеем и близлежащим Храмом Венеры и Рома.

Обратите внимание на выбитые дырки в стене. Мы о них поговорим.

Колизей представляет из себя самый большой амфитеатр Древнего Рима. Таким его задумал с определённой целью последователь Нерона. Он имел высоту около 50 метров, что сравнимо с 16-этажным домом. Благодаря своей овальной форме, вмещал до 70 тысяч зрителей!

Для сравнения: вместимость самого большого олимпийского стадиона Фишт, в котором проходили церемонии открытия и закрытия Олимпиады 2014 в Сочи, — 40000 человек.

ТОП-3 фото былого величия Колизея

Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок:

  • самые простые колонны дорического ордера были на первом,
  • колонны ионического ордера на втором,
  • и витиевато украшенные колонны коринфского ордера на третьем.

В арочных просветах красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел — свет пропускали небольшие окна. Заметны каменные крепления, расположенные по его окружности. На эти крепления опирались деревянные мачты для поддержки парусной крыши. Венец из 240 мачт держал паруса, чтобы защищать зрителей от солнца во время полуденных шоу.

Кликни для увеличения изображения

Шедевр архитектуры как месть императора

Строительство Колизея было заказано императором из династии Флавиев, Веспасианом, в 72 году нашей эры. Кстати, это он переименовал статую Нерона в Гелиоса из-за своей неприязни к первому. А театр, превышающий высоту Колосса на 13 метров, разместил специально на месте дворцового пруда в парке предшественника.

Строилось здание несколько лет и завершено было при императоре Тите (тоже Флавии), правившем с 79 по 81 годы. Именно поэтому изначально он назывался амфитеатр Флавио, а не так как мы привыкли сегодня.

Менее, чем через тысячу лет о Колоссе Нерона забыли вовсе. Название легко закрепилось за зданием, которое является по сей день колоссальным. Самый большой амфитеатр мог быть памятником императору Нерону, любимым занятием которого была актёрская игра. А стал актом мщения не по иронии судьбы, а по велению Веспасиана.

Хлеба и зрелищ

Много лет на арене театра проводились бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения (навмахии или наумахии). Последние считались особо роскошным зрелищем. После пожара 217 года н.э. амфитеатр Флавиев был реставрирован.

Тысячелетие Рима праздновалось в нём большими представлениями в 248 году.

Как отметили очевидцы, во время «торжества» убили сотни животных, среди которых были 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей, лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме этого, бои 2 тысяч гладиаторов были представлены на потеху публике.

Когда христианство стало господствующей религией империи, гладиаторские бои запретили, как противоречащие духу христианства, но звериные травли продолжались.

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы, похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец , который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи: дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней. Похожие процессы можно было наблюдать на территории бывшего СССР после его распада.

Секреты закулисья и спецэффектов на фото

Под ареной, засыпанной песком, было два подземных этажа. Там держали клетки со львами и гладиаторов. Хорошо видно на фото выше.

Как и во всех театрах, Колизей имел кулисы. Они были расположены по бокам сцены. Именно оттуда появлялись спецэффекты. Одним из наиболее интересных было внезапное появление на арене зверей и гладиаторов.

Лифты Колизея в Риме

Этот трюк был возможен благодаря системе лифтов. Их было 28. Лифт приводился в движение вручную и мгновенно шел вверх, благодаря тяжелому противовесу. Таким образом, внезапно поднималась дверца, и на арене в облаке пыли появлялись гладиаторы или хищные звери.

Места в римском Колизее отражали статус зрителей. Самые престижные были на нижнем этаже. До сих пор все еще можно увидеть красивые белые полы из мрамора Каррары и фонтаны для питьевой воды. Внутри римский Колизей имел хорошо организованную систему лестниц и проходов. Это позволяло избегать столпотворений. Публика могла покинуть здание всего лишь за несколько минут после окончания представления.

Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем?

На протяжении следующих веков в арках амфитеатра Флавио располагались ремесленники, лавочники, отшельники. К концу 6 века к театру была пристроена часовня, а арена использовалась для захоронений.

Позже Колизей был крепостью для знатных римских родов, боровшихся за власть. В конце концов они вынуждены были передать его императору Генриху VII. А тот, в свою очередь, римскому сенату и народу. После этого арену использовали ещё короткое время для боёв быков.

На закате римской империи, город Рим опустел. Одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, Колизей, был заброшен. Мощное землятресение в 1349 году разрушило южную часть здания и оно превратилось в источник строительных материалов для Венецианского дворца, для дворца Канцелярии (Cancelleria), для палаццо-Фарнезе — лучшего образца ренессансного стиля в Риме. Спустя годы, папа Климент IX превратил театр в фабрику для добывания селитры.

Только в XVIII столетии Бенедикт XIV взял его под свою защиту, как место пыток многих христианских мучеников. Следующие годы папы заботились о сохранности уцелевших частей и даже пытались восстанавливать некоторые детали.

В 21 веке Колизей вошёл в список «7 новых чудес света», составление которого организовал Бернар Вебер. Выборы проходили через SMS, телефон и интернет.

Двухминутное видео даёт представление о грандиозности этого памятника архитектуры Древнего Рима.

Колизей Рима, на фото реконструированной модели которого хорошо видно, каким он был в начале нашей эры, находится под охраной. Там, где было возможно, обломки вставлены на прежние места. На арене провели раскопки и открыли подвальные помещения. Невзгоды и тяготы, которые лишили Колизей внешней и внутренней отделки, только добавили сурового величия руинам. Благодаря этому, приходит ясное понимание его архитектуры.

Вполне заслуженно называют "Гербом Рима", ведь несмотря на вандализм и длительные разрушения, которому подвергается исторический памятник, он также производит огромное впечатление на тех, кому впервые удалось лицезреть Колизей.

История Колизея

Одно из самых известных сооружений в мире, отличительный знак античного Рима, Колизей, мог так никогда и не быть построен, если бы Веспасиан не решил уничтожить следы правления своего предшественника Нерона. Для этого, на месте пруда с лебедями, который украшал двор Золотого дворца, был построен величественный амфитеатр, вмещающий 70 000 зрителей.

В честь открытия, в 80 году н.э., были проведены игры, продолжавшиеся 100 дней и за время которых было убито 5 000 диких зверей и 2 000 гладиаторов. Несмотря на это, память о предшествующем императоре было не так просто вытравить: официально новая арена называлась амфитеатром Флавиев, но в истории она запомнилась как Колизей. Судя по всему, название отсылает не к собственным габаритам, а к гигантской статуе Нерона в виде бога Солнца, достигающей 35 метров в высоту.

Колизей в Древнем Риме

На протяжении длительного времени, Колизей был для жителей Рима и приезжих местом увеселительных мероприятий, таких, как звериные травли, гладиаторские бои и морские сражения.

Игры начинались утром парадом гладиаторов. Император и его семья смотрели за действом с первого ряда; рядом садились сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного дальше сидела римская знать. На следующих рядах сидел средний класс; после мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными лавочками. На верхней сидели плебеи и женщины, а на следующей рабы и иностранцы.

Выступление начинали клоуны и калеки: они тоже дрались, но не всерьез. Иногда, для состязаний в стрельбе из лука, появлялись женщины. А после наступал черед зверей и гладиаторов. Бои бывали невероятно жестокими, однако христиан на арене Колизея не терзали. Только через 100 лет после признания христианства, начали запрещать игры, а битвы зверей продолжались еще до VI века.

Было мнение, что в Колизее периодически казнили христиан, однако последующие исследования указывают на то, что это был миф придуманный католической церковью. Во времена правления императора Макрина амфитеатр сильно пострадал из-за пожара, но вскоре был реставрирован по указу Александра Севера.

Император Филипп в 248 году ещё праздновал в Колизее тысячелетие Рима с грандиозными представлениями. В 405 году Гонорий запретил бои гладиаторов, как несогласные с христианством, ставшей господствующей религией Римской империи после правления Константина Великого. Несмотря на это, звериные травли продолжали проходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После, для амфитеатра Флавиев настали печальные времена.

Разрушение Колизея

Нашествия варваров привели Колизей в запустение и положили начало его постепенному разрушению. С XI века до 1132 года он служил крепостью для влиятельных римских семей, оспаривавших между собой власть над согражданами, в особенности семьи Франджипани и Аннибальди. Последние были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, который, в свою очередь, подарил его сенату и народу.

В 1332 году местная аристократия еще устраивала здесь бои быков, но с той поры и началось разрушение Колизея. На него начали смотреть как на источник стройматериала. На строительство новых сооружений шли не только отвалившиеся камни, но и специально выломанные из него. Так, в XV и XVI веках папа Павел II использовал материал из Колизея для строительства венецианского дворца, а кардинал Риарио для дворца канцелярии, также как и Павел III для паллацо-Фарнезе.

Несмотря на это, значительная часть Колизея уцелела, хотя здание осталось обезображенным. Сикст V хотел использовать его для постройки суконной фабрики, а Климент IX превратил Колизей в завод по добыванию селитры. Из его травертиновых блоков и мраморных плит было построено множество городских шедевров.

Более хорошее отношение к величественному памятнику началось только к середине XVIII века, когда его взял под свою защиту Бенедикт XIV. Он посвятил амфитеатр Страстям Христовым как место, пропитанное кровью множества христианских мучеников. По его приказу в центр арены был установлен огромный крест, а вокруг него возведены ряд алтарей. Лишь в 1874 году они были удалены.

Позже, Папы продолжили заботиться о Колизее, особенно Лев XII и Пий VII, которые укрепили места стен, грозившиеся падением, контрфорсами. А Пий IX отремонтировал некоторые внутренние стены.

Колизей в наше время

Нынешний вид Колизея - торжество минимализма: строгий эллипс и три яруса с точно просчитанными арками. Это самый большой античный амфитеатр: длина наружного эллипса составляет 524 метра, большая ось - 187 метров, малая ось - 155 метров, длина арены равняется 85,75 метра, а её ширина 53,62 метра; высота стен - 48-50 метров. Благодаря таким размерам он мог вместить до 87000 зрителей.

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной 13 метров. В начальном виде в каждой арке стояла статуя, а огромное пространство между стенами затягивалось холстом с помощью специального механизма, для управления которым нанималась команда моряков. Зато ни дождь, ни солнечный зной не были помехой для увеселений.

Сейчас, все желающие могут походить по обломкам галерей и представить себе, как под ареной готовились к боям гладиаторы и метались дикие звери.

С большим вниманием охраняет Колизей нынешнее итальянское правительство, по распоряжению которого строители под руководством археологов вставили валявшиеся обломки, где это было возможно, на прежние места. На арене были произведены раскопки, которые привели к открытию подвальных помещений, служивших для того, чтобы поднимать на арену людей и животных, различные декорации, или заполнять водой и поднимать вверх корабли.

Даже несмотря на все тягости, испытанные Колизеем за время существования, его развалины, лишенные внутренней и внешней отделки, до сих пор производят неизгладимое впечатление своей величественностью и дают понять, каковы были его архитектура и расположение. Вибрации от постоянного городского движения, атмосферное загрязнение и просачивание дождевой воды привели Колизей в критическое состояние. Для его сохранения, во многих местах требуется укрепление.

Сохранение Колизея

Чтобы сохранить Колизей от дальнейшего разрушения был заключен договор между римским банком и итальянским министерством культурного наследия. Первым этапом является реставрация, обработка аркад водонепроницаемым составом и реконструкция деревянного пола арены. Совсем недавно были отреставрированы часть арок и укреплены проблемные места сооружения.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В 2007 году избрана одним из новых семи "чудес света".

В VIII веке пилигримы говорили - "Пока Колизей стоит будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".

Солнечный Колизей

Император Веспасиан, взошедший на трон Римской Империи в 69 году н.э., тратил колоссальные средства на восстановление культовых сооружений (таких как, например, Капитолий). Но в 72 году он решил взяться за более амбициозный проект и поручил лучшим строителям региона возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. У Веспасиана был и скрытый мотив. Основу Колизея заложили на месте озера возле Золотого Дома Нерона – предшественника и врага нового правителя. Такое строительство полностью стирало следы его существования с карты Рима.

По оценкам историков, в строительстве амфитеатра приняли участие около 100 тысяч рабочих, большую часть из которых составляли военнопленные и рабы. После восьми лет изнурительной и безостановочной работы Колизей был полностью завершен и одобрен императором.

Первые столетия своего существования строение действительно занимало огромное место в жизни римлян и всегда напоминало им о его основателе, так как вплоть до VIII называлось амфитеатром Флавиев. Здесь регулярно проводились гладиаторские бои, сражения животных и праздничные представления. Кроме развлекательных мероприятий, тут осуществлялись и казни, которые послужили поводом к прекращению использования Колизея императором Константином I. На протяжении всех Средних веков это культовое сооружение либо вовсе игнорировалось властями, либо использовалось как памятное место в честь ранних христиан, погибших мученической смертью. Всё это привело к тому, что вплоть до XVIII века никто не задумывался о необходимости реконструкции и реставрации Колизея, и многие его части были безвозвратно уничтожены.

В конце XIX века католическая церковь решила возобновить работы вокруг амфитеатра, чтобы сохранить как можно больше уцелевших элементов. Благодаря этому изменению отношения к памятнику, Колизей стал привлекать внимание историков, архитекторов и искусствоведов, которые за несколько десятилетий смогли превратить некогда забытую всеми постройку в символ европейской цивилизации.

В 2007 году организация New Open World Corporation провела конкурс, в ходе которого жители всего мира смогли принять участие в голосовании и выбрать те сооружения, которые, по их мнению, достойны звания Новых семи чудес света. Первое место занял Колизей, который стал единственной достопримечательностью в списке, представляющей наследие европейской культуры.

Ночная панорама Колизея

Устройство и архитектура Колизея


По примерным оценкам учёных, современный Колизей представляет собой лишь одну треть изначальной постройки, но даже этот факт ничуть не умаляет величия сооружения. В начале нашей эры, когда в Колизей стекались все жители Рима, чтобы посмотреть очередной гладиаторский бой или театральное представление, вокруг арены на местах для сидения могли спокойно разместиться 50 тысяч зрителей, а еще до 18 тысяч могли смотреть представления стоя. В наши дни вместимость Колизея значительно меньше, но это не мешает тысячам гостей приходить в знаковое место.

Гениальное решение, значительно облегчившее конструкцию: 240 огромных арок в три яруса, снаружи облицованных травертином, окружают бетонно-кирпичный эллипс, длина стен которого равна 524 м, ширина – 156 м, высота – 57 м. Это был переворот в мировом строительстве: изобретение бетона и кирпича из терракоты. Для здания Колизея его потребовалось около 1 млн штук.

Панорамный вид

Четвертый сплошной ярус был достроен позже. В наши дни на его карнизе можно увидеть отверстия, куда вставляли опоры для быстрой растяжки огромного тента над ареной и амфитеатром. Он защищал зрителей от дождя и палящего солнца. На мостовой Колизея можно увидеть столбики, предназначение которых до сих пор вызывает споры. По одной версии, к ним дополнительно крепились канаты тента, по другой - 5 оставшихся тумб служили в качестве турникетов для сдерживания и упорядочивания толпы.

Внутри древнего амфитеатра располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд «дырявых» арок так много, что они напоминают многочисленные соты в улье пчел, но при этом среди них нет однообразия. Каждая оказывается немного под другим углом и к солнцу, и к зрителю, поэтому на арки по-разному падают тени. Обратите внимание - они однородны, но не ординарны!


Первый ярус Колизея содержит 76 пролетов, через которые можно было войти в амфитеатр. Над ними и сегодня можно увидеть римские цифры нумерации входов. Такое нетипично большое количество арок позволило существенно увеличить пропускную способность амфитеатра - в случае необходимости зрители могли покинуть Колизей за 5-10 минут. Зданий с подобной архитектурной организацией нет нигде в мире и сегодня!

Еще одной интересной задумкой для облегчения конструкции Колизея являлись опоры разного стиля, которые, помимо защиты от обрушения, делали сооружение выглядеть более воздушным. В первом ярусе, самом тяжелом, сделанном из камня, стоят полуколонны дорического ордера, во втором (бетонном) - ионические, а на третьем - коринфские, с нарядными, украшенными листвой, капителями.

Считалось, что проемы второго и третьего ярусов были украшены статуями из белого мрамора. Однако ни одной из них не было найдено, что стало причиной споров историков - существовали ли они на самом деле или были только в проекте.

Верхний ярус Колизея

Эллиптическая форма арены не давала ни гладиаторам, ни обреченным животным шанса укрыться от кровопролития, забившись в угол. Пол арены был вымощен досками, которые легко снимались, когда надо было залить водой место представления морских боев. Камеры для рабов, клетки для животных и другие служебные помещения были устроены позднее, в подвале под ареной, так же как и сложнейшая система поворотной сцены и прочих приспособлений, создававших спецэффекты во время спектаклей. Большая часть внутреннего убранства не сохранилась. Однако вопреки разрушениям можно хорошенько рассмотреть устройство помещений под ареной. Возможно, животных, гладиаторов и кулисы поднимали на арену грузовыми лифтами.

Любопытно, что долгое время туристы посещали амфитеатр исключительно ночью, чтобы любоваться красивейшей подсветкой здания. Но учёные захотели вернуть историческую славу Колизею и разработали увлекательные экскурсионные туры. Гиды пытаются своими рассказами максимально погрузить слушателей в атмосферу былых времён, когда только закладывался фундамент амфитеатра Флавиев, тем самым позволяя увидеть нечто большее, чем древние руины.

Хлеба и зрелищ!


Кадр из сериала "Спартак"

Panem et circenses, «хлеба и зрелищ» - так веками звучал девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди хотели не только быть сытыми: они жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал им обильную программу из смертельных поединков и кровавых побоищ.

Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н.э., когда монах Телемах с криком вскочил со своего места на трибуне, требуя отменить бой. Разъяренные зрители забили его камнями. Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В VII в. один монах написал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей - и Рим падет вместе с ним».

Видео: Ария – Колизей

График работы и стоимость билетов

Ещё совсем недавно подход к Колизею был открыт круглые сутки. Но власти итальянской столицы поняли, что это может негативно сказаться на состоянии постройки и поспешили установить охрану. Теперь амфитеатр открыт только для дневных посещений с 9:00 до 19:00 в летнее время (апрель-октябрь) и с 9:00 до 16:00 в зимнее (ноябрь-март). Но не стоит отчаиваться, если в светлое время суток вам не удалось попасть сюда, ведь на этот случай градостроители украсили внешние стены прекрасной иллюминацией, которая является изюминкой ночного Рима.

В году предусмотрено лишь два выходных дня, когда туристы не могут посетить достопримечательность – 25 декабря и 1 января.

Вход и экскурсионная программа обойдутся в 12€ для взрослого посетителя и в 7€ для ребенка (+2€ за выставочные мероприятия). Школьники, студенты и пенсионеры имеют возможность приобрести льготный билет, но для этого надо иметь с собой соответствующие документы. Сама покупка может оказаться немного проблематичной. Дело в том, что большинство туристов решают оплатить вход у самих стен Колизея, из-за чего уже к 10:00 выстраиваются длинные очереди к кассам.

Если вы хотите сэкономить свои время и деньги – закажите билеты на сайте комплекса или же приобретите их в местах предварительной продажи. В последнем случае вы сможете обзавестись документом, позволяющим посетить сразу несколько достопримечательностей.

Заказ через Интернет – www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и www.ticketdic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) - 10,50€, 12,50€ (с выставкой). Билет единый - с музеем Палатина, Римским Форумом - действует в течение суток с момента покупки.

Телефон информационного центра: 399 67 700.


Как добраться до Колизея

Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорт Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Он расположен в 20 км от самого Рима, но это маленькое расстояние не так уж просто преодолеть, учитывая интенсивность дорожного движения по направлению к столице Италии.

Очень часто туристы едут из аэропорта в город на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Стоимость билета составляет 14 евро, а поездка занимает около 35 минут. Но в этом случае стоит учитывать, что вы доберётесь лишь до городского вокзала, от которого придётся ехать к отелю на другом виде транспорта.

Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле стен аэропорта. Это белые автомобили с подписью «Comune di Roma», которые являются собственностью города, а значит, имеют фиксированные тарифы. Минимальная стоимость поездки составляет 40€, а далее зависит от расположения отеля.


Кроме того, несколько автобусных компаний осуществляют регулярные рейсы от аэропорта к различным частям города. Стоимость поездки на таком транспорте может варьироваться от 9€ до 20€, поэтому стоит заранее ознакомиться с прайсом на сайте интересующей компании.

После того как вы наконец-то окажетесь в Риме, добраться до Колизея не составит большого труда. Величественный амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Стоимость билета составляет 1€ и даёт возможность передвигаться подземным транспортом на протяжении 75 минут.

Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850. Также ходит трамвай №3.

Адрес: Piazza del Colosseo.