Русская инженерная школа как инструмент мирового господства. Контрольная работа Русская инженерная школа ХIХ века

Не раз в нашей печати описывался военный бюджет США с раскрытием по статьям. Наши приходили в ужас от того, как пилят бюджет, какие откаты там существуют. В прямом смысле слова чуть ли не золотые унитазы. Все организационные решения там технически избыточны и потому слишком затратны. Поэтому вложенный в оборону США доллар вовсе не сопоставим с вложенным в оборону России рублём.

Все уже не раз читали легенду или правду - уже не понять - о том, как мы и они решали проблемы записей в космосе в условиях невесомости: американцы изобретали дорогой прибор за астрономическую сумму, а наши применили химический карандаш. Не важно, правда это или шутка - суть отражена стопроцентно. Но наши скафандр и катапультное кресло пилота они до сих пор никак догнать не могут.

В Отечественную войну все страны протектировали бензобаки своих штурмовых самолётов. Везде использовался каучук, дорогой и среднеэффективный. Только русские на штурмовике Ил-2 протектировали бензобаки фиброй - дешёвой бумагой, которая набухая, запечатывала дыры лучше каучука. Протектированные фиброй бензобаки штурмовиков выдерживали более 70-ти попаданий, дыры от которых затягивала набухающая фибра и не было утечки топлива и пожара. Причём, фибра так набухала, что затягивала дыры через заусенцы металла бензобака, чего не могла резина.

Про танк Т-34, который практически полностью ремонтировался в поле силами передвижных ремонтных мастерских с простыми инструментами, включая возможность сборки из деталей трёх уничтоженных танков одного боеспособного, даже говорить не стоит, потому что все это и так знают.

А вот примеры оригинальнее. На современных авианосцах уборка мусора на палубе и посадочной полосе - очень важное дело, так как даже пуговица, способная попасть в авиадвигатель, может вызвать аварию. Если вы посмотрите на видео, как убирают палубный мусор на американских авианосцах, то вы увидите огромную колёсную машину, стоящую кучу денег, где масса всякой техники, настроенной на подметание и уборку.

Как решили вопрос русские. К старенькому маленькому трактору или грузовику приделали старый списанный авиамотор от вертолёта Ми-15. Когда его включают, он как ветродуй сдувает с палубы всё, что там плохо лежит. Эффект лучше, чем от уборочной машины, денег вообще не потратили - вся техника из списанных единиц. Вот и сравнивай после этого бюджеты.

Под Одессой в начале войны наши столкнулись с румынами. Танков не было. Наши от отчаянья взяли 20 колхозных тракторов, обшили их железом типа как броня, воткнули трубы вместо пушек и погнали это на румын вместе с пехотой. Румыны, приняв эти макеты за новые неизвестные тяжёлые танки русских, бежали с поля боя.

Целые полки резиновых танков, самолётов и ракет вводят в заблуждение космические спутники США, обесценивая развединформацию о положении наших ударных сил. А история о том, как наша микроволновка в Югославии закрыла целый проект самолётов-невидимок Стелс, давно стала легендой.

В истории противостояния России и Запада мы применяем два вида оружия: русскую инженерную школу и стратегию гонки за лидером. Лидер - это тот, кто идёт первым. Он имеет много ресурсов и вкладывается в экспериментальное производство. Но из экспериментов жизнь отсеивает от половины до двух третей инноваций. Тут работает закон Парето: 20% инноваций покрывают убытки на 80% неудачных исследований и приносят прибыль на этапе лидерства. Стратегия снятия пенок.

Гонка за лидером позволяет экономить ресурсы. Когда жизнь покажет, что работает, а что нет, догоняющие делают свою разработку, или копируя лидера, или делая аналоги и вводя туда свои усовершенствования. В результате положение быстро выравнивается, а догоняющий сэкономил кучу денег. Ведь он учитывает чужие ошибки, не платя за опыт свои средства. В итоге лидерство лидера всегда очень кратковременное и в узкой сфере. Цена стратегии очень велика и нецелесообразна для стран, где деньги не печатают, а зарабатывают.

Русская инженерная школа всегда отличалась тем, что на науку вечно не был денег и приходилось применять находчивость и смекалку - свойства, начисто отсутствующие в Западной инженерной школе, которая не знает проблемы финансирования. Но русские считают, что с деньгами и дурак сможет, а вот ты попробуй без денег!

В последнее время было много сказано о том, что русская инженерная школа, созданная прит царе и продолженная при Советской власти, умерла в период реформ с разгромом промышленности и экспериментального производства. Да, это так, многое умерло. Но считать это фатальным нет причины. Технический прогресс закрывает старые технологии и делает ненужными прежние навыки, а новые условия требуют наработки новых приёмов и техник. Так что наша инженерная школа возникает на ровном месте тогда, когда ставится задача решить какую-то проблему. Наши танки, самолёты и Крымский мост наглядное тому подтверждение. Нашлись и инженеры, и школа, и оборудование, и технологии.

Да, проблема в том, что всё это пока на импортном оборудовании. Но санкции животворящие так или иначе своё дело делают. Появляются не только свои помидоры, но и свои станки, хотя времени для этого нужно больше. А грустить по утраченной школе не надо - она ушла со старыми технологиями. Будут новые технологии - будет и новая школа. Когда делали самолеты перед войной, их делали из дерева и требовались квалифицированные лекальщики-краснодеревщики. Это была элита рабочего класса, люди, с которыми даже доктора наук советовались.

Но элиты не бывает много, и потому качественных самолётов из дерева не хватало, а попытка расширить производство привела к падению качества. Когда заменили трудоемкие детали из дерева штамповкой из алюминия, квалифицированные рабочие стали просто не нужны. Их закрыли новые технологии.

Сейчас многие функции квалифицированных инженеров и рабочих автоматизируются. Инженерная школа меняется на глазах. Нас сдерживает не отсутствие денег, а отсутствие заказчиков на наукоёмкую продукцию. Слишком разбита промышленность, чтобы мелкосерийным производством суметь поднять инженерную школу. Школа растёт только при массовом производстве. Очень важна преемственность поколений, так как мастерство передаётся из рук в руки. Для инженерной школы нужно не Сколково, а опытно-конструкторское производство.

Инженеры ОКР (опытно-конструкторские разработки) - это особая каста, как лётчики-испытатели. Если инженер ОКР не работал три месяца, он отстал и ему нужно месяц на врабатывание. Если он не работал полгода, нагонять ему придётся год-полтора. Если он не работал два-три года, он отстал навсегда и ему нужно почти учиться заново. ОКР - это как хирурги или лётчики. Им нужен каждодневный навык, иначе это теряется. То, что делают в сфере НИОКР, потом передаётся в массовое производство и там оно подстраивается под крупную серию.

Пока в России во власти мало тех, кто понимает, что это такое и что победу приносят не нефтяники и не банкиры, не предприниматели и коммерсанты, и даже не рабочие. Победу приносят инженеры. Именно они побеждают в конкурентной войне корпораций и стран. Они делают себестоимость и определяют работу продажников. И пока власть не озаботиться проблемами не предпринимателей, а инженеров, будущее страны останется проблемным. А что нужно инженеру? Ему нужно три вещи: система образования, система финансирования и система заказа. Ведь заказ заставляет быть смекалистым и делать невозможное (изобретательны все, а русские смекалисты , это особый тип мышления). Вот стратегия на уровне национальной идеи. Это тот рычаг Архимеда, которым можно перевернуть нашу экономику. Тот политик, кто поставит это во главу угла, превратит Россию в мирового лидера.

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Развитие русской технической науки начала XIX века. Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой, особенно после победы над Наполеоном. Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были восприняты основные идеи и методики "прикладной (практической) механики", назначение которой видели в приложении к конкретным машинам и механизмам общей теоретической, или "рациональной", механики (кстати, отсюда были перенесены на эстетику и в теорию искусства понятия "рациональная (практическая) эстетика", "прикладное искусство" и т.д.). Аналогом Парижской политехнической школы был Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1810 году. Здесь готовились не только будущие инженеры по строительству дорог, мостов, транспортных средств, но и будущие преподаватели многих специальных технических дисциплин. До революции 1917. года институт выпустил свыше 5 тыс. высокообразованных специалистов, заложивших основы русской инженерной школы.

Формированию русской инженерной школы способствовали и довольно многочисленные отечественные научно-технические журналы, начавшие выходить в России с 1825 года. Наиболее серьезными из них были "Горный журнал", "Журнал путей сообщения", "Журнал мануфактур и торговли", "Инженерные записки".

В 1866 году было создано Русское Техническое общество, ставившее перед собой широкие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве - Политехнический. Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные выставки машин и приборов.

Унификация - приведение к единой системе типов зданий и сооружений, их планировочных и конструктивных схем, объемно-планировочных параметров, элементов и деталей с целью ограничения числа разновидностей применяемых строительных изделий.

14. Российские промышленные выставки. Их превращение в художественно-промышленные. Оценка изделий, на них демонстрировавшихся.*

В XIX веке промышленные выставки прочно входят в российский быт, однако, идея представления самых высоких достижений в промышленности, сельском хозяйстве, науке полностью не достигалась в России. Специалисты получали возможность передавать свой опыт друг другу, а также учащимся и студентам; посетители знакомились с новыми технологиями и товарами; между производителями и посредниками заключались договоры и т. д. В рамках выставок развивалось и рекламное дело: активно распространялись образцы печатной рекламной продукции: буклеты, каталоги, специальные выставочные газеты и др.

В 1829 г в Санкт-Петербурге прошла первая Российская мануфактурная выставка, вслед за ней на протяжении XIX века состоялось еще 16 выставок. Во время второй Всероссийской мануфактурной выставки впервые была выпущена брошюра, содержащая размышления о выставке (С. Глинка «Размышления по случаю выставки в Москве изделий русской отечественной промышленности»). Позже на выставках появились различные указатели, справочники, альбомы (например, альбомы с фотографиями участников выставки, вошедшие в обиход в конце XIX века).

Постепенно к проведению выставок стали приурочивать культурные мероприятия - спектакли, симфонические оркестры, хоры – на выставках собирались представители всех сословий, а также царской фамилии. С 1870 г, в связи с тем, что в рамках выставок стали проходить и показы лучших работ российских художников, выставки стали называться художественно-промышленными.

Помимо всероссийских выставок проходили также региональные выставки, а также выставки, посвященные какой-либо отрасли деятельности, и выставки, проводившиеся в целях благотворительности. Художественные выставки проходили достаточно часто, особенно в начале XX века.

В связи с тем, что выставки играли большую социальную и культурную роль, весь процесс организации и проведения выставки освещался в российской прессе, причем, наряду с исключительно информационными репортажами и заметками, публиковались и аналитические статьи по прошествии выставки.

Особое место среди промышленных выставок занимала научно-образовательная Политехническая выставка, открытая к 200-летию со дня рождения Петра І в 1872г. в Москве (экспонаты этой выставки послужили для создания Политехнического музея).

В конце XIX века Россия переживала период бурного экономического подъема. Промышленный рост наглядно воплощался в расцвете выставок и ярмарок. Так, Всероссийская выставка 1896 года по своим масштабам превзошла даже Всемирную Парижскую выставку 1889 года. В выставке, продолжавшейся 120 дней, участвовали 9700 экспонентов, которые разместились в 172 крытых павильонах. Реальные затраты на проведение этой выставки составили восемь миллионов рублей – по тем временам это были большие деньги, - и значительную часть этих расходов взяло на себя правительство.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Северокавказский Государственный технический университет
Строительный факультет
Кафедра дизайна

Доклад по истории дизайна, науки и техники
«Русская инженерная школа ХIХ века»

Выполнила студентка группы Д- 091
Салова Виктория
Проверил доцент кафедры дизайна
Бударин Е.Л

Ставрополь 2012 год

В девятнадцатом веке критерием успеха деятельности любого профессора Института корпуса инженеров путей сообщения были проложенные им дороги, построенные мосты, шлюзы, каналы, причалы. Свидетельством авторитета русского инженера того времени, несущего персональную ответственность за реализацию сложного технического проекта, можно считать любимую фразу императора Николая I «Мы инженеры».
Русская инженерная школа с момента ее становления принципиально основывалась на единстве триады образование - наука - промышленность при ведущей роли ее промышленной компоненты. Именно на этих принципах более чем через сто лет в СССР была сформирована концепция генерального конструктора сложной технической системы. Важно, что со времен строительства Николаевской железной дороги и до эпохи советских атомных и ракетно-космических проектов генеральные конструкторы де-факто или де-юре подчинялись непосредственно первому лицу государства. Сегодня уже не вызывает сомнения, что только благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования в России стало возможно создание железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах ХХ века. Эти два технологических прорыва на длительное время обеспечили вхождение России в число промышленных стран-лидеров, а также внесли огромный вклад в построение той технической среды, в которой человечество живет сегодня.
Чему мы научили американцев

Фото: И. Томашкевич. 1899
Основы русской инженерной школы были заложены в стенах Института корпуса инженеров путей сообщения, созданного указом императора Александра I в 1809 году. В 30–40-х годах XIX века этот институт уже сильнейший научно-технический вуз России, а уровень образования его выпускников соответствует высшему европейскому классу того времени. Лекции по математике здесь читают академики М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский. В 1835 году М. С. Волков стал читать первый в России курс «Построение железных дорог», а уровень требований к проработке даже курсовых проектов обеспечивал возможность немедленно начинать строительство. Первое свидетельство тому - завершение русскими инженерами-путейцами (всего через семь лет после первой железной дороги Стефенсона в Англии) в 1837 году железной дороги Петербург-Царское Село. Еще через четыре года, в 1841-м, профессор П. П. Мельников завершает разработку еще более грандиозного по тем временам проекта строительства железной дороги Москва - Петербург, а в 1843 году по указу императора начинается строительство этой дороги длиной 650 верст. Одно из наиболее важных свидетельств готовности российских инженеров к этой грандиозной стройке - издание в 1842 году «Курса строительного искусства» в трех частях М. С. Волкова, Н. И. Липина и Н. Ф. Ястржембского. Специальным указом Николай I поручил возглавить строительство профессорам Мельникову и Крафту и подчинил их непосредственно своей особе. Из 184 мостов, построенных на Николаевской дороге, восемь относятся к категории больших с двумя-девятью пролетами. Мельников поручил проектирование этих мостов выпускнику Института корпуса путей сообщения инженеру-поручику Д. И. Журавскому, что, очевидно, свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне подготовки выпускников, которым доверяли такие сложные проекты. При строительстве самого большого Веребьинского моста «великий поручик» впервые применил разработанную им теорию раскосных ферм и фактически стал основоположником теории мостостроения и науки о сопротивлении материалов. В этой связи следует отметить, что в США, по данным статистики, с 1878-го по 1887 год, то есть более чем через тридцать лет после работ Журавского, произошло свыше 250 аварий мостов - американские инженеры строили мосты, по-прежнему полагаясь на интуицию, а не на расчеты.
Строительство Николаевской железной дороги было завершено в 1851 году, то есть через восемь лет после начала работ. Всего же за сорок лет (1837–1877) с момента завершения строительства первой в России Царскосельской железной дороги российскими инженерами-путейцами было проложено около 20 тыс. верст железных дорог в чрезвычайно сложных природных условиях. Как следствие, к концу XIX века Россия располагала многотысячным корпусом инженеров мирового уровня, аккумулировавших огромный практический, научный и образовательный опыт предыдущих поколений. Авторитет отечественной системы подготовки инженеров в этот период был столь высок, что президент Бостонского (ныне Массачусетского) университета распространил систему подготовки инженеров Императорского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) вначале на возглавляемый им университет, а затем и на другие высшие учебные заведения Америки. Именно наличие в России системы инженерного образования, собственного инженерного корпуса, имеющего опыт научной, образовательной деятельности и реализации проектов мирового уровня, позволило построить в рекордно короткие сроки - всего за 15 лет (1891–1905) - Транссибирскую магистраль. При этом, по выражению журналистов того времени, Транссибирская магистраль была построена «русскими материалами, за русские деньги и русскими руками». Строительство великой магистрали внесло громадный вклад в промышленный подъем России и инициировало создание к 1917 году десятков крупных промышленных предприятий, производивших рельсы, паровозы и вагоны. Кроме того, это строительство имело долговременный геополитический эффект, так как привело к интенсивному обрусению Сибири: с 1897-го по 1917 год в Сибирь переселились более десяти миллионов человек.

Накануне и после 1917 года страну покинули тысячи высокообразованных людей, в том числе около трех тысяч дипломированных инженеров, внесших впоследствии значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей как в Европе, так и в США. К их числу принадлежал и профессор Института путей сообщения С. П. Тимошенко, который в 1911 году был уволен из Киевского университета по политическим мотивам, эмигрировал в Европу, а в 1922 году переехал в США. Уже в первые дни пребывания в Нью-Йорке он отметил низкий уровень технического образования, отсутствие интереса к инженерной науке, безграмотность проектов металлических конструкций городских сооружений. За достаточно короткое время Тимошенко стал одним из наиболее авторитетных специалистов Америки, объясняя это тем, что «основная подготовка в математике и основных технических предметах давала нам огромное преимущество перед американцами при решении новых нешаблонных задач». Созданные им в 30-х годах школы прикладной механики в Анн-Арборе, Стенфордском и Калифорнийском университетах приобрели широкую известность и воспитали целую плеяду учеников. По словам члена Французской академии наук Поля Жермена, «русский Тимошенко научил американцев прочностным расчетам». Тем не менее, вспоминая годы Второй мировой войны, Тимошенко снова констатирует, что «война ясно показала всю отсталость Америки в деле организации инженерного образования». И только энергичные действия правительства США, выделившего средства для расширения исследовательской деятельности и подготовки докторов в области технических наук, в последующие годы позволили исправить эту ситуацию. Уже на склоне лет ученый писал: «Обдумывая причину наших достижений в Америке, я прихожу к заключению, что немалую долю в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы».
Знания по плану

Фото: ИТАР-ТАСС
Основные достижения русской инженерной школы, в том числе ключевая идея единства промышленности, науки и образования, были положены в основу промышленного развития России и после революции. Русская инженерная школа и после 1917 года сохранила научно-техническое и организационное единоначалие и опиралась на персональную ответственность генеральных конструкторов, чьим объективным критерием успеха деятельности были созданные ими образцы гражданской и военной техники, а также заводы по ее производству. По наследству перешли и высокий престиж естественнонаучного образования, и умение привлекать достижения фундаментальной науки к решению сложных технических проблем. Эта преемственность, собственно, и позволила СССР в 40–80-х годах ХХ века совершить технологический прорыв, в результате которого были созданы атомная и ракетно- космическая отрасли, и далее на этой основе реализовать вариант плановой «экономики знаний», цель которой заключалась прежде всего в достижении мирового военного лидерства. В тот период триада «промышленность - наука - образование» действительно представляла собой единый взаимоувязанный национальный комплекс. Численными критериями успешного функционирования этой триады служили тактико-технические характеристики и технологические и экономические показатели (дальность, масса, точность, срок службы, технологичность и трудоемкость процесса серийного производства и т. д.) создаваемых систем вооружения, необходимых для достижения военного превосходства или паритета.
Наиболее впечатляющим свидетельством успешного функционирования триады плановой «экономики знаний» и ее научно-образовательного раздела выступают разработка и серийное производство таких высокотехнологичных, наукоемких объектов, как атомные подводные лодки, сверхзвуковые бомбардировщики, ракетно-космические системы и т. д. Более того, сохранившаяся к настоящему времени часть промышленной компоненты этой триады не только обеспечивает военный паритет России на мировой арене, но и демонстрирует высокую эффективность в рыночных условиях. Действительно, в 2004 году доля России на мировом рынке вооружений составила 18,4% (6,4 млрд долларов), а в 2006-м достигла 21,6% (8,7 млрд долларов), что обеспечило России второе место после США. На мировом рынке космических услуг доля России составляет 11% благодаря ракетно-космическим системам, разработанным почти полвека назад в конструкторских бюро Королева и Челомея, знаменитых «семерке» и «пятисотке».

Фото: ИТАР-ТАСС
Плановая «экономика знаний» основывалась на достижениях фундаментальной науки, что предопределило успешное выполнение в СССР целого ряда стратегически важных государственных проектов. К их числу относится создание промышленности разделения изотопов - одного из наиболее сложных и важных направлений атомного проекта. Научным руководителем проекта, несущим персональную ответственность за его реализацию, а фактически и генеральным конструктором первого диффузионного завода был академик И. К. Кикоин - один из лучших представителей русской инженерной школы ХХ века, в котором уникально сочетались ученый-исследователь, инженер, конструктор и руководитель большого коллектива. В середине 50-х годов Кикоин, руководя проблемой разделения изотопов, возглавил грандиозный инновационный проект, не имевший аналогов в мировой практике, - создание завода разделения изотопов урана центрифужным методом. Практическая реализация этого метода основывалась на ключевых идеях, одна из которых, принадлежащая Кикоину, обеспечила решение важнейшей проблемы передачи легкой и тяжелой фракций от центрифуги к центрифуге. В 1957 году начинает работать небольшой опытный завод газовых центрифуг, далее принимается решение о строительстве первого промышленного центрифужного завода. Именно эти заводы, созданные в СССР полвека назад при решающем вкладе фундаментальной науки, заложили основы современной российской промышленности разделения изотопов, которая демонстрирует высокую эффективность и в условиях рыночной экономики, обеспечивая долю страны на мировом рынке низкообогащенного урана в размере 40%, а на рынке топлива для АЭС - 17%.
Плановая «экономика знаний» СССР принципиально опиралась на «культ знаний», особенно в области точных наук, который в результате целенаправленной политики государству удалось сформировать и поддерживать до 1991 года. Умение решать сложные научные и технические задачи на основе фундаментальных знаний открывало путь к государственному и общественному признанию, материальному благополучию, вхождению во властные структуры и, что не менее важно, масштабному техническому творчеству. На приобретение этих умений и знаний через многолетний, кропотливый труд на школьной и вузовской ступенях была нацелена естественнонаучная компонента массовой образовательной системы СССР. Школьная и вузовская ступени были неразрывно связаны. В первую очередь решались задачи фундаментального освоения школьниками, а затем и студентами дисциплин естественнонаучного цикла. В традиции советской средней школы было выделение большого количества учебных часов на достаточно глубокое изучение математики и физики. Вступительные экзамены в технические вузы охватывали всю теоретическую часть школьной программы по этим дисциплинам. Когда профессор С. П. Тимошенко, ставший на тот момент одним из знаменитейших американских ученых и педагогов, посетил СССР в 1959 году после многих десятилетий работы в США, то дал следующую оценку советскому образованию: «Общая организация школ и методов преподавания очень похожа на ту, что имела место в дореволюционные годы. После хаоса, порожденного революционным экспериментаторством, традиционная система была восстановлена… уровень советской системы инженерной подготовки существенно превосходит оценки американских экспертов». Для инженерного образования в России наступил золотой век.

Фото: ИТАР-ТАСС
На младших курсах всех технических вузов СССР изучались фундаментальные основы высшей математики и общей физики, на которые опирались базовые и специализированные курсы инженерных дисциплин. Благодаря этому в СССР технические вузы, независимо от специализации, фактически готовили специалистов широкого профиля, способных быстро адаптироваться к работе в любой технической области. Не менее важно и то, что определенная избыточность системы массовой подготовки инженерных кадров обеспечивала возможность формирования технически подготовленного и грамотного управляющего персонала предприятий и государственных структур. Высокая эффективность советской системы образования при подготовке инженерных кадров отмечалась не только Тимошенко, но и многими другими американскими экспертами, детально изучавшими эту систему после запуска первого искусственного спутника Земли.
О высокой эффективности советской системы подготовки кадров свидетельствуют и события, произошедшие после распада СССР. Это успехи на мировом рынке труда эмигрировавших в последние 10–15 лет из России и стран СНГ ученых и высококвалифицированных специалистов - воспитанников советской системы образования. Так, по данным Российской академии наук, Комиссии по образованию Совета Европы и Фонда науки, за последние десять лет в зарубежных университетах, научно-исследовательских организациях и компаниях трудоустроены не менее 250–300 тыс. высокообразованных россиян. Другими словами, образовательная и научная база, комплекс практических навыков и умений, уровень общей культуры этих специалистов оказались вполне достаточными для их востребованности и быстрой трудовой и социальной адаптации в таких странах с рыночной «экономикой знаний», как США, Канада и государства Западной Европы.
Хотя сегодня задачи, которые ста
и т.д.................

Суть проекта «Русская Инженерная школа» заключается в построении многоуровневого непрерывного процесса подготовки инженерных кадров посредством политехнического мультидисциплинарного образования с сохранением и преумножением лучших традиций русской инженерной школы. Первый этап - создание Детской Технической школы "Самоделкин" - начальный уровень подготовки инженеров с последующим сопровождением и поддержкой талантливых детей. Детская Техническая школа работает по принципу дополнительного развивающего образования. Это политехническая подготовка школьников, которая включает в себя не только фундаментальные, технические знания, образовательный курс инженерного 3D моделирования на основе программы Creo, но и технологии развития целостной личности (коммуникативные навыки, навыки презентации и самопрезентации, командообразование и лидерские характеристики личности). Целевую группу на первом этапе реализации проекта составят дети – ученики школ в возрасте 10-15 лет в количестве 120 человек – первый год обучения (8 групп). Проект Русская Инженерная школа не ограничивается открытием Детской Технической школы. В перспективе (через 1 год) жизнедеятельность проекта развернётся на территории Приволжского федерального округа, а в дальнейшем (через 3 года) на территории всей Российской Федерации и будет включать в себя Молодёжный Инженерный центр - высшее учебное заведение и Русскую Инженерную школу - институт переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

Цели

  1. Создать систему развития и поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, возрождая исторические и фундаментальные ценности русской инженерной школы обучения, высокопрофессиональной и современной подготовки и переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров

Задачи

  1. Сформировать группы для обучения в Детской Технической школе
  2. Организовать учебный процесс с использованием инновационных комплексных методик обучения техническим дисциплинам и единой преемственной системы обучения детей, молодёжи и инженеров по принципу проектно-командного обучения
  3. Координировать процесс обучения

Обоснование социальной значимости

В течение ближайших 5 лет с ведущих предприятий, определяющих экономическую политику России, 70% высококвалифицированных инженеров уйдут на пенсию. В целях сохранения конкурентоспособности, многие этапы технологического процесса, которые ранее осуществлялись вручную, переносятся на компьютер. Бумажные эскизы и чертежи уходят в прошлое. Математические расчёты движения механизмов и прочности деталей компьютеризированы. Для работы по современным технологиям нужны квалифицированные специалисты нового поколения. Решить проблему дефицита кадров стремятся как на государственном уровне, разрабатывая специальные программы, улучшающие качество образования, и вовлекая школьников в увлекательный мир информационных технологий, так и со стороны бизнеса, который уже ощущает кадровый голод. Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно – ориентированных специалистов, в первую очередь, для реального сектора экономики. Это относится не только к выпускникам вузов, но и к работающим специалистам для обеспечения принципа непрерывности обучения в период трудовой деятельности. Очевидно, что именно университеты должны внести основной вклад в вопрос кадров. Обеспечить подготовку профессиональных кадров, отвечающих требованиям, предъявляемым современным промышленным производствам можно только путём создания специально организованных условий, которые будут являться важнейшим недостающим звеном в российской инновационной цепочке, призванной поднять отечественное промышленное производство на надлежащий технический и организационный уровень. Наш проект подразумевает развитие организации «Русская Инженерная школа», задачей которой является создание системы развития и поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, возрождение исторических и фундаментальных ценностей русской технической школы обучения, высокопрофессиональной и современной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

Создание “школы” русского инженерства. Инженерное дело

России в начале XX века

Промышленные предприятия России в конце XIX - начале XX века почти целиком находились во власти иностранцев. Подчеркивая засилие иностранных специалистов, экономист прошлого века профессор П.К. Худяков писал: “До тех пор, пока промышленность будет в руках нетехников и в особенности иностранцев, самостоятельного, правильного и прочного развития у нее не может быть”.

О той же особенности русской промышленности пишет и М. Горький в своем очерке о всемирной выставке 1896 г.: “ Прежде всего машинный отдел поражает отсутствием в нем русских фамилий, факт, уже не однажды отмеченный печатью. Производителями русских машин и работниками на поприще этой отрасли русского труда являются французы, англичане, немцы и затем поляки. Русские же фамилии совершенно не заметны в массе таких, как Лильпоп, Бромлей, Поле, Гампер, Лист, Борман, Шведе, Пфор, Реппган и так далее”.

С целью преодолеть сильную зависимость русской промышленности от иностранных специалистов, русское правительство в конце XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы высшего технического образования. В разработанном “Проекте общего нор­маль­ного плана промышленного образования в России” отражена та ситуация, которая связана с засилием иностранных специалистов: “Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне технические руководители в больших промышленных заведениях и мастера, заведующие отдельными частями производств, большею частию суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключительных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским, желающим приобрести в мастерской практические познания, могущие сделать их способными заменить иностранцев”.

Промышленность России делилась в это время на два сектора: отечественный и концессионный. Предприниматели-иностранцы не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их квалификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.

Положение русских инженеров, которые не пользовались ни правительственной поддержкой, ни монополией профессии (т.е. на долж­ности, которые по своему характеру требовали научно-технической подготовки), ни особым сочувствием общества, оставалось в конце XIX - начале XX вв. сложным. Многие промышленники не осознавали необ­ходимости широкого применения квалифицированного труда, не видели его преимуществ перед практическим опытом. Поэтому на производстве часто преобладали практики, особенно из числа иностранцев. Они были основными конкурентами русских инженеров. Свое мнение откровенно высказал инженер И.П. Бардин: “Обычный мастер старого времени был самым противным существом. Это был человек, который знал дело детально, но не был способен к глубокому анализу. В лучшем случае он сообщал кое-кому секреты своего умения, обычно же он никому ничего не говорил, считая их своим капиталом. Такими мастерами был забит весь Дон и Урал”. Инженер же, при всей слабости практического умения, обычно за два месяца осваивал производство, а затем начинал двигать его вперед, активно используя свои научные знания. Не случайно столь успешно развивалась конкуренция отечественных инженеров с практиками и иностранцами в сахарной промышленности, в ситцевом производстве, паровозостроении, мостостроении и других отраслях. Примером этому может служить хотя бы такой факт. Когда граф А. Бобринский устраивал образцовые свеклосахарные заводы в Киевской губернии, для управления пригласил истинно русских инженеров, поскольку они прошли испытания успешнее иностранных специалистов. И через несколько лет русская свеклосахарная промышленность вышла на второе место в Европе, после Австрии. А по уровню использования квалифицированного труда она заняла первое место: инженеры и техники составляли 15% от числа служащих, в то время как в других отраслях их число не превышало 2-3%.

Добросовестные иностранцы высоко ценили высокую подготовку русских технических специалистов. Инженер М.А. Павлов писал, к примеру, в своих воспоминаниях, что немецкий техник Зиммерсбах, с которым они вместе работали на одном из отечественных заводов, вернувшись в Германию, стал активно пропагандировать технические нововведения Павлова, но с их помощью сам вскоре получил ученую сте­пень. Подготовкой инженерных кадров в конце XIX в. в России занимались шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище, Михайловское артиллерийское училище, Морской кадетский корпус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт корпуса горных инженеров, Строительное училище главного управления путей сообщений и публич­ных зданий.

К концу XIX века в России сформировалась система подготовки инженерных кадров, которую условно можно разделить:

- традиционные технические вузы;

- политехнические институты;

- техникумы (средние-технические учебные заведения);

- союзы, общества и сообщества инженеров.

Одним из старейших и наиболее престижных технических учебных заведений России был Горный институт, основанный еще в 1773 г. Екатериной II и преобразованный в 1804 г. в Горный кадетский корпус. Туда принимались дети горных офицеров и чиновников, знавшие ариф­метику, чтение и письмо по русскому, французскому и немецкому языкам. Кроме того, за собственный счет принимались дети дворян и фабрикантов. Выпускники института отрабатывали по специальности 10 лет и лишь тогда получали аттестат.

Использование горных инженеров дозволялось только на тех должностях, которые относились к распорядительной части. Они могли назначаться и на должности начальников горных заводов. Положение горных инженеров в обществе было оговорено и в табеле о рангах: “...гражданские чины вообще уступают место военным,” исключение сос­тав­ляют горные инженеры, “которые по праву чинов военных имеют старшинство над чиновниками гражданскими или классными одинакового с ними чина... Горные чиновники... уравниваются с чинами военными и пользуются всеми их преимуществами” (Свод законов Российской империи, 1857., т.3, с. 201).

Дисциплина и суд здесь исполнялись тоже по военным законам. Имея право на военный чин, однако не производились в следующий чин без предоставления описания выполненных ими работ в течение двух лет. Законодательство определяло и строгий порядок, касавшийся получения жалования, столовых и квартирных денег, пенсий, пособий, наград, увольнения в отпуск и в отставку, вступления в брак, ношения формы и т.д. Законом 1833 г. регламентировалась и служебная карьера: предписывалось при освобождении вакансий замещать их служащими этого же пред­приятия, что препятствовало текучести кадров и стимулировало хорошую работу инженера.

Кроме Горного института, превилегированное положение также имел Институт инженеров путей сообщения, открытый с Санкт-Петербурге в 1810 г. и преобразованный в 1823 г. в военизированное закрытое учебное заведение, 1847 г. - в кадетский корпус, куда доступ имели лишь дети по­том­ственных дворян. Только в 1856 г., на специальные классы, впервые был открыт доступ детям недворянского происхождения. Выпускники инсти­тута также были обязаны отработать по специальности 10 лет.

Гражданских инженеров для управления фабриками готовил Петербургский практический технологический институт. Отбор кандидатов для учебы осуществляли на местах городские думы из числа купцов третьей гильдии, мещан, цеховых, разночинцев. Устав говорил, что это обра­зование прилично людям среднего состояния. Институт имел два отделе­ния: механическое и химическое. Окончившие полный курс с удов­летворительными оценками выпускники получали звание технологов второго разряда и выходили из податного состояния; окончившие с “ успехом” - технолога первого разряда и звание почетного личного гражданина. Выпускники института не имели права поступать на граж­данскую службу и получать чины. Только к концу XIX в. выпускники Технологического института добились права поступать на гражданскую службу, т.е. получать чины не более 10-го класса в зависимости от успеваемости.

Звание “инженер-технолог” могло быть присвоено заведующему фабрикой, если он этого просил, но не ранее 6 лет по выпуску из института, в случае представления аттестата о работе, засвидетельствованного Уезд­ным Предводителем дворянства.

Промышленный устав не предусматривал образовательного ценза для владельцев фабрик и заводов, хотя предоставлял право фабрикантам, в случае процветания предприятия, получить звание инженера. Устав не устанавливал правовых норм, регулирующих отношения между техни­ческими специалистами и владельцами предприятий, и ставил инженеров в полную зависимость от хозяев.

В конце XIX - начале XX вв. промышленность России предъявила спрос на новую технику, нарождающиеся отрасли требовали иного технического оснащения. В практическую жизнь входили новые крупные научные идеи. Для подготовки технических специалистов наряду с традиционными институтами стали создаваться политехнические институты, специально предназначенные готовить инженеров для различных промышленных предприятий. Развитие науки и техники, дифференциация инженерной деятельности со всей серьезностью поставили вопрос о необходимости разделения сфер деятельности инженера. Выпускник традиционного вуза был уже не в состоянии освоить массу информации по созданию технических структур и разработке новых технологий. Назрел вопрос реорганизации технического образования. Появляется новый тип заведения – политехнических институт. Старейшим политехническим институтом России был Львовский, основанный в 1844 г. как техническая академия. Затем были открыты политехнические институты в Киеве - 1898 г., Петербурге - 1899 г., Донской в Новочеркасске - 1909 г.

Важную роль в политехническом образовании России сыграли выдающиеся инженеры И.А. Вышеградский, Н.П. Петров, Д.И. Менделеев, В.Л. Кирпичев и др. Крупнейшие в стране технические школы - Харьковский технологический институт, Киевский политехнический институт и механическое отделение Петербургского политехнического института обязаны своим возникновением Кирпичеву Виктору Львовичу. Уже в то время он доказывал, что подготовка настоящих инженерных кадров идет не “от книги к человеку”, а от “человека к человеку”. Языком инженера он называл черчение.

Дипломированный инженер в России - звание высокое и обязываю­щее. Так, выдающийся русский инженер, “отец русской авиации” Н.Е. Жу­ковский только на 65 году жизни был удостоен звания инженер. “... принимая во внимание выдающиеся научные труды в области частной и прикладной механики заслуженного профессора, действительного статс­кого советника Н.Е. Жуковского, на заседании своем 1 ноября 1910 г. постановил удостоить его, Жуковского, почетного звания инженера-механика”, - записано в протоколе Ученого совета Императорского московского технического училища (ныне МВТУ им. Баумана).

Важное место в развитии инженерной профессии занимает открытие в 1906 г. в Петербурге Женских политехнических курсов. Это была реакция на растущую нехватку специалистов, с одной стороны, и на всплеск движения за эмансипацию женщин - с другой. Под натиском женщин от­кры­вались возможности их участия во все новых сферах деятельности. Техника была одним из последних бастионов, куда путь женщине оставался закрытым.

Дальнейшее развитие инженерного дела вскрывает очередную проблему. Учитывая характер инженерной деятельности – постоянный поиск решения технических и технологических задач с учетом новых достижений науки и техники, а также контроль за соблюдением требований производства, вызвали необходимость иметь в звене – изобретательство – проектирование – создание технической структуры – эксплуатация – управление производством новой фигуры – помощник инженера (младший технический специалист). Основной функцией этих специалистов было – осуществление надежной квалифицированной связи между инженером (занимающимся инновационной деятельностью) и рабочим, реализующим его идеи. Для подготовки специалистов такого ранга был создан новый тип технических учебных заведений – техникум.

Высшее техническое образование в России заложило хорошие тра­диции. Ее ведущие вузы давали широкую и глубокую теоретическую подготовку, тесно увязанную с задачами практики. Однако подготовке кадров в государственном масштабе уделялось недостаточно внимания. Даже для отсталой промышленности царской России инженерных кадров не хватало и широко использовались иностранные специалисты.

Вследствие относительной малочисленности и разброса по периферийным предприятиям русские инженеры долгое время страдали от разобщенности. Только в начале XX в., с промышленным развитием страны, их общественное положение меняется. Созданная система высшего образования, а к 1914 г. в России насчитывалось 10 университетов, около 100 высших учебных заведений, в которых обучались около 127 тысяч человек, позволила быстро формироваться отечественным школам и осо­бенно школам технического знания. На весь мир заявила о себе школа ме­ха­ники (Чебышев П.Л., Петров Н.П., Вышеградский И.А., Жуковский Н.Е.), математики и физики, химии и металлургии, мостостроения и транспорта. Особенно сильное воздействие на процесс единения инженер­ного корпуса оказала революция 1905-1907 гг. и первая мировая война. Ощущая потребность в профессиональном и духовном определении среди инженерного корпуса, в социальном плане, возникают профессиональные группы.

В это время в России были созданы:

Политехническое общество при МВТУ;

Общество горных инженеров;

Общество гражданских инженеров;

Русское металлургическое общество;

Общество электротехников;

Технологическое общество;

Русское техническое общество и др.

Основной целью этих обществ было:

Создание сильной независимой русской промышленности, не усту­паю­щей иностранной.

Так, русское техническое общество, возникшее еще в 1866 г., зани­малось технической пропагандой, распространением технических знаний и практических сведений, развитием технического образования, осуществ­ляло помощь научным изысканиям, премировало лучшие научные и технические разработки, устраивало технические выставки, исследовало заводские материалы, изделия и способы. Оно учредило техническую библиотеку, химическую лабораторию, технический музей, помогало изоб­рета­телям, содействовало сбыту малоизвестных изделий. Русское техни­ческое общество стремилось связать науку с производством, а рабочих вооружить технической грамотой.

С помощью русского технического общества Д.И. Менделеев провел исследования упругости газов, Н.Е. Жуковский - опыты по сопротивлению жидкой среды, Н.П. Петров - изучение смазочных масел. Общество поощ­ряло предпринимателей за полезное для России расширение производства, улучшение качества изделий, механизацию работ, освоение нового производства.

В лице русского технического общества русское инженерство увидело тот орган, который мог защитить их профессиональный интерес не только в обыденной жизни, но и на государственном уровне. А объединительные тенденции способствовали формированию определенных стереотипов поведения, выработке норм и этики профессиональной деятельности, повышению общей культуры.

Задачи, которые приходилось решать российским инженерам в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только технического знания и мышления, но и экономического, социологического, юриди­ческого, политического, этического, а стало быть и философского мышле­ния. Его отсутствие вело к тому, что инженеры не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире функции инженера необходимо рас­сматривать гораздо шире, чем это было раньше, что с развитием машин­ного производства функции инженера лежат в самом центре государст­венного механизма.

Сформированная в России система подготовки инженерных кадров, начало которой было положено Петром I , позволила России занять достойное место в мировой инженерной школе. Всему миру стали известны выдающихся русских инженеров: В. Г. Шухова и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова и многих других.

Характеризуя положение инженеров в обществе России накануне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности постоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их положении.

Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инженеры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог составляла 2.4 - 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем и получали про­цен­ты с прибыли. На частных дорогах, как правило, оплата была еще выше.

Высоко оплачивался и труд горных инженеров. Если начальс­т­вующий состав получал 4 - 8 тыс. рублей в год, то средние чины - 1.4 - 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслугу лет.

Значительно более низкой была заработная плата инженеров, занятых в промышленности. Положение работавших там специалистов зависело от степени конкуренции с практиками и иностранными специалис­тами. Средний заработок инженера в 1915 г. составлял 1.5 - 2 тыс. рублей в год. Несколько выше была заработная плата в Юго-Западном крае.

Если сравнивать материальное положение инженера и рабочего средней квалификации, то можно отметить, что инженер зарабатывал примерно в 5-6 раз больше рабочего. Подтверждением этого может служить герой романа Н.Г. Гарина-Михайловского “Инженеры”, который в первый же год своей работы после окончания института зарабатывает 200-300 рублей в месяц, т.е. примерно в 10 раз больше рабочего. Нижние инженерные должности (например, мастер) оплачивались в 2-2.5 раза больше рабочего.

Таким образом, мы видим, что материальное положение инженеров дореволюционной России было таково, что приближало их по уровню доходов к наиболее обеспеченным слоям общества.

Конец XIX - начало XX вв. в России ознаменовались бурным ростом промышленного производства, внедрением в производство новых техноло­гий, машин и механизмов, а также созданием системы высших учебных заведений, породившей отечественные школы русской инженерной мысли. На арену общественной деятельности выходят профессиональные группы инженеров, объединенные общей идеей дальнейшего технического развития промышленного производства, культурного развития отечества, освобож­дения России от полуграмотных и не всегда заинтересованных в техни­чес­ком прогрессе иностранных специалистов.

К 1917 г. профессиональные организации инженеров становятся особенно сплоченными и приобретают значительный вес в социальной структуре.

Инженеры все в большей мере проникались осознанием своей мораль­ной миссии - технического и социального развития страны, у них появилось чувство самоуважения - “профессиональная честь”. Инженеры готовы были возглавить производство, управление экономическими процессами. В 1915-1916 гг. авторитет инженеров возрастал в глазах правительства, предста­вителей промышленности, в народе.

Престиж инженеров в обществе постоянно рос. Это было вызвано целым рядом причин:

Профессия заводского инженера была новой и достаточно редкой.

Д. Гра­нин в романе “Зубр” приводит воспоминания старого инженера-путейца о том, что его профессия воспринималась как диковинка, что-то вроде теперешнего космонавта;

Капиталистическое развитие экономики властно требовало постоян­ного притока технических специалистов. А система технического образо­вания отличалась консервативностью и не обеспечивала нужного стране количества инженеров. Таким образом, профессия “инженер” была не толь­ко уникальной, но и дефицитной;

В многомиллионной массе безграмотного населения инженеры явля­ли собой группу, по своему общему культурному уровню намного превос­ходившую тех, с кем ей приходилось интенсивно общаться, т.е. круг своего ближайшего общения. Дипломированные инженеры относились к интел­лектуальной элите общества. Это были “сливки” интеллигенции. Такому положению способствовал характер технического образования тех лет, которое отличалось универсализмом и отличной общеобразовательной подготовкой;

В то же время постоянно нарастающий дефицит инженеров демок­ра­тизировал состав студенчества и делал профессию не просто блестящей, но и доступной перспективой практически для всех слоев городского населения;

Доходы инженеров, ставившие их подчас в один уровень со власть имущими, также привлекали взоры простых людей, рабочих, повышая престиж инженера в массовом сознании.

Были и другие факторы высокого авторитета инженеров, связанные с развитием профессиональных союзов, клубов, сообществ, атрибутики и символики. Все это породило образ инженера “золотого века” как бога­того, много знающего человека, от которого зависит будут или не будут работать машина, завод, вся индустрия.

Выстраданный инженерами процесс консолидации, к сожалению, был надолго прерван после октября 1917 года.