Сколько слов в минуту читает взрослый человек? Комплексная программа для чтения.

Она стенографировала выступления Индиры Ганди, Фиделя Кастро и прочих высокопоставленных особ. Пока разведки всего мира и гении криптографии бьются над созданием

Она стенографировала выступления Индиры Ганди, Фиделя Кастро и прочих высокопоставленных особ.

Пока разведки всего мира и гении криптографии бьются над созданием универсального кода, который бы не поддавался расшифровке, 74-летняя волгоградская пенсионерка Лидия Андриановна Тарасенко с легкостью шифрует и дешифрует самую “горячую” информацию. Несмотря на почтенный возраст, ее талант стенографистки по-прежнему востребован. Некоторые заседания власть придержащих просто немыслимы без присутствия Лидии Андриановны.

БЕЗ КРЮЧКА И ЗАДОРИНКИ

Когда Лидии Андриановне исполнилось 19, она впервые побывала в кино, а уже через несколько лет без посредничества телевидения видела в лицо первых людей страны. И все это благодаря крючкам, которые она молниеносно выводила на листе бумаги.

Я родом из глухой орловской деревеньки. Чтобы устроиться на курсы стенографии в городе и снимать квартиру, пришлось работать прачкой у людей, копать огороды.

Несмотря на такую загруженность, Лидия Андриановна оказалась в числе самых успевающих учениц.

Скорость стенографии у всех разная. У каждой стенографистки есть свой потолок. У кого-то он 70 слов в минуту, у кого-то - 90. У меня была очень высокая скорость - 120 слов. Так я попала в число избранных, перед которыми открывались все двери. Могла поехать работать в ГДР, в Польшу. Но я так всего боялась, и за границу не поехала. Работе за рубежом предпочла КГБ.

Но трудиться на благо Родины ей пришлось недолго. Пару раз негласную работу едва не рассекретил ревнивец-муж. С тех пор пришлось стенографировать только на менее секретных заседаниях горкома партии. Потом была работа в обкоме, милиции, областной Думе... Ни одно слово, сказанное волгоградскими чиновниками и политиками, не ускользнуло из-под пера стенографистки. Она была в курсе всех событий в государстве, причем на самых разных уровнях.

Маленькое начальство я не знаю, только большое, - шутит Лидия Андриановна. - Знаю, кто чего стоит.

В отличие от прочего электората, в политиках она ценит в первую очередь не порядочность и заботу о народе, а хорошую дикцию и правильную речь. В число любимчиков имел счастье попасть председатель волгоградского облисполкома Панькин, выгодно отличавшийся от своих коллег красивым слогом. За грамотную речь был отмечен и первый секретарь горкома партии Гришин.

Но они не только хорошо, но и умно говорили, - прибавляет Лидия Андриановна. - А были и такие ораторы, от которых хотелось избавиться. Один из начальников так плохо изъяснялся, что писать за ним было невозможно. Мы все ждали когда он куда-нибудь уедет.

Доводилось ей стенографировать и выступления Индиры Ганди, Фиделя Кастро и Джавахарлала Неру. Работала Лидия Андриановна за плечом министра внутренних дел Щелокова и Председателя Совета министров СССР Косыгина.

АС ВЫСОКОГО ПИЛОТАЖА

Если смотреть на работающего стенографиста, создается впечатление, что человеку просто невыносимо скучно на заседании, и он выводит ручкой без конца свой автограф. На самом же деле его напряжение в этот момент можно приравнять к напряжению летчика перед взлетом. Это доказано наукой. А чтобы расшифровать запись часового заседания, требуется минимум пять часов.

Стенография требует огромной отдачи, сил и чувств. Ведь я пишу не машинально. Все пропускаешь через себя, свое сердце, - рассказывает Лидия Андриановна. - Я должна не только записывать, но и видеть говорящего. Тогда его слова откладываются в моей памяти.

По сей день женщине приходится пускать в ход отточенные десятилетиями навыки. Но теперь, если старейшая стенографистка города берется за ручку, то позволяет себе пропускать отдельные слова.

Если вижу, что докладчик начинает говорить от себя и без микрофона, тут уж я должна его поймать. А при включенном микрофоне даю себе послабления. Но я всегда начеку.

Несмотря на засилье звукозаписывающей техники, Лидии Андриановне частенько доводилось выступать в суде в качестве свидетеля, чтобы подтвердить слова, которые весь зал и так слышал.

Мы попросили аса стенографии преподать нам урок.

Вот “красота”, - за долю секунды вывела она загогулину. - Вот - “карта”. (Женщина черкнула закорючку, ничем, на наш взгляд, не отличающуюся от предыдущей. - Прим. авт.) От незначительной детали зависит все.

Ваши записи может расшифровать другой стенографист?

В доказательство к этому Лидия Андриановна приложила забавную историю поры своей молодости.

Когда была молодая, в меня страшно влюбился один навязчивый товарищ. Я ему застенографировала свои чувства в записке и сказала, что встречусь с ним, когда он расшифрует ее. Свидания так и не состоялось. Ни одна из моих коллег, как ни старалась, не смогла его выручить.

А что там было написано?

- “Дурак ты!”

Дома у Лидии Андриановны на антресолях хранится пара десятков чистых блокнотов стенографистки. Запасы еще со времен обкома. Бережет она их как зеницу ока. Говорит: “А вдруг важное заседание!”

Поводом для написания статьи «О чем говорит темп нашей речи?» стала встреча с незнакомым мне человеком, состоявшаяся на прошлой неделе. Дело в том, что почти год назад я и моя семья поменяли место жительства. Я, человек, который всю свою жизнь провел на Крайнем Севере, теперь живу в одном из самых благополучных и теплых регионов России. Зачем я все это говорю? Сейчас поймете.

На прошлой неделе случилось мне добираться до нашего коттеджного поселка на такси. Объясняя, как лучше проехать к дому, разговорилась с водителем. Молодой человек сразу понял, что я не «местная» и попытался угадать, где я жила раньше. После нескольких неудачных попыток, мужчина сдался: «Я сразу догадался, что вы не наша. Вы говорите очень быстро, но все понятно. Где это так говорят?». Удовлетворив любопытство, ответил: «Теперь я буду знать, как говорят северяне».

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, о чем говорит темп нашей речи?

А ведь есть о чем подумать… Темп речи человека может многое рассказать о нем самом.

ЧТО ТАКОЕ ТЕМП РЕЧИ

Темп (от латинского «tempus» — время) речи – это скорость, с которой мы произносим звуки, слоги и слова.

Нормальный темп русской речи — 100-120 слов в минуту. Такая скорость считается умеренной.

Скорость речи человека, точно так же, как скорость любого транспортного средства, может быть низкой, нормальной и высокой.

НИЗКАЯ СКОРОСТЬ – ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Возможно, вам приходилось встречать людей, говорящих очень медленно. Создается ощущение, что они тщательно обдумывают каждое слово, прежде, чем его произнести. Как правило, при таком произношении растягиваются гласные звуки. И это провоцирует замедленное звучание. Наличие длинных пауз между словами еще больше усугубляет картину. Людей с замедленным темпом речи не много, но они есть.

НОРМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ – УМЕРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Такая скорость произношения характеризуется размеренностью. Отсюда и название – умеренный темп речи. Он отлично воспринимается на слух, поскольку паузы между словами и фразами не затянуты. Наоборот, уместное употребление пауз помогает лучше воспринимать сказанное.

ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ – УСКОРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Сразу вспоминается фильм «Подкидыш» и удивительная Рина Зеленая в роли домработницы с ее стремительным темпом речи. Поражает скорость произнесения фраз. Они идут сплошным потом, без перерыва. Именно поэтому многие слова путаются, произносятся с ошибками или усеченно. Человека с таким темпом речи понять очень сложно и практически невозможно уследить за его мыслями.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ТЕМП НАШЕЙ РЕЧИ

Конечно же, о нашем темпераменте.

Понаблюдайте за человеком с замедленным произношением слов. Скорее всего, вы отметите не слишком выразительную мимику, неторопливые движения, слабо интонированный голос. Обратите внимание на то, что ваш собеседник будет больше слушать, чем говорить. Как правило, люди с замедленным темпом речи никуда не торопятся и предпочитают вести размеренный образ жизни. Другими словами, их ритм жизни и их темп речи – взаимосвязанные вещи.

Совершенно иные по темпераменту люди с ускоренным темпом речи. Их мимике можно только позавидовать. Стремительность и резкость движений выдает несдержанность и нетерпеливость многих из них. Таких людей сложно представить равнодушными или унылыми. Они гиперактивны и находятся в постоянном движении.

Для людей уверенных, знающих цену своим словам и поступкам, характерен умеренный темп речи. Такой темп неосознанно ассоциируется с логичностью и деловитостью его обладателя и вызывает больше доверия.

Не претендую на абсолютность мнения о том, что наш темп речи напрямую зависит от наших психологических особенностей. Но не учитывать этого, нельзя.

Конечно, если очень захотеть, то можно научиться сознательно изменять темп своей речи. Можно стараться специально говорить медленнее, или, наоборот, ускоряться. Но согласитесь, только до определенного времени. Как только мы в разговоре перейдем на эмоции, наш, искусственно созданный темп, сразу же заменится на естественный.

Кстати, эмоции очень сильно влияют на скорость речи каждого из нас. И об этом мы поговорим в следующей статье. А пока…

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

ПРОСТОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМП СВОЕЙ РЕЧИ

Для того, чтобы воспользоваться этим способом, необходимо вспомнить любую историю, произошедшую с вами или с кем-нибудь из ваших знакомых. Историю придется рассказать вслух и обязательно записать этот рассказ на диктофон. Это самое простое.

Но и с этим вы тоже сможете справиться.

ВНИМАНИЕ!

Способ определения темпа своей речи – это не проверка скорости чтения! Мы не в школе, и у нас нет задачи — определить, насколько быстро мы умеем читать незнакомые тексты. Нам важно понять, какой темп речи мы преимущественно используем в жизни. Свободное рассказывание любых историй – отличный способ справиться с этой задачей.

Говоря о преимуществе использования какого-либо темпа речи, уместно сказать, что в разные моменты нашей жизни скорость речи каждого из нас может меняться. Об этом мы поговорим в

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Одним из важнейших факторов, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Именно поэтому крайне важно в начальной школе отслеживать развитие навыка чтения. Осуществлять проверку техники чтения в 4 классе следует как минимум один раз в полугодие.

У учащихся четвертых классов проверяется:

  • Сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами;
  • Осмысленность чтения текста;
  • Выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста;
  • Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности, в зависимости от характера произведения.

Требования к чтению

На момент завершения начального образования, у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Осуществление самостоятельной подготовки к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Нормы техники чтения в четвертом классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:

· в 1 полугодии — 80-90 слов в минуту;

· во 2 полугодии — 100-120 слов в минуту.

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

Несомненно, важно одно: чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Ведь именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

Тексты для проверки техники чтения

Текст №1. Переполох в игрушечном городе

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На защита.

Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?

— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

— Рразве мне жалко? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

Текст №2. 4 класс, первое полугодие

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Текст №3. Вот и ноябрь

Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.

Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

Текст №4. Ветер (текст для проверки техники чтения в 4 классе во втором полугодии)

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

Текст №5.

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

— Подумаешь, соловей! Разве я хуже пою? Ко-ко-ко! Куд-куда!

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Тексты для проверки в I полугодии

Текст №6. Случай на охоте

Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.

Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.

Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.

(95 слов. По Г. Скребицкому)

Текст №7. Страшный мостик

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

— Вот противный мостик, — рассердились мальчики. — Придется теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...

(116 слов. По Ю. Ермолаеву)

Текст № 8. Во какие!

Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!

Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдем. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.

(103 слова. Ю. Качаев)

Тексты для проверки техники по II полугодии

Текст №9. Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.

(144 слова. По А. Бостром)

Текст №10. Жалейкин

Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!

(139 слов. Н. Сладков)

Текст № 11. Крапивное счастье

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!

И вдруг слышит Крапива:

— Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит — сорвёт... — Это белые ромашки прошептали.

— Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! — прошелестел Шиповник.

— Хуже всего быть вкусной! — покачала головкой Земляника. — Всяк съесть норовит.

— Вот так-так! — удивилась Крапива. — Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.

— Мы завидуем твоей спокойной жизни! — хором пропели цветы и ягоды.

— Как я рада, как я счастлива! — крикнула обрадованная Крапива. — Как мне хорошо, — добавила она задумчиво. — Расту — не обращают внимания, цвету — не нюхают, засохну — и не вспомнят...

И вдруг Крапива всхлипнула:

— Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

(158 слов. Н. Сладков)

Тексты подобраны Ткачевой Ириной Алексеевной, Борщ Оксаной Геннадьевной.


Полный текст материала Техника чтения в 4 классе. Тексты для проверки техники чтения в 4 классе (1 и 2 полугодие) смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Информация из книг о нормативах скорости чтения:

Скорость чтения Количество знаков в минуту
Очень медленная 900
Медленная 1200
Средняя 1500
Выше средней 1800
Быстрая 3000
Очень быстрая 5000
Сверхбыстрая 10000 и более

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата...»

М.А.Зиганов «Как повысить культуру, качество и скорость чтения»

«Следует отметить, что параметры, приводимые ШРЧ, отличаются от параметров, приводимых другими источниками.Все зависит от того, что принять за знак и что принять за скорость чтения.

Некоторые педагоги, подсчитывая в текстах знаки, учитывают и буквы, и знаки препинания, и пробелы, в результате у них тесты становятся более «объемными», чем они есть на самом деле.

Иногда скорость чтения измеряют в "слов/мин".При этом некоторые педагоги за слово применяют все предлоги, частицы, а иногда и знаки препинания.

К концу обучения Ваша скорость увеличится в 2-3 раза (если Вы усиленно поработаете над последней частью книги,относящейся к скорочтению, то- в 5-8 раз), а коэффициент усвоения возрастет до 75-95%...»

«В нашей стране установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго — 90-110 и для третьего-110-140.

К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту, коэффициент усвоения — 50-60 процентов, а продуктивность чтения — 90-115 слов в минуту...

Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов — 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту.У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы.

Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов...»