Служба на чукотке плюсы и минусы. Мы привыкли видеть эту землю на мелкомасштабных картах и считать ее небольшой

Чукотка — совершенно удивительный край, где могут произойти невероятные истории. Например, гуляя по заброшенному поселку, который расселили лет 15 назад, я встретил узбека, который живет в одном из пустых домов.
Хотите узнать, как живет узбек за Полярным кругом? Сейчас расскажу по порядку.

2. Поселок Апапельгино . Десятки пустых домов, брошенный транспорт — и ни души. Когда-то это был поселок авиаторов, построенный для пилотов и сотрудников аэропорта, но затем в одну из зим произошла авария на теплосети, все трубы моментально разморозились, жителей пришлось срочно переселять в соседний Певек. Восстанавливать поселок не стали, к тому времени в нем, как и в Певеке, было не так уж много жителей. Так и стоят эти дома молчаливыми памятниками ушедшей эпохе.

3. Около одного из домов обнаружили пса. Если есть собаки, значит, рядом есть люди.

4. И, действительно, вскоре на крыльце замечаем двух мужчин. Один из них здесь живет, другой приехал из Певека. Заметив нас, хозяин пригласил нас в гости.

5. Внутри дома тепло. Мужчину зовут Абдулла, он родом из Узбекистана. Работает наблюдателем на электроподстанции, живет в одном из ранее заброшенных домов. Как я понял, это служебное жилье.
В доме множество артефактов прошлых времен и всего, что может пригодиться в хозяйстве.

6. Какой плакат! Похоже, висит тут еще с начала 90-х. Видите красный флаг? И «Аэрофлот» еще Soviet airlines.

7. Абдулла не жалуется на жизнь, он привык работать и привык к Чукотке. Он неплохо устроился, в одной из комнат даже оборудовал теплицу.

8. Я бы сказал, что у Абдуллы в доме целый огород, где выращивает зелень. .

9. Укроп тянется к свету.

10. Помидоры потихоньку вызревают. Помидоры на Чукотке стоят около 500 рублей за килограмм. Абдулла очень трудолюбивый, поэтому экономит немало денег.

11. Для того, чтобы растения получали достаточно света, Абдулла смонтировал огромные лампы.

12. У Абдуллы вызревает даже перец. Перец на Чукотке стоит около 700 рублей за килограмм.

13. Жизнь тут, конечно, непростая, но Абдулла рассчитывает сам на себя. Есть работа, зарплату платят, бытовые вопросы решает сам, а роскошные условия ему и не нужны. По работе общается с коллегами. Они же могут привезти продукты из Певека.

14. Вместе с Абдуллой живет пёс. С виду он злой, но на самом деле добрый. Без собаки здесь никак, в поселок иногда заходят медведи.


Вот так и живет узбек на далекой Чукотке. Удачи тебе, Абдулла!

А этот репортаж продолжит серию

На Чукотке в русское время были сделаны совхозы для выкармливания оленей. В Шмитовском регионе данное был совхоз “Пионер”. Чукчей-оленеводов поделили по бригадам: любое отдельное стойбище – данное отдельная бригада, имеющая собственный отдельный порядковый номер.

Быть оленеводом – данное трудоемкая работа, по силам человеку выносливому. Не любому белоснежному человеку удавалось управляться с оленями. На первый взгляд: олени пасутся сами, смотри исключительно, дабы не разбегались, да по граням посматривай, от хищников оберегали.

Да, нет. Олени на Чукотке дикие, боязливые, от всякого постороннего шороха шарахаются. Ну и не любого пастуха подчиняться станут. Мясо у оленя “не свинина”- жестковатое, потому при выпасе оленей непрерывно гонять по тундре невозможно. А нрав и характер, как у всякого земного создания, у любого собственный. Вот и пробуй уследить за любым. Данное носиться лично надобно проворно, длительное время, не устрашать оленей, да успевать глядеть по граням, чтоб волки не совершили нападение.

Откормят оленей, отберут и водят на забой. В Шмитовском регионе данное неподалеку от села Миллионеров поддержка многое совершеннолетнее общественность, понимающее смысл в этих делах. Все обязано пройти живо, конкретно, покуда олени не ощутили и не разбежались.

Значит, в каком-то из таковых событий принял участие руководящий герой моего повествования Круженков. Он русский. В бригаде он был рыбаком. Подсоблял оленеводам пасти стада. И поручили ему чукчи перевезти оленей на забой в село. По всей видимости длинно отгонял, утомился. Прибыв передал стадо в верные руки и с ощущением сделанного длинна заснул сильно.

Ну а в данное время все село пробовало загнать оленей в “стойло”.

Такового тревожного стада за всегда работы не видел ни 1 опытнейший оленевод, коренной жилец Чукотки, не вспоминая теснее о простых советских мужиках, приехавших возводить социализм на Чукотке. Стадо так резвилось, так кутило, словно не люди его обрамляли, а свора волков. Не подчинялись олени, не единому окрику мастеров не внимали, словно их заговорили. Все кутили да удирали. Что называется, всем миром постарались, все безрезультатно. Или Круженков в период пути вопил на оленей, подгонял, чтоб побыстрее дойти до села.

Или “нашаманил” как то, приручил к себе, и они пристрастились к нему и на данный момент дожидаются команды лишь от собственного владельца. Исключительно понадобилось людям будить данного горе-пастуха. А так сладостно спалось, скорее всего, ему в последствии этого “категорийного похода”. Уж нисколечко, наверняка, не хотелось возникать и “стремиться в поединок”.

Все, еще бы, кончилось благоприятно. “Наши одолели, в конечном счете. Хотя ситуацию данную из 60-х годов все еще припоминают мои опекуны, и вовсе не в отсутствии хохота, не в отсутствии капли тоски. Умаялся в тех случаях люд, ну и сам Круженков насмешил всех собственным “профессионализмом”.

Этот очерк сделан на основе разговоров с жителями Чукотки о том, как им живётся в краю вечной мерзлоты, высоких цен на продукты, с чукчами в ярангах, северным сиянием, ветром бора́, белыми и бурыми медведями, которые гуляют во дворах. А также о том, какая на вкус свежая оленина и соленый голец там, где год идёт за два, и девять месяцев длится зима.

Виталий Гилёв, пенсионер, 43 года
Родился в Приморском крае (Ханкайский район, село Камень-Рыболов). Живёт на Чукотке в городе Билибино.

В 1973 году, когда мне было 9 месяцев, родители поехали на заработки на Дальний Восток и привезли меня в итоге на Чукотку. Сложилось так, что я и по сей день тут проживаю, даже в армию я попал служить на мыс Шмидта - это был такой посёлок на побережье, где дислоцировались почти все рода войск. На одном берегу были мы, а на другом - Аляска. Аляска, кстати, на Чукотку очень похожа.

Когда я служил в армии на побережье, видел много красивых белых медведей: у них была миграция и они шли через посёлок в заповедник на остров Врангеля. Ещё я был на кладбище китов: лежало три огромных скелета - красиво; видел нерп.

Мишки эти снимались в посёлке мыс Шмидта. Когда замерзает море, у них начинается миграция, все идут на остров Врангеля. Там заповедник, по радио всех предупреждают , чтобы были очень осторожны, особенно за детьми следили. Медведи идут через посёлок, а смелые люди даже выходят из дома и дают им что-нибудь пожевать.

Белые медведи вообще-то миролюбивее бурых. Но всё равно не угадаешь, что у каждого зверя в голове, в одной из таких миграций, старушка - божий одуванчик вышла к ним, когда они на помойке шарились, вынесла им банку сгущёнки, но мишки почему-то набросились на неё и загрызли.

Возможно, их когда- то люди обидели, поэтому они и обозлились.

Так и живу уже больше 42 лет на Крайнем Севере. Наш город Билибино - один из трёх существующих на Чукотке городов, небольшой совсем. До 90-хгодов тут проживало около 10 000 человек, тогда на Крайнем Севере были большие зарплаты, а теперь на материке люди больше зарабатывают. После развала Союза уехала почти половина всех жителей города, да и теперь многие мечтают уехать.

Сейчас в Билибино живет около пяти тысяч человек, большинство из которых - приезжие, которые работают вахтовых методом в золотодобывающих артелях.

Наша главная достопримечательность - «Билибинская атомная электростанция» (единственная АЭС в зоне вечной мерзлоты), которую в ближайшие десять лет должны закрыть. Уже начались подготовительные работы по её закрытию.

Климат у нас на Чукотке жёсткий; зимой морозы доходят до 60 градусов, зима сухая и, как говорится, 9 месяцев - зима, а остальное - лето.Весна-лето-осень пролетают незаметно - все три сезона укладываются в три месяца, за это время природа успевает и покрыться зеленью, и опасть жёлтыми листьями. А потом снова долгая зима.

В последнее время замечена тенденция резких изменений в климате: в декабре утром может быть -55, а к вечеру уже -15. От таких сильных перепадов погоды в течение дня очень страдают гипертоники.

Сам я уже на пенсии, меня комиссовали по болезни. До этого 20 лет проработал в полиции. Здоровья на Север уже не хватает, поэтому собираюсь уезжать - уже квартиру купил в Тамбовской области, уж на что денег хватило.

Каких-то прямо особых льгот северных сейчас нет, только оплата проезда до Москвы и обратно раз в два года у всех. На пенсию женщины уходят в 50, мужчины - в 55, если есть стаж 15 лет «северных». Пенсии у всех разные: может быть и 10 000 рублей, и 50 000. Всё зависит от должности и организации. В военных и силовых структурах - большие: у меня 25 000 рублей пенсия и выслуга 20 лет «северных», у начальника отдела - 45 000 при такой же выслуге. Так что всё по-разному, как и везде.

Раньше на Чукотке зарабатывали, а сейчас нет; выгодно вахтовым методом ездить на золотодобывающую промышленность. У нас тут вся таблица Менделеева, но в основном копают золото. Мы копаем сами и ещё канадским фирмам в аренду сдаём участки для разработки.

У нас в Билибино одна канадская фирма, они взяли участок в аренду, построили там небольшой городок, взлётную полосу, а наши ребята работают на них. Но условия труда там хорошие, всё для тебя, только работай.

Живут в отапливаемых палатках на 20 человек. Утром встал, ушёл на работу, пришла горничная - постель за тобой убрала.

В столовой большой выбор блюд, фруктов-овощей, отработал - робу в раздевалке бросил - придёт горничная постирает, погладит и в шкафчик повесит. Буржуи, что говорить.

Твоя задача - пахать. Есть только два перекура по 10 минут. Техника безопасности на уровне: увидели, что без каски работаешь - один штрафной балл, три балла - увольнение, никакого спиртного.

Строго там у них, конечно, но и о тебе не забывают - после работы, пожалуйста, всякие комнаты для отдыха - бильярд, кино, интернет. Только там пашут так, что вечером не до развлечений.

А так у нас тут на Чукотке жить молодежи можно. Есть и дом культуры, где и кино посмотреть, и в какую-нибудь группу музыкальную или танцевальную записаться можно. Есть библиотека, музей, бассейн, спортивная школа, а в вечернее время можно пойти в ресторан, кафешку или просто сходить на дискотеку.

Ещё, конечно, тут очень популярен активный отдых вроде рыбалки, охоты, лыж, дельтапланеризма. Рыба у нас разная есть: красная - кета, голец; белая рыба - чир, муксун, хариус, ленок, конёк, налим, каталка, корюшка, ряпушка; на озёрах - караси, окунь. Ну и зверя хватает и птиц. Мясо: олень, сохатый, то есть лось, медведь, волки, утки всякие, куропатка. Пролетают по весне гуси и журавли - их тоже стреляют. Пушнина - соболь, песец, лиса, росомаха, ондатра - вообще зверья много и пушнины тоже.

Самое необычное и интересное на Севере - это наша рыбалка и охота.

Нигде нет такой вкусной рыбы, как у нас на Чукотке. Есть у нас традиционное блюдо, которое делается из рыбы - «строганина».

Делается легко: берём рыбу замороженную (муксун или чир), ошпариваем кипятком, после сдираем шкуру полностью с рыбы и заново её замораживаем. Затем очищенную от шкуры и замороженную уже рыбину ножом просто строгаем, как будто затачиваем карандаш: получается стружка из рыбы. Всё это, пока не растаяло, посыпаем солью и перцем и в морозилку, снова ждём когда замёрзнет - и готово! Горчица, кетчуп - по вкусу, можно с хлебом.

Делаем ещё мясо вяленое. Берём пять килограмм оленины, режем вдоль волокон полосками, добавляем 100 грамм соли и 15 грамм лимонной кислоты, перемешиваем, кладём в кастрюлю в холодильник на два дня, на третий день кладём любые специи и держим ещё сутки. Потом нанизываем на нитку и развешиваем. Висеть должно сутки (двое - по вкусу), и кушайте на здоровье.

Природа Крайнего Севера поражает воображение просто. Одно только северное сияние чего стоит!

Когда его видишь, аж дух захватывает от нереальной игры цветов на небе, но такое, чтобы сияло всеми цветами, мне удавалось увидеть только два раза за всю жизнь. Зато какие.

На Чукотке много местных национальностей: чукчи, юкагиры, эвены и другие, названий которых я не знаю. Сейчас все они постепенно вымирают.

Вообще молодёжь из чукчей работать не хочет, старики в тундре оленей пасут, а молодёжь пьёт, да так много, что спиваются и мрут. Есть, конечно, такие, кто идёт куда-нибудь на работу, едет поступать в учебное заведение, но это скорее исключения.

При Союзе как было: взрослые в тундре оленей пасут, дети в интернате учатся зимой, а на лето - в тундру, там учатся оленеводству, в городе их не видно. При деле были и традиции не забывали. А сейчас, бывает, косяками ходят пьяные, работать не хотят, пьют, рожают для детского дома пополнение и мрут. Жалко.

В тундре в бригадах оленеводческих чукчи живут в ярангах , на проводы зимы на площади ставят ярангу, разжигают костёр и в большом котле варят оленину и всех угощают.

Есть у них национальная еда: кровь оленя отстаивают в тепле неделю или около того, а потом всю эту вонючую и тухлую смесь пьют. Непривыкшего человека от одного запаха выворачивает.

Был забавный случай один. Сижу я, значит, на работе, смотрю в окно. Вижу, к почтовому отделению подъехала собачья упряжка с чукчей. Судя по возрасту - почтенный оленевод в национальной одежде, видно, что из тундры приехал. Я сижу, периодически смотрю, а он стоит себе два часа возле почты и стоит.

Стало интересно, что ему надо там, дай, думаю, подойду.

Оказалось, встреча у него назначена была, но никто не пришёл, а что делать дальше, он не знает, просто в город в последний раз 10 лет назад приезжал.

Есть бумажка с телефоном, надо туда позвонить, но у него не получается. Телефон, говорит, на почте не работает. Ну, пошли, говорю, на почту, покажешь, как ты звонил. Так он берёт трубку, набирает номер, а гудка нету.

Мне стало понятно, аппарат-то платный, надо карточку вставлять, чтобы заработало. Купил ему карточку за 50 рублей, показал, как пользоваться.

Дозвонился чукча. Приехали люди и забрали его. Вот, думаю, человек два часа возле почты простоял с собаками, и никто не обратил внимания на него.

Летом в городе людей становится ещё меньше: все разъезжаются по отпускам. Выезд в центральные районы страны стоит дорого. От нас до Москвы добираться с пересадкой в Магадане 11 часов общего лёта, а стоит это удовольствие для одного человека минимум 50 000 рублей.

Бывают скидки пенсионерам и студентам, но небольшие. Одно радует, что дорогу оплачивают раз в два года всем, а полицейским, например, раз в год. Оплачивает это, собственно, организация, в которой человек работает.

Бывают у нас в столице - Анадыре - и иностранцы-путешественники. Там есть морской порт, куда часто приплывают иностранцы на экскурсии, Чукотка для них, как для нас сафари. Их возят на охоту и рыбалку.

Политическая жизнь не такая насыщенная, как в Москве. Я даже не знаю, существуют ли у нас какие-то партии, тем более оппозиционные, думаю - нет. Несмотря на то, что Москва от нас очень далеко, нас всё равно волнует, какие там решения принимаются, особенно в отношении Севера.

Медицина у нас страдает, не хватает специалистов и денег на лекарства. Когда был Абрамович губернатором, он закупил оборудования много качественного, но вот работать на нём некому, за такую зарплату, которую здесь платят врачам, никто ехать не хочет.

Специалист на материке больше заработает, чем здесь, вот и не едут.

Цены на продукты и вещи зависят у нас от способа доставки. Доставка происходит морским путём, авиаперевозкой, машиной. Очень дорого стоит аппаратура, техника, да и продукты тоже не дешёвые.

Фрукты и овощи не менее 300 рублей за килограмм, максимум - 800 рублей. Арбуз - 300, лук - 300, огурцы-помидоры - 400, бананы - 300, картошка - 250, яйцо - 250 за десяток, капуста - 300. В среднем, такой расклад. Колбаса «Краковская» - 800 рублей кило.

Очень много просроченных продуктов приходит, так как долгая доставка. Но зато очень дешёвое своё мясо оленя: с рук у охотников - 160 рублей, в магазине - 250 рублей. Рыба местная от 200 до 400 рублей за кило.

Едим, в основном, местное, доступное, а фрукты-овощи - это уже детям.

На праздники стараешься, несмотря на дороговизну, всё равно сделать праздничный стол из деликатесов.

С вещами сложно: везут всякую ерунду дешёвую и втридорога продают. Вчера видел холодильник обычный, стандартный в магазине бытовой техники - 55 000 рублей стоит.

Стараемся заказывать почтой, через интернет. Просто берём цену на материке умножаем на три - и это будет приблизительный результат нашей цены.

Телевидение у нас развито: стоят спутниковые тарелки, кабельное ТВ почти в каждой квартире установлено и проведено. Дома́ только новые давно не строятся, бывает ветхое жильё. В округе дороги ещё нормальные, а вот на периферии дорог нету.

Из фильмов про Чукотку я смотрел довольно известный фильм «Начальник Чукотки » и «Как я провёл этим летом ». Последний - очень правдоподобный, тут и снимался.

Чукотка после развала СССР сильно изменилась. Раньше на Чукотке жили люди со всех уголков страны разных национальностей, и никто этого не замечал, люди жили одной большой дружной семьёй. Двери в квартирах не замыкали на ключ, всех соседей в подъезде, да что там в подъезде - в доме, можно было знать по именам.

Сейчас такого нет.

Советовал бы я кому-нибудь ехать жить на Чукотку? Только молодым здоровым людям, отслужившим в армии, которые хотят продолжить карьеру в военных и силовых структурах: 10 лет отслужил и ты - пенсионер, а через 15 лет - северная пенсия будет. Так вот.

А вообще, для того, чтобы полностью получать северные надбавки, нужно отработать на Севере минимум 5 лет, тогда будет заработок более-менеехороший. Однако, все эти деньги быстро тратятся в отпуске, когда приезжаешь на материк. Нехватка фруктов-овощей сказывается, да и вообще много в чём приходится на Чукотке себе отказывать, а тут на земле покупаешь всё, что глаза видят, килограммами, литрами, как будто последний день живёшь. Так что, наверное, я бы всё-таки не советовал сюда ехать жить без какой-то веской на то причины. Хоть и красиво тут.

Тимофей Захаров, докер-механизатор, 22 года

Родился и вырос на Чукотке в городе Певек.

Я живу уже 22 года в одном из трёх существующих на Чукотке городов - Певеке. Людей в городе мало, по ощущению, 2-3 тысячи, кругом пятиэтажные, крашеные в яркий цвет, домики. Погода холодная, дует ветер Бора со скоростью до 32 м/с зимой. Он выдувает весь снег и остается лёд.

День мой начинается в восемь утра, я встаю и иду до работы пешком -10-15 минут, город небольшой, здесь везде можно пешком. Работаю в Морпорту докером-механизатором, разгружаю корабли с грузом на кране, работаю по десять часов во время навигации, а обычно восемь.

Причал на работе ТимофеяПосле работы могу пойти отдыхать в кинотеатр «Айсберг» - тут есть бильярд, могу в кафе «Ромашка» или бар"Арабика" зайти.

За границей я вообще ни разу не был, отдыхаю в России.

В этом году билеты сильно подешевели (34 000 - 25 000 рублей) в одну сторону.

Это дешевле, чем было обычно.

Власти пытаются как-то развивать Чукотку, но всё равно мы отстаем от материка как минимум лет на 5 по развитию. Я бы и уехал, да было куда. И привык уже к спокойствию, на материке другой ритм жизни.

Тут свои приколы. Например, мы с друзьями однажды удирали от медведя на мотоцикле.

В августе 2010 поехали с ребятами на мотоциклах на рыбалку. Втроём расположились у Чёрной речки, где стоят балки (сарай с печкой для обогрева и спальными местами - прим.ред). Наловили рыбы и уже уезжать собрались, вдруг слышим в стороне заброшенных балков шумкакой-то. «Послышалось»,- подумали мы, и дальше собираться стали.

Опять шум. Обернулись, а там уже такая картина: на нас с огромной скоростью несётся и ускоряется злой бурый медведь.

Мы скорее начали заводить технику, а она как на зло, стояла долго - не заводится. С трёх попыток завели, за это время уже с жизнью проститься успели.

Ударили по газам, а он за нами бежит, не отстаёт. А там дорога плохая,вот-вот упадёшь, завязнешь в грязи - и готов медвежий обед.

Спаслись в итоге.

Каково это, оказаться в самом дальнем углу планеты? Дело даже не в продолжительности полёта: восемь часов не так уж долго. И не в ощущении, что все эти восемь часов под тобой была одна и та же страна.

Вот ты прилетаешь на Чукотку, выходишь из самолёта? Что рассчитываешь увидеть? Людей, ходящих на голове? Какой-то другой уклад жизни? Он другой, конечно, но невероятно похожий на…да-да, это всё та же самая Россия. Что в Калининграде, что в Рязани, что здесь на Дальнем Востоке. Америка ближе, но из неё заимствуют только Кока-Колу и другие непортящиеся продукты, раз в год, кораблём.

Первые впечатления очень неоднозначные. До Анадыря мы так и не добрались, прилетев в Анадырь. Сам город находится через пролив от аэропорта, добираться туда - целая история, причём недешёвая. Первый день решили в посёлке Угольные Копи, который и стал для меня воротами на Чукотку.

1 На подлёте, конечно, пейзажи совершенно неземные. Почти весь рейс я спал, расположившись на трёх креслах, как в плацкартном вагоне. Но, открыв иллюминатор поутру, не смог больше дремать!

2 Я прилетел в Анадырь регулярным рейсом авиакомпании “Вим-Авиа”, которая после полёта устроила нам экскурсию по терминалу. Про местный аэропорт и сам перелёт напишу отдельный репортаж.

3 Аэропорт работает по графику прилёта и отправления самолётов. То есть, когда есть рейс, работают кафе и салон сотовой связи, стоят маршрутки и такси. Поскольку мы остались на съёмку и ещё проводили борт в обратный путь, был реальный шанс не успеть на автобус и тащить чемоданы до посёлка несколько километров. Успели!

4 Общественного транспорта на Чукотке очень мало, сообщение нерегулярное. Но если есть муниципальный автобус - проезд в нём бесплатный. Дотации. Водитель ездить по маршруту с любимой собачкой.

5 Я догадывался, что вечная мерзлота значит прохладную погоду даже среди лета, но к снегу в июле я был не готов, да ещё в таких количествах. На улице, тем временем, плюс 12. Он должен растаять, но промёрзшая земля не даёт.

6 Посёлок Угольные Копи состоит из нескольких микрорайонов. Половина поселения заброшена, здесь стояли воинские части, после них остались брошенные корпуса. Район аэропорта приличный более-менее. Частично даже нормальная дорога проложена. Обрывается прямо посреди главной улицы.

7 А вот и наша пятизвёздочная гостиница, сложенная будто из контейнеров: в таких строители, по-моему, живут.

8 Внутри более-менее прилично, хотя по спартански. Бельё нужно заправлять самому. Туалетную бумагу выдаёт администратор, под роспись. Койкоместо стоит 1200 рублей.

9 А напротив отеля ещё более замечательный вид, какие-то гаражи. И в некоторых, похоже, живут люди.

10 Центр посёлка нормальный, здесь каменные дома. Раскрашенные в яркие цвета, нововведение Абрамовича прижилось по всей Чукотке. Насколько уныло было бы жить в сером городе - могу представить.

11 Поскольку сейчас здесь полярный день, на глаз не определить, сколько времени на часах. Только по людям можно: они появляются на улицах в большом количестве около семи вечера, а потом пропадают до утра.

12

13 - Ребята, а можно вас сфотографировать? - спрашиваю проходящую мимо парочку.
Ой, а мы сами хотели вас об этом попросить!

Пока все встреченные на Чукотке люди невероятно открытые к общению и дружелюбные. Но за первые полдня я не встретил ни одного чукчи…исключительно русские. Говорят, коренное население живёт в таких далёких сёлах, что туда либо неделю на корабле, либо вертолёт фрахтовать.

14 Знаменитые дома на сваях. Из-за вечной мерзлоты здания строят не на фундаменте, а на таких вот столбах. Все коммуникации проходят под домом и открыты. А ещё это пространство можно использовать для хранения чего-нибудь.

15 Дома строят так, чтобы расположить их как можно ближе друг к другу, ради защиты от ветра. Зимой он дует до 40 метров в секунду и просто сшибает с ног. А между домами сделаны узкие проходы.

16 Совок-совком, но чувствуется, что где-то рука приложена. Роллердром во дворе микрорайона маленького ПГТ…

17 Для Крайнего севера здесь очень много детей и молодёжи. Куда больше, чем в центральной России в небольших поселениях. Интересно, почему?

18 Зашёл в магазин. Супермаркетов в посёлке нет, только пара обычных магазинов. В таких я всегда теряюсь, надо же назвать продавщице, что ты хочешь. Ходить и самому выбирать проще. Но в чукотский магазин я пришёл посмотреть на цены, в первую очередь.

19 Ну что, цены не такие уж страшные. Всего-то в два раза дороже, чем в Москве. Я ожидал худшего. Правда, месяц назад началась навигация, пришли корабли со свежими продуктами, зимой ещё в неcколько раз дороже.

20 Удивительное дело, конечно. Что такая большая страна с такими разными регионами настолько похожа между собой.

21 Поесть в посёлке негде. Есть кафе, работает два раза в неделю, в пятницу и субботу. Шанса у нас не было.

22 Первый контакт с Чукоткой состоялся. Ехать здесь особо некуда, по крайней мере, на машине. Анадырь, Певек, Билибино и Шмидта - четыре разных города и четыре центра притяжения. Между ними нет никакой другой связи, кроме авиалиний, летающих редко и с огромной очередью на рейсы. Вокруг Анадыря дорог - километров тридцать. Но будем изучать.

Время
На Чукотке нет времени. Его ни то чтобы нет вообще, оно есть, но измеряется не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться "классического механического времени". Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека " с материка" аксиома. К примеру, чтобы добраться до районного центра из Анадыря может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько нужно времени, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. Однажды, в одном из райцентров я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт в окружной центр вылетел только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться ждать.

Другая ипостась времени во время путешествия по Чукотке - его растяжимость. Уже через два дня (если вы не в населённом пункте) вы перестанете воспринимать дни недели, они вам просто станут не нужны, а еще через несколько дней и вовсе потеряете счет календарным цифрам. В силу того, что летом на Чукотке полярный день, а окружающее пространство настолько сильно отличаться от всего, чем вы жили до этого, ваши биологические часы будут говорить, что в сутках у вас 28, 35 или даже 48 часов.

Реплика из жизни чукотских туристов: "Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад".

Погода.
Главным действующим "лицом" на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню.

Восточная Чукотка (Провиденский Чукотский, Иультинский районы). Непогода на востоке Чукотки большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда.

Южная Чукотка (бывший Беринговский, ныне Анадырский район). В этой части Чукотки выпадает наибольшее количество осадков. Минимум в два раза больше чем на севере. Кроме осадков и перманентной облачности здесь ветренно, особенно в зимний период. Именно здесь на юге, находится самое штормовое место не только Чукотки, но и всей России - мыс Наварин.

Центральная (континентальная) Чукотка (Билибинский и Анадырский районы). Главная отличительная черта этого района - резко-континентальный климат. Очень холодно зимой (-40-60) и очень тепло летом (+20+25). Климат устойчивый, в связи с чем лётная погода самая стабильная на Чукотке.

Север Чукотки (Чаунский район). Певек, столица Чаун-Чукотки, славится одним жутким, но завораживающим природным явлением - "южаком". Южак, ветер ураганной силы, возникающий в следствии особенностей месторасположения города. Во время южака актируют рабочие дни, жизнь на улицах полностью прекращается. По местным наблюдениям, южак может дуть один или три дня. В целом же погода на севере Чукотки более стабильная, чем на юге или востоке.

Анадырь . Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти факторы соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (-25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но всё равно ветрено 5-7 м/с.

Реплика из жизни чукотских туристов:
- Почему мы не летим?
- Погода в пункте прибытия плохая. Туман.
- А сколько до него?
- 230 км.

- Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара. Ты наверное что то не договариваешь.

Так как бо льшая часть Чукотки - горы, то здесь очень сильно развито понятие "микроклимат". Не то что в 200 км погода может быть разная, она может кардинально отличаться уже в 10 км. В Анадыре может стоять отличная, почти безветренная погода, а в аэропорту (в 20 км) дуть пурга. Зимой я ехал на "Урале" по дороге из Амгуэмы в Эгвекинот (90 км). В точке "А" погода отличная, в точке "Э" погода хорошая, а посредине пути мы попали в пургу и вернулись обратно. Фактор погоды всегда нужно иметь ввиду, когда планируешь путешествие по Чукотке. Если время для путешественника имеет значение, то нужно закладывать минимум несколько дней "на дорогу".

В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно "суровее". Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.

По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовём это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая - зимний сезон. Для любителей фотографии на Чукотку надо ехать с конца августа по первую половину сентября. Безумству красок нет предела. Нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды, должны ехать куда угодно, только не на Чукотку. И даже в наиболее благоприятные для путешествия месяцы может случиться ненастье.

Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.

Пограничная зона

Если думаете, что вы гражданин России и можете свободно перемещаться по своей стране, я вас огорчу. По стране можете, по Чукотке нет. На территории Чукотского АО введен особый пограничный режим. Слово "введён" не должно никого вводить в заблуждение. Его ввели не вчера, просто еще не отменили с советского времени. Расскажу с практической точки, как приехать на Чукотку.
Мы, жители Чукотки, при въезде предъявляем паспорт, в котором на страничке регистрации стоят заветные буквы "ПЗ" (пограничная зона), которые и делают наше пребывание на территории легитимным. Также свободно, можно приехать гражданам, находящимся в командировке по предъявлению командировочного удостоверения. Все остальные граждане могут приехать на Чукотку по туристической путевке или по приглашению частного лица, оформленного в Пограничном управлении. Всё гораздо серьёзнее, когда дело касается иностранных граждан. Пропуск иностранцам оформляется 60 суток.

Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО.

Транспорт

Регуялрное пассажирское сообщение чукотки с материком существует исключительно в виде авиасообщений.
Прилететь на Чукотку "из вне" можно в 3 аэропорта:

1) В Анадырь. Из Москвы, летом четыре раза, зимой два раза в неделю. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 25-50 тысяч рублей в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 35-40 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местной авиалинии "ЧукотАвиа". Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными "авиаворотами" Чукотки.

2) В Певек. Два раза в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена билета в один конец 35-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.

3) В Билибино. 2-3 раза в неделю из Магадана. Летают среднемагистральные АН-24. Цена билета в районе 30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь (один раз в 2 недели).

Теперь несколько слов об альтернативе. Она, альтернатива, не богатая. В летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход "Капитан Сотников". Расписание его рейсов появляется в начале июня. Поэтому ни о каком средне и долгосрочном планировании не может быть и речи. Стоимость билета примерна равна стоимости авиабилета. В стоимость билета включено: сидячее кресло, гальюн (М-Ж) и буфет с постоянными очередями. И хорошо, если путешественник идет на теплоходе в п.Эгвекинот или п.Беринговский - 12 ходовых часов. А вот если вы идёте морем в п. Провидения - 24 часа, или еще хуже в с.Лаврентия (36 часов) - готовьтесь! Да, и про ка чку и морскую болезнь тоже не следует забывать.

Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: "Чукотавиа" (более 200.000 руб. полётный час) и "Билибиноавиа" (цена процентов на 10-15 ниже чем у "ЧукотАвиа"). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке).

Автомобильный вид транспорта актуален в Билибинском, Чаунском и Иультинском районах, где есть грунтовые дороги. Но сеть их весьма ограничена. Самый надёжный вид транспорта - это вездеходы. Но! Найти хороший вездеход, да вдобавок еще с хорошим вездеходчиком это целая проблема. Потому как большая их часть эксплуатируется организациями, которые с большой неохотой отпускают свои транспортные единицы не по профильному назначению.

Деньги.
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.

Реплика из жизни чукотских туристов: " Мы предлагали ему двойной тариф! А ему было лень утром вставать и ехать!"

Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидятся, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.

Чукотка, очень дорогой регион, самый дорогой в России. Росстат, к примеру, сообщает, что самый высокий прожиточный минимум в г.Билибино. Цены в магазинах - это первый культурный шок, который возникает у людей впервые приехавших на Чукотку. Девять из десяти приехавших обязательно сфотографируют местные ценники в магазинах. Бананы по 600-700 руб., яблоки по 300-400 руб., яйцо (180 в Анадыре, за 300 в районах).

Реплика из жизни чукотских туристов: "И как вы здесь живёте?".

Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги, может отключиться связь, да и в принципе он может быть сломанным. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
В ценовом отношении туры на Чукотку мировыми туроператорами работающими в этом регионе приравнены к Антарктиде. Поэтому если вы рассматриваете Чукотку, как объект туризма будьте готовы к заведомо высоким ценам на турпродукт. Стоимость туров различная, в зависимости от района, сложности, количества дней и прочих факторов. В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным. Самый бюджетный и лучший варинат путешествия по Чукотке это путешествие с моей туркомпанией - "Чукотское бюро путешествий". И это не реклама, а объективный факт. Желающих заниматься туризмом на Чукотке достаточно, но либо не хватает опыта, либо знаний.

Турист "не организованный" потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так "дорого" для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.

Услуги
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как "манну небесную", а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах.

Кафе и рестораны.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в "первое" кафе, или во "второе". Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 400-600 руб. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому (европейскому) кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точки общепита отсутствуют.

Гостиницы.
Здесь ситуация лучше, чем с питанием. Гостиницы есть в каждом районном центре. Самый лучший гостиничный комплекс в п.Эгвекинот - коттеджные домики. Есть гостиницы квартирного типа, есть обычные. Цена: 2000-4000 рублей с человека в сутки. В летний период во время профработ в посёлках на 3-4 недели отключают горячую воду. В сёлах гостиниц нет, размещение на съёмных квартирах отпускников или совместно с хозяевами.

Связь и Интернет.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Мобильный интернет в райцентрах есть, но очень медленный. В сёлах в 2017 году, по программе "Доступная информационная среда" появились бесплатные точки WI-FI.

Учреждения культуры
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список "культурных" заведений и заканчивается.

Прочее.
К прочим услугам можно отнести бани (200- 400 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатр есть только в Певеке, с новинками туго, репертуар одно-двухмесячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.

Анадырь.
Всё что описывалось выше отношения к Анадырю почти не имеет. Анадырь - это чукотская Москва, здесь есть всё, и это всё самое-самое. Анадырь не похож на остальную Чукотку. В Анадыре есть выбор. В городе 5 гостиниц из которых одна - 3*. Множество ресторанов и кафе. Большинство из них по вечерам работают в режиме ночных клубов и "кабаков". В Анадыре самые "демократичные цены" на все товары и продукты на Чукотке. И как следствие здесь самый большой ассортимент. Работают банкоматы и можно расплачиваться пластиковыми картами в большинстве магазинов. Здесь есть несколько памятников (в том числе самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу) и шедевр деревянного зодчества Свято-Троицкий Кафедральный собор. В современном, по всем стандартам, кинотеатре "Полярный" демонстрируют исключительно новинки, в том числе идут премьерные российские показы (цена билета 200-350 руб.). Крытый ледовый каток (250 руб.). Самое быстрое по сроку исполнения заказа такси (100 руб с человека). Здесь самый широкий (в масштабах Чукотки) ассортимент сувениров. Есть прокат велосипедов. И наконец, здесь самый "быстрый" Интернет (по сравнению с остальной Чукоткой). Единственный минус Анадыря, для путешественника, его расположение. Он расположен на противоположной от аэропорта стороне лимана. Летом перебраться из Аэропорта до города можно на машине и пароме (минимальная цена 500 руб.) зимой по зимнику на автомобиле (1500 руб.). Хуже всего в межсезонье (с октября по конец декабря и с середины мая по конец июня), когда перебраться можно либо вертолётом, либо на воздушной подушке (около 4000 руб.).

Сувениры.
Каждый приезжающий на Чукотку, как любой путешествующий человек, хочет увезти отсюда на память, какой-нибудь сувенир. Желательно тематический, каким-либо образом связанный с Чукоткой. Сразу хочу огорчить - главные чукотские сувениры - изделия из кости, стоят очень дорого. Дорого в любом понимании этого слова и благосостояния. Маленькая поделка из кости - 5-7 тысяч. Клык моржа с гравировкой или рисунком от 25-30 тысяч. Если изделия из кости рассматривать как произведения искусства (а большинство из них смело можно отнести к таковым) это не дорого, но как сувенир... Хитом последнего времени, своеобразным брендом чукотской сувенирной продукции можно считать пенис моржа. Он, внимание (!) - костяной (60-100 см.). Минимальная цена такого сувенира 8-10 тысяч рублей. Вывозить можно только художественно обработанные изделия из кости (предъявив товарный чек из магазина). Магнитики, кружки, футболки и прочая традиционная сувенирка продаётся практически во всех районных центрах, но самый большой ассортимент в Анадыре.