Тема и главная мысль поэмы медный всадник. Анализ «Медный всадник» Пушкин

Тема: « Анализ поэмы «Медный всадник»

Цели урока: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

Реализация индивидуального задания: сообщение «Образ Петра I в поэме «Полтава».

    Слово учителя.

Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого» и др. В каждом из этих произведений раскрываются новые грани характера царя, его государственной деятельности.

В начале 30-х годов у Пушкина возникло желание приступить к работе над «Историей Петра». Он получил доступ к государственным архивам и в хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, принялся за поиски и собирание материалов из многотомного труда Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнений..» к нему. До нас материалы, собранные писателем, дошли не полностью, но они составляют целый том в собрании его сочинений.

К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед страной, о его достоинствах и недостатках. У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.

То, что осознал Пушкин как историк, он захотел отобразить как художник. Так родилась в 1833 году одна из лучших его поэм – «Медный всадник». В ней Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости. В поэме действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы.

    Реализация индивидуального задания.

Сообщение подготовленного ученика об истории создания Петербурга, истории создания памятника Петру I.

    Выразительное чтение отрывка поэмы «Медный всадник» учителем.

  1. Беседа по вопросам. Элементы анализа текста «Вступления».

1. Найдите в словаре определение композиции произведения. Вспомните элементы композиции сюжета:

а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта);

б) развитие действия;

в) кульминация;

г) развязка;

д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог.

2. Есть ли в композиции сюжета произведения обрамляющий элемент? Как он назван А.С. Пушкиным?

А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрепляет» и личность героя: «…он, дум великих полн..», царь показан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.

6. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства. Выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» подчеркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

Поясним значение слов «полнощных», «блат», «порфироносная».

6. То, о чем когда-то «думал он», то есть Петр, стоя на берегу Финского залива, свершилось. Как выглядит теперь «Петра творенье»?

    Осмысление конфликта произведения.

Но какой ценой «вознесся пышно, горделиво» этот город? Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности.

Работа со словарем. Найдите определение конфликта.

Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

    Однозначен ли конфликт в произведении «Медный всадник»?

(Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.)

    Беседа по вопросам.

В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека.

1) Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его «дум» («О чем же думал он?») с монологом Петра («И думал он…»)?

Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.

2) Как это противопоставление подчеркивается стилистически?

Повествование о Петре ведется в жанре оды, о Евгении – сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека.

    Описание наводнения занимает основное место в первой части повести.

Внезапно ли оно для Евгения?

Внезапно. Засыпая, он желает, «чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито». Герой не теряет надежды на благополучный исход событий.

А теперь сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город. Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира?

Как природа мстит за вторжение человека в ее среду? Что отмечает Пушкин в ее действиях?

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбегу стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой.

Обломки хижин, бревна, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бедной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Зрит божий гнев и казни ждет.

Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия.

Какие взаимоотношения человека с природой нормальны?

В поэме множество композиционных и смысловых параллелей. Параллели и сравнения не только указывают на сходство, возникающее между различными явлениями или ситуациями, но и обнаруживают неразрешенные (и неразрешимые) противоречия между ними. Попробуйте объяснить одну из таких параллелей.

Тогда, на площади Петровой,

Где дом в углу вознесся новый,

Где над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный,

…………………………………………

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, - трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего «в неколебимой вышине». Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения.

Что наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный всадник преследует его? Какой символический смысл этой сцены?

В сознании Евгения этот «строитель чудотворный», Петр, - виновник несчастий простого петербургского люда. Всадник своей простертой рукой как бы благословляет разгоравшуюся стихию, а управлять ею, укротить ее не может. Постепенно у Евгения «прояснились» «страшно мысли», и он «мрачен стал».

Задавшийся перед тем вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь?..» - казалось бы, не предполагает простого, немедленного ответа, и вдруг ответ получен. Конь «опустил копыта», Всадник срывается с пьедестала и начинает погоню за бедным бунтовщиком. Самодержец не может простить угрозы со стороны робкого смятенного «маленького человека». Пусть это только кажется Евгению, что Всадник преследует его по пятам, скачет по площади и улицам столицы. Какие-то великие нравственные законы были не учтены и даже попраны преобразователем России. Потому так одинок этот монумент посреди пестрой жизни огромного города.

Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека?

А.С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта.

  1. Определение жанра

Какой подзаголовок имеет произведение «Медный всадник»?

(«Петербургская повесть»)

Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы.

Прочтите определения повести и поэмы в словаре. К какому жанру ближе произведение «Медный всадник» и почему?

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Поэма (гр. poiema - творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчеркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом».

Для автора важно было подчеркнуть, что это не просто поэма наподобие «Цыган», а нечто более глубокое и масштабное. Очень часто авторы усложняют жанры своих произведений. Определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах, и автор таким образом дает им подсказки.

Поэма «Медный всадник» была создана А. С. Пушкиным в 1833 г. Это последнее произведение, которое было написано великим русским поэтом в Болдине. Она написана в стихотворной форме, и два основных героя произведения - это Евгений и памятник императору. В поэме пересекаются две темы - императора Петра и простого, «ничтожного» человека. Поэма считается одним из самых совершенных произведений великого русского поэта.

Историческая точка обзора, выбранная поэтом

В анализе «Медного всадника» можно упомянуть, что Александр Сергеевич Пушкин сумел в своем произведении преодолеть каноны жанра. В поэме Петр не появляется в роли исторического персонажа (он предстает в облике "кумира" - статуи). Также ничего не рассказывается и о времени его правления.

Петровская эпоха для самого поэта является временем, которое не закончилось вместе со смертью великого правителя. При этом А. С. Пушкин обращается не к началу этого великого периода в истории российского государства, а к его итогам. Одной из исторических точек, с высоты которой поэт взглянул на императора, стало наводнение 7 ноября 1824 года, «ужасная пора», которая надолго осталась в памяти.

Проводя анализ «Медного всадника», можно отметить, что поэма написана четырехстопным ямбом. В этом коротком произведении (содержит менее 500 стихов) поэт объединил историю и современность, частную жизнь «маленького человека» с историей страны. «Медный всадник» стал одним из бессмертных памятников Петербургу и периоду правления Петра.

Основной план поэмы, тема, главная мысль

Тема «Медного всадника» - это конфликт человека и государственной системы. Центральное событие произведения - наводнение. Рассказ о нем и формирует первый план поэмы - исторический. Наводнение является одним из главных сюжетов всей поэмы. Также оно является и источником конфликта между личностью и страной. Основная мысль произведения заключается в том, что обычный человек может обезуметь от горя, тревоги и беспокойства.

Условно-литературный план

В поэме есть и второй план - условно-литературный. О нем также нужно рассказать в анализе «Медного всадника». Поэт задает его с помощью подзаголовка «Петербургская повесть». И Евгений является центральным действующим лицом этой повести. Лица остальных жителей города различить нельзя. Это толпа, которая наводняет улицы, тонет; холодные и отрешенные жители города во второй части произведения. Рассказ поэта о судьбе главного героя оттеняет исторический план и взаимодействует с ним на протяжении всего произведения. В кульминации поэмы, когда Всадник гонится за Евгением, этот мотив доминирует. На сцену выходит мифический герой - статуя, которая ожила. И в этом пространстве город превращается в фантастическое пространство, теряя свои реальные черты.

«Кумир» и понимание Петербурга

В анализе «Медного всадника» школьник может упомянуть, что медный всадник является одним из самых необычных образов во всей русской литературе. Разбуженный словами главного героя, он перестает быть обычным кумиром и оборачивается в грозного царя. С самого момента основания Петербурга история города получала разные интерпретации. В мифах и легендах он считался не обычным городом, а воплощением совершенно таинственных и непостижимых сил. В зависимости от того, кто занимал пост царя, эти силы понимались как благодетельные или же как враждебные, антинародные.

Император Петр I

В конце XVIII-начале XIX века стали складываться две большие категории мифов, противоположных друг другу по своему содержанию. В одних император Петр представал как «отец Отечества», некое божество, которое сумело организовать разумный космос и «любезную страну».

Эти представления нередко возникали в поэзии (к примеру, в одах Сумарокова и Державина). Они поощрялись на государственном уровне. Другому направлению свойственно представлять Петра как «живого антихриста», а Петербург - «городом нерусским». Первая категория мифов характеризировала основание города как начало «золотой эпохи» для России; вторая предрекала скорое разрушение государства.

Объединение двух подходов

Александр Сергеевич в поэме «Медный всадник» смог создать синтетический образ Петербурга и императора. В его произведении те образы, которые исключают друг друга по своему смыслу, дополняют друг друга. Поэма начинается описанием поэтического мифа об основании города, а миф о разрушении отражен в первой и второй части произведения, где описывается наводнение.

Образ Петра в поэме «Медный всадник» и исторический план произведения

Своеобразие поэмы отражается в одновременном взаимодействии трех планов. Это легендарно-мифологический, исторический, а также условно-литературный. Император Петр предстает на легендарно-мифологическом плане, ведь он не является историческим персонажем. Он является безымянным героем легенды, строителем и основателем нового города, исполнителем высшей воли.

Но думы Петра отличаются конкретностью: он решил построить город «на зло надменному соседу», чтобы и Россия могла «в Европу прорубить окно». А. С. Пушкин подчеркивает исторический план при помощи слов «прошло сто лет». И эта фраза окутывает происходящие события дымкой времен. Возникновение «юного града» уподобляется поэтом чуду. На том месте, где должно быть описание процесса возведения города, читатель видит прочерк. Сам рассказ начинается с 1803 года (в этот день «граду Петра» исполнилось сто лет).

Параллели в произведении

В «Медном всаднике» Пушкина читатель обнаруживает немало смысловых и композиционных параллелей, проведенных поэтом. Они основаны на тех соотношениях, которые установились между вымышленным персонажем произведения, стихией наводнения, городом и памятником - «кумиром». К примеру, поэт приводит в параллель к «думам великим» императора размышления «маленького человека», Евгения. Легендарный император думал о том, как будет заложен город, достигнуто исполнение интересов государства. Евгений же размышляет о маленьких делах простого человека. Мечты императора сбываются; мечты «маленького человека» рухнули вместе с природной катастрофой.

Евгений - «маленький человек»

Евгений является одним из основных героев произведения «Медный всадник» Пушкина. Он тяготится своим бедственным положением, так как беден и едва сводит концы с концами. Свои надежды на счастливое будущее он связывает с девушкой Парашей. Но его жизнь трагична - она отбирает у него единственную мечту. Параша погибает во время наводнения, и Евгений сходит с ума.

«Медный всадник»: отрывок

Для заучивания наизусть школьникам нередко задают выучить часть поэмы. Это может быть, к примеру, следующий отрывок:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…».

Школьник может несколько строф для получения более высокой оценки. Учить отрывок «Медного всадника» - одно удовольствие, ведь поэма написана прекрасным пушкинским языком.

Образ «града Петра» в поэме

Мир Петербурга предстает в поэме как замкнутое пространство. Город существует по тем законам, которые приняты в нем. В поэме «Медный всадник» он словно является новой цивилизацией, построенной на просторах дикой России. После того как появляется Петербург, «московский период» в истории уходит в прошлое.

Город полон множества внутренних противоречий. Великий русский поэт подчеркивает двойственность Петербурга: с одной стороны, он «возносится пышно», но с другой - это происходит «из тьмы лесов». В пожелании поэта городу звучит тревога - «Да усмирится же с тобой и побежденная стихия…». Красота города может быть не вечной - он стоит прочно, однако может быть разрушен разбушевавшейся стихией. Впервые на страницах поэмы появляется образ разбушевавшейся стихии.

В 1833 году, находясь в Болдине, Пушкин написал поэму «Медный всадник». Какие вопросы поднял поэт в этом произведении? Вопросы о социальных противоречиях и будущем России. Но его современники, к сожалению, об этом не узнали. Поэма была запрещена Николаем Первым. Впервые ее опубликовали без цензурных правок только в 1904 году.

Ниже представлено краткое содержание и анализ «Медного всадника». Именно в этом произведении впервые появился «маленький человек» - образ, ставший самым популярным в русской литературе XIX века. Обиженный, угнетенный и одинокий - таков главный герой «Медного всадника». Проблема пушкинского персонажа - в его социальной незащищенности, неспособности устоять под ударами судьбы.

История создания

В 1812 году Александр I пожелал вывезти из столицы памятник Петру. Однако накануне одному из майоров приснился причудливый сон: монумент вдруг ожил и принялся скакать по петербургским улицам. При этом майор уверял, что бронзовый Петр I во сне, который в некотором роде был знаковым, произносил страшные слова. А именно: «До чего довели Россию! Покамест я здесь, городу моему нечего опасаться!». Императору доложили о сне майора, памятник оставили на прежнем месте.

Существует версия, что именно эта история и вдохновила Пушкина на написание знаменитой поэмы «Медный всадник». Правда, некоторые исследователи уверяют, что в основе произведения совершенно другая легенда. Впрочем, бронзовое изваяние в свое время породило множество мифов. С какого из них началось создание поэмы, неизвестно.

Произведение «Медный всадник» было завершено в 1833 году в Болдине. Незадолго до этого Пушкин ездил на Урал, дабы собрать материалы о пугачевском восстании. Согласно мнению пушкинистов, работа над произведением о памятнике Петру продолжалась недолго - около месяца. Хотя, несомненно, замысел возник еще до приезда в Болдино.

Несмотря на то, что поэма была написана за короткий срок, она стоила автору невероятных сил. Пушкин переписывал каждый стих многократно, и таким образом ему удалось добиться идеальной формы. «Медный всадник» - это небольшое произведение. Прочитать его можно за 15-20 минут. Состоит поэма из пятисот стихов, включает и размышления Великого Реформатора после знаменательной Полтавской битвы, и события XIX столетия. А главное, в этом произведении очень ярко и своеобразно переданы печальные события 1824 года.

В то время просто так опубликовать художественное произведение невозможно было. Тем более творение Пушкина, который не вызывал доверия у императора. Писатель отправил «Медного всадника» цензорам. Те в свою очередь внесли в поэму множество правок, что почти существенно исказило авторский замысел.

Поэт искренне верил, что император собственноручно внес в его произведения правки. Однако исследователи утверждают, что этим занимались служащие Третьего отделения. Официально поэма не была запрещена. Но при многочисленных замечаниях «высочайшей цензуры» ни о какой публикации и речи не могло идти.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора. В печать вышел только небольшой отрывок, а именно «Вступление», которое не имеет прямой связи с основным сюжетом. В 1837 году, уже после смерти Пушкина, произведение появилось в журнале «Современник». Но это была неполноценная публикация. Прежде чем попасть в печать, поэма подверглась переработке Жуковского, которому пришлось соблюсти все пожелания официальной критики. Так, в произведении была вырезана сцена, выражающая главную идею стихотворной поэмы.

Полностью, без посторонних правок, произведение Пушкина впервые было опубликовано только в двадцатом столетии. Ниже представлено краткое содержание. Поэма небольшая, состоит из "Вступления" и двух частей. Содержание изложено по следующему плану:

  • Вступление.
  • Евгений.
  • Терзания главного героя.
  • Мечты.
  • Потом.
  • Царь.
  • На площади Петровой.
  • Жизнь - сон пустой.
  • Несчастье невских берегов.
  • Кумир на бронзовом коне.
  • Безумие.

Вступление

На стоит Великий Реформатор и мечтает о новом городе, который вскоре здесь будет построен «назло надменному соседу», то есть шведу. Как известно, мечту свою Петр I осуществил. Проходит сто лет, на берегу реки возвышается прекрасный город, построенный, как позже скажут, на человеческих костях.

Москва померкла перед Петербургом, «как перед новой царицей порфироносная вдова» - такую метафору использует Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник». Автор восхищается красотами города Петра. А после предупреждает читателя: рассказ его будет печален.

Евгений

Главного героя поэмы «Медный всадник» зовут так же, как и Онегина. Неслучайно: это имя звучит приятно, к тому же авторское перо «к нему дружно». События происходят в ноябре. Волны Невы шумно хлещут. Погода беспокойная, ветреная, словом, типичная для осеннего Петербурга.

Евгений направляется к своему дому. Живет он в Коломне, где-то служит - наверняка работает в одном из безликих петербургских департаментов. Так уж повелось, что в русской литературе самые трогательные персонажи - мелкие чиновники. Главный герой поэмы «Медный всадник» Пушкина - «маленький человек», скромная, социально незащищенная личность. Литературоведы сравнивают Евгения с Башмачкиным из гоголевской «Шинели».

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Мечты

Евгений грустит, но в то же время полон надежд. Он молод, здоров, будет много работать и когда-нибудь непременно женится на Параше. Евгений не мечтает о чем-либо недостижимым. Всего-навсего о скромном доме, о службе, которая будет приносить ему небольшой доход. Он женится на Параше. Она будет заниматься хозяйством и детьми. Так они будут жить до самой смерти, и похоронят их внуки. Мечты героя поэмы «Медный всадник» Пушкина вполне земные. Но им не суждено сбыться.

Потоп

Евгений мечтает, ветер за окном тем временем уныло воет. Молодой чиновник засыпает, а на следующий день происходит ужасное. Нева выходит из берегов. Утром народ любуется брызгами, «пеной разъяренных вод». Пушкин сравнивает реку со зверем, который, остервенясь, кинулся на город. Нева все сметает на своем пути: обломки хижин, кровлю, бревна, товар запасного торговца, скромные пожитки жителей, гробы с кладбища.

Царь

Люди бессильны перед буйством природы. У кого просить помощи, кто спасет их от наводнения? По тогдашней традиции они отправляются к царю. Тот выходит на балкон, печальный, смущенный. И объявляет народу: перед стихией царям не совладать. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин подчеркивает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, неограниченную власть, не должен соревноваться в силе с природой.

Впрочем, в поэме «Медный всадник» образ правителя российского государства воплощен в огромном монументе, возвышающемся в центре Петербурга. Ведь именно Петр в начала XVIII века дерзнул построить город на Неве. Немалой кровью обошлась его задумка. Вышеупомянутое выражение «город, построенный на человеческих костях» появилось неслучайно. По прошествии более ста лет с основания Петербурга происходит наводнение, которое губит простых людей. Предшественник же Великого Реформатора спешно покидает столицу.

Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю. Наводнение, изображенное в поэме Пушкина «Медный всадник», - не художественный вымысел. Событие имело место в 1824 году. Это самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

7 января лил дождь, дул сильный юго-восточный ветер. В каналах начался резкий подъем воды. Это поначалу привлекло зевак, о чем упоминает и автор «Медного всадника». Но очень быстро под водой оказался почти весь город. Не пострадала лишь незначительная часть Петербурга. На следующий день ударил сильный мороз. Утонуло несколько сотен петербуржцев, точное количество погибших более поздние исследователи установить не смогли.

На площади Петровой

В то время как царь покидает Петербург, Евгений, бледный, пораженный, на звере мраморном сидит. Что это за зверь? Это одна из знаменитейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Евгений взгромоздился на мраморного зверя, дождь хлещет ему в лицо. Он боится, но не за себя. Его отчаянный взор направлен на другой берег Невы. Евгений пытается рассмотреть дом своей возлюбленной.

Содержание «Медного всадника» можно пересказать в двух словах. Но мы не будем этого делать, потому как, во-первых, эта поэма одно из величайших творений русской литературы, во-вторых, здесь много интересных эпизодов, связанных в историей Санкт-Петербурга. Итак, что же это за сторожевые львы, которые, как сказал автор произведения «Медный всадник», стоят как живые?

К поэме Пушкина создано немало иллюстраций. Автор одной из самых известных - художница Остроумова-Лебедева. Однако в этой работе допущена фактическая ошибка. На иллюстрации изображен лев с Дворцовой пристани. Этот монумент был установлен спустя несколько лет после наводнения. На самом деле герой поэмы «Медный всадник», в содержании которой изображены трагические дни в истории Северной столицы, сидел верхом на льве у дома Лобанова-Ростовского. Это здание возведено в 1817 году. В обиходе его называет «домом со львами». На фото ниже можно видеть, как эта постройка выглядит сегодня. Конечно же, «дом со львами» подвергался неоднократной реставрации.

Жизнь - сон пустой

Именно эта мысль приходит в голову Евгению, когда на следующий день он видит страшные разрушения. Прочтение краткого содержания «Медного всадника», возможно, вдохновит на знакомство с первоисточником. Это замечательное произведение, наполненное яркими метафорами и образами. Пушкин сравнивает Неву со свирепой бандитской шайкой, которая ворвалась в село, долго крушила все и грабила, а после в спешке скрылась. Река насытилась разрушениями, устроенными ею в Петербурге, а затем «обратно повлеклась».

Вода ушла с мостовой. Евгений в тревоге спешит в берегу: он хочет увидеть Парашу. Видит лодку, находит перевозчика. Тот за гривенник переправляет его на ту сторону к возлюбленной. Наконец, Евгений достиг берега. Он идет по знакомым улицам и ужасается. Вокруг все разрушено, снесено, кругом тела, словно «в поле боевом». Стремглав он, не помня ничего и изнемогая от мучений, спешит туда, где ждет его невеста. Но вдруг останавливается. Нет больше ни ворот, ни дома, в котором жила вдова и дочь ее Параша. Только одинокая ива...

Несчастье невских берегов

Петербург снова ожил, как будто и не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов немедленно написал стихотворение, посвященное трагедии. Все же по свободным улицам ходит народ с «бесчувствием холодным». Чиновники отправляются на службу. Торговец тоже не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И кажется, в Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать обычную жизнь. Это Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник».

Петр I в произведении упоминается, конечно, не только во "Вступлении". Это важный образ, символизирующий власть и силу, перед которой «маленький человек» абсолютно беззащитен. О монументе, изображающем основателя Санкт-Петербурга, стоит сказать несколько слов.

Кумир на бронзовом коне

Центральный образ в поэме «Медный всадник» - знаменитый памятник Петру. Его Пушкин называет «Кумиром на бронзовом коне». Памятники Петру установлен в 1782 году. Название «медный» закрепилось за этим моментом потому как до XIX столетия в русском языке медью нередко называли бронзу.

Модель статуи спроектирована Этьеном Фальконе - французским скульптором, представителем классицизма. С этим памятником связано еще несколько городских легенд. В том числе история о том, как императору Павлу I померещился призрак Петра. Причем привиделся он ему именно там, где сегодня находится "Медный всадник".

Стоит сказать, что скульптура, изображающая Петра I, получила свое название именно благодаря произведению Пушкина. Позже мотив ожившего памятника передал и Достоевский в своем романе «Подросток». Упоминается он и в произведениях более поздних авторов. Однако вернемся к пушкинскому герою. Что стало с ним после того, как он узнал о гибели возлюбленной?

Безумие

Бедный Евгений не смог совладеть с потрясением. Он не устоял. Еще долго мятежный шум реки и страшный свист невских ветров раздавались в его сознании. Он, узнав о гибели Параши, домой не вернулся. Отправился скитаться. Около месяца бывший чиновник, некогда помышлявший о простом земном счастье, бродил по городским улицам, спал на пристани, питался подаянием. Злые дети бросали вслед Евгению камни, плетни кучера стегали его по спине. Отныне он не разбирал дороги и, казалось, не видел ничего вокруг. Евгений потерял рассудок от горя.

Строитель чудотворный

Однажды воспаленное сознание Евгения посетила страшная мысль. Он решил, что в его трагедии виновен «кумир с простертой рукою» - то есть Петр. Страшный и гениальный правитель когда-то основал город на Неве. А значит, именно он, этот «строитель чудотворный», виновен в смерти Параши.

Евгений словно забыл о том событии, которое превратило его в безумца. И вдруг очнулся, увидел и площадь, и львов, и Медного всадника. А тот невозмутимо возвышался во мраке. Петр I, по чьей прихоти когда-то был основан город под морем, смотрел вдаль строго и невозмутимо.

Безумец подошел к памятнику. Остановился у подножия и посмотрел в лицо бронзовому царю и принялся угрожать «горделивому истукану». Но вдруг Евгению показалось, что грозный царь ожил. Безумец пустился бежать, а всадник, как ему казалось, настигал его на своем бронзовом коне. Вскоре тело бедного Евгения обнаружили рыбаки на маленьком пустынном острове. Таково краткое содержание «Медного всадника».

Образ «маленького человека» в поэме Пушкина

Тема личности, обиженной, ущемленной в правах, не раз поднималось в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она была довольно злободневной в его время, не утратила актуальности и сегодня. Какова основная мысль поэмы «Медный всадник»? Главная идея этого произведения заключается в том, что люди, не имеющие связей и денег и неспособные к хитрости и подлости, нередко становятся жертвами страшного стечения обстоятельств. О таких, как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из поэмы, о которой речь идет в сегодняшней статье, позаботиться некому. Тема «Медного всадника» - преступное равнодушие окружающих.

Со своим героем Пушкин знакомит читателя в начале первой главы. Все амбиции и устремления Евгения сосредоточены вокруг мечты о женитьбе на Параше. Он предается грезам о предстоящей семейной жизни, и именно поэтому образ бедного мелкого чиновника столь трогателен. Ведь он так и не обретает счастья. Мечты маленького человека поглощают жесткие природные стихии.

Пушкин не наделил главного героя фамилией. Этим он подчеркнул его безликость. Подобных Евгению в Петербурге XIX столетия много было. Его положение, характер типичны для того времени. Можно сказать, что Евгений из поэмы «Медный всадник» не личность, а отражение петербургского общества. Того общества, которое находилось далеко от роскошных дворцов и поместий.

Происходит наводнение. Погибают люди. Император же произносит короткую речь перед народом и исчезает. Так было испокон веков. Властители уходили далеко вперед, простой народ тем временем страдал вдали от знати: робко, тихо, тяжело. Евгений из пушкинской поэмы символизирует страдания представителей низкого социального слоя.

Пушкин, конечно же, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к высоким целям, у него нет амбиций. Его желания ограничены бытовыми радостями. Нет в нем чего-либо неординарного, выдающегося. В то же время автор испытывает к бедному чиновнику сострадание.

Но что такое амбиции? Всегда ли они привлекательны и вдохновляют на воплощение высоких идей? Конечно, нет. Амбиции и честолюбие власть имущих нередко приводят к трагическим последствиям. Это и показал Пушкин в поэме «Медный всадник».. Образ основателя Петербурга символизирует господствующий класс, которого не волнует страдание простых людей. Их жизнями власть имущие всегда распоряжались небрежно, жестоко. Ведь в 1824 году, когда произошло страшное наводнение, никто не побеспокоился о жителях бедных районов Петербурга, никто не спасал их.

Образ Петра I

Пушкин и прежде обращался к образу царя-реформатора. Эта историческая личность присутствует в произведениях «Полтава» и «Арап Петра Великого». Стоит сказать, что отношение писателя к императору был неоднозначным. В поэме «Полтава», например, царь изображен романтическим героем. И этот образ кардинально отличается от созданного в последней поэме.

На раннем этапе своего творчества Пушкин видел в нем деятельного государя, знающего точно, что необходимо для его державы. Реформы, которые проводил Петр I, по мнению Пушкина, направлены были на благо России. Ведь победа над шведами укрепила положение страны в глазах европейцев. В то же время автор поэмы «Медный всадник» критически относился к деспотизму основатели Петербурга.

Пушкин многие годы собирал материалы о Петре. В одном из своих произведений сказал: «Этот царь презирал человечество более, чем Наполеон». Но такое видение характера и деятельности Петра появилось позже. Более реалистично, нежели в «Полтаве», царь изображен в повести «Арап Петра Великого». А в «Медном всаднике». черты неограниченной власти Великого Реформатора доведены до предела.

Во «Вступлении» изображен дальновидный политический деятель. Автор приводит рассуждение Петра о роли будущей столицы в судьбе России. В строительстве нового города царь преследовал и торговые, и военные, и прочее цели. Царь, любуясь красотой Невы, не обращает внимания на плывущего по ней челнока, на чернеющие бедные избы. Он увлечен своей мечтой, и ему нет дела до простых людей.

В первой части, где рассказано о последствиях стихийного бедствия, автор называет Медного всадника «горделивым истуканом». Петр здесь существо высшее. Его потомок, Александр I, смиренно заявляет о том, что ему не совладеть с природной стихией. Петр тем временем гордо возвышается над бушующими волнами.

Во второй части автор использует еще более эмоциональное выражение по отношению к Петру - «Властитель судьбы». Император своей роковой волей изменил когда-то жизнь целого народа. Прекрасный Петербург построен «под морем». Петр, выбирая место для новой столицы, думал о величии, богатстве страны, но не о простых людям, которые будут здесь жить. На фоне великодержавных планов Петра I счастье Евгения и подобных ему представляется, конечно же, мелочью.

В поэме «Медный всадник» в форме иносказания автор высказал еще одно важную для него мысль. Евгений, обезумев от горя, некоторое время скитается по городу. Вдруг обращает свой взор на памятник и понимает, что во всех его бедах виновен этот «горделивый истукан». Несчастный чиновник набирается смелости, подходит к монументу и произносит гневные речи.

Но запала Евгения хватает ненадолго. Вдруг он с ужасом видит, точнее, ему мерещится, что бронзовый Петр оживает. Это лишает пушкинского героя остатков рассудка. Вскоре он погибает. О чем говорит этот эпизод?

Не случайно произведение Пушкина было запрещено Николаем Первым. В последних строках поэмы в завуалированной форме речь идет о народном восстании, которое всегда заканчивается трагически. Власть самодержца победить невозможно. По крайней мере, так полагал Пушкин, умерший за восемьдесят лет до революции.

Время создания поэмы. Сюжетная основа и время действия. Тематика

А.С.Пушкин написал поэму «Медный Всадник» в октябре 1833 года в Болдине.

Сюжетная основа произведения – петербургское наводнение 1824 года. Пушкин подчеркивает строгую историческую достоверность событий, описанных в поэме. Так, в авторском предисловии к произведению он отмечает: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».

Временные рамки поэмы шире ее сюжетного действия. Поэт совершает экскурс в эпоху Петра I, рассказывает о грандиозном замысле самодержца. Затем он говорит о переменах, произошедших через сто лет. Автор описывает само наводнение 1824 года и события, непосредственно за ним следующие. Важнейшей темой произведения становится также судьба «маленького человека».

Проблематика

Главная проблема, поставленная в «Медном Всаднике», – личность и государство . Пушкин осмысляет глубинное противоречие между личностью «маленького человека» и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности ПетраI. С одной стороны, осуществленные им реформы укрепили Российское Государство. Город, построенный на Неве, стал символом величия и славы России. С другой стороны, этот город оказался причиной несчастий, страданий, гибели «маленького человека».

Еще одна важная проблема произведения – это человек и природа . В природной стихии Пушкин показал грозную Божественную силу, непокорную человеку, неподвластную воле царей.

Идейная направленность

Идейный смысл поэмы неоднозначен.

С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра , восхищается прекрасным городом на Неве, преклоняется перед величием и славой России.

С другой стороны, поэт глубоко сочувствует, сострадает «маленькому человеку», ставшему невольной жертвой петровских пре­образований.

Жанровое своеобразие

«Медный Всадник» – это лироэпическая поэма . В ней повествование о событиях и персонажах сочетается с лирическим самовыражением автора. Так, например, вступление к поэме включает в себя взволнованный монолог поэта, воспевающего Петербург.

Пушкин дает и собственное жанровое определение «Медному Всаднику». В подзаголовке он называет произведение «петербургской повестью». Пушкин своим произведением утверждает новый в русской литературе жанр петербургской повести о бедном чиновнике, «маленьком человеке». Впоследствии (уже в прозаической форме) этот жанр получит развитие в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, других русских писателей.

Композиция: сюжетное построение, основные образы

Поэма включает в себя вступление и две части .

Вступление содержит экспозицию образа Петра I . Царь предстает здесь как выдающийся государственный деятель, поставивший перед собой задачу преобразовать Россию, сделать её великим государством, прорубить «окно в Европу».

Хотя царь описывается во вступлении как реальное историческое лицо, выглядит он уже здесь монументально 1 . Величественная фигура самодержца показана на фоне дикой, первозданной природы:

На берегу пустынных волн

Стоял он , дум великих полн,

И вдаль глядел.

Поэт рассказывает о грандиозном замысле Петра:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин не скрывает своего восхищения творением Петра. Отсюда высокий стиль, использование славянизмов («юный град», «полнощных стран краса и диво», «из топи блат»).

Затем следует лирический монолог поэта, где он говорит о своей любви к Петербургу. Поэт любуется архитектурой города, величавым течением Невы, красотой белых ночей:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Пушкин прославляет военную мощь России:

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Эти строки напоминали современникам Пушкина о славной победе России в войне 1812 года.

Поэт особо отмечает значение таких торжественных моментов в жизни Российской Империи, как рождение наследника Престола и победа над врагом , причем вызываемое этими событиями ликование оказывается сродни радости созерцания весеннего пробуждения Невы:

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Таким образом, Петербург у Пушкина – это символ новой, преображенной России.

Между тем реформаторская деятельность Петра, по убеждению поэта, принесла России и ее народу не только величие, но и тяжкие страдания. «Печален будет мой рассказ», – замечает поэт в конце вступления, готовя читателя к скорбным событиям, описанным в первой и второй частях поэмы.

Первую часть «Медного Всадника» открывает мрачная картина осенней природы. Нева сравнивается с больным человеком:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой…

Экспозиция образа центрального персонажа занимает первую половину первой части поэмы. Поэт объясняет, почему он выбрал для своего героя имя «Евгений»:

Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно.

Евгений происходит из древнего аристократического рода. Однако в ту эпоху, когда происходит действие поэмы, его фамилия уже мало кому о чем-то говорит:

Прозванья нам его не нужно.

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало,

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало,

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Евгений – типичный мелкий чиновник, «маленький человек»:

Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине.

Отметим, что «маленькие люди» – порождение петровских преобразований, которые превратили Россию в государство чиновников.

Не следует забывать и о том, что галерея «маленьких людей» в русской литературе восходит к Пушкину. Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» – первый в их ряду, вторым оказывается Евгений из «Медного Всадника». Позже в русскую литературу войдут герои Гоголя (например, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского.

О миросозерцании «маленького человека» можно судить по его мечтам :

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь…

Жениться? Ну… зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно,

Но что ж, он молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Он кое-как себе устроит

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокоит.

Евгения, в отличие от царя-самодержца, волнуют не грандиозные планы государственного масштаба, а дела насущные: он мечтает о семейном счастье, о воспитании детей.

Существенно также, что возлюбленная Евгения не аристократическая дама, а простая девушка Параша, с которой он собирается разделить скромную и многотрудную семейную жизнь.

В стихах поэта выражено сочувствие «маленькому человеку», искреннее внимание к его заботам.

При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе , которая вырисовывается уже во вступлении к поэме и в первой ее части. Величественная фигура Петра на фоне пустынной, спокойной Невы противопоставлена погруженному в житейскую суету Евгению – «маленькому» и по государственным меркам ничтожному человеку, возвращающемуся домой близ реки мятущейся, беспокойной, внушающей герою страх за близких людей.

Вторая половина первой части поэмы посвящена описанию наводнения . Разбушевавшаяся Нева выступает как беспощадная природная стихия, которая мстит человеку за то, что он пытался ограничить ее свободу, заковал в гранит. При описании стихийного бедствия Пушкин использует развернутые олицетворения, сравнения, красочные эпитеты. Нева предстает перед нами как страшный зверь, уничтожающий все вокруг:

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась…

Не случайно Александр I, под конец царствования которого произошло наводнение 1824 года, произносит знаменательные слова: «С Божией стихией царям не совладеть». Силы природы символизирует здесь Божий гнев в отношении людей, решивших подчинить себе стихию, и здесь даже царь оказывается бессильным. Природа мстит человеку за произвол над ней.

Существенно, что Пушкин подчеркивает неразрывную связь между бедствиями, вызванными наводнением, и давним решением Петра построить город именно в этом месте – вопреки законам природы. В результате страшные страдания жителей Петербурга, прежде всего «маленьких людей», оказались следствием деятельности Петра в предшествующем столетии.

Не случайно в конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь противопоставлены, только самодержец выступает здесь уже не как историческая личность, а как статуя, «кумир». Евгений, спасающийся от наводнения, сидит «на звере мраморном верхом» и видит перед собой неподвижное изваяние Петра. При этом монумент оказывается «обращен к нему спиною»: получается, что отчаявшийся «маленький человек» не может рассчитывать на помощь:

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Во второй части поэмы рассказывается о гибели Параши , о сумасшествии Евгения , о его бунте против власти, наконец, о его собственной гибели .

Гибель Параши приобретает в поэме символическое значение: это знак несчастий всех простых людей – жителей Петербурга, оказавшихся заложниками петровских преобразований. Смерть невесты стала также причиной сумасшествия Евгения. Его сознание не выдержало тяжких испытаний:

Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы! Его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял…

Отметим, что мотив сумасшествия в связи с темой Петербурга широко освещается в последующей русской литературе. Вспомним, к примеру, «Записки сумасшедшего» Гоголя, сны-кошмары Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского.

Во второй части поэмы содержится и ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, которую олицетворяет собой статуя Петра. Автор заранее готовит читателя к этому новому противостоянию Евгения и Медного Всадника. Вновь повторяются детали их первой встречи, случившейся во время наводнения:

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли. Он узнал

И место, где потоп играл,

Где волны хищные толпились,

Бунтуя злобно вкруг него,

И львов, и площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой…

Поэт в лирическом монологе обращается к статуе Петра – символу самодержавной власти:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Пушкин подчеркивает здесь всю грандиозность облика Петра. Между тем и фигура Евгения в момент его бунта против кумира становится по-своему величественной. Не случайно поэт в обрисовке «маленького человека», как и в описании статуи самодержца, использует лексику высокого стиля 1 :

Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошел

И взоры дикие навел

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло…

Два противника стилистически «уравниваются»: у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Герой в исступлении произносит слова, исполненные гнева:

Добро, строитель чудотворный!

Ужо тебе!

Заканчивается бунт кошмаром Евгения. Медный Всадник преследует свою жертву.

В своеобразном эпилоге , не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения , не выдержавшего схватки с жестокой судьбой:

Нашли безумца моего,

И тут же хладный труп его

Похоронили ради Бога.

Важную роль в произведении играют образы-символы . Образ Петербурга несет в себе идею новой, преображенной России с ее величием и славой. Одновременно Петербург – символ несчастий, страданий простых людей.

Разбушевавшаяся Нева – символ Божьего гнева, обрушившегося на человека, задумавшего подчинить себе природную стихию.

Наконец, Медный Всадник – олицетворение самодержавной власти в ее трагическом противостоянии народу. Конь – российский народ, Всадник – самодержец, поднявший своих подданных «на дыбы».

Вопросы и задания

1. Где и когда Пушкин написал поэму «Медный Всадник»? Что составляет сюжетную основу произведения? Очертите временные рамки событий, описанных в поэме. Назовите основные темы произведения.

2. Какие проблемы осмысляет поэт в «Медном Всаднике»? В чем своеобразие трактовки автором такой проблемы, как личность и государство?

3. Охарактеризуйте идейную направленность поэмы. Почему позицию автора нельзя назвать однозначной?

4. Почему «Медный Всадник» является лироэпическим произведением? Какое жанровое определение дал поэме сам Пушкин? В чем состоит уникальность «Медного Всадника» как петербургской повести? Кто еще из русских писателей создавал произведения в этом жанре?

5. Из каких частей состоит пушкинская поэма? Какие композиционные элементы включает в себя вступление? Каким предстает пред нами Петр Iво вступлении? Что поэт рассказывает о замысле Петра? Каким рисует Пушкин Петербург через сто лет после его основания. Охарактеризуйте лирический монолог автора. Чем именно восхищает его «Петра творенье»?

6. Что вы можете сказать об экспозиции образа Евгения в начале первой части поэмы? Как автор описывает Неву? Как он представляет читателю центрального персонажа? Что Пушкин пишет об имени и фамилии героя, о его происхождении, занятиях, мечтах, идеалах? Что вы можете сказать о возлюбленной Евгения? Почему Евгения можно назвать «маленьким человеком»? Когда и в силу каких причин возник этот социально-исторический тип людей? Кто из русских писателей впервые его открыл? Каких еще персонажей – самого Пушкина и других авторов – можно отнести к данному литературному типу?

В чем заключается смысл антитезы «Петр – Евгений»?

7. Каким образом Пушкин рисует разбушевавшуюся стихию? Какие художественные приёмы он здесь использует? В чем смысл приведенных поэтом слов Александра I? Как тема наводнения 1824 года связана с темой петровских преобразований? Раскройте смысл эпизода противостояния Евгения и статуи Петра во время наводнения.

8. Назовите основные события второй части поэмы. Почему гибель Параши и сумасшествие Евгения приобретают в произведении символическое значение?

9. Охарактеризуйте кульминационный момент действия поэмы? Почему мы можем утверждать, что образы Евгения и Петра в момент бунта героя стилистически уравниваются? К чему приводит бунт героя? В чем символический смысл гибели Евгения? Какое описание выполняет в поэме функцию эпилога?

10. Обобщите значение образов-символов в поэме. Почему символический образ Петербурга трактуется неоднозначно? Как можно истолковать значение образа разбушевавшейся Невы? Прокомментируйте пушкинскую трактовку образа Медного Всадника.

11. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей – одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада, и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский расцвет творчества, год написания поэмы – 1833.

Тема

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Главные герои

Жанр

Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.