Тематика и своеобразие басен. Басня как жанр литературы

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп: 1. БАСНИ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ. Крылов - человек умеренных политических взглядов, однако сатирическое дарование и просветительская установка творчества заставляли его обращаться к важнейшим политическим проблемам и вопросам общественного устройства. 1) Тема власти. - добрая, но глупая власть - великое зло для подданных. Волкам без труда удается убедить Слона-воеводу, что овцы зря жалуются на оброк: Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять... «Ну то-то ж,- говорит им Слон,- смотрите! Неправды я не потерплю ни в ком: По шкурке, так и быть, возьмите; А больше их не троньте волоском». («Слон на воеводстве») - власть должна быть сильной, уметь, когда надо, воспользоваться своими правами: А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. («Кот и Повар») - власть должна быть разумной, но крепкой: во благо подданным не должна их распускать - народу не нужна свобода, он не сумеет ею воспользоваться: «Когда бы не снял я с тебя узды, У правил бы, наверно, я тобою: И ты бы ни меня не сшиб, Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!» Как ни приманчива свобода, Но для народа Не меньше гибельна она, Когда разумная ей мера не дана. («Конь и Всадник») Большинство басен на эту тему касается взаимоотношений власть имущих и подданных. - народ достоин своего царя: «Почто ж вы прежде жить счастливо не умели? Не мне ль, безумные,- вещал им с неба глас, - Покоя не было от вас? Не вы ли о Царе мне уши прошумели? Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих: Вы взбунтовались в вашей луже; Другой вам дан - так этот очень лих: Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» («Лягушки, просящие Царя») - «У сильного всегда бессильный виноват»: «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью, И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу...» «Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал и в темный лес Ягненка поволок. («Волк и Ягненок») См. также басню «Мор зверей». - Высшая власть, верша неправосудие чужими руками, остается в глазах общественного мнения невиновной: Какие ж у зверей пошли на это толки? - Что Лев бы и хорош, да все злодеи Волки. («Пестрые овцы») - Когда мелкое начальство делит с высшим барыши, управы искать на их произвол не у кого: Крестьяне, вышед из терпенья От разоренья, Что речки им и ручейки При водополье причиняли, Пошли просить управы у Реки, В которую ручьи и речки те впадали... Но что ж? как подходить к Реке поближе стали, И посмотрели, так узнали, Что половину их добра по ней несет... («Крестьяне и Река») - Хитрая местная власть норовит обмануть верховную. Воевода Лиса в басне «Рыбьи пляски» (другой вариант названия - «Рыбья пляска») убеждает Царя Льва, что вверенные ее попечению рыбы на сковородке: От радости, тебя увидя, пляшут. Характерно, что в окончательном варианте победила версия справедливого возмездия (просветительская идея о мудром и справедливом монархе): Не могши боле тут Лев явной лжи стерпеть, Чтоб не без музыки плясать народу, Секретаря и воеводу В своих когтях заставил петь. В первоначальной же редакции, не пропущенной цензурой, Лев был глуп и доверчив: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, Еще изволя раз на пляску их взглянуть, Отправился в дальнейший путь. 2) Крылов считает разумным существующее устройство общества. - Ряд басен, посвященных соотношению сословий, утверждают равную необходимость и ценность для «Общественного древа» как «корней», так и «листьев» («Листы и Корни»). Листы дают благодатную тень путнику, корни питают дерево. - Однако каждое сословие, по мнению баснописца, должно знать свое место и не требовать себе большей чести, чем то, что полагается ему по рождению: Так часто добрый селянин, Простой солдат иль гражданин, Кой с кем свое сличая состоянье, Приходят иногда в роптанье, Им можно то ж почти сказать и в оправданье. («Колос») - Недопустимо презрение одного сословия к другому - необходимы взаимопонимание и взаимодействие («Собака и Лошадь», где Лошадь - крестьянство (традиционная аллегория, у Салтыкова-Щедрина становится символом, см. сказку «Коняга»), Собака - чиновничество): Однако же, когда б я не пахала, То нечего б тебе здесь было и стеречь. - То же касается и соотношения гражданских и военных властей: Держава всякая сильна, Когда устроены в ней все премудро части: Оружием - врагам она грозна, А паруса - гражданские в ней власти. («Пушки и Паруса») - Чтобы общество могло нормально жить, ему равно необходимы Царь и самый незаметный труженик: Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой: Ему и то уж силы придает, Что подвигов его свидетель целый свет. Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый, За все труды, за весь потерянный покой, Ни славою, ни почестьми не льстится, И мыслью оживлен одной: Что к пользе общей он трудится. («Орел и Пчела») 3) Хотя устройство общества в целом разумно, оно не может полностью изжить отдельных пороков и злоупотреблений, против которых и направлена сатира многих басен: - неправосудие: Овца от кур не отлучалась прочь, А куры очень вкусны, И случай был удобен ей, То, я сужу, по совести моей: t Нельзя, чтоб утерпела И кур она не съела; И вследствие того казнить Овцу, И мясо в суд отдать, а шкуру взять истцу. («Крестьянин и Овца») - кумовство: «Какой судьбой Бесхвостая здесь с нами заседает? И где же делся наш закон? Дай голос, чтоб ее скорее выслать вон... А Мышь в ответ: «Молчи! все знаю я сама; Да эта крыса мне кума». («Совет Мышей») взяточничество: «Мне взятки брать? да разве я взбешуся! Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся, Чтоб этому была причастна я греху? Подумай, вспомни хорошенько».- «Нет, кумушка; а видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху». («Лисица и Сурок») - существование законов, которыми заведомо невозможно воспользоваться: «Как скоро Волк у стада забуянит И обижать он Овцу станет, То Волка тут властна Овца, Не разбираючи лица, Схватить за шиворот, и в суд тотчас представить...» («Волки и Овцы») 4) Басни, затрагивающие проблему просвещения, примыкают к басням общественно-политической тематики. Комментаторам так и не удалось однозначно ответить, друг или враг образования скрывается за сатирой, иронией и юмором крыловских басен «Сочинитель и Разбойник», «Огородник и Философ», «Ларчик», «Любопытный», «Обезьяны», «Бочка», «Вельможа и Философ», «Петух и жемчужное зерно», «Свинья под Дубом», «Червонец». - Бранить науки и ученье - признак глупости и невежества: «Пусть сохнет,- говорит Свинья, Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под Дубом») - Всем высоким и абстрактным знаниям автор басен предпочитает практическую выучку. Пока философ вычитывал: Чем лучше - заступом их взрыть, сохой иль плугом, У Огородника взошло все и поспело: Он с прибылью, и в шляпе дело; А Философ - Без огурцов. («Огородник и Философ») Излишнее мудрствование высмеивается и в «Ларчике». - В ученье, как и во всем остальном, по мнению Крылова, нужна мера -* иначе оно может оказаться гибельным и привести к безверию. Басня «Водолазы», служащая развернутой иллюстрацией к этой мысли, была написана Крыловым по заказу директора Публичной библиотеки А. Н. Оленина. Хотя в ученье зрим мы многи* благ причину, Но дерзкий ум находит в нем пучину И свой погибельный конец, Лишь с разницею тою, Что часто в гибель он других влечет с собою. - Мысль о худших последствиях интеллектуального «разбоя», чем даже разбоя на большой дороге, проводится в басне «Сочинитель и Разбойник»: Не ты ли величал безверье просвещеньем? Не ты ль в приманчивый, прелестный вид облек И страсти и порок? И вон, опоена твоим ученьем, Там целая страна Полна Убийствами и грабежами, Раздорами и мятежами И до погибели доведена тобой! 2. БАСНИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ - отклик в аллегорической форме на разные события в жизни страны. 1) «Квартет» - преобразование Государственного совета в 1810 году. Под личинами зверей скрыты гр. Завадовский, кн. Лопухов, гр. Аракчеев и гр. Мордвинов, между которыми распределялись ответственные должности в этом органе власти. М. Корф вспоминал впоследствии, что именно «продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». «Лебедь, Щука и Рак» - о разногласиях в Государственном совете. 2) Басни, служащие откликом на события Отечественной войны 1812 года: - «Ворона и Курица» - на оставление Москвы: Когда Смоленский Князь, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил, Тогда все жители, и малый и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой. (тот же образ опустевшего «пчелиного улья» у Толстого, но для Толстого концептуально важный - см. т.2). - «Пожар и Алмаз». Пожар - война 1812 года, Алмаз - дух русского народа, созидательный и миролюбивый. В басне аллегорические образы перерастают в символы. - «Волк на псарне». Волк - Наполеон, ловчий - Кутузов. Непосредственным поводом написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для престижа его армии мир. Известно, что Кутузов читал эту басню и при словах «ты сер, а я, приятель, сед» снимал шапку. - «Обоз». Добрый конь - Кутузов. В отличие от многих современников, Крылов высоко ценит осторожность и выдержку Кутузова и отдает предпочтение его тактике, а не легкомысленным, по его мнению, замыслам Александра I - «молодой лошади». - «Щука и Кот». Щука - адмирал Чичагов, упустивший возможность захватить в плен Наполеона при переправе через Березину 14 ноября 1812 года. 3) «Собачья дружба». Безуспешные попытки Венского конгресса составить проект Мирного договора (1815 год). 4) «Пестрые овцы». Намекает на разгром передовой профессуры Петербургского университета в 1812 году, осуществленный руками помощников министра духовных дел и просвещения кн. А. Голицына - Д. Рунича и М. Магницкого. Написанные по конкретным поводам, эти басни в силу своей аллегоричности могут приобретать и более широкое, вневременное толкование. 3. БАСНИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ЖУРНАЛЬНУЮ БОРЬБУ. Наряду с эпиграммой, басня в 10-20-е годы становится орудием литературно-журнальной борьбы. - «Прохожие и Собаки», «Свинья» - ответ Крылова на отрицательный отзыв М. Т. Каченовского о «Баснях»: Завистники на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают да отстанут. - «Осел и Соловей» - отклик на рекомендацию министра народного просвещения А. Разумовского учиться искусству писать басни у И. Дмитриева. - «Демьянова уха» направлена против членов «Беседы...» (см. «Критика 1810-х - середины 20-х годов») вроде гр.Хвостова, мучившего всех бесконечным чтением своих стихов и требованиями опубликовать их в журнале «Чтение в Беседе любителей русской словесности». - «Апеллес и Осленок». Апеллес (древнегреческий художник) - Крылов, Осленок - П. А. Катенин, который, по свидетельству Н. Греча, «преважно сказал, что ему Крылов (который действительно раза два зазывал его к себе) надоел своими вечными приглашениями». - «Кошка и Соловей». Кошка - цензура, басня написана после запрещения печатать басню «Пестрые овцы» и первой редакции «Рыбьих плясок». - «Прихожанин». П. А. Вяземский в стихотворном послании И. И. Дмитриеву отвел Крылову второстепенное место среди русских баснописцев, предпочтя ему И. Дмитриева и Хемницера: Есть люди: будь лишь им приятель, То первый ты у них и гений и писатель, Зато уже другой, Как хочешь сладко пой,- Не только чтоб от них похвал себе дождаться - В нем красоты они и чувствовать боятся. - «Кукушка и Петух» - Ф. Булгарин и Н. Греч. Воспоминания современника: Лица сии в журналах 30-х годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого Крылова: За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. См. «Критика середины 1820-х - 30-х годов». 4. БЫТОВЫЕ БАСНИ. 1) Наиболее многочисленные басни этого типа обобщают типичные жизненные ситуации, чтобы вывести практические законы общежития. Обычно главную мысль их можно высказать пословицей, поговоркой или просто расхожим суждением: - Не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»). - Пить вредно («Два Мужика»). - Не берись за дело, которое тебе не по силам («Вороненок»). - Не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»). - Не лезь на рожон («Плотичка»). - Не ищи виноватых, если виноват сам («Крестьянин и Топор»). - Заботься о детях, если хочешь благодарности («Кукушка и Горлинка»). - Все надо делать вовремя («Мельник»). - Будь доволен тем, что имеешь, не ищи лучшего, чтобы не было хуже («Дикие Козы», «Два Голубя»), и так далее. 2) В других баснях порицаются негативные черты характера: - самоуверенность («Дуб и Трость»); - лживость («Лжец»); - лицемерие («Добрая Лисица»); - неблагодарность («Волк и Журавль», «Комар и Пастух»); - злость («Змея и Овца»); - легкомыслие («Стрекоза и Муравей»); - нетерпеливость («Трудолюбивый Медведь»); - жадность («Фортуна и Нищий»); - тщеславие («Гуси») и другие. И. Аллегорическая форма басни позволяет автору для доказательства одной и той же житейской мудрости использовать различные сюжеты и образы. Так, прописная истина «не за свое дело не берись» доказывается в баснях «Скворец», «Голик» и «Щука и Кот» на примере скворчонка, пытающегося петь соловьем; веника, взявшегося чистить одежду вместо того, чтобы мести пол, и Щуки, надумавшей половить мышей. III. Наоборот, полюбившийся автору сюжет, может обыгрываться им неоднократно. Так, басни «Осел» и «Лев Состаревшийся» (орфография Крылова) рассказывают о том, как Осел-глупец лягает обессилевшего от старости и уже неопасного царя зверей. Однако акценты в баснях расставлены по-разному: первая - сатира на злобную самоуверенную глупость, вторая - о том, как несносно «терпеть обиды от Осла».

МБОУ «Криволесская ОШ»

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ:

"Русские басни"

Работу выполнили:

ученики 3 класса

Голубев Иван,

Решетников Антон,

Шафров Михаил

Учитель: Бодылева Е.А.

2015-2016 учебный год

1. Цели и задачи данного проекта

2. Введение

3. Биография писателя.

4. Басни и их нравоучительный смысл

5. Занимательный материал по творчеству И.А.Крылова

Изучить биографию великого баснописца;

Расширить представления о творчестве И. А. Крылова.

Подобрать и изучить литературу по данной теме;

Понять, чему учит каждая басня.

Введение.

Нами было много прочитано басен разных авторов, например, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева и др., но больше всего нам нравятся басни великого русского баснописца - И.А.Крылова.

Именно поэтому нам захотелось ещё больше узнать о самом авторе и ещё больше прочитать его басен.

Биография писателя.

И.А. Крылов – поэт-баснописец, драматург. Он был писателем редкой судьбы.

Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.

Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр.

Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В журнале читатель без труда узнавал современную ему Россию. В типографии был произведён обыск и Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

Несколько раз он начинал, казалось бы, начиная всё сначала, пока не открыл свой счастливый жанр – басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя.

Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Крылов прожил 75 лет. На его глазах совершались великие события в России. При нём родились, жили, работали великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев.

В мире, пожалуй, было всего три таких мудреца: греческий раб-баснописец Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.

Басни и их нравоучительный смысл

Басня "Ворона и лисица"

В этой басне высмеиваются лесть, глупость, баснописец осуждает обман и хитрость.

Басня " Лебедь, рак и щука"

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

Басня "Волк и Ягнёнок"

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня "Свинья по дубом"

Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Занимательный материал по творчеству И.А.Крылова

    Угадайте название басни по картинке


II. По описанию догадайся, о какой басне идет речь

Героиня этой истории не сумела разобраться, как пользоваться одной вещью. От досады она её сломала. (Мартышка и очки)

Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния.(Ворона и лисица).

Героиня этой истории пела и танцевала все лето. А когда наступила зима, ей стало совсем не до веселья.(Стрекоза и муравей)

III. Разгадайте ребусы

Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

IV. Прочитайте «Басню». Вы заметили, что её герои перепутались? Вспомните, из каких басен они собрались? Назовите правильные ответы

1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, - говорит, - сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

Ответы: «Лебедь, Рак и Щука»; «Квартет»; «Мартышка и Очки».

Басни Крылова учат нас быть честными, справедливыми и добрыми. Учась на ошибках персонажей басен, мы пытаемся в будущем не допускать их и не попадаться на уловки и обманы нечестных и лживых людей.

Знать своё место и не лезть туда, где не умеешь ничего. Такой пример был приведён в басне "Квартет". Не оставлять без присмотра свои вещи, не быть падкими на лесть, как ворона из басни "Ворона и Лисица". Думать о последствиях. Как в басне "Свинья под дубом". И не обращать внимание на всяких Мосек, а также не задаваться. Яркий пример - "Моська и Слон".

Басни Крылова - это не нравоучения, лекции, а неназойливые рассказы и смешные примеры, которые могут взять с каждого.

Басня - небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

Басня - один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача - обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Лю­бопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье - признак глупости и невежества («Свинья под ду­бом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).

Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В «Квартете» скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне «Волк на псарне», связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий - это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир. На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и Петух»). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).

Бытовые басни - наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Жу­равль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»).

Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» - как сатириче­ское осмеяние невежества.

    Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной...

    У сильного всегда бессильный виноват. Этим выражением начинается басня “Волк и Ягненок” (1808 г.). Само произведение Ивана Крылова написано по популярному в мировой литературе странствующему сюжету, к которому обращались виднейшие баснописцы мира: Эзоп,...

    Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет («Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Щука»), многие - рассказы в стихах («Три Мужика», «Мот и Ласточка»), есть басни - бытовые сцены («Два...

    Творчество И. А. Крылова началось еще в XVIII в., когда он издавал известные сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель», сыгравшие важную роль в развитии русской демократической литературы. В конце XVIII - начале XIX в. он написал несколько драматических...

    Крылов-баснописец всецело принадлежит XIX в. Но хорошо известно, что первые басни были им написаны значительно раньше, в 1780-е годы, и напечатаны без подписи в «Утренних часах». Никогда позднее Крылов не возвращался к этим ранним опытам. И- это закономерно,...

Басни – источник духовно – нравственного воспитания детей

Выступление

Козырева Н.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Мерлинская школа

Что такое духовно – нравственные ценности? Это основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы , основанные на критериях добра и зла, истины и лжи .

Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей, когда многие сориентированы на материальные блага, а не на духовность и высокую нравственность.

Нынешнее поколение молодых называют по- разному: потерянным, продвинутым, компьютерным, бездуховным, безыдейным. Конечно, это относится не ко всей молодежи. Но! Посмотрите на наших детей, когда они выходят из классов. Они достают свои смартфоны и планшеты и уходят в свой мир, далеко не интеллектуальный. Многие дети даже не хотят общаться друг с другом. А язык общения становится все более убогим. Им трудно свободно и ярко выражать свои мысли. СМС- сообщения носят примитивный и безграмотный характер. Читать классику, да и вообще читать многим не хочется. А ведь именно чтение лучших классических произведений, как известно, воспитывает душу человека, очищает ее от дурного, наставляет на путь высокой нравственности и духовной гармонии. И здесь перед нами, учителями, открываются широкие просторы для практической деятельности.

Среди высших духовно – нравственных ценностей мы выделяем следующие:

* индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь и достоинство);

* семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, семейные традиции);

* национальные (святыни Отечества, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации)

* общечеловеческие (среда обитания, экологическая культура, мировая наука, мир на планете Земля)

Как сформировать эти ценности, как научить отличать добро от зла, как сформировать нравственные чувства? Прекрасным помощником этому станут русские басни, написанные живым и понятным языком, с простотой изложения, в наглядных образах животных, олицетворяющих нравы людей.

Известно, что жанр басни возник еще в Древней Греции . Автором первых басен, написанных прозой, был легендарный Эзоп (5-6 вв. до н. э.). Стихотворные версии басен на латинском языке созданы в 1 веке н.э. Федром. Его произведения послужили источником сюжетов и образов для последующих баснописцев. У Федра и его европейских последователей –Ж.Лафонтена, Лессинга- басня стала стихотворным жанром.

Первыми русскими баснописцами были поэты 18 века – А.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков . В начале 19 века басня стала очень популярным жанром. Ее замечательные образцы принадлежали перу И.И.Дмитриева и В.Л.Пушкина.

Наиболее читаемым автором своего времени был Иван Андреевич Крылов, человек непростой судьбы. По остроумному замечанию современника, «…Сумароков нашел басню в поле, Хемницер привел ее в город, Дмитриев ввел ее во дворец, Крылов вывел на площадь». Именно народность Крылова позволила ему поставить басенный жанр едва ли не в центр литературного, духовно-нравственного воспитания человека.

Крылов свои басни писал для детей и для взрослых. Они были понятны всем. Кажется все очень просто и ясно в его баснях – он обличает человеческие пороки, не касаясь конкретных людей. Современники ставили ему это даже в вину. Но время показало, что прав был Крылов: прошли века, а человеческие пороки, осмеянные великим баснописцем, живы до сих пор. Живы и его басни.

Сегодня басни входят в круг детского чтения. Изучая басни Крылова, дети понимают, какие человеческие качества положительные, а какие отрицательные, что такое вежливость, вера, верность, правдивость, совесть, терпимость, трудолюбие, честность, чуткость, уважение, грубость, корысть, тупость, лицемерие, ханжество и т. д. А также они усваивают этические понятия: добро и зло, правда и ложь, благородные манеры поведения.

Этот жанр понятен ребенку уже в 5-6 лет. Динамичный сюжет, диалог, юмор в стихотворной форме привлекают детей к слушанию. Им нетрудно запомнить и проследить сюжет с двумя-тремя персонажами, где за каждым закреплена характерная черта животного, черта, знакомая еще с народных сказок: Лиса – хитрая, Осел - упрямый, Мартышка –вертлявая, Ворона – доверчивая. Поэтому герои басен легко узнаваемы. При чтении басен идет воспитание смехом, иронией, намеком. Дети невольно примеряют на себе одежды героев басен, сравнивают себя с этими героями и не хотят быть похожи на них.

В школьную программу басни входят со 2 –го класса.

2 класс – «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»

3 класс – «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

4 класс – нет

5 класс – «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок»

6 класс – «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» и басня И.Дмитриева «Муха»

Больше к басням мы не возвращаемся. А жаль! Ведь именно в период взросления происходит осознанное понимание прочитанного.

Если проследить тематику, нравственную составляющую басен в соответствии с возрастными особенностями детей, то можно прийти к следующему выводу:

* басни рассматриваются с содержательной, воспитывающей стороны

* идет также изучение их с литературоведческой точки зрения.

Отношение детей к содержанию басен бывает иногда неожиданным. Они могут пожалеть красивую Стрекозу и осудить трудягу Муравья. Не поймут, почему и как это «Ларчик просто открывался». Трудны для восприятия некоторые лексические обороты.

Не всегда обучающиеся сразу, без подсказки учителя способны понять истинный смысл басни и ее мораль. Например, басня «Волк и ягненок». Слова «У сильного всегда бессильный виноват» дети воспринимают достаточно прямолинейно. А своими словами объяснить смысл басни затрудняются. Они понимают прочитанное или услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир. Поэтому необходимо выходить на ассоциативные связи: приводить примеры из сегодняшней жизни, искать соответствия смысла басни и русской пословицы. А пословица – это народная мудрость, это опыт народа, это мораль народа. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают ее нравоучительный характер. Также необходимо включать эмоции детей: что понравилось, что нет. Почему? Что запомнилось, какой фрагмент произвел самое яркое впечатление, что бы вы сказали баснописцу при встрече? Почему нельзя так поступать? Какие выводы для себя вы сделали? Почему басни интересно читать и сегодня?

В процессе нравственного развития главным звеном является нравственное просвещение, когда обучающемуся необходимо дать совокупность знаний о моральных принципах и нормах человеческого сообщества: «должного» и «недолжного», «допустимого» и «недопустимого», как говорил Крылов. Ведь в баснях отражаются нравственные и общественные идеалы.

При изучении басен идет также работа по обогащению словарного запаса детей. Они начинают понимать значение таких слов, как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный» и пр. Происходит активное наполнения речи крылатыми выражениями из русских басен. Например:

«Как белка в колесе» - «Кот и Повар»

«Демьянова уха» - из одноименной басни

«Видит око, да зуб неймет» - «Лисица и Виноград»

«Слона –то я и не приметил» - «Любопытный»

«Когда в товарищах согласья нет,/ На лад их дело не пойдет « - «Лебедь, Щука и Рак»

«А вы, друзья, как ни садитесь,/ Все в музыканты не годитесь» - «Квартет»

«С разбором выбирай друзей» - «Роща и Огонь»

«Кукушка хвалит Петуха / За то, что хвалит он Кукушку» - «Кукушка и Петух»

«От радости в зобу дыханье сперло» - «Ворона и Лисица» и многие другие.

Употребление таких выражений, изучение лексического строя слов позволяет глубже осознать, осмыслить прочитанное, активнее включиться в мыслительные процессы. Это делает речь богатой и содержательной. При помощи афоризмов мы выражаем свое отношение к делам и поступкам, даем им нравственную оценку.

При чтении басен можно использовать театральные эффекты, чтение по ролям, разыгрывание отдельных фрагментов, просмотр мультфильмов, презентации, выполнение проектных работ, создание собственных рисунков. Интересны задания на внимательность, пересказы, викторины.

Хорошие результаты дает заучивание басен или ее фрагментов наизусть. Пусть некоторые фрагменты, отдельные слова и строчки звучат по случаю и в обыденной жизни. Пусть литературное басенное слово, живое и естественное, будет активно востребованным, будет крепким и воспитывающим. Например, человек не реагирует на замечания взрослых. Скажите словами басни: «А Васька слушает да ест». Другой не замечает своих недостатков, любит посмеяться над товарищами. Скажите: «Чем кумушек считать трудиться/ Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». А льстец вдруг услышит меткие слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…» Все это, несомненно, окажет положительное воздействие. Но, конечно, следует и самим быть корректными, учитывать ситуацию, личность человека, в том числе и ребенка. Человека обижать нельзя!

Таким образом, изучение басен способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности, потому что, по словам Белинского, « в них вся житейская мудрость, плод практической опытности своей и завещанной отцами из рода в род». Басни – настоящий чистый источник правильного воспитания человека.


В них он высмеивал самодержавный произвол, развращённость и лицемерие дворян, бюрократизм и казнокрадство…

Происходило это, напомним, в начале XIX века. Но его произведения и сегодня как никогда злободневны. И «надменная каста чиновников», и самодовольство олигархов, и бесправие «простого человека» - всё это есть. Хотя власть вроде бы денно и нощно печётся о благе народа… Как тут не вспомнить «да только воз и ныне там» или «а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»?

«АиФ» попросил известных в России людей перечитать знаменитые басни и отыскать в современности подтверждения правоты Крылова.

«Ворона и Лисица»

«Вороне где-то

Бог

послал

кусочек сыру…

(…) И на приветливы

Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё

воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова».


Александр Проханов, писатель:

Ворона в этой басне - русский народ, которому Бог дал гигантские ресурсы. Но когда «ворона взгромоздилась на ель», когда народ наконец решился использовать своё богатство для построения великой державы, прибежала лиса с либеральными идеями. И стала ворону искушать - что ты, такая прекрасная, достойна лучшей доли, достойна демократии… Зачем тебе какие-то свои ценности, когда в мире есть общезвериные ценности? В общем, «спой, светик, не стыдись!». В итоге сыр выпал, лисица его хватанула, а ворона по сей день сидит на суку - голодная и ободранная, а тут ещё кризис на её голову. Как видим, Крылов за 200 лет ничуть не состарился.

«Лебедь, Щука и Рак»

«(…) Поклажа бы для них

казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука

тянет в воду.

Кто виноват из них,

кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там».


Элла Памфилова, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Чем это не картинка из сегодняшней украинской жизни? Ющенко, конечно, тот ещё лебедь, Янукович, может, не сильно похож на рака. Хотя Тимошенко кому-то покажется вылитой щукой. В любом случае результат налицо - раздрай внутри власти и застрявший на месте «воз», простым украинцам остаётся посочувствовать. Впрочем, в России в начале 90-х ситуация «лебедя, рака и щуки» была ещё хуже - надеюсь, у наших соседей дело не дойдёт хотя бы до стрельбы и расстрела парламента из танков.

«Крестьянин в беде»

«На свете таково ж: коль

в нужду попадёшься!

Отведай сунуться

к друзьям,

Начнут советовать и вкось

тебе, и впрямь:

А чуть о помощи на деле

заикнёшься,

То лучший друг

И нем и глух».


Владимир Вишневский, поэт-сатирик:

В России всегда хватало советчиков на пепелище и словоохотливых доброхотов... И название басни, и её мораль созвучны нашей действительности. «Средь шумного бала», на раутах - сколько звучных визиток нам вручают! А случись что-нибудь, так хороших визиток у тех же чиновников полно, а людей, которые могут помочь делом, нет. Вот и горят старики в домах престарелых…

«Фортуна и Нищий»

«С истёртою и ветхою сумой

Бедняжка-нищенький

под оконьем таскался

И, жалуясь на жребий свой,

Нередко удивлялся,

Что люди, живучи

в богатых теремах,

По горло в золоте,

в довольстве и сластях,

Как их карманы ни набиты,

Ещё не сыты!»

Читать также

Олег Митволь, заместитель главы Росприроднадзора:

Одни у нас по-прежнему думают о том, чем завтра кормить своих детей. А другие как будто и не замечают кризиса. Взять, к примеру, недавнюю историю с группой приморских депутатов. После заседания краевого парламента они отправились в Японию по важному делу - обсуждать на тамошнем горнолыжном курорте пути выхода России из кризиса.

Или вспомним мэра одного из подмосковных городов. Находясь на госслужбе, он сумел купить себе скромную «избушку» за 2,8 млн. долл. Фортуна?!

«Осёл» («Был у крестьянина Осёл...»)

«(...)

С плутами та ж беда:

пока чин мал и беден,

То плут

не так ещё

приметен;

Но важный чин на плуте,

как звонок:

Звук от него и громок

и далёк».


Василий Шандыбин, бывший рабочий, депутат Госдумы в 1995-2003 годах:

Сейчас многие чины стоят в храме со свечками, но этим не скроют своего плутовства. Они нажили состояния за счёт народа, построили дачи на Рублёвке, где сотка земли стоит от 100 до 400 тысяч долл. А нам, бедным и честным, «звонят» отовсюду: мол, да, по нам ударил кризис, продукты и проезд дорожают, квартплата растёт, но вы потерпите! Бог терпел и вам велел… Плуты - и миллиардеры-олигархи, по числу которых мы перегнали Германию и Францию, и прикрывающие их чиновники-взяточники, и многие депутаты.

«Слон и Моська»

«Ай, Моська! знать

она сильна,

Что лает на Слона!»


Михаил Веллер, писатель, философ:

Басня «Слон и Моська» - наша, исконная. Вот у англичан, допустим, есть пословица о том, что и кошка может посмотреть на короля. Имеется в виду, что при наличии в обществе определённой свободы критике должно подвергаться всё, что находится наверху. А у нас - «Слон и Моська»... С точки зрения олигархов, потаниных и дерипасок, Моськой, безусловно, является наша немногочисленная оппозиция, которая позволяет себе тявкать даже на «наше всё» - «Газпром». Властные же лица держат за мосек более или менее независимую прессу, которая до сих пор вякает на авторитетных людей. Если выбирать между Слоном и Моськой, я буду на стороне последней.

«Волк и Волчонок»

«Пойдём-ка,

я тебя на стадо наведу,

Где сбережём верней мы

наши шкуры:

Хотя

при стаде том

и множество собак,

Да сам

пастух дурак;

А где пастух дурак,

там и собаки дуры».


Михаил Делягин, экономист:

- «Где пастух дурак, там и собаки дуры» - типичная ситуация. Другими словами, плохой руководитель, как правило, окружает себя такими же помощниками, и вместе они способны разрушить любую самую эффективную структуру или до конца уничтожить не очень эффективную. За примерами далеко ходить не надо: только что за полный развал в работе были уволены четыре губернатора. У одного из них даже ветераны мёрзли в своих домах. В окружении другого постоянно происходили коррупционные скандалы, область вошла в число регионов с самой массовой безработицей.

Досье

Русский писатель, баснописец, журналист Иван Андреевич КРЫЛОВ родился в 1769 г. в бедной семье отставного офицера. Издавал журналы «Почта духов», «Зритель». Творчество Крылова вызывало недовольство Екатерины II, поэтому писателю пришлось на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге. В 1812-1841 гг. служил в императорской Публичной библиотеке. Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира. Иван Андреевич никогда не был официально женат, имел незаконнорождённую дочь от своей экономки - простой русской женщины Фенечки. Умер Крылов в Петербурге в 1844 году.