Усадьба ярополец чернышевых как доехать. Усадьба чернышевых

Мы решили провести в окрестностях Волоколамска. 100 с лишним километров машинка перенесла довольно бодро, в потоке к ней относились уважительно (или снисходительно), а расход топлива превзошел самые смелые мои ожидания:)

Усадьба Гончаровых в Яропольце - наша первая остановка. Это единственная восстановленная и поддерживаемая в приличном состоянии усадьба в этих краях.
Сейчас все эти здания принадлежат МАИ (Московскому Авиационному институту), а в самой усадьбе открыт дом отдыха со странным ценообразованием: 600 рублей за номер без удобств и 1500 за номер с удобствами. Зато кормят аж трижды в день.

На территории усадьбы живет какое-то нереальное количество котов:

Несмотря на то, что усадьба не заброшена, ходить никуда нельзя - все либо заперто, либо выгонит бдительная вахтерша.
Поэтому едем дальше, буквально в 300 метрах от усадьбы Гончаровых находится усадьба Чернышевых с очень необычной историей. Когда-то родовое имение генерал-губернатора Захара Чернышево считалось богатейшим в Подмосковье и его нередко называли "русским Версалем".
Формально, усадьба, находящаяся на балансе того же МАИ, охраняется, но на деле все ограничивается листком бумаги:

Увы, сейчас от былого величия мало, что осталось - усадьба разорена и находится в запустении. Этому способствовали и революция, и период Великой Отечественной Войны, и, в немалой степени, современное время.

В зияющие проемы вставлены решетки и железные двери, но на большее сил не хватило:

Известно, что Захар Чернышев был сторонником масонских идей, а также страстным поклонником театра. Поэтому, через дорогу от усадьбы он выстроил театр, где крестьяне ставили спектакли. Архитектурный проект здания в стиле переходном от барокко к классицизму приписывают Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры.

Уже позднее, после смерти Чернышева, его супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала их фамильным склепом. Церковь, прямо скажем, далека от архитектурных канонов православия:

Внутри даже с учетом многолетнего разрушения и разграбления - фантастически красиво:

Усыпальницу генерал-губернатора вандалы тоже не пощадили - отломали все, что смогли и даже залезли в нее. Скоты:

Говорят, во время Великой Отечественной войны в церковь попал немецкий снаряд, пробил пол, но не взорвался:

За церковью-театром находится колокольня, видимо, построенная уже позже. Сейчас вместо купола ее венчает водонапорный бак:

Такое запустение, конечно, приводит в уныние. Неравнодушные граждане пририсовали к формально висящей табличке "Охраняется государством" кроваво-красный вопросительный знак. Другие надписи неравнодушных граждан показывать нельзя из соображений цензуры:

Возвращаемся в усадьбу. За ней, в былые времена был разбит многоуровневый парк.

Сейчас с трудом можно угадать очертания ухоженного некогда парка:

За много веков деревья выросли, причудливо изгибаясь:

Усадьба Чернышевых.

О том, как добраться. До усадьбы легко доехать по асфальту в любую погоду. Если вы пешком, то электричка от Рижского вокзала отправляется в 8.00 ежедневно. Выйдите из электрички в Волоколамске - спешите к автобусу 28 на Лотошино. В Яропольце автобус делает две остановки, вам удобнее вторая. Остановка на перекрестке трех дорог, автобус приехал по одной, уехал дальше по другой, а вы идите по третьей. Дорога приведет вас прямо к усадьбе и церкви. Обратное расписание смотрите в Яропольце на остановке. Кстати, прямо рядом с воротами усадьбы есть остановка пригородного автобуса. Он ходит в Волоколамск раз в сутки, примерно в 15:45.

Про Ярополец.

Ярополец вообще отличное место для воскресной прогулки: и от Москвы близко, и много всего интересного на небольшом клочке земли.

Сразу отметим, что Ярополец - старший ровесник Москвы. Он был основанЯрополком, сыном Владимира Мономаха. Упоминается в летописи под 1135 годом, а Москва, как известно - под1147. Потом село принадлежало Ивану Грозному и было любимым местом царской охоты. В 1684 году село Ярополец вместе с окружающими деревнями было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко. Один из его сыновей, Петр,продал свою часть села графу Григорию Чернышеву, и с той поры вплоть до 1917 г. здесь жили его потомки.

В этот раз нас интересует как раз история и территория усадьбыЧернышевых.

И все же невозможно пройти мимо других достопримечательностей. Мы обязательно должны посмотретьудивительную заброшенную Казанскую церковь,плотину бывшей ГЭС, памятник Ленину и Крупской, памятник Кремлевским курсантам, часовню на могиле гетмана Дорошенко. В двухэтажном здании библиотеки, прямо в центре, расположен местный музей. А виды какие живописные! Город находится на высоком берегу реки Ламы, и по окрестностям хочется ходить пешком.В северном направлении вдоль шоссенаходится усадьба Гончаровых. Она в отличном состоянии, там сейчас дом отдыха МАИ. При ней действующий храм и парк. Чуть дальше -Казанская церковь необычной оригинальной архитектуры (правильнее, наверно, называть так: церковь Казанской Иконы Божией Матери).

А вот через дорогу от нее - та самая усадьба Чернышевых, которую когда-то называли «Русским Версалем».. Здесь совсем другая картина: тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописнымибашнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша -похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполнедостаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу.

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

Дополнительно

Представляю вашему вниманию архивные фотографии, а также схемы планов реконструкции усадьбы Ярополец Чернышевых XX века.

2. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

3. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

4. Парковый фасад дворца. Фото 1930-х гг.

5. Санаторий имени Павлика Морозова в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

6. Главный фасад дворца. Фото 1960-х гг.

7. Парковый фасад дворца. Фото 1950-х гг.

8. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

9. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

10. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

11. Конный двор. Вид с юго-восточной башни. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

12. Ворота конного двора. Фото 1930-х гг.

13. Ворота конного двора. Фото 1950-х гг.

14. Вид дворца и конного двора со стороны парка. Фото из архива Фуфаева А.С. 1940-е гг.

15. Конный двор. Вид с северо-запада. Фото 1950-х гг.

16. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1959 г.

17. Конный двор. Общий вид с юго-востока. Фото Якунина О. 1978 г.

18. Конный двор. Общий вид с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

19. Конный двор. Вид юго-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

20. Конный двор. Вид северо-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

21. Конный двор. Вид с юго-запада. Фото Якунина О. 1978 г.

22. Конный двор. Вид северо-западной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

23. Конный двор. Вид внутри двора. Фото Якунина О. 1978 г.

24. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото начала XX в.

25. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото 1920-х гг.

26. Обелиск. Фото 1920-х гг.

27. Турецкая мечеть. Фото начала XX в.

28. Храм-памятник Екатерины II. Фото начала 1920-х гг.

29. Овальный павильон (Храм уединения). Фото начала XX в.

30. Ворота и ограда парадного двора. Фото 1930-х гг.

31. Церковь Казанской Божьей Матери. Общий вид. Фото 1930-х гг.

32. Выкопировка из генерального плана усадьбы Ярополец Чернышевых. 1768 г.

33. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Седов А.П. 1951 г.

34. Схема парка усадьбы Ярополец Чернышевых. Чертеж Тихомирова Н.Я. 1946-1947 гг.

35. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Проектное задание. 1962 г.

37. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С. 1949-1950 гг.

38. План дворца и конного двора усадьбы Ярополец Чернышевых. Проект приспособления. 1970-е гг.

39. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

40. План второго этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

41. Схема плана дворца Чернышевых.

42. Обмерный чертеж усадьбы 1962-1970 гг.

43. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Маркаров А.А. 1980 г.

44. Схема расположения базисов фотографирования на объекте усадьбы Чернышевых.

45. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

46. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

47. Парковый фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

48. Фасад с парка.

49. Боковые фасады конного двора (левая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

50. Боковые фасады конного двора (правая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

52. Фасад конного двора со стороны Красного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

53. Устройство фундамента под стенами конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

54. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

55. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

56. Подвал северной части конного двора. Чертеж их Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

57. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

58. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Узел А. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

59. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

60. Фасад церкви Казанской Божьей Матери. Чертеж из "Смешанного альбома Казакова М.Ф.". Начало XIX в.

61. План церкви Казанской Божьей Матери. Обмерный чертеж.

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

Есть в Московской области достопримечательность, которую должен посетить каждый житель нашего региона, интересующийся историей и архитектурой. К вашему огромному удивлению, это не Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и не Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Это небольшое старинное село Ярополец, располагающееся в Волоколамском районе. По археологическим данным ему уже более 1 000 лет.
На маленький населенный пункт, в котором проживает чуть больше тысячи человек, приходится несколько достаточно значимых достопримечательностей, что ставит его в один ряд со многими туристическими гигантами. Из того, что интересно посмотреть, отмечу следующее:

Реклама — поддержка клуба

  • Усадьба Загряжских-Гончаровых,
  • Усадьба Чернышевых и Казанская церковь,
  • Часовня над могилой гетмана Дорошенко,
  • Никольская часовня,
  • ГЭС на реке Ламе,
  • Памятник В.И. Ленину и Н.К. Крупской,
  • Ярополецкий народный краеведческий музей.

Но начнем по порядку.
Как всегда, случайно прочла в интернете про одну из достопримечательностей Яропольца, не храм и не усадьбу, а первую сельскую ГЭС в молодой советской республике.

Вид впечатлил, что было решено, едем в Ярополец, а по дороге посмотрим еще что-нибудь.
И тут вдруг выясняю, что Ярополец вполне самодостаточен, здесь вполне хватает интересных мест для однодневной поездки - две усадьбы, большой и шикарный, пусть и заброшенный парк при них, огромная и очень красивая церковь, часовня, памятники, музеи. В общем, решено, мы едем именно в Ярополец.
Отчетов о поездках сюда на просторах рунета великое множество, поэтому организовать поездку, включить самые значимые места не составит проблем. Поехали.
Отношения с Новой Ригой как-то у нас «не сложились», и мы по привычке выруливаем на Волоколамку. Да, тут куча светофоров, да все время через населенные пункты, но сколько всего по дороге можно рассмотреть просто в окно. И хоть сто раз уже был, все равно так и тянет заехать, но наша цель через 130 километров.
Проезжаем мимо церкви Иоанна Предтечи в Садках.

Храм очень красив в своей простоте. Построен в 1741 году.

Мимо часовни Дмитрия Солунского в Снегирях. Часовенка хоть и новодел, но в комплекс Снегири вписалась просто идеально, а вот и сам комплекс.



Музей очень интересный, расположен на рубеже обороны Москвы. Дальше показалась любимая мною церковь Серафима Саровского в Снегирях.

Очень красивый деревянный новодел. А вот впереди и Истра показалась.

На удивление быстро проезжаем. А вот и храм Петра и Павла в Новопетровском. Мимо ездим, всегда обращаю внимание на ход реконструкции, думаю, уже скоро совсем сделают.
Ну, вот и Волоколамск.

Конечно, я пропустила многое по дороге, но я выбрала именно то, к чему у меня душа стремится. Не отказываем себе в удовольствии прокатиться через центр Волоколамска, еще раз посмотреть со стороны на Кремль.

Если кто не был, то в Кремле есть замечательная диорама обороны Москвы.
А мы проезжаем мимо памятника автобусу - труженику и в Масленниково уходим налево на Ярополец.

По дороге обращаем внимание на церковь Рождество Богородицы в Суворово

и впереди, наконец, у нас цель путешествия.

Наша первая остановка - чуть-чуть не доезжая таблички с названием села - ДОТы времен Великой Отечественной войны .

Их тут очень много, бои шли очень кровопролитные. А мы, рассмотрев их со всех сторон, поехали дальше.
Усадьбу Гончаровых в Яропольце проехать мимо сложно, въездные башенки привлекут внимание кого угодно.

Она у нас на пути первая. Останавливаемся и идем гулять. В то время у меня совсем старенький фотоаппарат, так что фото не всегда удачные, но суть они передать смогут. История села очень интересна, тут переплелись необыкновенные судьбы.

Село Ярополец было подарено гетману Украины, Петру Дорошенко, Софьей Александровной, после того как он принес присягу Москве. Гетман прожил здесь на покое 14 лет, позже передав своему сыну, а тот имение разделил имение на неравные части и большую продал графу Г.П. Чернышеву, тому которому мы обязаны уличным освещением Москвы.

Пока оставим Чернышевых и перейдем ко второй части усадьбы. Она осталась во владении сына гетмана, он её по наследству передал дочери. В дальнейшем усадьба перешла к её сыну И.А.Загряжскому. При его второй женитьбе рождается дочь Наталья, будущая теща Александра Сергеевича Пушкина.

В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская выходит замуж за Николая Афанасьевича Гончарова и в этом браке рождается Наталья Гончарова. Пушкин сюда приезжал два раза к теще, проведать.

Усадьба на тот момент приходила в упадок. Муж Натальи Ивановны умер и оставил ей очень большие долги, рассчитаться с которыми она не могла, более миллиона рублей.

Наталья с детьми приезжала к маменьке гостить часто.

Сейчас на территории усадьбы находится база отдыха МАИ, проход на территорию свободный. Усадьба сильно пострадала во время войны.

После прогулки по усадьбе и знакомства со всеми постройками мы идем гулять по парку. Тропка нас выводит к водосбросу ГЭС .

Погода стояла очень жаркая, народу было очень много, люди купались, просто отдыхали.

Тогда мы не знали, что кроме водосброса есть музей ГЭС, а то обязательно бы сходили. Но были впечатлены самим видом, и вроде как хватило.
Хоть мы дошли пешком, но сюда есть подъезд. После усадьбы Чернышевых и Казанской церкви поворот налево, дорога так себе, но покрыта асфальтом, правда, такая узкая, что со встречкой разъезжаться сложно. У мостика есть небольшая парковочка, но машин очень много и можно просто не найти места. А мы пошли пешком по парку к машине, правда по другой тропинке.
Вышли ко второй усадьбе князей Чернышевых .

По дороге прошли мимо стелы в ознаменование приезда в усадьбу Екатерины Великой .





Усадьба была настолько великолепна, что её ставили в один ряд со многими дворцами Европы. Богатым убранством, лепниной, множеством скульптур, замечательным регулярным парком она выделялась среди других усадеб.
В «Атласе Российской Империи» XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может».
Тут жили, бывали, родились многие известные личности:

  • Захар Чернышов - первый градоначальник Москвы, это в его дворце на Тверской сейчас мэрия,
  • «Пиковая дама» всех времен Наталья Петровна Голицына,
  • Дмитрий Владимирович Голицын - еще один градоначальник Москвы, чьими трудами мы имеем в городе Большой и Малый театры и очень много других построек,
  • декабрист Захар Чернышев,
  • Ксения Чернышева-Безобразова, состоявшая в браке с младшим сыном эрцгерцога Австрийского из династии Габсбургов Рудольфом.

Во время войны усадьба была очень сильно разрушена, и сейчас вид её весьма плачевен. Обойдя усадьбу, мы прошли к машине в смешанных чувствах. Очень жалко, когда в руинах стоят такие красивые дома.
Проходя по дороге, слева видим большую церковь - храм Казанской Иконы Божьей матери. Подъехали… ужасно, такое великолепие и в таком удручающем состоянии. Храм уникален, два симметричных объема - это необычно для русской архитектуры.

Одна часть храма - это церковь с очень красивым иконостасом,

а во второй была усыпальница князей Чернышевых.

После попадания немецкой бомбы в храм мраморная усыпальница устояла, но наши вандалы разрушили. Унесли великолепную мраморную розетку, сломали обелиск.

Да, храм ветшает, но сколько всего разрушено, изрисовано.









В храме пытались проводить реконструкцию, но кроме как "пытались" никаких подвижек нет. Поэтому очень смешно смотрится вот такая табличка.

Обойдя храм снаружи, побывав внутри, мы решаем поехать к часовне гетмана Дорошенко .