В каком году был отлит царь колокол. Вес «братьев» Царь – колокола

По инициативе Николая I Московский Кремль обрел еще одну достопримечательность – знаменитый Царь-колокол. Отлитый во времена Анны Иоанновны гигантский колокол целый век пролежал в глубокой яме. В июле 1836 года его извлекли оттуда и выставили для всеобщего обозрения.

В эпоху Николая I Московский Кремль преобразился: исчезли последние следы французского нашествия 1812 года, появились новые здания Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Началась и реставрация исторических памятников. Одним из крупнейших достижений стало решение буквально «проблемы века» – подъема на поверхность земли Царь-колокола.

Его размеры не могут не впечатлять. В свое время парижский «золотых дел мастер, член Академии наук» Жермень, получив предложение от русской императрицы Анны Иоанновны отлить колокол весом в 10 тыс. пудов (более 163 тонн; 1 пуд равен 16,3804964 кг), счел это шуткой: выполнение такого заказа казалось ему невозможным. А вот русский мастер Иван Моторин не только не испугался поставленной задачи, но и значительно этот план «перевыполнил»: отлитый им Царь-колокол весил 202 тонны – свыше 12 тыс. пудов! Неправильно держать такое чудо в земле, рассудил император Николай.

Колокололитейные рекорды

По одной из версий, первый Царь-колокол появился еще в XVI веке, при Иване Грозном : при церкви Иоанна Лествичника висел колокол весом в 1 тыс. пудов (чуть больше 16 тонн), которому и дали столь громкое и почетное название. Другому колоколу по наследству оно перешло уже в эпоху царя Алексея Михайловича: вес колокола, отлитого в 1654 году мастером Александром Григорьевым , составил около 8 тыс. пудов (131 тонна). Согласно преданию, этот Большой Успенский колокол (таким было его официальное название) долгое время никто не решался поднять, и только в 1668 году механику-самоучке, исполнявшему обязанности царского привратника, сложная задача оказалась под силу. Колокол благовестил в звоннице, находившейся неподалеку от колокольни «Иван Великий», до 19 июня 1701 года. Случившийся в тот день пожар, охвативший значительную часть Кремля, не пощадил и колокол: несколько полученных серьезных трещин не могли не повлиять на звучание – звонить в него стало уже невозможно.

Работами по подъему Царь-колокола и водружению его на постамент руководил французский архитектор и инженер Огюст Монферран. Литография из альбома «Описание Царь-колокола в Москве», вышедшего в Париже в 1840 году

Решения своей судьбы он ждал долго, поскольку после перевода столицы в Санкт-Петербург московскими колоколами в течение многих лет никто не интересовался. Лишь в 1730 году его наконец сняли и по приказу Конторы артиллерии и фортификации (она ведала Пушечным двором, где отливали не только пушки, но и колокола) разбили на мелкие кусочки для последующей переливки в новый колокол. Анна Иоанновна, недавно вступившая на престол, задумала явить миру Царь-колокол, который превосходил бы рекорд предшественника, с использованием этих фрагментов. Тогда-то по ее указанию граф Иоганн Эрнст Миних (сын знаменитого фельдмаршала), служивший в российском посольстве в Париже, и обратился к мастеру Жерменю. Правда, француз, оправившись от первоначального удивления, предложил столь сложный и дорогостоящий проект, что императрица сама поспешила от его проекта отказаться.

Подъем Царь-колокола. Чертеж ХIХ века

После неудачи с иностранными специалистами было решено обратить внимание на отечественных мастеров. Выбор пал на Ивана Федоровича Моторина и его сына Михаила – представителей старинной московской династии литейщиков, уже прославленных созданием Воскресенского и Великопостного колоколов для «Ивана Великого», колокола для Набатной башни Кремля, колоколов для ряда больших соборов и известных монастырей России, а также 115 артиллерийских орудий по заказу Петра I во время Северной войны. Чертежи будущего колокола, смету и предварительно отлитую Моториными модель весом в 12 пудов отправили в Петербург для утверждения, и разрешение на продолжение работ было получено.

Кремлевская катастрофа

По предложению мастеров формовку и отливку колокола производили прямо в Кремле, для чего была вырыта яма глубиной в 10 метров на Ивановской площади – между «Иваном Великим» и Чудовым монастырем. Изнутри яму укрепили дубовыми брусьями с металлическими ободьями и обложили кирпичом. А вокруг нее установили четыре плавильные печи, каждая из которых вмещала до 50 тонн металла. Для литья нового Царь-колокола, как уже говорилось, предполагалось использовать расколотые куски григорьевского колокола, пострадавшего при пожаре в 1701 году, но этого материала, естественно, недоставало, и потому из Петербурга были выписаны еще олово и сибирская медь. Что касается состава металла, то проведенные позднее исследования показали, что в сплаве Царь-колокола содержится также примерно 72 кг золота и около 525 кг серебра.

Царь-колокол в Московском Кремле. Худ. Э. Джильбертсон. 1838

Только подготовительные работы, начавшиеся в январе 1733 года, продолжались на протяжении почти двух лет. Не обошлось без проблем, случались и аварии. Так, при первой попытке литья в ноябре 1734 года обнаружилась утечка меди из печей, из-за чего пришлось срочно останавливать плавку и тушить возникший пожар. Для возобновления работ потребовалось время. В августе 1735 года – новый удар: скончался мастер Иван Моторин . Завершал дело уже его сын Михаил. 24 ноября 1735 года Царь-колокол был готов: плавка заняла 36 часов, а непосредственно отливка – всего 36 минут (каждую минуту в форму поступало 7 тонн металла!).

Колокол небывалых размеров украсили богатый орнамент и рельефные изображения: в клеймах наверху – образы Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, а также апостола Петра и праведной Анны Пророчицы. Выбор именно этих святых не случаен: прославляются небесные покровители самой императрицы, ее отца (царя Иоанна V ) и дяди (императора Петра I). Ниже расположены искусно выполненные портреты Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича в полный рост, а между ними в больших барочных картушах с завитками, ангелами и цветами – две надписи, повествующие об истории создания колокола. Над выполнением деревянных моделей икон, изображений и надписей для Царь-колокола трудилась целая группа специально выписанных из Петербурга мастеров-резчиков – Василий Кобылев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебряков и Петр Луковников . А вот имя скульптора долгое время оставалось неизвестным. Лишь недавно историкам удалось его установить: Федор Медведев.

После отливки колокол все еще пребывал в яме, поскольку продолжались чеканные работы. Он стоял на железной решетке, основой для которой служили 12 дубовых свай, вбитых в землю. Поднять его на поверхность так и не успели: 29 мая 1737 года грянула катастрофа. В Москве заполыхал грандиозный пожар, какого город не видел уже много лет. Загоревшуюся над колоколом кровлю и падавшие в яму охваченные огнем бревна принялись тушить водой, что и стало роковой ошибкой. Из-за быстрого и неравномерного охлаждения колокол сначала треснул, а потом от него откололся значительный кусок – весом в 780 пудов (11,5 тонны). После этих трагических событий колокол остался лежать в яме – как выяснилось, почти на… 100 лет.

Интересно, что впоследствии, когда в народе стали забываться истинные причины нахождения колокола в земле и приобретения им повреждений, появился целый ряд необычных легенд и мифов с различными версиями о том, как это произошло. Например, московские старообрядцы говорили о падении колокола в связи с реформами Никона и свято верили, что когда-нибудь его звон возвестит о победе сторонников древнего обряда. Не менее популярная легенда связывала произошедшее с именем Петра I. Дескать, вернувшись после победы под Полтавой в Москву, царь приказал звонить во все колокола, но звонари, как ни старались, этот гигантский колокол заставить зазвучать не могли. Тогда-то, утверждали в народе, разгневанный Петр и ударил его дубинкой со словами: «Вот тебе за то, что не хочешь о моей победе звонить!» В месте удара от колокола откололся огромный кусок, а сам он с гулом ушел глубоко под землю… Возможно, возникновение этой легенды обусловлено петровской кампанией по переплавке колоколов в пушки.


ЗАХАРОВ Н.Н. Кремлевские колокола. М., 1969
БОНДАРЕНКО А.Ф. Московские колокола XVII в. М., 1998

На свет Божий

На самом деле мысли об извлечении Царь-колокола из ямы возникали неоднократно. Императрица Елизавета, изъявившая желание поднять его и заново перелить, нашла составленную на этот случай смету завышенной. Не увенчались успехом и старания Екатерины II , затем ее внука Александра I. Николай I, узнав о новом способе починки колоколов, поначалу хотел его восстановить и соорудить для него особую звонницу, но и этот проект остался лишь на бумаге. В то же время яма с колоколом на Ивановской площади, мягко говоря, не украшала облик Кремля. Чтобы хоть как-то исправить положение, над ней соорудили деревянный помост, имевший дверь, через которую все желающие, взяв ключ у звонарей колокольни «Иван Великий», могли спуститься и увидеть дивный исполинский колокол.

Когда стало ясно, что Царь-колокол уже никогда не будет звонить, император Николай I распорядился установить его в Кремле как памятник, подняв на постамент. В 1836 году было принято окончательное решение о вызволении гигантского колокола из его вековой темницы. Эту работу поручили проверенному специалисту – французскому архитектору и инженеру Огюсту Монферрану , который к тому моменту уже получил известность в России благодаря строительству Исаакиевского собора и сооружению Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге.

Поднятие Царь-колокола тщательно готовили: прежде всего вынули землю, окружавшую колокол, укрепили стенки ямы, выкачали воду, в течение шести недель возводили строительные леса. Но первая попытка все же обернулась неудачей: при подъеме колокол повлек за собой железную решетку, на которой он был когда-то укреплен, из-за чего деревянная подъемная конструкция затрещала, лопнула часть канатов (Монферран впоследствии предположил, что канаты отсырели при доставке в Москву из Петербурга). Вся проделанная работа была бы напрасной, если бы не смелость одного из рабочих, который бесстрашно спустился в яму и под нависшим над ним колоколом установил подпорку из бревен. Колокол зафиксировали в таком положении, работы на время остановили.

Вторая попытка подъема, для которой было увеличено количество канатов и воротов, наконец оказалась удачной. 23 июля 1836 года за 42 с половиной минуты Царь-колокол извлекли из ямы и водрузили на восьмигранный постамент, установленный возле колокольни «Иван Великий». Монферран увенчал колокол большой державой с позолоченным крестом, подчеркнув таким образом его царское название. С тех самых пор он стоит на своем почетном пьедестале вместе с отколовшимся когда-то из-за пожара куском, припаять который так и не удалось, да и вряд ли теперь эта задача актуальна. Исполинский колокол во время Великой Отечественной войны сослужил добрую службу: в 1941 году в нем размещался узел связи Кремлевского полка.

Царь-колоколу, отлитому русскими мастерами при императрице Анне Иоанновне, без малого 300 лет, но его рекордный вес остается непревзойденным не только в России, но и за ее пределами. Это по-прежнему самый большой колокол в мире.

Царь-пушка

По повелению императора Николая I в Московском Кремле был установлен и другой памятник царского масштаба – Царь-пушка. Отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе, она украшена конным портретом царя Федора Иоанновича в короне и со скипетром в руке. Предполагалось, что на поле сражения для пушки будет вырыт специальный окоп, поэтому лафета у нее изначально не было. Впрочем, принять участие в боевых действиях ей так и не довелось: сперва она стояла на Красной площади, а в XVIII веке переехала во двор Арсенала.

В 1835 году по эскизам Александра Брюллова , брата знаменитого художника, для Царь-пушки на петербургском заводе Чарльза Берда (о чем сообщает надпись на торце оси лафета) были изготовлены декоративные ядра, а также сам лафет, украшенный львиной головой и богатым растительным орнаментом. В 1843 году пушке подыскали более заметное и почетное место – возле старого здания Оружейной палаты.

Этим преследовалась особая цель, озвученная в указе:

«Постановление старинных орудий у палаты будет прилично и соответственно уже потому, что само здание ее назначено для хранения достопамятностей».

В начале 1960-х, когда старое здание Оружейной палаты было снесено для строительства Кремлевского дворца съездов, Царь-пушке пришлось снова переселяться – теперь на Ивановскую площадь. Но новое ее расположение оказалось, пожалуй, самым удачным: сегодня Царь-колокол и Царь-пушка образуют единый ансамбль.

Никита Брусиловский

Знаменитому московскому колоколу, который по праву считается одним из самых больших в мире, исполнилось 282 года. Царь-колокол также известен тем, что ни разу не позвонил. Впрочем, не лишним будет отметить, что его создатели планировали использовать колокол по его прямому назначению, а это молчание явилось лишь результатом стечения обстоятельств. Этот молчаливый гигант является уникальным памятником литейного искусства 18-го века. Героя нашего повествования можно смело называть настоящим долгожителем, с незавидной и драматической судьбой.

Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.

Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.

История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.

Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.

В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.

Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров.
Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.

Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.

Одной из уникальных достопримечательностей Московского Кремля является известный всему миру Царь-колокол. Этот экспонат считается своеобразным произведением русского искусства восемнадцатого столетия и высшим достижением литейного дела на Руси. Кроме того, Царь-колокол является величественным историческим памятником.

Идея создания

Императрица Анна Ивановна подписала в 1730 г. указ, в котором повелела отлить колокол весом до десяти тысяч пудов. Для этого необходимо было взять разбитый экземпляр, добавив в него металл. С выходом этого документа и началась история Царь-колокола.

Кто отлил знаменитого гиганта?

Первоначально искусного мастера хотели отыскать в Париже. Однако королевский механик Жермен, которому предложили это дело, отказался от работы. Он принял данное требование за шутку.

Подрядился перелить колокол Григорьева, который разбился при пожаре 1701 г., выдающийся мастер своего времени Иван Федорович Моторин. Дело было начато в 1730 г. Для его успешного проведения Московской артиллерийской конторой в помощники Моторину был выделен мастер, десять учеников и два офицера.

Подготовительный этап

Перед началом работы артиллерийской конторой были составлены чертежи. Причем предварительно Моториным была отлита небольшая модель будущего гиганта. Весила она двенадцать пудов. Все чертежи, составленную смету, а также две разработанных модели механизма подъема отправили для утверждения в Петербург. Вся подготовка и утверждение созданного проекта проходили в течение двух лет. В связи с этим саму работу по изготовлению задуманной формы колокола, а также по постройке печей начали только в январе 1733 г.

Создание гиганта

Для того чтобы получить форму самого большого в мире колокола по чертежам русских мастеров было сделано два шаблона. Один из них предназначался для внутреннего профиля изделия, а второй - для наружного.

Формовка гигантского колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта десятиметровая яма. Дубовыми брусьями, связанными между собой металлическими ободьями, были укреплены ее боковые стороны. Дополнительно яму обложили кирпичом. Для нижнего основания формы на вбитые в дно дубовые сваи уложили железную решетку. Только после этого начался процесс производства болванки колокола. После ее изготовления был установлен второй шаблон, который повторял внешние очертания гиганта. По окончании работ форма была поднята за крюки. Для этого использовались специальные приспособления.

На следующем этапе болванка была окончательно отделана. Для языка колокола в своде была прикреплена железная петля. Последняя операция технологического процесса - установка в специальные гнезда на верху кожуха так называемых ушей.

Все работы по созданию Царь-колокола были завершены 25 ноября 1735 г. Об этом событии было составлено Свидетельство. Вес самого большого колокола в мире составил двести одну тонну девятьсот двадцать четыре килограмма. Его высота - 6,14 м, а диаметр - 6,60 м. К сожалению, завершить литье гиганта Иван Моторин не смог, он умер. Дело отца было продолжено сыном Михаилом, который и до этого принимал активное участие в работе.

Производственные тонкости

Для того чтобы Царь-колокол имел хорошую отливку Иваном Моториным была взята особая конструкция литниковой системы. В форму, которая заполнялась жидким металлом, не попадали шлаки и прочие загрязнения. Это стало возможным благодаря особому резервуару, который постоянно был заполнен до краев. При этом чистый металл из чаши поступал в форму, а шлак, который имел более легкий вес, оставался на поверхности.

При литье гиганта требовалось создание определенных условий для того, чтобы форма выдержала давление раскаленного металла. Для этого землей было засыпано все пространство, которое находилось между стенами литейной ямы и кожухом.

Отколовшийся кусок

Знает история Царь-колокола и небывалый пожар. После отливки больше года выполнялись надписи на этом удивительном произведении литейного искусства.

Делались на нем и декоративные украшения. Работа уже подходила к концу, когда в Кремле вспыхнул сильный пожар. Произошло это в мае 1737 г. Огонь уничтожил деревянные конструкции и шатер, который был возведен над литейной ямой. Раскалившийся колокол начали поливать водой. От перепада температур в теле гиганта образовались трещины, которые и привели к тому, что от него откололся значительный кусок, вес которого составил одиннадцать с половиной тонн.

Подъем из литейной ямы

Царь-колокол, история которого началась столь неудачно, долгое время не могли достать. До 1836 г. он находился в литейной яме, которую расчистили, обнесли перилами и сделали лестницу. По ней посетители спускались вниз и любовались великим произведением искусства.

23 июля 1836 года состоялся блестящий подъем колокола. На специально приготовленных катках его переместили и поставили на каменный постамент, имеющий восьмигранную форму. Вскоре на гиганте было установлено четыре кронштейна, поддерживающих шар, на верху которого расположился бронзовый крест. Где находится Царь-колокол сейчас? На том же постаменте в Кремле.

Реставрационные работы

Царь-колокол несколько раз планировалось спаять. Однако работы так и не были проведены. Мешала этому высокая стоимость спайки. Кроме этого, высказывались опасения, что, даже восстановив колокол, невозможно будет добиться его нормального звучания. Именно поэтому, если вы посетите Кремль, Царь-колокол встретит вас в том виде, в котором был когда-то извлечен из литейной ямы. Этот уникальный памятник имеет огромное историческое значение. Именно поэтому экспериментировать над ним просто недопустимо. Царь-колокол для детей и для взрослого поколения - это история Отечества.

Исследование уникального памятника было проведено в 1979 г. Тогда же была выполнена и его реставрация. Работы заключались в дефектоскопии тела гиганта и составлении специальной карты, на которой зафиксированы размеры, положение, а также количество образовавшихся трещин.

Во время реставрации поверхность колокола расчистили от многочисленных слоев лакокрасочных покрытий, которые исказили внешний вид гиганта. Параллельно провели небольшой ремонт постамента. На поверхность земли подняли осколок колокола, который был заглублен в культурный слой на сорок сантиметров.

Все работы были выполнены специалистами, а также учеными Военной академии, носящей имя Ф.Э. Дзержинского. При этом проводились постоянные консультации с Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации. Стоит отметить тот факт, что работа по созданию технологии и методики восстановления подобного типа производилась впервые.

Уникальный образец литейного искусства

Тех, кто сегодня посетит Кремль, Царь-колокол встретит в своем первозданном виде. Гигант вновь приобрел серебристо-серый цвет, отдающий зеленоватой патиной. Специфическое мерцание и естественный тон возвращены бронзе. На кресте, который венчает оглавье, блестит позолота. Ее восстановили с применением сусального золота. Ясно можно разглядеть изящный орнамент и искусные изображения, являющиеся украшением колокола. Красота скульптурных украшений радует глаз. Нижняя и верхняя часть тела гиганта украшена фризом, узор которого представляет собой пальмовые ветви. К большому сожалению, при заполнении формы металлом в некоторых частях колокола произошли смывы. Отчетливо это можно увидеть на изображениях некоторых фигур. Несмотря на это, тысячи людей, посещающих ежедневно Кремль, теперь по достоинству оценивают красоту исторического памятника.

Царь-колокол в Москве был создан почти два с половиной века назад. Однако известность гиганта с каждым годом все возрастает. Удивительный памятник русского искусства литья удачно вписывается в архитектурную композицию Кремля. Царь-колокол, так же, как и расположенную неподалеку от него Царь-пушку, невозможно отделить от художественного облика, имеющего всемирную славу.

Исторические факты

За отливку колокола мастер Моторин получил мизерную плату. Она составила всего тысячу рублей.

На колоколе имеется надпись о том, что он был отлит Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Знаменитый мастер литейного дела, чтобы запечатлеть свое имя, подавал прошение в Сенат. Императрицей Анной Иоановной оно было утверждено.

Предложение о создании гигантского колокола было получено скульптором Карло Растрелли. Однако сын всемирно известного архитектора Франческо Растрелли запросил за свою работу очень высокую оплату. В результате от его услуг отказались.

Изображения Царь-колокола генерал Деникин использовал для выпуска тысячерублевых белогвардейских купюр. Эти деньги в народе получили название «колокольчики».

Царь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота - 6,14 метра. Окружность - 6,6 метра, толщина стен - 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах - изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола - пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди - более 170 тонн (около 85%), олова - около 26,5 тонны (более 13%), серы - 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) - около 2 тони (1%)
  1. Шар с золоченым крестом - держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, - Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики - Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.
Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.
Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.
Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на