Война что с ней связано. Территория проведения антитеррористической операции

В литературе нет единства в определении понятия война. По мнению Квинси Райта (Quincy Wright), одну из наиболее ранних дефиниций войны дал в свое время Цицерон, который определял войну как «со­перничество с применением силы» (contention by force).

Это предполагает, что война включает соперничество (борьбу) за что-то и это соперничество происхо­дит в особой форме, а именно с применением силы, В политике соперничество включает в себя споры по поводу объектов, обладающих определенной ценностью.

Греции внес дополнение в определение Цицерона, отметив, что война - это и определенное правовое состояние.

Райт считает, что война - это определенный период времени, когда начинают действовать опре­деленные нормы, регулирующие насилие со стороны государств, которые стремятся таким пу­тем разрешить имеющийся между ними спор.

Вебстерский словарь указывает, что война - это состояние обычно открытого и объявленного вооруженного конфликта между государствами или нациями.

Еще одно определение войны дает Хидли Бал (Bull) - война есть организованное насилие, которое осуществляется друг против друга политическими единицами 2 .

Это более общее определение, нежели в Вебстерском словаре. Но понятие насилие также остается неопределенным. Достоинства этого определения трояки:

1)" оно не сводит войны только к межгосударственным войнам;

2) использует термины, о которых не спорят;

3) включает понятие «организованный».

Итак, война - это организованное насилие. Это означает, во-первых, что военная деятельность кем-то осуществляется в соответствии с правилами и традициями. Во-вторых, война не является случайным насилием. Она имеет определенную направленность и источник. В-третьих, война являет­ся коллективным, а не индивидуальным феноменом. Однако речь идет не просто о коллективном фено­мене, а о политическом феномене.

Война как крайняя форма соперничества выполняет существенную функцию. Война - это способ решения определенного рода проблем (Маргарет Мид - Маrgaret Mead). Следовательно, война есть выученное (усвоенное) поведение, причем речь идет о поведении общества, а не отдельных инди­видов.

Значение этого подхода Мид состоит в том, что она показывает войну в качестве продукта челове­ческой деятельности. Человечество привыкло решать определенные вопросы с помощью войны. Сле довательно, для того чтобы предотвратить возникновение войн необходимо создать другие меха­низмы урегулирования ситуаций, толкающих государства на военный путь.

Мид не дает в своих работах ответа на вопрос о том, почему человечество решало определенные проблемы именно таким путем, почему произошло закрепление определенной модели поведения.

Биологи дают отчасти ответ на этот вопрос, рассматривая феномен агрессивного поведения живот- ных.

Животные защищают свою территорию от чужаков. Они также борются за пищу и право продол­жать род. Оба этих обстоятельства связаны с территорией (Вильсон). Итак, агрессия может быть связа­на с борьбой за жизненное пространство. Кланы и группы выжили благодаря борьбе за существование, в борьбе за территорию. Генетическая память, таким образом, может рассматриваться в качестве фак- тора, предопределяющего агрессивное поведение в случае соперничества за территорию.

Клаузевиц дал два классических определения войны:

1 Дипломатический вестник. 1992. № 7. С. 3-4.

2 Vasquez. Р. 23.

Глава 2. Война, мир и государства

«Война есть не что иное, как продолжение политики другими средствами...она никогда не может быть отделена от политики...Как только война стала реальностью, она является не чем иным, как выражением политики... ее инструментом. Поэтому подчинение военной точки зрения политической является единственно возможным».

«Война есть акт насилия с целью заставить противника выполнить свою волю» 1 .

По Клаузевицу, война есть политический акт насилия. Политический аспект для него является наиболее важным. Война есть инструмент, который необходим политикам в определенных ситуациях. Клаузевиц отмечает, что война наступает тогда, когда обычная политика и дипломатия терпят фиаско. В случаях, когда существующая дипломатическая практика (переговоры или развитые механизмы разре­шения конфликтов, а также международное право) не способны привести к приемлемому для конфликту­ющих сторон результату, война становится средством, при помощи которого одна из сторон пыта­ется заставить другую выполнить свою волю.

Война наступает тогда, когда одна из сторон ради достижения цели готова пойти на определенные жертвы. Следовательно, войны начинают только из-за определенных проблем, которые, однако, мо­гут варьироваться в разные исторические периоды, в разных культурах и т.д. Если есть способ решения конфликта, удовлетворяющий обе стороны, войны не происходит.

Из понимания причин войны следуют два вопроса, на которые надо найти ответ:

1) что же делает проблемы не разрешимыми мирным путем?

2) почему насилие так привлекательно как политический инструмент?

Исторически сложилось, что установление политического контроля и успешное и абсолютное реше­ние сложных вопросов происходило в результате войн.

Этот процесс начался в ранних сельскохозяйственных цивилизациях, когда люди стали в большей сте­пени привязаны к земле, нежели к собирательству и охоте. Кроме того, эти общества стали более органи­зованными, что было важно для мобилизации и ведения войны (Райт, Мэнсфилд).

Однако война, раз возникнув, имеет свою логику. Насилие и стремление к доминированию может сде­лать войну иррациональной. Рациональное объяснение войны Клаузевица может войти в противоречие с психологическим объяснением - желанием убивать. 3. Фрейд, например, считал, что рациональное объяс­нение войны неверно, поскольку основными ее причинами являются инстинкты, а именно взрывная ре­акция \& против возрастающего давления современной цивилизации. Чем более агрессивна и репрессив­на цивилизация в отношении человека, тем сильнее ответная реакция.

Фрейд считал войны проявлением инстинкта смерти уничтожить то, что создавалось эросом (инстинктом жизни). Таким образом, психоаналитики поставили вопрос о том, что война наряду с поли­тическим, культурным компонентами включает в себя и психический. Этот подход также заставляет задуматься о неполитических целях войны («удовлетворение агрессивных позывов» психологического свойства).

Важно учитывать следующие теоретические предположения относительно войны:

1) война есть состояние, к которому человечество привыкло (историзм);

2) война - это процесс; она имеет причины, которые не сразу ведут к столкновению в крайней форме;

3) война, как правило, является результатом длительного противостояния;

4) война - это своего рода путь решения проблем;

5) война может иметь несколько причин;

6) существуют различные типы войн;

7) война как средство обогащения.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. И даже в наше время часто можно услышать в новостях о подобных вещах. Так что такое война? Необходимо изначально дать краткое общее определение этому термину.

Что такое вооруженные действия, борьба и проявление агрессии между народами, государствами, племенами, городами (любой большой организованной группой лиц). В этом противодействии используют средства как физического, так и идеологического и экономического воздействия.

Что такое война? Это обязательно борьба между организованными социальными группами. Противостояние между организациями внутри страны за и экономическое доминирование с использованием силовых методов и в масштабах всей страны называется Войну за государственную власть называют революцией.

Что такое война с точки зрения истории? За последние пять с половиной тысяч лет, по подсчетам ученых-историков, было около четырнадцати с половиной тысяч войн. Сюда входят большие и малые конфликты, в том числе и две мировые войны. В ходе этих противостояний погибло более чем три с половиной миллиарда человек.

В современном мире в связи с окончанием так называемой «холодной войны» между Советским Союзом и которая происходила во второй половине прошлого века, значительно уменьшилась вероятность и опасность применения ядерного оружия в вооруженных конфликтах. Как известно, такое вооружение имеет огромную разрушающую силу.

Что такое война на сегодняшний день? Даже в двадцать первом веке продолжаются локальные конфликты. В основном они связанны с территориальными, религиозными, национальными разногласиями, сепаратистскими движениями, племенной рознью и прочим (в истории это называют "суть войны"). Такие общества, как Международное сообщество, стремятся создать системы межгосударственных отношений, которые исключили бы угрозы силового воздействия.

Что такое война в символизме? Это символ воссоединения и разъединения, установления порядка и устранения беспорядка. В религии это символ вечного противостояния между злыми силами и добрыми, символ конфликта Света и Тьмы. Однако война в мистицизме и эзотерике является скорее духовной битвой для достижения единства.

Что такое война в искусстве и науке? Можно рассматривать этот процесс как акт насилия, который имеет целью заставить соперника (противника, оппозиционера) выполнять навязанную силой волю. Для противопоставления этому акту агрессии и используются изобретения наук и искусств. Таким образом, война (как и любое физическое или моральное насилие) является исключительно средством. А вот целью можно назвать именно навязывание собственной воли противнику.

Цель военных действий - уничтожение врага, его обезоруживание, лишение его возможностей сопротивляться. Война происходит в основном из-за двух разных факторов: враждебного намерения и чувства. Однако на решающий, окончательный акт войны нельзя смотреть как на что-то абсолютное, так как страна побежденная видит в нем только зло, которое вполне можно ликвидировать в будущем (это называется "продленное время войны").

Война - это страшнейшее и ужаснейшее явление в истории человечества. Война может длиться год или столетие. Война может быть гражданская или межгосударственная, мировая или локальная, захватническая или освободительная, но война - это всегда кровь, боль, жертвы и разруха. На данном уроке речь пойдет о том, какие бывают войны, какими могут быть причины их возникновения, предметы и участники, а также о том, какие существуют стадии протекания социального конфликта.

Рис. 2. Наполеон Бонапарт ()

Рис. 3. Шарль де Голль ()

Рис. 4. Дуайт Эйзенхауэр ()

Во-вторых, власть может рассматривать войну как благо . Для государства война - это средство отвлечения народа от насущных социальных проблем. Примером можно считать русско-японскую войну 1904-1905 гг . С точки зрения министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве (рис. 5) , России была нужна «маленькая победоносная война», для того чтобы люди перестали думать о революции. Правда война не оказалась маленькой, а уж тем более - победоносной. Как вы помните из курса истории, Россия с позором проиграла эту войну. Можно также вспомнить франко-прусскую войну 1870-1871 гг ., когда Наполеон III - французский император - был заинтересован в войне не меньше, чем Пруссия, которая хотела использовать эту войну для объединения Германии. Наполеон III понимал, что его авторитет в народе падает, социальной поддержки он лишается, и ему также была нужна «маленькая победоносная война», чтобы укрепить свою власть. Но для него она также не оказалась победоносной.

Рис. 5. Министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве ()

В-третьих, очень часто война воспринимается как способ восстановления справедливости . Кратчайшим способом восстановления справедливости воспринималась Первая Мировая война . Так, в ходе нее и революций в России император Николай II лишился престола, а на смену монархии пришел социалистический строй. В Англии, во Франции и в Германии начинался невероятный подъем национального духа, и война воспринималась как справедливая.

Этот принцип восстановления справедливости появился еще до XX века. Николя де Шамфор , известный публицист французской революции, говорил о том, что французская революция должна была принести горе богатым и счастье бедным. Но принесла она Якобинскую диктатуру, наполеоновские войны и полный крах внешнеполитической доктрины Франции после поражения Наполеона и Венского конгресса 1814-1815 гг.

Конечно же, не все считают войну благом. Другая группа лиц воспринимает войну как данность. С этой точки зрения с войной невозможно бороться, а нужно научиться с ней сосуществовать. Чаще всего народ говорит о том, что воевать не хотел, но так как государство втянуто в войну, то его гражданам приходится воевать. Можно еще раз обратиться к событиям Первой Мировой войны, когда каждая страна считала себя обиженной и стремилась таким образом принять навязанные кем-то правила игры. Россия вступила в войну, потому что ей войну объявила Германия, Германия защищала свои интересы на Балканах, Австро-Венгрия желала подчинить себе Сербию. В итоге у всех стран были свои причины для участия в этой войне. Ответственность за начало этой войны каждый стремился возложить на другого.

Если повода для войны не представляется, то его всегда можно создать. Разные страны могут использовать самые разные события как повод для объявления войны. Поводом для Первой Мировой войны стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда (рис. 6) , наследника австро-венгерского престола. Германия и Австро-Венгрия искали лишь повод, событие, которое может стать основой для начала будущего общеевропейского конфликта. Во второй половине XX века поводы к войнам возникали постоянно. Когда США понадобился предлог для вторжения во Вьетнам, был использован факт обстрела американского корабля. В результате американцы ввели свои войска во Вьетнам и началась война. Она продолжалась 8 лет и завершилась в 1973 году.

Рис. 6. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда ()

Если же рассматривать войну глазами обычного мирного населения, то с его позиции война - это беда. Вспомним Великую Отечественную войну . Огромное количество жертв, голод, упадок хозяйства - все это беды для простого населения. Любая война несет огромное число убитых и раненых, а значит, горе для народа.

Говоря о войне, посмотрим на известную картину В.В. Верещагина - «Апофеоз войны» (рис. 7). Сам Верещагин сражался в Средней Азии, когда Россия распространяла туда свое влияние, соперничая с Англией и желая расширить свои экономические возможности. Верещагин сам мог наблюдать такие картины в Средней Азии, он сам был участником сражений. На раме картины он написал такое посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Какой бы справедливой война ни была, это всегда беда.

Рис. 7. Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны» ()

В этом вопросе единства среди теоретиков также нет. Все причины возникновения войн можно условно разделить на три группы : причины внутренние, внешние и психологические .

Внутренние - это такие причины, которые возникают в недрах самого общества. Можно условно их разделить на экономические и социальные. Война начинается потому, что государство нуждается в ресурсах, или потому, что у государства возникает социальная потребность в этом конфликте, например уже упомянутая «маленькая победоносная» русско-японская война. Государство, которое нуждается в войне по тем или иным причинам, нередко начинает провоцировать соседей с тем, чтобы этот конфликт рано или поздно начался.

Чаще войны начинаются с внешних причин. Такие причины еще называют геополитическими. Именно внешними причинами обусловлены такие войны, как колониальные : борьба за жизненное пространство, за внешние источники сырья. В этих внешних причинах не так важно для государства, реальны ли эти причины или же надуманы для начала конфликта. Единственной существенной причиной в колониальных войнах было желание заполучить тот или иной экономический ресурс. Обычно это плодородные земли или большое количество дешевой рабочей силы. Такие внешние причины послужили началом Первой и Второй мировых войн. Это войны, в которых осуществлялась борьба за территории, за колонии, за ресурсы.

Войны могут иметь и психологические причины . Это значит, что они коренятся в сущности войны не с точки зрения государства, а с точки зрения каждого конкретного человека. Так, великий психолог (рис. 8) считал, что «агрессия - это один из базовых инстинктов человека» . Биологи указывают на то, что конфликты, сравнимые с войнами, были даже у человекообразных обезьян.

Рис. 8. Зигмунд Фрейд ()

Войну нередко воспринимают как средство снятия психологического напряжения . В качестве примера можно взять советское государство. Когда СССР создавался, то главным элементом его внешнеполитической доктрины была подготовка мировой революции . Когда Советскому Союзу пришлось участвовать в военных конфликтах, о мировой революции уже речь не шла. Все понимали, что война - это горе, кровь, огромные жертвы, а также экономический коллапс.

Говоря о войне, нужно вспомнить о таком понятии, как социальный конфликт , ведь война является формой социального конфликта. Социальный конфликт - это отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Для того чтобы противоречие между интересами субъектов этого конфликта возникло, необходимо понять, кто является сторонами конфликта и то, чего они хотят. До тех пор пока люди не осознают своих противоречий, война не начнется.

Предметом конфликта может быть все, что угодно. Это могут быть земли, деньги, идеология. Когда мы говорим о субъектах социального конфликта, то должны понимать, что к субъектам относится большое количество людей. Самыми явными участниками конфликта являются оппоненты - противостоящие друг другу субъекты. Оппонентами являются солдаты, которые сражаются на фронте друг против друга. Но конфликт ведь начинали государства, поэтому они являются главными противоборствующими сторонами. Также в конфликте имеются вовлеченные группы . Они и включают в себя всех солдат, которые находятся на линии фронта. Вспомним Куликовскую битву . Она началась с поединка между Пересветом и Челубеем (рис. 9). Во время этого сражения Пересвет и Челубей выступали как оппоненты, то есть противостоящие друг другу субъекты. Русская армия с одной стороны и монголо-татарское войско с другой - это уже вовлеченные группы. Кроме вовлеченных групп есть заинтересованные группы, и они гораздо больше. Заинтересованной группой можно считать население всей Руси, которое стояло за Пересветом. От исхода Куликовской битвы зависела будущая судьба русских земель. Если бы Куликовская битва была бы проиграна, то свержение татаро-монгольского ига было бы невозможным в тот момент. За Челубеем и за Мамаем стояло не только его войско, но и все население Золотой Орды.

Рис. 9. Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле, 1380 год ()

Любой конфликт (войну) можно разделить на этапы. Любой конфликт начинается с так называемой скрытой стадии . Это такой этап, на котором противоречия еще не сформировались. Когда Гитлер в 1933 году пришел к власти, в Советском Союзе это было воспринято как событие, которое будет иметь явно негативное последствие. При этом объяснить, чем конкретно Гитлер угрожает Советскому Союзу, в 1933 было непросто, ведь войны ничто еще не предвещало. Когда противоречия осознаны всеми сторонами, начинается второй этап конфликта - формирование конфликта . На этом этапе противоречия уже четко оформлены, стороны уже заявили о своих притязаниях на какие-то будущие действия или на будущие приобретения. Формированием конфликта можно считать 22 июня 1941 года (рис. 10) , когда Германия объявила войну Советскому Союзу. После того как противоречия сформированы и официально сформулированы, должно произойти событие, которое оформляет начало войны, - инцидент . Таким событием можно считать то, что становится поводом для объявления войны. Для Первой Мировой войны, например, это было объявление войны Австро-Венгрии Сербии и начало русской мобилизации. Во Второй Мировой войне это Глейвицкая провокация в ночь с 31 августа на 1 сентября. Следующая стадия - активные действия сторон . Это непосредственно сами сражения, битвы, сама война. Когда основные противоречия решены, то наступает стадия завершения конфликта . Именно на этом этапе определяется, чего стоила война каждой стороне и чем война обернется впоследствии как для жителей воевавших стран, так и для тех людей, которые не воевали. В процессе мирного урегулирования определяется результат самой войны.

  • уход (попытка избежать конфликта);
  • отмена (попытка пойти на максимальные уступки, сглаживание противоречий);
  • подавление (ликвидация оппонента, полное поражение противника);
  • регулирование (стороны ведут долгие переговоры и в результате приходят к общему соглашению, здесь нет выигравших и проигравших, стороны договариваются и выбирают наиболее разумный вариант).

Войну можно рассматривать как социальный конфликт, прошедший как минимум три стадии своего развития. Война - это конфликт, который не остановился на стадии формирования противоречий, это конфликт, который дошел до инцидента и сформировал активные действия сторон. По сферам жизни общества войны можно делить на политические, экономические, культурные и межцивилизационные, но такое деление носит лишь условный характер. Каждый социальный конфликт порожден целым сплавом противоречий, и отделить политический конфликт от экономического или культурного можно далеко не всегда.

Список литературы

  1. Ю. Бондарев. Горячий снег
  2. Б. Васильев. В списках не значился
  3. Б. Васильев. А зори здесь тихие
  4. Куинси Райт. Некоторые размышления о войне и мире // Теория Международных отношений: Хрестоматия / Сост. П. А. Цыганков. - М.: Гардарики, 2003
  5. Стрэчен Х., Карл фон Клаузевиц «О войне». - М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
  6. А. Степанов. Порт-Артур
  7. Суворов А.В. Наука побеждать
  8. Толстой Л.Н. Война и мир
  9. Эрих Мария Ремарк. На западном фронте без перемен
  10. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие
  1. Studopedia.ru ().
  2. Ruskline.ru ().
  3. Studfiles.ru ().
  4. Studme.org ().

Домашнее задание

  1. Какие вы знаете категории войн?
  2. Какие вы знаете теории возникновения войн?
  3. Перечислите этапы социального конфликта.
  4. Как вы воспринимаете войну: как благо, данность или беду? Аргументируйте свой ответ.

Так называется вооруженная борьба между соперничающими группами, края может признаваться в качестве законного конфликта. Беспорядки и индивидуальные акты насилия не подпадают под это определение, однако восстания внутри государства и вооружейные конфликты между странами могут быть названы войнами.

Библейский контекст. В ВЗ есть много мест, оправдывающих войну, это, в частности, Втор 7 и 20, а также повеетвования Нав, Суд и 14 Цар. Одни христиане цитируют эти тексты в оправдание вооруженных конфликтов, другие же призывают своих единоверцев к осторожности, напоминая им, что многие законы, данные Древнему Израилю, в последующую эпоху утратили свою силу. То Царство, о к-ром говорит Иисус, не тождественно конкретному государству это христианская Церковь, члены крой живут в разных странах. Многие в.з. тексты, относящиеся к Израилю, в этой ситуации уже неприменимы. К-ром е того, в ВЗ есть места, прославляющие не войну, а мир(Ис 2:4 и др.).

В НЗ война упоминается редко, но некрые общие заявления о вооруженных конфликтах есть и здесь. В Нагорной проповеди Иисус призывает своих учеников к ненасилию: "...кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф5:39); "любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас..." (Мф 5:44). Однако Иисус, повидимому, принимал войны как часть мироустройства(Мф 24:6), а христианесолдаты не подвергались осуждению (Деян 10). Среди учеников Иисуса были и зелоты Иисус старался направить их энергию в неполитическое русло. Воины порой рассматривались как герои веры (Евр 11:32). Однако Иисус ясно учил, что дело Божье нельзя совершать посредством физической силы (Ин 18:36), и осудил Петра за то, что тот попытался насилием защитить Его от ареста (Мф 26:5254). В посланиях военные термины метафорически используются для описания христианской жизни, а верующие уподобляются солдатам, крые сражаются со злом духовным оружием (2 Тим 2:3; 1 Пет 2:11; Еф 6:1020). Возвращение Христа принесет христианам победу зло будет сокрушено в битвах, описанных в Откр.

Пацифизм первых христиан. Изза неоднозначности библейских свидетельств пример первых христиан был особенно важен для последующей внутрихристианской дискуссии о войне. Сторонники ненасилия часто ссылались на то, что до 170 г. н.э. отсутствуют данные о христианах, служивших в римской армии. Однако в Римской империи не было всеобщей воинской обязанности и никто не принуждал христиан служить в армии, возможно, поэтому они и не были склонны обсуждать данную тему. В кон. II в. ситуация изменилась и христиане начали служить в войсках, невзирая на протесты церковных лидеров. Многие солдаты римской армии принимали христианство, и многие христиане шли на военную службу, чтобы защитить империю.

Впрочем, многие верующие пытались воспрепятствовать размыванию границы между Церковью и миром. Они напоминали,что солдат приносит идолопоклонническую клятву императору, и указывали на несовместимость христианской любви с делом солдата, призванного убивать. В "Правилах" Ипполита (III в.), регламентирующих жизнь христианской общины, сказано, что верующий может служить в армии, если при этом он никого не убивает. В эпоху, когда во всей империи воцарился мир, солдаты лишь охраняли общественный порядок и боролись с пожарами, так что многим легионерам за все время службы ни разу не приходилось убивать человека. И все же христиане в большинстве своем отказывались идти на военную и государственную службу, и это навлекало на них обвинения в нелояльности. Отвечая на такие обвинения, Ориген писал в трактате "Против Цельса", что христиане служат государству иным способом они обеспечивают нравственное совершенствование общества и молятся за властей предержащих. Молитва не дает силам зла развязывать войны.

Справедливая война. В IV в., после обращения в христианство императора Константина, римское общество приняло христианскую веру. Теперь Церковь уже не могла занимать пацифистскую позицию. В прежние времена христиане, живя внутри государства, отказывались ему служить, государство же имело возможность игнорировать христиан, как меньшинство. Но теперь, когда христиане стали большинством, они уже не могли не служить в армии. Августин сформулировал новое христианское отношение к проблеме насилия, разработав т.н. теорию справедливой войны. Он адаптировал правила ведения войны, изложенные такими античными мыслителями, как Платон и Цицерон, к христианскому мировоззрению. Война, по мнению Августина, имеет целью торжество справедливости и установление мира. Властитель, крый ведет войну, должен помнить заповедь о любви к врагам. На войне необходимо соблюдать договоренности с противником, уважать нейтралитет невоюющих сторон и воздерживаться от резни и грабежа. Монахов и священников должно освобождать от участия в военных действиях. Разрабатывая теорию войны, Августин все же оставался под влиянием раннехристианского пацифизма. В его рассуждениях о государстве и государственном аппарате насилия звучат нотки печали и обреченности.

Крестовые походы и средневековое христианство. Лишь в XI в. пацифизм ранней Церкви сменился прославлением рыцарявоина. Возможно, это связано с распространением воинственного германского духа. Самым ярким результатом такого соединения христианства с варварской религией войны стали Крестовые походы. В 1095 г. папа Урбан II призвал всех христиан к священной войне, чтобы положить конец власти неверных над святынями Палестины. Следствием этого призыва стал Первый крестовый поход, завершившийся завоеванием Иерусалима (1099) и созданием на Ближнем Востоке христианских государств. Последующие крестовые походы были призваны защитить эти форпосты христианства, однако к 1291 г. крестоносцев полностью изгнали из Палестины и Сирии.

Крестовые походы стали самым очевидным примером средневекового смешения святости с насилием. К-ром е того, стали возможны благословения знамен и оружия. Христианская церемония посвящения в рыцари во многом напоминала древние языческие обряды. Для борьбы с врагами Бога были созданы новые монашеские ордены (напр., тамплиеры). Западный мир стал смотреть на иноверцев как на врагов Царства Божьего, крых надо либо обратить в истинную веру, либо уничтожить. Считалось, что к иноверцам не следует проявлять милости и что в борьбе против них не нужно соблюдать правила "справедливой войны ". Крестоносцы любили цитировать пророка Иеремию: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!" (Иер48:10).

Характерное для средневекового христианства положительное отношение к насилию разделяли и теологи того времени, полагавшие, что война необходима обществу. Идеи ненасилия стали достоянием небольших периферийных сект. Такие мыслители, как Грациан и Фома Аквинский, переработали учение о справедливой войне, сделав возможным оправдание любых, даже агрессивных войн. Важно было даже не то, что писали эти теологи, а то, чего они не писали. Они пространно излагали свое учение об ангелах, а проблеме насилия посвятили лишь несколько строк. Зато о войне рассуждали те, кто воспринимал ее положительно, как проявление рыцарского духа. Образ рыцарягероя лег в основу позднейшего прославления войны. В "Кентерберийских рассказах" Джефри Чосера рыцарь предводитель паломников, наделенный всеми возможными добродетелями.

Возрождение и Реформация. Технический прогресс и политические перемены в Европе XVXVI вв. побудили многих христиан переосмыслить проблему войны. Важным техническим достижением стало изобретение пушек, крые могли разрушать крепости и свели на нет роль рыцаря в бою. Другим важным фактором было возникновение империй, стремившихся к расширению и предпринимавших с этой целью маештабные военные кампании.

Томас Мор, Эразм Роттердамский и другие христианские гуманисты осуждали такое кровопролитие. Они напоминали, что Христос утверждал свое Царство не силой, а любовью и милосердием. Эразм писал, что, признавая войну справедливой, мы тем самым прославляем эту войну. Гуманисты обвиняли Церковь в том, что она не понимает Св. Писания и обслуживает интересы честолюбивых и кровожадных властителей. Однако основатели протестантизма (Лютер, Цвингли и Кальвин) не поддержали этого протеста. Сочетание религиозного фанатизма с использованием новых видов оружия породило религиозные войны, беспрецедентные по своей жестокости в европейской истории. Лишь одно из протестантских течений, анабаптистское, исповедовало ненасилив. Анабаптисты понимали Нагорную проповедь буквально и стремились подражать миролюбию Христа.

Тотальная война и современный мир. Вестфальский мирный договор (1648) положил конец последней большой религиозной войне в Европе. Началась эпоха могущественных монархий (таких, как Франция Людовика XIV), крые ликвидировали разрозненные вооружейные отряды и создали постоянные армии. Феодалы, привыкшие к военной службе и не желавшие утрачивать свою роль, стали офицерами этих армий. Офицерство (напр., прусское юнкерство) было заинтересовано в наличии крупных армий. В офицерской среде сохранялись многие традиции средневекового рыцарства.

Многие мыслители XVIII в. критиковали войну, но после Великой французской революции Европу захлестнула новая волна насилия. Наполеон, примиривший демократический идеализм с национализмом, направил революционную энергию французов на создание огромной империи. Все силы нации были брошены на достижение военной победы (этот зловещий опыт сыграл свою роль позже). В конечном итоге Наполеон потерпел поражение, но блеск его побед и унижение побежденных запомнились надолго. Прусский военный теоретик К. фон Клаузевиц, внимательно изучавший историю наполеоновских войн, создал теорию тотальной войны. Клаузевиц полагал, что для достижения победы бывает необходима "предельная" активизация конфликта. И действительно, промышленная революция и совершенствование вооружений сделали реальным тотальную победу над противником.

Христиане XIX в. противостояли усилившейся военной угрозе, организуя международное сотрудничество и гуманитарные акции. Вопреки повсеместному усилению национализма, были проведены важные международные конференции (в частности в Гааге в 1899 и 1907 гг.). На этих конференциях приняли документы, призывающие к защите военнопленных, помощи больным и раненым, уважению нейтралитета и ограничению жестокостей войны.

Однако миролюбивые силы не сумели предотвратить Первую мировую войну, реализовавшую теоретические построения Клаузевица. Обе воюющие стороны использовали мины, пулеметы, отравляющие газы, подводные лодки и воздушные бомбардировки, конфликт развернулся на суше, на море и в воздухе. Церкви поддерживали войну. Риторика В. Вильсона и других национальных лидеров была направлена на то, чтобы представить происходящее как крестовый поход ради спасения человечества. Однако после окончания войны события развернулись совсем не так, как обещали эти лидеры. Во многих странах утвердились тоталитарные режимы, а западные демократии страдали от Великой депрессии. В межвоенное двадцатилетие в США и Зап. Европе воцарилась атмосфера усталости, преобладали пацифистские настроения.Лига наций, призванная поддерживать мир, оказалась неэффективной, и человечество было вновь ввергнуто в пучину глобального конфликта.

Отношение христиан ко Второй мировой войне чем-то напоминало теорию справедливой войны. Вторая мировая война, в отличие от Первой, была столкновением антагонистических социальнополитических систем. Идеология и политика фашистской Германии были столь страшны, что Р. Нибур и другие христианские деятели, прежде исповедовавшие пацифизм, призвали верующих к участию в конфликте. Применение новых видов оружия сделало эту войну более разрушительной, чем все предшествующие войны. Наивысшим военнотехническим достижением стало создание атомной бомбы. Война закончилась, но теперь серьезной угрозой миру стало соперничество между США и СССР. Организация Объединенных Наций прилагала усилия по сохранению мира, но гонка вооружений привела к тому, что вся индустриальная структура современного общества оказалась ориентирована на производство оружия. Ситуация усугубилась еще и тем, что в наш век секуляризма христианские идеи становятся все менее популярны.

Отношение христиан к войне. Как показывает история, достаточно сложно сформулировать христианскую позицию по этому вопросу. Позиция первых христиан, некрых гуманистов и большинства анабаптистов была пацифистской. Но большая часть христиан склоняется к точке зрения Августина, считавшего, что война может быть справедливой. Такие деноминации, как "Церковь братьев", квакеры и меннониты, проповедуют непротивление, но крупные вероисповедания лютеране, пресвитериане, баптисты, католики, методисты и реформаты принимают теорию справедливой войны. Некрые христиане даже считали необходимыми крестовые походы. Если в Средние века папы призывали к крестовому походу против турок, то в XX в. некрые протестантские фундаменталисты в Соединенных Штатах призывали организовать подобный поход против Советского Союза.

Однако в последние десятилетия, в связи с угрозой глобальной ядерной катастрофы, отношение христиан к войне примечательным образом изменилось. Лидеры многих конфессий осознали, что применение ядерного оружия, неизбежно ведущее к массовой гибели гражданского населения, превращает теорию справедливой войны в злую шутку. С точки зрения этих "ядерных пацифистов", само существование такого оружия вычеркивает войну из перечня разумных средств государственной политики.

R.G. CLOUSE(nep. А. Г.) Библиография: R.H. Bainton, Christian Attitudes Toward War and Peace: L. Boettner, The Christian Attitude Toward War; P. Brock, Pacifism in Europe to 1914, Pacifism in the United States from the Colonial Period to the First World War, and Twentieth Century Pacifism; D. W. Brown, Brethren and Pacifism; C.J.Cadoux, The Early Christian Attitude Toward War; R. G. Clouse. ed., War: Four Christian Views; P. C. Craigie, The Problem of War in the ОТ; G. F. Hershberger, War, Peace and Nonresistance; A. F. Holmes, ed., War and Christian Ethics; R. Niebuhr, Christianity and Power Politics and Moral Man and Immoral Society; G. Nuttall, Christian Pacifism in History; R. B. Potter, War and Moral Discourse; P. Ramsey, The Just War and War and the Christian Conscience; R.J.Sider and R. K. Taylor, Nuclear Holocaust and Christian Hope; M. Walzer, Jusi and Unjust Wars; R. Wells, ed., The Wars of America: A Christian View; Q. Wright,/! Study of War; 3. Yoder. Nevertheless: The Varieties of Religious Pacifism and The Original Revolution: Essays on Christian Pacifism; G.C. Zahn.An Alternative to War and War, Conscience and Dissent.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Война

Война́

сущ. , ж. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? войны́ , чему? войне́ , (вижу) что? войну́ , чем? войно́й , о чём? о войне́ ; мн. что? во́йны , (нет) чего? во́йн , чему? во́йнам , (вижу) что? во́йны , чем? во́йнами , о чём? о во́йнах

1. Война - это борьба, конфликт между государствами, народами, различными социальными классами и т. п., которые ведутся с применением оружия.

Объявить войну. | Многолетняя война. | Кровопролитная война. | Вести войну. | Пойти на войну. | Погибнуть на войне. | Выиграть, проиграть войну.

2. Гражданская война - это вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны.

В гражданскую войну он воевал на стороне белых, в армии Деникина. | Она перенесла на своих плечах голод, разруху, гражданскую войну.

3. Мировая война - это война, которую ведут многие страны мира.

Вторая мировая война. | В 1914 году Россия вступила в мировую войну.

4. Отечественная война - это война, которую ведёт народ какой-либо страны против армии другой страны, защищая свою независимость.

Отечественная война 1812 года. | Мой дед пропал без вести в Великую Отечественную войну.

5. Холодной войной называют период напряжённых и враждебных отношений между двумя или несколькими странами, когда борьба ведётся на идеологическом и политическом уровне, а не с применением оружия.

Времена холодной войны между СССР и США давно позади.

6. Войной называют конфликт между странами или организациями, который касается экономических, политических и т. п. вопросов.

7. Войной называют враждебные отношения, ссоры между людьми.

У них дома постоянная война.

8. Когда вы объявляете войну чему-то плохому, вредному, вы хотите активно бороться с этим.

Объявить войну коррупции.

вое́нный сущ. , м.

Военное положение.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "война" в других словарях:

    Ни для какого другого дела мужчины не объединяются так быстро, как для убийства других мужчин. Сьюзен Гласпелл Война была бы пикником, если бы не вши и дизентерия. Маргарет Митчелл На войне все просто, но самое простое в высшей степени трудно.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Организованная вооруж. борьба между государствами (группами государств), классами или нациями (народами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только… … Философская энциклопедия

    - «Война и мы» («Военное дело глазами гражданина») серия книг по истории Второй мировой войны, основанная Юрием Мухиным в 2000 году. Содержание 1 Аннотация 2 Список книг … Википедия

    Война - ВОЙНА. I. Война, наиболѣе сильное принудительное средство, посредствомъ к раго государство достигаетъ своихъ политическихъ цѣлей (ultima ratio Regis). По своей сущности, В. и есть приложеніе въ жизни человѣч. общ въ всемір. закона борьбы за… … Военная энциклопедия

    ВОЙНА - ВОЙНА. Содержание: Санитарные и соц. биологич. последствия В. . . 523 Военная патология...............531 Военные психозы................5 37 Санитарные я социально биологические последствия войны. Будучи крупным народным соц. политическим,… … Большая медицинская энциклопедия

    Жен. (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда… … Толковый словарь Даля

    Ы; мн. войны, войн; ж. 1. Вооружённая борьба между государствами, народами, племенами и т.п. или общественными классами внутри государства. В. против иноземных захватчиков. В. за свободу и независимость государства. Объявить войну. Вести войну.… … Энциклопедический словарь

    - (war) вооруженный конфликт между двумя или более сторонами, обычно преследующий политические цели. Смысл термина заключается в том, что при столкновении интересов)обычно территориальных) крупных политических образований – государств или империй… … Политология. Словарь.

    Всех против всех. Книжн. Шутл. О недружном коллективе, обществе, раздираемом склоками и распрями. ШЗФ 2001, 41. /i> Калька с лат. bellum omnium contra omnes. БМС 1998, 93. Война и мир. Жарг. шк. Шутл. ирон. 1. Школьная жизнь. Bytic, 1991 2000;… … Большой словарь русских поговорок

    ВОЙНА, войны, мн. войны, жен. Вооруженная борьба между государствами или общественными классами; ант. мир. Вести войну. Возгорелась война. Объявить войну. Франко прусская война. Гражданская война. Позиционная война. Находиться в состоянии войны с … Толковый словарь Ушакова