Восточные славяне. Западные славянские племена

Укрепившись в Киеве, Олег начинает подчинять племена славян, живших к востоку и западу от Днепра. Первыми стали древляне (их земли располагались в Полесье к западу от Киева по течению рек Тетерев, Уж, Уборть и Ствига до реки Случь), у которых в тот момент уже давно шла война с полянами (их территория простиралась между устьями рек Десна и Рось, впадающих в Днепр). Добровольно переходить под власть Олега древляне отказались и в результате непродолжительных военных действий согласились платить дань по черной кунице с дома.
В следующем году (884 г.) Олег пошел войной на северян (живущими к северо-востоку от Киева в бассейне рек Десна, Сейм и Сула). Одержав победу он наложил малую дань. Возможно из-за слабого сопротивления северян или же наоборот боязни восстаний данного народа, который находился под хазарами. В тот период северяне платили дань хазарам. По преданию Олег сказал северянам: "Я враг козарам, а вовсе не вам ". И северяне согласились.
Следующими стали радимичи (располагавшимися по верхнему течению Днепра и реке Сож с их притоками). С ними Олег смог договориться без кровопролития путем переговоров. Как пишет Н.М. Карамзин "Олег послал спросить у них: "Кому даете дань?" Те отвечали: "Козарам". "Не давайте козарам, - велел сказать им Олег, - а давайте лучше мне"", и радимичи стали платить русскому князю те же два шляга от рала, которые давали козарам ".
В последующем Олегу удалось покорить еще ряд независимых племен: дулебов, хорватов и тиверцев. Единственное племя, которое не сдавалось - уличи (занимавшими земли по Днестру до Черного моря и Дуная). По словам летописца его так и не удалось покорить Олегу.

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vеt-« большой», как и названия« венеды» и «вандалы». Согласно« Повести временных лет» вятичи произошли« от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное« государство» — Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырёх раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племён многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племён и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало« изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты« как споры» расселились по всей Европе. Щёк мог стать олицетворением чехов, Хорив — хорватов, а Кий — киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъёму, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая(Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, чёрные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые — на запад, а третьи — на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно« Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году« ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как« четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов — племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово« древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далёкими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня« дрегува» — болото. Дреговичи — одно из самых загадочных союзов славянских племён. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи« вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX—XII вв. еке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами — балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные ещё в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII—IX вв. еку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные« колонисты» пришли« от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках — они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племён освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их. кровь до сих пор течёт в современных белорусах

Словене(или ильменские словене) — самое северное восточнославянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как« чёрный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имён — «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли« угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным« стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоёвывать земли уличан по кусочку — племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда — печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремёслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

Вятичи, кривичи, поляне, дреговичи... Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив - хорватов, а Кий - киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые - на запад, а третьи - на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов - племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами - балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы - понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен - «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X - начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ

Происхождение Славян Российских. Поляне. Радимичи и Вятичи. Древляне. Дулебы и Бужане. Лутичи и Тивирцы. Хорваты, Северяне, Дреговичи, Кривичи, Полочане, Славяне Новогородские. Киев. Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,

Чернигов. Финские или Чудские народы в России. Латышские народы. Междоусобия

Славян Российских. Господство и гибель Обров. Козары. Варяги. Русь.

Нестор пишет, что Славяне издревле обитали в странах Дунайских и,

вытесненные из Мизии Болгарами, а из Паннонии Волохами (доныне живущими в

Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли. Сие известие о

первобытном жилище наших предков взято, кажется, из Византийских Летописцев,

которые в VI веке узнали их на берегах Дуная; однако ж Нестор в другом месте

говорит, что Св. Апостол Андрей - проповедуя в Скифии имя Спасителя,

поставив крест на горах Киевских, еще не населенных, и предсказав будущую

славу нашей древней столицы - доходил до Ильменя и нашел там Славян:

следственно, они, по собственному Несторову сказанию, жили в России уже в

первом столетии и гораздо прежде, нежели Болгары утвердились в Мизии. Но

вероятно, что Славяне, угнетенные ими, отчасти действительно возвратились из

Мизии к своим северным единоземцам; вероятно и то, что Волохи, потомки

древних Гетов и Римских всельников Траянова времени в Дакии, уступив сию

землю Готфам, Гуннам и другим народам, искали убежища в горах и, видя

наконец слабость Аваров, овладели Трансильваниею и частью Венгрии, где

Славяне долженствовали им покориться.

Может быть, еще за несколько веков до Рождества Христова под именем

венедов известные на восточных берегах моря Балтийского, Славяне в то же

время обитали и внутри России; может быть Андрофаги, Меланхлены, Невры

Геродотовы принадлежали к их племенам многочисленным. Самые древние жители

Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими предками: сие мнение тем

вероятнее, что в Русских сказках XII столетия упоминается о счастливых

воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские начинали, кажется, свое

летосчисление от времени сего мужественного Императора. Заметим еще какое-то

древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели дело с Александром

Великим, победителем Гетов.

Но Историк не должен предлагать вероятностей за истину, доказываемую

только ясными свидетельствами современников. Итак, оставляя без

утвердительного решения вопрос: "Откуда и когда Славяне пришли в Россию?",

опишем, как они жили в ней задолго до того времени, в которое образовалось

наше Государство.

Многие Славяне, единоплеменные с Ляхами, обитавшими на берегах Вислы,

поселились на Днепре в Киевской губернии и назвались Полянами от чистых

полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем

Ляхов, основателей Государства Польского. От сего же племени Славян были два

брата, Радим и Вятко, главами Радимичей и Вятичей: первый избрал себе жилище

на берегах Сожа, в Могилевской Губернии, а второй на Оке, в Калужской,

Тульской или Орловской.

Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской

Губернии; Дулебы и Бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; Лутичи и Тивирцы

по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; Белые

Хорваты в окрестностях гор Карпатских; Северяне, соседи Полян, на берегах

Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской Губернии; в Минской и

Витебской, между Припятью и Двиною Западною, Дреговичи; в Витебской,

Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги,

Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними

Полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые Славяне,

которые после Рождества Христова основали Новгород.

К тому же времени Летописец относит и начало Киева, рассказывая

следующие обстоятельства: "Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили

между Полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших

братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово

время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в

тогдашних густых лесах Днепровских, построили город и назвали оный именем

старшего брата, т. е. Киевом.

Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте

перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как

сказывают, в Константинополь и приял великую честь от Царя Греческого; на

возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел

обитать в нем; но жители Дунайские не дали ему там утвердиться, и доныне

именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя

братьями и сестрою". Нестор в повествовании своем основывается единственно

на изустных сказаниях: отдаленный многими веками от случаев, здесь

описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда

неверного в подробностях Может быть, что Кий и братья его никогда в самом

деле не существовали и что вымысел народный обратил названия мест,

неизвестно от чего происшедшие, в названия людей. Имя Киева, горы Щековицы -

ныне Скавицы - Хоривицы, уже забытой, и речки Лыбеди, впадающей в Днепр

недалеко от новой Киевской крепости, могли подать мысль к сочинению басни о

трех братьях и сестре их: чему находим многие примеры в Греческих и Северных

повествователях, которые, желая питать народное любопытство, во времена

невежества и легковерия, из географических названий составляли целые Истории

и Биографии. Но два обстоятельства в сем Несторовом известии достойны

особенного замечания: первое, что Славяне Киевские издревле имели сообщение

с Царемградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще

задолго до походов Россиян в Грецию. Дулебы, Поляне Днепровские, Лутичи и

Тивирцы могли участвовать в описанных нами войнах Славян Дунайских, столь

ужасных для Империи, и заимствовать там разные благодетельные изобретения

для жизни гражданской.

Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские,

также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,

Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX

веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо

прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян.

Кроме народов Славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и

многие иноплеменные: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или

Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; Черемиса, Мещера,

Мордва на юго-восток от Мери; Ливь в Ливонии; Чудь в Эстонии и на восток к

Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; Ямь или Емь в Финляндии; Весь на

Белеозере; Пермь в Губернии сего имени; Югра или нынешние Березовские Остяки

на Оби и Сосве; Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли

в новейшие времена или смешались с Россиянами; но другие существуют и

говорят языками столь между собой сходственными, что можем несомнительно

признать их, равно как и Лапландцев, Зырян, Остяков Обских, Чуваш, Вотяков,

народами единоплеменными и назвать вообще Финскими. Уже Тацит в первом

столетии говорит о соседственных с Венедами Финнах, которые жили издревле в

полунощной Европе. Лейбниц и новейшие Шведские Историки согласно думают, что

Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже самая Дания, по мнению

Греция. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на

Восток до Сибири, до Урала и Волги, рассеялись многочисленные племена

Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не знаем также и никого

старобытнее их в северных и восточных ее климатах. Сей народ, древний и

многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе

и в Азии, не имел Историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал

чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии Готфам, а в

России, может быть, Славянам, и в одной нищете искал для себя безопасности:

"не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами,

одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями". В

Тацитовом описании древних Финнов мы узнаем отчасти и нынешних, особенно же

Лапландцев, которые от предков своих наследовали и бедность, и грубые нравы,

и мирную беспечность невежества. "Не боясь ни хищности людей, ни гнева богов

(пишет сей красноречивый Историк), они приобрели самое редкое в мире благо:

счастливую от судьбы независимость!"

Но Финны Российские, по сказанию нашего Летописца, уже не были такими

грубыми, дикими людьми, какими описывает их Римский Историк: имели не только

постоянные жилища, но и города: Весь - Белоозеро, Меря - Ростов, Мурома -

Муром. Летописец, упоминая о сих городах в известиях IX века, не знал, когда

они построены. - Древняя История Скандинавов (Датчан, Норвежцев, Шведов)

часто говорит о двух особенных странах Финских, вольных и независимых:

Кириаландии и Биармии. Первая от Финского залива простиралась до самого

Белого моря, вмещала в себе нынешнюю Финляндскую, Олонецкую и часть

Архангельской губернии; граничила на Восток с Биармиею, а на Северо-запад -

с Квенландиею или Каяниею. Жители ее беспокоили набегами земли соседственные

и славились мнимым волшебством еще более, нежели храбростию. Биармиею

называли Скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до

реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и

злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии,

которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская Губернии.

Исландские повести наполнены сказаниями о сей великой Финской области,

но баснословие их может быть любопытно для одних легковерных. Первое

действительно историческое свидетельство о Биармии находим в путешествии

Норвежского мореходца Отера, который в девятом веке окружил Норд-Кап,

доплывал до самого устья Северной Двины, слышал от жителей многое о стране

их и землях соседственных, но сказывает единственно то, что народ Биармский

многочислен и говорит почти одним языком с Финнами.

Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней

России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в

Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но

вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский. В языке его находится

множество Славянских, довольно Готфских и Финских слов: из чего основательно

заключают Историки, что Латыши происходят от сих народов. С великою

вероятностию можно определить даже и начало бытия их. Когда Готфы удалились

к пределам Империи, тогда Венеды и Финны заняли юго-восточные берега моря

Балтийского; смешались там с остатками первобытных жителей, т. е. с Готфами;

начали истреблять леса для хлебопашества и прозвались Латышами, или

обитателями земель расчищенных, ибо лата знаменует на языке Литовском

расчищение. Их, кажется, называет Иорнанд Видивариями, которые в половине

шестого века жили около Данцига и состояли из разных народов: с чем согласно

и древнее предание Латышей, уверяющих, что их первый Государь, именем

Видвут, Царствовал на берегах Вислы и там образовал народ свой, который

населил Литву, Пруссию, Курляндию и Летландню, где он и доныне находится и

где, до самого введения Христианской Веры, управлял им северный Далай-Лама,

главный судия и Священник Криве, живший в Прусском местечке Ромове.

Многие из сих Финских и Латышских народов, по словам Нестора, были

данниками Россиян: должно разуметь, что Летописец говорит уже о своем

времени, то есть о XI веке, когда предки наши овладели почти всею нынешнею

Россиею Европейскою. До времен Рюрика и Олега они не могли быть великими

завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных

сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными. Так, Нестор

упоминает о нападении Древлян, лесных обитателей, и прочих окрестных Славян

на тихих Полян Киевских, которые более их наслаждались выгодами состояния

гражданского и могли быть предметом зависти. Люди грубые, полудикие не знают

духа народного и хотят лучше вдруг отнять, нежели медленно присвоить себе

такие выгоды мирным трудолюбием. Сие междоусобие предавало Славян Российских

в жертву внешним неприятелям. Обры или Авары в VI и VII веке господствуя в

Дакии, повелевали и Дулебами, обитавшими на Буге; нагло оскорбляли

целомудрие жен Славянских и впрягали их, вместо волов и коней, в свои

колесницы; но сии варвары, великие телом и гордые умом (пишет Нестор),

исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и гибель их долго была пословицею

в земле Русской. - Скоро явились другие завоеватели: на юге - Козары, Варяги

на Севере.

Козары или Хазары, единоплеменные с Турками, издревле обитали на

западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в Географиях

Восточных. Еще с третьего столетия они известны по Арменским летописям:

Европа же узнала их в IV веке вместе с Гуннами, между Каспийским и Черным

морем, на степях Астраханских.

Аттила властвовал над ними: Болгары также, в исходе V века; но Козары,

все еще сильные, опустошали между тем южную Азию, и Хозрой, Царь Персидский,

должен был заградить от них свои области огромною стеною, славною в

летописях под именем Кавказской и доныне еще удивительною в своих

развалинах. В VII веке они являются в Истории Византийской с великим блеском

и могуществом, дают многочисленное войско в помощь Императору (который из

благодарности надел диадему Царскую на их Кагана или Хакана, именуя его

сыном своим); два раза входят с ним в Персию, нападают на Угров, Болгаров,

ослабленных разделом сыновей Кувратовых, и покоряют всю землю от устья Волги

до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Воспор и большую часть Тавриды,

называемой потом несколько веков Козариею. Слабая Греция не смела отражать

новых завоевателей: ее Цари искали убежища в их станах, дружбы и родства с

Каганами; в знак своего к ним почтения украшались в некоторые торжества

одеждою Козарскою и стражу свою составили из сих храбрых Азиатцев.

Империя в самом деле могла хвалиться их дружбою; но, оставляя в покое

Константинополь, они свирепствовали в Армении, Иверии, Мидии; вели

кровопролитные войны с Аравитянами, тогда уже могущественными, и несколько

раз побеждали их знаменитых Калифов.

Рассеянные племена Славянские не могли противиться такому неприятелю,

когда он силу оружия своего в исходе VII века, или уже в VIII, обратил к

берегам Днепра и самой Оки. Жители Киевские, Северяне, Радимичи и Вятичи

признали над собой власть Каганову. "Киевляне, - пишет Нестор, - дали своим

завоевателям по мечу с дыма и мудрые старцы Козарские в горестном

предчувствии сказали: Мы будем данниками сих людей: ибо мечи их остры с

обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие". Басня, изобретенная уже в

счастливые времена оружия Российского, в Х или XI веке! По крайней мере

завоеватели не удовольствовались мечами, но обложили Славян иною данию и

брали, как говорит сам Летописец, "по белке с дома": налог весьма

естественный в землях Северных, где теплая одежда бывает одною из главных

потребностей человека и где промышленность людей ограничивалась только

необходимым для жизни. Славяне, долго грабив за Дунаем владения Греческие,

знали цену золота и серебра; но сии металлы еще не были в народном

употреблении между ими. Козары искали золота в Азии и получали его в дар от

Императоров; в России же, богатой единственно дикими произведениями натуры,

довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли. Иго сих

завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере Летописец наш,

изобразив бедствия, претерпенные народом его от жестокости Обров, не говорит

ничего подобного о Козарах. Все доказывает, что они имели уже обычаи

гражданские. Ханы их жили издавна в Балангиаре, или Ателе (богатой и

многолюдной столице, основанной близ Волжского устья Хозроем, Царем

Персидским), а после в знаменитой купечеством Тавриде. Гунны и другие

Азиатские варвары любили только разрушать города: но Козары требовали

искусных зодчих от Греческого Императора Феофила и построили на берегу Дона,

в нынешней земле Козаков, крепость Саркел для защиты владений своих от

набега кочующих народов; вероятно, что Каганово городище близ Харькова и

другие, называемые Козарскими, близ Воронежа, суть также памятники их

древних, хотя и неизвестных нам городов. Быв сперва идолопоклонники, они в

осьмом столетии приняли Веру Иудейскую, а в 858 [году] Христианскую...

Ужасая Монархов Персидских, самых грозных Калифов и покровительствуя

Императоров Греческих, Козары не могли предвидеть, что Славяне, порабощенные

ими без всякого кровопролития, испровергнут их сильную Державу.

Но могущество наших предков на Юге долженствовало быть следствием

подданства их на Севере. Козары не властвовали в России далее Оки:

Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Тогда - заметим сие первое

хронологическое показание в Несторе - какие-то смелые и храбрые завоеватели,

именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за Балтийского моря и

наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей, Мерю, и хотя были чрез

два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862

году снова призвали к себе трех братьев Варяжских, от племени Русского,

которые сделались первыми Властителями в нашем древнем отечестве и по

которым оно стало именоваться Русью. - Сие происшествие важное, служащее

основанием Истории и величия России, требует от нас особенного внимания и

рассмотрения всех обстоятельств.

Прежде всего решим вопрос: кого именует Нестор Варягами? Мы знаем, что

Балтийское море издревле называлось в России Варяжским: кто же в сие время -

то есть в IX веке - господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех

Королевств: Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с Готфами. Они, под

общим именем Норманов или Северных людей, громили тогда Европу. Еще Тацит

упоминает о мореходстве Свеонов или Шведов; еще в шестом веке Датчане

приплывали к берегам Галлии: в конце осьмого слава их уже везде гремела, и

флаги Скандинавские, развеваясь пред глазами Карла Великого, смиряли

гордость сего Монарха, который с досадою видел, что Норманы презирают власть

и силу его. В девятом веке они грабили Шотландию, Англию, Францию,

Андалузию, Италию; утвердились в Ирландии и построили там города, которые

доныне существуют; в 911 году овладели Нормандиею; наконец, основали

Королевство Неаполитанское и под начальством храброго Вильгельма в 1066 году

покорили Англию. Мы уже говорили о древнем их плавании вокруг Норд-Капа, или

Северного мыса: нет, кажется, сомнения, что они за 500 лет до Колумба

открыли полунощную Америку и торговали с ее жителями. Предпринимая такие

отдаленные путешествия и завоевания, могли ли Норманы оставить в покое

страны ближайшие: Эстонию, Финляндию и Россию? Нельзя, конечно, верить

Датскому Историку Саксону Грамматику, именующему Государей, которые будто бы

царствовали в нашем отечестве прежде Рождества Христова и вступали в

родственные союзы с Королями Скандинавскими: ибо Саксон не имел никаких

исторических памятников для описания сей глубокой древности и заменял оные

вымыслами своего воображения; нельзя также верить и баснословным Исландским

повестям, сочиненным, как мы уже заметили, в новейшие времена и нередко

упоминающим о древней России, которая называется в них Острагардом,

Гардарикиею, Гольмгардом и Грециею: но Рунические камни, находимые в Швеции,

Норвегии, Дании и гораздо древнейшие Христианства, введенного в Скандинавии

около десятого века, доказывают своими надписями (в коих именуется Girkia,

Grikia или Россия), что Норманы давно имели с нею сообщение. А как в то

время, когда, по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами

Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме

Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю

от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери), то мы уже с великою

вероятностию заключить можем, что Летописец наш разумеет их под именем

Но сия вероятность обращается в совершенное удостоверение, когда

прибавим к ней следующие обстоятельства:

1. Имена трех Князей Варяжских - Рюрика, Синеуса, Трувора - призванных

Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так, в летописях Франкских

около 850 года - что достойно за- мечания - упоминается о трех Рориках: один

назван Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманским, третий просто

Норманом; они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. В Саксоне Грамматике,

в Стурлезоне и в Исландских повестях, между именами Князей и Витязей

Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия. - II.

Русские Славяне, будучи под владением Князей Варяжских, назывались в Европе

Норманами, что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского Епископа,

бывшего в десятом веке два раза Послом в Константинополе. "Руссов, говорит

он, именуем и Норманами". - III. Цари Греческие имели в первом-надесять веке

особенных телохранителей, которые назывались Варягами,

Βαραγγοι, а по-своему Waringar, и

состояли большею частию из Норманов. Слово Vaere, Vara есть древнее Готфское

и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию

искать счастия, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или

товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное, - IV. Константин

Багрянородный, царствовавший в Х веке, описывая соседственные с Империею

земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на Славянском и

Русском языке. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не

могут быть изъяснены иначе. - V. Законы, данные Варяжскими Князьями нашему

Государству, весьма сходны с Норманскими.

Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть

древние Скандинавские или Немецкие (о чем будем говорить в своем месте). -

VI. Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к западу, и

что они разных народов: Урмяне, Свис, Англяне, Готы. Первое имя в

особенности означает Норвежцев, второе - Шведов, а под Готами Нестор

разумеет жителей Шведской Готии.

Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами

составляли Варяжскую дружину в Константинополе. Итак, сказание нашего

собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги его были Скандинавы.

Но сие общее имя Датчан, Норвежцев, Шведов не удовлетворяет любопытству

Историка: мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал

отечеству нашему и первых Государей и само имя, уже в конце девятого века

страшное для Империи Греческой? Напрасно в древних летописях Скандинавских

будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных

властвовать над Славянами; однако ж Историки находят основательные причины

думать, что Несторовы Варяги-Русь обитали в Королевстве Шведском, где одна

приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. Жители ее могли в

VII, VIII или IX веке быть известны в землях соседственных под особенным

названием так же, как и Готландцы, коих Нестор всегда отличает от Шведов.

Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами

Швеции, доныне именуют всех ее жителей Россами, Ротсами, Руотсами. - Сие

мнение основывается еще на любопытном свидетельстве историческом.

В Бертинских Летописях, изданных Дюшеном, между случаями 839 года

описывается следующее происшествие: "Греческий Император Феофил прислал

Послов к Императору Франков, Людовику Благонравному, и с ними людей, которые

называли себя Россами (Rhos), а Короля своего Хаканом (или Гаканом), и

приезжали в Константинополь для заключения дружественного союза с Империею.

Феофил в грамоте своей просил Людовика, чтобы он дал им способ безопасно

возвратиться в их отечество: ибо они ехали в Константинополь чрез земли

многих диких, варварских и свирепых народов:

для чего Феофил не хотел снова подвергнуть их таким опасностям.

Людовик, расспрашивая сих людей, узнал, что они принадлежат к народу

Шведскому". - Гакан был, конечно, одним из Владетелей Швеции, разделенной

тогда на маленькие области, и, сведав о славе Императора Греческого, вздумал

отправить к нему Послов.

Сообщим и другое мнение с его доказательствами. В Степенной Книге XVI

века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из

Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немана,

или Мемеля, Руссою, окрестности же их Порусьем. Варяги-Русь могли

переселиться туда из Скандинавии, из Швеции, из самого Рослагена, согласно с

известиям древнейших Летописцев Пруссии, уверяющих, что ее первобытные

жители, Ульмиганы или Ульмигеры, были в гражданском состоянии образованы

Латышами, они могли разуметь язык Славянский и тем удобнее примениться к

обычаям Славян Новогородских. Сим удовлетворительно изъясняется, отчего в

древнем Новегороде одна из многолюднейших улиц называлась Прусскою. Заметим

также свидетельство Географа Равенского: он жил в VII веке, и пишет, что

близ моря, где впадает в него река Висла, есть отечество Роксолан, думают,

наших Россов, коих владение могло простираться от Курского залива до устья

Вислы. - Вероятность остается вероятностию: по крайней мере знаем, что

какой-то народ Шведский в 839 году, следственно, еще до пришествия Князей

Варяжских в землю Новогородскую и Чудскую, именовался в Константинополе и в

Германии Россами.

Предложив ответ на вопросы: кто были Варяги вообще и Варяги-Русь в

особенности?

Скажем мнение свое о Несторовой хронологии. Не скоро Варяги могли

овладеть всею обширною страною от Балтийского моря до Ростова, где обитал

народ Меря; не скоро могли в ней утвердиться, так, чтобы обложить всех

жителей данию; не вдруг могли Чудь и Славяне соединиться для изгнания

завоевателей, и всего труднее вообразить, чтобы они, освободив себя от

рабства, немедленно захотели снова отдаться во власть чужеземцев: но

Летописец объявляет, что Варяги пришли от Балтийского моря в 859 году и что

в 862 [году] Варяг Рюрик и братья его уже княжили в России полунощной!..

Междоусобие и внутренние беспорядки открыли Славянам опасность и вред

народного правления; но не знав иного в течение многих столетий, ужели в

несколько месяцев они возненавидели его и единодушно уверились в пользе

Самодержавия? Для сего надлежало бы, кажется, перемениться обычаям и нравам;

надлежало бы иметь опытность долговременную в несчастиях: но обычаи и нравы

не могли перемениться в два года Варяжского правления, до которого они, по

словам Нестора, умели довольствоваться древними законами отцев своих. Что

вооружило их против Норманских завоевателей? Любовь к независимости - и

вдруг сей народ требует уже властителей?.. Историк должен по крайней мере

изъявить сомнение и признать вероятною мысль некоторых ученых мужей,

полагающих, что Норманы ранее 859 года брали дань с Чуди и Славян. Как

Нестор мог знать годы происшествий за 200 и более лет до своего времени?

Славяне, по его же известию, тогда еще не ведали употребления букв:

следственно, он не имел никаких письменных памятников для нашей древней

Истории и счисляет годы со времен Императора Михаила, как сам говорит, для

того, что Греческие Летописцы относят первое нашествие Россиян на

Константинополь к Михаилову Царствованию. Из сего едва ли не должно

заключить, что Нестор по одной догадке, по одному вероятному соображению с

известиями Византийскими, хронологически расположил начальные происшествия в

своей летописи. Самая краткость его в описании времен Рюриковых и следующих

заставляет думать, что он говорит о том единственно по изустным преданиям,

всегда немногословным. Тем достовернее сказание нашего Летописца в

рассуждении главных случаев: ибо сия краткость доказывает, что он не хотел

прибегать к вымыслам; но летосчисление делается сомнительным. При Дворе

Великих Князей, в их дружине отборной и в самом народе долженствовала

храниться память Варяжского завоевания и первых Государей России: но

вероятно ли, чтобы старцы и Бояре Княжеские, коих рассказы служили, может

быть, основанием нашей древнейшей летописи, умели с точностию определить год

каждого случая? Положим, что языческие Славяне, замечая лета какими-нибудь

знаками, имели верную хронологию:

одно ее соображение с хронологиею Византийскою, принятою ими вместе с

Христианством, не могло ли ввести нашего первого Летописца в ошибку? -

Впрочем, мы не можем заменить летосчисление Несторова другим вернейшим; не

можем ни решительно опровергнуть; ни исправить его, и для того, следуя оному

во всех случаях, начинаем Историю Государства Российского с 862 года.

Но прежде всего должно иметь понятие о древнем характере народа

Славянского вообще, чтобы История Славян Российских была для нас и яснее и

любопытнее.

Воспользуемся известиями современных Византийских и других, не менее

достоверных Летописцев, прибавив к ним сказания Несторовы о нравах предков

наших в особенности.

Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное государство – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне не имеют никакого отношения к Польше. Считается, что эти племена пришли с Дуная и обосновались на территории современной Украины. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.




По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике.

Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Но в VII веке, под давлением немцев и поляков, хорваты начали покидать свое государство и уходить на восток.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как "четыре мести Ольги древлянам". Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Откуда пришли дреговичи неизвестно, но существует версия, что их родина была на юге, на полуострове Пелопоннес. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Радимичи не были славянами, их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы - понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличам не везло. Изначально они жили в районе нижнего Днепра, но кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении на Днестр. Постепенно уличи основали собственное государство, столицей которого стал город Пересечень, находившийся на территории современного Днепропетровска.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.