Врожденные и приобретенные инстинкты человека. Типологизация по доминированию инстинктов

Рик Берри

Вы когда-нибудь интересовались тем, как передаются от матери к ребенку? Как могут эти необходимые для жизни «знания» переходить через молекулы всего одной клетки? За долгие годы ученые провели немало исследований, но сегодня они продолжают задавать те же самые вопросы!

Откуда новорожденный младенец знает то, чему его никто и никогда не учил?

Сначала этот вопрос может показаться бессмысленным. Первая мысль, которая приходит в голову, «И правда! Младенцы не знают того, чему их не учили. Во время рождения мозг человека похож на чистый лист, который через внешние воздействующие факторы впоследствии заполняется новой информацией и опытом» .

Однако представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно! Для того чтобы провести аналогию, представьте себе компьютер: все его детали можно правильно собрать до последнего винтика, но он не может выполнять свою непосредственную функцию, пока в его материнскую плату не будет введена информация.

Как правило, компьютеры, которые мы покупаем, уже имеют встроенную операционную программу, благодаря которой компьютер функционирует на элементарном уровне, несмотря на то, что большинство его памяти свободно от дополнительных программ и данных.

По сути, наш Творец точно также запрограммировал и младенцев (и других существ). Еще до рождения ребенка Бог закладывает в его мозг и нервную систему жизненно необходимую «операционную систему», помогающую новорожденному выживать.

Важные человеческие инстинкты

Эта «операционная система» выражена в форме инстинктов и инстинктивного поведения.

К примеру, когда вы родились, кто учил вас, как сосать и пить из бутылочки - мама или папа? Конечно же, ни один и ни другой! Даже новорожденный ребенок весом меньше чем некоторые ноутбуки, имеет «предварительно установленную программу» или , которые и помогают ему брать грудь или сосать из бутылки. Если бы новорожденный не имел этой программы, он умер бы с голоду.

Представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно!

Ребенок поступает по-умному: он просто берет бутылочку и кушает. В его маленькой головке не возникает никаких соображений, типа: (a) дискомфорт в моем животе вызван чувством голода, (б) для того чтобы избавиться от голода, мне необходимо положить какую-нибудь пищу в рот (в) эта бутылочка может меня накормить.

Бог заложил в крошечный мозг и нервную систему младенца все эти способности еще до того, как ребенок начинает понимать, зачем они ему нужны.

То же самое можно сказать и об инстинкте искать грудь. Если дотронуться до щечки, носика или губок малыша соской бутылочки, его головка начинает поворачиваться в поисках источника еды. Медицинское сообщество называет способность ребенка искать грудь «примитивным рефлексом».

При любых попытках объяснить происхождение этих способностей, светские авторы, как правило, называют их просто «инстинктивными» или «унаследованными» (что на самом деле ничего не объясняет), или обращаются к смутным объяснениям типа «природа знает все ответы».

Люди могут называть эти способности как угодно: «инстинктами» или «инстинктивными рефлексами», но только тот, кто знает Библию, увидит в этом предварительном программировании мудрость и работу Творца.

Удивительные инстинкты

Ученые уже много лет изучают удивительные примеры инстинктов в мире животных. Они исследуют то, как птицы строят свои гнезда, как кенгурята залазят в сумку своей мамы-кенгуру и кушают в ней, как животные спариваются, а медоносные танцуют, сообщая своим собратьям о том, где находится источник пищи.


© Burcin Tuncer | iStockphoto.com

Морская черепаха выходит на берег, чтобы отложить яйца, прячет их в песок, а затем снова возвращается в море. Через два месяца из яиц вылупливаются черепашата. Мамы рядом нет, и для них было бы естественно спрятаться где-нибудь в высокой траве, но они этого не делают. Наоборот, малыши что есть мочи стремятся к неспокойному океану - идеальному месту их обитания, и они понятия не имеют, почему они это делают. Добравшись до океана, они не останавливаются (как большинство животных), а бросаются в воду и парят на волнах подальше в океанские просторы, а ведь никто и никогда не учил их этому!


© Jason Lin | Dreamstime.com

Следующий крупный эксперимент был проведен датским зоологом Николасом Тинбергеном. Он исследовал, способны ли только что вылупившиеся индюшата узнавать силуэт хищной птицы, притом, что мама никогда не учила их этому.

Сначала он загнал крошек-индюшат в круговой загон. Затем он повесил на стенки загона картонные силуэты. Если силуэт имел длинную шею и распростертые крылья как у гуся, птенец не обращал на него внимания. Но когда Тинберген переворачивал картонную форму, и на ней был изображен силуэт с короткой шеей и удлиненным телом, как у совы, индюшата начинали пищать и бежать по загону.

Почему? Ученый пришел к заключению, что даже если мама-индюшиха не учит своих детенышей, как избежать опасности, в их маленький мозг уже вложена информация о том, что тень гуся с длинной шеей не представляет никакой опасности, а тень, напоминающая сову, сообщает о приближающейся гибели.

Среди ученых начались споры: инстинкт или поведение, приобретенное в результате обучения? Последующие годы исследований вызвали еще больше вопросов. Объективность эксперимента Тинбергена, к примеру, была подвергнута сомнению. Ученые считали, что исследователю было легко истолковать реакцию индюшат: либо птенцы суетливо бегали по загону или просто переходили с места на место?

Оказалось, что эти эксперименты трудно воспроизвести. Однако новые опыты, проведенные под более тщательным контролем, показали, что сердце птенцов и в самом деле начинает биться чаще, когда они видят силуэт хищной птицы, но что же это означает?


Если молодые птенцы хотят выжить, они должны быстро распознавать тень приближающейся опасности. Проведенные в 1937 году классические эксперименты Тинбергена показали, что только что вылупившиеся индюшата обладают данной Богом способностью узнавать силуэт хищной птицы с короткой шеей и безопасной птицы с длинной шеей.

Заключение

Большей части поведения люди и животные, конечно же, учатся после рождения. Суть в том, что какое-то инстинктивное поведение есть у живых существ с самого начала, но каждый мозг устроен так, что в определенных обстоятельствах он способен приобретать новые навыки в ответ на свои особые нужды (было показано, что даже импринтинг – процесс обратимый). То, как именно это происходит, для ученых до сих пор остается загадкой.

Возможно ли, что инстинкты появились в результате миллионов лет эволюционных проб и ошибок? Трудно поверить в этот вероятный сценарий, особенно в свете того, к каким последствиям может привести отказ от следования инстинктам всего в одном поколении.

К примеру, если бы морские черепашки направились в траву, а не к воде (как велит им их инстинкт), это положило бы конец истории морских черепах, которые являются легкой мишенью для морских птиц и других хищников. Более того, нам до сих пор точно не известны механизмы хранения и передачи информации к потомству (которое начинается с одной клетки, а не с взрослой копии с работающим мозгом!).

Даже такое явление как инстинкт еще раз показывает нам разумный, благой и преднамеренный отпечаток Творца.

Рик Берри - уже более 20 лет участвует в христианском служении в России и Восточной Европе. В настоящее время он является директором служения основания новых церквей совместно с «Baptist International Evangelistic Ministries». Рик написал более 200 статей и рассказов для различных христианских и светских изданий.

Под понятием «основные инстинкты человека» предполагают врожденную предрасположенность в конкретных ситуациях совершать определенные действия или избегать каких-то поступков. Данное стремление реализовано может быть не во всех случаях. В некоторых ситуациях могут помешать социальные запреты или иные факторы. Однако при этом желание и подкрепляющая его эмоция могут быть выделены и определены.

Следует отметить, что традиционное описание, характеризующее инстинкты как комплекс сложных врожденных реакций в организме, формирующихся, в основном, практически в неизменном виде как ответ на внутренние или внешние раздражения, к людям почти не применимо. Это связано, главным образом, с отсутствием у человека фиксированных видов действий, которые были описаны у животных. Исключение можно сделать лишь для мимики, жестов, поз, которые, как выяснилось, в большей степени наследуются.

Современные исследователи, занимающиеся врожденными программами, предпочитают применять понятие эволюционно стабильных стратегий в поведении (ЭССП). Этот термин впервые был введен М. Смитом.

Эволюционно стабильными называют такие стратегии в поведении, при которых для вида и индивида на фоне селективного давления и модификации вносят наибольшие преимущества адаптивного характера.

Инстинкты человека подразделяются на три основные категории.

К первой относят жизненные врожденные предрасположенности. Они в данном случае обеспечивают сохранность жизни индивидуума. Эти инстинкты человека наделены определенными характерными признаками:

Снижение шансов особи на выживание обуславливается неудовлетворенностью соответствующей потребности;

Нет практической необходимости в другой особи для удовлетворения той или другой потребности.

  1. У каждой нормальной особи существует врожденная мотивация избегать небезопасных ситуаций.
  2. Эволюционные Многие люди испытывают врожденный страх перед змеями, темнотой, насекомыми, незнакомыми людьми (в частности, когда они крупнее или находятся в группе). Человек может также бояться высоты, крыс, крови, мышей, больных, хищников, быть укушенным или съеденным.
  3. Пищевые отвращения или пристрастия. Генетически люди могут ощущать предрасположенность к минерализованной, соленой, калорийной пище. Некоторые особи испытывают потребность в пробовании новой незнакомой еды. Многие люди предрасположены к употреблению семечек, снэков, жвачки.
  4. Терморегуляция.
  5. Бодрствование и сон.
  6. Брахиация (полет). При этом некоторых людей привлекает вид сверху, другие при опасности стараются забраться повыше, третьи занимаются деятельностью, связанной с воздухом (прыжки с парашютом, авиация).
  7. Испражнения.
  8. Коллекционирование (собирательства).
  9. Биологические часы и ритмы.

10. Экономия своей энергии (отдых).

  1. Инстинкт продолжения рода.
  2. Родительское поведение.
  3. Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.
  4. Территориальные инстинкты.
  5. Групповое поведение и прочие.

К третьей категории относят врожденные программы Эти инстинкты человека не связываются с видовой или индивидуальной адаптацией к действительности. Указанные программы обращены к будущему. Эти врожденные предрасположенности из описанных выше не выводятся, а существуют самостоятельно. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Инстинкт обучения.
  2. Игры.
  3. Имитация.
  4. Предпочтения в искусстве.
  5. Свободы (преодоления препятствий) и прочие.

Инстинкты являются важной структурой нашей личности, так как от их работы, прежде всего, зависит наша безопасность. Когда мы отдергиваем руку, хотим есть или изучаем что-то новое, мы живем, функционируем и развиваемся. Человек, рождаясь, живет инстинктами или рефлексами, которые заложены Богом в нас. Маленький ребенок еще не осознает, что он голоден, но при прикосновении к уголкам его рта малыш начинает рефлекторно искать мамину грудь для насыщения.

Именно благодаря инстинктам мы живем в младенчестве. Затем некоторые из них становятся доминирующими, являясь движущей силой в течение всей нашей жизни. Давайте разберемся, какие бывают инстинкты, и как они проявляются в нашей жизни.

Инстинкты и адаптивность человека

В жизни каждого человека роль инстинктов неоценима. Они очень значимы для нас, ведь иногда от них может зависеть жизнь. А вот от уровня адаптивности человека зависит его судьба. Это может быть врожденным или приобретенным умением приспособиться к любой жизненной ситуации, несмотря на условия, в которых индивидуум попал. Если говорить об адаптивности человека, то она может быть высокой, низкой и средней. К врождённым основам адаптивности можно отнести темперамент, природные инстинкты, внешность, задатки интеллекта, конструкцию тела, врожденные способности, эмоции и физическое состояние организма.

Существует такое понятие, как адаптированность. Оно обозначает уровни приспособления человека, его социальный статус, а также ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности своей жизнью и самим собой. Адаптивность любого человека гарантирует с самого детства особенности натуры и личностной его направленности. Именно инстинкты считаются первой и главной частью натуры человека, которая обеспечивает адаптивность.

Существует ли материнский и отцовский инстинкт?

Над понятием инстинкта ломали голову многие ученые, проводилась огромная научная работа. Структурировал виды этого дара природы известный ученый Гарбузов. Он определил основные инстинкты, но в них не входили понятия материнского и отцовского инстинкта. Такой результат его работы некоторыми критиковался, некоторыми поддерживался. Принято считать, что эти понятия считаются условными инстинктами, так как не у всех проявляются. Также заботу о своем потомстве можно трактовать как инстинкт самосохранения или продления рода.

Но приводя примеры инстинкта, нельзя не отметить проявление инстинктов у родителей. И с этим ничего не поделаешь, так заложено природой. Материнский инстинкт считается очень даже реальным и основан на исторической необходимости сохранить потомство и продолжить свой род. Все живые млекопитающие существа обладают материнским инстинктом, только вот иногда у людей он принимает неадекватные может быть как чрезмерная опека над уже взрослыми детьми, либо же неприемлемая халатность родителей. Если говорить про врожденные инстинкты, то материнский проявляется в девочках уже с самого детства. Более ярко оно проявляется у женщин, которые носят под своим сердцем малыша, и у тех, кто уже родил. Животный инстинкт материнства значительно отличается от человеческого, ведь он основан на том, что заложено Создателем у всех животных. А люди способны делать что-то не полагаясь только на инстинкты.

Немного другим явлением (и не всегда связанным с появлением малыша) считается отцовский инстинкт. Это считается более социально обусловленным явлением, которое связано с нормами современного общества, ориентирующимся на семейные ценности.

Типы инстинктов по Гарбузову, описание

Согласно концепции этого профессора, психоневролога и философа, выделяют семь основных инстинктов. К ним относятся: инстинкт продолжения рода, самосохранения, свободы, исследования, сохранения достоинства, альтруистический и доминирования.

Существует три диады, в которые группируются инстинкты. Например, диада "А" считается базовой, она обеспечивает физическое выживание особи и вида. Эта диада включает в себя два и продолжения рода. А вот диада "Б", состоящая из инстинкта исследования и свободы, обеспечивает первичную социализацию человека. Последняя, третья, диада "В", включающая в себя инстинкт доминирования и сохранения достоинства, обеспечивает самоутверждение и самосохранение человека в аспекте психосоциальном. Вместе взятые все три диады гарантируют адаптацию человека в реальной жизни.

Самосохранение как базовый инстинкт человека

Доминирующими у человека считается один или несколько инстинктов, остальные же выражаются намного слабее. Вспоминая примеры инстинкта, нельзя не вспомнить о самосохранении.

Любой ценой и при любых обстоятельствах люди просто до отчаяния хотят выжить. С помощью заданных природой настроек человеческого тела люди научились противостоять опасностям, которые их повсеместно подстерегают. Это выражается в том, что если горячо - человек отдергивает руку, если предоставили подозрительную пищу - отказ от неё, если человек не умеет плавать, то, естественно, он не зайдет глубоко в воду.

Животный инстинкт также можно назвать своего рода считается базовым потому, что при его отсутствии все другие инстинкты теряют свой смысл. И причина этому очевидна: первое, что нужно для любой особи, в том числе и человека - это заботиться о сохранении собственного существования, в противном случае он не сможет функционировать и просто быть полезным этому миру. Кстати, инстинкт самосохранения у детей развит с самого момента рождения.

Генофильный тип - что это?

При генофильном типе доминирует инстинкт продолжения рода. Если с самого детства ребенок растет в обществе, где интересы будут фиксированы только на семье, он будет спокойным только лишь тогда, когда вся семья вместе, у всех все в порядке со здоровьем и преобладает хорошее настроение. Для таких людей родной дом считается крепостью, а интересы каждого члена семьи - превыше всего. Очень часто люди такого типа готовы жертвовать собой ради своих детей и семьи. Инстинкт выживания в этом случае не срабатывает, потому что генофильный тип сосредоточен не на себе, а на своей семье. Можно наблюдать этот инстинкт на примере спасения людей из горящей комнаты. Человек с доминирующим инстинктом самосохранения вряд ли сам пойдет спасать людей во время пожара. Люди генофильного типа это сделают не задумываясь.

Инстинкт альтруизма

Этот инстинкт характерен для альтруистического типа. Люди, у которых доминирует этот инстинкт, с самого детства проявляют доброту и заботу о близких. У них происходит развитие инстинктов, но все они будут зависеть от функционирования этого, доминирующего. Этот инстинкт побуждает людей отдавать ближнему то, в чем нуждается сам человек. Эти люди более самоотверженны, чем другие, они посвящают жизнь интересам общества, защищают слабых, помогают больным и инвалидам. Люди с инстинктом альтруизма живут по слогану: Если говорить в общем, то это прекрасные примеры инстинкта, ведь такие люди борются за справедливость во всем мире и готовы помогать другим, чего бы это им ни стоило.

Исследователь - результат воспитания или генетики человека?

Исследовательский тип можно назвать еще любопытными. В этом типе доминирующим считается инстинкт исследования. С самого детства это «почемучки», у которых любознательность на высоком уровне, и они во всем проявляют стремление добраться до сути. Дети этого типа всегда должны получать глубокие и подтвержденные ответы на свои вопросы. Они много читают и любят экспериментировать. Зачастую это люди творческие, независимо от того, чем они увлекаются. Поэтому исследователь - это, скорее, результат задатков человека, чем воспитания.

Доминантный тип

В этом типе главным считается инстинкт доминирования, но ещё ему присущ и колоссальный инстинкт выживания. С самого детства у таких людей проявляются способности организовывать игры, они приучены ставить цели и добиваться их. Доминантный тип умеет разбираться в людях и вести их за собой. Эти люди чувствуют усиленные потребности в том, чтобы контролировать других. Очень часто из детей доминантного типа вырастают лидеры, руководители, политики, а также организаторы.

Инстинкт сохранения личностной свободы

Те, кто борется за сохранение личной свободы, являют собой примеры инстинкта свободы. С пеленок такие дети проявляют протест, когда их пеленают, а любой вид тоже вызывает неприятие, которое при этом растет вместе с малышом. Доминирующими качествами таких людей считается стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, предрасположенность к риску. Они не терпят рутины и бюрократии. Из-за того что у таких людей подавлен инстинкт продолжения рода и самосохранения, они очень часто уходят из своих семей. Они склонны хранить свою свободу, интересы и индивидуальность. Таких людей нельзя слишком ограничивать в действиях, они не любят быть в подчинении.

Дигнитофильный тип инстинктов человека

У этого типа преобладает инстинкт сохранения достоинства. С самых малых лет такие люди могут улавливать иронию или насмешку. Они совершенно не терпят любую форму унижения. Это такой тип людей, с которыми с самого детства можно договариваться, только это нужно делать убедительно и ласково. Для того чтобы сохранить такой человек способен даже поступиться самым ценным, что у него есть. Важно как можно раньше распознать это в ребенке, чтобы в процессе жизни не подавлять его личность. Для таких людей важна поддержка и признание. Тогда они себя ощущают нужными и востребованными.

Часто врожденные инстинкты человека еще называют основными инстинктами. В основе этих инстинктов лежит склонность человека совершать те или иные действия или же избегать тех или иных поступков.

Безусловно, что все врожденные инстинкты человека реализовываются не полностью, поскольку важную роль также отыгрывают социальные нормы.

Необходимо отметить, что по отношению к людям, точное определение инстинктов не относится. То есть сложные врожденные реакции, которые происходят в организме практически без изменений, в качестве ответа на раздражители внешней среды касаются только животных.

На сегодняшний день выделяют три группы врожденных инстинктов человека.

Итак, у первой группе относятся:

Предрасположенности, которые появляются врожденно. Эти инстинкты отвечают за желание человека сохранить свою жизнь.

В качестве признаков этих инстинктов выступают:

наличие неудовлетворенности приводит к тому, что человеческая особь имеет значительно пониженные шансы на выживание;

отсутствие необходимости в другом объекте для того, чтоб удовлетворить свои потребности.

Кроме того, к этой группе относят такие предрасположенности, как:

Инстинкт самосохранения. Этот инстинкт является врожденным, так как каждый человек с самого своего рождения стремиться избегать ситуаций, которые могли бы причинить вред ему или его здоровью.

Эволюционные фобии. Например, некоторые люди с самого рождения чувствуют страх перед теми или иными предметами, например боязнь змей, пауков, темноты.

Пристрастия или отвращения. На генетическом уровне человек может испытывать отвращение или пристрастие к той или иной пище. Например, для кого-то является острым и непреодолимым желанием попробовать что-то новое, ощутив новый вкус, для кого-то же имеет место быть желание употреблять в пищу соленую, наполненную минералами или калорийную пищу.

Регуляция температуры тела.

Желание бодрствовать и при ощущении усталости – спать для того, чтоб организм наполнялся силами и энергией для дальнейшего существования.

Желание увидеть или ощущать полет. Часто на генетическом уровне у многих людей возникает желание ощутить или посмотреть на полет. Так, для некоторых особей особенной популярностью пользуется вид сверху, другие люди, при первых признаках опасности пытаются спрятаться как можно выше, а некоторые люди настолько привязаны к брахиации, что связывают свою основную деятельность с воздухом и полетом. Например, занимаясь прыжками с парашютом или руководя самолетом.

Еще одним врожденным инстинктом первой категории является испражнения. То есть каждый человек нуждается в мочеиспускании и дефекации переработанных продуктов.

Еще одним врожденным инстинктом является страсть к собирательству или коллекционированию.

Биологические часы и ритмы. То есть взаимодействие с окружающим миром происходит в результате привыкания человека к факторам окружающей среды, которые имеют периодические изменении. То есть привыкание к колебаниями температуры, изменению сезонов и т.д.

Режим сна и отдыха. То есть каждая человеческая особь с рождения имеет потребность в отдыхе для восстановления своих сил.

На сегодняшний день, многие ученые выделяют вторую категорию врожденных человеческих инстинктов, которые получили название социальных.

Особенность этих инстинктов заключается в том, что процесс их формирования происходит, только если одна особь имеет взаимодействие с другой.

Эта группа выделяет такие предрасположенности:

Инстинкт продолжения своего рода. То есть каждый человек имеет врожденное желание продолжать свой род, создавая свое потомство.

Родительское поведение. Этот инстинкт проявляется, когда человек имеет детей, у него на подсознательном уровне возникает желание опекать и заботиться о своем потомстве.

Доминирование и подчинение. Этот инстинкт проявляется у одних людей желанием подчинять себе других людей (выраженные лидерские качества), а у других – подчиняться.

Умиротворение и агрессия.

Территориальные инстинкты. То есть четкое очерчивание своей территории.

Групповое поведение. Оно характеризуется желанием человека подчиняться мнению большинства, как единственно правильному.

Третья группа инстинктов состоит из врожденных программ идеальных потребностей. Особенность этой категории связана с тем, что она не имеет привязки к индивидуальному или видовому адаптированию к действительности. То есть эти инстинкты не могут быть выведенными, они могут существовать лишь самостоятельно и обобщенно.

К этим инстинктам относят:

  • инстинкт обучения;
  • существование игр;
  • наличие имитации;
  • наличие своих собственных предпочтений в искусстве.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Статья интересная, познавательная и актуальная. Как пишет автор во вступлении:

Термин «инстинкт», как и многие другие научные термины - например, «стресс» или «экология» - давно вошёл в широкое употребление, но его первоначальное значение претерпело существенные изменения. При этом в повседневности они настолько отличаются от принятых в научной среде, что порой для обозначения того или иного понятия учёным рекомендуют ввести новые термины. Аргументируют подобные предложения, например, тем, что искажённое значение термина «экология» укоренилось в массовом сознании, и проще предложить новый термин, чем изменить существующее положение дел. Однако следует отметить, что научные термины и определения оттачивались годами и даже веками, и правильное их понимание вкупе с уместным употреблением - залог формирования у людей адекватной картины мира и образа мышления.


Нельзя не согласиться, что важно задумываться, разбираться и отдавать себе отчет в том, что означают привычные термины. Однако, как мне кажется, вывод получился излишне категоричным.

Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека - существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.

[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом , учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]

Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД - врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку - но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.

«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности (Птрб), но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула (КС), ни фиксированного комплекса действий (ФКД).

Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?

И = Птрб + КС + ФКД.

Таким образом, у человека инстинктов в строгом понимании нет, и именно это делает наше поведение пластичным. Однако отсутствие жёстких врождённых программ не отменяет тот факт, что мы существа биосоциальные; и существуют чисто биологические факторы, которые определяют многие аспекты нашего поведения.


Дело в том, что вопрос о наличии инстинктов у высших животных - это вопрос терминологии, соглашения. Из этого же ряда вопросы о том, с какого уровня развития считать существо живым, считать ли живыми вирусы, с какого уровня развития у животных есть сознание и т.д. Во всех этих вопросах различия не качественные, а количественные.

В статье говорится, что у человека нет инстинктов, потому что нет врожденного и фиксированного комплекса действий.

А что значит фиксированного? Даже самый примитивный комплекс действий обладает некоторой гибкостью, условностью, вариативностью. Например, так называемая аппенентная стадия может быть очень разнообразной и включать в себя другие инстинктивные подпрограммы. Птенец может по-разному преодолевать препятствия при движении к матери. Если птенца, скажем, повернуть боком или вверх ногами и зафиксировать - он адаптируется к питанию в таком положении. Если по время кормления случится угроза нападения - кормление временно будет прервано, а зачем продолжено и т.д.

В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом формирования нейронных ансамблей мозга, которые в норме отвечают за данный врождённый акт. Поэтому самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными» и только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.


Конечно, у разных животных соотношение врожденного и приобретенного различные, но обе составляющие есть всегда.

Так что различие лишь в сложности программ поведения, поэтому четкой границы провести нельзя. А если смотреть на интеллект с точки зрения кибернетики как на инструмент достижения целей, то граница становится совсем размытой.