Задания с буквой г. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках

Жанна Гурылёва
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [г], [г’]. Буква г»

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Развивающие :

Развивать воображение;

Развивать слуховое внимание м память;

Развивать зрительное внимание и память;

Развивать мимическую моторику.

Образовательные :

Закрепить навыки четкого произношения звуков Г и Г " в слогах , словах, фразах;

Закрепить навык различения звуков Г и Г " на слух и произносительно;

Развивать мимическую моторику;

Развивать мелкую моторику;

Учить детей составлять предложения по схеме с заданным предлогом;

Закрепить использование в речи существительных в родительном падеже;

Закрепить использование в речи относительных прилагательных;

Познакомить детей с графическим изображением звука Г ;

Формировать навык звукового анализа и синтеза .

Воспитательные :

Воспитывать у детей интерес к занятиям ;

Воспитывать положительные личностные качества;

Воспитывать чувство коллективизма;

- обучать правилам поведения в различных видах деятельности.

Оздоровительные :

Обеспечивать двигательную активность во время занятия ;

Формировать правильное дыхание.

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Плоскостная фигура гнома Грамотея ;

Касса символов и обозначений, чудо-ромашка;

Картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть зв. Г и Г ";

Фишки, пуговицы, фасоль, рожки, монетки, мозаика, камешки;

Тетради, карандаши;

Индивидуальные зеркала;

Схема предложения;

Две куклы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятия по темам : 1) формирование фонематического восприятия;

2) формирование навыка фонематического анализа и синтеза;

3) относительные прилагательные;

4) существительные родительного падежа единственного числа;

5) предлог НА;

6) предложение.

Фонетико-фонематические игры, игры с буквами .

Ход ЗАНЯТИЯ

Орг. момент. Дети заходят в кабинет и встают около своих мест.

Л. Ребята, давайте с вами вспомним сказку про Белоснежку и семь гномов.

Я буду говорить вам про гномика, а вы должны будете изобразить его.

(Детям предлагается изобразить грустного гномика, хмурого, веселого,

злого, ленивого, работящего, серьезного).

Л. Какой первый звук в слове гном ?

(Дети называют звук . После этого дети садятся на свои места.)

Сообщение темы занятия .

Л. Сегодня мы вспомним нам уже знакомый звук Г , поиграем с ним и узнаем

еще кое - что новое о нем.

Работа с индивидуальными зеркалами, обозначение звука символами .

Характеристика звука . Работа с индивидуальными зеркалами.

Л. Ребята, нас услышал еще один гном – гном Грамотей и решил к нам

прийти. Но пришел он не с пустыми руками. Он принес свою сумочку с

обозначениями и символами, чтобы нам помочь. Давайте воспользуемся

помощью нашего гостя.

(Дети самостоятельно достают соответствующие теме занятия символы и

обозначения и прикрепляют их на панно.)

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук в ладоши » Детям предлагается прослушать ряд звуков ,

слогов, слов и хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук Г .

Проговаривание цепочек слов :

Гуси – гараж – гантели – графин – группа .

Л. Какой первый звук во всех этих словах ? Какое первое слово в ряду? Какое

последнее?

Добавление к целому слову первого звука Г .

Л. Какое слово получится?

Розы, Лина, рад, речка.

Динамическая пауза.

Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.

Гуси в волнах на реке - наклоны вперед – назад.

Мимо голуби летели - взмахи руками.

И на веточку присели - приседание.

Веточка качается - покачивание руками

Красиво получается.

Звук Г "

Л. Ребята, отгадайте загадку :

С Чебурашкой дружит он,

Добрый и зеленый.

Знают дети непременно

Крокодила по имени… (Гена)

Какой звук мы слышим в начале слова Гена?

Каким цветом нам нужно его обозначить?

(Дети выставляют на панно символ и обозначение звука Г " ).

Характеристика звука Г " .

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук в ладоши »

Повторение цепочек слов :

Гиря - гитара - герой - гигант - гений.

Л. Значение слов всем понятно?

Какой общий звук во всех этих словах ?

Проговаривание чистоговорки.

Ги – ги – ги – Машенька беги.

Ги – ги - ги – мы ели пироги.

Дифференциация [ Г ] - [ Г " ]

Выставляются две куклы. В руках у них синяя и зеленая сумочки.

Л. К нам в гости пришли две девочки Галя и Герда. Сегодня у них день

рождения. Давайте подарим им подарки. Нам в этом поможет наш гном

Грамотей . Посмотрите он принес нам чудо-ромашку. С ее помощью мы

быстро справимся с этой задачей. Гале мы будем дарить подарки в

названии которых есть звук Г , а Герде в названии которых есть звук Г "

Закрепление навыка речевого дыхания.

(Дети по очереди подходят к ромашке и дуют на нее. Выпавшие

картинки они должны подарить Герде и Гале соответственно.)

Знакомство с буквой Г

Л. Грамотей принес нам фотографию нашего звука Г

(Выставляется карточка с изображением буквы Г )

Л. На что похожа буква Г ?

Рисование буквы в воздухе ;

Изображение буквы рукой .

Печатание буквы в тетрадях .

Выкладывание буквы из различного материала.

Л. Ребята, сейчас нам снова поможет наша чудо-ромашка.

(На панно расположены буквы Г разных цветов . Дети с помощью

дыхательных упражнений сами выбирают материал из которого будут

выкладывать букву .)

Фонематический анализ слогов.

Работа в тетрадях.

Работа над предложением.

Детям предлагается посмотреть на схему предложения с предлогом НА.

Л. Что это? Как вы догадались, что это предложение? Сколько слов в

предложении? Подберите предложения к данной схеме.

(Дети придумывают предложения к схеме)

Л. А теперь замените первый звук в первых словах вашего предложения на

звук Г . Понятен ли вам смысл сказанного? (Нет) Это значит, что каждому

звуку при произнесении слов свое место.

Итог занятия .

Л. Проверка полученных знаний по звукобуквенным домикам .


4. Подумай, какие новые слова можно образовать от слова «гусь»:

Назови гуся по-другому. (Гусак.)

Назови гусиную семью. (Гусь, гусыня, гусята.)

Как идут гуси, если они передвигаются друг за другом? (Гуськом.)

Мясо гуся. (Гусятина.)

Посуда для приготовления гуся. (Гусятница.)

Перо гуся. (Гусиное.)

Это родственные слова. С каждым из них придумай предложение.


5. Скажи наоборот. Подбери противоположное по значению слово, начинающееся со звука «Г».

Тихий... (громкий) Редкий... (густой)

Сытый... (голодный) Чистый... (грязный)

Мелкий... (глубокий) Шершавый... (гладкий)

6. Посмотри, это буква Г (гэ), так она называется в алфавите. Но когда мы читаем эту букву, то произносим звук «Г» без добавления гласного.

7. Раскрась букву синим карандашом. Выучи про нее стихотворение:

Длинную папочку прямо поставим,

Сверху короткую справа приставим.

8. Прочитай слоги:

9. Рассмотри картинку и скажи, что на ней изображено. Нарисуй звуко-слоговую схему этого слова.


10. Прочитай слова и покажи соответствующие картинки.

11. Напиши эти слова нужными ручками. Между словами соблюдай расстояние в мизи­нец.


Задание 94. Звук «Гь»

1. Раскрась кружочек и ленточку зеленым карандашом. Расскажи, какой звук «Гь».

2. Вспомни по 2 слова со звуком «Гь» в начале и середине.

3. Прочитай слова, найди соответствующие картинки.

4. Нарисуй звуко-слоговые схемы слов и напиши эти слова.

5. Придумай предложения с этими словами.

6. Прочитай предложения, поставь в словах ударение. Назови слова со звуком «Гь».

7. Прочитай и спиши предложение:


Задание 95. Дифференциация «Г»-«Гь»

1. Расскажи, какой звук «Г» («Гь»).

2. Ответь, чем похожи и чем отличаются звуки «Г», «Гь».

3. Назови по 2 слова со звуками «Г», «Гь» в начале и середине.

4. Закончи и повтори предложения:

Гоша играл на гитаре, потому что...

Мама сварила суп из грибов, которые...

Гриша поставил гири, куда...

Бабушка испекла пироги с грибами, чтобы...

Гена принес флягу, где...

5. Составь слова из букв И, Г, И, Р, слогов МА, ГА, БУ. Придумай с этими словами пред­ложение.

6. Найди лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.

Гуси, галки, снегири, грачи.

Бегемот, тигр, гепард, гиена.

7. Прочитай рассказ. Назови слова со звуками «Г» и «Гь».


8. Прочитай слова парами и запиши их нужными ручками. Поставь ударение.

Задание 96. Дифференциация «К»-«Г», «Кь»-«Гь»

1. Сравни звуки «К»-«Г», «Кь»-«Гь». Скажи, чем они похожи, чем отличаются.

2. Назови по 2 слова со звуками «К»-«Кь», «Г»-«Гь» в начале и середине.

3. Скажи, какое слово лишнее и почему:

Носороги, бегемоты, волки, гиены.

Кукушка, галка, грач, голубь.

Кресло, гардероб, комод, кровать.

4. Прочитай слоги:

5. Прочитай слова парами и объясни их.

6. Впиши нужную букву, К или Г, и прочитай слова. Придумай с этими словами предло­жения.

7. Прочитай предложения:

8. Найди и обведи карандашом буквы К и Г, которые написаны правильно.

Как научить ребенка буквам?

Перед Вами очередные простые и интересные задания для дошкольников, которые помогут нашим малышам изучить все буквы русского алфавита.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой русского алфавита — это буква «Г». Итак, что нам нужно будет сделать:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Г». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Г” в синий цвет.
  • Написать маленькую букву “г” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “г”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинку. Узнать герой из какого всем известного мультфильма на ней изображен? На каком музыкальном инструменте играет кот Леопольд. Вставить букву “г” в слове ”гитара”.

Эти задания с буквами Вы можете скачать здесь:

  • Учимся писать букву «Г»:
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Г”.
  • Ищем пять букв «Г» среди других картинок. (Игра в буквы на внимательность).
  • Соединяем цифры от 1 до 9 на картинке. Вставляем букву ”г” в слове ”гусь”.

Видео

Развивающий мультик по теме

Уроки тётушки Совы про букву «Г»

Программные задачи :

  • Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
  • Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
  • Учить дифференцировать звуки [г]–[г"] в слогах, словах, предложениях.
  • Активизировать лексический словарный запас.
  • Вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Учить грамматическому оформлению предложения.
  • Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Правило речи. (Слайд 4).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).

С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?

Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.

Г – согласный, звонкий, твёрдый.

Г’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).

Логопед : Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).

Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10 )

3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).

Логопед : Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.

Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].

4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)

Логопед: Распутай слова.

РОДГО НАГЕНДИЙ
ТУКГАЛС ГАРАДУ
РИСТТАГИ РОДОГА
БИЛУГО ГУРУКЕН

5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)

Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.

6. Дифференциация[ г] – [г"] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)

Логопед : Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила.... (бегемот)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)

7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)

Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)

Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.

III. Итог занятия (Слайд 26 )

Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?

  • Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
  • Дайте характеристику звукам занятия.