Закон об обязанных крестьянах. Закон об обязанных крестьян

2 апреля 1842 г. подписан указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу и надел (но не в собствен­ность, а в пользование), за который был обязан выполнять по соглашению с помещиком повинности (барщину и оброк). Помещик не мог впоследствии увеличить размеры этих повинностей, а также не мог отнять, уменьшить или обменять надел крестьянина. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал.

В 1845 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли по обоюдному договору.

8 ноября 1847 г. принят указ о праве крестьян помещичьих имений, прода­вавшихся за долги с торгов, выкупиться на свободу с землей за ту цену, какая установится на торгах, при условии внесения всей суммы в течение 30 дней по­сле торгов. Выкупившиеся на волю крестьяне зачислялись в разряд государст­венных и несли вместе с ними все подати и повинности, за исключением обро­ка. Выкупленная земля предоставлялась в собственность общины, а не отдельному двору. Всего на основании этого указа выкупилось 964 д.м.п. кре­стьян (впоследствии фактически отменен).

В том же направлении осуществлялась инвентарная реформа 1847 г. - сначала на Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Производилось описание помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые впредь нельзя было изменять.

Наиболее последовательно была проведена реформа, касавшаяся госу­дарственных крестьян.

Реформа государственных крестьян.

В 1835 - 1837 гг. V отделение Собственной Его Императорского Вели­чества канцелярии проводит ревизию государственной деревни.

На основании результатов ревизии в 1837-1841 гг. по инициативе П.Д. Кисе­лева проводятся преобразования, направленные на изменение хозяйственного по­ложения и правового статуса государственных крестьян. Государственная дерев­ня изъята из ведения Министерства финансов и передана в учрежденное в 1837 г Министерство государственных имуществ. Для управления казенной деревней в губерниях создаются казенные палаты, в уездах -казенные округа. Вводилось крестьянское волостное и сельское самоуправление, подчиненное казенным ок­ругам и палатам. Проводилось перечисление феодальных повинностей с «ревиз­ских душ» на землю, с учетом ее доходности, а также и неземледельческих про­мыслов. Несколько упорядочивалось наделение крестьян землей, главным образом путем переселения малоземельных на новые земли. В западных губерни­ях ликвидировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам, а также барщинная форма отбывания повинностей на землю. Учреждены «вспомо­гательные ссуды» для мелкого кредита крестьян; предусматривалось учреждение в государственной деревне школ, больниц, ветеринарных пунктов и т.д.

Проводимые мероприятия не снижали социальной напряженности, а на­против, нередко сами становились причиной крестьянских волнений. На­пример, проведение инвентаризации вызвало многочисленные волнения в 1848 г. на Правобережной Украине. В 1841-1843 гг. в связи с проведением реформы в государственной деревне широкий размах приобрели волнения государственных крестьян. Если за I четверть XIX в. произошло 650 кресть­янских волнений, то за II - до 1090 (в среднем - 43 в год).

Финансовая реформа.

Еще один вопрос, доставшийся Николаю «в наследство» от Александра - финансовый. Постоянно увеличивающиеся военные расходы и затраты на

В 1826 г. были восстановлены питейные откупа. Доходы бюджета уве­личивались за счет повышения прямых и косвенных налогов, и введения новых. Например, были введены табачный налог в бандерольной форме и налог на свекловичный сахар. Изменялись и таможенные сборы.

Стремясь ограничить дефицит бюджета, Е.Ф. Канкрин настаивал на экономии и сокращении государственных расходов; в 1836 г. были даже об- разованы особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов, кото- рым и была составлена нормальная роспись. Однако остановить увеличение государственных расходов, особенно военных, было невозможно. Дефицит бюджета рос, а курс рубля снижался.

В 1839 - 1843 гг. была проведена денежная реформа. Вводится твер­дый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный зо­лотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено о начале обмена ассигнаций на государственные кредитные билеты из расче­та 1 кредитный рубль - 3 рубля 50 копеек ассигнациями. Всего было обме­няно около 600 млн. ассигнаций на 170 млн. кредитных рублей.

Однако, несмотря на все проведенные мероприятия, выйти из финансо­вого кризиса не удалось.

Так называемый «Указ об обязанных крестьянах» был подписан Николаем двенадцатого апреля 1842 года и являлся следствием обсуждения крестьянского вопроса в Секретном комитете в 1839 году. Данный документ был обязан исправить «вредное начало» указа о вольных хлебопашцах, который был принят ещё в 1803 году.

Итак, согласно рассматриваемому Указу от 1842 года по воле своего помещика крестьянин получал земельный надел и свободу. При этом, земельный участок переходил к нему не в собственность (как было оглашено в указе 1803 года), но лишь в пользование, за которое крестьянин обязывался выполнять определённую повинность (оброк или барщину), размеры которой не были регламентированы законом, но которые запрещались к изменению.

В поселения «обязанных крестьян» было введено «сельское самоуправление» по выбору. Но, при этом, сохранялась полицейская общая помещичья власть. В период с 1842 по 1858 годы в категорию «обязанных» перешло лишь 0,26% в 7 помещичьих имениях, ведь помещики и дальше отказывались предоставлять свободы крестьянам, а сами крестьяне не были согласны выплачивать помещику большие суммы выкупа, не дававшего фактически ничего (ни земли, ни воли).

Данный Указ об «обязанных крестьянах» вошёл в серию ста законодательных актов, которые были изданы в период правления Николая Первого и направлены на смягчение крепостного права. Кроме этого, с 1827 года было запрещено продавать «безземельных» крестьян или же землю без крестьян. Также нельзя было отдавать на заводы крепостных, а с 1828 года помещикам было запрещено ссылать крепостных крестьян в Сибирь. С 1833 года упразднялось право продажи помещиками крестьян поодиночке (так называемое «раздробление семейства») с публичного торга, а уже в 1843 году безземельные помещики не имели права приобретения крестьян.

В 1848 году крепостные крестьяне получают право приобретения на своё имя земельной территории (до этого момента все крестьяне приобретали земельные участки не на своё имя, а на имя своего помещика). При этом, данный закон был обставлен целым списком стеснительных для самих крестьян условий, которые не только не защищали приобретённую собственность, но часто и являлись причиной её возвращения помещику.

Подобные меры не смогли изменить в деревне сути крепостнических отношений – крестьяне выступали за волю, а помещики и дальше пользовались своими привилегиями и правами.

В статьях 440 и 457 Свода Зак. о состоян. (т. 9) установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкою им в собственность помещичьих земель за определенное, по взаимному условию, вознаграждение. Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы при заключении таковых условий, принадлежа щие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, Мы признали за благо, в пояснение Свода Зак. о состоян. (т. 9) ст. 442, пунк. 3, предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности. При составлении таковых договоров помещики могут постановлять с крестьянами дальнейшие условия, по взаимному с ними соглашению, на следующих, рассмотренных в Государственном Совете и Нами утвержденных главных правилах:

1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полицею, под руководством Уездных Предводителей Дворянства и под высшим наблюдением Губернского Правления.

3. Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян.

б. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них Полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжеб и споров.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, т. XVII, № 15462.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Закон об обязанных крестьян

УКАЗ «ОБ ОБЯЗАННЫХ КРЕСТЬЯНАХ» 1842 г. издан Николаем 12 апреля после обсуждения крестьянского вопроса в «Секретном комитете для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» (1839) и для исправления «вредного начала» указа о вольных хлебопашцах 1803 г.

По Указу 1842 г. крестьянин по воле помещика получал свободу и земельный надел, но не в собственность (как по указу 1803), а в пользование, за которое был обязан выполнять прежние повинности (барщину или оброк), размер которых закон не регламентировал, но запрещал устанавливать новые. В селениях «обязанных крестьян» вводилось выборное «сельское самоуправление», однако сохранялась общая (полицейская) власть помещика. В 1842- 1858 гг. в категорию «обязанных крестьян» перешло всего 0,26% крестьян в семи помещичьих имениях, так как помещики продолжали отказывать крестьянам в предоставлении свободы, а крестьяне не соглашались выплачивать огромные суммы выкупа, который фактически не давал ни воли, ни земли.

Указ входил в серию 100 законодательных актов, изданных при Николае I и направленных на смягчение крепостного права: в том числе, с 1827 г. запрещалось продавать крестьян без земли или землю без крестьян, а также отдавать крепостных крестьян на заводы; с 1828 г. ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; с 1833 г. запрещалось продавать крестьян с публичного торга поодиночке («с раздроблением семейства»); в 1843 г. безземельных помещиков лишили права приобретать крестьян; в 1848 г. крестьяне получили право покупать землю на свое имя (до этого они приобретали ее на имя помещика), но закон был обставлен рядом стеснительных для крестьян условий и не защищал приобретенную крестьянином собственность от попыток ее возврата помещиком.

Все эти меры не изменили сути крепостнических отношений в деревне - крестьяне продолжали выступать «за волю», а помещики в целом сохранили свои права.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 526.

Указ об обязанных крестьянах 1842 г

На протяжении всего девятнадцатого века самыми актуальными были вопросы об отмене крепостного права и о введении конституции. Каждый император видел все по-своему. Объединяло их то, что все они осознавали неотложность крестьянского вопроса. Одним из многочисленных проектов решения этого вопроса является принятый указ об обязанных крестьянах.

Закон об обязанных крестьянах

В историческом контексте

Восшествие Николая Первого на престол сопровождало крупное восстание декабристов. В ходе следствия их показания выявили, что участники этого движения наряду со множеством политических требований были в большей степени за отмену крепостного права . И при этом приводилось множество аргументов гражданского, экономического и духовного толка о необходимости как можно скорее освободить крестьянское сословие.

Такую задачу государственного плана поставил перед собой еще Александр I. Но в силу недовольства крупных землевладельцев, внешней активной политики и политических внутренних коллизий, люди получили личную свободу только в Прибалтике. В период правления Николая указ является одним из многих. Выносить данный вопрос на обсуждение всеми он не стал, действовал тайными комитетами. За тридцать лет таких комитетов было десять, а все их решения касались частных вопросов.

Комитеты по крестьянскому вопросу

Указ разрешал отпускать крестьян помещикам на свободу, подписав предварительно с ними договор. В нем указывался размер оброка, который должен крестьянин хозяину за пользование землей , количество дней барщины и количество земли, передаваемой крестьянам. Правительство утверждало соглашение, впоследствии оно не изменялось. Помещик никак не мог потребовать большую сумму у крестьянина за аренду. Указ оставлял право дворянству суда и все функции полиции. Как и раньше, власть в деревнях принадлежала феодалу.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое обязанные крестьяне, определение можно дать такое: это формально свободные люди, обязанные выполнять установленную помещиком барщину за пользование землей.

Последствия указа

Несмотря на все ожидания, указ об обязанных крестьянах имел незначительные последствия. Помещики получали повинности за оставленные за собой земли, сохраняли власть в деревнях, но увеличить повинности они не могли, как и уменьшить наделы крестьян. Поэтому многие из них не пользовались своим правом перевода крепостных крестьян в статус обязанных . Жизнь таких крестьян не менялась существенно, а произвола дворянства стало меньше, значит для развития было больше шансов.

Указ оказал маленькое влияние на существование крепостного права, об этом говорит малое количество освобожденным по нему. Николай прекрасно понимал, что проблема существовала, но трогать ее следовала аккуратно.

Решение проблемы крепостного права

Принятие указа было небольшой уступкой насущным задачам развития государства и общественному влиянию. Проигранная Крымская война показала всю необходимость реформ. Революционная ситуация, которая складывалась, существенно повлияла на высшие сословия , которые согласились наконец с правительством в том, что крестьян следует сделать свободными. Основа реформы заключалась в освобождении крестьянского сословия с землей за денежный выкуп. Размеры выкупа и наделы отличались в зависимости от регионов.

Александру II принадлежит особая заслуга: он сумел довести дело до конца, несмотря на критику левых и правых сил. Кроме отмены крепостного права, он ввел и другие очень важные реформы, которые способствовали развитию капиталистических отношений. Он вошел в историю, как oсвободитель.

obrazovanie.guru

ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982 .

Смотреть что такое «ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ» в других словарях:

Обязанные крестьяне - бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 (14) апреля 1842 года. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября 1839 года для определения условий освобождения … Википедия

ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - крепостные в России, получившие согласно указу 1842 по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 ок. 24 тыс. душ мужского пола … Большой Энциклопедический словарь

ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - ОБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, бывшие крепостные, получившие согласно указу 1842 по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за повинности. К 1855 около 24 тыс. душ мужского пола.

Были самыми актуальными. Каждый император имел свое видение по ним, но всех их объединяло осознание того, что крестьянский вопрос является самым неотложным. Указ об обязанных крестьянах - один из многих проектов его решения.

В историческом контексте

Восшествие на престол Николая Первого было ознаменовано восстанием декабристов. Их показания в ходе следствия выявили, что наряду со многими политическими требованиями участники движения более всего ратовали за отмену крепостного права. При этом были приведены весомые аргументы и экономического, и гражданского, и духовного толка о причинах необходимости сделать крестьян свободными как можно скорее. Строго говоря, такую государственную задачу поставил перед собой еще Но в силу внутренних политических коллизий, активной внешней политики и недовольства со стороны крупных землевладельцев личную свободу получили крестьяне только в Прибалтике. Указ об обязанных крестьянах является одним из многих в период правления Николая. Выносить вопрос на всеобщее обсуждение он не стал, а действовал методом тайных комитетов. За 30 лет их было десять, но все их решения касались частных вопросов.

Комитеты по крестьянскому вопросу

Николай Первый проводил консервативную политику, но, как известно, даже консерваторы идут по пути реформ, когда это необходимо для сохранения существующего строя. Первый крестьянский секретный комитет был создан уже в 1826 году, в него входили такие известные деятели Александровской эпохи как и В. П. Кочубей. 6 лет его работы стали теоретической основой для дальнейших комитетов, но ничего не изменили в ситуации с крепостным правом. Следующий комитет к 1835 году разработал проект отмены крепостной системы, по сути, с полным обезземеливанием крестьянства. На это государство пойти не могло, так как крестьянство оставалось основным налогоплательщиком. Результатом деятельности следующего комитета стал указ об обязанных крестьянах (1842 г.). Последующие секретные учреждения рассматривали частные вопросы о дворовых, о возможности крепостными приобретать землю и другие.

Особенности указа

Во-первых, сразу нужно отметить, что указ об обязанных крестьянах предусматривал не обязательное его выполнение, а рекомендательное. То есть он давал возможность, а как действовать помещикам - это на их усмотрение. В результате из десяти миллионов крепостных перевелись в обязанные, но свободные от двадцати пяти до двадцати семи тысяч человек. Это называется в житейском обиходе "капля в море". Во-вторых, указ об обязанных крестьянах пытался учесть интересы всех сторон. Крестьяне получали гражданскую свободу, государство получало нормальных налогоплательщиков, а помещики оставались собственниками земли. В-третьих, данное постановление в определенной степени выступало против известного указа "о который наделял освободившихся крестьян землей за выкуп. Земля должна была зафиксироваться строго как собственность помещиков.

Указ об обязанных крестьянах разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу, подписав с ними предварительно договор. В нем указывалось количество земли, которое передается в пользование крестьянину, а также количество дней барщины и размер оброка, которые должен бывший крепостной хозяину земли, то есть помещику, за пользование. Это соглашение утверждалось правительством и не изменялось впоследствии. Таким образом, помещик не мог требовать от крестьян больше за В то же время, указ об обязанных крестьянах оставлял за дворянами право вотчинного суда и все полицейские функции. Последнее означало, что власть в деревнях, так же, как и раньше, принадлежит феодалу.

Последствия указа

Несмотря на ожидания правительства, издание указа об обязанных крестьянах имело очень незначительные последствия. Хотя помещики и оставляли за собой землю, и получали повинности за нее, и сохранили власть в деревне, но у них не было теперь возможности увеличить повинности или уменьшить крестьянские наделы. Поэтому большинство из них не спешили воспользоваться правом перевода крепостных в статус обязанных. Жизнь обязанных крестьян существенно не изменилась, но дворянского произвола стало меньше, значит, больше шансов для развития. Малое количество освобожденных по этому указу говорит о его минимальном влиянии на существование крепостного права. Строго говоря, Николай понимал, что данная проблема существует, но считал, что трогать ее очень опасно и действовать нужно аккуратно.

Решение проблемы крепостного права

Принятие указа об обязанных крестьянах было незначительной уступкой общественному влиянию и насущным задачам развития России. Крымская война, которую Россия проиграла, показала необходимость реформ. Складывающаяся повлияла на высшие сословия, которые со скрипом, но наконец-то согласились с правительством в том, что крестьян нужно сделать свободными. При этом основа реформы заключалась в освобождении крестьян обязательно с землей, но за денежный выкуп. Размеры наделов и сумм выкупа варьировались в зависимости от регионов России, не всегда крестьяне получали достаточно земли, но все же шаг вперед был сделан. Особая заслуга в этом принадлежит Александру Второму, который сумел довести начатое дело до конца в обстановке всеобщей критики как со стороны левых, так и правых сил. Кроме отмены крепостного права им были проведены другие важные реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений. В историю он вошел как "Освободитель".

В 1835 г. был образован новый секретный комитет, в котором руководящая роль принадлежала М. М. Сперанскому и генералу П. Д. Киселёву. Комитет выработал план постепенной ликвидации крепостного права при сохранении экономических и политических привилегий дворян. При этом ближайшей задачей выдвигалась одновременная реформа управления крепостной и казённой деревней: комитет считал необходимым, с одной стороны, изменить хозяйственное и правовое положение государственных крестьян, с другой - точно определить наделы и повинности помещичьих крестьян, сблизив их положение с положением крестьян государственных. Для осуществления этого плана было образовано особое V отделение императорской канцелярии, во главе которого стал Киселёв. В течение 1837-1841 гг. была создана сложная система управления государственными крестьянами, подчинёнными новому министерству государственных имуществ во главе с тем же Киселёвым. С помощью громоздкого и широко разветвлённого аппарата чиновников министерство стремилось реализовать программу «попечительства» над крестьянами: увеличить наделы малоземельных селений, организовать планомерное переселение, сделать равномернее оброчное обложение, поднять агротехнику, завести больницы, школы и пр.

В то же время Киселёв сделал попытку ввести так называемые «инвентари» в помещичьих имениях. С этой целью был образован новый секретный комитет 1839 г., которому предстояло обсудить проект о добровольных соглашениях помещиков с крестьянами; в основу этих договоров были положены точное определение крестьянских наделов и повинностей, предоставление крестьянам личной свободы и большее подчинение их государственной власти. В реформе государственной деревни и в проекте 1839 г. Киселёв исходил из мысли, что вся земля должна остаться неотъемлемой собственностью помещиков и казны. Тем не менее попытка вмешательства в хозяйственные и административные права дворянства встретила резкий отпор со стороны крепостников. Правительство быстро пошло на уступки и ограничилось изданием указа 2 апреля 1842 г. об «обязанных крестьянах». Закон предоставлял право помещикам, «которые сами сего пожелают», заключать со своими крестьянами договоры, с тем «чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю», а «крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности». За помещиком сохранялось право вотчинной полиции и суда. Таким образом, при добровольном согласии помещика крестьяне могли получить личные права и сделаться наследственными держателями помещичьей земли.

Правительство надеялось, что дворяне добровольно от­зовутся на издание указа и сами приступят к заключению договоров. Но этого не случилось: за всё царствование Николая I из 10 млн. душ крепостных стало «обязанными крестьянами» только 24 тыс. душ.

Реформа управления государственной деревней тоже не достигла успеха. Очень скоро крестьяне больно почувствовали на себе последствия реформы: крестьянская жизнь оказалась опутанной назойливой и мелочной опекой; сельские и волостные органы превратились в покорное орудие дворянской бюрократии; крестьянские выборные не уступали чиновникам в насилиях и вымогательствах. Среди крестьян стало укрепляться мнение, что выборные и писаря вместе с попами и чиновниками продали их «в удел» помещику Киселёву. Реформа 1837-1841 гг. не утолила земельного голода в деревне-несмотря на принятые меры, земельные наделы государственных крестьян были недостаточными, а иногда крайне ничтожными.

В 1841-1845 гг. движение массового протеста охватило несколько губерний: целыми волостями государственные крестьяне отказывались подчиняться новому порядку. Особенно бурные формы приобрело движение на Урале: в 1843 г. в Челябинском и Шадринском уездах созывались многотысячные сходки, крестьяне смещали и избивали выборных и священников, осаждали деревенские церкви, куда спасалась местная администрация, вступали в бой с воинскими отрядами.

Однако некоторые стороны реформы Киселёва содействовали разложению крепостнической системы: помещичьи захваты казённых земель были приостановлены, барщина в арендных имениях уничтожена, предпринимательство зажиточных крестьян получило опору в содействии агрономов и организации мелкого кредита. Как ни тяжела была жизнь государственной деревни, помещичьи крепостные готовы были променять на неё своё опостылевшее рабство.

Попытки правительства вернуться к крестьянскому вопросу повторялись и в последующие годы, но всякий раз организованное сопротивление крепостников заставляло Николая I отказываться даже от робких и половинчатых проектов. Только в губерниях Правобережной Украины, населённых польскими помещиками, из политических целей были введены инвентарные нормы крестьянских наделов и повинностей.