Жанровое своеобразие вновь я посетил. Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» А.С

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Стихотворение «Вновь я посетил» (1835 г.) написано в поздний период творчества Пушкина. Оно связано с последним приездом поэта в Михайловское, которое сыграло в ее судьбе большую роль. В произведении Пушкин подводит философский итог своей жизни. Оно вспоминает прошлое, анализирует настоящее и обращается к будущему поколению.

Посещение Михайловского наводит поэта на грустные размышления. С этим селом у него связано множество как счастливых, так и печальных воспоминаний. В нем он провел два года ссылки, которые озарялись разговорами с няней и приездом близких друзей. Михайловское всегда становилось для Пушкина новым источником вдохновения, где он черпал идеи для своих произведений. В жизни многое изменилось. Эти изменения сказались и на самом поэте, но родное село вновь возвращает его в прошлое. Знакомые черты природы и всей деревенской обстановки создают впечатление, что автор покидал Михайловское ненадолго. Его чувство ностальгии обостряется тем, что уже нет в живых близкого друга – Арины Родионовны.

Созерцание Пушкиным родного пейзажа также проникнуто печалью. Если раньше он описывал его невероятную красоту и первозданность, то теперь замечает элементы упадка («убогий невод», «скривилась мельница»).

В центральной строфе возникает образ трех сосен, которые на первый взгляд не подверглись изменениям. Но при внимательном осмотре Пушкин видит, что вокруг двух близко стоящих деревьев «младая роща разрослась». Это символизирует счастливую семью, существование которой устремлено в будущее и не омрачается с течением лет. В одиноко растущем третьем дереве, вокруг которого так же пусто, Пушкин, несомненно, видит самого себя. Это странно, так как в 1835 г. поэт стал отцом уже в третий раз. Вероятно, свое одиночество он связывал не с семейной, а с общественной жизнью. Его творчество стало причиной появления множества недоброжелателей. Постоянные придирки цензуры также больно били по самолюбию автора. Пушкин боялся, что не оставит последователей, которые бы продолжили развитие его основных идей и убеждений.

В финале поэт обращается к будущему, но не напрямую к своему потомку, а к молодой зеленой поросли. Пушкин надеется, что когда-нибудь она также станет источником вдохновения для его внука и напомнит ему о своем деде.

В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин размышляет над своей жизнью в неизбежном потоке времени. Учитывая, что жить поэту оставалось меньше двух лет, произведение можно рассматривать в качестве духовного завещания потомкам и последователям.

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема - лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры - “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко“ , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” .

Эпитеты “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” .

Сравнения - “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…” .

Метонимия “…уголок земли” .

Аллитерация “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.

Тема

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных” – Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет” . В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр

Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор : “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко” , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” , “Зеленая семья” , “угрюмый их товарищ” , “могучий поздний возраст” .

Также в тексте присутствуют и метонимия : “уголок земли” , и эпитеты : “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” , и олицетворения : “Скривилась мельница, насилу крылья “ , “…в гору подымается дорога, изрытая дождями” , “…кусты теснятся” , и сравнения : “Кусты теснятся под сенью их как дети” , “старый холостяк…” .

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация . Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

Элегия «...Вновь я посетил...» была написана Пушкиным через 10 лет после завершения михайловской ссылки; тема воспоминания, как то и положено в элегии, организует лирический сюжет стихотворения. Она возникает в самом начале («Уж десять лет ушло с тех пор.../Минувшее меня объемлет живо...»), подхватывается в середине («Вот холм лесистый, над которым часто/ Я сиживал недвижим - и глядел/ На озеро, воспоминая с грустью/ Иные берега, иные волны...»), вспыхивает в финале («...Ho пусть мой внук/ Услышит ваш приветный шум, когда/ .../ И обо мне вспомянет».).

Ho что это за воспоминание? И главное, с каким измерением времени оно связано?

Обычно воспоминания возвращают нас в прошлое. Мы забываем о настоящем, не думаем о будущем, и только прошедшее для нас в эту минуту актуально, имеет жизненно важное значение. He случайно романтическая элегия так часто строится на мотиве памяти. Помните строки Батюшкова: «О память сердца, ты сильней/ Разлуки памяти печальной...»? Уход в прошлое позволяет романтику хотя бы ненадолго преодолеть неразрешимый конфликт с современностью, избавиться от страдания, которое, впрочем, в итоге лишь усилится, потому что сладость прошедшего обманчива, а горечь реальности неизбывна.

Казалось бы, все эти смысловые «ходы» романтической элегии в стихотворении Пушкина воспроизведены.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Интонация, стихотворный ритм (пятистопный ямб), белый, то есть безрифменный стих, темп речи, размеренный, чуть замедленный даже, указывают на эмоциональное состояние лирического героя. Мысленное возвращение в прошлое доставляет ему сладость; в настоящем не все безмятежно - «...покорный общему закону,/ Переменился я...». Ho на этой черте он останавливается; следующий смысловой шаг, который непременно сделал бы поэт-романтик, так и остается нереализованным, переход от легкой грусти к глубокой печали не совершается.

Более того, заводя речь о минувшем, поэт использует слово живо: «Минувшее меня объемлет живо». То есть вольно или невольно превращает прошлое - в настоящее; вспоминая о том, что было десять лет назад, он не вырывается из тесных пределов современности, а, напротив, оживляет прошедшее, внутри дня сегодняшнего. Именно поэтому из строки в строку, из периода в период он подчеркивает свое присутствие здесь и сейчас: «Вот опальный домик...», «Вот холм лесистый...», «...три сосны/.../ По той дороге/ Теперь поехал я и пред собою/ Увидел их опять...»

В пространстве пушкинского стихотворения происходят удивительные вещи: тут не просто одно время (теперешнее) меняется на другое время (давнее), а оба измерения единого времени одномоментно присутствуют в сознании лирического героя и в ощущении читателя. Этого Пушкину мало; еще раз повнимательней прочитайте следующие строки:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

Лирический герой сейчас впоминает о том, как он в прошлом элегически вспоминал еще более давнее прошлое. Вместе с ним мы раздвигаем границы минувшего; время отражается во времени, как небо отражается в глади синеющего озера.

Ho и это еще не все. Сначала лирический герой мысленно покидает прошлое и давно прошедшее, ненадолго полностью сосредоточивается на настоящем времени:

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко...

Затем, описывая молодую сосновую рощу, переходит к будущему. Мысленно перенесясь в будущее, оглядываясь оттуда назад, глазами своего далекого потомка смотрит на себя сегодняшнего, на свое собственное настоящее, которое в этот миг становится для него прошлым:

Ho пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Только что лирический герой раздумчиво (но не печально!) вспоминал себя самого, грустно вспоминавшего о еще более далеком прошлом; теперь он представляет, как его внук весело будет вспоминать о нем нынешнем.

Что все это значит? Это значит, что в границах стихотворения «...Вновь я посетил...» время протекает сразу во всех измерениях, оно способно охватывать всю протяженность человеческой жизни и даже выходить за ее пределы: ведь лирический герой способен переживать даже те времена, когда его на земле уже не будет («...И обо мне вспомянет».).

Образ нескончаемого времени, непрерывающегося течения жизни символически олицетворен в пейзаже, который детально прописывает поэт. Лесистый холм, озеро, отлогие берега, по которым рассеяны деревни, - все это было и в те годы, когда поэт провел здесь «изгнанником два года незаметных», есть сейчас, будет и потом, во времена его внуков и правнуков. Корни трех сосен названы «устарелыми», деревья словно готовятся к неизбежной старости и уходу в прошлое, но уже возле двух из них разрастается зеленая молодая роща - олицетворение будущего. Поэт, попрощавшийся со своей покойной няней («Уже старушки нет - уж за стеною/ He слышу я шагов ее тяжелых,/ Ни кропотливого ее дозора»), теперь приветственно обращается к «зеленой семье» молодых деревьев:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я

Часто эти строки цитируют в отрыве от контекста, так что получается, будто слова «Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!..» адресованы не соснам, а непосредственно грядущему поколению, внукам и правнукам. В переносном смысле так оно и есть; молодая сосновая поросль символизирует следующую генерацию. Ho для Пушкина очень важен сам момент сопоставления, соотнесения человеческой жизни с жизнью природы, которая подчиняется бесконечным циклам смерти и возрождения. Поэтому он обращается к соснам так, как обычно обращаются к людям, а смену человеческих поколений описывает так, как обычно описывают смену времен года. За прошлым настоящее, за настоящим будущее, а будущее превращает настоящее в прошлое и само становится настоящим.

Как же этот образ нескончаемого времени сказывается на построении стихотворения, на его лирической композиции?

Первая же строка задает композиционный принцип стихотворения. Она является полустишием, начинается с ритмической середины, зрительно это подчеркнуто отступом и отточием. Отступ и отточие указывают на то, что внутренний монолог лирического героя начался давно, мы лишь включились в него.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел...

В романтической традиции отточие в начале стихотворения было формальным признаком жанра отрывка, а сам жанр отрывка связывался с идеей невыразимости поэтической мысли. Так ли обстоит дело у Пушкина? С какой идеей связан этот композиционный прием в его стихотворении?

Мы поймем это, если обратим внимание на другие полустишия, - а они часто встречаются в стихотворении «...Вновь я посетил...». Вот лирический герой переходит от воспоминаний о минувшем к описанию нынешней реальности, и Пушкин разбивает «переходную» строку на два полустишия:

Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.

Здесь полустишие графически изображает мысленное возвращение героя из прошлого в настоящее. То есть границу времени. В следующий раз оно будет графически изображать границу пространства: взгляд героя перемещается, картинка реальности фокусируется, приближается к нам.

Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят...

Через несколько строк поэт вновь прибегает к помощи полустишия, чтобы переключить сразу оба регистра: и пространства, и времени. Он смещает свое и наше внимание с печального образа одинокого «товарища» сосен на образ юной рощи. И переходит из настоящего в будущее:

...Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст...

Так что череда полустиший не связана здесь с идеей невыразимости поэтической мысли, с жанром отрывка. Скорее наоборот, с мыслью о бесконечности времени, с ощущением неостановимого потока жизни. Недаром последнее полустишие в этом стихотворении встречает нас непосредственно на выходе; мощный разбег последней строки внезапно остановлен на высшей эмоциональной точке:

...С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Это излюбленный пушкинский прием. Он часто обрывал стихи на полустишии, создавая ощущение: дальше говорит уже не поэт, дальше говорит сама жизнь. Вспомните, например, финалы стихотворений «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Была пора: наш праздник молодой...». Ho в элегии «...Вновь я посетил...» все еще интереснее, все еще сложнее, все еще красивее - особой красотой композиционной завершенности. Ведь она начинается вторым полустишием, открывается с середины строки, а завершается первым, на середине строки останавливаясь. Конец и начало как будто вкладываются друг в друга, как в пазы, и образуют графическое и смысловое целое. Так прошлое, настоящее и будущее проникают друг в друга и образуют целое:

...Вновь я посетил...
...И обо мне вспомянет.

Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, - все сужало круг жизненного пространства поэта. Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, передохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем:

…Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнанником» точно характеризует положение ссыльного поэта:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Слово «ушло» - о невозвратимости этих лет. Повторение слов «переменилось», «переменился я» с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.

Прошлое с такой ощутимой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все происходило вчера.

Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение «тяжелых» - это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения.

Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Поэтичны строки:

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно, синея, стелется широко…

Здесь и инверсии («нив зеленых», «пажитей зеленых»), и аллитерация: «синея стелется широко».

Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: «убогий невод рыбака», «скривившаяся от времени мельница», да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.

Особенно дороги поэту три сосны «на границе Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:

…около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны – «по-прежнему все пусто».

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо» них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.

По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, что подчеркнуто начальным отточием, написано белым стихом. Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простое, способствует перенесению центра тяжести на смысловую роль ритма, подчеркивает выразительность каждого слова. Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.

1 – вступительная часть – приезд в Михайловское и оживленное воспоминание. Начало – словно продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с читателем-другом.

2 – центральная часть (от слов: «И, кажется, вечор еще бродил»). Благодарная память о няне и нежная признательность за ее заботу. Затем, пейзаж Михайловского – вид с лесистого холма. Точное, будничное описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.

Стихотворение, в котором нарисован прекрасный в своей простоте пейзаж Михайловского, звучит гимном всепобеждающей жизни, проникнуто верой в разумность всего существующего. Написанный в тяжелейшую полосу жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к будущим поколениям.

Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить все оттенки эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и непосредственно нас касающееся:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, в своем произведении "вновь я посетил", он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни.

Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, Пушкин не знал, что делать со своей жизнью дальше, не знал, чем будет заниматься. Побыв на природе, Пушкин находит выход и все же определяется с выбором. Это касалось и его творчества - своими яркими и не скрывающими правды стихотворениями, он будоражил общество, что не нравилось власти.

Это стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения описывает его прошлую жизнь, тоску по ней и ностальгию. Во второй же части читатель может увидеть, что поэт хочет навсегда остаться на малой Родине. Третья часть отличается от всех других - в ней Пушкин обращается к молодому поколению, думая, что именно им удастся стать лучше, добрее, но ему жаль, что с представителями такого поколения ему не удастся познакомиться.

Считается, что последняя часть стала пророческой - через некоторое время Пушкина убивают на дуэли. Поэтому принято считать, что стихотворение показывает не только подведение каких-то итогов писателя, но и прощанием с любимыми и родными местами, ведь он больше не сможет посетить эти прекрасные сады. Также можно заметить, что Пушкин все же не упускает надежды на то, что он все еще сможет исправить - исправить само общество.

Стихотворение показывает, что даже в самые трудные жизненные моменты Александр Сергеевич находит в себе силы и борется до конца. Силы он пытается брать из своего родного села, в котором ему, к сожалению, не суждено остаться, вопреки сильному желанию провести остатки своей жизни там.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском.

Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания. Он признаётся, что с последнего приезда сам очень изменился, но стоило ему попасть сюда, кажется, что он прежний, как будто не уезжал. Ощущения поэта переданы в этих строках.

Поэт вспоминает, как десять лет назад провёл в этом «родном уголке» два года, хотя время пролетело незаметно. Тут была ещё и мама Пушкина, и его няня с её заботой, но уже старческой поступью. Старушки няни тоже уже нет на свете. «Опальный» дом, который дал приют изгнанному Пушкину, ещё, к счастью, цел. С уважением думает поэт о владениях деда. Александр Сергеевич возвращается к корням, отдаёт долг предкам.

Много внимания поэт уделяет в стихотворении родной природе . Гора, дорога «изрытая» дождями – всё образно. Вспоминает, как смотрел часами с холма на озеро. И там он, видимо, не наслаждался привычным пейзажем, а вспоминал «иные берега». Да, человеку свойственно не радоваться тому, что дано в этот момент, а мысленно переноситься куда-то.

Вот и в тот момент поэт переносится в прошлое – вспоминает, как проезжал мимо трёх сосен, слушая шелест их листвы. Кроме того, эти деревья одушевлены поэтом, они приветствуют его. Интересные сосны-образы: две рядышком, а одна поодаль. Прошли годы, и поэт с улыбкой наблюдает, как под сенью двух постаревших сосен растут молодые деревца – целый лесок. Раньше здесь всё было пусто, а теперь можно сравнить молодой лес с семьёй. Автор радостно знакомится с этим молодым племенем.

Здесь ему приходит значимая мысль о том, что, вырастя, эти деревья станут для его внука тем, чем были для Пушкина эти три сосны. Деревья будут радостно приветствовать потомка Александра Сергеевича. Это рассуждение о жизни и смерти, о смене поколений – основное в стихотворении. Конечно, Пушкину, как и всем, хочется, чтобы внук вспомнил о нём добрым словом. Кстати, а вот одинокая сосна так и осталась одинокой, точней это «угрюмый холостяк» - мужского рода.

Пушкин восхищается золотом нив, зеленью полей, синевой воды… С грустью смотрит на бедные деревни, на кривую мельницу. Видя старого рыбака с «убогим» неводом, Пушкин, возможно, сочиняет сказку о рыбаке.

Стихотворение проникнуто грустью, нежностью, любовью к малой родине, философскими рассуждениями о смерти и жизни.

9 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Вновь я посетил по плану

  • Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс

    В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями