Значение и смысл понятия социальная роль. Социальная роль не является жесткой моделью поведения

В социологии понятие социальной роли фигурирует с конца 19 века, хотя официально этот термин появился только в конце 20 столетия в рамках теории Р. Линтона.

Данная наука рассматривает общество или другую организованную группу в виде совокупности индивидов с определенным статусом и моделью поведения. Что же подразумевают под понятиями социальные статусы и роли, а также какое значение они имеют для человека, мы расскажем далее и приведем примеры.

Определение

Для социологии термин «социальная роль» означает модель ожидаемого от человека поведения, которое соответствовало бы установленным обществом правам и нормативным обязанностям. То есть это понятие рассматривает связь между функцией личности и ее позицией в социуме либо межличностных отношениях.

Также можно сказать, что социальная роль – это определенный алгоритм действий, предписываемых человеку обществом, которому он должен следовать, чтобы осуществлять в социуме полезную деятельность. Модель поведения или предписанный алгоритм действий человек при этом примеряет на себя либо добровольно, либо принудительно.

Впервые такое определение появилось в 1936 году, когда Ральф Линтон предложил свою концепцию того, как происходит взаимодействие индивида с социумом в условиях ограниченного алгоритма действий, продиктованных конкретным сообществом. Так появилась теория социальных ролей. Она позволяет понять, каким образом человек может себя идентифицировать в определенных социальных рамках и как такие условия могут повлиять на становление его как личности.

Обычно данное понятие рассматривается как один из динамических аспектов статуса индивида. Выступая в роли члена общества или группы и принимая на себя ответственность за выполнение определенных функций, человек должен следовать правилам, установленным этой самой группой. Этого от него ждут остальные участники сообщества.

Если рассматривать понятие социальной роли на примере организации, то можно понять, что управляющий предприятием, обучающий персонал, и получающие знания лица – это действующее организованное сообщество, нормы и правила в котором прописаны для каждого участника. В учебном заведении директор отдает приказы, которым должны подчиняться учителя.

В свою очередь педагоги имеют право требовать от учеников выполнения правил, предписанных для их социального статуса нормативами организации (делать уроки, проявлять уважение к преподавателям, соблюдать тишину во время уроков и т.д.) В то же время для социальной роли ученика допустима определенная свобода, связанная с проявлением его личностных качеств.

Для каждого участника ролевых отношений известны предписанные нормативные требования и индивидуальные оттенки полученного им статуса. Поэтому модель поведения человека в конкретном социальном круге является ожидаемой для остальных членов этой группы. Это значит, что другие участники сообщества в значительной степени могут предсказывать характер действий каждого из его членов.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Процесс выбора и становления роли

Роль человека в социальном окружении не возникает спонтанно. Процесс ее становления проходит несколько этапов, завершаясь личности в обществе.

Сначала человек обучается базовым навыкам – практикуясь, применяет полученные в детстве теоретические знания. Также к начальному этапу относится развитие мыслительных способностей, которые будут совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

На следующем этапе развития социальную личность ожидает воспитание. В течение практически всей жизни индивидуум получает новые навыки и знания от воспитателей, учителей, педагогов и, конечно же, родителей. По мере взросления новую информацию индивид будет получать от своего окружения, из средств массовой информации и других источников.

Не менее важной составляющей социализации личности является образование. Здесь главным персонажем выступает сам человек, выбирая наиболее типичные для себя навыки и направление для дальнейшего развития.

Следующий этап социализации – защита. Она подразумевает совокупность процессов, направленных на снижение значимости факторов, которые могли бы травмировать личность в процессе ее становления. Используя определенные социальные приемы защиты, субъект будет ограждать себя от среды и условий, в которых ему будет морально дискомфортно.

Завершающая фаза – адаптация. В процессе социализации человеку приходится приспосабливаться к своему окружению, учиться общаться с другими членами общества и поддерживать с ними контакт.

Процессы, благодаря которым определяется социальная роль и социальный статус индивидуума, очень сложны. Но без них человек не сможет стать полноценной личностью, поэтому они столь значимы в жизни каждого. Социологи утверждают, что есть две фазы, способствующие приспособлению индивида к своей социальной роли:

  • Адаптация. В этом периоде человек познает правила и нормы поведения, установленные обществом. Осваивая новые законы, человек начинает вести себя соответствующе.
  • Интериоризация. Она предусматривает принятие новых условий и правил с одновременным отказом от старых устоев.

Но возможны и «сбои» в процессе социализации личности. Часто они происходят на фоне нежелания либо неумения субъекта выполнять условия и требования, которые предусматривает социальная роль человека в обществе.

Ролевые конфликты также связаны с тем, что каждому участнику общества свойственно исполнять сразу несколько ролей. Например, требования, предъявляемые к подростку родителями и сверстниками, будут разными, а потому его функции в роли друга и сына не могут соответствовать ожиданиям и первых, и вторых.

Определение конфликта в этом случае равносильно комплексу сложных эмоциональных состояний. Они могут возникать у субъекта по причине несовпадения либо противоречивости предъявляемых к нему требований разными социальными кругами, участником которых он является.

В то же время все роли человека очень важны для него. При этом он может совершенно по-разному идентифицировать значимость каждой из них. Индивидуальное проявление социальных ролей субъектом имеет специфический оттенок, который напрямую зависит от приобретенных знаний и опыта, а также от желания и стремления человека оправдать ожидания общества, членом которого он является. Автор: Елена Суворова

  • 5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители
  • 6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции
  • 8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.
  • 9.Социологический метод э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.
  • 10.Понимающая социология м.Вебера. Понятие идеального типа.
  • 11.Социологический анализ м.Вебера и ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.
  • 12.Вклад в развитие социологии ф.Тенниса, г.Зиммеля и в.Паретто
  • 13.Современные макросоциологические теории и их основные представители
  • 14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.
  • 15.Предпосылки и своеобразие российской социологической мысли.
  • 16.Основные представители российской социологии.
  • 17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.
  • 18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии.
  • 21.Опросные и неопросные методы социологических исследований.
  • 22. Требования к построению анкеты и выборочной совокупности.
  • 23.Понятие и структура социального действия.
  • 24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.
  • 25.Социальные контакты и социальное взаимодействие.
  • 26.Структура социального взаимодействия по т.Парсонсу, я.Щепаньскому, э.Берну. Типы социального взаимодействия.
  • 27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества
  • 28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.
  • 29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения.
  • 30.Понятия аномии и девиантного поведения.
  • 31.Типы девиантного поведения.
  • 32.Стадии развития девиантного поведения. Понятие стигматизации.
  • 33.Основные подходы к определению общества. Общество и общность.
  • 34.Системный подход к рассмотрению общества. Основные сферы жизни общества.
  • 36. Понятие социальной организации.
  • 37.Структура и основные элементы социальной организации.
  • 38.Формальные и неформальные организации. Понятие бюрократической системы.
  • 39.Глобализация. Её причины и следствия.
  • 40.Концепции экономической глобализации, империализма, догоняющего развития и мировой системы.
  • 41.Место России в современном мире.
  • 42.Социальная структура общества и её критерии.
  • 43.Культурная глобализация: за и против. Понятие глокализма.
  • 44.Социальный статус и социальная роль.
  • 46.Социальная мобильность и её роль в современном обществе
  • 47.Каналы вертикальной мобильности.
  • 48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия.
  • 49.Социальные движения. Их место и роль в современном обществе.
  • 50. Группа как фактор социализации личности.
  • 51.Виды социальных групп: первичные и вторичные, «мы» - группа о «они» - группа, малые и большие.
  • 52.Динамические процессы в малой социальной группе.
  • 53.Понятие социальных изменений. Социальный прогресс и его критерии.
  • 54.Референтные и нереферентные группы. Понятие коллектива.
  • 55.Культура как социальное явление.
  • 56.Основные элементы культуры и её функции.
  • 57.Основные подходы к изучению становления личности.
  • 58.Структура личности. Социальные типы личности.
  • 59.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие социализации.
  • 60.Теория конфликта р.Дарендорфа. Понятие феноменологии.
  • Конфликтная модель общества р. Дарендорфа
  • 44.Социальный статус и социальная роль.

    Социальный статус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

      прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

      приобретенный (достигаемый) статус - статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

      предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

    Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

    Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

    Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

    Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

    Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

    В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

    45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд. Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.

    Билет 8. Понятие социального статуса. Социальная роль

    Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества, место, которое индивид занимает среди других индивидов.

    Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах.

    Виды социального статуса :

      Прирожденный статус . Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

      Приобретенный статус. Положение в обществе, достигнутое самим человеком. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

      Предписанный статус. Статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

    Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

    Естественный статус личности – существенные и относительно устойчивые характеристики человека: мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.

    Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.)

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

    При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором .

    Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

    1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

    2. Способ получения. По способу получения роли:

      предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);

      достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

    3. Масштаб. По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

      широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);

      узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо»).

    4. Формализация. По уровню формализации (официальности):

      формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);

      неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

    5. Мотивация. По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

      экономические (роль предпринимателя);

      политические (мэр, министр);

      личные (муж, жена, друг);

      духовные (наставник, воспитатель);

      религиозные (проповедник);

    В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

    1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

    2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

    3) оценка выполнения предписанной роли;

    4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

    Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

    Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

    Социальная роль является общественно необходимым видом социальной деятельности и методом поведения личности. Понятие социальной роли в первый раз было предложено американскими социологами Мидом и Линтоном еще в тридцатых годах прошлого века.

    Основные виды социальных ролей

    Многообразие социальных групп и отношений в их группах, а также видов деятельности стало основанием для классификации социальных статусов. В настоящее время выделяются виды социальных ролей, как: формальные, межличностные и социально-демографические. Формальные социальные роли связаны с положением, которое человек занимает в обществе. Имеется в виду род его занятий и профессия. А вот межличностные роли напрямую связаны с различными типами отношений. В данную категорию обычно входят любимчики, изгои, лидеры. Что касается социально-демографических ролей, то это муж, сын, сестра и т.д.

    Характеристики социальных ролей

    Американским социологом Толкоттом Парсонсом были выделены основные характеристики социальных ролей. К ним относятся: масштаб, метод получения, эмоциональность, мотивация и формализация. Как правило, масштаб роли определяется диапазоном межличностных отношений. Здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость. К примеру, социальные роли мужа и жены имеют очень значительный масштаб, потому что между ними устанавливается широкий диапазон отношений.

    Если говорить о способе получения роли, он зависит от неизбежности данной роли для индивида. Так, роли молодого человека или старика не требуют никаких усилий для их приобретения. Они определяются возрастом человека. А другие социальные роли могут быть завоеваны в течение жизни при достижении определенных условий.

    Социальные роли могут различаться и по уровню эмоциональности. Для каждой роли характерно свое проявление эмоций. Также некоторые роли предполагают установление формальных отношений между людьми, другие – неформальных, а третьи могут сочетать в себе те и другие отношения.

    От потребностей и мотивов человека зависит его мотивация. Различные социальные роли могут быть обусловлены определенными мотивами. К примеру, когда родители заботятся о своем ребенке, они руководствуются чувством заботы и любви к нему. Руководитель же работает на благо какого-то предприятия. Также известно, что все социальные роли могут подвергаться общественной оценке.

    Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

    Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

    Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

    Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

    Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

    Любая роль имеет структуру:

    1. Модель поведения человека со стороны общества.
    2. Система представления человека как он должен вести себя.
    3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

    В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

    1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

    2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

    Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

    В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

    Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

    • социальное происхождение;
    • этническая принадлежность;
    • уровень образования;
    • должность;
    • проф. принадлежность;
    • власть;
    • доход и богатство;
    • образ жизни и т.д.

    Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

    Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

    Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

    1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
    2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.

    Разновидности ролей:

    • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
    • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
    • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
    • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
    • конвенциональные (официальные);
    • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

    Связь роли и поведения:

    Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

    Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

    Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

    Андреева. Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.