Значение морского и речного транспорта в народном хозяйстве. Внутренний водный (речной) транспорт

Водный (речной) транспорт - это транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов судами по водным путям как естественного происхождения (реки, озера), так и искусственного (водохранилища, каналы). Главным его преимуществом является низкая себестоимость, благодаря чему он занимает важное место в федеральной транспортной системе страны, несмотря на сезонность и низкую скорость.

Достоинства и недостатки

Речной транспорт России играет важную роль в межрайонных и внутрирайонных перевозках нашей страны. Его преимущества заключаются в путях естественного происхождения, на обустройство которых используется меньшее количество затрат, чем на возведение железных и шоссейных дорог. Стоимость грузовых перевозок по водным артериям ниже, чем по железной дороге. А производительность труда выше на 35 процентов.

Однако речные перевозки имеют ряд недостатков - это сезонный характер, низкая скорость передвижения, ограниченность использования, которая обусловлена конфигурацией водной сети. Кроме того, крупные артерии нашей страны текут с севера на юг, и с юга на север, а главные грузовые потоки имеют широтное направление.

Основные магистрали

Благодаря строительству каскадов гидроузлов реки Волга и Кама превратились в глубоководные магистрали. Межбассейновые соединения Московско-Волжское, и Волжское составляют сегодня Единую глубоководную систему, общая протяженность которой - 6,3 тысячи километров. При неуклонном росте водных внутренних перевозок в восточной части России по-прежнему ведущая позиция удерживается Волго-Камским бассейном. На его реки приходится более пятидесяти процентов транспортировки пассажиров и грузов. Основное место в данном бассейне заняла перевозка речным транспортом строительных материалов (60 процентов). Их транспортировка осуществляется в обоих направлениях, она носит преимущественно внутрирайонный характер.

А что перевозят по водным магистралям России?

Речной транспорт на этих артериях в основном осуществляет доставку леса, причем как на судах, так и по старинке, на плотах, методом сплава. С Камы на Волгу транспортируется сибирский лес, а по Волго-Балтийскому пути - лес Вологодской и Архангельской областей, Карелии для районов Северного Кавказа и Поволжья. Речной транспорт Москвы задействован в перевозках леса по одноименному каналу в Подмосковье и Москву. Через порты Волги и Камы в бассейн транспортируется кузнецкий уголь, а дальше он развозится по водным артериям к электростанциям. Кроме того, видное место занимает доставка соли - с Баскунчанского соляного промысла вверх по Волге в порты Поволжья, Урала, Центра, на Северо-Западные предприятия и на экспорт. Помимо этого, вверх по Волге направляется сельскохозяйственная продукция из Волгоградской и Астраханской областей, рыба из Каспийского моря, а также химические продукты из Поволжья и Урала. В обоих направлениях транспортируются нефтепродукты и нефть, хлебные грузы.

Основные направления

Речной транспорт России особенно развит в Волжско-Камском бассейнах, ведь Кама с ее притоками - Вяткой и Белой - имеет важное значение в связях Урала с Северо-Западом, Центром, Поволжьем. По Каме вниз переправляют в основном зерно, лес, нефть, химические грузы, строительные минеральные материалы. В обратном направлении транспортируют уголь, цемент, лес. В верховья Камы грузопоток значительно меньше. Кроме того, Волго-Донской канал способствовал увеличению перевозок массовых грузов по Волге. Благодаря ему из районов, которые прилегают к Дону, по Волге транспортируют зерно, уголь, бахчевые культуры, промышленную продукцию и другие грузы. В обратном направлении - цемент, руду, лес, химическую продукцию. Все это перевозит речной транспорт. Самара, как и другие города в Среднем Поволжье, является основным потребителем этих товаров. Большую роль в развитии перевозок играют воднотранспортные связи этого бассейна с Северо-Западным районом, а также с иностранными государствами Бал-тийского моря сквозь Волго-Балтийский путь. Через него в южном направлении транспортируют апатитовый концентрат, руду, строительные материалы, лес, а на север - химические грузы, зерно, уголь и нефтепродукты.

Пассажирские перевозки

В Волго-Камском бассейне сконцентрировались и главные пассажирские потоки. Любой речной вокзал предложит гражданам множество местных, транзитных, внутригородских и пригородных направлений. Пассажирские суда довольно широко используются при организации туризма или отдыха. Наиболее протяженными являются транзитные линии из Москвы в Астрахань, Пермь, Ростов и Уфу. Самый крупный речной вокзал находится в столице России. В Волго-Вятском бассейне самыми крупными речными портами являются Нижний Новгород, Вол-гоград, Москва, Пермь, Астрахань, Казань, Ярославль.

Северо-западное направление

Реки с давних времен служили центральными транспортными коммуникациями Северо-Западного и Северного экономических районов. В европейской его части основными водными артериями для перевозки грузов являются Северная Двина со своими притоками Сухоной и Вычегдой, Печора, Мезень, а на Северо-Западе - Свирь, Нева и Беломоро-Балтийский канал. По северным водным артериям проходит мощный поток минеральных строительных и нефтяных материалов, леса, а также зерна и угля. Основными портами являются Нарьян-Мар, Печора, Мезень, Архангельск, Котлас.

Северо-Западный бассейн обеспечивает доставку в южном направлении леса и из Карелии, апатитового концентрата с полуострова Кольский. В обратном направлении - промышленных товаров, зерна, соли и нефтепродуктов. Пе-ревалочными пунктами для различных товаров служат Волхов, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Отсюда в Москву и Верхневолжский район организованы постоянные пассажирские линии. Хорошо развиты здесь и местные маршруты, особенно это стало заметно с увеличением количества скоростных судов.

Восточное направление

На востоке России первое место в вопросах перевозок занимает Обь-Иртышский бассейн Западной Сибири. Речной транспорт здесь способствовал освоению газовых и нефтяных ресурсов, а также лесных массивов. Из главных транспортных перевалочных узлов (Тобольска, по Иртышу и Оби поступает уголь, буровое оборудование и трубы, строительные материалы, продовольственные и промышленные товары в районы нефтяных и газовых промыслов Тюменской области. Доставка грузов в глубинные районы материка осуществляется по Северному морскому пути с последующей перевалкой в устьях Таза, Пура и Оби на речные суда. Большая часть перевозок приходится на лес, который поступает в плотах в речной порт Асино. Дальше его перевозят на судах в Новосибирск, Омск, Томск. Больше четверти доставок по Иртышу и Оби составляют строительные материалы, которые поступают с южных регионов на север, в районы нефтегазовой промышленности. Кроме того, большое значение имеет речной транспорт в перевозке хлебных грузов, соли, угля и нефтепродуктов.

На Оби, наряду с древними портами Барнаулом и Новосибирском, важную роль играют порты, которые возникли в связи с созданием промышленных центров - Сургут, Обь, Лабытнанги, Салехард.

Енисей и Ангара

Речной транспорт Енисея связывает южную часть Восточной Сибири с районами Заполярья. Здесь лесные перевозки достигают двух третей всего грузооборота Енисея. Кроме того, по реке транспортируют зерно, нефтепродукты, каменный уголь и минеральные строительные материалы. Верхний Енисей, от Минусинска до Красноярска, характеризуется преобладанием грузового потока вниз по течению, главное место в нем занимает зерно.

Устье Ангары: отсюда поступает основная часть леса, разделяет товаропоток на Енисее. Основная часть направляется вверх, а от устья и до Диксона - вниз по реке. Кроме леса, существенное положение занимают перевозки строительных минеральных материалов и угля. Основными портами являются Красноярск, Енисейск, Дудинка, Игарка, а на Ан-гаре - Макарьево, Братск, Иркутск, Усть-Илимск.

Лена и Амур

На Лене судоходство начинается от порта Осетрово и осуществляется до дельты реки. Здесь кроме внутренних товаров доставляют грузы, которые поступают с железной дороги - из бухты Тикси и Осетрово. Две трети перевозок составляют уголь и строительные материалы, остальное - лес и нефть. Основная их часть идет сверху вниз. Грузовые операции осуществляются в портах Киренск, Осетрово, Якутск, Витим.

На Дальнем Востоке большое транспортное значение имеет Амур и его при-токи Бурея и Зея. Основными грузами являются зерно, соль, металл, уголь, лес, нефть и рыба. Крупные порты - Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск. В этих районах в связи с недостаточно развитой инфраструктурой сухопутных коммуникаций речной транспорт имеет важное значение и в перевозке пассажиров.

Морской транспорт

Основное значение морского транспорта заключается в том, что он обеспечивает весьма значительную часть внешней торговли России. Каботаж существенен только для снабжения восточных и северных побережий страны. Грузооборот для морского транспорта составляет восемь процентов. Это достигается в результате самого большого расстояния перевозок - приблизительно 4,5 тысячи километров. Перевозки пассажиров на морском транспорте незначительны.

Проблемы морского транспорта России

В масштабе планеты морской транспорт по грузообороту занимает первое место, выделяясь наименьшей себестоимостью доставок грузов. В Российской Федерации он развит относительно слабо, это объясняется тем, что главные экономические центры нашей страны значительно удалены от морских портов. Кроме того, большая часть морей, которые окружают территорию России, являются замерзающими. Это существенно повышает стоимость использования данного Еще одной проблемой является весьма устаревший флот нашей страны. Так, морской и речной транспорт России был построен более двадцати лет назад, что по мировым стандартам неприемлемо, такие корабли должны быть списаны. В отечественном флоте практически отсутствуют современные типы судов: лихтеровозы, контейнеровозы, газовозы, суда с горизонтальной выгрузкой-погрузкой и другие. До присоединения Крыма у России было всего одиннадцать крупных морских портов, а это недостаточно для такой большой страны. В результате около половины грузов, идущих морскими путями, обслуживалось иностранными портами. В основном это бывшие советские республики: Украина (Одесса), Эстония (Таллинн), Литва (Клайпеда). Использование морских транспортных судоходных узлов других государств способствует и большим финансовым потерям. Если с черноморскими портами ситуация более или менее решена, то на побережье Балтийского моря ведется строительство нового порта.

Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особенности рек и озёр важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использованияводного транспорта в хозяйстве страны?

Водный транспорт включает в себя речной (внутренний водный) и морской транспорт. Наиболее велико значение речного транспорта в Поволжье, Волго-Вятском районе, Европейском Севере, на севере Сибири и Дальнего Востока, где на его долю приходится свыше трети всех перевозимых грузов.

Для развития речного транспорта необходимы крупные равнинные судоходные реки (Волга, Нева, Свирь, Днепр, Дон, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др.) и озёра (Ладожское, Онежское и др.). Для большинства регионов России речной транспорт имеет сезонный характер, что объясняется ледоставом в зимний период года. Большую трудность для речного транспорта на севере Сибири и Дальнего Востока представляют ледяные заторы, образующиеся в весенний период. Огромную роль играют судоходные речные каналы (канал имени Москвы, Волго-Балтийский, Бело-морско-Балтийский, Волго-Донской), образующие с системой рек и озёр единую глубоководную систему европейской части России, благодаря которой Москву называют «портом пяти морей». Появление новых типов кораблей (на подводных крыльях, на воздушной подушке, река-море, контейнеровозов, современных ледоколов) значительно расширяют возможности речного транспорта.

Морской транспорт имеет огромное значение в приморских регионах России: в Северо-Западном районе (Балтийское море), на Северном Кавказе (Азово-Черноморский и Каспийский бассейны), на Европейском Севере и севере Сибири (выход в Северную Атлантику и Северный морской путь), а также на Дальнем Востоке (Тихоокеанский бассейн). Для развития морского транспорта в России необходима модернизация имеющихся и строительство новых глубоководных портов, модернизация имеющегося торгового флота и строительство современных специализированных кораблей (паромы, танкеры, газовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, рефрижераторы, атомные ледоколы и т.д.), а также развитие круизного флота. Без развития водного транспорта невозможно освоение районов Крайнего Севера и развитие внешней торговли России.

Грузовой речной транспорт РФ, созданный в годы плановой экономики, в настоящее время утратил свое положение основного грузового перевозчика, обслуживающего предприятия в зоне действия речного судоходства. Сказывается нежелание рыночной экономики тратить огромные средства для поддержания неэффективной деятельности речного транспорта и обслуживаемой им промышленности в зимний период. Экономическая политика использования речного флота РФ в зимний период для работы в морях Европы и Азии ("Река - Море") не приносит в конечном счете ничего кроме вреда, т.к. флот служит экономике других государств, перевозя их грузы 9-10 месяцев в году. Кроме того, экономическая эффективность использования речных судов в морях из-за их конструктивных особенностей значительно ниже, чем при использовании морских судов. Для того, чтобы речной транспорт России мог круглогодично эффективно работать на российского производителя, необходимо решить проблему вынуждено простоя речного флота в зимний период.

В чем основные преимущества транспортировки морским транспортом?

Необходимость морского транспорта очевидна. А есть ли преимущества у морского транспорта? Есть:
более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта. Строительство крупных специализированных судов, использование новейших технологических достижений, в том числе для организации погрузочно-разгрузочных работ в портах, за последние годы снизило долю транспортировки в конечной цене товаров с 11% до 2%. Строительство крупнотоннажных судов дает «эффект масштаба»: чем больше грузоподъемность судна, тем дешевле доставка единицы товара.
высокая грузоподъемность. Ни один вид наземного или воздушного транспорта не в состояние за один раз перевезти столько грузов, как морское судно. Норвежский супертанкер «Knock Nevis» одновременно перевозил свыше 0,5 млн. тонн нефти.
практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта. Даже если параметры портов (например, глубина) не позволяют крупнотоннажному судну подойти к берегу, используются современные технологии перегрузки товаров в открытом море или на рейде.
унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.
использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.
высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий.
единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.

Какие основные недостатки данного вида транспортировки?

Как отмечают аналитики землячества Литвы академии Masterforex-V, есть у морских перевозок и недостатки:
невысокая скорость в сравнении с другими видами транспорта. Причем на этот показатель влияет не только скорость судна, но и время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы. Однако современные технологии позволяют значительно ускорить эти работы, не в последнюю очередь за счет использования мультимодальных перевозок, когда груз переносится сразу же на другой вид транспорта (железнодорожный или автомобильный);
технологические сложности погрузочно-разгрузочного комплекса. Мультимодальная система позволяет уменьшить количество перетарок и сохранить груз.
зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще приостановить погрузочно-разгрузочные работы.
зависимость от пропускной способности портов, каналов и других сооружений.
морское пиратство.
значительные капиталовложения. Строительство современного морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее дело.



Лекция 1

Глава I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 0 РАЗВИТИИ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

I.I. Введение

Наша страна занимает лидирующее место в мире по протяженности рек. Свыше 500 тыс.км внутренних водных путей может быть использовано для судоходства, а ранее использовалось и для лесосплава. Протяженность транспортных внутренних водных путей составляет 145 тыс.км. Ранее произо­шли качественные изменения водных путей: увеличились габариты су­довых ходов, построены новые и реконструированы судоходные каналы, воднотранспортные соединения, каскады крупных гидроузлов.

Значение водного транспорта в развитии хозяйства страны

Основные вопросы темы: сравнительные данные по видам транспорта, классификация водных путей, требования к вод­ному транспорту, перспективы развития судоходных гидро­технических сооружений на внутренних водных путях.

Хозяйству страны требуются капитальные надежные и эко­номичные пути сообщения. В настоящее время грузы и пассажиры перевозятся железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным, трубопроводным и даже космическим транспортом. Внутренние водные пути сообщения, по сравнению с другими видами транспорта, об­ладают рядом технических и экономических преимуществ.

В России имеется разветвленная сеть внутрен­них водных путей – более 108 тыс. рек общей протяжен­ностью 2,5 млн.км и тысячи озер. Многие наши реки принадлежат к крупнейшим в Европе и Азии, например Волга, Енисей, Лена.

Протяженность внутренних судоходных путей, оборудованных судоходной обстановкой, составляет около 130 тыс.км.

Ни одно государство в мире не имеет такого большого побережья: внешние берега России омывают 13 морей и 3 океана, протяженность морских границ составляет примерно 47 тыс.км.

Грузооборот речного транспорта составляет около 1% от общего количества перево­зимого груза и около 4% - по грузообороту в тонно-кило­метрах при средней дальности перевозки I т на 468 км. Перевозка гру­зов через моря и океаны осуществляется в основном (на 99%) мор­ским транспортом. Работа железнодорожного транспорта характеризуется наибольшим грузооборотом (около 60%), выраженным в тонно-километрах, средняя дальность перевозки I т груза 900 км. Автомобильным транспортом перевозится наибольшее количество грузов (около 80%) на короткие расстояния, в среднем 16 км.

Водные пути по отношению к материку подразделяют на внешние и внутренние (рис. 1).

Внешние водные пути – моря и океаны обычно используют для судоходства в естествен­ном состоянии, за исключением подходов к морским портам (морские каналы), которые устраивают искусственными. Примерами служат мор­ской канал к Ленинградскому порту, Волго-Каспийский в дельте реки Волги, а также соединительные каналы между морями и океанами: Па­намский, Суэцкий и др.

Внутренние водные пути подразделяют на естественные и искусст­венные .

Естественными внутренними водными путями являются реки и озера в свободном состоянии, которые используют для целей судоход­ства или только лесосплава. На свободных реках судоходные глубины в меженный период обеспечивают путевыми работами или дополнитель­ными расходами воды из накопленного водохранилища (участки реки с зарегулированным стоком). На отдельных участках создают искусст­венные водные пути – шлюзованные реки, водохранилища, судоходные каналы – открытые, шлюзованные или межбассейновые воднотранспорт­ные соединения.

Под судоходными реками в свободном состоянии (свободные реки) понимают реки, не перегороженные плотинами. Судоходные условия при этом поддерживают путевыми работами и судоходной обстановкой. Обязательным условием безопасности плавания судов по внутренним водным путям является наличие на всем протяжении водного пути су­дового хода. Положение судового хода (его направление и границы) обозначают судоходной обстановкой. Судоходная обстановка состоит из системы береговых и плавучих знаков, различных по назначению, форме и окраске.

Участки реки с зарегулированным стоком находятся ниже питающих их водохранилищ. В многоводный период (паводок) в водохранилищах накапливают избыток воды, затем его расходуют в маловодный период (межень). На участке реки с зарегулированным стоком судоходные глубины поддерживают за счет дополнительных расходов воды и путе­вых работ.

Шлюзованные судоходные реки – реки, перегороженные плотинами с судоходными шлюзами или судоподъемниками. Подпором воды плотинами создают водохранилища. Судоходные условия в пределах водохранилищ обеспечивают преимущественно за счет больших глубин от подпора во­ды и частично путевыми работами.

По назначению судоходные каналы могут быть соединительными, об­ходными, спрямляющими и подходными. Реки и каналы в различном со­стоянии, озера и водохранилища образуют водные системы. В составе внутренних водных путей преобладают реки, поэтому их называют реч­ными путями .

Крупными судоходными свободными реками в нашей стране являются Сев.Двина, Нева, Белая, Урал, Тобол, Енисей ниже Красноярской ГЭС и др.

К числу судоходных рек с зарегулированным стоком отно­сятся река Дон ниже Цимлянского гидроузла, Волга ниже Волгоград­ского водохранилища. Примером шлюзованных рек являются река Волга от Волгоградской ГЭС до Ивань­ковского гидроузла. Судо­ходные каналы – обходные открытые каналы вокруг Ладожского и Онеж­ского озер, шлюзованный аанал имени Москвы, Волго-Донской и другие. На одной судоходной реке могут быть свободные, зарегулированные и шлюзованные участки .

На внутренних водных путях широкое применение получили суда смешанного плавания «река – море». Такие суда используют для перевозки грузов между портами Волжского речного бассейна и Каспийского моря и портами Черного, Средиземного, Бал­тийского, Северного и Белого морей через межбассейновые водно­транспортные соединения – Волго-Донской канал имени В.И. Ленина, Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина и Беломорско-Балтийский канал.

К современному транспорту предъявляют сле­дующие требования: дешевизна, срочность перевозок, без­опасность, массовость, постоянство и регулярность. В условиях хозяйства для каждого вида груза выбирают наивыгоднейшую транспортную схему исходя из общей народнохозяйст­венной целесообразности, оцениваемой суммарной стоимостью перевоз­а. Целесообразность перевозки различных грузов по данному виду транспортного пути зависит от географических и технических особен­ностей этих путей.

По сравнению с другими видами транспорта, географической осо­бенностью внутренних водных путей является их плановое положение на местности, которое определяется гидрографией и извилистостью речной сети. В связи с этим коэффициент удлинения пути (по сравне­нию с прямой, соединяющей пункты) на внутренних водных путях боль­ше, чем на сухопутных видах транспорта.

Основными техническими особенностями внутренних водных путей сообщения являются относительно малое удельное сопротивление при небольших скоростях движения судов, массовость и сезонность пере­возок по ним грузов, небольшие капитальные вложения в подвижной состав и транспортный путь.

Водный транспорт является наиболее дешевым из всех видов тран­спорта. Дешевизна перевозок определяется основными техническими особенностями водных путей. При небольших скоростях движения су­дов (до 25 км/час) на перевозку I т груза по воде затрачивается меньшая энергия, чем на железной дороге. Удельное сопротивление судов по воде в несколько раз меньше, чем, например, железнодорож­ных вагонов по рельсам (рис. 2 ).

Вес подвижного состава (тары) на водном транспорте составляет 10-20% от грузоподъемности судов, а для железнодорожного транспорта – 30 и более процентов от грузо­подъемности вагонов.

Основной капитал речного транспорта нашей страны составляет 10% основного капитала железных дорог при равной их протяженности. Отсюда низкая себестоимость перевозок грузов речными путями.

Скорость доставки грузов характеризуется длиной пути по сравне­нию с геометрической прямой линией, соединяющей начальный и конеч­ный пункты, и скоростью движения транспорта.

На водном транспорте длина пути характеризуется коэффициентом 2, на железнодорожном – 1,2. Обычно сравнивают техническую и коммерческую скорости движе­ния подвижного состава. Технической скоростью называют среднюю скорость движения транспорта между двумя остановочными пунктами. Под коммерческой скоростью понимают среднюю скорость движения гру­зов с учетом погрузки и выгрузки груза. На водном транспорте ком­мерческая скорость несколько меньше технической, на железнодорож­ном – наоборот, разница значительная. В итоге коммерческая ско­рость на железнодорожном в 2 раза выше, чем на водном транспорте. Поэтому скоропортящиеся грузы тяготеют к первому.

В отношении безопасности движения речной транспорт, по стати­стическим данным, имеет преимущество перед другими видами тран­спорта.

Под массовостью перевозок понимают приспособляемость транспор­та для перевозки любого вида груза и его способность перевозить одновременно большие количества однотипных грузов. Речной тран­спорт вполне удовлетворяет этому.

Требованию постоянства и регулярности перевозок речной тран­спорт нашей страны полностью не удовлетворяет. Сезонность его ра­боты является одним из существенных недостатков в связи с переры­вами между навигациями в зимний период . Перерывы в навигации тем больше, чем севернее расположен водный путь. Продолжительность навигации на наших реках колеблется в пределах от 150 до 300 дней.

Транспортные особенности внутренних водных путей обусловливают перевозку по ним массовых, навалочных и сыпучих грузов, не требу­ющих срочной доставки. К ним относятся уголь, лес, руда, нефть, хлеб, нерудные строительные материалы, а также контейнерные грузы .

Относительная дешевизна доставки грузов по водным путям приве­ла к развитию смешанных водно-железнодорожных перевозок.

В России строительство судоходных гидротехнических сооружений с целью улучшения судоходных условий на реках относится к ХVII веку. В начале XIX века поя­вилась судоходная обстановка. Первые водные системы были построе­ны в ХVIII-XIX веках – Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская. В до­революционный период водные пути использовались исключительно в транспортных целях.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала мощный тол­чок к развитию внутренних водных путей сообщения нашей страны. Важное историческое значение принадлежит Декрету о строительстве Волховского гидроузла, подписанному В.И.Лениным в 1918 г. На реке Волхове в 1926 г. Был построен судоходный шлюз с напором 10 м – первое крупное судоходное сооружение.

За годы пятилеток на реках Днепр, Волга и др. был построен ряд крупных гидроузлов комплексного назначения, что способствовало значительному улучшению судоходных условий в стране. Несмотря на большое развитие гидротехнического строительства, около 75% протя­женности судоходных речных путей еще остается в свободном состоя­нии. Перед речным транспортом стоят задачи дальнейшего улучшения судоходных условий на свободных реках. Намечается строительство новых гидроузлов, водохранилищ, судоходных каналов, а также круп­ных оросительных каналов.

Рисунок 3. Водный путь

Дата публикования: 2015-01-04 ; Прочитано: 1016 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Значение речного транспорта для народного хозяйства необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими видами транспорта, образующими единую транспортную систему. Несмотря на относительно небольшую долю речного транспорта в общем грузообороте транспорта страны во многих районах, а также в перевозке ряда грузов, ему принадлежит ведущая роль. Транспортные затраты на доставку массовых грузов по водным путям в больших объемах и на значительные расстояния, как правило, существенно ниже, чем на других видах транспорта. Этому способствуют значительные глубины на основных внутренних водных путях, позволяющие использовать крупнотоннажные суда (грузоподъемность сухогрузных судов достигает 5300 т, нефтеналивных - 9000 т) и большегрузные составы грузоподъемностью до 22 500 т. При этом достигаются высокая производительность труда на перевозках, относительно небольшие удельные затраты топлива, низкие энерго- и металлоемкость. Речной транспорт незаменим также при доставке нестандартного крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Основным достоинством речного транспорта является то, что он использует естественные водные пути, за исключением искусственных судоходных каналов. В мире нет другой страны со столь широко развитой сетью внутренних водных путей, как Советский Союз. Общая протяженность рек в нашей стране составляет свыше 2,3 млн. км (из них около 500 тыс. км пригодны для судоходства и лесосплава). Из 70 крупных рек, протекающих по территории Европы и Азии, половина приходится на Советский Союз. Среди них такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон, Кама, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др. СССР имеет более 2 тыс. крупных озер. К наиболее значительным относятся Ладожское, Чудское, Онежское, Белое, Балхаш, Байкал.

Общая протяженность эксплуатируемых судоходных путей страны составляет около 126,6 тыс. км Наибольшее значение имеют водные пути с гарантированными глубинами, позволяющими бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Суммарная протяженность путей с гарантированными глубинами составляет около 84 тыс. км, из них искусственных - более 21,1 тыс. км.

Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, канала имени Москвы, Волго-Донского канала имени В. И. Ленина основные реки европейской части страны объединены в единую водную транспортную систему, обеспечивающую транспортные связи расположенных здесь экономических районов. Строительство каскада крупных гидроэлектростанций и создание водохранилищ на Волге, Каме, Дону и Днепре превратили ее в единую глубоководную систему (ЕГС) с гарантированными глубинами 3,5 м, а на 90% протяженности - 4 м и более. При осуществлении ряда технических мероприятий имеется возможность дальнейшего увеличения протяженности водных путей с гарантированными и повышенными глубинами. В настоящее время на водных путях страны эксплуатируется свыше 160 камер шлюзов.

Около 96% общей протяженности эксплуатируемых водных путей оборудовано судоходной обстановкой; примерно 60% путей имеют освещаемые судоходные знаки.

Внутренние водные пути нашей страны характеризуются не только большой протяженностью, но и значительной разветвленностью, позволяющей эффективно использовать их для транспортного обслуживания глубинных районов. Практически все крупные магистральные реки имеют многочисленные боковые притоки с относительно небольшими глубинами - до 1,2 м. Их относят к категории малых рек. Особенно много таких рек в Сибири и на Дальнем Востоке. Из общей протяженности водных путей, используемых пароходствами восточных бассейнов для транспортных целей (72,7 тыс. км), на долю малых рек приходится около 55%, в том числе по Иртышскому пароходству их доля (по протяженности) составляет около 59%, Западно-Сибирскому - 67%, Енисейскому - 55% и Ленскому объединенному - 58%.

По голубым дорогам страны ежегодно перевозят в больших объемах хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, лес, соль, уголь, руду, изделия различных отраслей промышленности, строительные материалы и другие грузы. В 1985 г. речным транспортом страны перевезено 632,6 млн. т, и по объему перевозок грузов в тоннах он вышел на первое место в мире.

Особо важную роль водные пути, в том числе малые реки, играют в транспортном обслуживании вновь осваиваемых районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где другие наземные виды транспорта в силу природно-климатических условий развиты, как правило, слабо. Здесь речной транспорт выполняет пионерную роль, доставляя в труднодоступные районы технику, оборудование, продовольствие и другие грузы геологоразведочным и изыскательским партиям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая тем самым ускоренное освоение, а затем и развитие этих районов. Большое количество народнохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в нефтегазодобывающие районы Западной Сибири, Норильскому горно-металлургическому комбинату, предприятиям алмазо- и золотодобывающей промышленности Якутии, лесной промышленности, нефтяникам Сахалина, многим важнейшим стройкам.

Для последних лет характерно наиболее интенсивное развитие перевозок по рекам Сибири и Дальнего Востока.

p .s . При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.

Саратов 2007-2013 г.

1. Каково значение водного транспорта в развитии хозяйства России?

Водный транспорт – это природные пути, недорогие в эксплуатации, массовость перевозок грузов и пассажиров. Самая большая единичная грузоподъемность. Наиболее значима роль водного транспорта там, где отсутствуют другие его виды.

2. Выберите верный ответ. Речной транспорт имеет большое значение: а) в Приморском и Хабаровском краях; б) в республике Саха (Якутия) и Магаданской области; в) в Московской и Саратовской областях.

Верный ответ: а) в Приморском и Хабаровском краях.

3. Охарактеризуйте морской транспорт. Перечислите крупнейшие порты страны.

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Единственный район, в котором важную роль играют внутрирайонные морские перевозки, - Дальний Восток, где северо-восточные территории снабжаются всем необходимым из портов южной части района.

Крупнейшие порты страны:

Тихоокеанский бассейн: Владивосток, Находка;

Балтийский бассейн: Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Калининград;

Черноморско-Азовский бассейн: Новороссийск, Туапсе, Севастополь;

Северный бассейн: Архангельск, Мурманск.

4. Выберете верный ответ. Крупным портом Тихоокеанского бассейна является: а) Санкт-Петербург; б) Мурманск; в) Владивосток; г) Новороссийск.

Верный ответ: в) Владивосток.

5. Назовите особенности авиационного транспорта.

Авиационный транспорт – самый дорогой, но и самый быстрый.

6. Что такое транспортный узел? Каково значение транспортных узлов?

Транспортный узел – пункт, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей, и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта.

7. Какими видами транспорта вы будете добираться из дома в Архангельск, Пермь, Астрахань, Магадан и почему? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь? Составьте подробные маршруты.

Добираться из дома (Челябинска) до Архангельска будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 2 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Перми будем поездом, т.к. расстояние между городами не большое, а поездка – не дорогая. Наш путь будет проходить через Екатеринбург.

Добираться из дома (Челябинска) до Астрахани будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 1,5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Магадана будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву и Новосибирск (2 пересадки).

8. В мире сегодня активно развиваются технологии интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющие оптимизировать дорожное движение и прежде всего повысить его безопасность. С помощью современных электронных систем данные о ситуации на дорогах собираются в специальные центры, где анализируются. Результаты затем направляются обратно на дороги, вдоль которых установлены табло, информируемые водителей о дорожной ситуации. Информация для водителей может передаваться так же с помощью мобильных телефонов, радиоприемников и навигационных систем. Каким вы видите развитие этого сектора в России в ближайшие 10 лет?

При применении систем ИТС будет сокращено время в пути и оптимизирован выбор маршрута или вида транспорта, повысится эффективность использования транспортной инфраструктуры. Пользователи автотранспорта смогут избежать потерь времени в заторах, поисках парковки, особенно на въездах в город, и достичь конечных целей поездки в кратчайший срок. Наиболее эффективное транспортное обслуживание будет направлено на ускорение транспортного потока и сокращение заторов на основных маршрутах движения.