Царевна софья в монастыре. Кто такая царевна софья алексеевна

Братья и сестры Петра I весьма многочисленны — только от первой жены, Марии Ильиничны Милославской, у царя Алексея Михайловича родилось 13 детей.

Вторая жена, Наталья Кирилловна Нарышкина, кроме Петра родила ещё двух девочек.

М. И. Милославская — первая жена Алексея Михайловича

Единокровные братья и сестры Петра I
дети Алексея Михайловича и Милославской

Дмиитрий Алексеевич

Царевич Дмиитрий Алексеевич (1 ноября 1648 - 16 октября 1649) - первый сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Умер во младенчестве по неизвестной причине. Захоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

Мерная икона с изображением Св. Преподобной Евдокии

Евдокия-старшая Алексеевна

(17 февраля 1650 - 10 мая 1712) - второй ребёнок царя Алексея Михайловича от его первой жены. Ничем особенно не отличающаяся Евдокия старалась максимально отстраниться от событий царской жизни. Когда её отец повторно женился, Евдокия не приняла мачеху бывшую на 1,5 года младше.

После событий стрелецкого бунта 1698 года Пётр I заподзрил её в содействии сестре Софье, бывшей главным соперником молодого царя. Доказать причастность Евдокии к мятежу не удалось, но оставшуюся жизнь царевна провела в Новодевичьем монастыре, где и скончалась 10 мая 1712 года в возрасте 62 лет. Захоронена в Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря.

Марфа Алексеевна

(26 августа 1652 - 19 июня 1707) - третий ребёнок царя Алексея Михайловича от его первой жены. В детстве к ней была приставлена наставница Авдотья Пыпина, обучавшая Марфу грамоте, чтению по Часослову и Псалтыри.

В 1689 году её сестра царевна Софья во время конфликта с братом Петром посылала её к царю в попытке примирения. За участие и помощь царевне Софье, Петр приказал выслать Марфу в Успенский монастырь и постричь в монахини под именем «Маргарита».

Проживая в монастыре, Марфа поддерживала связь с сёстрами. В 1706 году, во время своей поездки к матери, её племянник царевич Алексей Петрович тайно посетил монастырь.


Спустя пять лет, после смерти Марфы Алексеевны в 1707 году, её сестры Мария и Феодосия посетили общую могилу, ставшую последним пристанищем царевны, и организовали перезахоронение в склепе монастырской церкви Сретения Господня - небольшого одноглавого храма, построенного на территории кремля в XVII веке (спустя несколько лет там же будет похоронена Феодосия). До наших дней эта усыпальница не сохранилась.

Алексей Алексеевич

(25 февраля 1654 - 27 января 1670) старший сын Алексея Михайловича и четвертый ребенок от его первой жены. Царевича Алексея учил латинскому и польскому Симеон Полоцкий; кроме языков он изучал славянскую грамматику, арифметику и философию. Отличающийся любознательностью, памятью и большими способностями, он с удовольствием читал выписываемые для него из-за границы книги.

Царь Алексей Михайлович издал особую грамоту, возвещавшую о том, что его сын — будущий государь, когда мальчику исполнилось 4 года. Через боярина Матвеева велись переговоры о заключении его брака с племянницей короля Яна II Казимира.

Если царь отсутствовал в столице, Алексей считался временным правителем Русского царства и именно от его имени издавались официальные грамоты. Юный царевич Алексей внезапно скончался в возрасте 16 лет и был погребён в Архангельском соборе.

После смерти Алексея наследником престола стал следующий по старшинству брат, Фёдор.

Анна Алексеевна

Царевна Анна Алексеевна (2 февраля 1655 - 8 мая 1659) - третья дочь и пятый ребенок царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской. Родилась во время эпидемии чумы, разразившейся в Москве, поэтому роды проходили в Вязьме, куда Мария Ильинична со всем семейством приехала для встречи с Алексеем Михайловичем. Умерла в возрасте 4 лет.

Софья Алексеевна

(27 сентября 1657 -14 июля 1704) - стала шестым ребёнком и четвёртой дочерью Алексея Михайловича и его первой жены. После смерти своего брата Федора, участвовала в организации стрелецкого бунта 1682 года в результате которого заняла русский престол на правах регента при братьях Иване и Петре.

Правление Софьи не было удачным — через семь лет повзрослевший Петр сместил её с трона и сослал сначала в Святодуховский монастырь, затем — в Новодевичий, где царевна содержалась под охраной.

После событий стрелецкого бунта 1698 года Софья была заподозрена в содействии восставшим стрельцам, сослана и пострижена в монахини под именем Сусанны. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Екатерина Алексеевна

(7 декабря 1658 - 12 мая 1718) — согласно преданию, перед рождением своей пятой дочери Алексею Михайловичу явился во сне образ святой мученицы Екатерины Александрийской, после чего царь решил дать дочери такое нетипичное для Романовых имя. Во время событий стрелецкого бунта 1682 года А. И. Хованскому предъявляли обвинения в попытках захватить престол через женитьбу на Екатерине.

Царевна Екатерина старалась держаться в стороне от политических интриг собственной семьи — возможно именно это спасло её от обвинений в помощи восставшим во время стрелецкого бунта 1698 года, когда вскоре после ареста она была оправдана и освобождена.

Принимала участие в крещении любовницы Петра I Марты Скавронской, вскоре ставшей императрицей Екатериной I.

Умерла у себя дома на Девичьем поле и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Мария Алексеевна

(28 января 1660 - 20 марта 1723) — шестая дочь Алексея Михайловича родилась в Москве и была названа в честь своей матери, Марии Милославской.

Царевна Мария, как и другие её сестры, после начала правления Петра I попала в немилость и была сослана в монастырь. Она обвинялась в сочувствии своей сестре Софье и добрых отношениях с первой женой царя, Евдокией, а также её сыном царевичем Алексеем. Была привлечена к следствию по делу об измене сына Петра I, царевича Алексея, за то что помогала передавать его письма к матери. 25 июня 1718 года она была заточена в Шлиссельбургскую крепость, а после перевезена под домашний арест в Петербург. Освободили её лишь в 1721 году.

Умерла последней из всех своих сестер в 1723 году и была захоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Федор III Алексеевич

(9 июня 1661 - 7 мая 1682) - девятый ребенок Алексея Михайловича и Милославской, взошёл на русский престол после смерти отца.

Царевич интересовался европейской политикой, знал польский язык. Увлекался пением и музыкой. Обладал слабым здоровьем, поэтому в начале его царствования, пока Федор болел, фактическими правителями государства были А. С. Матвеев, патриарх Иоаким и И. М. Милославский.

За время правления успел провести общую перепись населения в 1678 году и 1679 ввел подворное налогообложение прямыми налогами, увеличившее нагрузку на без того прозябающих крестьян.

Пытался ввести польские обычаи при русском дворе — бритье бороды, запрет на появление в традиционной русской одежде, стрижка по польски и попытки учить польскому языку молодых бояр.

Продолжились репрессии против старообрядцев — были сожжены протопоп Аввакум и его сподвижники, предсказавших близкую смерть царя.

Единственный сын от первой жены царя Федора III умер на десятый день жизни, а его мать, Агафья Грушевская, скончалась на третий день после родов. От второй жены, Марфы Апраксиной, у Федора не было детей, поэтому после его смерти 27 апреля 1682 года вновь разгорелось противостояние между Милославскими и Нарышкиными за право посадить собственного наследника на русский трон.

Феодосия Алексеевна

(8 апреля 1662 - 25 декабря 1713) - десятый ребёнок Алексея Михайловича и Милославской, царевна была скромной и сдержанной. Не принимала участия в интригах, с 1698 года приняла монашеский постриг под именем Сусанна и прожила 51 год, после чего согласно собственному завещанию была похоронена вместе с сестрой Марфой в церкви Сретения Господня в Александровской слободе.

Симеон Алексеевич

(3 апреля 1665 - 18 июня 1669) - одиннадцатый ребёнок и четвёртый сын царя Алексея Михайловича и Милославской был как и многие другие дети царственной четы весьма болезненным ребенком и умер в возрасте четырех лет.

Лжесимеон

В начале 1673 года в Запорожье обявился юноша пятнадцатилетнего возраста, назвавшийся царевичем Симеоном, якобы скрывающийся до того у Степана Разина из-за ссоры в царской семье. По запросу московской власти был выдан, доставлен в Москву, а затем казнён по приговору царя и боярской думы 18 сентября 1674 года.

Иван V Алексеевич

(6 сентября 1666 - 8 февраля 1696) - Последний из детей Алексея Михайловича и Милославской. После смерти его старшего брата Федора в 1682 году, очутился в центре политических интриг между Нарышкиными и Милославскими, боровшимися за русский престол.

Никогда не проявлял собственной инициативы — ни во время правления царевны-регентши Софьи, воспользовавшейся стрелецким восстанием 1682 года и ставшей фактической правительницей при двух малолетних царях, ни после её свержения Петром I.

Иван не занимался управлением государством, участвовал исключительно в ритуальных церемониях. Будучи слабым здоровьем, уже к 27 годам плохо видел и был поражён параличем. Скончался в возрасте 30 лет.

Царевна Софья, стремясь оградить себя от притязаний Петра на престол, женила брата на Прасковье Салтыковой, одна из дочерей от этого брака стала впоследствии российской императрицей — Анной Иоанновной.

Евдокия-младшая Алексеевна

(8 марта - 10 марта 1669) - 13-й и последний ребенок царицы Марии Милославской. Умерла спустя два дня после рождения, а еще через три дня скончалась от «родильной горячки» и сама царица.

Полнородные братья и сестры Петра I
дети Алексея Михайловича и Нарышкиной

Наталья Алексеевна

(1 сентября 1673 - 29 июня 1716) - названная в честь собственной матери Натальи Кирилловны Нарышкиной, царевна Наталья разделяла увлечения Петра I западными традициями и всячески поддерживала его культурные преобразования.

В 1706 - 1707 гг. царевна организовала в Преображенском дворце театральные представления на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. В качестве реквизита и обстановки были использованы материалы из «комедиальной храмины» организованной Петром I, но не имевшей успеха.

В 1710 году, перебравшись в Санкт-Петербург, Наталья Алексеевна перевезла свой театр для дворянской публики в новую столицу.


Умерла в 42 года от неизвестного заболевания желудка.

Феодора Алексеевна

(14 сентября 1674 - 8 декабря 1677) - третий ребенок царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Нарышкиной. Умерла в возрасте трех лет и была похоронена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, а впоследствии перезахоронена в подземной палате южной пристройки Архангельского собора.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657–1704) – правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396–453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15–17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 – «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским – Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын – умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят , потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья – неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры – «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре , 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого – Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694–1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева

Софья Алексеевна (1657-1704), русская царевна и великая княжна, правительница России (1682-1689 гг.).


Родилась 27 сентября 1657 г. Третья дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. Вместе со своим единокровным братом Фёдором Алексеевичем училась у просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Современники отмечали в Софье острый ум , блестящее владение риторикой и знание иностранных языков. Софья и сама занималась литературным творчеством.

В мае 1682 г., в момент стрелецкого восстания в столице, заняла позицию «милостивой, кроткой и милосердной» царевны. Её речь к ворвавшимся в Кремль стрельцам, щедрые обещания, похвалы и быстрое удовлетворение требований восставших (прежде всего о выплате недоданного за многие годы жалованья) привели к временному успокоению в столице. Софья, поддержанная стрельцами и верными Милославским боярами, стала правительницей.

В августе 1682 г. в разгар новых волнений царевна обманом вывезла царскую семью и двор из Москвы, лишив мятежников возможности действовать от имени царей Ивана V и Петра I. Казнив руководителя стрелецкого приказа князя И. А. Хованского с сыном, Софья объявила народное восстание результатом заговора аристократов.

Сохранив свои материальные завоевания, стрельцы и солдаты отказались от политических требований и в течение нескольких лет были осторожно «разобраны»: разделены привилегиями, рассредоточены по провинциальным городам и сокращены.

Софья вошла в политику без прав, легализуя реальную власть через союз с князьями В. В. Голицыным, Одоевскими и другими видными мужами Думы, а также опираясь на молодого энергичного администратора Фёдора Леонтьевича Шакловитого (думный дьяк, затем окольничий). К лету 1683 г. она фактически создала своё правительство, но лишь после заключения Вечного мира с Польшей (1686 г.) получила статус «соцарствующей» царевны, чье имя писалось в официальных документах.

Закрепить власть регентши могла только её коронация. Подготовка к этому велась в 1687-1689 гг. Даже вельможный сторонник Петра I князь Б. И. Куракин признал: Софья правила «со всякою прилежностью и правосудием, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, также умножились коммерция, и ремёсла, и науки… и торжествовала тогда вольность народная».

Однако Софья потеряла власть при попытке устранить уже достигшего совершеннолетия Петра. В сентябре 1689 г. она была заточена в Новодевичий монастырь. В 1698 г. вспыхнуло новое стрелецкое восстание. Стрельцы из отдалённых городов пошли походом на Москву, надеясь вернуть Софью к власти.

После подавления этого бунта царевна была насильно пострижена в монахини. Под именем Сусанны она содержалась в Новодевичьем монастыре под строгим надзором до смерти.


Царевна Софья Алексеевна и Петр I Алексеевич.

В допетровскую эпоху участь девочек, рожденных в царских покоях, была незавидной. Жизнь каждой из них развивалась по одинаковому сценарию: детство, юность, монастырь. Царевен даже не обучали грамоте. С подобным положением дел наотрез отказалась мириться дочь царя Алексея Михайловича и сестра Петра I царевна Софья. Благодаря острому уму и хитрости, эта женщина стала фактической правительницей на Руси на целых семь лет.


Портрет Царя Алексея Михайловича.

Вплоть до XVIII века судьба царевен была предопределена. По статусу им запрещалось выходить замуж за придворных, а мысль о браках с европейскими монархами не допускалась, т. к. для дочерей русских правителей переход в католицизм был невозможен. Именно поэтому никто особо не обременял себя обучением царевен грамоте. В основном их образование ограничивалось основами рукоделия. После того, как девушкам исполнялось 20-25 лет, их отправляли в монастыри. Исключением стала дочь царя Алексея Михайловича Софья.

Портрет Софьи Алексеевны. Эрмитаж.

Софья Алексеевна была одной из 16 детей царя Алексея Михайловича. Маленькая царевна отличалась от своих сестер: она проявляла любознательность, отказывалась проводить время в бесконечных молитвах, не слушалась мамок-нянек. К удивлению придворных, ее отец не только не рассердился на дочь за такое неповиновение, а, напротив, нанял ей учителя.

Уже в 10-летнем возрасте царевна Софья научилась читать и писать, освоила несколько иностранных языков, интересовалась историей и науками. По мере взросления царевны слухи о ней расползались далеко за пределы страны. Прижизненных изображений царевны не сохранилось, но по мнению современников, Софью нельзя было назвать красавицей. Француз Фуа де ла Нёвилля описывал ее так: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен».

Князь Василий Васильевич Голицын.

После кончины Алексея Михайловича русский трон занял его сын Федор Алексеевич. Он был очень болезненным, поэтому царевна вызвалась присматривать за братом. В перерывах между уходом за царем, Софья заводила полезную дружбу с боярами и разбиралась в придворных интригах. Именно тогда произошло ее знакомство с князем Василием Голицыным.

Голицын имел прекрасное образование, слыл талантливым дипломатом, был хорошо воспитан. Царевна, сама того не желая, влюбилась в князя, который еще и был на 14 лет старше ее. Однако Голицын считался примерным семьянином. У царевны с князем завязались доверительные отношения.


Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. А. И. Корзухин, 1882. |

Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич скончался, на трон возвели малолетнего Петра, а регентом назначили его мать Наталью Нарышкину. Царевна Софья не захотела мириться с подобным положением дел, и при поддержке князя Голицына она устроила стрелецкий бунт, после которого новоиспеченного царя и его мать свергли. Буквально через пару недель на царствование посадили двух братьев Петра и Ивана, а Софью назначили регентшей.

Царевна Софья Алексеевна.

Начало правления Софьи ознаменовалось рядом положительных реформ. В Россию привлекались иностранные торговцы, учителя, мастера. Была открыта Славяно-греко-латинская академия. При царевне немного смягчили наказания. Теперь обвиненных в воровстве не казнили, а ограничивались отрубанием руки. Женщин-мужеубийц не оставляли умирать в страданиях, закопанных по грудь, а сразу отсекали им головы.

Время шло, и Петр повзрослел. Теперь он уже не во всем слушался сестру. Мать Наталья Нарышкина постоянно нашептывала юному Петру историю о том, каким образом его сестра сумела стать фактической главой государства. К тому же все знали, что регентство Софьи должно закончиться по достижению Петром совершеннолетия или же после его женитьбы. По настоянию матери царь женился в 17 лет, но Софья и не думала складывать с себя полномочия.

Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История Петра I», соч. П. Крекшина.

Ситуация обострилась в начале августа 1689 года. К Петру в село Преображенское прибыло несколько стрельцов, сообщивших ему о возможном покушении. Наследник скрылся в Троице-Сергиевой лавре. Постепенно все бояре и стрелецкие войска перешли на его сторону.

Василий Голицын предусмотрительно уехал в свое имение. Единственным, кто поддерживал Софью, был ее фаворит – начальник стрелецкого приказа Федор Шалковитый. Позже его обезглавили, и Софья Алексеевна осталась совсем одна.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Илья Репин.

Петр I сослал ее в Новодевичий монастырь и приставил охрану. Женщине продолжали оказывать почет и даже кормили с царской кухни. В 1698 году стрельцы, недовольные реформами «подмененного немцами» Петра, пребывавшего в тот момент заграницей, снова попытались возвести Софью на престол. Дело закончилось тем, что царь приказал насильно подстричь сестру в монахини.

По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева" - как выразился о ней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.
Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф.Миллер; Н.М.Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софья с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е.Забелин видит в Софья воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М.Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". Подобным же образом многое в деятельности Софьи объясняет и Костомаров. Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф.Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться".