Что было сделано в Советском Союзе под руководством И.В. Сталина

Воронцовский дворец в Алупке, достопримечательности Севастополя, в том числе музеи с панорамой и диорамой обороны города во время Крымской и Великой Отечественной войны, увидели новгородцы, посетившие Крымский полуостров. Делегация Великого Новгорода была приглашена на празднование Дня военно-морского флота.

Лариса рассказала, что она впервые была в Крыму и почувствовала то, что ожидала: Крым – как Лазурный берег Франции, они находятся на одной географической широте, и природа, и климатические условия здесь располагают к прекрасному времяпровождению и отдыху.

Конечно, во время короткой поездки речь об отдыхе вообще-то не шла, новгородцы постарались побольше увидеть, пообщаться не только с официальными лицами, но и с жителями Севастополя и с теми членами экипажа подлодки «Великий Новгород», свободными от несения вахты, которые прибыли в город, чтобы поучаствовать в военно-морском параде.

Ненамеренно гости из Великого Новгорода сравнивали два парада в честь Дня военно-морского флота – первый, который состоялся в Санкт-Петербурге в минувшем году, и нынешний в Севастополе.

Если в северной столице, по словам наших собеседников, парад был грандиозным, то в Севастополе действо, развернувшееся на набережной и в акватории бухты было менее масштабным, но очень интересным и… домашним.

День был солнечным, жарким, вся набережная была заполнена людьми. Во время представления постарались показать возможности кораблей и людей, которые на них служат, - рассказала Лариса Сергухина. – Несколько кораблей стояли на рейде. А на воде мы увидели, как десантируется «водная пехота», как вертолёты погружают в воду аппараты для обнаружения подлодок.

Представляете, до тебя на трибуну долетают мелкие брызги, поднятые винтами машин, - делилась Лариса. - И очень понравился красивый танец буксиров. Салют был замечательным. Правда, коллега отметил, что у нас в Новгороде салюты покруче бывают, но здесь этим зрелищем любовалось множество людей – они не расходились по домам, ожидая салют, гуляли по набережной. Морская тематика, конечно, в этом городе, буквально во всём присутствует, если говорить об одежде – то непременно тельняшки, полосатые маечки…

Севастополь новгородцы увидели чистым, прибранным. Лариса, которая не изменила своей традиции делать по утрам физзарядку, отправляясь на раннюю пробежку, непременно встречала работников городского хозяйства, которые убирали улицы.

По её мнению, городу пока ещё, может быть, не хватает изящности, тщательной ухоженности, где-то требуется засфальтировать дороги, где-то ещё что-то подправить. Севастополь напомнил ей Сочи времён Советского Союза. Там она в последний раз была где-то в 2000 году.

Но, судя по настроению жителей Севастополя, доброжелательных и гостеприимных, с которыми удалось пообщаться во время праздника, прогулок и экскурсий, на пляже в течение нескольких часов купания, здесь рады тому, что Крым теперь в составе России, говорили, что они однозначно за это присоединение, ходили на референдум и голосовали за это. Понимают, что всё сразу не изменишь, многое ещё предстоит сделать для того, чтобы город стал более комфортным и привлекательным.

Отмечали, что после 2014 года идёт новое строительство, вводятся новые жилые дома. Одна женщина на пляже, жена офицера в запасе, рассказала, что они с семьёй переехали в Севастополь, и другого определения, чем «рай», для места своего жительства подобрать она не может.

Кстати, жители советовали новгородцам, какие достопримечательности обязательно нужно увидеть. Молодой парень настоятельно рекомендовал побывать в новом музейном комплексе, посвящённом героическим защитникам Севастополя в июне-июле 1942 года – «35-я береговая батарея». И даже рассказал подробности, что это за музей. Свои деньги в его создание вложил и сейчас вкладывает в функционирование предприниматель Алексей Чалый, которого в Севастополе с 2014 года знают как «народного мэра» и затем председателя городского Законодательного собрания. Посещение музея для всех без исключения – бесплатное.

Чуть-чуть не хватило новгородцам времени, чтобы доехать до Ялты в тот день, когда они отправились на экскурсию в Воронцовский дворец в Алупке. Дворец, построенный в стиле английской архитектуры в 1828-1848 годах как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова, расположен в парке, который сам по себе является памятником садово-паркового искусства.

Понравились верхние террасы с садом, цветочными клумбами, живописные три озерка, одно из них в виде сердца. Подивились труду, который был вложен в создание сада и парка – ведь землю пришлось завозить на каменистую почву. Особо обратили внимание на создание условий для перемещения туристов по дворцовой территории – для этого предназначены маленькие крытые электромобили. Получается и не жарко, и быстро.

Как музей Воронцовский дворец стал работать в 1956 году. Он много потерял из своих экспонатов, так как эвакуировать их с началом войны в 1941 году не удалось. Кстати, в феврале 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец был резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

Память о героической истории города-героя Севастополя хранят многие памятники и музейные комплексы. Новгородцы посетили панораму «Оборона Севастополя», посвящённую событиям Крымской войны, когда Англия и Франция пытались вытеснить Россию из бассейна Чёрного моря.

Моряки-черноморцы спасли основные фрагменты панорамы, вынеся их из здания, попавшего под бомбардировку и артобстрелы в 1942 году. Восстановили полотно уже в 1954 году к 100-летию первой героической обороны Севастополя.

Кстати, и в этом музейном комплексе предусмотрены экскурсии на электромобилях.

Не меньшее впечатление оставляет и самая большая в мире диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Длина этого живописного полотна 25,5 метра, высота 5,5, площадь натурного плана с остатками подлинных оборонительных сооружений – более 80 кв. метров. Это одна из наиболее известных экспозиций Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Перед зданием диорамы – экспозиция военной техники.

Конечно же, очень тёплой была встреча с членами экипажа подводной лодки, которая носит имя Великого Новгорода.

Моряки дважды побывали в Новгороде и теперь встречали новгородцев в Севастополе – городе, который для многих из них является родным.

Лариса поделилась, что, направляясь в Севастополь, представляла – раз город на берегу моря, значит, пляжей там имеется в неограниченном количестве. Оказалось, чтобы добраться до территории купания, надо приложить немного усилий. Не все пляжи легкодоступны из-за их расположения. Но проблемы всё-таки, чтобы попасть туда, нет. Кто не хочет преодолевать спуски и подъёмы в 400, а то и 800 ступеней до берега с галькой или песком (а таких смельчаков предостаточно), может воспользоваться транспортом, к примеру, водным такси. Что и сделали новгородцы, отправившись на катерке из бухты Балаклавы к благоустроенному городскому пляжу, где есть и кафешки, и детская комната. Такой вот удобный сервис, в том числе и транспортный, для местных жителей и туристов.

У Александра Кочевника была запланирована и своя программа прогулок по городу. Он поднялся к «нашему» танку. К этому памятнику имеет самое непосредственное отношение Александр Петрович Попов, почётный гражданин Великого Новгорода, награждённый орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны I степени, Александра Невского. Экипаж возглавляемого им танка Т-34 при освобождении Севастополя от немецко-фашистских захватчиков одним из первых 9 мая 1944 года ворвался в город.

Возвращалась домой делегация Великого Новгорода, улетая самолётом из Симферополя. Отличный аэропорт - отметили новгородцы.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Мне рассказывают, как мы, оказывается, хреново жили в Советском Союзе. Как всё было плохо. Как ничего не было в магазинах. Как режим не давал нормально жить. Какими злодеями были руководители. И тому подобное.

Всё это звучит с экранов телевизоров и в эфире радио, вползает в мозг с газетных полос и страниц журналов, вообще витает в воздухе. Но что-то внутри меня противится этой мифологеме, простая житейская логика приводит совершенно к другим выводам.

Попробуем разложить всё по полочкам.

Родился я в 60-е. Даже целый год удалось прожить при Хрущёве. Знаменитой «хрущёвской оттепели» не почувствовал, а родители рассказывали о кукурузной муке, мамалыге, «кузькиной матери» для Америки и прочих прелестях «дозастойного» времени. Ничего об этом сказать не могу. Не осознавал тогда потому что.

Детсад

Когда время пришло, отдали меня в детский сад. Хороший такой заводской детский садик. И кормили вкусно – фрукты-овощи свежие в рационе, и на море летом вывозили, и игрушек навалом было. Самое главное – всё БЕСПЛАТНО для родителей.

Но эта часть детства, которая длится так долго, тоже заканчивается.

Школа

Школа была просторной и светлой. К послевоенной постройке позднее были пристроены новый корпус, а также спортзал и актовый зал. Все условия, в общем. Помню бесплатное молоко для младшеклассников на первой перемене и завтраки за 15 копеек на второй перемене. Дети из многодетных, неполных семей и у кого родители имели низкую зарплату, питались БЕСПЛАТНО. То ли за счёт профсоюзов разных, то ли ещё как-то. Завтрак и обед им были обеспечены.

В школе была просто куча всяких кружков, куда буквально загоняли желающих. Как вы уже поняли, естественно всё это БЕСПЛАТНО.

Помнится, что с родителей иногда собирал деньги родительский комитет – на новые шторы в класс. А все ремонты проводились ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА.

Летний отдых

В старших классах летом нас вывозили в колхоз, в лагерь труда и отдыха (ЛТО). Сейчас могут сказать: эксплуатация детского труда. А нам очень нравилось. Убирали когда черешню, когда свеклу или помидоры. Или пропалывали что-нибудь. Обед на полевом стане – романтика! А после обеда – спортивные игры, походы в сельский клуб, гитара и прочие удовольствия. Для нас и наших родителей всё было БЕСПЛАТНО, а школе колхоз даже какие-то копейки доплачивал. Нам же разрешали брать с поля «для личного пользования» до полуведра черешни каждый день или ведро помидор. Тоже вроде как импровизированная зарплата.

Пару раз мне посчастливилось побывать в пионерском лагере. Лагерь тоже был заводской, а завод был всесоюзного значения. Поэтому дети в нём были со всего Советского Союза. Столько новых знакомых! С которыми потом годами мы переписывались.

Самых лучших школьников награждали путёвками в Артек (Гурзуф) или в «Молодую гвардию» (Одесса).

Спорт и досуг

Для этого были ведомственные и государственные спортшколы, дома культуры и, разумеется, Дворец пионеров. Любые спортивные секции, кружки, культурно-музыкальные всякие. И говорить не стоит, что всё БЕСПЛАТНО. Периодически в школу приходили для «вербовки» — завлечения в эти секции тренеры и руководители кружков.

Занимался спортом и я. Разными видами, пока не выбрал то, что по душе. Во всех спортсекциях выдавали спортивную форму для занятий. В кружки тоже никто не требовал приходить со своими шахматами, кисточками с красками и прочим, необходимым для занятий инвентарём.

Для спортсменов летом был спортивный лагерь. Похоже на пионерский, только до 3-х тренировок в день, на берегу моря. На соревнования ездили ежемесячно, иногда даже 2-3 раза в месяц. Проезд, проживания, питание — ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА.

Увлечения музыкой привели меня к созданию в школе вокально-инструментального ансамбля (ВИА). Кое-какие музинструменты в школе имелись, а недостающее нам ШКОЛА КУПИЛА. Репетировали, как и положено, «в каморке, что за актовым залом». Иногда выступали на конкурсах. Правда петь на конкурсах приходилось не то, что нравилось, а патриотические или комсомольские песни.

ВУЗ

Не буду повторяться, но обучение в любых вузах было бесплатное. После вуза всех выпускников ждала работа. Причём обязательно было надо отработать 3 года. Отличники-краснодипломники получали так называемый «свободный диплом», то есть право выбора места работы. В вузах, как и в школе – также полностью обеспечивался спортивный и культурный досуг. Плюс общежитие для иногородних.

Армия

Поскольку поступил я в военное училище, об армии знаю не понаслышке. Армия была что надо. Была в ней и мощь, и сила, и самые современные вооружения. А БОЕГОТОВНОСТЬ, сейчас даже трудно поверить, такая, что после ночного подъёма по тревоге вся часть без проблем убывала в запасной район или район проведения учений, иногда за сотни и даже тысячи километров. Это уже потом, при службе в украинской армии, учения стали проводить «на картах» — они (учения) называются командно-штабные. Или вообще на компьютерах. Воображение так и рисует генерала с джойстиком в руках. А что делать, когда денег на полноценную боевую подготовку, со стрельбами, полётами, боевыми походами и т.п., не дают. Зарплата (её в армии называют денежным содержанием) была весьма достойная, а сама служба весьма престижной. К офицеру в обществе относились с превеликим уважением.

Жильё

Вопрос этот стоял перед гражданами всегда, поскольку население имеет свойство расти, создавать новые семьи – ячейки общества, которые нуждаются в новой жилплощади. С этим в СССР было просто. Работаешь или служишь, стоишь на квартирном учёте (в очереди на жильё). И рано или поздно ПОЛУЧАЕШЬ КВАРТИРУ, квадратные метры в зависимости от количества членов семьи. В очереди можно было простоять и три года и десять лет. Многие заводы сами строили жильё для своих рабочих – целые посёлки или районы. Причём со всей инфраструктурой: школами, детскими садами, магазинами, дорогами.

Работа

Уровень жизни, магазины, цены

Часто рисуют СССР с пустыми полками магазинов. Такого видеть не приходилось. Не все товары можно было купить запросто. Это называлось «дефицит». Очень ценились импортные товары. Причем, неважно, из какой страны, капиталистической или социалистической. Главное, что не такое как у нас.

На еду, одежду, предметы быта моим родителям – простым рабочим, всегда хватало зарплаты. Крупные покупки – телевизор, холодильник, мебель – делались в кредит. Купить машину – вот это была проблема! И цена недостижимая, и специальные очереди, квоты и т.п.

Качество товаров

Вот об этом стоит сказать отдельно. Многими произведёнными в Советском Союзе товарами мы пользуемся до сих пор. Сделано добротно, крепко, продуманно, на совесть. Были и бракованные вещи, но не так много. А вот от моды наша лёгкая промышленность постоянно отставала. Прежде всего из-за того, что не была этой самой моды законодателем. Вот и работала с опозданием. А мы гонялись за импортными шмотками, покупая «фирменные» вещи втридорога у фарцовщиков.

Медицина

О качестве советской медицины спорят до сих пор. Во многих её отраслях наши специалисты были лучшими в мире. Это касается офтальмологии, кардиохирургии. Да и терапия у нас была на уровне. В чём-то отставали, не без того. В любом случае в Украине медицина лучше не стала, зато за всё приходится платить. А вот профилактическая медицина, профосмотры для различных категорий граждан и, особенно, для детей – так тут СССР был впереди планеты всей.

Промышленность

Советская доктрина обособленности от всего остального мира требовала полной самодостаточности во всех отраслях промышленности. Поэтому и была создана и выведена в мировые лидеры тяжёлая промышленность, среднее машиностроение (ракетостроение), ну и, конечно, конёк всей системы – «оборонка». Сотни научно-исследовательских институтов (НИИ) под наименованием «почтовый ящик номер такой-то» работали на оборонную промышленность. Зарплаты там были повыше, да и льгот побольше.

Лёгкая промышленность, производящая товары народного потребления, при таком раскладе оказывалась всегда в хвосте. И по качеству и по количеству нужной населению продукции.

Идеология

Идеологией была пронизана вся жизнь советского человека. В детском саду – стишки о Ленине. В школе – октябрята, затем пионерия и комсомол. Сначала всё взаправду и с юношеским жаром, потом, в 80-е, с формализмом комсомольских и партийных собраний. Разрешённые и неразрешённые темы для разговоров. Обсуждение на кухне только с близкими родственниками «политических тем» и страх перед КГБ, с которым так ни разу и не пришлось столкнуться. Запрещённые к просмотру фильмы, записи рок-групп и «самиздатовские» книги.

Понять, что всё это давило, душило свободу слова, было трудно. Не было другой точки отсчёта, примера для сравнения. Поэтому такие проявления советской действительности воспринимались как определённые правила игры. Мы знали правила и играли по ним. Иногда понарошку, иногда всерьёз.

Распад

После горбачёвских перестроек, ускорений и остальной политико-экономической чехарды, пришёл распад СССР. И в 1991 году на Всеукраинском референдуме я, как и миллионы проживавших на территории Украинской Советской Социалистической Республики граждан, проголосовал за независимость Украины. В те годы благодаря умело запущенным слухам все мы свято верили, что Украины кормит половину Союза. И после отделения будем, как сыр в масле, кататься. Отделились и зажили своей жизнью.

Если опустить период лихих 90-х, когда бушевал дикий капитализм, расцветал дерибан государственной, общенародной собственности, буйствовала инфляция и социальная депрессия, то сейчас, вроде как, всё успокоилось. Всё разграблено, поделено, устаканено и приведено к капиталистическому несправедливому знаменателю.

Что же мы получили?

Мы отдаём детей в немногие из уцелевших от перепрофилирования, построенные ещё при Союзе детские сады. И платим, платим, платим… За всё время независимости построено с десяток детских садов.

Потом школа и поборы, поборы, поборы. Плохое качество обучения и платные репетиторы. Развивающие кружки за деньги, занятия спортом за деньги, если можем это себе позволить. А если нет, то детей воспитывает улица, с наркоманией и детской преступностью. Школ, кстати, за время независимости тоже построено столько, что пальцев одной руки будет много.

Если повезёт, ваше чадо поступит в вуз на бюджет, если нет, то вперед в частное учебное заведение. Специальность-то, кое-как, получит, а вот работу вряд ли. И пойдёт молодой специалист торговать на рынок или каким-нибудь офисным клопом работать, или промоутером, мерчендайзером и прочей занимающейся реализацией товаров шушерой.

И заработать на квартиру молодой семье будет в 90 процентах случаев нереально, будут ждать пока «бабушка освободит жилпрощадь».

Заводы в Украине или разграблены-разрушены или перешли в частные руки и работают на «дядин», а не на общенародный карман. Соответственно, социальными программами, строительством жилья и санаториев для рабочих и служащих не занимаются.

Беспристрастная статистика вещает, что за 20 лет в Украине построено менее пятидесяти километров железных дорог. Против нескольких тысяч километров ж/д в УССР во времена Советского Союза.

Идеология зато у нас теперь самая что ни есть, свободная. И говорить можно всё, что угодно. Потому что всем глубоко «по-барабану», о чём и как ты говоришь. Свобода слова в полной красе. И партий у нас теперь, как собак нерезаных, на любой вкус. Но интересы простого человека ни одна не защитит.

А как у нас шикарно в магазинах. Всего навалом: шмотки импортные, электронная техника из Европы и Азии, продукты с ГМО и прочей химией со всего мира!

Выводы

Так вот оказывается, что мы приобрели в результате независимости. Свободу слова и обилие шмоток. Первое, безусловно, приобретение ценное. Сегодня мы уже не сможем жить без свободы слова. Привыкаешь к ней быстро, а отвыкнуть уже невозможно.

Оппоненты, возможно, скажут, что Украина ещё поднимется с колен, разовьёт свою экономику и т.п. Для меня это звучит как сказка, потому что возраст уже не тот, чтобы в сказки верить.

Основное, что мы утратили – это социальная защита, защита государства, забота государства о своих гражданах. Социальная модель государства, когда держава обеспечивает гражданам достойное образование, медицину, пенсии, социальные программы, заменена на либеральную. Либеральная – это от слова liber («свободный»). Гражданам предоставляется свобода – делай что хочешь, в рамках закона, естественно. Но и государство заботы о гражданах с себя сбрасывает. Освобождается. Живи как хочешь. Как хочешь учись, лечись, живи где хочешь или не живи вообще.

Так что, я хреново жил во времена Советского Союза??? Переубедите меня, пожалуйста. Я не бедствую сейчас, у меня нет депрессии и на жизнь я не жалуюсь. Но верить в это враньё не хочу. Советского Союза не вернуть, но зачем же его хаять? Как будто от этого кому-то становится легче.

Мы продолжаем пользоваться всем, что создано, построено и произведено в СССР. Донашиваем, как старые одёжки, заводы, дороги, школы и больницы, ничего не производя взамен. Надолго ли ещё хватит?

За всю историю СССР не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили дорогой, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой розни. Власть считала их «чужаками» и с ними боролась.

Вольное племя

Цыгане - закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные («гадже»).

Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча, особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома, устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской системы.

Коллективизация

Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года - немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.

Советская власть вовсю «раскулачивала» цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну - они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах «красный угол», крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но... Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.

Паспортизация

Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане «бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд.

Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». 27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки. Города были разделены на «открытые» и «закрытые». Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган.

Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.

Монисто как валюта

Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты. Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество.

В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. «Правонарушители» не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.

Указ об оседлости

Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.

Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах.

Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости.

Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане - свои.

Зимним днём 30 декабря 1922 г.-- 1-й съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. 90 лет прошло с тех пор, а мы до сих пор не можем определиться, чем было «первое в мире государство рабочих и крестьян». Беспрецедентным прыжком к свободе - или невиданным экспериментом над народом, призванным показать всему миру, как не надо развивать народное хозяйство?

Мощь и справедливость...

Армия. СССР был одной из двух мировых сверхдержав, а советская армия - мощнейшей в мире. На во-оружении состояло 63,9 тыс. танков - больше, чем во всех остальных странах. Ракетно-ядерный щит включал 1200 баллистических ракет на суше и 62 атомные подлодки на море. Численность Во-оружённых сил после войны доходила до 3,7 млн человек.

Равенство. Уровень благосостояния «низов» и «верхов» в стране различался, но не в десятки раз, советский средний класс составлял подавляющее большин-ство населения. Квалифицированный рабочий мог зарабатывать даже больше директора завода, на котором он трудился.

Отдых. Право на отдых было не пустым звуком для советских людей. К 1988 г. в стране работало 16 200 санаториев и домов отдыха, проживание и лечение в которых граждане оплачивали частично.

...или нищее рабство?

Упадок. Хвалёные всеобщее образование и медобслуживание под конец ХХ в. безнадёжно отстали от мирового уровня.

Лидерство в оборонке обернулось провалом в производстве промышленных товаров для населения: ширпотреб выпускался по остаточному принципу и в массе своей был отвратительного каче-ства.

Тюрьмы. Только с 1921 по 1940 г. к различным срокам заключения приговорили примерно 3 млн человек.

В 1930 - 1931 гг. были раскулачены и выселены более 380 тыс. крестьянских семей. На этапе становления СССР были репрессированы целые группы населения: предприниматели, священники и др. ГУЛАГ стал одним из символов советского строя.

Дефицит. Советский народ никогда за всю историю не жил в изобилии. Даже в относительно благополучные 70-е в дефиците оказывались то туалетная бумага, то колготки, то пиво, не говоря уже о колбасе.

Цензура. Цензура в СССР охватывала все области жизни, включая СМИ, литературу, музыку, кинематограф, театр, балет и даже моду. Выдающиеся писатели и поэты - Солженицын, Войнович, Довлатов, Бродский и др. - были вынуждены покинуть родину.