Что делать если много плохих оценок. Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? Ребенок боится получить плохую оценку, сильно нервничает перед контрольными? Что делать

Иногда родители могут казаться вам врагами, но на самом деле они ваши лучшие друзья. Если вы боитесь рассказать им о плохой оценке, то помните, что они расстроятся или разозлятся только на короткое время и только потому, что они заботятся о вас и хотят, чтобы у вас была хорошая успеваемость. Честно расскажите родителям о плохой оценке – так вы смягчите последствия такого разговора.

Шаги

Часть 1

Подготовка к разговору с родителями

    Рассмотрите свой табель успеваемости. Посмотрев в табель, можно определить, по каким предметам у вас отличная успеваемость. Кроме того, вы можете увидеть, какие предметы необходимо подтянуть. Если вам что-то не понятно или вы с чем-то не согласны, поговорите с учителем. Вам необходимо будет поговорить с родителями о своих оценках, поэтому вы должны сами понимать, что к чему.

    Подумайте о том, почему вы получаете плохие оценки. Запишите все возможные причины, по которым вы получали плохие оценки последнее время. Первое, что захотят узнать ваши родители, это причины, по которым вы получили плохие оценки. Будьте готовы объяснить им эти причины. Не обманывайте. Ниже вы найдете возможные причины плохой успеваемости:

    Поговорите с учителем. Если вы знаете, что в четверти или семестре у вас будет низкий балл, поговорите с учителем о том, как можно исправить оценку. Честно расскажите учителю причины вашей неуспеваемости.

    • Спросите, можно ли получить дополнительную оценку, выполнив какое-то задание.
    • Узнайте мнение учителя о вашей успеваемости. У учителей большой опыт работы с отстающими учениками, и они могут подсказать вам причины вашей неуспеваемости, о которых вы даже не догадывались.
    • Попросите совета о том, как лучше изучать и усваивать материал предмета.
  1. Составьте план повышения успеваемости. Используйте всю информацию, которую вы получили, просматривая свой табель самостоятельно, а также советы учителя. Благодаря этому ваша успеваемость значительно улучшится уже в следующем семестре. Когда будете разговаривать с родителями, покажите им составленный план. Этим вы покажете, что признаете допущенные ошибки и готовы предпринять действия по их исправлению. Родители увидят, что вы ведете себя как взрослый человек, который видит свои ошибки и готов сделать все возможное, чтобы исправить их. Благодаря этому родители с большей готовностью поверят вашему обещанию улучшить свою успеваемость. Ниже перечислены способы, которые помогают улучшить оценки:

    Составьте свой режим дня. Все люди разные, поэтому очень важно составить график, следовать которому будет вам удобно. Напишите расписание, в котором отведите место выполнению домашнего задания и отдыху. Вы можете сразу приступить к выполнению домашнего задания после школы или же отдохнуть пару часов, после чего сделать уроки. Выберите то, что подходит вам.

    • Приступайте к выполнению домашнего задания в одно и то же время каждый день. Если вы научитесь следовать установленному графику, ваша успеваемость значительно улучшится.
  2. Ставьте перед собой реалистичные цели. Подумайте о том, почему хорошие оценки важны для вас. Чем вы хотите заниматься в будущем? Многие ученики хотят получить дополнительное образование и устроиться на хорошую работу. Вы уже решили, где будете учиться после окончания школы? Если вы уже знаете, кем вы хотите стать, вы сможете сосредоточиться на изучении предметов, знания которых вам понадобятся в будущем. Узнайте, какие требования предъявляются к поступающему в учебное заведение. Кроме того, узнайте, какой средний балл аттестата считается наиболее предпочтительным для поступления.

    Часть 2

    Разговор с родителями
    1. Не пытайтесь скрыть свой табель от родителей. Хотя у вас может возникнуть такое желание, не поддавайтесь искушению. Если вы будете пытаться утаивать оценки от родителей, вы покажете свою незрелость. Однако если вы будете готовы честно рассказать им о своих достижениях и промахах, вы проявите себя как ответственная личность. Кроме того, если родители узнают о том, что вы пытались утаить от них правду, они могут очень разозлиться, что вас вряд ли порадует.

      Поговорите одновременно с обоими родителями. Даже если у вас доверительные отношения с одним из родителей, стоит поговорить сразу и с папой и с мамой. Этим вы покажете, что готовы признавать свои ошибки и обсуждать их с родителями. Благодаря этому вы сможете завоевать уважение своих родителей.

      • Скажите родителям, что у вас есть плохие оценки, прежде чем показать дневник или табель. Лучше услышать плохую новость, чем увидеть ее на бумаге. Реакция родителей будет не такой резкой.
    2. Объясните причины вашей плохой успеваемости. Родители должны знать, почему на ваш взгляд вы получили плохие оценки. Этим вы покажете, что вы открыты к диалогу с родителями. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах. Покажите составленный вами список причин и обсудите его с родителями. Будьте честны с родителями.

      Покажите родителям составленный вами план действий по исправлению плохих оценок. Расскажите родителям, что вы планируете предпринять, чтобы улучшить успеваемость. Объясните им каждое свое действие и почему оно должно принести результат. Покажите свой план в письменной форме, чтобы родители могли увидеть, что вы готовы сделать для того, чтобы ваши оценки стали лучше. Попросите родителей дать вам совет о том, какие еще действия можно внести в этот список.

      Узнайте, какие оценки ваши родители считают плохими. Вы должны четко понимать, какие оценки для родителей являются плохими, а какие – хорошими. Благодаря этому вы будете знать, чего они ожидают от вас.

      Сосредоточивайтесь на положительном. Беседуя с родителями, упомяните о положительных сторонах табеля. Даже если у вас в табеле не только хорошие оценки, обратите внимание родителей на положительную сторону вашей успеваемости. Иногда это сложно сделать, однако постарайтесь сосредоточиться на своих достижениях. Вы можете обратить их внимание на хорошее поведение или безупречную посещаемость школы.

      • Обратите внимание родителей даже на незначительные улучшения. Вам удалось улучшить оценку по какому-то предмету? Вы уже длительное время сохраняете удовлетворительный уровень по точным наукам?
      • Не позволяйте плохим оценкам затмить вашу усердную работу. Безусловно, в вашем табеле есть хорошие оценки, на которые родители должны обратить пристальное внимание. Также подумайте о плохих оценках. Родителям не нравится ваша оценка по истории? Какая оценка по этому предмету у вас была в прошлом году? Возможно, в этом году вам удалось улучшить оценки. Если это так, скажите родителям об этом. Кроме того, пообещайте им, что вы будете делать все возможное, чтобы повысить успеваемость!
    3. Не думайте, что ваши родители очень рассердятся на вас. Ваши родители тоже были детьми, поэтому вряд ли они будут слишком суровы. Родители, скорее всего, помнят, что и они получали плохие оценки, поэтому, если это ваш первый раз, попросите их проявить понимание. Помните, если вы будете говорить с ними спокойно, вы вызовете меньше негодования и проявите себя с лучшей стороны.

      • Будьте вежливы и проявляйте уважение, даже когда вы расстроены. Скорее всего, узнав о вашей плохой оценке, ваши родители рассердятся, но не позволяйте себе сердиться в ответ.
      • Будьте готовы принять наказание от родителей.
    4. Будьте оптимистом. Плохие оценки – это вовсе не конец света. Тем более вы можете улучшить свои оценки. Кроме того, у вас уже есть план решения этой проблемы! Пообещайте родителям и самому себе, что вы будете делать все возможное, чтобы следовать своему плану. Ваша успеваемость должна быть очень важна для вас.

      • Не сдавайтесь! Даже если вы очень расстроены, не стоит опускать руки. Не говорите родителям:«Я не смогу улучшить оценки! Я неудачник! Я глупый! Это невозможно!» Вряд ли с таким мышлением вам удастся сохранять положительный настрой. Если поставленная цель кажется недостижимой, попробуйте разбить ее на более мелкие. Скажите себе: «Я постараюсь хорошо написать контрольную работу и улучшить оценку хотя бы на один балл». Достижение таких небольших целей поможет вам улучшить успеваемость.
    5. Попросите родителей поговорить с другими родителями или с вашим учителем. Возможно, вы думаете, что причиной вашей неуспеваемости является преподаватель. Будьте честны. Не обвиняйте учителя без веских оснований. Это только ухудшит ситуацию. Тем не менее, если вы знаете, что и другие ученики также плохо понимают этот предмет или учитель не готовит вас к самостоятельным и контрольным работам по этому предмету, сообщите об этом родителям.

    6. Попросите родителей помочь вам улучшить оценки. Скажите им честно, что вам сложно придерживаться ежедневного графика. Попросите родителей контролировать вас. Пообещайте родителям, что вы не начнете возмущаться, если они будут контролировать выполнение составленного вами плана. Кроме того, родители могут помочь вам следующим образом:

      • Родители могут объяснить вам сложный материал доступными словами. Иногда учителя и учебники излагают предмет так, что его трудно понять. Родители знают вас лучше, поэтому они могут понятнее объяснить вам материал.
      • Родители могут помочь вам делать карточки для запоминания материала.
      • Родители могут задавать вам вопросы по изученному материалу.
      • Родители могут проверять ваше домашнее задание и исправлять ошибки.
      • Родители могут давать вам дополнительные задания (вне школы), чтобы вы больше практиковались и могли лучше уяснить материал.
      • Вы должны понимать, что ваши родители – занятые люди, и они не могут уделять вашему домашнему заданию много времени. Поэтому будьте благодарны вашим родителям за любую помощь, которую они оказывают вам.
    7. Попросите родителей нанять репетитора. Репетитор поможет вам улучшить успеваемость. Однако помните о том, что услуги репетитора, как правило, дорогие. Не расстраивайтесь, если родители не смогут выполнить вашу просьбу.

      • В качестве репетитора может выступить ваш одноклассник, прекрасно знающий предмет, по которому у вас плохие оценки. В этом случае вы получите необходимую вам помощь, а вашим родителям не придется тратить много денег на репетитора.
    8. Рассказывайте родителям о текущих оценках. Если вы честно будете сообщать родителям информацию о полученных оценках, для них не будут удивлением низкие баллы в табеле. Показывайте им ваши самостоятельные и контрольные работы. Просите родителей на выходных просматривать ваше домашнее задание. Это позволит им следить за вашей успеваемостью.

      • Выполняя все домашние задания вовремя, вам будет легче определить, что вам непонятно. Если вы получили плохую оценку по контрольной работе, обсудите с родителями, в чем корень проблемы, а также как можно исправить отрицательную оценку. Это поможет вам справиться с любыми трудностями, с которыми вы сталкиваетесь в школе.
    • Если вас лучше понимает один из родителей, сначала поговорите с ним. Затем поговорите одновременно с обоими родителями.
    • Если родители расстроились, сохраняйте спокойствие. Не затевайте ссору. Этим вы только ухудшите ситуацию.
    • Поговорите с родителями в разумном тоне и выслушайте их. Они просто хотят, чтобы у вас все было хорошо.
    • Выпустите пар. Побейте подушку, прокатитесь на велосипеде, поиграйте в компьютерную игру или послушайте музыку. Избегайте ссор с родителями.
    • Будьте готовы принять разумное наказание. Этим вы покажете, что серьезно относитесь к сложившийся ситуации, и, что подобное больше не повторится.
    • Помните, что родители всегда будут любить вас таким, какой вы есть, даже если вы получите плохую оценку!
    • Скажите родителям, что учиться в школе трудно, и что их поддержка и помощь может помочь вам повысить успеваемость.
    • Обращайте их внимание на положительные моменты. Пообещайте исправить плохие оценки.
    • Показывайте табель своим родителям. Ваши родители будут злиться еще больше, если вы попытаетесь скрыть истинные оценки. Поэтому не стоит подделывать оценки. Сообщите родителям о том, что вы собираетесь сделать, чтобы улучшить оценки.
    • Не стоит говорить: «Мои одноклассники постоянно разговаривают и отвлекают меня». Этим вы покажете, что пытаетесь уйти от ответственности. Будьте честны и готовы отвечать за свои неправильные действия.
    • Подготовьтесь к худшему развитию событий, но в то же время, сохраняйте положительный настрой.
    • Некоторые родители ожидают многого от своих детей. Обратитесь к родителям за помощью, если вам что-то непонятно. Скорее всего, они с готовностью помогут вам.

    Предупреждения

    • Покажите плохую оценку родителям, когда у них будет хорошее настроение. В противном случае они могут выместить свою агрессию на вас.
    • Не подделывайте подписи родителей. Учитель может рассказать об этом вашим родителям.
    • Не прячьте свой дневник или табель. Рано или поздно ваши родители все узнают, и это может их разозлить.
    • В некоторых культурах, особенно в азиатских странах, вы не сможете или даже не захотите следовать описанным выше шагам. В этих странах родители ждут от своих детей результатов. Дети делают все возможное со своей стороны, чтобы соответствовать требованиям родителей. Даже если вы сделаете все от вас зависящее, родителям будет сложно понять вас, если вы не получите положительный результат.
    • Ваше представление о том, какой должна быть хорошая успеваемость может отличаться от представления ваших родителей. Даже если вам удалось улучшить оценки до среднего уровня, родители могут требовать от вас, чтобы вы стали отличником.
    • Не бойтесь разговаривать с родителями по поводу плохих оценок. Родители наверняка все забудут и простят. Не переживайте, если на это понадобится много времени. Ваши родители желают вам самого лучшего.
    • Никогда не обманывайте родителей. Это только усугубит ситуацию!

Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.

Шаги

Часть 1

Сохраняйте спокойствие

    Позвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.

    Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.

    На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!

    • Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – "Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!" – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: "Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?"
  1. Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.

    • Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.

    Часть 2

    Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
    1. Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.

      • Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем:
        • Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
        • Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
        • Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
    2. Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.

      Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.

      • Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.

    Часть 3

    Успех в следующем тесте
    1. Занимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.

      Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.

      Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала.

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с ситуацией подобного неуспеха. «Садись, два!» — выносит свой вердикт учитель. И зачастую непонятно, а что же делать дальше? Мысли путаются, захлестываемые эмоциями, и в итоге наши действия могут не отличаться разумностью. Давайте попробуем разобраться в том, что имело бы смысл сделать, когда мы получаем плохую оценку (для краткости назовем ее «двойкой», хотя у каждого свое понимание «плохости», и это может быть оценка от 1 до 4).

Итак, первое, с чем мы сталкиваемся — наша собственная самооценка. Иногда она существенно снижается, стоит нам получить двойку. Поэтому в первый момент после получения двойки важно себя на секундочку остановить и напомнить самому себе, об очень простой вещи. Из-за плохой оценки вы не становитесь хуже. Не становитесь глупее от того, что не смогли решить задачу, не становитесь неприятнее от того, что не выучили правила и исключения, не становитесь недостойным, оттого, что не можете написать формулу цветка бобовых. Плохая оценка отражает лишь неэффективность в каком-то конкретном действии. По сути, это определенный указатель, напоминающий вам о том, на какие области знания нужно обратить чуть более пристальное внимание.

Допустим, вы успокоились, смогли прийти в себя. И в этот момент возникает следующий вопрос – а как отреагируют родители. Довольно часто, автоматически возникает мысль – «родители меня убьют».

Имеет смысл взглянуть на ситуацию чуть объективнее. Чтобы было легче это сделать, попробуйте вспомнить, как родители реагировали на плохие отметки в прошлый раз. В любом случае, убивать вас не будут. Да, родители вряд ли обрадуются и вряд ли будут вас награждать за заслуженную двойку. Скорее всего, они так или иначе выскажут свое неудовольствие, возможно, каким-то образом вас накажут.

Поэтому следующая мысль, которая обычно нас искушает – «ничего не рассказывать родителям». Мысль настолько же заманчивая, насколько и неэффективная. Тот, кто пробовал что-то скрывать, наверняка уже знает, что родителям рано или поздно все станет известно. И если до этого они были бы расстроены исключительно плохими отметками, то теперь к этому примешаются еще и неприятные переживания, связанные с вашим обманом – в результате и наказание может оказаться суровее, и доверие к вам будет подрываться. Еще один минус заключается в том, что, скрывая свои отметки, вы становитесь жертвой случайностей. Раскрыть вас могут в любую секунду, и чаще всего это происходит в самый неподходящий момент. Когда же вы рассказываете о своих школьных трудностях самостоятельно, у вас есть возможность морально подготовиться, а иногда и выбрать подходящее время для подобного разговора. Иногда возникает еще одна иллюзия – мысль о том, что вы сами со всем справитесь. Следуя за ней, вы рискуете – ведь иногда проблемы растут как снежный ком. Вам будет гораздо легче предотвратить различные сложности совместно с родителями, чем пытаться как-то справиться с ситуацией, когда вы погрязли в задолжностях, да и родители злы на вас из-за того, что происходящее скрывалось слишком долго.

Итак, мы собрались с силами и готовы рассказать родителям о своем неуспехе. Как это лучше сделать? Каждый из вас неплохо знает своих родителей и наверняка сможет выбрать время, когда они будут в достаточно хорошем расположении духа. Если вам по-прежнему очень страшно, начните разговор с тем из родителей, с кем у вас более доверительные отношения. Что же стоит сказать?

«Я получил два, потому что много отвлекался на контрольной» — «На следующей контрольной я буду сосредоточен»

«Я получила двойку, потому что пропустила эту тему и не все поняла» — «Теперь я постараюсь полностью разобраться в этой теме, чтобы больше не попадать в такую ситуацию»

«Я не сдал контрольную, потому что не выучил» — «Теперь перед контрольным сажусь учить все еще серьезнее»

«Учительница занизила мне оценку» — «Я постараюсь наладить отношения с учительницей или хотя бы узнать, что нужно для получения хороших оценок»

Все эти рекомендации могут помочь вам спокойнее и свободнее рассказать о плохих оценках, но все это будет бесполезно, если вы сами не предпримете конкретных действий, чтобы улучшить свою успеваемость . Важно, чтобы ваш план от слов перешел бы к делу, тогда и рассказывать о своих двойках вам придется значительно реже.

Резюмируем. Когда мы получаем плохую оценку, мы:

  1. Даем себе успокоиться
  2. Морально готовимся рассказать родителям о своих сложностях
  3. Обсуждаем ситуацию с родителями
  4. Предпринимаем конкретные шаги для улучшения своей успеваемости

Успехов вам в учебе.

Сергей Ельхимов,

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

– как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?


1.
Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

Да о чём угодно - о том, что ребёнок уже знает программу, что этот предмет ему неинтересен, что он плохо преподаётся…

Да о чём угодно - о том, что ребёнок уже знает программу, что этот предмет ему неинтересен, что он плохо преподаётся… Но точно не о реальном уровне знаний.

Бытует школьный стереотип: чтобы состояться в жизни, нужно быть отличником, или, по крайней мере, учиться хорошо. С другой стороны, на слуху имена известных личностей, которые были круглыми двоечниками: Уинстон Черчилль, Билл Гейтс, Александр Пушкин, наконец.

Сегодня мы расскажем о первой встрече «Разрушителей мифов» с экспертами и психологами, родителями и школьниками, которую провел профориентационный сервис «Профилум» , чтобы понять: что школе и родителям делать с троечниками?

Отношение родителей к оценкам, которые дети получают в школе, неоднозначно. Кто-то считает, что тройки - это плохо, другие уверены, что именно троечники составят будущий креативный класс. Школьникам часто говорят, что плохие оценки, в том числе «тройки» станут препятствием в жизни: ты плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в хороший вуз и непонятно, как будешь жить дальше. Так ли это на самом деле?

Истории двух Дим

Дима, закончил школу несколько лет назад:

В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?

Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».

Мама второклассника Димы:

Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.

Роль школы меняется

Это лишь два примера того, почему дети могут получить плохие оценки, в том числе компромиссные «тройки». Школьные отметки - это лишь косвенный показатель знаний. Настоящая проблема - в отсутствии мотивации усваивать материал. В этом случае родители ищут возможность дать ребенку лучшее образование, подойти к этому вопросу нестандартно.

Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа должна отвечать на запросы родителей. Есть ли сегодня у нас выбор, в какую школу отдавать ребенка? Фактически нет! Поэтому родителям приходится доделывать то, что не смогли учителя. Но сам факт, что родители задаются вопросом «что делать?», если у ребенка «плохие оценки», говорит о том, что проблему можно решить.

Роль школы в жизни людей за прошедшие годы изменилась. Раньше те, кто не справлялся, отправлялись «на камчатку», а потом исключались из школы. Сегодня же ребенка нельзя даже оставить на второй год, хотя некоторые родители даже просят об этом в воспитательных целях.

Людмила Петрановская,

Шансы людей, умеющих только сидеть на месте и выполнять простые алгоритмические операции, оказываются нулевыми, так как машины уже сегодня во многих аспектах оказываются эффективнее людей. Школьникам нужен новый подход, новые знания. При этом проблема отсроченного педагогического результата, когда школьник не понимает, зачем ему дают те или иные знания, компенсируется оценками, которые заменяют мотивацию. Но поколению цифровых аборигенов, которые учатся пользоваться сенсорным экраном раньше, чем говорить, увлекаются киберспортом и видеоблогами, нужен совершенно иной подход. В отличие от прошлых поколений, они могут задаваться вопросами: «Зачем мне это надо?», и стараться заставить их учиться плохими оценками практически бесполезно.

Нина Добрынченко-Матусевич, лидер Родительской лиги, активная мама троих детей

Сегодня образование уже не является социальным лифтом и само по себе не может никого никуда вытащить. Люди осознают эту ситуацию, но реагируют по старинке. Они предлагают вернуть ту систему образования, которая помогала нам и нашим родителям, только сделать её сильнее и лучше. Вместо этого нужно создавать новые форматы обучения и оценки полученных знаний.

Статистика показывает, что российские оценки сильно оторваны от реальности. Если в США каждый балл в школе даёт прирост к зарплате на 7%, то в России наблюдается снижение зарплаты на 7% с увеличением среднего балла - из-за уклона карьеры в академическую среду, где уровень оплаты труда ниже. В нашей стран большее значение имеет наличие опыта работы. Как показали исследования ВШЭ, если человек где-то работал во время учебы, его зарплата оказывается выше на 33%. При этом работа во время учебы, как правило, не влияет на успеваемость.

Оценка развращает и школу, и систему образования

В целом, как отмечают психологи, оценки часто превращаются в лейтмотив: в большинстве случаев никого не интересует, что действительно знает ребенок - важно, какие оценки он приносит.

Мария Волошина, практикующий психолог в системе образования

Выбрать учителя для ребенка - это практически недоступная опция. Важно понять, как в настоящей реальности поддержать родителя и ребенка. Помощь школьного психолога для родителя заключается в том, чтобы помочь ему «отлепить» оценку от ребенка. Помочь родителю понять, какой вообще его ребенок, чем он хорош? - такие вопросы вводят родителей в ступор. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком садится и начинает разбираться, видит прогресс, работает над ошибками

Чтобы оценки были объективными, должны быть чёткие критерии, чтобы результат можно было понять и оспорить. Например, в западных странах колледжи ранжированы по средним зарплатам выпускников, абитуриентам хорошо известно, какой балл нужно набрать по итогам обучения в школе, и это позволяет говорить о взвешенной роли оценок в жизни человека.

Людмила Петрановская, психолог, блогер, автор нескольких книг, создатель Института развития семейного устройства

В психологическом контексте мы должны понимать, что при использовании оценки для выражения субъективного отношения неизбежно формируется страх плохой оценки ребенка. Нужно отделить зёрна от плевел, ставить оценку действиям, знаниям, поступков человека от оценки самого человека. Педагоги должны оценивать конкретные действия детей в рамках образовательного процесса. Нужно оценивать, как ребенок познаёт, как он коммуницирует с внешним миром.

Какой должна быть оценка?

Чтобы оценка не была сдерживающим фактором в развитии ребенка, родителям, учителям и самим детям нужно изменить отношение к ошибкам, так как они являются элементом естественного этапа обучения. По мнению психологов, существует три уровня мотивации: увлечённость, преодоление, избегание. И если сегодня «тройка» может сформировать в человеке именно паттерн избегания, нужно всячески работать над тем, чтобы подобная отметка стимулировала к преодолению, а ещё лучше - к увлеченному изучению предмета.

Виталий Алтухов, руководитель отдела разработки и исследований «Профилум»

Школьная оценка слишком обобщена и относительна. Она не позволяет судить о реальном потенциале ребенка. Чтобы раскрыть его, нужно использовать дополнительные метрики - оценить реальные интересы и способности ребенка, а также выявить таланты, которые могут и не проявиться в школе. Наша технология позволяет всесторонне оценить потенциал ребенка, выявить его истинные таланты, и подбирает под них конкретные варианты профессий, оптимальных внешкольных курсов и карьерных траекторий. опубликовано