Что такое обелиск определение для детей. Где находится большинство египетских обелисков? Северный карьер расположен рядом с кладбищем Фатимидов, в южной части Асуана

June 5th, 2015 , 06:11 pm

Древние обелиски есть в Париже, Лондоне, Санкт-петербурге, Стамбуле и в других городах.

Вот некоторые из них: Париж

Сразу же вызывают вопросы - происхождение оной - начало 19-го века....
Описание его истории я взял отсюда: http://parisweb.ru/ploshhadi-parizha/ploshhad-soglasiya.html

Некоторые моменты повторю:
Луксорский обелиск. Фонтаны Гитторфа.
Париж. Площадь Согласия 21 декабря 1833 года в период правления Луи-Филиппа, в Париж из египетского храма Амона был привезён луксорский обелиск Рамсеса II, подаренный правителем Египта - Мехмед Али. По решению короля Франции, гранитный обелиск розового цвета, высотой 23 метра и весом 230 тонн, был установлен в центре площади Согласия. Все стороны обелиска были расписаны иероглифами, воспевающими фараонов Рамсеса II и Рамсеса III......
.....Два года и 25 дней потребовалось, что бы доставить дар Мехмеда Али из Египта во Францию, для этого было специально построено огромное судно – «Луксор». Не всё шло по плану и обелиск ещё долго (три года) ждал своей очереди на берегу реки Сены пока шёл монтаж подъёмных устройств, созданных инженером Аполлинером Леба. В августа 1835 года, после стольких лет ожидания, на гранитный пьедестал был водружён монументальный обелиск, всего за три часа! В память о транспортировке и установке на постамент многотонного сооружения были нанесены некоторые эпизоды, рассказывающие об этом процессе.

Вот так-то. А вы говорите сложно - ТРИ ЧАСА, и память на века.

Вот фотографии других: Рим


Вот сравнительно-ознакомительные фотографии:

Гелиополь, Лондон, Нью-Йорк.

Сходство их очевидно.

У историков все просто, произведен пару тысяч тому, стоял где-то в Египте, потом туристу приглянулся, или фараон какой в подарок отгрузил, а дальше - погрузили на корабль, привезли, установили. Они же гуманитарии, их технические вопросы вообще не беспокоят. Тем более если в източниках, есть много очень подробных рисунков:

Ведь глядя на эти картинки, вопросов и сомнений совсем не остается? Правда?

Или на слонах привезли:

Ну ладно, в 19-м веке. Корабли были грузоподьемностью более 300 тонн. (Такелаж, перевозку по морю в шторма, погрузку и разгрузку оставим на совести историков), но как их возили раньше?

Вот что говорит официальная история о других, более ранних:

Обелиски присутствуют на средневековых гравюрах:

Воспользуюсь описанием взятым отсюда:
http://borgen.mybb.ru/viewtopic.php?id=137
за что огромная благодарность автору:

Обелиск на площади Парламента

История этого обелиска начиналась во времена правления фараона XXVI династии Псамметиха II (594-588 гг. до н.э.), который в Гелиополисе воздвиг гранитный обелиск высотой 21,79 м, весом 250 тонн. В 10 г. до н.э. Август в ознаменование победы над Клеопатрой повелел перевезти этот обелиск в Рим.
Обелиск стал основой для гигантских солнечных часов с размерами циферблата 170 на 180 м. Тень от обелиска падала на 12 секторов, указывая время суток. Однако место, на котором были устроены часы, ежегодно заливалось Тибром, поэтому уже через несколько десятилетий обелиск покосился, а надписи на циферблате стали неясными. Известно, что император Домициан приказывал выправить обелиск, и все же через некоторое время обелиск упал. В 1748 г. обелиск был обнаружен к северу от дворца Монтечиторио, и в 1792 г. его установили на площади Парламента.
В наши дни археолог Эдмунд Бухнер, опираясь на литературные данные и астрономические расчеты, после 6 лет поиска на глубине 8 м в отложениях, нанесенных Тибром, под фундаментом одного из домов нашел плиты с изображением зодиакального знака Девы. После этого не представило труда рассчитать и положение других секторов циферблата. Однако восстановить самые большие в мире солнечные часы не представилось возможным, так как для этого пришлось бы снести целый район итальянской столицы, и в первцю очередь-здание Парламента, которое само по себе является памятником архитектуры.

Обелиск на Пьяцца дель Пополо.

В 10 г. до н.э. после покорения Египта в Рим перевезли обелиск Рамзеса II (высота 24 м, с пьедесталом около 37 м, возраст 3400 лет) и установили его на арене Большого цирка (Чирко-Массимо). С течением времени обелиск разрушался и уходил все глубже в землю, пока не затерялся совсем. По распоряжению Папы Сикста V на арене Большого цирка начали раскопки.
В их ходе нашли фрагменты обелиска, которые в 1589 г. арх. Д.Фонтана отреставрировал, скрепив три блока в единый массив. Получившийся обелиск назвали обелиском Фламиния и установили на Пьяцца дель Пополо.
В 1824 г. его окружили фонтанами в виде четырех мраморных львов - копий античных львов, стоящих у подножия Капитолия. Центральная мраморная чаша, сделанная по рисунку Дж. делла Порта, стоит на фрагменте колонны из Золотого дома Нерона. Ведущие к фонтану ступени выполнены по рисунку арх. Валадье.

Судя по иероглифическим надписям на гранях обелиска, он был создан во время правления сына Рамзеса II Меренпта (1223-1211 гг. до н.э.). Обелиск был установлен в Гелиополисе, религиозном центре Древнего Египта. Август приказал перевезти этот обелиск в Рим и посвятить его богу Аполлону, обеспечившему ему победу над Антонием и Клеопатрой.

Обелиск Эсквилин на площади Санта Мария Маджоре.
Высота обелиска-14,75 метра. Был установлен на площади по приказу Папы Сикста V. Это один из двух обелисков, установленных первоначально перед входом в мавзолей Августа на Марсовом поле.

Хочу добавить, что не следует путать обелиск Эсквилин с другим памятником средневековья. Перед церквью установлена колонна из базилики Максенция (на Римском Форуме), увенчанная статуей Девы Марии. Колонна со статуей находится опираются на остатки египетского обелиска, установленного на площади в 1587 г.

Квиринальский обелиск.
На Квиринальском холме перед зданием дворца Президента Итальянской республики расположена площадь Монтекавалло (piazza di Montecavallo – Холм Коней), получившая такое название благодаря мраморным статуям легендарных близнецов Диоскуров, ведущих под уздцы коней.
Эти статуи были найдены в термах Константина, построенных в 315 г. и находящихся на Квиринале.
Статуи Диоскуров установлены у подножья египетского обелиска. Гладкий, без надписей обелиск из красного гранИта водрузили на площадь в 1786 г. Его высота 14,63 метра и он является близнецом обелиска на Эсквилине.

Обелиск на Пьяца Испании.
Площадь Испании-один из самых посещаемых туристических обьектов в Риме. Площадь сугубо для пешеходов, тут же можно снять для прогулки конный экипаж, от площади отходит знаменитая римская улица Via Condotti с бутиками всех известных мировых дизайнеров. От фонтана Баркаччиа, который построил в 1629 году Пьетро Бернии, наверх к церкви Тринита дель Монти поднимается роскошная лестница со 138 ступенями, которые в 1723 году соорудил Франческо де Сантис. Подняться по лестнице-тоже проблема из-за сидящих парочек. От себя замечу, что уборку площади и прилегающей территории осуществляли 2 медлительных итальянки, по-этому сидеть на ступеньках, не подложив какой-нибудь пакет, было невозможно. Ну и ещё один минус-толпы надоедливых бангладешцев, предлагающих купить всякий хлам. Впрочем, уличные настырные торговцы-это бич современного Рима. В верхней части лестницы перед церковью в 1789 г. был воздвигнут обелиск высотой 13,91 м.
Считается, что этот обелиск был вырублен в Египте по заданию римлян. В 200 или 300 г. он был доставлен в Рим для украшения садов Салюстия, тогда же на гранях обелиска были нанесены иероглифы, скопированные с обелиска, установленного на площади Дель Пополо.

Латеранский обелиск.
В феврале 1587 г. на территории древнего Большого цирка, на глубине более 7 метров случайно был обнаружен обелиск, расколотый на три части. В раскопках участвовало более 500 человек, при этом еще 300 человек во время этих раскопок удаляли воду, постоянно поступавшую в котлован из обильного подземного источника. После соединения вместе трех частей высота обелиска составила 32,18 м.
Этот обелиск был установлен на площади перед Латеранским дворцом.
К созданию этого обелиска древние мастера приступили при жизни египетского фараона Тутмоса III (1490- 1486 гг. до н.э.). Из текста стало известно, что это был первый случай создания обелиска в единственном числе. До и после этого обелиски создавались парами.

Обратите внимание на "глубину залегания"... 7 метров. Бывает.... просел под собственной массой. Упал от ветра, культурными слоями засыпало...

Обогнув Пантеон, мы выходим на Piazza della Minerva и вновь увидим древнеегипетский обелиск, - на этот раз дополненный удивительным монументом Бернини.
Обнаружив этот маленький обелиск из красного гранита (5,47 м), относящийся к 6 в. до н.э. в доминиканском монастыре Санта Мария сопра Минерва, папа Александр VII Киджи тут же решил установить его на площади перед церковью и доверил проект памятника Бернини, который придумал для него базу в виде слоненка.
Хочу сказать, что мастер не сразу пришёл к такому решению. Известны несколько вариантов будущего памятника, эскизы которых я хочу вам показать:

а вот уже и слонёнок:

По-видимому, мастера вдохновил опубликованный в конце 15 в. роман Франческо Колонна о символизме египетских иероглифов. Стела в памятнике символизирует божескую мудрость, которая спускается в твердую голову, изображаемую слоном, о чем говорит надпись на основании "Необходима прочная голова, чтобы выдержать твердые знания", намекающая на Александра VII.
Поскольку Бернини слона никогда в жизни не видел и работал опираясь на описания очевидцев, этот памятник сегодня известен как „Pulcino della Minerva”, что произошло от бытовавшего в 18 веке названия „Porcin della Minerva”, подчеркивавшего сходство слоненка с поросенком. Жители Рима верят, что чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно потрогать слона-поросенка за хвост.....

Вообще о предназначении Обелисков некоторые говорят - это солнечные часы. Тогда понятно причем тут Египет. Как бы оттуда бог Солнца Ра. Но думаю что культ этого "Египетского Бога", был распространен не только в Египте, раз элементы египетского стиля присутствуют по всему миру:

Да, да, это здание МИДа РФ. Оказывается оно тоже имеет Египетские корни в архитектуре....

Пора делать выводы - из вышеприведенного материала понятно, что Египетский стиль присутствует в Европе и Америке. Наверное и в других районах тоже. В 19-м веке во время "массового интереса к древностям". из Египта "на деревянных судах перевезли десятки Обелисков по всему миру. Этот же трюк массово проворачивали и предки. И пусть вас не смущает техническая невозможность этого процесса. Историкам достаточно факта присутствия, описания процесса, подтвержденного гравюрами установки. Остальное - это занудство скептиков с инженерным образованием.

Удачи и Разума всем

Который внешне имеет вид тонкой каменной стрелы, наконечник которой похож на пирамиду. Первыми и наиболее известными памятниками такого рода были памятники в Египте.

Обелиски принято высекать из цельного куска камня, поэтому именно египетские обелиски считались настоящими. Некоторые из памятников-обелисков Соединенных Штатов Америки, такие как монумент Вашингтона или Банкер-Хилл, по своей форме похожи на настоящие обелиски, однако они собраны из большого количества мелких камней, а не вырезаны из одного камня.

Древние египтяне верили в то, что обелиск – это место обитания духа Солнца. Как правило, обычно изготавливали два обелиска. Парами их располагали возле входа в храмы и дворцы. Верхнюю часть обелисков покрывали блестящим металлом (чаще всего – золотом), который отражал солнечные лучи. На всех четырех сторонах обелиска были выбиты надписи, которые восхваляли фараонов.

Обелиски Древнего Египта были вытеснены из гранитных глыб, которые добывались в карьерах недалеко от Асуана. Некоторые из таких громадин превышали по размерам двадцать пять метров в высоте. До сих пор неизвестно, каким образом эти глыбы передвигали. По приблизительным подсчетам, чтобы сдвинуть с места глыбу, нужно было приложить усилия двадцати тысяч человек. Камни из карьера перетаскивали к берегу реки Нил. Здесь их погружали на баржи. Водным путем камни путешествовали по другим городам.

Обелиски древнего Египта посылали во все страны мира. На древних римлян обелиски производили глубокое впечатление. После завоевания Египта Римом, римляне перевезли пятнадцать обелисков в Италию, к себе домой. Каким образом это было сделано, неизвестно.

Обелиск, стоящий перед собором Святого Петра в Риме был привезен приблизительно в это же время. В 1585 году, шестнадцать веков спустя было принято решение о том, чтобы перенести обелиск в сквер перед зданием собора. Чтобы сделать это, понадобился год.

В 19 веке еще 3 обелиска были вывезены из Египта. Первый в 1836 году установили на площади Согласия в Париже, второй – не берегу Темзы в Лондоне в 1880 году. Третий обелиск находится в Центральном парке Нью-Йорка. Памятники в Нью-Йорке и в Лондоне называют «Игла Клеопатры».

В период Возрождения итальянские архитекторы использовали обелиски для решения градостроительных задач, как композиционный акцент в архитектурных ансамблях площадей (пьяцца дель Пополо, пьяца Сан-Пьетро).

Екатерина II устанавливала обелиски в ознаменование крупных военных побед (Румянцевский обелиск, Кагульский обелиск).

Самым высоким обелиском на сегодняшний день является монумент Вашингтона, который был открыт в 1884 году в столице США. Высота его составляет 169 метров.

Обелиски Рима являются его уникальной характеристикой. Как ни в каком другом городе мира, здесь находятся 13 древних монолитных обелисков из гранита. Семь из них являются древними египетскими обелисками, они привезены в Рим в разные годы Имперского периода. Первый обелиск доставлен по приказу Августа в 10 году до н.э., а последний приказал привезти в Рим император Констанций II в 357 году н.э. Остальные обелиски являются копиями и изготовлены в Египте римлянами.

После завоевания Египта в 31 году до н.э. в Риме появилась возможность украшать город обелисками. Их применение было различным, некоторые, невысокие, были установлены вдоль центральной улицы на Марсовом Поле (Campo Marzio), среди них и те, которые ныне находятся во Флоренции и Урбино. Высокие обелиски украшали центры древних цирков: Большого цирка (Circo Massimo), цирка Максенция (Circo di Massenzio) Ватиканского цирка (Vaticano) и Варианского (Variano). Два обелиска украшали вход в Мавзолей Августа, а один служил гномоном огромных солнечных часов.

Египетские обелиски перевозили на кораблях и разгружали в порту Остии, где некоторые из них дробились на секции и описывались в каталоге для последующего монтажа. Обелиски преисполняли жителей Древнего Рима чувством гордости. После многочисленных нашествий варваров многие обелиски были разрушены, а некоторые попросту исчезли и покрылись прахом забвения. Кроме архитектурного украшения города, обелиски выполняли конкретные функции геометрической планировки площадей и располагались в их абсолютном центре. С точки зрения символики обелиски Рима выражали идею взлета христианства и его стремления приблизиться к Богу.

Справка. Обелиски представляют собой монолитные гранитные блоки с четырьмя гранями, которые сужаются к верху. На самом верху увенчаны пирамидальной позолоченной стрелой (острием, позже - крестом или шаром). Название происходит из греческого Obelìscos (шпиль, копье, пика). Древнеегипетское название обелисков - TEKHENU.

Обелиски вырезали в каменоломнях Асуана в Египте и сплавляли по Нилу на специальных баржах. Некоторые обелиски колоссальны по размеру, самый большой из сохранившихся ныне в городе Риме имеет высоту 32 метра. Египтяне устанавливали обелиски для прославления бога солнца Ра. Обелиски символизировали солнечные лучи, которые нисходили на землю, чтобы осветить ее и обогреть всех. Кроме того, обелиски устанавливались перед храмами и гробницами, а надписи на них прославляли фараонов. Первые обелиски были возведены в египетском городе Иуну, что переводится, как “город столбов”, или обелисков. Греки называли этот город Илиополь или Гелиополь, что означает ”город солнца”. Именно отсюда, на специально построенных кораблях, и привезли римляне один из самых древних обелисков.



Вы мечтаете о том, чтобы увидеть реальный египетский обелиск? Это проще, чем вы думаете! Даже не надо покупать билет в Египет. Просто посетите Рим, Лондон или Париж! В этой статье 10 обелисков, которые вы можете увидеть в Европе.

Что такое обелиск?

Обелиск (от лат. острие, полюс) является памятником сделанным из одного блока скалы в форме высокой стройной пирамиды. Пирамида усечена в верхней части, завершение которой часто имеет позолоту. Это один из самых известных архитектурных элементов древнего Египта. Считалось, что это изображение одного из наиболее важного бога Ра — олицетворения Солнца. На боковых стенках обелиска размещались надписи с именами правителей.

Крупнейший обелиск в Египте был найден в карьерах Асуана. Он был сделан для царицы Хатшепсут, однако, из-за появления трещин в его средней части работу не закончили. Если это было бы сделано, то получился бы самый крупный обелиск в мире высотой 42 метра и весом 1200 тонн.

Обелиски являются еще одним доказательством технологического могущества древних египтян. Для того чтобы выковать монолит из каменного блока и принести его из Асуана, где были залежи гранита, необходимо было выработать сложные методы и иметь организационные навыки!

Где находится большинство египетских обелисков?

Вы, наверное, думаете, что в Египте? Но это не так! Как это ни парадоксально, в Египте, обелиски “выжили” в меньшем количестве, чем сегодня, например … в Риме! Вечный город имеет восемь древних монолитов, и еще пять копий, сделанных уже во времена Древнего Рима.

Где можно найти обелиски в Европе?

Когда Римская империя завоевала Египет, обелиски по воле императоров стали переноситься в Рим. Они располагали их на аренах (где проводились гонки колесниц), в храмах и на площадях. В период расцвета города здесь было почти 40 обелисков.

Так как найти обелиск и привести его в Рим, было очень дорого и сложно, римляне стали делывать новые обелиски в Италии и Александрии. Они были меньше размером и по понятным причинам лишены надписей, потому никогда не принадлежали фараонам.

В средние века обелиски считалось символом язычества, и все они в течение нескольких веков ушли в забытье. Только один обелиск был оставлен, который установлен в Ватикане, потому что он связан с Юлием Цезарем. В 1586 году на нем установили крест, и обелиск сместился в центр строящейся площади Сан-Марко. Подготовка к передаче заняла четыре месяца, а приняли участие в работе 900 работников, 140 лошадей и 44 лебедок.

Обелиски Возрождения несли похвалу за древнее искусство. Египетскому мотиву был дан христианский аспект, где сочеталась треугольная форма, символизирующая Троицу и символику воскресения Христа.

С времен правления папы Сикста V, который хотел сделать Рим столицей истинного христианства, были тоже найдены несколько египетских обелисков, которые повторно установили на главных площадях Рима, где они находятся и поныне.

В наше время экспорту египетских обелисков способствовали экспедиции Наполеона. В конце восемнадцатого и девятнадцатого веков Франция и Англия получили влияние на Ниле, что стало прекрасной возможностью грабить монументальные здания древнего Египта. Вот почему большее количество обелисков мы видим сегодня в Старом Свете, чем на земле фараонов. Ко всему прочему египетским искусством и религией интересовались , что тоже сыграло свою роль.

10 обелисков, которые вы можете увидеть в Европе:

Высокий обелиск в Риме Латеранский обелиск, который стоит на площади Сан-Джованни-ин-Латерано. Его высота вместе с основанием почти 46 м, а вес оценивается в 230 тонн! Он происходит из храма Амона-Ра в Карнаке, и был возведен в честь фараона Тутмоса IV.

Первый древний обелиск, доставленный из Египта — 25-метровый обелиск Ватикан, который, вероятно, является обелиском фараона Аменемхета II. Его перенесли в Рим в 37 г. до н.э. по приказу императора Калигулы и разместили на арене. В настоящее время монолит находится в середине площади Святого Петра в Ватикане.

Два обелиска прибыли в Вечный город в 10 г. до н.э. благодаря императору Октавиану Августу. Первый из них Фламинио, который был возведен в честь Рамзеса II. Первоначально установили его на арене. После многих лет забвения он был найден в 1587 году вместе с обелиском Латеранским. В 1589 году правительство папы Сикста V установило его на площади Пьяцца дель Попполо.

Другой, высотой почти в 22 метра Солнечный обелиск создан в честь Псамметиха II. Первоначально это была часть солнечных часов на Марсовом поле. По приказу папы Пия VI его установили в 1792 году перед Палаццо Монтечиторио, что является нижней палатой итальянского парламента.

На площади Пьяцца делла Ротонда, где есть фонтан, царит над 6-футовый обелиск, построенный в честь Рамзеса II. Он был найден в 1373 г. и изначально устанавливался на Капитолийском холме. Перед величественным Пантеоном его установили только в 1711 году благодаря папе Клименту XI.

Самый оригинальный вид имеет обелиск, стоящий на площади Пьяцца делла Минерва. Высотой 5 с половиной метров монолит был создан в честь фараона Априя и был доставлен в Рим императором Диоклетианом. Он был найден только в 1655 году, и правительство папы Александра VII установило его в передней части церкви Санта-Мария в 1667 году.

В его основании самый известный слон в Риме: Elefantino. Вдохновленный автор памятника, взял иллюстрацию из книги венецианского ученого Франческо Колонна примерно в 1499 году. Латинская надпись на постаменте гласит: «Поймите, что связано с этим символом, что непоколебимая истина требует надежную причину.»

Римская копия древнего здания Agonalis, обелиск был сделан по приказу императора Домициана. Высота 16 м 53 см, монолит стоял в 1651 у Пьяцца Навона, переехал сюда по велению папы из развалин цирка Максенция.

Во времена Римской империи, благодаря императору Аврелиану Августу были созданы два римских обелиска, которые нашли только в 1527 году. Первый из них, Квиринале, установлен в 1786 году по предложению папы Пия VI, на самом высоком из семи холмов Рима, Квиринале. Его высота составляет 14 метров 63 сантиметров.

Второй 15-метровый обелиск за базиликой Санта Мария Маджоре, который стоял на площади Дель Эскулино.

Обелиск Sallustiano является уменьшенной копией Рамзеса II. Обелиск сделан по просьбе императора Аврелиана в садах Саллюстия. Он был найден в 1734 году правительством папы Пия VI . В настоящее время он поднимается над Тринита-деи-Монти, Испанская лестница.

Где еще можно увидеть обелиски?

В Париже

Обелиск от храма Луксор был подарком вице-короля Египта Мухаммеда Али для короля Луи-Филиппа в 1829 году в благодарность за расшифровки иероглифов, которые сделал в 1822 году французский египтолог Жан-Франсуа Шампольон. Обелиск стоял в 1833 году на площади Concorde в центре Парижа. Транспортировка монолита во Францию длилась четыре года, и способ, в который проводилась эта сложная операция показан на пьедестале памятника.

В Лондоне

Александрийская игла Клеопатры был подарен Мухаммедом Али в 1819 году. До 1877 не хватало финансовых ресурсов для его транспортировки в Лондон, затем судно с обелиском попало в шторм, но к счастью обелиск сохранился. 20 метровый гигант стоит на набережной Виктории вдоль реки Темзы.

В Нью-Йорке

Вторая Александрийская игла Клеопатры. В 1880 был доставлен через океан и установлен в Центральном парке в Нью-Йорке.

В Стамбуле

Обелиск Тутмоса III принес в Константинополь, тогдашнюю столицу Римской империи, император Феодосий. Установили его на ипподроме по велению императора Константина. Барельефы на пьедестале изображают императора, смотрящего на гоночную колесницу.

В Вашингтоне, округ Колумбия

В Национальном парке Вашингтона, округ Колумбия, находится крупнейший в мире обелиск, построенный в 1888 году. Его высота 169 метров являлась рекордом до тех пор, пока 1889 году не была построена Эйфелева башня.

"Обелиск" - это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В этой статье мы опишем краткое содержание произведения, проведем его анализ. Быкова ("Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета", "Знак беды", "Третья ракета" - все это его произведения) по праву считают одним из лучших авторов, писавших о Великой Отечественной войне. В статье мы сначала опишем краткое содержание повести. После этого проведем ее анализ. Быкова ("Обелиск" и "Дожить до рассвета") в 1974 году наградили Государственной премией СССР.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, - "Обелиск".

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот - Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Обелиск у села Сельцо

Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.

Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя - А.И. Мороз.

Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.

Мороз - школьный учитель

Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская - полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.

Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.

Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл. Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки. Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. "Обелиск", анализ которого во многом строится на личности этого человека, - произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Начало войны

Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война... Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. "Обелиск" приведен далее) - повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне. Фото Быкова представлено ниже.

Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.

В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали...

Помощь Мороза в военные годы

Ночь. С Алесем встретился Ткачук, на улице ждал Сивак. Мороз сообщил, что маскируется и не хочет, чтобы оккупанты захватили ребят. Они решили, что учитель будет докладывать о происходящем в селе партизанам.

Активно помогал Мороз. Он записывал военные сводки из приемника, передавая их партизанам. Наши сидели зимой в укрытиях: еды мало, холод. Только почта

Обыск в школе

Сначала полицаи и фашисты не трогали Алеся. Но однажды все изменилось. Лавченя, полицай по прозвищу Каин, прислуживал фашистам. Он был обычным юношей раньше, однако сразу переметнулся на войне на сторону врага. Лавченя насиловал, грабил, убивал. Полиция однажды ворвалась в школу. Обыскали портфели, книги, начали допрашивать Мороза.

Ребята решают убить полицая

Бородич захотел убить Каина, однако Алесь это запретил. Павлу Миклашевичу исполнилось тогда 15 лет. Старше всех был Николай Бородич (18 лет). Были в этой же группе Тимка и Остап Кожаны, а также Коля и Андрюша Смурные (однофамильцы) - всего 6 ребят. Коле, младшему, было 13 лет. Они придумали, как обезвредить этого полицая.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков ("Обелиск"). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка. Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина. Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Мороз приходит к немцам

Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом. Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель. Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.

Судьба ребят

Сопровождали пленников 7 полицаев и 4 немца. Мороз прошептал у моста Павлу, чтобы тот бежал к кустам, когда он крикнет. Виднелся лес. Вдруг громко вскрикнул Алесь Иванович и посмотрел налево, будто увидев кого-то. Оглянулись все, даже Миклашевич, но потом он все понял и побежал. В него стреляли, после чего кинули в воду. Мороза сильно побили, и он уже не вставал.

Мальчишку ночью нашли. Других увезли и 5 дней издевались. Всех повесили в первый день Пасхи.

Бумаги, обнаруженные в 1944 году

Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно - и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.

Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.

Спор о поступке Алеся

На этом заканчивается рассказ о Морозе. Автомобиль Ксендзова ехал мимо. Он согласился взять с собой попутчиков. Начался спор, в котором начальник районо (Ксендзов) говорил, что Алесь не герой, поскольку не убивал немцев и не спас детей. Лишь случайно в живых остался Миклашевич. Ветеран стал доказывать ему обратное, так как Мороз отдал жизнь за ребят. Конечно же, этот поступок расценивает как героический и сам автор, Василь Быков.

"Обелиск": анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова "Обелиск" звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском. Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения "Обелиск" (Василь Быков). Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова "Обелиск" - не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича. Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига. Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны - основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проводим) - произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести "Обелиск" Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков. Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в "Обелиске", помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма. Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении "Обелиск" (Быков). повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.