Детство читать в сокращении. Детство, толстой лев николаевич

Действие повести начинается 12 августа 18** года. На третий день после своего дня рождения десятилетний Николенька Иртеньев проснулся от того, что Карл Иванович громко ударил по мухе прямо у него над головой. Сначала он злился, но доброта учителя его тронула. Карл Иванович стал щекотать Николеньке ноги, поднимать добрым голосом, отчего хотелось одновременно и смеяться и плакать. После того, как Николенька с братом Володей встали и умылись, Карл Иванович более строгим голосом позвал их в класс. По утрам он обычно водил детей к матушке . Так и сегодня они спустились вниз поздороваться с ней. Она как раз разливала чай в гостиной, а отец был у себя в кабинете, где отдавал приказчику указания по хозяйству.

При мысли о матушке Николенька представлял ее карие глаза, всегда выражающие любовь и доброту. Сегодня он особенно остро чувствовал ясную любовь к родителям. Они ему казались красивыми, улыбчивыми и искренними. Если у матушки лицо было прекрасным и ангельским, то у отца - серьезным и строгим, однако бесспорно красивым и располагающим к себе. В этот день отец объявил мальчикам о том, что они вскоре поедут в Москву. Вмиг улетучился радостный настрой Николеньки. Весь день он ходил пасмурный и мысленно уже прощался со всеми обитателями деревни. Не радовала его ни охота с отцом, ни игры с Катенькой. Даже Карл Иванович расстроился, услышав это известие. Николенька во всех красках вспоминал счастливое время, проведенное здесь, пытаясь смириться с новостью.

На следующее утро в двенадцать часов у парадного входа уже стояли коляска с бричкой. Все вокруг были заняты приготовлениями, а Николенька среди этой суеты пытался насладиться последними минутами, проведенными в доме. Затем все собрались в гостиной. Николенька обнял на прощание мать и заплакал. Она еще долго махала им вслед платком. Мальчик всю дорогу плакал и чувствовал, как это приносило своеобразное облегчение. Он думал о маменьке с любовью и все время ее вспоминал. В Москве они жили в бабушкином доме. С ними был и Карл Иванович, но мальчиков учили новые учителя. Здесь Николенька написал свои первые стихи и волновался, когда их зачитывали прилюдно.

Здесь же они познакомились со многими новыми людьми: княгиней Корнаковой, тремя мальчиками - родственниками Ивиных, Сонечкой Валахиной, в которую Николенька неподдельно влюбился. Своими переживаниями по поводу этих чувств он делился с братом Володей. Здесь же развилась в Николеньке природная наблюдательность и противоречивость. Через полгода из деревни пришло письмо, в котором говорилось, что их матушка сильно простудилась и слегла. Больше всего она хотела повидаться с сыновьями. Ни минуты не медля, отец отвез детей в деревню. Там их ждали печальные известия. Маменька уже шестой день не вставала, а ее глаза ничего не видели. Перед смертью она успела попросить благословения для своих детей.

На следующий день хоронили маменьку. Глядя в гроб, Николенька никак не мог поверить, что это восковое лицо принадлежало той, которую он больше всего любил. Он стал громко кричать, а затем выбежал из комнаты. С тех пор счастливое детство для него кончилось. Через три дня все они переехали в Москву, но каждый раз, приезжая в деревню, он навещал могилу матушки, а заодно и ее верной няни

Лев Николаевич Толстой - один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность». Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

Роман «Детство, отрочество, юность»

Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

« Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. "Детство"

Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву. Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе. Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку. Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

Книга вторая. «Отрочество»

Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых - только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

Заключение

Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - роман с глубоким смыслом. Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме. Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.

12 августа 18** г. деся-ти-летний Нико-ленька Ирте-ньев просы-па-ется на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утрен-него туалета учитель Карл Иваныч ведёт Нико-леньку и его брата Володю здоро-ваться с матушкой, которая разли-вает чай в гостиной, и с отцом, отда-ющим в своем каби-нете хозяй-ственные указания приказ-чику. Нико-ленька чувствует в себе чистую и ясную любовь к роди-телям, он любу-ется ими, делая для себя точные наблю-дения: «...в одной улыбке состоит то, что назы-вают красотою лица: если улыбка прибав-ляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изме-няет его, то лицо обык-но-венно; если она портит его, то оно дурно». Для Нико-леньки лицо матушки — прекрасное, ангель-ское. Отец в силу своей серьез-ности и стро-гости кажется ребенку зага-дочным, но бесспорно красивым чело-веком, который «нравится всем без исклю-чения». Отец объяв-ляет маль-чикам о своем решении — завтра он заби-рает их с собой в Москву. Весь день: и учеба в классах под надзором расстро-ен-ного от полу-чен-ного изве-стия Карла Иваныча, и охота, на которую берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Нико-ленька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопро-вож-да-ется горестным и печальным чувством пред-сто-я-щего прощания с родным домом. Нико-ленька вспо-ми-нает счаст-ливое время, прове-денное в деревне, дворовых людей, безза-ветно преданных их семей-ству, и подроб-ности прожитой здесь жизни пред-стают перед ним живо, во всех проти-во-ре-чиях, которые пыта-ется прими-рить его детское сознание.

На другой день в двена-дцатом часу коляска и бричка стоят у подъ-езда. Все заняты приго-тов-ле-ниями к дороге, и Нико-ленька особенно остро чувствует несо-от-вет-ствие важности последних минут перед расста-ва-нием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья соби-ра-ется в гостиной вокруг круг-лого стола. Нико-ленька обни-мает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Нико-ленька машет матери платком, продол-жает плакать и заме-чает, как слезы достав-ляют ему «удоволь-ствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проник-нуты все воспо-ми-нания Нико-леньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабуш-кином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Нико-ленька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Нико-ленька особенно пере-жи-вает эту минуту. Он знако-мится с новыми людьми: княгиней Корна-ковой, князем Иван Иванычем, родствен-ни-ками Ивиными — тремя маль-чи-ками, почти ровес-ни-ками Нико-леньки. При общении с этими людьми у Нико-леньки разви-ва-ются главные его каче-ства: природная тонкая наблю-да-тель-ность, проти-во-ре-чи-вость в собственных чувствах. Нико-ленька часто огля-ды-вает себя в зеркале и не может пред-ста-вить, что его кто-то может любить. Перед сном Нико-ленька делится своими пере-жи-ва-ниями с братом Володей, призна-ется, что любит Сонечку Вала-хину, и в его словах прояв-ля-ется вся детская непод-дельная страст-ность его натуры. Он призна-ется: «...когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего дела-ется грустно и ужасно хочется плакать».

Через полгода отец полу-чает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко просту-ди-лась, слегла, и силы её тают с каждым днем. Она просит прие-хать и привезти Володю и Нико-леньку. Не медля, отец с сыно-вьями выез-жают из Москвы. Самые страшные пред-чув-ствия подтвер-жда-ются — последние шесть дней маменька уже не встает. Она даже не может попро-щаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не видят... Маменька умирает в этот же день в ужасных стра-да-ниях, успев лишь попро-сить благо-сло-вения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»

На другой день Нико-ленька видит маменьку в гробу и не может прими-риться с мыслью, что это желтое и восковое лицо принад-лежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьян-ская девочка, которую подносят к покой-нице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбе-гает из комнаты Нико-ленька, пора-женный горькой истиной и отча-я-нием перед непо-сти-жи-мо-стью смерти.

Через три дня после похорон весь дом пере-ез-жает в Москву, и со смертью матери для Нико-леньки закан-чи-ва-ется счаст-ливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, неда-леко от которой похо-ро-нили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

12 августа 18– г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику.

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: “…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно”. Для Николеньки лицо матушки – прекрасное, ангельское. Отец в силу своей серьезности и строгости кажется ребенку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который “нравится всем без исключения”.

Отец объявляет мальчикам о своем решении – завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учеба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, – все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему “удовольствие и отраду”. Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными – тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: “…когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать”.

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы ее тают с каждым днем. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются – последние шесть дней маменька уже не встает. Она даже не может попрощаться с детьми – ее открытые глаза ничего уже не видят… Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: “Матерь божия, не оставь их!”

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это желтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, пораженный горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

Вариант 2

Повесть “Детство” Л. Н. Толстого является автобиографической. В ней писатель изображает свое детство, которое старается воплотить на страницах своего произведения, во всех подробностях. Однако главным моментом в данном произведении является то, что автор пытается разъяснить своему читателю о важности этой поры. Для этого писатель пользуется приемом, который называется “диалектика души”.

Теперь, автор не только обращает внимание на поступки героя Николеньки, но и на его чувства, которые тесно взаимосвязаны между собой. В результате, читателю удается ближе познакомиться с мальчиком, узнать все его слабости и страхи. Однако главное – это познать его внутреннюю жизнь: о чем думает, переживает. Писатель изображает не просто жизнь маленького героя, который подвергается эмоциям, Толстой, изображает доброту и жестокость, которая вплетается в жизни героев.

Читатель становится свидетелем теплых отношений между мальчиком и родителями, а также гувернером Карлом Ивановичем, няней Натальей Савишной, бабушкой и братом. Благодаря их теплому слову, Николенька растет добрым мальчиком. Чувство сострадания, которое развито в душе героя, заставляет читателя самому переживать за мальчика.

Читая страницу за страницей, читатель наталкивается на ситуацию, когда выбрасываю щенка за забор или птичку из гнезда. Этот момент не только ранит душу и психическое состояние героя, но и читателя. Однако дальнейшие события приобретают неожиданный оборот. Иногда отношение мальчика к своим родным и близким оказываются несправедливыми и недостойными. Так, он плохо думает о гувернере Карле Ивановиче, который является самым добрым человеком на земле.

В самом начале повести “Детство” читатель видит, как Карл Иванович щекочет его маленькую пяточку, пытаясь разбудить героя. Однако тот воспринимает это, как занудливость противного человека, который специально его мучает, потому что он в семье младший ребенок. В это же время, автор изображает раскаяние мальчика, он понимает, что он был не прав и ему становится стыдно.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Отрочество Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после Read More ......
  2. Имя гениального русского писателя Л. Н. Толстого известно читателям всего мира. Его великий талант и неиссякаемый интерес к движениям человеческой души раскрылись в полной мере в повести “Детство”. Главный герой произведения – Николенька Иртеньев. Это маленький десятилетний мальчик с добрым, Read More ......
  3. Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить “коренные” чувства, свойственные каждой Read More ......
  4. Юность Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную Read More ......
  5. Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи – “Современнике” – появилась его повесть “Детство”, в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка. Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи, он Read More ......
  6. Детство 1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведется от имени мальчика Алеши Пешкова. I Мое первое воспоминание – смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и Read More ......
  7. Отец Сергий Повесть “Отец Сергий” Льва Толстого была написана в то время, когда писатель нашел “своего Бога”. В данном произведении автор изображает духовный путь главного героя, который направлен к Богу. Известно, что в свое время, Толстому удалось разработать собственную религиозно-философскую Read More ......
  8. Детство Темы Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного Read More ......
Краткое содержание Детство Толстой Л. Н

Действие повести передается от лица главного героя – Алеши Пешкова. Он жил в Астрахани, где отцу, мастеру-краснодеревщику, поручили строить триумфальные ворота к приезду царя. Но отец умер от холеры, от горя у матери Варвары начались преждевременные роды. Мальчику запомнился ее крик, растрепанные волосы, оскаленные зубы.

Отца хоронили в дождливый день, в яме сидели лягушки, и мальчика потрясло, что их закопали вместе с гробом. Но плакать ему не хотелось, ведь плакал он редко и только от обиды: отец смеялся над слезами, а мать запрещала плакать.

В Астрахань приехала бабушка героя, Акулина Ивановна Каширина, она забрала их в Нижний Новгород. По дороге новорожденный Максим умер, его схоронили в Саратове. Алеша во время стоянки чуть не потерялся, но матрос его узнал и вернул в каюту.

Все матросы узнали семью благодаря бабушке, которую они угощали водкой, а Алешу арбузами. Бабушка рассказывала диковинные истории, и мальчику казалось, что она вся светилась изнутри. Несмотря на полноту, она двигалась легко и ловко, как кошка.

В Нижнем их встретила многочисленная семья Кашириных. Больше всех выделялся маленький, сухонький дед Василий Васильевич.

II.

Вся семья жила в огромном доме, но жили недружно. Он чувствовал взаимную вражду между дедом и его сыновьями, Михаилом и Яковом. Нижний этаж занимала красильная мастерская – предмет раздоров. Сыновья хотели получить свою часть наследства и отделиться, но дед противился.

Сами дядья часто дрались, и Алеша стал свидетелем их потасовски. Мальчика это напугало, ведь он вырос в дружной семье, где его не наказывали, а здесь дед Каширин в субботу провинившихся внуков сек розгами. Алеша случайно испортил парадную скатерть (хотел покрасить) и этой участи тоже не избежал. Он сопротивлялся деду, укусил его, за что тот засек мальчика до полусмерти.

Алеша потом долго болел; дед пришел к нему мириться и рассказал о своей тяжелой молодости. Еще мальчика поразило, что Цыганок, подмастерье, вступился за него и подставил руку, чтобы розги сломались.

III.

Позже Цыганок объяснял Алеше, как вести себя во время порки, чтобы не было больно. Он был подкидышем, его воспитала бабушка, а из ее восемнадцати детей выжили трое. Цыганку было 17 лет, но он был наивен, как ребенок: воровал на базаре, чтобы привезти больше продуктов и порадовать деда. А бабушка была уверена, что его когда-нибудь поймают и убьют.

Ее пророчество сбылось: Цыганок погиб. По словам мастера Григория, его уморили дядья. Они из-за него ссорились, ведь каждый хотел, чтобы после раздела наследства Цыганок достался именно ему: из него мог стать отличный мастер.

Иван погиб, когда нес вместе с дядьями тяжелый дубовый крест на могилу жены Якова. Ему достался комель, он споткнулся, а дядья, чтобы их не покалечило, отпустили крест - Ивана придавило насмерть.

IV.

Алеше нравилось смотреть, как молится бабушка. После молитвы она рассказывала диковинные истории: про чертей, про ангелов, рай и бога. Ее лицо молодело, она становилась кроткой, а глаза излучали теплый свет.

Не боясь ни деда, ни людей, ни нечистой силы, бабушка до ужаса боялась черных тараканов и будила ночью Алешу, чтобы он убил очередное насекомое.

Видимо, прогневали бога Каширины: загорелась мастерская, бабушка обожгла руки, но спасла Шарапа, бросившись под ноги вздыбившегося коня. В начале пожара от испуга раньше срока начала рожать тетка Наталья и умерла в родах.

V.

К весне дядья разделились: Яков остался в городе, а Михаил обосновался за рекой. Дед купил другой дом и стал сдавать комнаты. Сам поселился в подвале, а Алеша с бабушкой на чердаке. Бабушка хорошо разбиралась в травах, многих лечила и давала советы по хозяйству.

В свое время ее всему научила мать, которая осталась калекой, когда, обиженная барином, выбросилась из окна. Она была кружевницей и всему научила свою дочь Акулину. Та выросла, стала мастерицей, и о ней узнал весь город. Тогда ее и выдали замуж за Василия Каширина, водолива.

Дед болел и от скуки начал учить Алешу азбуке. Мальчик оказался способным. Ему нравилось слушать рассказы деда о детстве: о войне, о пленных французах. Правда, тот ничего не рассказывал о родителях Алеши и считал, что все дети у него вышли неудачные. Обвинял во всем бабушку, даже как-то ударил ее за это.

VI.

Однажды в дом ворвался Яков с сообщением, что сюда идет Михаил убить деда и забрать себе Варварино приданое. Бабушка отправила Алешу наверх - предупредить, когда придет Михаил. Дед его прогнал, а бабушка плакала и молилась, чтобы господь вразумил ее детей.

С тех пор дядя Михаил пьяный являлся каждое воскресенье и учинял скандалы на забаву мальчишкам всей улицы. Он держал в осаде дом всю ночь. Как-то запустив кирпичом в окно, чуть не попал в деда. А один раз Михаил выбил маленькое окошко колом и сломал бабушке руку, которую она высунула, чтобы отогнать его. Дед рассвирепел, окатил Мишку водой, связал и уложил в бане. Когда к бабушке пришла костоправка, Алеша принял ее за смерть и хотел прогнать.

VII.

Алеша давно заметил, что у бабушки и деда разные боги. Бабушка возносила хвалы богу, и он был с ней все время. Было ясно, что ему подчиняется все на земле, а он ко всем одинаково добр. Когда кабатчица поссорилась с дедом и обругала бабушку, Алеша ей отомстил, заперев в подвале. Но бабушка рассердилась и отшлепала внука, объяснив, что не всегда вина видна даже богу.

Дед молился как еврей. Бог деда был жесток, но помогал ему. Когда дед занимался ростовщичеством, к ним пришли с обыском, но благодаря молитве деда, все обошлось.
Зато дед очень обидел мастера Григория: когда тот ослеп, выгнал на улицу, и ему пришлось просить милостыню. Бабушка всегда ему подавала и говорила Алеше: бог накажет деда. Действительно, в старости дед, разорившись и оставшись один, тоже вынужден будет попрошайничать.

VIII.

Вскоре дед продал дом кабатчику и купил другой, с садом. Стали брать квартирантов. Среди всех выделялся нахлебник Хорошее Дело. Его так прозвали, потому что он всегда так говорил.

Алеша наблюдал за тем, как тот в своей комнате плавил свинец, что-то взвешивал на весах, обжигал пальцы. Мальчику было интересно - он познакомился с постояльцем и подружился. Он стал приходить к нему каждый день, хотя дед и колотил Алешу за каждое посещение нахлебника.

Этого человека не любили в доме за странное поведение, считали колдуном, чернокнижником, а дед боялся, что он сожжёт дом. Через некоторое время его все-таки выжили, и он уехал.

IX.

После Алеша подружился с извозчиком Петром. Но однажды Алешины братья подбили его плюнуть на лысину барину. Дед, узнав об этом, выпорол внука. Когда тот, мучимый стыдом, лежал на полатях, Петр похвалил, и Алеша начал его избегать.

Позже увидел за забором трех мальчиков и подружился с ними, но его прогнал полковник, которого Алеша обозвал «старым чертом». Дед его побил за это и запретил общаться с «барчуками». Петр увидел Алешу с ребятами и нажаловался деду. С тех пор у них началась война: Петр выпускал наловленных Алешей птиц, а тот портил ему обувь.
Петр жил в каморке над конюшней, но как-то раз его нашли мертвым в саду. Оказалось, что вместе с подельником он грабил церкви.

X.

Мать Алеши жила далеко, и он почти не вспоминал о ней. Однажды она вернулась и начала учить сына грамматике и арифметике. Дед пытался принудить ее снова выйти замуж. Бабушка все время заступалась за дочь, отчего дед даже избил ее. Алеша отомстил, изрезав его любимые святцы.

У соседей часто устраивали «вечера», и дед тоже решил устроить вечер в своем доме. Он нашел жениха – кривого и старого часовщика. Но молодая и красивая мать ему отказала.

XI.

После ссоры с отцом Варвара сделалась хозяйкой в доме, а он притих. У него в сундуках было много всякого добра. Он разрешил своей дочери все это надевать, ведь она была красива. К ней часто ходили гости, в том числе братья Максимовы.
После Святок Алеша заболел оспой. Его лечила бабушка и рассказывала ему об отце: как познакомились с матерью, поженились против воли отца и уехали в Астрахань.

ХII.

Мать вышла замуж за Евгения Максимова и уехала. Дед продал дом и заявил бабушке, что каждый будет кормиться сам. Вскоре вернулась беременная мать с новым мужем, так как их дом сгорел, но все понимали, что Евгений все проиграл. Бабушка стала жить с молодыми в Сормове.
Родился больной ребенок и через некоторое время умер. Сам Алеша стал учиться в школе, но у него не складывались отношения ни с учениками, ни с учителями. Отчим завел любовницу и бил снова беременную мать, а Алеша его однажды чуть не зарезал.

XIII.

После отъезда матери Алеша с бабушкой снова стали жить у деда. Он считал их нахлебниками, и бабушке пришлось плести кружева, а Алеша с другими мальчиками из бедных семей собирал старье и воровал дрова. При этом он успешно перешел в 3 класс и получил похвальный лист.
Приехала больная мать с маленьким золотушным сыном Николаем. Дед его кормил мало, а сама мать все время молча лежала. Алеша понимал, что она умирает. Вскоре она действительно умерла, а дедушка отправил Алешу «в люди» - зарабатывать себе на жизнь.