Для всех и обо всем.

Выходец из семьи калужского мелкопоместного дворянина. Семен с детства увлекался книгами о морских путешествиях и буквально грезил ими. Поэтому, когда мальчик подрос, отец определил его в Московскую школу математических и «навигацких» (навигационных) наук. Значение этой школы для русского флота очень велико. Здесь были выпестованы кадры первых русских морских офицеров. Школа была своего рода подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способных учеников переводили в Петербургскую морскую академию. Одним из слушателей этой академии стал и Челюскин. Окончив ее в 1726 г., был зачислен на морскую службу Балтики в чине подштурмана.

О второй Камчатской экспедиции Челюскин услышал от В. Прончищева, которого знал с детства. Челюскин загорелся желанием принять участие в экспедиции и подал рапорт с просьбой включить в отряд Прончищева. В апреле 1733 г. он был зачислен в состав экспедиции и временно произведен в штурманы.

Челюскин стал ближайшим помощником Прончищева и все работы по изучению побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Лены до Хатангского залива проводил под его непосредственным руководством, выполняя также самостоятельные исследования. В частности, в обязанности Челюскина входил промер морских глубин.

В августе 1736 г., когда Прончищев умер, Челюскин принял командование судном «Якутск», на котором экспедиция проводила свои исследования. В конце сентября он отправил в Якутск рапорт о результатах экспедиции и о смерти Прончищева, а в декабре выехал туда сам. Челюскин хотел, повидав Беринга, отправиться в Петербург для личного доклада. Но в Якутске Беринга не застал – он выехал на Камчатку. Преемником Прончищева был назначен Х. П. Лаптев, который прибыл в Якутск весной 1739 г. К этому времени парусно-гребное судно «Якутск» было отремонтировано и готово к плаванию.

История не оставила документальных свидетельств о том, как встретились Х. Лаптев и С. Челюскин. Однако их последующий совместный труд по изучению крайнего севера Азии (в основном Таймырского полуострова) свидетельствует о том, что они работали дружно, глубоко уважая и взаимно доверяя друг другу.

Челюскин по поручению Лаптева самостоятельно выполнил несколько ответственных заданий по изучению Таймыра. Так, он детально обследовал в 1741 г. территорию полуострова от устья реки Пясины до устья Нижней Таймыры. Затем повторил этот путь и первым достиг крайней северной точки Азии, которую назвал Северо-Восточным мысом. Челюскин изо дня в день вел журнал, куда обстоятельно заносил все данные о природе Таймыра; он изучал характер льдов и их движение, вел промеры глубин.

Журнал Челюскина представляет собой примечательный документ. Каждая его запись свидетельствует о глубокой научной подготовке и волевом упорстве исследователя. Как ни сурова была зимняя стужа, как ни слабы были люди и собаки, на которых они передвигались, он никогда не жаловался. Только вел подробную запись того, что наблюдал.

В 50-х гг. XIX в. известный русский исследователь Таймыра академик Миддендорф писал: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… Он в 1742 г. ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до тех пор напрасно делались все попытки». Воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, Миддендорф в своей карте назвал Северо-Восточный мыс именем Челюскина. Это название в 1878 г. было введено в международную географическую литературу.

Именем Челюскина также названы остров в Таймырской губе и полуостров в самой северной части Таймыра. Его имя было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. за одну навигацию Северный морской путь, но в конце вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед полярников многократным эхом повторила имя Челюскина всему миру.

Семен Иванович Челюскин (ок. 1700 – после 1760)

19:53 — REGNUM

«Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Оставляя в своем путевом журнале короткую запись, штурман Семён Челюскин не знал, что она станет главным доказательством его открытия. Как не знал и того, что стал первым человеком в самой северной точке евразийского материка.

Северный штурман

О дате и месте рождения Семёна Ивановича Челюскина ученые спорят до сих пор. История его началась с прибытия в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году, после чего он стал учеником Школы математических и навигацких наук. После окончания прилежной учебы в 1720-е годы Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота, практиковался в описании прибрежных участков Финского залива в должности «навигатора». Звание штурмана было дано Челюскину в 1733 году, уже после Витуса Беринга .

2-я Камчатская (Великая Северная) экспедиция 1733−1743 годов внесла большой вклад в изучение севера и востока Азии. Исследователи под общим руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова изучали не только географию неизвестной Сибири, но и уделяли внимание ботаническим, историческим и картографическим ее особенностям.

Челюскин попал в отряд лейтенанта Василия Прончищева , возглавившего часть экспедиции по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. За время их совместной работы на судне «Якутск» на карте появилась дельта Лены и территории до устья Анабара.

В 1736 году Прончищев и его жена Татьяна (первая женщина-участница экспедиции в Арктику) скончались от цинги. Новым командиром отряда стал лейтенант Харитон Лаптев , и работа по описи берегов Таймыра продолжилась.

Пробиваться сквозь льды полярных рек морские офицеры уставали: походам часто мешали погодные условия, ряды исследователей косили болезни. 24 августа 1740 года «Якутск» получил серьезную пробоину во льдах, и Челюскину вместе с командой пришлось идти пешком через торосы 700 верст до прежнего зимовья. Добрались к концу октября, потеряв в пути четверых.

Но исследования не прекращались. Когда в 1741 году неизведанной осталась только северная часть Таймырского полуострова, штурману Челюскину доверили самую тяжелую работу: добраться до Восточно-Северного мыса.

Неприметное открытие

Путешествие к мысу началось 5 декабря 1741 года, Челюскину нужно было пересечь Таймыр с юго-запада на северо-восток. В сопровождении подвозчиков на оленьих упряжках, ориентируясь по звездам и компасу, 15 февраля 1742 года исследователь прибыл в Попигайское зимовье, а в конце марта отправился вдоль побережья на северо-запад.

Описание северных берегов Таймыра шло медленно, но верно. Каждый день Семён Челюскин и помощники перемещались дальше, устанавливали бревна на новом месте, измеряли расстояние. Челюскин вел путевой журнал, куда записывал все показатели и характеристики территории. На страницах встречались краткие упоминания о суровой погоде, о крайнем изнурении собак в упряжках — и ни слова о личном, об усталости или болезни. Единственная копия документа сегодня хранится в архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

В преддверии встречи с крайней точкой материка Челюскина застала «поземная метель великая, что ничего не видно» . Палатка из оленьих шкур плохо защищала от пятидесятиградусного мороза. Но через сутки, когда пурга поутихла, штурман двинулся дальше и вскоре достиг мыса.

Место, конечно, не производило никакого впечатления. Челюскин написал в своих заметках о низком и песчаном береге с «небольшим выгибом», провел в изучении территории около часа и повернул на юго-запад. В долгом обратном пути его с провизией встречали посланцы начальника отряда Харитона Лаптева.

Последняя запись в дневнике Челюскина сделана 20 июля 1742 года: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». На этом участие Семёна Челюскина в Великой Северной экспедиции было завершено.

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и возобновил службу на Балтийском флоте в разных должностях. Место, где в 1764 году был похоронен Семён Челюскин, точно не установлено. Так, волею истории, человек, неизвестно откуда пришедший и неизвестно где погребенный, нашел свою славу и свое вечное место — в крайней точке Евразии.

… Ровно через столетие, в 1842 году, по поручению Петербургской Академии наук в экспедицию в Северную и Восточную Сибирь отправился Александр Миддендорф . Используя работы Челюскина и Лаптева, академик составил карту Таймыра и первым после первооткрывателей побывал на Восточно-Северном мысе.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае, — писал Миддендорф. — Вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

После своей экспедиции Александр Миддендорф предложил Русскому географическому обществу переименовать мыс Восточно-Северный в мыс Челюскина. В 1878 году новое название было признано путем внесения в международные карты, а в 1919 году наука смогла доказать, что мыс Челюскина является северной оконечностью Евразии.

Наукой забытое место

В 1932 году экспедиция Арктического Института соорудила на мысе полярную станцию. Вторую зимовку возглавил известный исследователь Арктики Иван Папанин , превратив станцию в крупную научную базу. Место, от которого до Северного полюса около 1360 км, привлекало советских ученых. В 70-е население мыса насчитывало около сотни человек, у которых был свой уникальный праздник — 19 февраля, когда солнце впервые за четыре месяца полярной ночи ненадолго появлялось в небе.

На закате советского времени место практически опустело, как и многие другие полярные станции развалившейся страны. Сегодня станция на мысе Челюскина — это 8−10 человек на одной зимовке, заброшенные здания и научные павильоны. И самый северный аэродром континентальной Евразии, от которого осталась только вертолётная площадка. Ждет ли станцию возрождение, после того как страна вновь проявила к Арктике интерес? Пока этот вопрос остается открытым.

Добраться до мыса Челюскина — по-прежнему испытание. Первая высадка военных Северного флота на мыс Челюскин произошла только в 2017 году. Покорить северный мыс иногда осмеливаются путешественники. Крайняя северная точка продолжает манить романтиков — и носит имя главного из них.

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ЧЕЛЮСКИН

Семен Иванович Челюскин происходил из мелкопоместного дворянского рода. Точная дата его рождения неизвестна; историки говорят, что он родился около 1700 года. Поместье Челюскиных находилось где-то под Калугой, в Центральной России, поэтому отец Семена не планировал отдавать сына в Морское училище. Когда же к власти пришел Петр I, Иван Челюскин, учитывая обстановку, отдал сына в недавно открытое Морское училище, называвшееся «Навигацкой школой».

За несколько лет до этого Петр отправил довольно большую группу молодых людей за границу учиться морскому делу. По возвращении все они держали экзамены в присутствии царя. С честью выдержали испытание лишь четверо, и разочарованный Петр решил, что целесообразнее учить моряков у себя, в России.

Петр сам разработал план обучения в «Навигацкой школе», который предусматривал последовательное изучение наук по возрастающей степени трудности: сначала изучалась арифметика, геометрия и тригонометрия, затем шла навигация, сферика, астрономия, математическая география и методика ведения шканечного вахтенного журнала.

В школе не существовало определенных сроков обучения: некоторые осиливали науки за четыре года, некоторые - за пять-шесть лет. Успевающим ученикам (неимущим) выдавались так называемые «кормовые деньги» - от 3 до 12 копеек в день. Тогда это было не мало, так что воспитанники имели возможность материально поддержать свою семью. За плохую успеваемость или поведение ученик мог лишиться «кормовых денег». Существовали в школе и другие наказания: порка, стояние под ружьем. С богатых воспитанников за прогулы взимали крупный денежный штраф.

Учиться в школе было трудно, ибо там в большинстве своем преподавали учителя-англичане, плохо знающие русский язык, да к тому же еще и пьяницы. Они требовали от учеников зубрежки, а при этом учебники были плохие, да и учителя мало что могли объяснить.

Однако эта «Навигацкая школа» сыграла важную роль в развитии русского флота, так как из числа ее воспитанников брали учителей во все открываемые училища. Отсюда же вышли первые русские инженеры, артиллеристы, гидрографы и геодезисты.

В 1715 году Петр учредил в Петербурге Морскую академию. Отныне навигацкая школа становилась подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способные ученики попадали в Академию.

Одним из воспитанников школы, а затем и Академии стал Семен Челюскин. С честью преодолев все трудности обучения, он в феврале 1726 года был зачислен на морскую службу в чине подштурмана.

Челюскин с детства знал Василия Прончищева, от которого ему стало известно о подготовке большой экспедиции в Северную Сибирь. Прончищев предложил Челюскину принять участие в путешествии.

Подштурман подал соответствующий рапорт начальству и 17 апреля 1733 года был включен в состав Второй Камчатской экспедиции, одновременно став штурманом.

Еще во времена Петра I появились замыслы по изучению северных берегов Сибири и розыску морских путей в Японию и Америку. Первый такой поход, совершенный Витусом Берингом, стал своеобразной разведкой.

План новой экспедиции с обширной программой разрабатывал сам Беринг. Спустя месяц по возвращении из первой экспедиции он представил краткую записку, в которой предлагал:

1) обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки, вплоть до Японии и устья Амура;

2) обойти весь северный берег Сибири и провести его съемку;

3) отправиться на восток от Камчатки с целью отыскания берегов Америки, после чего завести торговые сношения с проживающими там туземцами. Дело в том, что Беринг был уверен в непосредственной близости Камчатки и Америки.

Беринг укомплектовывал экипаж достаточно долго. В эту же экспедицию был зачислен и Семен Челюскин.

Ранней весной 1733 года Челюскин в составе одной из партий отправился на место своей будущей деятельности. До Твери добирались по суше. Когда Волга освободилась ото льда, поплыли вниз до Казани, а потом вверх по Каме. В декабре того же года партия добралась до главного (в то время) центра Сибири, Тобольска.

Здесь экспедиция разделилась на несколько отрядов, и каждый из них получил особое задание.

Семена Челюскина включили в состав отряда лейтенанта Прончищева, который должен был описать западные берега от устья Лены, область реки Анабары и Хатанги; далее планировалось вести наблюдение вокруг Таймырского полуострова, до Пясины, а затем встретиться с отрядом лейтенанта Овцына.

Зиму 1733–1734 годов Челюскин провел в Тобольске. Весной водным путем отряд отправился дальше на восток.

Путешествие было нелегким еще и потому, что экспедиции самой приходилось заботиться о снаряжении. Еще до этого власти Сибири получили приказ подготовить все экспедиции, но на деле ничего не было выполнено.

Основной состав экспедиции отдельными партиями только к концу 1734 года добрался до села Усть-Кут на Лене. Здесь же шла долгая и муторная подготовка к путешествию в Якутск.

По мере продвижения в глубь страны на восток путь для экспедиции становился все более тяжелым. Местное население было недовольно пришельцами, вынужденное поставлять лошадей, размещать членов экспедиции на постой, снабжать их продуктами, транспортировать грузы. Многие из них болели и умирали из-за тяжелой работы, плохого питания, отсутствия медицинской помощи.

В начале лета 1735 года путешественники добрались до Якутска.

Далее в распоряжение Прончищева поступила дубель-шлюпка «Якутск». Ее экипаж состоял из командира, штурмана (им был Семен Челюскин), подштурмана и других. Кроме того, в составе экспедиции была и жена Прончищева, Мария.

30 июня 1735 года «Якутск» вышел в плавание и вскоре достиг устья Лены. Далее путь «Якутска» лежал на запад, и Челюскин попытался найти фарватер в одной из западных проток. Двухдневные поиски ничего не дали, и Прончищев с Челюскиным решили плыть по восточной протоке, хотя это и удлиняло путь. Протока была очень узкой, шлюпка каждую минуту могла налететь на подводный камень.

«Якутск» добрался до Быковского мыса, загрузился запасным провиантом. В двадцатых числах экспедиция приблизилась к устью реки Оленек.

Здесь отряду пришлось зазимовать, ибо начались холода, затруднявшие всю работу.

В избранном для зимовки месте стояло несколько юрт, в которых жили двенадцать семей русских промышленников, а поблизости кочевали тунгусы и якуты.

Спустя три недели в реку ветром нагнало много больших льдин, а потом ударил сильный мороз. «Якутск» застрял во льдах.

Прончищев и Челюскин всю зиму деятельно готовились к дальнейшему походу: ремонтировали судно, пополняли запасы провизии. Неожиданно среди команды началась цинга, несколько человек умерло.

21 июня 1736 года вскрылась река, но море было по-прежнему затянуто льдом, а потому к намеченной цели двинуться было невозможно.

Льды отнесло от устья Оленека в первых числах августа. Корабль взял курс на северо-запад.

Далее «Якутск» поплыл по реке Хатанге. Больших льдов сначала не встречалось, но потом корабль опять угодил в полосу сплошного льда. Плыть приходилось очень осторожно и возле самого берега. В довершение всего опустился густой туман, и в нескольких десятках шагов ничего не было видно.

Челюскин приложил все свои усилия, чтобы в этих условиях найти правильный путь, и это ему удалось. К утру следующего дня «Якутск» вышел из полосы тяжелых льдов.

Когда туман несколько рассеялся, путешественники увидели пустынные берега Таймырского полуострова. Однако корабль снова попал в сплошные льды. Опять начала свирепствовать цинга; заболел командир отряда Василий Прончищев.

Воспользовавшись попутным ветром, Челюскин вывел корабль к устью Хатанги. Однако леса, столь необходимого для постройки зимовий и для отопления и ремонта судна, здесь не было. Пришлось плыть дальше, - к устью Оленека.

В устье реки корабль не мог войти несколько дней из-за противного ветра.

18 января 1737 года Челюскин прибыл в Сиктахское зимовье, расположенное на Лене. Накануне туда же прибыл приказчик Матвей Тарлыков. По-видимому, он и Челюскин сильно повздорили, и Матвей запретил местным тунгусам и якутам вести дальше Челюскина и не слушал никаких уговоров.

Таким образом, Челюскину и его спутникам пришлось сидеть в Сиктахе пять месяцев, только в июне им удалось продолжить свой путь.

Челюскин отправил Берингу специальное донесение, описав все события, и спрашивал, надо ли дальше продолжать экспедицию.

После долгих консультаций Беринг приказал пока приостановить исследование вплоть до решения Адмиралтейств-коллегий.

Коллегия, несмотря на человеческие жертвы, во что бы то ни стало настаивала на скорейшем выяснении вопроса, можно ли плавать северными ледовитыми морями. Словом, требовалось продолжать экспедицию.

Приготовления заняли весь 1738 год. Был сделан запас продовольствия, обновлено снаряжение, отремонтирована шлюпка. «Якутск» снялся с якоря 9 июня. Маршрут был практически тот же.

До устья Лены шлюпка добралась без приключений. Челюскин вел свой судовой журнал.

21 июля 1739 года «Якутск» вышел западной протокой в море. Здесь-то Челюскин и показал себя отличнейшим штурманом. На выходе протоки тянулись подводные пески, из-за которых даже мелкая рыбачья лодка часто не могла найти здесь путь. Малейшее отклонение от фарватера грозило кораблю посадкой на мель. Однако Семен Иванович спокойно и уверенно провел корабль опасным фарватером.

До Оленека море было свободно ото льда. Через три дня мореплаватели миновали устье этой реки.

В устье Оленека корабль не задержался, пошел дальше на запад. Однако далеко уплыть не удалось, так как на судно стали опять напирать льды. Приходилось часто использовать весла, отпихивать шестами льдины, которые удерживали корабль на месте по нескольку суток подряд.

В один из дней плавания перед экипажем «Якутска» открылась глубокая губа, сплошь покрытая плотным льдом. Эту бухту промышленники назвали Нордвик, что значит Северный залив.

Далее «Якутск» опять попал во льды и пять дней отстаивался в Ледовой бухте, пока наконец не открылась возможность продолжать путь. 6 августа экспедиция достигла Хатангского залива. Около его восточного берега путешественники заметили остров, который назвали островом Св. Преображения. На западном берегу залива виднелись строения.

Челюскин и его помощник Чекин добросовестно обследовали местность. Они обнаружили, что в Хатангский залив впадает не только большая река Хатанга, но еще и река. Балахня. Челюскин и Чекин очень хотели исследовать местность, но с корабля слали тревожные сигналы о напирающих со всех сторон льдинах. Оценив обстановку, Чекин с Челюскиным решили искать какое-нибудь природное укрытие. С этой целью они двинулись внутрь Хатангского залива, где вскоре нашли устье мелководной речки. Однако стоило «Якутску» войти в него, как вход заложили льды.

Через несколько дней ветер отнес лед. Судно под парусами двинулось в открытое море и дошло до высокого утеса, сложенного из белого камня, похожего на алебастр. Это был мыс Св. Фаддея.

Челюскин пересел на ялбот и отправился на разведку. Матросов он высадил на берегу, чтобы они копали яму для маяка, а сам в сопровождении Чекина двинулся вдоль берега. К вечеру они вернулись обратно с плохими новостями: за мысом Фаддея лежал такой тяжелый лед, что пробиться сквозь него не было никакой возможности.

Обратный путь из-за льда был не менее труден. 29 августа дубель-шлюпка вошла в Хатангский залив.

В двадцатых числах сентября река окончательно замерзла, и экипаж «Якутска» перебрался жить на берег в специально построенную избу. Работа продолжалась: Лаптев, Челюскин и Чекин ездили по окрестностям, проводя опись берега.

Чем ближе было лето, тем активнее шла подготовка к продолжению экспедиции. В устье Таймыра послали одного русского промышленника, вызвавшегося заготовить там рыбу для членов экспедиции. Гонцов направили также и в Якутск, Туруханск, в устье Лены.

Лаптев очень хотел попытаться обогнуть Таймырский полуостров морем, но Челюскин настойчиво советовал ему отказаться от этого, так как дубель-шлюпку могли раздавить льды. В конце концов было решено вернуться в Якутск и подготовить поход на собаках.

Лед на Хатанге треснул 15 июня, но все еще не было возможности покинуть стоянку; «Якутск» смог поднять якорь лишь 12 июля 1740 года. 30 июля он вошел в Хатангскую губу и направился к морю, чтобы потом идти к устью Лены.

Но неожиданно одна из льдин пробила подводную часть корабля. Челюскин не бросил управления. Воду откачивали в течение шести дней, но она все прибывала. Чтобы избавиться от лишнего груза, за борт были выброшены пушки и тяжелые вещи, однако шлюпка неотвратимо тонула.

К счастью, вдруг ударил сильный мороз. Несколько человек были посланы в разведку, чтобы добраться до берега. Мороз усилился, и море покрылось надежным льдом. Вся команда выгрузилась на него, а потом с трудом добралась до берега.

Но на льдине осталось продовольствие, которое нужно было доставить на берег во что бы то ни стало. Тяжелые ящики и мешки таскали по льду полмесяца, а потом подул свежий ветер, который унес льдину с оставшимися продуктами и дубель-шлюпку к северу.

Лаптев и Челюскин, подсчитав запасы, сделали вывод, что положение сложилось более чем тяжелое. К тому же матросы дошли до крайнего отчаяния, устали и роптали.

Наконец решено было идти в Хатангскую губу, к прежнему месту зимовки, ибо там остались кое-какие запасы, да и место было знакомо.

Сначала шли беспрепятственно, и люди даже повеселели. Но неожиданно путь преградила бурная речка, по которой плыли льдины. Люди не смогли перебраться через нее, и пришлось вернуться обратно.

Целый месяц ушел на изготовление средств для переправы. Наконец, путешественникам удалось форсировать реку и с трудом, но достичь Хатангской губы.

Лаптев отправил в Адмиралтейств-коллегию обстоятельный рапорт. Было решено описывать берега сухим путем.

Однако в 1743 году неожиданно последовал приказ сворачивать исследовательские работы, ибо экспедиция принесла много хлопот сибирским властям.

Труд участников экспедиции не был оценен по достоинству. Большинство из них не получило даже никаких наград, лишь некоторые - продвижение по службе.

В их числе оказался и Семен Иванович Челюскин.

Правда, в 1745 году его произвели в лейтенанты и поручили командовать придворными яхтами. Но Семен Иванович недолго пробыл на этой малоприятной для него должности. В 1754 году Челюскин получил чин капитан-лейтенанта.

В 1760 году Семен Иванович Челюскин ушел в отставку в чине капитана 3-го ранга. Умер он после 1760 года; точной даты его смерти мы не знаем.

Из книги Евгений Евстигнеев - народный артист автора Цывина Ирина Константиновна

СЕМЕН ЗЕЛЬЦЕР Еще при жизни он был знаменит и любим, популярность его была необычайной, а после смерти он стал легендой. Об этом я могу судить как человек из публики.Пройдет время, театроведы напишут диссертации о его работах в театре и кино, исследуя истоки таланта,

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

СЕМЕН ФАРАДА И к тебе пришла фортуна, Фарада, и ты поешь, Но тебя в «моменто уно» Не задушишь, не

Из книги К 50-летию спасения челюскинцев автора Боечин Игорь

Из книги «Трубами слав не воспеты...» Малые имажинисты 20-х годов автора Кудрявицкий Анатолий Исаевич

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ТУМАНОВ СЕМЕН ТУМАНОВ (ЦЕЙТЛИН) СЕМЕН (кинорежиссер: «Алешкина любовь» (1961), «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Гнезда» (т/ф, 1966), «Николай Бауман» (1968), «Любовь Серафима Фролова» (1969), «Жизнь на грешной земле» (1973); скончался 22 июня 1973 года на 53-м году жизни).Туманов, что называется, «сгорел»

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Семен МОРОЗОВ Исполнитель роли трудного подростка Афанасия Полосухина в знаменитом фильме «Семь нянек» (1962) имеет за плечами три брака. В первый раз это случилось в середине 70-х. В этом союзе на свет появился сын. Однако когда мальчику было восемь лет, родители развелись.

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

АРАНОВИЧ Семен АРАНОВИЧ Семен (кинорежиссер: «Красный дипломат» (1971), «Сломанная подкова» (1973), «…И другие официальные лица» (1976), «Летняя поездка к морю», т/ф «Рафферти» (оба – 1980), «Торпедоносцы» (1983), т/ф «Противостояние» (1985) и др.; скончался 8 сентября 1996 года на 62-м году

Из книги 15 лет русского футуризма автора Крученых Алексей Елисеевич

Семен Кирсанов Curiculum vitae младчайшего из футуристов Семена Кирсанова Мать произвела меня на свет 5 сентября старого стиля 1906 или 1907 года. Точная дата года неизвестна, так как устанавливалась в зависимости от срока воинской повинности.Потом я рос. В 1914 году поступил в

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Семен Фарада И к тебе пришла фортуна, Фарада, и ты поешь, Но тебя в «моменто уно» Не задушишь, не

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ДЕЖНЁВ По общепринятым сведениям считается, что Семен Иванович Дежнёв родился около 1605 года в районе Великого Устюга.Через этот город пролегал путь новгородских ушкуйников на Югру, но несмотря на то, что сами новгородцы не раз грабили Великий Устюг, его

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Семен-каторжник Как грустна вечерняя заря осенью! Ровной, далекой полоской стелется она над сжатым полем и замирает в темных ветвях оголенного сада.Старый дед, сторож моего дома, сидит в уголке на полу и вяжет сеть. Лампа освещает его наклоненную седую голову. Когда я

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский и владимирский Семен Иванович Гордый 1317–1353 Старший сын Ивана Калиты Семен (Симеон) родился 7 сентября 1317 года в Москве.По смерти в 1340 году великого князя Ивана Даниловича Калиты многие русские князья отправились в Золотую Орду: Константин

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

Семен Семенович Почти год минуло с того дня, как наши радисты впервые приняли с Большой земли радостную весть о великой победе Красной Армии под Сталинградом, а мы до сих пор продолжали жить событиями того времени. О чем бы ни начинали говорить, неизменно возвращались к

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Семен Иванович Дежнев (ок. 1605–1673) Русский землепроходец; место рождения не установлено, а год рождения можно установить из его жизнеописания на около 1605 год. Известно, что он жил в городе Великий Устюг на реке Сухоне, служил в отряде казаков в Сибири. С 1638 года находился в

Из книги автора

Семен Иванович Челюскин (XVIII в.) Фамилия этого русского путешественника впервые встречается в 1733 году, когда была организована Великая Северная экспедиция. Челюскин участвовал в этой экспедиции в звании капитан-лейтенанта в отряде одного из командиров экспедиции В.

Представляем вашему вниманию главу из книги «От Мангазеи до Норильска. 30 историй Заполярья». Сборник историй не претендует на энциклопедичность и научную глубину исследований. Но создатели постарались собрать под его обложкой рассказы о самых известных первооткрывателях Заполярья, об удивительных народах, населяющих эту землю, о ее защитниках и строителях новой жизни, о самых знаковых местах и городах, о событиях, которые стали вехами как в истории самого края, так и в летописи нашей страны. Небольшое путешествие в этот легендарный мир кому-то просто напомнит подзабытые страницы, но для кого-то, возможно, откроет новые события и новые имена.

Семен Иванович Челюскин занимает отдельное место среди российских первооткрывателей Севера. Его имя на слуху у многих, оно запечатлено в названиях улиц и площадей по всей стране. Вот только для большинства жителей бывшего СССР Челюскин не путешественник и ученый, а пароход, затертый во льдах. Сам феномен перекошенного восприятия обществом исторической роли личности настолько показателен на примере этого полярного исследователя, что вполне может иметь название «казус Челюскина».

Почти 20 процентов России расположено за Северным полярным кругом, территория которого значительно дольше жаркой Африки или Нового Света оставалась белым пятном на географических картах.

Челюскин. (Наталья Олтаржевская)

Если Карибское море для европейцев XVII века уже вдоль и поперек исследованный регион, то Сибирь в веке XVIII — полумифический край, информация о котором исчерпывается донесениями полуграмотных казаков, покорявших эти суровые места. Соединена ли Сибирь с Америкой на востоке? Чем кончаются здешние дикие земли на севере? Вопросы, не имевшие ответа в то время.

Надо сказать, что для Российского государства до XVIII века географические открытия на севере и востоке не представляли научного интереса, поскольку в Московии не существовало такой науки. Если даже какой-то отчаянный путешественник по собственной инициативе отправлялся в далекий путь, а затем посылал царю-батюшке сообщения о неведанных краях, его донесения могли спокойно затеряться в бюрократической неразберихе. Показателен пример выдающегося русского путешественника XVII века Семена Дежнёва, который в 1648 году первым дошел до Берингова пролива. Челобитная этого первооткрывателя почти 100 лет пылилась в архивах Якутска и лишь в середине XVIII века была открыта академиком Герхардом Миллером.

Начало российской науке о земле, давшей затем толчок планомерному изучению северных и восточных окраин страны, положила переломная для отечественной истории деятельность Петра I. Отец-основатель российского флота с самого начала стремился иметь собственные морские кадры. В этой связи указом Петра в 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигацких наук, а в 1715-м на базе ее старших классов создается Морская академия в Санкт-Петербурге. Пользуясь летописным стилем, можно сказать, что «отсюда есть пошли Великие географические открытия русские».

МЕЛКОПОМЕСТНЫЙ НЕДОРОСЛЬ

Летом 1714 года в Москве проходит смотр дворянских недорослей. В числе прибывших в столицу оказывается выходец из мелкопоместных дворян Семен Челюскин. Фактически судьба будущего исследователя Севера для нас начинается только в этом году, поскольку до упомянутого смотра ничего доподлинно о Семене Челюскине мы не знаем. Место рождения остается загадкой для исследователей, так же как и год появления мальчика на свет.

В то же время нам кое-что известно о предках нашего героя. Семен Челюскин — выходец из старинного рода, а его дед Родион Матвеевич даже дослужился до головы московских стрельцов, то есть был богатым и знатным жителем столицы. Отец Семена Иван Родионович также занял почетное место в рядах московского войска.

В 1698 году в столице гремит стрелецкий бунт против молодого Петра I. Восстание подавлено, а Иван Челюскин попадает в список Тайной канцелярии. Опала становится для семьи синонимом бедности. Иван Родионович продает земли и имения, влезает в долги и обрекает себя и родных на скудное существование в глухой деревушке в Калужской губернии.


Путь на север. (Наталья Олтаржевская)

Прибывший в Москву в 1714 году, Семен сразу поступает в Школу математических и навигацких наук. Уже на первом году обучения он просит о назначении денежного жалования и помощи в жилье. Собственных средств у молодого человека нет.

В процессе учебы проявляется важная черта будущего исследователя, которая всю жизнь способствовала Челюскину в его начинаниях, — усердие. Благодаря этому качеству через три года Семена переводят в навигацкий класс, а после окончания учебы в 1721 году определяют служить на Балтийский флот, где он начинает в должности навигатора, затем становится учеником штурмана, а потом и подштурманом. Все 1720-е годы Челюскин служит на флоте, медленно и без потрясений продвигаясь по карьерной лестнице. Мир со Швецией подписан еще в 1721 году, так что на Балтийском флоте нет военной угрозы для моряка, впрочем, как и возможностей для быстрого продвижения по службе.

ВЕЛИКИЙ ПОХОД НА СЕВЕР

Одним из ключевых итогов внешней политики Петра I стал выход страны к морю. Через балтийские порты российские торговые суда теперь отправлялись в Скандинавию, Польшу, германские государства, Англию и даже Венецию. Однако новоявленному императору этого было мало, и у него созрел план найти иной морской путь к берегам Америки, Японии и Китая. Уже тогда было известно, что эти страны находятся где-то вблизи восточных окраин Сибири. Дорога в эти края могла пролегать через Северный Ледовитый океан.


В 1724 году указом Петра I снаряжается Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. Несмотря на то что исследователю не удалось с первого раза дойти до берегов Америки, по возвращении в Санкт-Петербург было принято решение организовать и Вторую Камчатскую экспедицию, ставшую впоследствии известной как Великая Северная экспедиция. Петр к тому моменту умер, и Беринга на повторную попытку благословляла уже императрица Анна Иоанновна.


Северные просторы. (Наталья Олтаржевская)

В 1733 году в Адмиралтейство был подан список подходящих кандидатов для участия в экспедиции. Семен Челюскин к тому времени зарекомендовал себя как способный и старательный морской офицер, и его определили штурманом в отряд к лейтенанту Василию Прончищеву, которому было поручено исследовать северные берега от Лены до Енисея. Размеренный ритм службы на Балтийском флоте сменяют интенсивные приготовления к далекому и сложному путешествию.

В июне 1735 года небольшой корабль «Якутск» с командой из 45 человек, включая штурмана Челюскина и капитана Прончищева, отчалил от пристани острога Якутска в путешествие к неизведанным морям. Главной целью группы было исследование Таймырской земли, представлявшей загадку для ученых того времени. На многих картах этот полуостров вообще отсутствовал, а все побережье Северного Ледовитого океана обозначалось прямой линией.

Выйдя в северные моря по Лене и продвинувшись на восток, первооткрыватели обнаружили здесь жизнь — в устье реки Оленёк находилось селение, где проживали двенадцать русских семей промышленников, предки которых давно поселились в этих местах. Установив хорошие отношения с местными, команда «Якутска» начала собирать избы для первой зимовки. Вскоре путники познакомились с полярной ночью и северным сиянием.

Летом 1736 года лед с речки сошел и исследователи отправились в сторону Таймырского полуострова. Очень скоро на пути «Якутска» начинают вставать непроходимые льды. Члены команды отмечают, что чайки, ранее сопровождавшие судно, скрылись, а вблизи корабля все чаще бродят белые медведи. Вот тут-то в полной мере и проявляется талант штурмана Челюскина, который даже в таких сложных навигационных условиях умудряется находить лазейки для продвижения корабля.

С каждым днем положение становится все опаснее, «Якутск» может быть в любой момент затерт льдами. Команда собирает совет, на котором принимается решение возвращаться на место прежней зимовки.

Но на обратном пути тяжело заболевает Василий Прончищев. А скорость продвижения все снижается, поскольку прежний проток реки Оленёк обмелел. Приходится искать новый фарватер. Штурман выводит «Якутск» к прежнему зимовью, но капитана спасти не удается. Челюскин, взявший по старшинству командование судном, хоронит Прончищева в вечной мерзлоте. Так для Семена заканчивается первый этап экспедиции.

ВТОРАЯ НЕУДАЧА

Летом 1737 года Челюскин на корабле возвращается в Якутск. После первой неудачи следует долгий период бюрократической волокиты, связанный с решением в Петербурге дальнейшей судьбы экспедиции. И вроде бы дано указание продолжать исследование полуострова Таймыр, но выйти из Якутска отряд смог только в 1739 году. Теперь Челюскин служит штурманом на «Якутске» под начальством Харитона Лаптева.

Отряд вновь пытается нащупать морской путь в обход Таймырского полуострова. Пройдя вдоль береговой линии до Хатангского залива, решили остановиться здесь на зимовье. Членам экспедиции удается найти селение тунгусов, а также одинокое зимовье енисейского промышленника Василия Сазоновского. Успешно налаженные контакты с местными жителями помогают вполне сносно переждать самые суровые холода.

Летом 1740-го команда возобновляет морское путешествие вдоль восточного побережья Таймыра. Однако в середине августа судно оказывается зажатым льдами. Даже навигаторского искусства Челюскина в этом случае не хватает. Первооткрыватели спешно строят юрты прямо на льду и живут в них, пока не установился зимний путь на Большую землю. С огромным трудом им удается достичь зимовья Сазоновского, запасы которого спасают отряд от голодной смерти.


Иллюстрация из книги. (Наталья Олтаржевская)

Проводится консилиум с участием Лаптева, Челюскина и других членов экипажа, в итоге все приходят к выводу, что Таймыр обойти морем нельзя. После гибели судна вариант еще одной попытки поиска пути на корабле отпадает сам собой. Решено исследовать полуостров «сухим путем» в зимнее время, передвигаясь на собачьих или оленьих упряжках.

ПОДВИГ ШТУРМАНА

5 декабря 1741 года начинается тот самый поход штурмана Челюскина, ставший беспрецедентным по трудности и значению. Исследователю предстояло пройти более 2000 километров. Мороз достигал минус 50 градусов! При этом Семен Иванович в сопровождении нескольких солдат должен был не только преодолеть этот путь, но и постоянно осуществлять замеры, используя примитивные инструменты того времени. Удивительно, как морской офицер Балтийского флота без специальной подготовки и не приспособленный к условиям Полярного Севера день за днем тщательно проводил исследования и руководил экспедицией.

В сутки Челюскин преодолевает по 30 — 40 километров. Едет то на собаках, то на оленях — в зависимости от того, какой транспорт удается раздобыть в местных селениях. Чем дальше он продвигается на север, тем реже встречаются населенные пункты. Как только отряд минует Хатангский залив, зимовья заканчиваются совсем. Впереди — ледяная безжизненная пустыня, где уже нельзя рассчитывать на чью-либо помощь.

1 мая путешественник достигает мыса Фаддея. Продвигаясь, описывает заливы, мысы, острова, обращая внимание на высоту берега, а также фиксирует, глинистый он или каменистый.

Начинаются проблемы с продовольствием. Правда, 6 мая путники нападают на след четырех белых медведей. Челюскин вместе с одним солдатом берет собак и, догнав животных, выстрелом убивает одного хищника.

Наконец, 9 мая штурман достигает мыса, который он называет «Восточный Северный". Челюскин определяет, что это крайняя точка Таймырского полуострова. Место не производит на исследователя особого впечатления. Он устанавливает здесь бревно-маяк и записывает в журнале: «Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет».

Если бы он знал, что именно это место является крайней северной точкой Евразии, которая навсегда впишет имя Семена Челюскина в летопись географических открытий, то, может быть, придал бы событию большее значение! После пяти месяцев пути он только час пробудет на заветном мысе, а затем отправится на юго-запад.

Непростой путь штурмана заканчивается 20 июля 1742 года. Исследователь делает в своем походном журнале последнюю запись: «Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева».


В открытом море. (Наталья Олтаржевская)

ПРИЗНАНИЕ И СЛАВА — ГРИМАСЫ ИСТОРИИ

Вклад Семена Челюскина современники по достоинству не оценили. В 1756 году он был уволен «по старости» с флота, награжденный званием морского капитана 3-го ранга. Первооткрыватель поселился с женой в небольшом имении в Алексинском уезде, где и провел остаток своей жизни, собирая подати с крестьян и судясь с соседями.

К столетию открытия по инициативе будущего академика А. Ф. Миддендорфа мыс Восточно-Северный был в 1842 году переименован в мыс Челюскина. Однако окончательно доказать, что именно это место является самой северной точкой Евразии, удалось только в начале XX века.

А в 1933 году СССР покупает на верфях Дании пароход ледокольного типа, который называют «Лена». Советский ученый и, по-хорошему, большой авантюрист Отто Шмидт договаривается с властями, что реализует на этом судне амбициозный замысел — путешествие из Ленинграда во Владивосток по северному маршруту. Поэтому пароход называют более подходящим для полярной экспедиции именем — «Челюскин».

Специалисты в один голос говорят, что корабль для этой цели совершенно не предназначен. Тем не менее он отправляется в арктический поход и, как и предсказывали, все-таки оказывается затертым льдами, а 104 человека вынуждены перебираться на льдину.

Из спасения челюскинцев делают настоящую героическую эпопею. Летчики эвакуируют экипаж судна, и каждый пилот получает Героя Советского Союза, а спасенные — по ордену Красной Звезды.

В честь челюскинцев называют улицы и площади по всему СССР, о них пишут стихи и снимают фильмы, называют символами мужества советских отчаянных людей… А вот имя выдающегося первопроходца Семена Челюскина, который на самом деле был равнодушен к славе и просто служил своей стране, после стольких лет забвения вдруг снова становится известным на весь мир… благодаря отважному, но бездарному полярному путешествию. И кто может поручиться, что история не субъективна в выборе своих героев?

Издание осуществлено при поддержке ПАО «ГМК ‘‘Норильский никель""", 2017.

Источники

  1. Фотография на обложке: Сергей Горшков
  2. Текст: Никита Смагин

Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии - умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.

Отец - Иван Родионович Челюскин.

Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до "головы" (чин полковника) московских стрельцов.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.

В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин "получил аттестации в науке и в практике" и хорошо зарекомендовал себя в "штурманской должности и хорошем обхождении".

С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.

В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.

В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.

В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки - северо-восточного мыса, - которая и была им определена под 77°34" с. ш. Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в "Записках гидрографического департамента" за 1851 г., т. IX, стр. 58-64. Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.

Позже об этой экспедиции писал : «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».

Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный "Чукотский нос". Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф. Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае... вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки» , - говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.

Семён Иванович Челюскин

Личная жизнь Семёна Челюскина:

Был женат на Аграфене Павловой.

В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне": "бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало".

В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.

Память о Семёне Ивановиче Челюскине:

В честь Челюскина названа улица в городе Путивль;
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин;
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин;
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина;
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым;
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица;
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица;
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок;
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина);
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина);
Улица в г. Нежин (Украина);
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка;
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица;
В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA;
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица;
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд;
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица;
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок;
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица;
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев;
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк;
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица;
В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок;
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.