До чего же хороШа И полезна Буква Ша! Учим ребенка произносить букву Ш.

Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.

Проверяем уровень произношения звука «ш»

Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».

Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:

Сигматизм

  • Носовой : малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
  • Боковой : буква произносится с хлюпаньем.

Парасигматизм

  • Призубной : язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
  • Губно-зубной : то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
  • Свистящий : произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».

Межзубная проблема

Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.

Проверяем произношение без помощи логопеда

Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.

  1. Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
  2. Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.

Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.

Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.

Возможные причины возникновения плохого произношения

  • Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
  • Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
  • Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
  • Некоторое отставание в развитии.
  • Малыш плохо распознает звуки на слух.
  • Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.

Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.

Упражнения перед началом занятий

Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.

  • Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
  • Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
  • Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
  • Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.

Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.

Дополнительная разминка для губ

  • Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
  • Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.

Упражнения для постановки звука «ш»

Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:

  • «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
  • «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
  • «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.

Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.

Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов - пожизненно.

Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

Из этой статьи вы узнаете

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором - нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ - вовлечь ребенка в игру «Повторялки ». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

Следующий блок - сочетания «ш» с согласными:

[шка] [кша] [шки] [кши].

Более сложные:

[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея .
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель .
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать .
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура .

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др .

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Важно ! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» - глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

Даже простой деревянный шарик - это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

Методические основы для родителей

Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

  • 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка) . Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить… », лучше сказать «Иди, поиграем вместе !», ведь игра - самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
  • 1-2 минуты: вступление (активация интереса) . Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
  • 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
  • 1-2 минуты: заключение : поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

Разминка для языка и губ

Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

Не запрещайте ребенку немного покривляться - это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

Упражнения для основного этапа занятия

Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

Упражнение «Чашечка»

Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик » - язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка ».

Упражнение «Фокус»

Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

Упражнение «Лошадка»

Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

Упражнение «Заборчик»

Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

Другие упражнения - «Трубочка » (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье » (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели » (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) - можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

  • как шумят деревья на ветру
  • как шипит злая кошка
  • как шуршат листья осенью под ногами
  • как шипит проколотое колесо
  • как шуршит мышка под столом

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык - процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

  • Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
  • Контролируйте собственное произношение.
  • Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник - пусть читает вслух с верным произношением.

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу .
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша .
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши .
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши .

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка », «Волчишко-хвостишко ».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения - нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности : строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки . Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей - такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие , тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков .

Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, - фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе - ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык - перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие - Ш и Ж . О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж , мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1-2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка - миска, Машка - маска, крыша - крыса, кушать - кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед - это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Как известно, все языки отличаются друг от друга не только словарным запасом, но и наборами букв и звуков. Для одной языковой группы такие отличия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе, но в случае сравнения английского и русского языков разница очень заметна. Алфавит русского языка состоит из 33 букв, а английский, в свою очередь, всего лишь из 26. Исходя из этого, стоит ожидать, что некоторые привычные для нас буквы и звуки будут передаваться с особенностями.

В английской письменности отсутствуют буквы, способные самостоятельно передать наши й, ц, ч, ш, щ, ы. И хотя они почти не используются англичанами и американцами, но бывают необходимы для передачи заимствованных слов, а также при адаптации славянских имён, фамилий, названий городов и так далее. Для замены проблемных букв используются буквосочетания.

Буква Ш.

В первую очередь она передаётся буквосочетанием SH. Наиболее показательные примеры - слова EngliSH, SHine, fiSH, SHe и так далее. Именно таким образом будут переданы славянские имена DaSHa, MaSHa, NataSHa и прочие. Иногда звук Ш передаётся в английских словах другими сочетаниями. Например, commiSSion, revoluTion, dimenSion.

Буква Ч.

Эта проблемная буква и этот звук также передаются двойным буквосочетанием, а именно CH, которое в конце слов преобразуется в TCH. Примеры в исконно-английских словах: catCH, CHalk, CHoose и так далее. В заимствованных словах: CHeburashka, CHeboksary, PeCHkin…

Буква Щ.

Данная присущая славянским языкам буква, а в особенности отвечающий ей звук вызывают у англичан много трудностей, и на письме передаются 4 символами SHCH. Это обусловлено схожестью звука Щ по звучанию со звукосочетанием ШЧ. Примеры использования: SHCHedrin, SHCHerbakova…

Буква Ц.

В отличие от Ч и Ш, которые встречаются иногда в английских словах, примеров использования звука Ц найти не получится, потому этот славянский звук передаётся из соображений фонетической схожести сочетанием букв TS, реже можно встретить использование TZ или TC. Примеры перевода: VysoTSky, TSvetaeva, TroubeTZkoy.

Буква Й.

В соответствии с текущими стандартами на письме этот звук и эта буква передаются при помощи символа Y. Стоит отметить, что таким же образом передаётся и буква Ы, чем иногда бывает вызвана путаница, которой не было, пока придерживались использования для звука Й английской буквы J. Так или иначе, согласно современным нормам при переводе запись будет следующей: Yogurt, TolstoY, AivazovskY.

Буква Ы.

Это один из самых трудных звуков в нашей речи, произнести его не в середине слова трудно даже для носителей русского языка. В английском для его замены тоже используют Y, при этом из контекста понятно, какой именно звук подразумевается. Примеры: DobrYnin, KrYlov, DavYdova.

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

  • Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

  • Буква ж в слогах и словах.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.