Флеров иван андреевич краткая биография. Мужественный шаг капитана И

д. Богатырь, памятный знак
г. Балашиха, мемориальная доска
г. Балашиха, школа
Могила, общий вид
Надгробный памятник
Мемориальная доска в Липецке
Бюст в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи
В музее в Смоленске


Ф лёров Иван Андреевич - командир отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии Резерва Главного Командования, капитан.

Родился 1905 года в селе Двуречки ныне Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу работал сначала в селе, затем учеником слесаря на Боринском сахарном заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при чугунолитейном заводе в городе Липецке. Здесь же, как один из лучших выпускников школы, некоторое время работал мастером производственного обучения.

В 1927-1928 годах проходил службу в Красной Армии, в артиллерийских частях, окончил курсы командиров-одногодичников при 9-м корпусном артиллерийском полку. В 1933 году был призван на 45-дневные курсы офицеров запаса и с того времени остался в армии. В 1939 году был зачислен слушателем Артиллерийской академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского.

Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве "линии Маннергейма". За проявленный героизм в боях у озера Сауноярви награжден орденом Красной Звезды. После окончания боевых действия вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашиха Московской области.

В начале Великой Отечественной войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерала-майора Л.А. Говорова , 28 июня 1941 года был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 2 июля батарея, вооруженная семью опытными боевыми установками БМ-13 (позднее получившими название "катюша"), убыла на Западный фронт.

Первые залпы по врагу батарея Флёрова произвела в под городом Оршей. В журнале боевых действий батареи записано: "14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня". "14.7.1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен..." . Этот первый удар был настолько эффективным и сокрушительным, что гитлеровцы, по докладам маршала Тимошенко Сталину , "... целый день вывозили раненых и убитых, остановив наступление на сутки".

После залпов в районе Орши последовали удары по захватчикам под Ельней, Рославлем, Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.

Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Как только им удавалось засечь ее местонахождение, они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию. Боевой опыт батареи Флёрова был взят на вооружение. Тактический прием - залп -смена позиции - широко использовался подразделениями "катюш" в ходе войны.

В начале октября батарея Флёрова вместе с другими частями оказалась в окружении в Спас-Деменском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались "без вести пропавшими".

Долгие годы о судьбе командира первой батареи "Катюш" ничего не было известно. Всплывали нелепые слухи о том, что будто бы Флёров преднамеренно завел батарею в засаду. И только тогда, когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где с немецкой скрупулезностью сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941-го года у смоленской деревушки Богатырь, сомнения развеялись. Стало известно, что никто из участников последнего боя не попал в плен. Капитан Флёров был исключен из списков пропавших без вести.

В 1960 году был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза (посмертно, представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии К.П. Казаковым). Однако после долгих проволочек И.А. Флёров посмертно был награжден только орденом Отечественной войны 1-й степени. Понадобилось ещё 30 лет, чтобы подвиг комбата был достойно оценен.

З а мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995 года N 619 капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Награждён орденами Красной Звезды (1940), Отечественной войны 1-й степени (14.11.1963, посмертно).

Капитан Флёров и погибшие батарейцы были похоронены на месте боя местными жителями еще в 1941 году. До середины 1980-х годов за могилой в поле следили, ухаживали. Приезжали ветераны, бывшие сослуживцы. Со временем место захоронения было забыто, оградка и памятник разрушились, и в конце-концов участок был распахан. Только в 1995 году, после указа Президента, специальной поисковой группой было найдено место могилы. Останки капитана Флёрова и шести бойцов были перезахоронены в деревне Богатырь Смоленской области у большака Вязьма - Юхнов.

Приказом министра обороны Российской Федерации № 111 от 5 марта 1998 года Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого.

В честь подвига батареи сооружены памятники в городе Орше и обелиск в городе Рудня. Также памятники установлены в городе Балашиха (в 2003 году) и у деревни Богатырь. Имя Флёрова носят улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, совхоз в Смоленкой области, центральная площадь села Двуречки, где родился и вырос Герой. 9 мая 1975 года здесь был открыт мемориальный музей И.А. Флерова. В 2001 году средней школе №3 города Балашиха присвоено имя И.А. Флёрова, в школе создан музей боевой славы. Мемориальные доски установлены: в Москве, на доме № 7, по улице Поликарпова, где формировалась батарея капитана Флёрова; в городе Балашиха Московской области, на доме № 5, по улице Фёдорова, в котором жил Герой.

В 1961 году в Верховный Совет СССР поступило ходатайство о присвоении капитану Флёрову И.А. звания Героя Советского Союза, однако просьба не была удовлет­ворена. Только в 1963 году выхо­дит Указ о награждении его ор­деном Отечественной войны I сте­пени. Одновременно государ­ством были выделены средства для изготовления гранитного мо­нумента и его установки на братс­ком захоронении погибших мино­метчиков у деревни Богатырь.
Бой батареи Флёрова с нем­цами произошел на южной окра­ине деревни. Гранитный мону­мент было решено поставить в 2-х километрах от основного ме­ста гибели батареи - на въезде в деревню со стороны п. Зна­менка.
В 1964 году был торжествен­но открыт гранитный памятник, благоустроена прилегающая территория. В конце 70-х годов рядом с мемориалом пролегла асфальтированная дорога Вязь­ма - Юхнов. Здесь ежедневно останавливаются десятки авто­машин, чтобы люди могли отдать дань памяти и уважения погиб­шим героям. В 80-х годах в п. Знаменка на перекрестке дорог в целях увековечивания подвига первой батареи реактивных ми­нометов на высокий постамент была установлена боевая маши­на «Катюша».
21 июня 1995 года Указом Президента России Флёрову И.А. присвоено звание Героя России. Долгое время подробности трагической гибели батареи не были известны. Ее командир Иван Андреевич Флёров считался без вести пропавшим, и семья ничего не знала о нем. Много труда приложил, чтобы восстановить историю знаменитой батареи, журналист Н. М. Афанасьев. Он написал книгу «Первые залпы», за которую все гвардейцы-минометчики благодарны ему.
Один из оставшихся в живых участников событий, каждый год, на 9 мая, приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года, видимо с его смертью, поездки прекратились, местные жители постарели, многие ушли из жизни. Заборчик, огораживающий могилу, сгнил и упал, после чего, место запахали вместе с дорогой, которая шла через поле на деревню. Захоронение было потеряно.
С присвоением капитану Флёрову звания «Герой России» перед руководством Угранского района Смоленской области возникла дилемма: «Памятник есть (памятная плита в начале деревни Богатырь), а останки не захоронены и находятся где-то среди поля». Были приглашены вяземские поисковики. Они выехали на место гибели Флёрова, выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь вышли «Катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума прямоугольника 100 на 200 метров. Вооружившись щупами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый подозрительный провал или бугорок. К большому полю, примыкающему к деревне, вплотную подступает мелколесье. И здесь, в молодой поросли деревьев, оказалась братская могила. Помогла ее разыскать жена командира поискового отряда Горшкова Люба, когда поисковики уже отчаялись ее обнаружить. Откопали, действительно, семнадцать человек. Сохранились знаки отличия капитанские. В сорок первом году еще погон не было. А нашивки со знаками отличия капитана не истлели. Обнаружили также нашивки со знаками отличия старшего политрука, записную книжку, несколько противогазов, противопехотные гранаты и патроны. Находки эти стали музейными экспонатами. На петлицах погибших также хорошо просматривались артиллерийские эмблемы (две перекрещенные пушки).
6 октября 1995 года, в годовщину гибели бата­реи, церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и почетным караулом отправилась на поселок Знаменка, где дали залп реактивные установки «Град» - современные «Катюши». Останки бойцов и их командира были торжественно перезахоронены около почти вымершей к тому времени д. Богатырь, у самого большака Вязьма – Юхнов.
Однако в гибели первой экс­периментальной минометной батареи остается много неисс­ледованного. Так, по воспоми­наниям бывшего комиссара ба­тареи, их техника, воинский контингент и деятельность были строго засекречены. При выходе из окружения никто не имел права сказать, что служил в данной батарее. Так и провое­вал комиссар всю войну после выхода из окружения, не посвя­тив никого в детали гибели ба­тареи и ее командира.
Другой пример: известно, что колонна Флёрова И.А. при про­рыве через шоссе состояла из 12 автомашин (5 бортовых ЗИС-5 и 7 установок БМ-13). Непосред­ственно на месте боя с гитлеров­скими солдатами было взорвано 4 установки. Где были взорваны остальные - неизвестно. В то же время на опушке леса, рядом с дорогой Корнюшково - Синяково Добринского сельсовета, со времен войны лежали искоре­женные останки двух БМ-13, а рядом - несколько целых реак­тивных снарядов. Было видно, что боевые установки уничтоже­ны самоподрывом. Вероятно, что эти две машины были из состава экспериментальной батареи. Во время боя они находились в кон­це колонны и не успели попасть под обстрел. А гитлеровцы но­чью не рискнули преследовать остатки колонны. Командиры ос­тавшихся установок продолжили выполнять приказ капитана Флёрова И.А. по выводу из окруже­ния секретного оружия. За ночь, двигаясь лесными дорогами, с запада обошли деревню Доброе (по маршруту: Подпоры - Жердовка - Корнюшково) и решили немного южнее ее пересечь большак Юхнов - Вязьма, чтобы двигаться к реке Угра. Однако наступило утро, и стало хорошо видно, что по большаку непре­рывным потоком идут гитлеров­ские войска. Как могли пробить­ся две машины через лавину дви­гавшихся фашистских войск? Ко­нечно, можно было дать залп по наступающим войскам и погиб­нуть, но минометчики приняли другое решение - взорвать ус­тановки и продолжить путь на восток пешком. На рамах взор­ванных машин хорошо просмат­ривалось клеймо Воронежского завода и номера машин.
В начале 80-х годов в г. Моск­ва создается Государственный музей на Поклонной горе. Было решено доставить во вновь со­здаваемый музей экспонат с ме­ста гибели батареи Флёрова. В конце апреля 1984 года предста­витель музея посетил д. Гряда и место, где наши бойцы взрывали автоколонну. Внимание привлек­ла осина, в которую при взрыве автомашины вонзился кусок рамы направляющей установки. За 40 лет затянулись на дереве все раны. Поздней осе­нью этого же года кусок осины вместе с фрагментами рамы установки был доставлен в Государственный музей на Поклонной горе.

Флеров Иван Андреевич родился 24 апреля 1905 года в селе Двуречки ныне Грязинского района Липецкой области. Закончил Артиллерийскую академию РККА имени Ф. Э. Дзержинского. Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Будучи командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве «линии Маннергейма». За проявленный героизм в боях у озера Сауноярви награжден орденом Красной Звезды.

В начале Великой Отечественной войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Л. А. Говорова 28 июня 1941 года был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 2 июля батарея, вооруженная семью опытными боевыми установками БМ-13 (позднее получившими название «Катюша»), убыла на Западный фронт.

Первые залпы по врагу батарея Флёрова произвела в под Оршей. В журнале боевых действий батареи записано: «14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня». «14.7.1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен..." . Этот первый удар был настолько эффективным и сокрушительным, что гитлеровцы целый день вывозили раненых и убитых, остановив наступление на сутки.

После залпов в районе Орши последовали удары по захватчикам под Ельней, Рославлем, Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями. Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Как только им удавалось засечь ее местонахождение, они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но батарея не задерживалась долго на одном месте – дав залп, сразу же меняла позицию. Боевой опыт батареи Флёрова был взят на вооружение. Тактический прием «залп – смена позиции» широко использовался подразделениями "Катюш" в ходе войны.

В начале октября батарея Флёрова вместе с другими частями оказалась в окружении в Спас-Деменском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались «без вести пропавшим».

Долгие годы о судьбе командира первой батареи «Катюш» ничего не было известно. Всплывали нелепые слухи о том, что будто бы Флёров преднамеренно завел батарею в засаду. И только тогда, когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где с немецкой скрупулезностью сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941-го года у смоленской деревушки Богатырь, сомнения развеялись. Стало известно, что никто из участников последнего боя не попал в плен. Капитан Флёров был исключен из списков пропавших без вести.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995 года N 619 капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В 1995 году специальной поисковой группой было найдено место гибели героев. Останки капитана Флёрова и шести бойцов были перезахоронены в деревне Богатырь Смоленской области у большака Вязьма - Юхнов. Приказом Министра обороны Российской Федерации N 111 от 5 марта 1998 года Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого. В 1999 поисковики из группы «Экипаж» сумели отыскать и восстановить одну из боевых машин батареи Флерова.

В честь подвига батареи сооружены памятники в городе Орше и обелиск в городе Рудня. Также памятники установлены в городе Балашиха (в 2003 году) и у деревни Богатырь. Имя Флёрова носят улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, совхоз в Смоленской области, центральная площадь села Двуречки, где родился и вырос герой. 9 мая 1975 года здесь был открыт мемориальный музей И. А. Флерова. В 2001 году средней школе №3 города Балашиха присвоено имя И. А. Флерова, в школе создан музей боевой славы. Мемориальные доски установлены: в Москве, на доме № 7 по улице Поликарпова, где формировалась батарея капитана Флёрова; в городе Балашиха Московской области на доме № 5 по улице Фёдорова, в котором жил герой.

Пятого декабря 2011 года исполняется 70 лет со дня начала героического контрнаступления Советских войск под Москвой. По приказу Верховного Главнокомандующего И. Сталина, войска Калининского - генерал Конев, Западного - генерал Жуков и Юго-Западного - маршал Советского Союза Тимошенко фронтов перешли в решительное контрнаступление. Гитлеровские оккупационные полчища были отброшены от Москвы на несколько сотен километров. Но до этого была героическая оборона столицы нашей Родины Союза Советских Социалистических Республик. На оборону Москвы работала вся страна. Советскую Армию вооружали. Особенно страшны для немцев были реактивные миномёты "Катюша". Первую батарею этого грозного оружия возглавил слушатель академии им. Дзержинского, уроженец славного города Липецка капитан Иван Андреевич Флёров. Вот как вспоминают о том подвиге первых, можно сказать ракетчиков Союза, участников тех событий И. Костюков и И. Гаврилов. Первый залп батареи прозвучал 14 июля 1941 года. Батарее было приказано уничтожить живую силу и технику противника. Потом были удары под Оршей, Рудней, Ельней. Умело маневрируя и сохраняя себя от вражеской артиллерии, авиации, батарея с честью выполняла задачи. Своими залпами в Рыжково по скоплению фашистских войск, пытавшихся овладеть Соловьёвской переправой под Ельней, батарея Флёрова сыграла немалую роль в развитии первого контрнаступления Советских войск на Западном фронте. Оккупанты боялись и ненавидели батарею капитана Флёрова, называя её установки "адскими машинами" и "дьявольскими мясорубками". Они пытались найти способ обезвредить её. Потери от ударов "Катюш" Флёрова были столь ощутимы для фашистов, что скоро об этом было доложено Гитлеру. Немцы с самолётов стали разбрасывать листовки, с целью подкупить предателей, за поимку и сдачу им для изучения хотя бы одной установки. Было предложено 500 тысяч тех немецких марок. Но предателей не нашлось. А батарея продолжала крушить гитлеровские полчища. В районы батареи высаживали десанты. Её пытались перехватить танки, уничтожить с воздуха, применяли ствольную артиллерию и миномёты. Но все их потуги были тщетными. Батарея уничтожала фашистов. Но несколько батарей "Катюш" не могли тогда остановить наступление войск Вермахта. Осенью началась операция "Тайфун". Батарея Флёрова оказалась в глубоком тылу у немцев. Выход к фронту равнялся 250 километров по лесам и болотам. Батарея потеряла связь с нашими войсками, но продолжала движение на восток. Остался один боекомплект ракет и мало горючего. Лишнюю технику пришлось уничтожить. И однажды батарейцы капитана Флёрова всё же наткнулись на немецкую засаду. Вот как описывал те события командир одной из установок И. Гаврилов. "Гитлеровцы расстреливали нас почти в упор. А мы не могли дать прицельный залп с такого близкого расстояния. Видя безвыходность положения и возможного пленения батареи, капитан Флёров приказал взорвать установки. Приказ был выполнен. При этом геройски погиб капитан Флёров и многие его товарищи". Этот подвиг был совершён у селения Богатырь под Вязьмой. По рассказам местных жителей, на место гибели батареи Флёрова приезжали немецкие "спецы", но уехали ни с чем. Так ценой жизни, воины батареи капитана Флёрова сохранили военную тайну. Вечная Слава павшим Героям, защищавшим столицу нашей Родины Москву.

В основу статьи положены воспоминания, которые автор записал от воинов-флёровцев в 60-е годы ХХ века.

Иван Андреевич Флеров родился в апреле 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу, работать начал при Советской власти, был учеником слесаря на Боринском заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в г. Липецке. Как лучший ученик был оставлен работать мастером производственного обучения и преподавателем математики. В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии в артиллерийской части.

В 1933 году был призван на краткосрочные курсы офицеров запаса, после их окончания был оставлен в армии. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей. Отличился в боях при прорыве линии Маннергейма. Показал себя храбрым, знающим свое дело офицером, способным сплотить личный состав и действовать в сложной обстановке. Его батарея оказалась в окружении у озера Саунаярви. Кончились снаряды, продукты питания. Около двух недель батарея защищалась только стрелковым оружием. Каждому бойцу была поставлена задача на прорыв. Но вскоре война закончилась, необходимость в прорыве отпала сама собой.

О случившемся и о действиях в окружении случайно узнала его жена Валентина, когда нашла в его гимнастерке записи и письмо на случай гибели при прорыве из окружения.

В 1940 году капитан И.А. Флеров был награжден орденом Красной звезды и направлен на учебу в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Проживал с семьей в городе Балашихе Московской области.

22 июня 1941 года вместо сдачи первого экзамена в академии И.А. Флеров написал начальнику академии генерал-майору Л.А. Говорову рапорт с просьбой отправить на фронт. Через шесть дней его неожиданно пригласили в Кремль. Разговор был короткий. Флерову была поставлена задача: «Товарищ Флеров, Родина доверяет вам мощное секретное оружие, которого не имеет ни одна армия в мире. Если оно попадет в руки врага, то не вашей жизни, ни жизни ваших близких родственников не хватит, чтобы искупить эту вину». Там же его познакомили с комиссаром будущего подразделения.

К Флерову подошел человек в штатском, поздоровался, назвал себя. «А сейчас поедете на вокзал и из прибывающих эшелонов будете формировать свою батарею». Были подобраны водители, артиллеристы, связисты, все, что нужно для мобильного, самостоятельного подразделения. Через пару дней Флеров, комиссар и 10 человек, которые были назначены на должности командиров машин (огневых взводов), прибыли на окраину Москвы знакомиться с новой техникой.

В ангаре стояли машины (зачехленные), похожие на понтоны. Когда сняли чехол с одной, увидели решетчатую конструкцию на базе трехосного грузовика ЗиС. Послышался шепот: «Но мы же артиллеристы…» Подошли инженеры Дмитрий Шитов и Алексей Попов. «Ничего записывать нельзя, слушайте. Это БМ-13/16 132-миллиметровая реактивная установка на 16 ракет, пуск которых осуществляется за 7-8 секунд, вес ракеты 40 кг, боевой заряд 1,5 кг, скорость полета около 320 м/с, дальность стрельбы от 300 метров до пяти километров. Траектория полета ракеты близка к траектории полета 122-миллиметровой гаубицы».

В ночь на 3 июля 1941 года из Подмосковья назад, на Смоленск, вышла колонна из 44 автомашин, которую замыкала на прицепе единственная 120-миллиметровая гаубица. В составе колонны: семь БМ-13/16, ракеты на десять залпов, сто зарядов к гаубице. Все необходимые службы для автономных действий, личный состав - 160 бойцов и командиров, небольшой отряд НКВД для охраны колонны на маршруте и беспрепятственного движения к линии фронта.

В дневное время колонну загоняли в лес, ставили охранение и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, тренировались в овладении техникой, подготовкой боевых позиций. Вечером двигались дальше. Прибыли под Оршу. Соблюдая строгую секретность, ни командующий армией, ни командующий фронтом не были уведомлены о прибытии батареи.

Вот как вспоминали после войны выжившие батарейцы первый залп (до этого никто, даже Флеров не видел и не слышал стрельбы из БМ-13/16). Приводим воспоминания, записанные автором в 60-е годы прошлого века:

«14 июля 1941 года, 15 часов. Знойное безоблачное небо. От обилия ярких красок режет глаза. Наших войск не видно (нашей артиллерии не было, а солдаты укрылись в индивидуальных окопах на одного человека). В бинокль хорошо виден забитый железнодорожный узел станции Орша. Через несколько лет станет известно, что в тот день на станцию прибыла новая 17-я танковая дивизия, которую немецкое командование намеревалось ввести в прорыв восточнее Орши, поэтому войска не разгружались. Послеобеденный сон. Между эшелонами лениво шагают часовые.

…Проверены расчеты, условным кодом по радио переданы команды. Семь темно-зеленых грузовиков выехали из леса в лощину на огневые позиции, подготовленные ночью.

Рядом с командирами взводов инженеры Попов и Шитов. Все готово. Солдаты бегут от машин в отрытые окопы. 15 часов 15 минут. Капитан Флеров, находящийся на наблюдательном пункте, берет радиомикрофон, радист на батарее повторяет команду: «По фашистским захватчикам батареей залп!». Слышен скрежет и ни с чем не сравнимый рев. На месте стоянки машин клубы дыма и пыли. В небо взметнулись 112 ярких молний, оставляя приглушенный рокот, и снова тишина. В секунды машины зачехлены и срываются с места. Группа фашистских бомбардировщиков разворачивается, проходит над машинами и начинает бомбить место, откуда только что произведен залп. Когда раздался необычный грохот, уставшие от отступлений и зноя красноармейцы с тревогой выглянули из окопов, пытаясь понять, что же произошло. А скрывшиеся из глаз молнии продолжали полет в сторону врага. Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась. Запрыгала. Взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Все перемешалось. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Земля горела. Вагоны превращались в бесформенные груды металла. В Москву ушла шифровка: «14.7.41 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

Так начался славный боевой путь советской реактивной артиллерии и охоты фашистов за батареей, которой командовал капитан И.А. Флеров.

15 июля 1941 года батарейная разведка доложила, что через реку Оршица немцы наводят понтонную переправу, а к переправе по большаку идут колоннами с песнями немецкие подразделения численностью не менее пехотного полка. Машины вышли на линию огня и по переправе к приблизившейся колонне был произведен залп. Колонна и переправа были полностью уничтожены. Несколько уцелевших фашистов с переправы бежали на наш берег сдаваться.

Этим же вечером во время привала зашел разговор о том, что в каждом роде войск есть техника, которую называют ласковыми именами «Чайка», «Курносый»… «А как мы назовем нашу “Машу”»? Кто-то предложил «Катюшей». - «Почему?..» - «"Катюша" вышла на берег, спела песню и нет фашистского полка. А как эти мокрые с переправы бежали с поднятыми руками объясняться ей в любви…»

Однажды капитан Флеров находился на батальонном наблюдательном пункте, когда неожиданно враг пошел в атаку силами, в несколько раз превышающими наш обескровленный в предыдущих боях батальон. Немцы стали окружать командный и наблюдательный пункт батальона. Чтобы не быть окруженными и плененными, Флеров вызвал огонь на себя. Наблюдательный пункт был разбит. Флерова нашли в полуразваленном блиндаже без сознания с сильной контузией.

Ежедневно батарея наносила удары по врагу, участвуя и в контрнаступлении под Вязьмой. Гаубица использовалась для уничтожения отдельных, малоразмерных целей. Если целеуказание давал Флеров, то цель поражалась с первого раза.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла фашистам огромный урон. Охоту за батареей гитлеровцы начали после первого залпа и не прекращали ни на один час. Применяя военную хитрость, искусство маневра и маскировки, батарея наносила мощные удары и уходила от врага.

7 октября 1941 года батарея попала в окружение и угодила в засаду в деревне Богатырь. Ночь, тихо, собаки не лают, ставни закрыты, свет не горит, стали выходить из машин. И вдруг с обеих сторон кинжальный ружейно-пулеметный огонь. Поняв, что выхода нет, дали последний залп, чтобы ни одна ракета не досталась врагу. Будучи раненым в горло и не имея возможности взорвать машину дистанционно, И.А. Флеров бросился к головной машине и взорвал ее из кабины (каждая машина имела 40 кг динамита для самоликвидации).

Личный состав, верный своему воинскому долгу и воодушевленный примером своего командира, уничтожил остальные. Из состава батареи после войны в живых осталось менее пятидесяти человек. Кому-то удалось перейти линию фронта, кто-то оказался в партизанах, кто-то пережил плен. Появились другие батареи (кстати, в конце июля на этот участок фронта поступила батарея из девяти БМ-13/16 «катюш»), дивизионы, полки, дивизии реактивной артиллерии, но все это было потом».

Слава о подвиге капитана Ивана Андреевича Флерова и его первой реактивной батарее переживет века, как слава о подвиге батареи полковника Раевского, героя войны 1812 года.

Валентин Агеев

← Вернуться к списку

Игорь
24.10.2015 22:52

И все бы здорово и воевали неплохо. Но вот взорвать установки толком не смогли. Три из них немцы захватили почти целыми.
Хотя,то ничего бы не изменило.
Первые две "катюши" были захвачены на Украине месяцем раньше.
--
И еще -14.07.41 немцев в Орше еще не было.