Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Классный час на тему "Люди так не делятся!"

Формирование толерантного отношения к детям с

ограниченными возможностями здоровья. Классный

час на тему "Люди так не делятся!"

формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности

здоровья,

формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование:интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-

варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная

доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

–Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого- то светлые

волосы, у кого- то –темные. У кого- то голубые глаза, а у кого- то –зеленые. Кто- то очень хорошо

решает сложные задачи по алгебре, а кто- то красиво рисует.

У кого- то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки».

Но к сожалению,бывает так, что у кого- то всего одна рука или их две,но одна рука почти не

может двигаться.

У кого- то есть тонкий музыкальный слух, а кто- то совсем не может слышать. Это говорит о том, что

все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн:

«Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю

жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

Просмотр социальныхроликов «Люди так не делятся»

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки- варежки»(трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку), с которого нужно

снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и

написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети

обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и

неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут

иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием

колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот

почему их тетрадки могут выглядеть по- другому и почему им нужно больше времени закончить

«Пойми меня…»(проблемы с речевым аппаратом)

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на

верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и

мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и

смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться

общаться с людьми, когда люди их не понимали.

Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам,

как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:

Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз,

пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой

язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не

прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите

их о чем- нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать

подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»(проблемы со слухом)

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты.

Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до

тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и

даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детейс ограниченными

возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с

таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть

зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо- художник»(проблемы со зрением)

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом- дерево и

человека. Можно попросить переписать левой рукой какое- нибудь предложение. Наверняка, это

получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными

возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

Работа по группам составления эмблемы толерантности. «Мы вместе»

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик омужчине,

живущем в Австралии.

«Ник Вуйчич родился4 декабря1982 года в городеБрисбене вАвстралии в

семьесербскихэмигрантов и обладал редкой генетической патологией–тетра- амелией: у

мальчика отсутствовали полноценные конечности–обе руки и обе ноги. Частично имелась

однастопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического

Проблема, которую я сегодня озвучу, очень часто не видна здоровым людям, самостоятельно передвигающимся по крымским улицам. Это проблема инвалидов. Мы всегда очень много говорим о них, снимаем сюжеты и пишем статьи, преследуя достаточно корыстную и не совсем честную цель - во что бы то ни стало разжалобить зрителя и читателя. А вот похвастать реальными действиями и помощью инвалидам вряд ли можем.

Давайте посмотрим на наши города, поселки, села и основные инфраструктурные объекты в них - здесь все для здоровых людей. Мало у нас пандусов, кнопок вызова персонала, недостаточно специализированного транспорта, лифтов. Да что там говорить: все пропускные системы в органы власти, школы, детские сады, суды, милицию не оборудованы для передвижения людей с ограниченными возможностями, не говоря уже о кафе, ресторанах, местах досуга, пляжах….

Насколько это важно, могут знать только сами инвалиды, их родные и близкие. А давайте и мы, самостоятельно передвигающиеся, задумаемся о тех, кому это не дано. Они рядом с нами: оглянитесь, возможно, мы даже живем в одном подъезде, но не видим друг друга, потому что человек с ограниченными физическими возможностями - квартирный затворник и улицу видит лишь из окна.

Я помню нескончаемые круглые столы в Совете министров Крыма, где общественность проводила презентации своих рейдов, исследований, мониторингов, проектов на тему того, где и что на полуострове нужно благоустроить, чтобы особенным людям было проще жить. Но все это дальше разговоров не шло. Чиновники сетовали на нехватку средств, а если деньги и выделялись, то все делалось без учета истинных потребностей инвалидов. Так, согласно ответу исполнительного комитета Симферопольского горсовета на ремонт пешеходного перехода у магазина «Сельпо» выделено в 2012 году 57,159 тыс. грн, в 2013-м - 78,03 тыс. грн. А что мы видим на деле? Пандусные спуски возле «Сельпо» оборудованы так, что сами колясочники называют их «американскими горками». Были направлены обращения в Симферопольский горсовет с просьбой устранить недоделки и обустроить полноценные пандусные спуски в переходах на пл. Куйбышева и возле «Сельпо». Как вы понимаете, воз и ныне там.

На одном мероприятии, посвященном проблемам людей с ограниченными возможностями, я познакомилась с замечательной девушкой - она мама ребенка с ДЦП. И вот, что она мне рассказала.

«Меня зовут Александра Казакова, мне 25 лет. Я - мама особенного ребенка. Моя дочка Кирочка родилась почти 7 лет назад недоношенной, весом 960 г. Кирюшка сама не дышала, и с этого началась наша борьба за ее здоровье и полноценную жизнь. Она мужественно преодолевала все трудности, мотивируя меня на дальнейшую упорную борьбу. В год и четыре месяца нам был поставлен страшный диагноз - ДЦП. Осознание того, что болезнь неизлечима, пришло не сразу. Потом я впала в отчаяние, но все же попробовала бороться - люди с ДЦП прекрасно реабилитируются и все-таки могут стать полноправными членами общества. Я очень хочу, чтобы Кирюшка понимала, что она не такая, как все, но имела бы возможность быть, как все! Жить, как все! Именно это внутреннее убеждение стало для меня решающим - я должна помочь дочери и таким людям, как она. Может, именно у меня получится хоть немного изменить мнение окружающих об инвалидах и тем самым улучшить их жизнь. Я борюсь за их права!

Сейчас Кирюшке почти семь лет, мы не ездим на инвалидном кресле и, дай Бог, не будем, но передвигаемся по Симферополю на реабилитационной коляске. Трудности нас ждут буквально на каждом шагу. Я не могу представить, как человек с ограниченными возможностями может съездить, к примеру, на Центральный рынок за продуктами. Это просто нереально! Пройдитесь пешком с коляской и ребенком от Центрального рынка до пл. Куйбышева. Во-первых, это подземные переходы. Туда невозможно ни спуститься, ни подняться, нужно обходить несколько кварталов, чтобы найти «зебру». Дороги даже в таких оживленных местах, как Центральный рынок, практически не заасфальтированы. Колеса застревают в ямах. Только тут я толкаю коляску, а как инвалид самостоятельно выберется из западни? К примеру, чтобы попасть с ребенком от магазина «Сельпо» на противоположную сторону, ул. Карла Маркса, нам приходится идти на Пролетарскую, обходить целый квартал. И мы идем не по тротуарам - там припаркованы машины, а по трассе. Дальше по надземным переходам мы движемся в сторону пл. Куйбышева через Салгир. Возле здания МВД, не доходя до детского парка, есть светофор, там мы переходим дорогу и начинаем движение в обратную сторону. Идем к главпочтамту, там тоже есть надземный переход. Вся дорога занимает около часа! А знаете, почему? Потому что не установлены пандусы либо они просто не соответствуют ГОСТу - сделаны ради галочки. Даже в магазины, в административные здания трудно попасть - или двери узкие, или ступеньки. Теперь, думаю, всем понятно, почему инвалиды заперты в четырех стенах и практически обречены на одиночество.

Очень больно и страшно за жизнь моего ребенка, за жизнь этих людей! Только вместе мы сможем изменить мир к лучшему! Вы скажете, вас это не касается? Пусть это звучит грубо, но я тоже так думала, пока у меня не родился особенный ребенок. И лично я буду бороться до конца!»

Проблему инвалидов нужно решать в первую очередь, особенно если новое руководство республики намерено строить новый Крым, туристическую Мекку. Новый Крым должен стать комфортным и доступным для всех - и для жителей, и для гостей. И, главное, мы должны научиться понимать: инвалид - не инвалид… Люди так не делятся!

Екатерина Горелкина

Цель:

  • формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья,
  • формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование: интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Приложение 1 )

После того, как ребята закончили отвечать на вопросы учитель предлагает посмотреть видеоролики о детях и взрослых с ограниченными возможностями.

Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся» (Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 , Приложение 5 , Приложение 6 )

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.

«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

Карточки Бройля раздаются детям, и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

«Пойми меня…»

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо-художник»

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии. (Приложение 7 )

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте , серфинговой доске , играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs ), став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек » («The Butterfly Circus»), рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (Life Without Limits: Inspiration for a Ridiculously Good Life) вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии , США .
12 февраля 2012 года он женился, а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».

После просмотра педагог снова продолжает беседу:

– Ребята и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.

III Подведение итогов

– Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!