Где применяются рычаги в быту технике природе. Простые механизмы в живой природе

Рычаги в быту и технике

Рычаги широко распространены в быту. Вам было бы гораздо сложнее открыть туго завинченный водопроводный кран, если бы у него не было ручки в 3-5 см, которая представляет собой маленький, но очень эффективный рычаг. То же самое относится к гаечному ключу, которым вы откручиваете или закручиваете болт или гайку. Чем длиннее ключ, тем легче вам будет открутить эту гайку, или наоборот, тем туже вы сможете её затянуть. При работе с особо крупными и тяжелыми болтами и гайками, например при ремонте различных механизмов, автомобилей, станков, используют гаечные ключи с рукояткой до метра.

Другой яркий пример рычага в повседневной жизни – самая обычная дверь. Попробуйте открыть дверь, толкая её возле крепления петель. Дверь будет поддаваться очень тяжело. Но чем дальше от дверных петель будет располагаться точка приложения усилия, тем легче вам будет открыть дверь.

Естественно, рычаги так же повсеместно распространены и в технике. Самый очевидный пример – рычаг переключения коробки передач в автомобиле. Короткое плечо рычага – та его часть, что вы видите в салоне. Длинное плечо рычага скрыто под днищем автомобиля, и длиннее короткого примерно в два раза. Когда вы переставляете рычаг из одного положения в другое, длинное плечо в коробке передач переключает соответствующие механизмы. Здесь так же очень наглядно можно увидеть, как длина плеча рычага, диапазон его хода и сила, необходимая для его сдвига, соотносятся друг с другом.


Рычаги можно встретить на стройке: экскаватор, подъемный кран, тачка, лом.

Примером рычага, дающего выигрыш в силе, могут служить ножницы для резки бумаги, кусачки, ножницы для резки металла, лопата.

Рычаги различного вида имеются у многих машин: ручка швейной машины, педали или ручной тормоз велосипеда, клавиши пианино - все это примеры рычагов. Весы - тоже пример рычага.

Примером рычага, дающего проигрыш в силе, является весло. Это необходимо для получения выигрыша в расстоянии. Чем длиннее часть весла опускаемого в воду, тем больше его радиус вращения и скорость движения.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что механизм рычага очень широко распространен как в нашем повседневном быту, и в различных механизмах.

Мы вправе без преувеличения сказать, что каждый человек го­раздо сильнее самого себя, т. е. что наши мускулы развивают си­лу, значительно большую той, ко­торая проявляется в наших дей­ствиях.

Целесообразно ли такое устрой­ство? На первый взгляд как будто нет,- мы видим здесь потерю си­лы, ничем не вознаграждаемую. Од­нако вспомним старинное «золотое правило» механики: что теряется в силе, выигрывается в перемеще­нии . Тут и происходит выигрыш в скорости: наши руки движутся в 8 раз быстрее, чем упра­вляющие ими мышцы. Тот способ прикрепления мускулов, который мы видим у животных, обеспечивает конечностям проворство движений, более важное в борьбе за существо­вание, нежели сила. Мы были бы крайне медлительными существами, если бы наши руки и ноги не были устроены по этому принципу.

Предварительный просмотр:

Школа п.Третий решающий

Доклад

по дисциплине: «Физика»

на тему:« »

Выполнил:

ученик_7__ класса

Толоконникова Владимира

Проверил:Олейников Николай

Викторович

__________________________

Рычаги в природе, быту и технике

Рычаг - один из наиболее распространенных и простых типов механизмов в мире, присутствующий как в природе, так и в рукотворном мире, созданном человеком.

Тело человека как рычаг

К примеру, скелет и опорно-двигательная система человека или любого животного состоит из десятков и сотен рычагов. Взглянем на локтевой сустав. Лучевая и плечевая кости соединятся вместе хрящом, к ним так же присоединяются мышцы бицепса и трицепса. Вот мы и получаем простейшие механизмы рычага.

Если вы держите в руке гантель весом в 3 кг, какое усилие при этом развивает ваша мышца? Место соединения кости и мышцы делит кость в соотношении 1 к 8, следовательно, мышца развивает усилие в 24 кг! Получается, мы сильнее самих себя. Но рычажная система нашего скелета не позволяет нам в полной мере использовать нашу силу.

Наглядный пример более удачного применения преимуществ рычага в скелетно-мышечной системе организма обратные задние колени у многих животных (все виды кошек, лошади, и т.д.).

Их кости длиннее наших, а особое устройство их задних ног позволяет им гораздо эффективнее использовать силу своих мышц. Да, несомненно, их мышцы гораздо сильнее чем у нас, но и вес их больше на порядок.

Средне-статистическая лошадь весит около 450 кг, и при этом может легко прыгнуть на высоту около двух метров. Нам же с вами, чтобы выполнить такой прыжок, надо быть мастерами спорта по прыжкам в высоту, хотя мы весим в 8-9 раз меньше, чем лошадь.

Раз уж мы вспомнили о прыжках в высоту, рассмотрим варианты применения рычага, которые придуман человеком. Прыжки в высоту с шестом очень наглядный пример.

При помощи рычага длинной около трех метров (длинна шеста для прыжков в высоту около пяти метров, следовательно, длинное плечо рычага, начинающееся в месте перегиба шеста в момент прыжка, составляет около трех метров) и правильного приложения усилия, спортсмен взлетает на головокружительную высоту до шести метров.

Рычаг в быту

Рычаги так же распространены и в быту. Вам было бы гораздо сложнее открыть туго завинченный водопроводный кран, если бы у него не было ручки в 3-5 см, которая представляет собой маленький, но очень эффективный рычаг.

То же самое относится к гаечному ключу, которым вы откручиваете или закручиваете болт или гайку. Чем длиннее ключ, тем легче вам будет открутить эту гайку, или наоборот, тем туже вы сможете её затянуть.

При работе с особо крупными и тяжелыми болтами и гайками, например при ремонте различных механизмов, автомобилей, станков, используют гаечные ключи с рукояткой до метра.

Другой яркий пример рычага в повседневной жизни самая обычная дверь. Попробуйте открыть дверь, толкая её возле крепления петель. Дверь будет поддаваться очень тяжело. Но чем дальше от дверных петель будет располагаться точка приложения усилия, тем легче вам будет открыть дверь.

Рычаги в технике

Естественно, рычаги так же повсеместно распространены и в технике. Самый очевидный пример рычаг переключения коробки передач в автомобиле. Короткое плечо рычага та его часть, что вы видите в салоне.

Длинное плечо рычага скрыто под днищем автомобиля, и длиннее короткого примерно в два раза. Когда вы переставляете рычаг из одного положения в другое, длинное плечо в коробке передач переключает соответствующие механизмы.

Здесь так же очень наглядно можно увидеть, как длина плеча рычага, диапазон его хода и сила, необходимая для его сдвига, соотносятся друг с другом.

Например, в спортивных автомобилях, для более быстрого переключения передач, рычаг обычно устанавливают короткий, и диапазон его хода так же делают коротким.

Однако, в этом случае водителю необходимо прилагать больше усилий, чтобы переключить передачу. Напротив, в большегрузных автомобилях, где механизмы сами по себе тяжелее, рычаг делают длиннее, и диапазон его хода так же длиннее, чем в легковом автомобиле.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что механизм рычага очень широко распространен как в природе, так и в нашем повседневном быту, и в различных механизмах.


Правило рычага лежит в основе действия различного рода инструментов и устройств, применяемых в технике и быту там, где требуется выигрыш в силе или в пути.

Выигрыш в силе мы имеем при работе с ножницами. Ножницы – это рычаг (рис. 155), ось вращения которого проходит через винт, соединяющий обе половины ножниц. Действующей силой F1 является мускульная сила руки человека, сжимающего ножницы; противодействующей силой F2 - сопротивление того материала, который режут ножницами. В зависимости от назначения ножниц их устройство бывает различным. Конторские ножницы, предназначенные для резки бумаги, имеют длинные лезвия и почти такой же длины ручки, так как для резки бумаги не требуется большой силы, а длинным лезвием удобнее резать по прямой линии. Ножницы для резки листового металла (рис. 156), имеют ручки гораздо длиннее лезвий, так как сила, сопротивления металла велика и для ее уравновешивания плечо действующей силы приходится значительно увеличивать. Еще больше разница между длиной ручек и расстоянием режущей части от оси вращения в кусачках (рис. 157), предназначенных для перекусывания проволоки.

Рычаги различного вида имеются у многих машин. Ручка швейной машины, педали или ручной тормоз велосипеда, педали автомобиля и трактора, клавиши пишущей машинки и пианино - все это примеры рычагов, используемых в данных машинах и инструментах.

Примеры применения рычагов вы можете найти в своей школьной мастерской. Это рукоятки тисков и верстаков, рычаг сверлильного станка и т, д.

На принципе рычага основано действие и рычажных весов (рис. 158). Учебные весы, изображенные на рисунке 43 (с. 39), действуют как равноплечий рычаг . В десятичных весах (рис. 158, 4) плечо, к которому подвешена чашка с гирями, в 10 раз длиннее плеча, несущего груз. Это значительно упрощает взвешивание больших грузов. Взвешивая груз на десятичных весах, следует умножить массу Гирь на 10.

Устройство весов для взвешивания грузовых вагонов, автомобилей и повозок также основано на законах рычага.

Рычаги встречаются также в разных частях тела животных и человека. Это, например, конечности, челюсти. Много рычагов можно указать в теле насекомых, птиц , в строении растений. Типичный рычаг - ствол дерева и его продолжение - корень.

На рисунке 159, в изображены кости предплечья.

Точка опоры находится в локтевом суставе. Действующая сила F-сила мышц, сгибающих предплечье, сила сопротивления R - сила тяжести поддерживаемого кистью руки груза. Сила F приложена ближе к точке опоры, чем сила R (см. рис. 159, в). Следовательно, F>R, т. е. рычаг дает проигрыш в силе и выигрыш в пути.

Вопросы.

  1. Приведите примеры применения рычагов в быту, в технике, в школьной мастерской.
  2. Объясните, почему кусачки дают выигрыш в силе.

Упражнения.

  1. Укажите точку опоры и плечи сил у рычагов, изображенных на рисунке 159. При каком положении груза (д, е) палка, которую используют при переносе груза, меньше давит на плечо? Ответ обоснуйте.
  2. Объясните действие весла как рычага (рис. 160).
  3. На рисунке 161 изображен разрез предохранительного клапана 1 . Рассчитайте, какой груз надо повесить на рычаг, чтобы пар через клапан не выходил. Давление в котле в 12 раз больше нормального атмосферного давления. Площадь клапана S = 3 см2, вес клапана и вес рычага не учитывать. Плечи сил измерьте по рисунку. Куда нужно переместить груз, если давление пара в котле увеличится? уменьшится? Ответ обоснуйте.
  4. На рисунке 162 изображена схема подъемного крана, Рассчитайте, какой груз можно поднимать при помощи этого крана, если масса противовеса 1000 кг.
  5. Предохранительный клапан - особое приспособление, открывающее, например, отверстие в паровом котле, когда давление пара в нем становится больше нормы.

Задания.

Рассмотрите устройство плоскогубцев (или кусачек, щипцов для сахара, ножниц для жести). Найдите у них ось вращения, плечо силы сопротивления и плечо действующей силы. Подсчитайте, какой выигрыш в силе может дать данный инструмент.

Осмотрите у себя дома бытовые машины и инструменты: мясорубку, швейную машину, нож для открывания консервов, щипцы и др. Укажите в этих механизмах точку опоры, точки приложения сил, плечи.

Подготовьте доклад на тему «Рычаги в организмах человека, животных и насекомых».

Методическая разработка урока «Рычаги в технике, природе, быту»

Опыт есть истинный учитель.

Леонардо да Винчи.

Цель урока : расширить знания учащихся о рычагах,познакомить с практическим использованием в жизни рычагов.

Оборудование урока : рисунки к опросу, карточки с заданиями, магниты на доску, сопроводительная презентация к уроку; динамометр, ножницы, листы бумаги со смайликами, линейка к практической работе

Планируемый результат:

учащиеся расширяют свои знания о рычагах и их использовании.

Личностные результаты :

Развитие опыта публичного выступления, умения делать выводы.

Метапредметные результаты :

Умение работать самостоятельно и в группе, закрепление понятия простой механизм, развитие навыка аналитической деятельности.

Предметные результаты :

Знание условия равновесия рычага и его применение на практике, умение различать виды рычагов.

Оформление доски : дата урока, эпиграф, на крайней левой доске магнитики и распечатанные рисунки, домашнее задание (тему вписываю позже).

Ход урока:

    Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи .

Дети занимают свои места, звенит звонок, у входной двери стоит коробка, мешающая проходить.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте начнем наш урок. Но у нас какой-то беспорядок. Коробка у двери. Давайте-ка уберем!

Руку поднимает ученик, готовый прийти на помощь, пытается сдвинуть коробку, ничего не получается, тяжелая. Просится второй ученик помочь. Но он уже берет палку, которая стояла в уголке, и пользуясь ею, как рычагом, приподнимает коробку и сталкивает её в сторонку, с важным видом всем ученикам заявляя:

Вот так, физику учить надо! - и поднимает указательный палец вверх.

Дети садятся на места.

Спасибо, мальчики, выручили. (Обращаюсь к классу) А что же за знания нужны были нам сегодня, чтобы справиться с коробкой?

Ответы детей, среди которых конечно же звучат «Тема «Рычаг ».

Правильно. А на сегодняшнем уроке мы расширим ваши знания о рычагах и научимся видеть их в разных областях нашей жизни. Запишем в тетради число и тему урока «Рычаги в технике, быту и природе».

2) Актуализация знаний.

Только чтобы сделать ваши знания глубже, надо вспомнить, что мы изучали ранее.Идет фронтальный опрос. ?????

- Что такое рычаг?

Укажите виды рычагов? (1,2,3 рода)

На крайней левой доске белые листы, закрепленные магнитами, висят под схемой, надо правильно распределить изображенные на рисунках примеры рычагов к какому роду они относятся.

Распределите примеры, которые имеются, в схему:

Рычаги

1 рода 2 рода 3 рода

Вызываю ребенка, который магнитиками крепит рисунки.

Что называют плечом рычага? (Показать точки опоры и плечи)(эти же рисунки включаю через проектор и на крупных рисунках ученик указкой показывает плечи и точку опоры)

Для чего используют рычаги? – (для получения выигрыша в силе)

ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА:

(гипотеза)

Закрепляется или пишется на доске.

Учащиеся выражают свое мнение (да,

нет, сомневаюсь). Однозначного ответа нет.

Оцениваем отвечающих по домашнему заданию. Переходим к следующему этапу урока.

    Изучение нового материала.

Давайте посмотрим, где же встречаются рычаги у нас в жизни. Результатом нашей работы должен стать кластер, где вы запишите основные моменты урока.

Работаем в группах. Каждая группа получает задание, время на его выполнение, по истечении которого мы выслушаем отчёт каждой группы.

Задания группам выдаю на распечатанных листочках.

1) рычаги в быту.

Рычаги в быту

Рычаги широко распространены в быту. Вам было бы гораздо сложнее открыть туго завинченный водопроводный кран, если бы у него не было ручки в 3-5 см, которая представляет собой маленький, но очень эффективный рычаг. То же самое относится к гаечному ключу, которым вы откручиваете или закручиваете болт или гайку. Чем длиннее ключ, тем легче вам будет открутить эту гайку, или наоборот, тем туже вы сможете её затянуть. При работе с особо крупными и тяжелыми болтами и гайками, например при ремонте различных механизмов, автомобилей, станков, используют гаечные ключи с рукояткой до метра.

Другой яркий пример рычага в повседневной жизни – самая обычная дверь. Попробуйте открыть дверь, толкая её возле крепления петель. Дверь будет поддаваться очень тяжело. Но чем дальше от дверных петель будет располагаться точка приложения усилия, тем легче вам будет открыть дверь.

Примером рычага, дающего выигрыш в силе, могут служить ножницы для резки бумаги ь дверь.

Ручка швейной машины, клавиши пианино - все это примеры рычагов.

Задания к тексту « Рычаги в быту»

1. Прочитайте текст.

3. Ответьте на вопрос: для чего используют рычаги в быту?

4. Сделайте выводы. (регламент 1 минута)

    Рычаги в технике

Естественно, рычаги так же повсеместно распространены и в технике. Самый очевидный пример – рычаг переключения коробки передач в автомобиле. Короткое плечо рычага – та его часть, что вы видите в салоне. Длинное плечо рычага скрыто под днищем автомобиля, и длиннее короткого примерно в два раза. Когда вы переставляете рычаг из одного положения в другое, длинное плечо в коробке передач переключает соответствующие механизмы. Здесь так же очень наглядно можно увидеть, как длина плеча рычага, диапазон его хода и сила, необходимая для его сдвига, соотносятся друг с другом.

Рычаги можно встретить на стройке: экскаватор, подъемный кран, тачка, лом.

Примером рычага, дающего выигрыш в силе, могут служить кусачки, ножницы для резки металла, лопата.

Рычаги различного вида имеются у многих машин: педали или ручной тормоз велосипеда - все это примеры рычагов. Весы - тоже пример рычага.

Примером рычага, дающего проигрыш в силе, является весло. Это необходимо для получения выигрыша в расстоянии. Чем длиннее часть весла опускаемого в воду, тем больше его радиус вращения и скорость движения.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что механизм рычага очень широко распространен и в различных механизмах.

Задания к тексту « Рычаги в технике »

1. Прочитайте текст.

2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту.

3. Ответьте на вопрос: для чего используют рычаги в технике?

    рычаги в природе

Простые механизмы в живой природе

В скелете животных все кости, имеющие некото­рую свободу движения, являются рычагами , например, у кошек рычагами яв­ляются подвижные когти; у многих рыб - шипы спинного плав­ника; у членистоногих - большинство сегментов их наружного скелета; у двустворчатых моллюсков - створки раковины.

Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выиг­рыш в скорости при проигрыше в силе. Это важно для приспосабливаемости и выживания. Например, длинные ноги борзой и оленя определяют их способность к быстрому бегу; короткие лапы кро­та рассчитаны на развитие больших сил при малой скорости; длинные челюсти борзой позволяют быстро схватить добычу на бегу, а короткие челюсти бульдога смыкаются медленно, но сильно держат (жевательная мышца прикреплена очень близко к клыкам, и сила мышц передается на клыки почти без ослаб­ления).

В растениях рычажные элементы встречаются реже, что объясняется малой по­движностью растительного организма. Типичный ры­чаг - ствол дерева и состав­ляющий его продолжение главный корень. Глубоко уходящий в землю корень сосны или дуба оказывает огромное сопротивление опрокидыванию (велико плечо сопротивления), поэтому сосны и дубы почти никогда не выворачиваются с корнем. Наоборот, ели, имеющие чисто по­верхностную корневую систему, опрокидываются очень легко.

В природе распространены гибкие органы, которые могут в широких пределах менять свою кривизну (позвоночник, хвост, пальцы, тело змей и многих рыб). Их гибкость обусловлена или сочетанием большого числа коротких рычагов с системой тяг, или сочетанием элементов, сравнительно негибких, с промежуточными элементами, легко поддающимися деформации (хобот слона, тело гусеницы и др.). Управление изгибанием во втором случае достигается системой продольных или косо расположенных тяг.

Р

О

Задания к тексту «Простые механизмы в живой природе»

1. Прочитайте текст.

2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту.

3. Ответьте на вопрос: почему некоторые рычаги в организмах животных устроены так, что они дают проигрыш в силе?

4. Сделайте выводы. .(регламент 1 минута)

Физпауза. А теперь мы с вами выполним не совсем обычное задание: встаньте, пожалуйста, у своих мест, положите свой учебник на ладонь и постарайтесь выполнить упражнения, не уронив его, а заодно задумайтесь об устройстве своего тела.

(упражнения: сгибание-разгибание рук в локтевом суставе, плечевом суставе, вставание на носки, наклон головы вперед-назад с одновременным удержанием учебника на ладони, проговаривание хором слова "рычаг".)

Что вы почувствовали? Вы почувствовали напряжение в мышцах? Спасибо, ребята, садитесь.

Что же вы обнаружили в своем теле, выполняя упражнения? Перечислите рычажные элементы в теле человека (кости рук, ног, пальцев, свод стопы, череп, нижняя челюсть).

    рычаги в теле человека

Простые механизмы в теле человека

Движение играет огромную роль в жизни всех живых существ, В том числе и человека. Активные перемещения в пространство является основным отличием животных от растений. Движение и его скорость служат одними из главных приспособительных реакций животного к окружающей среде, что осуществляется двигательным аппаратом.

Двигательный аппарат человека состоит из костей, соединений между ними и мышц. Движения происходят в местах соединения костей. Мышечная ткань, основным свойством которой является способность сокращаться, приводит в движение костные рычаги . Кости и их соединения относятся к пассивной части двигательного аппарата, а мышцы – к его активной части.

Мышцы, действуя на кости, вращают их вокруг осей суставов. Такая система представляет собой особый рычаг .

В скелете человека все кости, имеющие некото­рую свободу движения, являются рычагами , например, кости конечностей, нижняя челюсть, череп (точка опо­ры - первый позвонок), фаланги пальцев.

В двигательном аппарате человека мышцы проигрывают в силе, но выигрывают в расстоянии. Это создает значительные нагрузки на костно-мышечный аппарат, которые могут в несколько раз превышать перемещаемый или поднимаемый груз. Оказывается, рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выиг­рыш в скорости при потере в силе .

Соотношение длины плеч рычажного элемента скелета нахо­дится в тесной зависимости от выполняемых данным органом жизненных функций. Зато очень важно то, что, проигрывая в силе, мы выигрываем в других отношениях. Небольшое сокращение длины мышцы позволяет в данном случае осуществить значительное перемещение ладони с грузом (мы можем поднять груз даже к плечу). Кроме того, мы выигрываем в скорости перемещения. Мышцы не могут очень быстро сокращаться; к счастью, при таком рычаге этого не требуется: скорость перемещения ладони с грузом оказывается в 10 раз больше скорости сокращения мышцы. Другими словами, проигрывая в 10 раз силе, мы во столько же раз выигрываем в длине и скорости перемещения груза.

Ребята, а хотите узнать, какую мускульную силу развивали ваши бицепсы при удержании учебника на ладони? Вы узнали, что кости рук являются рычагами. Как же можно решить эту задачу? Какое же правило нам понадобиться?

Действительно, мы перемещаемся примерно в 8-10 раз быстрее, чем сокращаются наши мышцы. Это очень важно в жизни и человека, и животных.

Задания к тексту «Простые механизмы в теле человека»

1. Прочитайте текст.

2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту.

3. По рис. согнутой в локте руки определите, какой проигрыш в силе дает такой рычаг? каков будет выигрыш в расстоянии?

4. Сделайте выводы. .(регламент 1 минута)

Решаем задачу, оформляем у доски и в тетради.

5) Практическая работа.

Давайте выполним практическую работу, поработаем с самым известным вам инструментом-ножницами.

Практическая работа .

Цель: проанализировать информацию о применении рычагов в быту.

Определить силу давления ножниц на лист бумаги, используя ножницы, динамометр.

Заполнить таблицу.

Выигрыш в силе:

ИНСТРУКЦИЯ.

1. Возьмите ножницы.

2. С помощью линейки измерьте расстояние l1, см от центра ножниц (гвоздика) до центра колец ножниц. Результат запишите в таблицу.

3. Возьмите лист бумаги, сделайте надрез и с помощью линейки измерьте расстояние от центра ножниц (гвоздя) до листа бумаги (см. рисунок). Полученный результат l2, см запишите в таблицу.

4. Возьмите динамометр. Ножницы с листом бумаги привести в рабочее положение (см. рисунок), зацепите крючком динамометра за кольцо ножниц и тянуть, пока ножницы не разрежут лист бумаги. И в этот момент зафиксировать показания динамометра, F1 Данные записать в таблицу.

5. Используя формулу для правила равновесия рычага, вычислить силу давления ножниц F2на лист бумаги.

6. Проверить, соблюдется ли правило равновесия рычага и правило моментов. Результаты занести в таблицу.

7. Определить выигрыш в силе.

8. Сделайте вывод, используя данные п.6 и п.7. .(регламент 1 минута)

5) Отчёты детей.

6) Закрепление .

А) Включаю видеоролик «Главная дорога».

Какой простой механизм используется в ролике?

Ответы детей.

Б) -Возьмите зубочистку. Разломите её пополам. А потом каждую половину пополам. Почему второй раз было сложнее?

Ответы детей.

В)- Какой механизм использовался в каждой задаче?

    Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а краю, притом наиболее удаленному от оси вращения двери? Какой механизм используют?

    Почему для резки бумаги и ткани применяют ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями?

7) Контроль .

На партах стоит один рейбук, один из учеников, сидящих за партой, отвечает на вопросы теста, другой получит карточку.

Тест по рейбукам.

Вариант1.

    Механизмами называются приспособления, служащие

а) для преобразования движения;

б) создания силы;

в) преобразования силы;

г) проведения опытов.

2. На рычаг действует сила 3 Н. Чему равен момент этой силы, если плечо силы 15 см?

3. Что называют плечом рычага?

а) перпендикуляр;

б) отрезок;

г) кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила

4. Примером рычага в быту является:

А) дверь, б) экскаватор, в)гаечный ключ

Вариант 2.

    Простые механизмы применяют для того, чтобы:

а) проводить измерения физических величин;

б) увеличить расстояние, пройденное телом;

в) проводить физические опыты;

г) увеличить силу, действующую на тело.

2. На рычаг действует сила 0,5 кН. Чему равен момент этой силы, если плечо силы 2 м?

3. Что называют рычагом?

а) сложный механизм;

б) мягкое тело;

в) твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры;

г) твердое тело, которое не может вращаться вокруг неподвижной опоры;

4) примером рычага в технике является: а) гаечный ключ, б) рука человека, в) карандаш.

Проверочная карточка .

    Отгадайте ребус.

    Отгадайте загадки:

А) Три братца пошли в воду купаться,

Два купаются, а один на берегу валяется.

Б) Я –садовый инвентарь,

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород.

    Что общего между хвостом кенгуру во время прыжка и шестом для равновесия у канатоходца?

8) Домашнее задание . На доске записано: §60, упр.32(1,3), и творческое задание: составьте задачу по теме сегодняшнего урока.

9) Рефлексия. Карточка "Рефлексия"

Анкета

Ф.И._________________

Сегодня на уроке я:

А) выполнил правильно задания теста или карточки;

В) сумел решить практическую задачу по определению массы линейки.

2) Насколько самостоятельны Вы были на уроке?

А) нуждался в разъяснении учителя;

Б) нуждался в помощи соседа по парте;

В) все выполнял сам.

3) После сегодняшнего урока я:

А) смогу выполнить домашнее задание;

Б) смогу применять правило равновесия рычага в различных жизненных ситуациях;

В) лучше понял правило равновесия рычага.

4) Свою работу на уроке Вы бы оценили на:

Вот и подходит к концу наш урок, ребята. Каждый сегодня узнал для себя что-то новое про рычаги.

«Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет»

Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт, 940- 1030 гг.)

28 апреля в школе будет проходить научно-практическая конференция НОУ "Спектр".

Немного истории

Давным-давно, еще в 2005 году мы с моими учениками в школе организовали научное общество "Пифагорёнок", где занимались различной деятельностью от разбора олимпиадных задач, до исследовательских работ. Ежегодно, привлекая и других математиков школы, проводили конференции, затем вывозили ребят на конференции в Нальчик. Ежегодно наши ребята занимали призовые места на республиканских конкурсах. Все было как надо, у нас был свой устав, программа, требования. В конце года подводили итоги и каждому члену НОУ присваивались академические звания:

  • «почетный академик» - победителям и призерам международных и российских, республиканских предметных олимпиад, смотров, конкурсов;
  • «академик» - призерам областных и городских предметных олимпиад, конкурсов, смотров;
  • «магистр» - победителям школьных олимпиад, смотров, конкурсов;
  • «бакалавр» - призерам школьных олимпиад, смотров, конкурсов.
Вот такое свидетельство получали ребята (знаете они были очень рады им). Была такого рода игра у нас.

О нашем обществе тогда знали все. Гудели. На конференции в Нальчике как-то нам сказали, что не могут нам каждый раз давать призовые места, не вести много работ на конкурс. Что тоже сыграло свою роль. Когда член жюри, республиканского конкурса, при детях говорит "Ваши работы самые лучшие, но мы не можем дать больше одного места" ....
http://alfusja-bahova.ucoz.ru/index/nou_quot_pifagorenok_quot/0-5
Кстати, все ребята, которые тогда занимались в научном обществе без труда поступили в лучшие технические ВУЗы Москвы и Питера, на данный момент закончили успешно университеты. А одну девочку оставили в университете в Питере (не могу сейчас точно назвать названия вузов). Горжусь своими ребятами.

Но всему приходит конец. И нашему НОУ тоже. За эту работу мне никто ничего не оплачивал, а как только стали за это платить, "такая корова нужна самому", выяснилось, что "Пифагорёнок" нашей школе не нужен, создали новое общество "Спектр", где все проводится "спустя рукава", не хочу даже говорить об этом.

После одного пренеприятного случая перестала принимать с ребятами участия в школьных конференциях.

А в этом году, решила все же выйти на конференцию школьную со своими кружковцами. В среду приступили к проекту. Посмотрим, что получится.

На очередном занятии кружка приступили к исследовательскому проекту "Рычаг. Виды рычагов. Рычаги в быту человека".
Цель и задачи исследовательской работы:

  1. Изучить устройство и принцип действия рычага;
  2. Собрать механизм «Рычаг» с помощью Lego «Физика и технология»;
  3. Исследовать свойства рычага. Выяснить условие равновесия рычага;
  4. Анкетирование одноклассников;
  5. Исследовать использование рычага в доме, в быту, в технике, в спорте и развлечениях;
  6. Выводы.
Разобрали с ребятами:

Знаете ли вы?

Термин «рычаг» (англ. lever)происходит от французского слова levier, которое в переводе означает «поднимать»
С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы, которые способны преобразовывать силу человека в значительно большую силу. Еще три тысячи лет назад при строительстве пирамид в Древнем Египте тяжелые каменные плиты передвигали и поднимали с помощью простых механизмов.
Рычаг – это жесткий стержень или твердый предмет, который служит для передачи силы. С помощью рычага можно изменять прикладываемую силу (усилие), направление и расстояние перемещения. В каждом рычаге обязательно присутствуют усилие, опора (или ось вращения) и нагрузка (груз). В зависимости от их взаимного расположения различают рычаги первого, второго и третьего рода.
На этом занятии разобрали устройство и принцип действия рычага. С помощью Лего собрали три рода механизма "Рычаг". Попытались провести первичное исследование. Узнали что у любого рычага есть точка опоры, точка приложения усилия и точка приложения нагрузки (т.е. груз)
Виды рычагов
В рычагах первого рода точка опоры расположена между точками приложения усилия и нагрузки.
Наиболее распространенными примерами рычага первого рода являются пила, лом, плоскогубцы и ножницы.


В рычагах второго рода точка опоры и точка приложения усилия находятся на противоположных концах, а точка приложения нагрузки расположена между ними. Самые часто встречающиеся примеры рычага второго рода – щипцы для раскалывания орехов, тачка, ключ для открывания бутылок.


В рычагах третьего рода точка опоры и точка приложения нагрузки находятся на противоположных концах, а точка приложения усилия – между ними. Наиболее известные примеры рычага третьего рода – пинцет и щипцы для льда.

В вашем браузере отключен JavaScript

На следующем занятии кружка продолжим свое исследование.

РS. На данном сайте много классных физиков, я рада была бы получить от Вас советы и рекомендации по нашему проекту. Не откажусь ни от какой помощи!!!