Гвидо фон Лист и его теории. Создание арманического футарка

Das Geheimnis

Guido von List

der Runen

Гвидо фон Лист

Тайна рун

Общая редакция,

предисловие и комментарии

Антона Платова

МОСКВА 2001

Перевод

Л. Колотушкиной

Под общей редакцией

Антона Платова

Лист. Гвидо фон.

Тййна рун. Переводе англ. - М., София, Гелиос, 2001.-144с.

© А. Платов, русское

издание, 2001.

ISBN 5-220-О0439-5 © «София», 2001.

ISBN 5-34400095-2 © «Гелиос», 2001.

Предисловие редактора

Гвидо фон Лист

и языческая традиция

Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь теперь впервые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России. Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специалистов в области древних волшебных искусств и - особенно-рунической магии лишь немногие знакомы с его работами, заслуженно считающимися классическими и переведенными почти на все европейские языки. Мне выпала честь быть первым редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа - «Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.

* * *

Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например, прямо говорит, что причина этого - в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его жизни и самой его личности, и даже манипулировать ими…

Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октября 1848 года в Бене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положением родителей, он пробовал свои силы в драматургии, в прозе, в необычном литературном жанре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением набиравшего силу теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него большое впечатление. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринимались тогда - на волне общественного интереса к мистике - настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.

Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял на формирование мировоззрения будущих поколений немецких эзотериков. Так, не избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская политическая идеология, и формировавшиеся в Европе националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон Листа, ставшие своего рода «классикой» исследований в области арийской магии и мистики, широко использовались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли последователи, - в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.

Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких организациях, как Анэнэрбе и Общество Туле*, пользовались трудами

* Анэнэрбе («Наследие Предков») - основанный Гиммлером исследовательский институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии, философии, истории и т.д. Общество Туле - германский магический орден, один из многих, возникших на границе Х1Х-ХХ веков; членами Братства Туле являлись Гиммлер и Гитлер.

фон Листа (как, впрочем, и трудами его предшественников и современников - Ницше, Гобино, Блаватской, Марби и других). И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Берлине в 1919 году) не поддерживали связей с национал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после прихода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так, выдающийся исследователь рунической традиция, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был арестован и девять лет провел в концлагерях.

* * *

Если говорить по сути, фон Листа можно назвать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрасте четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину*. Под знаком этого бога-Князя, бога-Мага прошла его жизнь.

Одним из важнейших источников формирования мировоззрения фон Листа - мировоззрения

* Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских) под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватившее его перед разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом Посвящении.

языческого - была древняя мифология германских народов, причем он равно уделял внимание как мифологии «высшей», связанной со старыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной - сказкам, преданиям, народным легендам.

Второй источник - индийская философия и теософия, влияние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и понятия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.

Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное количество христианских чувств и настроений, что вообще характерно для ариософского движения того времени, большинство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показывают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллировал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и использовал иногда библейские цитаты, чтобы пояснить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства и того неоязычества, провозвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в своей известной работе «Оккультные корни нацизма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассматривал католическую церковь в качестве основного противника.

Гвидо фон Лист (нем. Guido von List, 5 октября 1848 — 17 мая 1919) — австрийский поэт, рунолог и оккультист, ариософ, основатель арманизма, оказавший серьезное влияние на нацистский оккультизм.

Гвидо фон Лист был первым популярным автором, соединившим идеологию фёлькише с оккультизмом и теософией. Он вырос в католической семье преуспевающих торговцев, однако в юношеском возрасте пережил откровение в катакомбах под церковью, в результате которого поклялся создать храм Вотану.

В юности Лист хотел стать художником и учёным, что противоречило планам отца, желающего видеть его наследником торгового дела. В результате Лист согласился получать коммерческое образование, но сочетал это с занятием живописью, спортом и прогулками на природе.

В 1878 году Лист женился на первой жене, Елене Форстер-Петерс, и оставил занятия коммерцией.

С 1877 по 1887 он опубликовал множество статей на тему австрийской этнографии в газетах с националистическим уклоном. В те же годы пишет роман «Карнунтум», и постепенно становится известным в кругах приверженцев пангерманизма, связанном с именами Риттера Георга фон Шонерера и Карла Вольфа. В середине 1890-х годов к национализму Листа всё больше примешивается антисемитизм, он издаёт эссе «Die Juden als Staat und Nation».

К концу века Лист достигает значительного успеха в сфере неоромантического и националистического жанра литературы.

В конце XIX века фон Лист издал книгу «Мистериальный язык индо-германцев», в которой утверждал, что нашел в германской традиции следы духовности предков, обитавших в древности на континенте Арктогея. Столица этой древней земли называлась Туле.

В апреле 1903 он отправил псевдонаучный труд об арийском протоязыке в Имперскую Академию Наук в Вене, но Академия вернула работу без комментариев. Это в конце концов привело к созданию его сторонниками «Общества Листа» для самостоятельного издания его работ. 2 марта 1908 года было официально отрыто Общество Листа.

После 1908 года Лист публикует ряд работ, посвящённых рунам и другим символам, и приобретает всё большую популярность в националистических кругах, в том числе благодаря идее конфликта немецких и славянских национальных интересов. Его работы этого периода содержат многочисленные отсылки к «Тайной Доктрине» Блаватской.

Во время Первой Мировой войны Лист занимается изучением оккультных и расовых вопросов. Его последний «исследовательский отчёт» «Арманизм и Каббала» содержал планы развить разрабатываемую в юности систему оккультных соответствий между различными объектами и качествами физического мира, включая животных, растения, минералы, цвета, звуки, музыкальные знаки, числа. Это сочинение не было подготовлено к публикации.

Во время войны Лист получал множество писем фронта, в которых его благодарили за утешительные открытия; руны и древние арийские символы находили на камнях, и считали их знаками скорой победы ариогерманцев. В начале 1917 Лист имел видение, убедившее его в скорой победе, однако последующее поражение он интерпретировал как время скорби на пороге спасения ариогерманцев.

К началу XX века Гвидо фон Лист был уже совсем не молодым человеком. Но он сохранил удивительное качество юности - смотрел на мир широко раскрытыми глазами. Это был искренний и наивный мечтатель, однажды уверовавший в силу и красоту языческих немецких богов (а случилось это с ним еще в далеком и счастливом детстве). С тех пор до конца дней он был верен своему идеалу.

Ученый немало путешествовал, его восхищали пейзажи Австрии и Германии - именно тут, в прекрасных творениях природы он видел торжество космической гармонии, которую мечтал вернуть в современный и для него ненастоящий мир. Прошлое ему всегда казалось важнее настоящего, и его он воспринимал восторженно, хотя и с известной долей сентиментальности.

Даже в молодые годы, когда его странствия проходили в веселых компаниях друзей, он испытывал вовсе не те чувства, что его приятели. Когда после дневного перехода они радовались отдыху и с удовольствием попивали алкогольные напитки, Гвидо фон Лист искал уединения, где всем сердцем открывался совершенному миру природы и обращался с восклицаниями к древним немецким богам. А однажды, путешествуя по реке к развалинам древнего римского города Карнунтума, где некогда германцы одержали победу, он совершил первое ритуальное захоронение восьми бутылок вина, расположив их в виде солнечной свастики под аркой Языческих Ворот.

Эта деталь биографии Листа не осталась без внимания Адольфа Гитлера. Он всегда помнил, что именно Лист первым в новейшей немецкой истории отметил 1500-летнюю годовщину легендарной битвы при Карнунтуме и увековечил священным ритуалом славу немецкого оружия и победу германцев над римлянами.

Гвидо фон Лист и в юные годы, и в старости негативно относился к тому, что принято считать буржуазной моралью и техническим прогрессом, он мечтал о счастливой земле предков - затерянном среди гор и лесов уголке, где жива вера в языческих богов, и народ наделен лучшими чертами древних ариев. Современность ему совсем не нравилась. Так что история и изучение текстов и старинных построек были той отдушиной, без которой он не мог бы и выжить.

Лист воплощал мечты лишь в литературных произведениях и пьесах, и эти книги и постановки, очевидно, были пропитаны такой страстью и целеустремленностью, что вызывали у публики воодушевление и любовь. Во всяком случае, так эти творения воспринимало доброжелательное к Листу окружение. Окружение было специфическим.


Карнунтум, или Языческие Ворота, - остатки древнего римского поселения, в котором некогда немцы одержали победу над римлянами


Увы, успех Листовых творений был связан не столько с литературным даром автора, сколько с тем, что к старости он стал ярым антисемитом. Именно эти настроения все больше и больше охватывали многонациональную Вену, особенно после массового переселения евреев из Галиции. Лист с его пангерманизмом и неприятием чуждого влияния евреев затрагивал в душе толпы отнюдь не самые романтические струны. Сам он вряд ли понимал, что аплодисменты звучат не его таланту, а его позиции.

Лист нападал на евреев и возвеличивал древних германцев. Публике это очень нравилось, ведь публика была не еврейской, зато евреи автора осуждали и относились к нему брезгливо.

В начале XX века старый идеолог ариософии увлекся исследованиями в области лингвистики. Это была популярная тема, в лингвистике тогда искали ответы на вопросы, откуда пришли в Европу ее нынешние жители. Лист написал многостраничный манускрипт об истории языка древних германцев и его связи со знаками рунического письма, причем в научный труд были введены понятия из оккультизма и каббалистики.

Так, например, в качестве знакового отражения стадий творения мира он называл древнейшие известные нам символы - свастику и трискелион. Даже геральдические знаки Лист интерпретировал как рунические древние символы, разобрав и систематизировав немало древних рыцарских гербов. Эти знаки он связывал с древним (утраченным) знанием жрецов Вотана.

Ученые восприняли исследование с усмешкой, зато мистики приняли книгу с восторгом. Самое занятное, что научные изыскания в этом труде соседствовали с мистическими откровениями. Ученые совершенно справедливо считали, что исследование написано дилетантом. Ни один серьезный исследователь не посмел соединить несоединимое - магию и науку. Но для Листа был важен не метод, а результат, цель. Цель всегда была одной: побольше узнать об истории древних ариев. Недаром он затеял хлопотное и трудоемкое дело - стал публиковать в теософских журналах цикл «Ариогерманских исследовательских отчетов», которые с интересом поглощал юный Гитлер.

Если Шлиман искал Трою по Гомеру, то Лист искал ариев по северным мифам - Старшей Эдде, исландским сагам. Наукой, конечно, эти труды Листа не стали, но ему удалось другое - возродить язычество в христианской Австро-Венгрии. Так им было положено начало движению неоязычников.

Главным их богом с легкой руки Листа стал "Oдин (Вотан), который считался богом войны древних германцев и покровителем героев Валгаллы. Вотан, как известно, дал германцам оружие и научил их сражаться, он был богом тайного (герметического) знания, создал магию и умел беседовать с миром теней. Свои знания он получил страшной ценой, подвесив себя вниз головой на Мировом Древе Иггдрасиль, пожертвовав своим собственным глазом за право владеть тайнами мира. Вот как пишет об этом древняя Эдда:

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не кормил меня,

взирал я на землю,

поднял я руны,

стеная их поднял -

и с дерева рухнул.

(Перевод Л. Корсуна)

Девять дней и ночей он провел на Мировом Древе, страдая от боли, голода и жажды, истекая кровью, зато обрел невиданное могущество: понял смысл и значение 18 рунических символов, то есть основы древнего языка, и теперь мог своим словом управлять миром. В результате этой инициации Вотан стал бессмертным, обрел силу, уничтожающую врагов, силу, позволяющую залечивать раны и обольщать красавиц. Казалось бы - легенда, какое она имеет отношение к современности? Но, в силу особенностей того времени, отклик получился неоднозначным и современным.

В древней германской истории добровольно «проживали» и другие современники, в основном молодые. Они основали движение под названием «Лебенсреформ» («Истинные реформы»). Это было движение, направленное на реставрацию естественного образа жизни, аналогичное толстовскому «опрощению».

Множество молодых людей образовали организацию «Перелетные птицы». Они стремились уйти «назад, в природу», то есть прочь из городов с дурной экологией и неправильным бытом, на землю, где жили предки. Чаще всего вылазки в природу были кратковременными, молодежь бродила по полям и лесам, восхищалась красотами немецкой природы, по старинным книгам и рассказам стариков возрождала немецкий фольклор и ритуалы. Науку самые продвинутые «птицы» презирали, медицинскими услугами старались пользоваться только под страхом смерти, зато с удовольствием оседали в сельских местностях, образовывали коммуны, как на нашей памяти это делали хиппи, отказывались от мяса, вместо таблеток пили травки, на природе ходили нагишом и осваивали восточные медитации (все повторяется, не так ли?). Это были лучшие читатели Листа. К ним-то он и обращался, выводя из мифологии некие «рунические заповеди»:

«Сотвори себе счастье, и будешь счастлив!»;

«Познай себя, и ты познаешь все»;

«Береги свое Я»;

«Сила твоего духа делает тебя свободным»;

«Твоя кровь - высшее из того, что ты имеешь»;

«Используй свою судьбу, а не борись с ней»;

«Добейся власти над собой, тогда все, что противостоит тебе в духовном и физическом мире, будет в твоей власти»;

«Творческий дух должен победить!»;

«Сперва научись править судном, а уж потом берись переплыть море»;

«Будь человеком»;

«Подумай о том, что будет после»;

«Вмести в себя мир, тогда мир подчинится твоему контролю»;

«Не бойся смерти, она не может убить тебя!»;

«Твоя жизнь в руках Бога, доверься ему!»;

«Брак - корень арийской расы!»;

«Человек, будь одним целым с богом!».

Получив историческое обоснование, молодежь с радостью окунулась в воды неовотанизма. Так древний немецкий языческий бог вернулся в XX столетие, чтобы победить иудейского Христа и вернуть дух и бесстрашие погрязшим в суете и мелочных заботах австрийским немцам.

К христианству Лист относился с неприязнью, для него распятый Христос был всего лишь тенью повесившего себя Вотана. Если разобраться, в отличие от единого монументального бога монотеизма северные боги были гораздо более человечны. Как и их греческие товарищи, они рождались, жили, страдали, любили, обманывали, вымаливали прощение, завидовали, ненавидели и в конце концов погибали. Они не были вечными, то есть не были абстрактными. По старинному мифу, уничтожить божественные тела может только время - Хронос, который является в обличье Небесного Волка Фейрира. Тогда волна тени накатывает на Асгард, смывает и сминает его, как карточный домик, разрушает до основания.

Когда пришла пора умирать "Oдину (Вотану), он нашел средство спасти свое существование и свою реальность. Один помнил, точнее, его кровь помнила, как придет конец всему сущему. И он позвал к себе гномов и попросил их сковать самые крепкие цепи на земле. Но Небесный Волк шутя разрывал эти цепи. Тогда Один понял: против ирреального Волка поможет только воображаемая цепь, и он велел сковать эту цепь из «шума шагов кошки, птичьей слюны, дыхания рыбы, корня скалы, волос из бороды женщины». Ей дали имя Глейпнир - то есть цепь из несуществующего, запредельная цепь, которая может сковать только то, что не имеет материальной природы. Но эта цепь будет удерживать Небесного волка только до той поры, пока все воспринимают ее как реальную, материальную, то есть способную быть видимой мысленным взором.

Шло время, и боги забыли, что существует невидимая цепь, о которой необходимо помнить. И как только они перестали эту потустороннюю цепь видеть, Небесный Волк обрел свободу, напал на Асгард, стер его с лица земли и сожрал богов, одного за другим. По преданию, Волка можно победить, если обратить вспять его время, вернуться туда, откуда он пришел. Сначала Волк был Лисом, потом он стал Собакой и только в конце утратил миролюбивый нрав и превратился в озлобленного Волка-Убийцу. Если приручить Лиса, пока он Лис, Лис не станет Волком, Лис станет Собакой - сделайте из Собаки друга, верного друга, и тогда он не обратится Волком.

Считается, что эта тройственность образа - три стадии инициации. Лист видел в легенде отражение вполне реальных магических обрядов, которые совершали древние арии. Жрецы, проходя ступени обучения, подвергались «смерти Вотана», то есть магической смерти с последующим воскрешением. Испытания, которые им надлежало пройти, были тяжелыми, выдерживали их только достойные. Интересно, но практика таких испытаний прочно вошла в быт эсэсовцев Гиммлера, а культ Вотана и его «волка» красной нитью прошел через жизнь Гитлера, который волчьими именами нарекал все свои ставки и штабы и пытался приручить Волка-Убийцу, имея при себе Собаку - любимую овчарку Блонди, которой (единственному животному!) разрешалось находиться в бункере фюрера. Лист, конечно, и не предполагал, какие мистические выводы сделает его читатель Гитлер!


Из идей Ницше с его белокурой бестией и сверхчеловеком, Блаватской с ее ариями и собственных упорных изысканий в сфере исторического и оккультного Лист родил гремучую смесь. Культ Вотана, возвращенный в современность, оказался ближе всего к мироощущению древнего берсерка - человека-зверя, не ощущающего боли в бою, не страшащегося смерти и тяжелых увечий и входящего во время битвы в особый гипнотический транс то ли при помощи специальных ритуальных танцев, то ли при помощи ритуальных напитков.

По всему было понятно, что если юноши вдруг так активно увлекаются неоязычеством и исповедуют культ сильного вождя (своего бога Вотана), то общество с привычным укладом и мещанской моралью ничего не сможет им дать. Но тот, кто знает, как управлять этими молодыми неозычниками, добьется многого. Правда, хозяин этой жаждущей древних знаний молодой поросли должен быть равным Вотану, он обязан хотя бы в малой степени обладать магическими знаниями. Главное условие успеха - он сам должен верить, что ими владеет.

Лист мечтал о таком молодом вожде, способном вернуть ему прекрасный мир древних богов и древних ариев. А один из его читателей, в котором прагматизм удачно соединялся с верой в мистику и предназначение, взял эту идею для дальнейшего углубления. Правда, Лист этого углубления уже не увидел.

Из мятежной поры юношества Гитлер вынес не только мистическое вдохновение, он сохранил веру в то, что древние немецкие руны, если их правильно записать или произнести, помогут одержать победу. Как в нем, человеке трезвом и дальновидном, это сочеталось - вопрос другой. Но к руническим знакам фюрер до конца дней питал некоторую слабость. Вероятно, в те далекие годы до первой войны он вызубрил Листов алфавит наизусть. И не он один. Что же представлял собой этот чудотворный древний алфавит?

Арманический рунный Футарк выглядел по Гвидо фон Листу таким образом (цитируется по книге «Тайна рун» в переводе Л. Колотушкиной).



Fa, feh, feo - Фа: огненное рождение; собственность, имущество, скот; расти, странствовать, разрушать.

Помощь - такое

первому имя -

помогает в печалях,

в заботах и горестях.

Корневое слово «fa», которое в данной руне есть отображение «примордиального слова» (то есть изначальное. - Авт. ), - понятийная основа таких слов, как появление, бытие, делание, действие, управление, а также - переход к новому рождению, - и потому оно символизирует мимолетность существования всего живого и стабильность эго в постоянных его трансформациях. Посему, эта руна скрывает утешение скальдов; она гласит, что настоящие мудрецы живут для развития будущего, и только дураки горюют над высказыванием: «Сотвори себе счастье, и будешь счастлив!»



Ur - Ур: вечность, изначальный огонь, изначальный свет, первый бык или зубр; воскресение (жизнь после смерти).

Знаю второе -

оно врачеванью

пользу приносит.

Основа всех проявлений - Ur, Предначальное. Тому, кто осознал первопричину события, само оно уже не кажется неразрешимой загадкой, ставящей в тупик головоломкой, - неважно, было ли это событие удачным или неудачным, - и потому он не только может отогнать несчастья и беды или добиться успеха, он может еще и осознать и обманчивое зло, и фальшивую удачу. И потому: «Познай себя, и ты познаешь все».



Thorn thurs, thorn - Тор: гром, молния; торн, шип, колючка.

Знаю и третье -

оно защитит

в битве с врагами,

клинки их туплю,

их мечи и дубины

в бою бесполезны.

Эта руна символизирует «Шип смерти» - тот, которым Один погрузил в сон-смерть Брюнхильд, непокорную валькирию (сравн. со сказками о Спящей Красавице), но вместе с тем - и «Шип жизни» (фаллос), посредством которого возрождение побеждает смерть. Этот угрожающий знак надежно притупляет оружие противника, желающего чужой гибели, он же побеждает силы смерти вечным возвращением жизни. Потому: «Берегите свое Я».



Os, as, ask, ast - Ac; рот, уста, устье; появление; ясень; прах.

Четвертое знаю -

коль свяжут мне члены

оковами крепкими,

так я спою,

что мигом спадут

узы с запястий

и с ног кандалы.

Духовная сила, несомая Словом, рвет физические оковы и дарует свободу; пред ней склонятся все завоеватели, привыкшие побеждать одной лишь физической силой; она разрушит все тирании. Потому: «Сила твоего духа делает тебя свободным».



Rit, reith, rath, raoth - Рит: совет, рассказ, разгадка; красный; колесо; прут, жезл; правая сторона, правда, справедливость и т. д.

И пятое знаю -

коль пустит стрелу

враг мой в сраженье,

взгляну - и стрела

не долетит,

взору покорная.

Пока народ сохраняет ненарушенным свое первородное «внутреннее», «внутреннее» естественного народа, у него нет причин поклоняться внешней божественности, ибо внешнее богослужение, ограниченное обрядами и церемониями, становится нужным лишь тогда, когда человек не может найти Бога в своем сокровенном бытии, в своей жизни, и начинает искать его вне своего «эго» и вне мира - «наверху, в звездном небе». Чем поверхностнее человек, чем менее знает он свои сокровенные черты, тем более вовне направлена его жизнь. И чем дальше заходит процесс потери «внутреннего» у народа, тем более напыщенными, официальными и формальными становятся внешние проявления его жизни - формы правления, законы и культ (и эти проявления становятся совершенно обособленными понятиями, никак не связанными между собой). Но они должны сохранить хотя бы остатки вечности в знании: «Я верю в то, что я знаю, и потому я могу жить».



Ка, kaun, каn, кuna, kien, kiel, kon - Ка: смелый, уверенный; никто, ничто.

Знаю шестое -

коль недруг корнями

вздумал вредить мне, -

немедля врага,

разбудившего гнев мой,

несчастье постигнет.

Древо Мира, Иггдрасиль, в узком смысле - родовое древо ариев, рядом с которым родовые деревья других народов рассматриваются как «чужие». Племя должно хранить свою чистоту; племя не должно «зарастать» корнями чужого древа. Если же это и произойдет, то не принесет «чужим деревьям» никакой пользы, ибо «побег от чужого корня» вырастет, чтобы стать яростным и сильным врагом чужого древа. Потому: «Твоя кровь - высшее из того, что ты имеешь».



Hagal - Хагаль: ограда Всего, град; разрушение; приветствие.

Знаю седьмое -

коль дом загорится

с людьми на скамьях,

тотчас я пламя могу погасить,

запев заклинанье.

Hagal - самоуглубленное осознание, решимость ощущать Бога внутри себя, - дает уверенность в силе собственного духа; эта уверенность дарует человеку магическую силу, которая живет во всех людях; силу, подчиняясь которой, сильный дух может отбросить сомнения и поверить в самого себя… Избранный, наделенный этим осознанием- без-сомнений, контролирует и духовную, и физическую составляющие жизни и чувствует себя всемогущим. Потому: «Вмести в себя Всё - тогда Всё подчинится твоему контролю».



Nauth, noth - Нот: необходимость; Норна; принуждение судьбы.

«Руна Нужды цветет на ногте Норны». Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но - необходимость, неизбежность судьбы, назначенной Норной согласно первичным законам. Именно так должна пониматься причинная связь всех явлений. Только тот, кто сумел осознать первопричины явления, только тот, кто достиг понимания основных законов эволюции и того, что из этих законов следует, - только тот может оценить и последствия событий, как только они начнут проявляться. Так он и располагает знанием будущего и пониманием, как уладить раздор посредством «следования ясно осознанному пути судьбы». Потому: «Используй свою судьбу, а не борись с ней».



Is - Ис: лед; железо.

Знаю девятое -

если ладья

борется с бурей,

вихрям улечься

и волнам утихнуть

пошлю повеленье.

«Не признающее сомнений осознание личной духовной силы» связывает волны - «замораживает» - они становятся твердыми, как лед. Не только волны, но и вся жизнь покорна принуждению воли… Потому: «Добейся власти над собой, тогда все, что противостоит тебе в духовном и физическом мире, будет в твоей власти».



Ar - Ар: Солнце; изначальный огонь; арии, высокородные и т. д.

Знаю десятое -

если замечу,

что ведьмы взлетели,

сделаю так,

что не вернуть им

душ своих старых,

обличий оставленных.

Солнце, свет разрушат как физическую, так и духовную тьму, сомнения и неуверенность. В знаке Ar арии - дети солнца - заложили основу своих законов, основной закон, иероглиф которого - орел (Aar). Он приносит себя в жертву, он предает себя смерти в пламени, чтобы возродиться вновь… Поэтому же, когда в погребальный костер прославленного героя кладут орла, это понимается как символ того, что умерший герой в смерти своей готовит себя к возрождению, стремясь к еще более славной жизни в образе человека, несмотря на все препятствия, создаваемые силами тьмы, - несмотря на все то, что склоняет голову перед Ar: «Чтите изначальный огонь».



Sol, sal, sul, sig, sigi - Сол: Солнце; победа; спасение; колонна; учение и т. д.

Одиннадцатым

друзей оберечь

в битве берусь я,

в щит я пою, -

побеждают они,

в боях невредимы,

из битв невредимы

прибудут с победой.

«Sal и sig!» - Спасение и победа!

Это древнейшее арийское приветствие и боевой клич можно найти и в иной форме - в виде широко распространенного воодушевляющего призыва: «Alaf sal fena!» Это стало символически изображаться одиннадцатым знаком Футарка, руной Победы: «Творческий дух должен победить!»



Tyr, tar, tur - тюр: зверь; Тюр, бог Солнца и войны; поворачивать, порождать, скрывать.

Двенадцатым я,

увидев на дереве

в петле повисшего,

так руны вырежу,

так их окрашу,

что он оживет

и беседовать будет.

Возрожденный Один, спустившийся с Древа Мира, на котором он принес самого себя в жертву, так же как и возрожденный из пепла Феникс, олицетворяется Тюром, юным богом Солнца и войны… Как Один возродился в обновленном теле после принесения себя в жертву, - которую нужно понимать скорее не как его смерть, но как целую жизнь, - точно так же и каждый человек возвращается после каждой прожитой жизни в человеческий образ посредством возрождения - которое в равной степени и есть принесение себя в жертву… Должно быть сказано: «Не бойся смерти - она не может убить тебя».



Ваr, beork, biork - Бар: рождение; песня; смерть, похоронные дроги.

Тринадцатым я

водою младенца

могу освятить, -

не коснутся мечи его,

и невредимым в битвах он будет.

В руне Песни воплощается духовная жизнь Всего, вечная жизнь, в которой человеческая жизнь между рождением и смертью - всего лишь день… Этот день в жизни Все го ограничен рождением и смертью; и даже если судьба ребенка и не указывает на насильственную смерть - он все-таки подвержен и этой, и множеству других опасностей… Германцы не признают «слепой судьбы». Они верят в предопределение человека в самом высоком смысле этого слова, но интуитивно понимают, что на пути реализации предопределения есть множество препятствий (которые назовут случайными происшествиями!), как понимают они и то, что эти препятствия призваны закалить личную силу человека… Потому каждый вновь рожденный должен быть посвящен «водой жизни», чтобы стать защищенным от неминуемых предстоящих случайностей; и потому: «Жизнь наша в руках бога, так вверьте ему ее».



Laf, lagu, logr - Лаф: изначальный закон; море; жизнь; падение, поражение.

Четырнадцатым

число я открою

асов и альвов,

прозванье богов

поведаю людям, -

то может лишь мудрый.

Интуитивное знание сущности Всего, а потому - и законов природы, - образует основу священных учений ариев, или Wihinei («культ», «религия»). Эти эзотерические знания передавались народу посредством символики мифов, чтобы неискушенный взгляд народа, не привыкший к глубокому видению и восприятию, сумел разглядеть изначальные законы творения не глубже, чем физический взгляд может узреть глубины океана, а неопытный духовный взгляд - бесконечность Всего. Потому четырнадцатая руна гласит: «Сперва научись править судном, а уж потом берись переплыть море».



Man - Ман: человек, мужчина; Луна, мать; пустой или мертвый.

Пятнадцатое

Тьодрерир пел

пред дверью Деллинга;

напел силу асам,

и почести - альвам,

а Одину - дух.

Человек узнает самого себя в пятнадцатой руне - как в знаке, посвященном распространению, размножению человеческой расы… Луна в мифическо-мистическом плане рассматривается как магическое золотое кольцо Драупнир, с которого каждую девятую ночь падают каплями подобные ему самому тяжелые кольца; кольцо, которое было сожжено вместе с Бальдром; и Нанна, мать его детей, была сожжена вместе с ним… Пятнадцатая руна охватывает как экзотерические (общедоступные), так и эзотерические понятия высокого таинства человеческой природы, и достигает своего зенита в предупреждении: «Будь человеком».



Yr, eur, iris - Ир: радуга; гнев, ошибка; арка, поклон, изгиб и т. д.

Шестнадцатым

я дух шевельну

девы достойной,

коль дева мила,

овладею душой,

покорю ее помыслы.

Руна Ошибки, вызывающая смятение, причинами которого могут быть страсть в любви, азарт в игре, или опьянение, или проблемы в общении, или что-то совсем другое, - быть может, она сама способна помочь преодолеть преграды именно посредством самого смятения. Но успех такой победы так же обманчив, как и победа сама по себе, - ибо она приносит гнев, дикую ярость и, в конечном счете, безумие… И потому она учит: «Подумай о том, что будет после».



Eh - Эх: замужество; лошадь; закон, право; суд.

Семнадцатым

я опутать смогу

душу девичью.

Руна Замужества утверждает понятие прочной любви на основе брака как узаконенной связи между мужчиной и женщиной… Замужество - основа народа, и потому Eh - понятие еще и законодательное, ибо, согласно древней германской правовой формулировке, замужество - это «необработанный корень», то есть основной закон продолжения германского могущества. Потому: «Брак - корень ариев».



Ge, gi, gifa, gibor - Ге: дар, даритель; бог; смерть.

Восемнадцатая руна - это свастика. Вот где стоит искать ее родословную - в алфавите Листа. Если присмотреться, это левосторонняя свастика, которая стала потом эмблемой всего национал-социалистического движения. Что же обозначал этот символ? Как пишет Юрген, «…свастика, лучи которой направлены влево, против часовой стрелки, символизирует темные, или же внешние аспекты мира. Соответственно, лучи, направленные вправо, по часовой стрелке, означают светлые, или же внешние аспекты. Правосторонняя свастика напрямую связана с древним индо-европейским символом солнца, так называемым „солнечным крестом“. Его противоположность - Мьёлльнир, молот громовержца Донара, ассоциируемый с левосторонней свастикой. Солнце несет жизнь в своем чреве, а Мьёлльнир - могучая фаллическая молния - порождает жизнь и в то же самое время забирает ее. Но не стоит сводить это к „борьбе добра и зла“, как в свое время сделали христианские исследователи. Это - вечное единство двух разнонаправленных стихий. Оба вида свастики объединены в одном из древнегерманских символов, в „кресте Одина“ (др. - исл. odinskorset): четыре свастики вокруг „солнечного креста“, две из них направлены влево, две другие - вправо. „Крест Одина“ символизирует год и его четыре этапа - „порождающие“ (весна и лето) и „разрушающие“ (осень и зима), что, в свою очередь, вызывает ассоциации с четырьмя стихиями (огонь, земля, вода, воздух), четырьмя периодами человеческой жизни (рождение, жизнь, смерть, перерождение), четырьмя видами Ума (духовный, животный, человеческий, божественный), четырьмя видами психической деятельности (восприятие, мышление, чувство, интуиция)… свастика в германской традиции символизировала огненную молнию Донара, воплощенную в его молоте Мьёлльнире, поражающем ледяных великанов-ётунов».

Да, свастика - знак древний и не имеющий отношения к Гитлеру, тот просто этот знак использовал для собственных целей. Впрочем, он с большим удовольствием использовал бы для символа партии пятиконечную звезду - пентаграмму, символ человека и власти над человеком, но - увы! - эта звезда уже нашла себе хозяина. Ее взяли на вооружение большевики. Гитлер слегка опоздал, а не то бы пришлось нам сегодня с ужасом рассуждать о зле, которое несет пятиконечная звезда, и запрещать ее как нацистскую символику.

Восемнадцатая руна Листа стала эмблемой Рейха.

Сам Лист видел в «рассекреченных» рунах много больше, чем просто письменные знаки. Он верил, что они обладают магическим воздействием. Во всяком случае, если древние арии видели в них магию, то и Лист тоже ее там наблюдал. Руны, по Листу, имели особое значение для каждого из трех племен ариев (он считал, что было три племени или, вернее, три касты) и по-разному ими понимались, потому что в рунах была заключена изначальная установка на род деятельности и служение Высшему, то есть Вотану.

Только жреческое племя Гермаионов (Ариман) полностью могло овладеть силой этих магических знаков. Это племя было поставлено управителями над другими людьми, то есть речь идет о древней элите, избранности лучших и мудрых людей, священничестве. Племя воинов было создано, чтобы служить Гермаионам, а племя земледельцев - чтобы подчиняться и создавать материальные ценности.

Лист считал ариев-ариман древними интеллектуалами, их прошлое величие он накладывал на современный ему мир. И получалось, что современным миром должны управлять избранные интеллектуалы, опираясь на силу и мощь великой немецкой армии и труд земледельцев.

«Слишком мало внимания уделялось до сих пор письменным знакам наших германских предков - рунам, - с обидой писал он в свой книге „Тайна рун“. - Так происходит потому, что исследователи опираются на ложное и совершенно необоснованное предположение, будто германские народы не имели никакой собственной письменности, а их письменные знаки - руны - представляют собой лишь искаженный вариант латинского унциального алфавита… Не пытаясь доказать здесь древность самих рун, которые находили на бронзовых предметах и осколках гончарных изделий, необходимо все же упомянуть, что Футарк в древние времена состоял из шестнадцати символов… Каждая руна имела - подобно буквам греческого алфавита - собственное имя, которое, будучи словом однослоговым, являлось одновременно носителем как корневого слова, так и росткового и первичного слов…

Так как каждая руна имеет свое собственное имя и имена эти - однослоговые, вполне очевидно, что в далеком прошлом руны исполняли функции слогового письма, фактически - иероглифической системы. Ведь и сам древний арийский язык, как и любой другой первобытный язык, был однослоговым и только в более поздние времена был сведен до алфавитного письма. Это произошло, когда структура языка стала такой, что использование иероглифических или слоговых знаков стало слишком громоздким и обременительным… Поскольку в древние времена - да и до сих пор - существует много сотен рунических знаков-символов, их точное число не может быть окончательно определено. Однако только около 30 из этого множества знаков вошло в употребление в качестве букв, то есть в качестве знаков алфавитного письма. Таким образом, к нашему времени из древних символов-знаков произошли две основные группы - „руны-буквы“ и „руны-иероглифы“, каждая из которых развивалась своим собственным путем после того, как было полностью завершено деление на две эти группы. В свое время все эти символы были рунами, но теперь только „руны-буквы“ сохранили свое название и предназначение, в то время как „руны-иероглифы“ после формирования алфавитного письма не осознавались уже как знаки письменности… Можно отметить, что само слово „иероглиф“ уже существовало в раннем арийском языке как „hiroglif“ и имело уникальное значение уже тогда, когда греческого языка еще и не существовало.

„Руны-буквы“, которые из соображений краткости я буду называть в дальнейшем просто „рунами“, остановились в своем развитии и сохранили не только простые линейные формы, но и однослоговые имена. „Священные знаки“, напротив, постоянно развивались, и в конечном итоге их древняя линейная форма приняла вид изысканного и сложного орнамента. Кроме того, они подвергались и множеству изменений по мере того, как понятия, которые они символизировали - да и символизируют еще и в наши дни, - развивались и совершенствовались вместе с самим языком. В эддическом „Перечислении рун Одином“ восемнадцать рун используются в роли „письменных знаков“, хотя и сохраняют отчасти значение „священных знаков“ - в том же смысле, что и поздние „волшебные знаки“».

В древности руны, действительно, существовали не сами по себе, а были тесно связаны друг с другом, составляя слова. Древние тексты, записанные рунами, имели магическое значение. «Эти закодированные слова, - писал Лист, - давали сопровождающему тексту совершенно иное толкование, - обычно смысл оказывался прямо противоположным очевидному - именно так можно понять многие средневековые поэмы, которые иначе непонятны. Поэтому можно понять причины тщательного хранения „тайны гильдии“ Орденом Миннезингеров, Геральдической Гильдией, Германской Гильдией Каменщиков и другими группами, которые из них выросли. Кроме того, нужно рассматривать внешнюю пышность и яркость обрядов посвящения, продвижения и саму внутреннюю жизнь этих обществ именно с этой точки зрения. Однако весьма примечательным образом их тайная символика, которая была основана на священных знаках, таких как „иероглифы“ и подобные им, согласно heimliche Acht или kala , имела второе тайное значение. Толкование этих иероглифов тоже двойное, или, если пожелаете, даже тройственное».

На верхнем слое это было обыденное значение, рассчитанное для восприятия простым народом, на втором слое - низшее экзотерическое, рассчитанное на учеников и низшего по рангу жречества, и на третьем слое - высшее магическое значение, которое было доступно только посвященным.

В старинных сагах рассказывается, что руной можно было исцелить или же убить человека. Воткнутый в землю посох, с начертанными на нем рунами заклятия (нюд), служил средством для ликвидации врагов и противников. Древним германцам был известен ритуал творения будущего пением рун (сейд), который проводился впадающими в транс женщинами. Беда только, что людей, знающих, как это делалось, не осталось.

Недаром Лист восклицал: «…обычные современные толкования, все без исключения, относятся ко второй степени - к экзотерическому уровню. Это так, потому что третья степень толкования - на эзотерическом уровне - была полностью утеряна. Но нужно все же отметить, что эта потеря только кажущаяся. Ключ к расшифровке лежит в самом языке, на котором мы говорим и в наши дни, в тройственной природе слов-понятий. В ходе этого исследования было обнаружено, что Гильдия Скальдов (Skaldenschaft) содержит истоки всех искусств и наук, которые еще и в наши дни цветут пышным цветом, что скальды были - уже в отдаленной древности, задолго до христианской эры - поэтами и бардами, герольдами (художниками), строительными мастерами (скульпторами, каменщиками, плотниками), философами и теософами - как, впрочем, и судьями. Они создали и усовершенствовали свой символизм и свои иероглифы в этих областях науки, искусства и ремесла, и, наконец, уже в христианские времена передали свое искусство и тайны ремесла через различные разработки, которые вносились в heimliche Acht „тайными путями“, гильдиям-лигам наук и искусств, выросшим из союзов скальдов. Из-за преследований со стороны церкви (пыток колдунов, гонений и преследования еретиков, переворотов во времена Реформации) и из-за других потрясений в Священной Римской Империи Германской Нации большинство традиций этих образований было утеряно, и только жалкие остатки неверно трактуемых внешних обрядов частично сохранились до наших дней, тогда как дух - внутренняя жизнь - оказался утрачен. То же самое можно сказать и о масонстве, которое корнями уходит в гильдии каменщиков. И только в живых до сих пор древних искусствах и науках, в арийской и местной геральдике, или искусстве гербовых щитов, и сохранились живые арийские иероглифы. Но в наши дни даже герольды знают только экзотерическое их прочтение. Они называют их „тайными изображениями“ и „геральдическими средствами“, не обращая ни малейшего внимания на их эзотерическое значение».

Однако эти знаки несут целое мировоззрение, в современном мире практически утраченное.

«Основной аспект старого арио-германского мировоззрения, - пояснял Лист, - заложенный в рунах, священных символах и их теософско-метафизическом понимании, покоится на ясном понимании высшего духовного существа - Бога! - сознательно и намеренно породившего или создавшего материю, с которой он неразделимо связан до момента ее исчезновения; с материей, равно неотделимой от жизни - управления внутри материи; эта жизнь управляет ею и развивает ее до тех пор, пока она не выполнит ту конечную задачу, ради которой была создана, после чего она исчезнет, и высшая форма бытия - Бог! - снова дематериализуется до состояния Ur, в котором он был до сотворения мира».

Под Богом Лист понимал, конечно, не христианского Бога, а нечто куда как более древнее. Он указывал девять моментов, образующих суть арийского мира: «…неделимая диада духовное-материальное; неделимая триада прошлое-настоящее-будущее, рождение-бытие-смерть/переход к новому возрождению (Ur-Всё-Ur); неделимая множественность эго во Всём, эго как Всё; божественное „внутреннее“; так как каждое эго есть частица Бога и потому как личность бессмертно, оно идет по пути сквозь материю к вечности посредством смены бесчисленных до-, настоящих- и после-существовании; осознание обязанности способствовать развитию и продолжать работу Бога; воля к выполнению этой обязанности, так как воля Бога должна быть личной волей каждого эго; и наконец сам акт выполнения, посредством пожертвования жизнью».

Эти девять пунктов пути ария к его Богу Лист вывел из изучения одних только рун. Точнее, руны и нюансы языка послужили иллюстративным материалом для описания общества, которое он себе представлял. Жрецы древних ариев, естественно, не оставили никакого описания мира, в котором жили. И рунические заповеди Лист тоже вывел из возможного значения знаков, ни из какой древности они к нам не пришли.

Свое современное общество он считал больным и требующим «ремонта», провести такой ремонт должны были новые люди, то есть люди с новым сознанием, не страшащиеся смерти. Лист писал: «Те, кто умирает „соломенной смертью“ (то есть мирной смертью в собственной постели), уходят в Трудхейм, чтобы стать слугами Тора. После всего, что уже было сказано по этому поводу, не требуется дальнейших объяснений. Освобождение ожидает их в следующих воплощениях, они снова вернутся в этот мир, и придет время, когда они осознают свою миссию - то призвание, которое станет смыслом их существования, - и тогда приступят к выполнению возложенного на них. Таким образом, в течение бесчисленных перерождений все люди станут эйнхериями, и будет достигнуто особое состояние, желанное и предопределенное богом, - состояние общей свободы, равенства и братства. Это именно то состояние, к которому страстно стремятся социологи, то состояние, которое социалисты стремятся осуществить ложными методами, ибо они не могут понять эзотерическую идею, скрытую в этой триаде: свобода, равенство, братство; идею, которая должна созреть, чтобы этот желанный день мог быть снят, как спелый фрукт с Древа Мира». Только люди с бесстрашным мышлением и равнодушные к смерти способны построить прекрасный новый мир, который не способны построить социалисты и коммунисты!

Руны и тут должны были помочь.

Но с этим было сложнее.

Человек очень неохотно меняет стиль жизни, тем более - жизни комфортной и сытой, будь он хоть десять раз арием. Возрождение могло наступить только после масштабного кризиса, то есть после утраты комфорта, вопреки желанию пребывать в безопасности и уюте. Лист пытался вернуть древние идеалы. Единомышленники Листа понимали, они жаждали точно того же. Возрождения. Поэтому рунистика стала в их среде не гипотетическим прочтением древности, а своего рода руководством к действию. Скажем, сам Лист в этом преуспел мало. Трактовки рун в его толковании могли быть верны, а могли быть и не верны - спросить-то не у кого!

Впрочем, читающая публика увидела в книгах Листа чудесно знакомое слово - магия . А магия всегда предполагает не только теорию, но и практику. Но когда в Третьем рейхе основательно взялись за рунологию - там целые ученые бригады вчитывались в тексты, пытаясь понять, как же руническая магия действует, а некоторые бедолаги скитались по северным деревням, надеясь, что найдется старик или старуха, которые были посвящены в великую тайну. Нашли они таких посвященных или нет - вопрос открытый, но ритуалы с рунами точно проводили, тому много свидетельств.

Во время наступления русских на Кенигсберг (Калининград) многочисленные жрецы, одетые в черные одежды, собравшись в круг, выпевали руны и совершали ритуальное жертвоприношение, чтобы остановить подходящие к крепости советские войска.

Всего этого будущего, конечно, не знал Гвидо фон Лист. Не знал он, что его труды послужат основой для рождения государства Гитлера.

Философ умер в 1919 году, пережив тяготы Первой мировой войны и не пережив кошмара поражения Германии. О том, в каком виде ей предназначено возродиться, он не предполагал. Однако некоторые прогнозы для будущего он составил. По этим расчетам получалось, что дыхание смерти коснется Европы в 1914 году, возрождение арийской крови случится к 1923 году, а в 1932 году к власти придет «сильнейший из всех». Лист не ошибся: 1914 год принес дыхание смерти, началась мировая бойня; в 1923 году национал-социалисты заставили говорить о себе; а в 1933-м (с ошибкой на год) началась двенадцатилетняя эпоха Третьего рейха, и к власти пришел Адольф Гитлер.

Все точно по Листу.

Но ничего этого философ не увидел.

В начале XX века для пропаганды своих идей он создал общество Арманеншафт , которое должно было начать арийское возрождение; его членами могли стать только настоящие арийцы. Название общество получило от наименования высшего жреческого сословия древних ариев, так что понятно, что Лист желал собрать в нем будущую элиту государства, в котором окажутся австрийские немцы, когда нация возродится. Лист верил в это возрождение, поскольку верил в особую судьбу немецкого народа: «В то время как арио-индийские буддисты признавали только духовное и пренебрегали физическим (и потому, сохраняя свою этническую индивидуальность, утеряли политическую свободу); а арийцы средиземноморские (греки и римляне), с другой стороны, признавали только физическое и тем самым быстро достигли высокого уровня культуры и статуса великих мировых держав, но, утеряв моральную силу, потеряли и достигнутый уровень культуры, и сами исчезли без следа; арийцы Центральной Европы - все тевтонские народы, включая немцев, - осознав zweieinig-zweispaltige Zweiheit (духовное-материальное. - Авт. ), развивали духовное и физическое как неделимые и равные категории - и таким образом сохранили не только этническую индивидуальность, но и национальную свободу в целом. Владея обеими из указанных категорий, они могли удерживать и сохранить свой подлинный арийский Armanendom как священнический класс, в отличие от других народов земли».

Общество занималось в основном культурной политикой и просвещением, устраивало вечера и концерты, а в мае 1912 года, почти перед самой войной, на его основе родился Германский Орден, с ложами в 10 крупных городах. Орден имел тайный совет - Арманистическую ассамблею - из 12 человек, которому принадлежала вся власть. Это был прообраз верховного совета будущей немецкой империи, о которой мечтал Лист.

Сам Орден был построен по тем же принципам, что и прочие тайные общества: с особыми ритуалами, засекреченным членством, тайными знаками, посвящением, инициациями на каждом новом этапе, то есть ровно так же, как любая масонская ложа или рыцарские ордена Средневековья. Единственное, что братьев Германского Ордена отличало, - иная вера, неоязычество, неовотанизм.

Как во всяком ордене, тут была жесткая иерархия, строгое подчинение, что братьям нравилось, а также пышные и красивые церемонии. Огромную нагрузку в этих церемониях нес святой Грааль - к «Парсифалю» и Эшенбаху Лист был неравнодушен.

Сохранилось описание приема нового члена в орденское братство - в самом деле, красивая церемония: «Пока неофиты ждали в примыкающих комнатах, братья собирались в церемониальном зале ложи. Мастер занимал свое место на переднем плане под балдахином, по обе стороны от которого стояли два рыцаря в белых сутанах и шлемах, увенчанных рогами, руки их опирались на шпаги. Перед ними располагались казначей и секретарь в белых масонских поясах, глашатай занимал свое место в центре зала. В конце зала у чаши Грааля находился певец в белой мантии, перед ним Мастер Церемоний в голубой мантии, а вокруг них полукругом стояли братья ложи, на таком же расстоянии, как столы казначея и секретаря. За Граалем находилась музыкальная комната, в которой фисгармония и пиано сопровождались маленьким хором „лесных эльфов“. Церемония начиналась мягкими звуками фисгармонии, братья исполняли Хор пилигримов из Тангейзера Вагнера. Ритуал начинался в сумерки, когда братья совершали жест, символизирующий свастику, - Мастер отвечал им. Затем Мастер Церемоний вводил в зал неофитов, одетых в мантии странников, с завязанными глазами. Здесь Мастер рассказывал им об Ордене. Певец зажигал священное пламя в Чаше, с послушников снимали мантии и повязки. Мастер приближался к неофиту и совершал магические действия копьем Вотана, рыцари скрещивали над ними свои мечи. Звучали вопросы и ответы, сопровождаемые музыкой Лоэнгрина, затем послушники приносили клятву верности. Посвященных окружали с криками „лесные эльфы“ и, как новых братьев, вели их к Чаше Грааля, где горело священное пламя певца. В этом ритуале члены ложи должны были олицетворять собой основных персонажей германской мифологии, потому весь церемониал производил сильнейшее впечатление на кандидатов».

Такое описание дано в книге Гудрика-Кларка «Оккультные корни Третьего рейха». Не одна немецкая душа дрогнула, наверно, при таком соединении музыки, зрелища и тайны. Для пущей красочности Лист нашел для Ордена и превосходную эмблему - все ту же столь любезную его сердцу свастику, соединенную с крестом. Впрочем, крест тут имелся вовсе не христианский, а тот, на котором, согласно мифологии Ордена, погиб арманический Крист, связанный с культом Солнца, а вовсе не иудейский Христос.

Так что Гитлер, выбрав свастику, не придумал ничего нового. Он просто использовал эмблему Листа. В свое время Орден был популярен, к началу Первой мировой в него входило около 400 человек. И хотя считалось, что его членами могли становиться только полноценные арийцы и только после френологического исследования у орденского специалиста, полноценных было не так уж и много; Лист же, хотя и считался романтиком, прекрасно понимал, что нельзя отказывать хорошим кандидатам, пусть и не совсем арийского типа. В конце концов, стали принимать и с дефектами внешности, но к власти в Ордене путь лежал все равно только через френолога.

Буккер Игорь 06.06.2019 в 8:00

Австрийский писатель и эзотерик Гвидо фон Лист был основателем оккультного учения ариософии. Европейские националисты и расисты считали его своим мис тическим гуру. Благодаря проницательности этого патриарха, как полагали его адепты, славное арийское и немецкое прошлое избавлено от влияния иностранных культур и христианства. Вдохновленный идеями Ницше и Блаватской, сам Лист послужил предтечей нацизма.

Гвидо Карл Антон Лист (Guido Karl Anton List), оставивший свой след в истории как Гвидо фон Лист, был старшим сыном торговца кожами Карла Антона Листа, продававшим седельное снаряжение, внуком трактирщика и виноторговца. Его прадедушка по отцовской линии содержал гостиницу.

Мать Мария Лист, урожденная Киллиан, происходила из семьи венских предпринимателей, торговцев недвижимостью. Гвидо Лист не имел никакого права на дворянскую приставку "фон", которую позволил себе самолично приписать.

Он появился на свет 5 октября 1848 года в Вене, которая была в то время столицей Австро-Венгерской империи. Гвидо воспитывался в консервативной католической семье, где ему привили любовь к природе, рисованию, альпинизму и гребному спорту. Позднее сам писатель признается, что уже тогда - в детстве - у него зародился интерес к спиритизму и германской мифологии.

"Молодой Лист имел очень добрые отношения с родителями, - пишет британский исследователь эзотерических доктрин и директор Exeter Centre for the Study of Esotericism (EXESESO) Николас Гудрик-Кларк (Nicholas Goodrick-Clarke). - Листы любили водить своих детей на прогулки по окрестностям столицы, и эти экскурсии пробудили страсть Листа к природе и сельскому пейзажу.

В нем обнаружились и артистические наклонности, свои чувства он всякий раз пытался выразить пером и красками. Поощряя его усилия, отец давал ему уроки живописи и рисунка. Сохранились заметки Листа, датированные 1863 годом, и рисунки замков, пейзажи Нижней Австрии и Моравии".

В 1862 году отец с друзьями отправился рассматривать катакомбы под столичным собором Святого Стефана (Domkirche St. Stephan zu Wien). С ними пошел и Гвидо. Сумрак и низкие своды произвели на 14-летнего подростка настолько сильное впечатление, что преклонив колена перед разрушенным алтарем в подземной часовне, он поклялся создать храм Вотану.

Движение "фелькиш" (Völkische Bewegung) - расово-биологическое реформационное движение, тесно связанное с антисемитизмом, появилось в последней четверти XIX-го столетия в кайзеровском рейхе и габсбургской монархии. Помимо расизма и шовинизма, среди "фелькиш" были очень сильно распространены антикапиталистические настроения. Когда Гвидо Листу удавалось покидать город, чтобы побыть на лоне природы, он называл это бегством из "мутного савана метрополии" и "отвратительных сцен дикой погони за прибылью". Особенно охотно он встречал день летнего солнцестояния.

24 июня 1875 года Гвидо с четырьмя друзьями на веслах достигают развалин бывшего римского города Карнунт, расположенного в 40 километрах восточнее Вены, где разбивают туристический лагерь. Для друзей это был просто пикник, а для Листа - 1500-я годовщина победы германцев над римлянами, которую он отпраздновал огнем и захоронением восьми винных бутылок в форме свастики под аркой Языческих Ворот. Carnuntum в 15 году н. э. был римским военным лагерем, а со 106 года становится столицей римской провинции (Верхняя) Паннония - Pannonia superior .

Читайте также: Абэ-но Сэймэй: чудотворец, астролог, предсказатель, лекарь

После смерти отца в 1877 году Гвидо самостоятельно ведет семейный бизнес, к чему не очень приспособлен да и нерасположен. 26 сентября 1878 году Лист женится на Хелене Ферстер-Петерс (Helene Förster-Peters). В этом браке у него родится дочь. Последующее десятилетие осталось в памяти Гвидо как трудное время,когда молодой паре приходилось выживать на его скудный журналистский заработок. Все эти годы Лист работал над большим романом "Карнунтум" (издан в двух томах в 1888 году), воодушевленный воспоминаниями о своем приключении в окрестностях этого города в 1875 году. Это произведение впоследствии имело большой успех и не только у националистов. Лист изобразил конфликт между германским коренным населением Венского бассейна и римскими колонизаторами или римско-католической церковью. Выдуманное Листом нападение германцев на Карнунт явилось в его фантазии событием, предрекшим будущую гибель Риму.

В 1888 году выходит в свет исторический труд Генриха Кирхмайра "Древнегерманское племя квадов" (Heinrich Kirchmayr "Der altdeutsche Volksstamm der Quaden"). Книгу опубликовало издательство "Немецкий дом" (Verein "Deutsches Haus") в Брно, чьим президентом был крупный промышленник Фридрих Ванниэк (Friedrich Wannieck). Он был поражен параллелями между художественным воображением Листа и академическим трудом Кирхмайра. Промышленник и Лист крепко подружились. А щедрость Ванниэка, как утверждает автор книги "Оккультные корни нацизма" Николас Гудрик-Кларк, "привела впоследствии к созданию Общества Листа (Guido-von-List-Gesellschaft) двадцать лет спустя".

В конце XIX — начале XX века в Вене жил человек, называвший себя Гвидо Карл Антон фон Лист (1848—1919). Его отец был купцом, и фамилия у него была просто Лист, без дворянской приставки «фон» Юный Гвидо, как и многие эзотерики из низов, тяготился своим простонародным происхождением и, найдя в дворянских хрониках упоминание о благородном роде фон Листов, «предки которых пропили свои поместья еще в XVIII веке» как писал замечательный австриец Ярослав Гашек, кажется, всерьез уверовал в то, что его род восходит к фон Листам, пусть даже и через незаконнорожденных потомков.

Поэтическая натура Гвидо фон Листа влекла его к природе — и к германскому язычеству. Австрийцы вообще-то не любят, когда их называют немцами, особенно после двух мировых войн, тем более, что с этнической точки зрения они и вправду скорее славяне, чем немцы; однако в Австрии и прежде были, и теперь есть «дейчмейстеры» националисты, считающие германскую нацию самой одаренной, а германскую культуру — самой высокой.

Юный Гвидо всерьез уверовал в это и, увлекшись народным бытом и развалинами исторических памятников, лет в тридцать начал писать статьи и книги о великом прошлом германской нации. Он участвовал сам и привлекал своих друзей к участию в языческих ритуалах «встречи Солнца» и поклонения Вотану (Одину). И очень скоро приобрел известность как писатель, историк и «пангерманист», и создатель арманическиго футарка (18 рун)

В 1902 году, в 54 года, он начал слепнуть (катаракта); ему сделали операцию, и он прозрел, но ему пришлось 11 месяцев прожить в полной темноте. В это время ему ничего не оставалось делать, кроме как размышлять о любимой германской нации и о ее языке. В 1903 году ему было «видение» 18 рун истинного арийского алфавита.

Так возник новый футарк, восемнадцатирунный, названный автором Арманическим. Арманы — это облагороженное название древних германцев, к тому же намекающее на их арийское происхождение. Собственно, и сам Арманический футарк не просто выдумка от вынужденного безделья: знаки этого алфавита совпадают с давно известными или отличаются от них ненамного. И, хотя исторических свидетельств о существовании в древности именно таких знаков нет, само их число свидетельствует об их неразрывной связи с германской мифологией, ведь 18 — это дважды девять, а девять, как мы помним, было для древних германцев священным числом.

Особенность этих рун состоит в их философском толковании и практическом использовании.

Свой футарк Гвидо фон Лист сразу же опубликовал. Тогда, в начале XX века, Германия набирала силы, мечтая получить свою долю колоний, отобрав их у более расторопных англосаксов и французов, и австрийские немцы спешили подстроиться к наступательному маршу «большого брата», сдувая пыль с воспоминаний о великих победах «Римской империи» (Австро-Венгрии), официально просуществовавшей, как известно, почти тысячу лет, с 996 по 1918 год, когда распалось многонациональное царство кайзера Франца-Иосифа. А неофициально — по 1995 год, когда умерла Ее Величество Зита Габсбург, последняя коронованная императрица Австро-Венгрии.

Идеи Гвидо фон Листа о великом прошлом арманов-немцев и об их оккультном руническом алфавите нашли массу сторонников, и в 1904 году в Вене образовалось «Общество Листа», поставившее своей целью изучение великогерманского прошлого и пропаганду идей Листа в свете популярного тогда оккультизма.

За период с 1903 по 1914 год Лист опубликовал около двух десятков статей и книг, посвященных этим вопросам: объяснение смысла и магической власти рун, эзотерические толкования фольклора и географических названий, германская лингвистика и символология, обряды и ритуалы жрецов Вотана и т.п.

На русском языке материалов об этом пока не много. Как пишет, например, Антон Первушин, идеи Листа о глубоко оккультном смысле арийско-германского наследства породили так называемое «ариософское движение», в конце 20-х годов получившее распространение в Германии (и отчасти вошедшее в идеологию национал-социализма), а также в конце 80-х годов в России (А. Дугин с его теорией «гиперборейцев»).

Но вернемся к практике. В те годы, 1903—1914, у Гвидо фон Листа появилось много учеников и последователей. Появились и самостоятельные авторы, начавшие на основе его рун разрабатывать системы медитации, гимнастики, мудр (фигур из пальцев) и мантр (распевок), заклинаний и поз (асан), танцевальных и ритуальных движений. Имена их перечисляет, например, современный немецкий
исследователь Клаус Вюртнер: List, Gorsleben, Marby, Kunimer, Jose, Spiesberger, Heinz, Dressier, Szabo, Florek, Glahn, Mohs и многие, многие другие...

Однако наряду с добросовестными исследователями нашлись, как водится, и дельцы, которым вся эта археология и эзотерика показались отличным средством для достижения политических целей.

Всех их упоминать здесь, конечно, не имеет смысла. Назовем лишь человека по имени Йорг Ланц фон Либенфельс («фон» здесь такой же самозванный, как и у самого Листа), основателя «Ордена Новых Тамплиеров» (1907), принципы которого во многом восходили к теориям Листа, но требовали физического отбора своих членов (определенная форма черепа, рук, ног, четыре поколения арийских предков). Труды Либенфельса (журнал «Остара» и др.), посвященные планам завоевания мира белокурыми арийцами, внимания не заслуживают. Однако он разработал из рун настоящий язык символов, в котором можно составлять целые фразы, как из китайских иероглифов, что позволяет не только записывать «секретным письмом» ту или иную информацию, но и составлять очень точные магические формулы.

Можно назвать также барона Рудольфа фон Зеботтендорфа (который, конечно, тоже не был бароном, его настоящая фамилия была Глауэр), основателя «Общества Туле» (Thule), созданного ради объединения немецких националистов из всех стран мира и выродившееся в кружки «декламации расистско-теософских стихов» Увлекшись теориями Гвидо фон Листа, Зеботтендорф тоже сделал многое для осмысления рун и их использования, о чем у нас еще будет речь.

Дальше у Антона Первушина или, например, у того же Гудрун-Кларка («Оккультные корни нацизма»), следует описание «черномагического» пути становления Гитлера. Хотя это не совсем точно: Гитлер, конечно, увлекался оккультизмом в годы своей удачи (1922—1939), о чем очень увлекательно рассказывается, например, в романах Л. Фейхтвангера «Братья Лаутензак» и «Еврей Зюсс» в основу которых положены действительные лица и события, однако как только ведущие оккультисты (Ernst Krafft, Louis de Wohl, Eric Jan Hanussen) отказались рассчитывать ему наиболее благоприятные сроки нападения на соседние страны, Гитлер сгноил их в концентрационных лагерях, напрочь забыв о каком бы то ни было оккультизме.

Надо еще сказать несколько слов о братстве «Арманеншафт», придуманном Гвидо фон Листом как существовавшее в древности общество жрецов, посвященных в языческие мистерии. Для самого Гвидо фон Листа это было чем-то вроде мистической «Белой ложи», о вступлении в которую мечтает каждый эзотерик. Для его последователей это стало поводом создать настоящие общества и ордена подобного рода (Арманеншафт, Туле, Тевтоны), с иерархией и членскими взносами.

Когда началась I мировая война, Лист был рад ей — как, впрочем, и многие другие эзотерики начала XX века. Им казалось, что война, уничтожив старый мир, пробудит в людях высшее духовное начало, заставит их отбросить все низменное и проявить свои лучшие качества. Так и возникнет на Земле наконец новое, светлое общество.

Правда, в отличие от Алистера Кроули, мечтавшего в те годы о возрождении всего человечества, Листа волновало возрождение одной лишь германской нации, к которой он причислял и австрийскую. Веря, что ритм жизни нации подчиняется священному числу девять, он откладывал от начала I мировой войны девятилетние периоды, получая годы: 1923, 1932, 1941...

Через 18 лет (1932), считал он, вырастет новое, послевоенное поколение немцев, которое и создаст Великий Германский рейх. Сам Лист до этого не дожил (он умер в 1919 году), но ошибся он ненамного: Адольф Гитлер стал рейхсканцлером Германии 30 января 1933 года. Возглавляемая им партия охотно использовала националистические идеи Листа, Ланца и Зеботтендорфа в своей идеологии, равно как и
руническую символику.

И, кстати, если продолжить его счет, то мы получим 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995... Годы, достаточно значимые для Германии: 1950 канцлер Аденауэр и начало "экономического чуда"1, 1959 — первые конфликты с "социалистической ГДР"1 и вскоре — сооружение Стены в Берлине (1960), 1968 — Парижская и Пражская весна, открывшие дорогу левым, 1977 первая и последняя победа левых на парламентских выборах в западноевропейских странах, 1986 — вот тут пробел, стена-то пала только в 1989-м (но зато в России в 1986 году уже началась Перестройка), — 1995 — уход канцлера Коля и приход Шредера. Но речь не об этом.

Да, Гвидо фон Лист был националистом и даже, как мы сказали бы сегодня, «оголтелым» — в отличие от , кстати, который презирал немецкое самодовольство и мечтал о возрождении не любви к национальным блюдам и песням, а любви к познанию и самосознанию. (Хотя нацисты использовали и его идеи, естественно, перетолковав их по-своему.)

Но созданный или возрожденный Листом восемнадцатирунный футарк оказался плодотворной основой для развития новых методик и техник работы с рунами. Поэтому, каким бы человеком ни был сам Гвидо Лист, — создатели великих учений, увы, слишком часто сами не следовали своим учениям, — его вклад в эзотерику XX века неоценим и несомненен, и отказываться от его наследия было бы ошибкой.