Хатынь история трагедии на беларуском. Сожженные заживо

В часе езды от Минска находится необычное селение. Там нет деревенских домов, нет местных жителей. Бродят здесь лишь приезжие посетители, на лицах которых смешались любопытство и ужас.

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь превратилась в пепел. В этот день недалеко от Хатыни произошел бой – партизаны обстреляли фашистскую автоколонну, в перестрелке было убито несколько немецких офицеров. В отместку разъяренные немцы решили устроить расправу над неповинными жителями близлежащей деревни.

Фашисты ворвались в Хатынь. Стариков, женщин, детей выбрасывали из домов и прикладами гнали к колхозному сараю. Когда здесь собрали всех жителей деревни, сарай заперли, обложили соломой и подожгли.

Жители отчаянно пытались спастись, под напором людей ворота сарая рухнули. Но всех, кто выбегал на волю, фашисты расстреливали из автоматов. Закончив расправу с людьми, немцы разграбили деревню и сожгли дотла.

Всего погибло 149 человек, уцелело лишь несколько жителей.

За годы оккупации Белоруссии произошли сотни подобных трагедий. Уничтожение мирного населения было целенаправленной политикой фашистской Германии. Славян, как «недочеловеков», следовало стереть с лица земли. Чтобы сохранить память о жертвах мирных жителей, их мужестве в борьбе с фашизмом, на месте уничтоженной деревни Хатынь в 1969 году открылся мемориальный комплекс.

Здесь нет ничего пафосного, бьющего в глаза. И в тоже время каждая деталь музейной композиции потрясает. Основной материал сооружений комплекса – серый гранит. Цвет пепла.

В центре мемориала находится скульптура «Непокоренный человек» – пожилой мужчина держит на руках убитого ребенка. У этого памятника был реальный прототип. Иосиф Каминский, деревенский кузнец, чудом остался в живых. Обгоревший, он пришел в себя ночью, когда немцы уже оставили пепелище. Среди трупов Иосиф нашел своего сына. Тяжело раненый мальчик скончался у отца на руках.

Cкульптура «Непокоренный человек»

Центральная деревенская улица – ряд из 26 обелисков, по числу уничтоженных домов Хатыни. Каждый обелиск – это обгоревшая печная труба. На обелисках таблички, где перечислены имена жителей дома. В некоторых семьях по 7-9 детей. В верхней части обелисков находятся колокола. Каждые 30 секунд раздается поминальный звон.

Обелиск — печная труба с колоколом наверху.

Список фамилий каждого дома

В Хатыни существует уникальный памятник – «Кладбище деревень». Это 185 могил, каждая – символ уничтоженной фашистами белорусской деревни. 186-ая деревня – сама Хатынь. Каждая могила имеет красный пьедестал, напоминающий язык пламени, – знак того, что деревня была сожжена. На пьедестале располагается урна с землей этой деревни. На могиле указано название деревни и ее район.


Выразительный элемент комплекса – «Деревья жизни». На обелисках, стилизованных под деревья, расположены таблички-листья с названиями 433 деревень. Эти деревни были уничтожены, но после войны восстановлены.


Вечный огонь в окружении трех березок – память о том, что в Великой Отечественной войне погиб каждый четвертый житель Белоруссии.


Около 260 лагерей смерти находилось на белорусской земле. Об этом напоминает стена из мемориальных плит с названиями мест уничтожения людей. У каждой плиты в знак памяти лежат цветы. У некоторых плит – игрушки, а на плите – название детского дома…

Ко дню 60-летия освобождения Белоруссии, в 2004 году, в Хатыни появилась фотогалерея. Здесь множество документов и фотографий рассказывает о зверствах фашизма и борьбе с оккупантами.

О судьбе сожженной белорусской деревни знают во всем мире. А многие думают, что знают. Ибо «белые пятна истории», появившиеся благодаря советской пропаганде, в XXI веке подогревают интерес как к трагедии, случившейся 22 марта 1943-го, так и к мемориальному комплексу «Хатынь», открытому в 1969-м.

Портал вместе со своими читателями напоминает о самых громких событиях, связанных с деревней, сожженной в годы Великой Отечественной войны.

«Партизанский след»

Трагичная история Хатыни хорошо известна из хрестоматийных источников. 22 марта 1943 года фашисты ворвались в деревню и окружили ее. Считается, что местные жители не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Все население деревни - стариков, женщин, детей - загнали в колхозный сарай, заперли дверь, обложили деревянное строение соломой и подожгли.

Под напором десятков тел двери сарая не выдержали и рухнули, однако фашисты расстреливали пытавшихся убежать хатынцев из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-летнего возраста, а деревня была разграблена и сожжена дотла.

В советское время «не было принято» упоминать, что до прихода фашистов в Хатыни находились партизаны. Дело в том, что, согласно указанию Центра, последние не должны были останавливаться в деревнях, чтобы не подвергать опасности мирных жителей. А лесные мстители устроили засаду на дороге, возле которой работали лесорубы из деревни Козыри. После боя немцы часть этих людей расстреляли. А партизаны ушли в Хатынь. За ними и потянулись каратели.

Об этом свидетельствует, в частности, сохранившееся в Национальном архиве РБ донесение майора 118 охранного полицейского батальона Э.Кернера начальнику СС и полиции Борисовского уезда от 12 апреля 1943 года. В нем, в частности, говорится (перевод советских времен - прим.авт.): «В это время противник отступил в известную вам пробандитски настроенную деревню Хатынь. Деревня была окружена и атакована со всех сторон. При этом противник оказал упорнейшее сопротивление из всех домов деревни, так что даже пришлось применить тяжелое оружие, как противотанковые орудия и тяжелые минометы».

Откуда каратели?

О том, что среди карателей, сжегших Хатынь, были и выходцы из СССР, вполголоса говорили еще в советское время. Но лишь вполголоса: официально было признано, что деревню сожгли немецко-фашистские захватчики. В тексте фотоальбома «Хатынь», изданного в 1979 году, карателями, сжегшими Хатынь, тоже были названы «гитлеровцы, обуреваемые маниакальной идеей «исключительности» арийской расы, своей мнимой «сверхчеловечностью». Но в 1991 году в одной из латвийских газет появилась статья, в которой утверждалось, что деревню уничтожило подразделение 118-го полицейского батальона, который частично состоял… из полицаев-украинцев. А начальником штаба этого батальона, к слову, был Григорий Васюра - бывший кадровый офицер, старший лейтенант Красной Армии, который практически единолично руководил батальоном и его действиями.

Когда его батальон был разгромлен, Васюра продолжил службу в 14-й гренадерской дивизии СС «Галиция», уже в самом конце войны - в 76-м пехотном полку, который был разбит уже во Франции. А после войны в фильтрационном лагере ему удалось замести свои следы. Только в 1952 году за сотрудничество с фашистами во время войны трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. Но в то время о его карательной деятельности ничего не было известно. После выхода на свободу Васюра дослужился до заместителя директора одного из больших совхозов на Киевщине и любил выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста.

Позже, в 1986-м, конечно, был еще один суд. Однако данный процесс надлежащей огласки в советских СМИ не получил. Возможно, к этому приложили руку высшие партийные руководители Беларуси и Украины. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Васюра был признан виновным в преступлениях и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

Главный свидетель

Из находившихся в сарае лишь двое детей остались живы - семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. А единственный взрослый свидетель, 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, на долгие годы стал живым символом трагедии.

По официальным данным он, «обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне». Каминский нашел своего израненного сына, но мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца. Этот образ позже был увековечен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь»- «Непокоренный человек».

Правда, уже в постсоветские годы появилась информация о том, что Иосиф Каминский, потерявший в марте 1943-го всю семью, во время трагедии не был в горевшем сарае. По одной из версий, он вернулся в деревню, когда фашисты уже уезжали, и был ранен в руку пущенной вдогонку автоматной очередью. А по второй - и вовсе пришел на пепелище на следующий день: за день до пожара он отпросился в лес за хворостом и задержался. Данную тему в свое время активно исследовала писательница Елена Кобец-Филимонова. Но в советское время позиции официальной пропаганды были незыблемы. Раз есть четкая и выверенная версия - никакие «версии» не принимаются.

Разумеется, Иосиф Каминский ни с кем не делился «малозначительными» подробностями военного времени. В июле 1969-го, на торжественно-траурном митинге, посвященном открытии мемориального комплекса «Хатынь», его фразы были кратки - ничего лишнего: «Я хотел спасти своего сына - его прошила автоматная очередь, и он умер у меня на руках. Стреляли фашисты и в меня. Пуля попала в плечо. В огне погибли четверо моих детей и жена».

Иосиф Каминский часто рассказывал экскурсантам о хатынской трагедии и, судя по всему, ни разу не отклонился от официальной версии. Как бы там ни было, а кузнец из сожженной деревни и без всяких идеологических уловок стал символом непокоренной Белоруссии. Иосиф Иосифович после войны жил в деревне Козыри. До последних дней жизни приходил в Хатынь. Умер в 1973 году, похоронен в Логойске.

Всего свидетелями хатынской трагедии признаны 6 человек: единственный взрослый и пятеро детей. Завидев приближавшихся карателей, ускакал на лошади в соседнюю деревню Александр Желобкович. Спрятались брат и сестра Яскевичи - Владимир и Софья. Юные Виктор Желобкович и Антон Барановский живыми выбрались из горящего сарая. Шестой свидетель - Иосиф Каминский.

От любви до ненависти один шаг

За три года фашистской оккупации сотни трагедий, подобных хатынской, имели место на территории республики. В память об уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны деревень и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы, в январе 1966 года ЦК Компартии БССР принял решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь».

До 1964 года на могиле жителей Хатыни стоял скромный памятный знак. А в 1964-м был установлен памятник «Скорбящая мать», после открытия мемориального комплекса перенесенный в другое место.

В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. Победил коллектив, состоящий из архитекторов Юрия Градова, Валентина Занковича, Леонида Левина и скульптора Сергея Селиханова.

Строить мемориал помогал весь Советский Союз. Для молодого поколения можно отметить, что, к примеру, гранит был привезен с карьеров Украины, а белый мрамор - из России. 25 заводов работали на «Хатынь»: отливали колокола, делали урны для захоронения праха сожженных деревень. Первая очередь была завершена в конце 1968 года, а торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года. Разумеется, были приуроченные к этому событию мероприятия. А потом… потом авторский коллектив мемориального комплекса был выдвинут на соискание Ленинской премии. И вот тут начались проблемы.

Один из авторов комплекса, Леонид Левин, спустя годы вспоминал, что в августе 1969 года авторский коллектив получил распоряжение из Минкульта представить материалы в Москву на соискание Ленинской премии. Чтобы исключить конкуренции с авторами Мамаева кургана в Волгограде и мемориала «Саласпилс» в Латвии, комиссия решила представить «Хатынь» вместо номинации «Монументальное искусство» в другой - «Архитектура».

С произведениями, выдвинутыми на Ленинскую премию, знакомилась сама министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Ее реакция на «Хатынь» была шокирующей:

Как? Кто? Почему Москва не знала? Это что за работа? Это же издевательство над искусством! Что скажут потомки, когда увидят такого старика? Оборванного, несчастного… Неужели нельзя было поставить фигуру солдата, спасшего детей? Кто разрешил все это? Здесь и близко нет НАШЕГО искусства! Памятник нужно сносить под бульдозер.

Тем не менее 1 апреля 1970 года в ходе тайного голосования объединенного пленума из 38 человек за «Хатынь» проголосовали 36.

Второе рождение

Мемориальный комплекс «Хатынь» включен в государственный список историко-культурного наследия. За годы существования этого важного для страны объекта под воздействием сил природы стали разрушаться бетонные элементы, гранитные и мраморные покрытия мемориала. В 2004 году, к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, здесь развернулись работы по реконструкции с элементами реставрации. На восстановление памятников Великой Отечественной войны, в том числе и комплекса «Хатынь», были направлены средства от республиканского субботника. Реконструкция была завершена к 25 июня 2004 года. А 1 июля в «Хатыни» состоялся торжественный митинг с участием президентов Беларуси, России и Украины.

Учитывая тот факт, что в последние годы туристической отрасли в Беларуси уделяется все большее внимание, можно считать, что и в отсутствие советской идеологии «народная тропа к мемориальному комплексу не зарастет. Так, по итогам 2011 года комплекс «Хатынь» вошел в десятку самых посещаемых туристических объектов Беларуси: здесь побывало 182 000 человек. И вот это уже не «нестыковка», а вполне логичный факт: спустя 70 лет после трагедии о Хатыни по-прежнему помнят.

Запомните эти цифры.

  • В деревне Хатынь Логойского района до войны было 26 домов, проживало 156 человек.
  • 22 марта 1943 года в Хатыни разрушены все 26 домов, убито 149 человек. Деревня не восстановлена.
  • В электронной базе данных «Белорусские деревни, сожженные во время Великой Отечественной войны», созданной в 2013 году Национальным архивом Беларуси, Белорусским фондом мира и Российским фондом «Историческая память», собраны сведения о 5545 населенных пунктах, уничтоженных нацистами в 1941-1944 годах.

И запомните этот адрес. Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» расположен на территории Логойского района Минской области. На 54 км шоссе Минск - Витебск (М3) установлен указатель «Хатынь». Проехав 5 км, вы окажетесь на территории комплекса.

Александр Нестеров

Мемориал "Хатынь" – дань памяти всем погибшим во время , трагическое напоминание об ужасах войны.

История Хатыни

Мемориал "Хатынь" - дань памяти около 3 млн. белорусов, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он расположен в 54 км на северо-восток от Минска в Логойском районе Минской области .

До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта в 6 километрах от нее партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В перестрелке погиб немецкий офицер. Вскоре после этого Хатынь окружили каратели. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей .

Из охваченного пламенем строения живым удалось вырваться только одному 56-летнему Иосифу Каминскому . Он попытался вынести и своего раненого сына, но не смог его спасти.

История Хатыни не уникальна. Во время Второй мировой войны были сожжены заживо жители 628 белорусских деревень . 186 из них так и не были восстановлены.

Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память о всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориал.

Мемориальный комплекс "Хатынь" – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.

Хатынь сегодня

Мемориал повторяет планировку погибшей деревни.

В центре комплекса расположена 6-метровая бронзовая скульптура "Непокоренный". Образ мужчины с мертвым мальчиком на руках создан в память об Иосифе Каминском и его сыне.

Черная плита-крыша отмечает место, где находился амбар, в котором сожгли жителей Хатыни. Рядом их братская могила, на которой расположен символический венок памяти со словами наказа мертвых к живым.

На месте каждого из 26 сожженных домов – памятник-сруб , внутри которого обелиск в виде печной трубы с колоколом . Колокола звонят каждый час. На каждом обелиске – доска с именами сожженных жителей дома.

За домами-памятниками – . Сюда из 185 сожженных деревень, которые так и не возродились, были привезены урны с землей, и создано символическое кладбище .

Рядом с Кладбищем деревень – , железобетонный блок с нишами, в которых находятся мемориальные плиты с названием 66 крупнейших лагерей смерти и мест массовой гибели людей.

Завершает мемориал площадь Памяти , в центре которой растут 3 березы , символизирующие жизнь, на месте четвертой – Вечный огонь , символ погибших в годы войны жителей Беларуси. Рядом Дерево жизни со списком 433 деревень, сожженных оккупантами и возрожденных после войны.

В последние годы здесь открылись небольшой музей и фотовыставка .

Как добраться до Хатыни и где остановиться

В Хатынь можно приехать только на автомобиле.

Мемориал расположен на 54-м километре от Минска, в 5 км от шоссе Минск – Витебск . Поворот к нему показывает специальный указатель, сложенный из бетонных блоков серого цвета.

Если вы планируете путешествие, лучше всего остановиться в одной из . Некоторые из крупных гостиниц организуют однодневные поездки в мемориальный комплекс "Хатынь".

Туристические достопримечательности возле Хатыни

Мемориальный комплекс "Хатынь" – одна из наиболее важных туристических достопримечательностей в Беларуси. Он расположен под Минском. Если вы планируете поездку в Хатынь – лучше всего на целый день.

Среди интересных достопримечательностей Минска и Минской области также:

Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси — была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года.

В день трагедии недалеко от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В ответ каратели окружили деревню, согнали всех жителей в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался бежать, расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек , из них 75 детей в возрасте до 16‑ти лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко‑фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса "Хатынь" .

В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала, в котором победил коллектив архитекторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, скульптор — Сергей Селиханов.

Мемориальный комплекс "Хатынь" включен в государственный список историко‑культурного наследия Белоруссии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Произвел на меня слишком сильное впечатление. Однако обойти стороной это место, эту страницу истории нашей страны считаю неэтичным. О трагедии Хатыни должны знать и помнить – и я, и вы, и все.

Сразу скажу, что в Хатыни я не была и не планирую ее посещение в ближайшее время. К этому надо прийти, лично я пока не готова. Пожалуйста, не относитесь к этому месту как к достопримечательности Беларуси, поездке выходного дня, экскурсии ради впечатлений. Хатынь – это не туризм. Это значительно больше, глубже. Это одна история ужаса и зла, которые способен причинить человек человеку. А ведь их, историй, были сотни…

  • Официальный сайт: http://www.khatyn.by/
  • Телефоны: +375 17 74 55787 (ГМК «Хатынь»), +375 17 5071076 (МК « «)
  • Цена билета
  • Как доехать в Хатынь на карте

Трагедия Хатыни. 1943 год, 22 марта

Миру известна страшная трагедия Хатыни, произошедшая в годы Великой Отечественной войны, которая была стерта с лица земли 22 марта 1943 г. В этот весенний день фашистские изверги, стремясь отомстить за совершенное партизанами нападение на их автоколонну, подошли к деревне. В результате обстрела колонны погиб офицер нацистов, а Хатынь находилась всего в 6 км от места засады партизан. Местные жители не имели никакого отношения к диверсии, но немцев это нисколько не волновало. Не волновали их жизни: ни детей, ни стариков, ни женщин. Все, находившиеся в тот день в Хатыни, были загнаны и заперты в колхозном сарае — более 150 человек, половина из которых дети и подростки.

Удостоверившись, что все жители деревни находятся в сарае, нацисты закрыли его и обложили соломой. Потом, приготовившись стрелять, если кому-то удастся выбраться, облили сарай бензином и подожгли. Обезумевшие от дыма и огня, люди кричали и плакали. Дети пытались найти спасение у родителей. Ужас и желание жить заставили обожженных, в горящей одежде, людей выломать двери. Но фашисты, действуя с изуверской жестокостью, расстреливали всех, вырывающихся из огненного ада. Закончив убивать, фашисты разграбили дома и сожгли их, оставив от Хатыни лишь пепелище.

Нацисты думали, что не осталось ни одного свидетеля их зверств. Но троим жителям чудом удалось выжить. Это были два мальчика, находившиеся во время трагедии в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Вите тогда было всего 7 лет, Антону – 12. После того, как фашисты покинули деревню, туда пришли жители соседних деревень и обнаружили их чуть живыми от ран и ожогов. Детей выходили, после войны они росли в детском доме.

Еще один выживший – 56-летний Иосиф Каминский, местный кузнец. Когда он, раненый, пришел в себя, каратели уже ушли из Хатыни. Начав разыскивать на пепелище родственников, Каминский нашел своего сына, который был тяжело ранен и умер на руках у отца. Этот момент отражен в мемориальном памятнике всем погибшим в Хатыни.

Хатынь. История трагедии – мы должны помнить!

В 1966 г. руководство Белоруссии приняло решение увековечить память всех погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал, который бы напоминал всем следующим поколениям, каковы были жертвы белорусского народа в той войне, было решено создать в Логойском районе и дать ему название «Хатынь».

Строили памятник, можно сказать, всем Союзом. Материалы для его изготовления были завезены из Украины и России. Основная часть работ была закончена к концу 1968 г., а открытие мемориала состоялось в июле 1969 г.

Церемония открытия мемориального комплекса «Хатынь» началась с площади Победы в столице Белоруссии – Минске. В присутствии жителей города, ветеранов Великой Отечественной войны, гостей из союзных республик и других стран от Вечного огня был зажжен факел. После этого огонь на бронетранспортере, сопровождаемый почетным эскортом, был доставлен в Хатынь. В Хатыни собралось огромное количество людей – участников торжественно-траурного митинга. В церемонии приняли участие и оставшиеся в живых жители сожженной Хатыни – трагедия, скорбь и гордость за своих людей читались в их глазах…

История Хатыни в идее мемориала

Мемориал в память истории Хатыни отражает всю горечь скорби по погибшим. Ведь во время гитлеровской оккупации погибли более четверти жителей Беларуси. Одновременно памятник показывает, что воля человека сильнее любых зверств и насилия над людьми. Образ отца, несущего на руках своего мертвого сына, говорит, что хотя фашисты и убили их, но покорить не смогли.

Идея мемориала — чувство не только скорби, но и гордости за каждого, кто не покорился захватчикам. Всем известно, сколь велики были стойкость и героизм белорусского народа в борьбе с нацистами. Одновременно и величайшая трагедия, и огромное мужество сплелись в выдающемся художественно-архитектурном сооружении. Оно несет в себе и глубокий смысл и одновременно простоту его восприятия. Только от нас зависит, захотим ли мы его понять и сделать так, чтобы трагедия Хатыни никогда не повторилась.

(Visited 2 087 times, 1 visits today)