Какие правила вежливости бывают. Быть вежливым, некоторые правила этикета

Арина Страмкова


Время на чтение: 5 минут

А А

Правила вежливости — это не скучно! Вежливость часто путают с высокомерием, а также попыткой получить желаемое путём лести и притворства.

Чем же отличается явный снобизм от хорошего воспитания? А самое главное — как зарекомендовать себя вежливым, достойным человеком в любой ситуации, и не прослыть лицемером?

Вежливость в нашей жизни – есть ли ей место

Сейчас даже малознакомые люди достаточно быстро переходят на «ты» , а вежливое «вы» становится чем-то чужим и далеким, и считается чуть ли не главным признаком высокомерия.

Что-то вроде «Мы как из просвещенной Европы, где дружелюбие чувствуется за километр, а вы со своей важностью, как на высоких горах своих моральных устоев».

В реальности же, такая система существует только во Англии, где местоимение «you» и правда многозначно. А вот в милой сердцу Италии или Франции люди по-прежнему умеют различать такие вещи. Так что не стоит оправдывать явное панибратство веяниями моды, дело это заведомо проигрышное.

А сколько же ещё мифов существует вокруг так называемой вежливости! О них — ниже.

Мифы и правда о вежливости

Вежливость укрепляет здоровье

Точно! Вежливость, по словам ученых, очень полезна для здоровья.

Да, с её помощью вряд ли можно избавиться от мигрени или заставить метаболизм работать быстрее, — но поднять себе уровень эндорфинов вы сможете запросто. Схема предельно проста: если вы не нуждаетесь в бурных выяснениях отношений, криках, скандалах и спорах, серотонин, главный гормон счастья, выражается с удвоенной скоростью. А, как известно — счастливый человек заряжает и других своей яркой позитивной энергией.

Вспомните, как быстро выздоравливают больные на приеме у шустрой и улыбчивой медсестры, чем у той, которая всегда жалуется и вечно чем-то недовольна.

Вежливые люди-слабаки

Неправда! Только слабые и неуверенные в себе люди могут принимать вежливость интеллигентного человека за слабость и бесхарактерность.

Почему же так происходит? Неужели есть что-то удивительное в том, что человек из принципа никогда не говорит на повышенных тонах?

Дело в том, что, к сожалению, мир устроен таким образом, что добиться чего-либо в обществе можно именно с помощью крика. Иначе же вы можете попросту остаться незамеченными.

А вот следование против таких правил вовсе не говорит, что человек неполноценен и не способен постоять за себя. Все зависит от вашей внутренней подачи и гармонии. Поверьте, донести ваши мысли и даже критику можно и без показательных спектаклей. Это будет ваша настоящая личная способность, которой обладают очень немногие.

Вежливые люди никогда не растрачивают себя на выяснения отношения с помощью скандалов, они направляют энергию в другое русло — на созидание и построение тёплых отношений с миром.

Будешь хорошо воспитанным и вежливым — станешь уважаемым человеком

Неправда! Как известно, уважение другого человека ещё нужно заслужить, а просто хорошее воспитание никакой погоды не сделает.

Но плюсы все же есть, ведь правильная четкая речь без употребления ругательных слов, обращения на «вы», дружелюбная улыбка и открытые позы явно помогут вам произвести положительное впечатление – особенно, если вы ещё и зарекомендовали себя, как честного и совестливого человека. И — вот он, ключ к уважению!

Нельзя не отметить человека, который прошёл через все препятствия и медные трубы, и все равно сохранил в себе уверенность и достойные манеры. Но не стоит забывать важную вещь: ваше воспитание может быть поводом для гордости только для вас, и не стоит демонстрировать это каждому встречному — и высокомерно оглядывать прохожих, бросающих фантики на проезжую часть. Это явно не прибавит вам веса в глаза других людей. Скорее, наоборот — вызовет волну негодования.

Мы включаем вежливость только тогда, когда хотим что-то либо получить от человека

Неправда! И правда…

С одной стороны, если мы ведём себя приторно вежливо (заискиваем, подбираем специальные слова, регулируем тон речи) — это явно указывает на манипуляцию. Как говорят психологи, подобные представили современного общества являются крайне опасными агрессорами, с которыми, по возможности, нужно сократить все контакты.

Иллюзорная вежливость может в мгновение превратиться в раздражительность, и даже нервозность, если манипулятору что-то не понравится. Вспомните слова знаменитой Фаины Раневской о том, что лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем… Ну, думаю, вы вспомнили.

Но и, конечно, просто хорошие люди с отменным воспитанием тоже ходят по нашей прекрасной планете. Главное — научиться отличать чёрное от белого. И будет вам счастье!

Простые правила вежливости для всех

  1. Многие вопросы – такие, как личная жизнь, национальность, вероисповедание — могут поставить вас и ваших собеседников в неловкое положение. Избегайте в разговоре критики — как в отношении собеседника, так и в отношении других людей. Научитесь признавать свои ошибки.
  2. Избегайте грубых, вульгарных слов , исключите из своего поведения резкие, обвинительные нотки. Не кричите, говорите мягче, но в то же время — уверенно. Это касается, как отношений с внешним миром, так и в семье – будьте вежливы и внимательны со своими родными.
  3. Не допускайте грубости за рулем , пропускайте машины с второстепенной дороги, не используйте без веской причины сигнал, извиняйтесь и благодарите, занимайте одно место на парковке, не преследуйте «раздражителя» … Это сохранит ваши нервы и хорошее настроение окружающим.
  4. Даже если пытаетесь помочь, предложив заплатить за обед или вымыть посуду, не проявляйте настойчивость . Если человек отказывается, и говорит: «Спасибо, я сам справлюсь», — можете ответить: «Пожалуйста, я бы с радостью помог». Если он еще говорит «нет» — пусть так и будет.
  5. Не смотрите через плечо на человека , когда он говорит, и не задерживайте взгляд на новом госте, который только что вошел.

Не стоит смотреть на то, как принято общаться в современном мире. Если брать средний показатель, то вы всегда натолкнетесь на посредственностей, с которых брать пример не нужно.

Это вовсе не значит, что вам надо становиться напыщенным петушком, который будет казаться клоуном в любой компании. Это значит, что вам надо просто повысить свои собственные стандарты вежливости и деликатности , вопреки общественным нормам. Да, такие незначительные вещи бросаются в глаза, но они необходимы для полноценной жизни. Современные реалии им не противоречат.

Я привыкла, что передо мной открывают двери, помогают нести сумки, подают руку и накрывают пледом. Когда я падаю (а с моим вестибулярным аппаратом, который с рождения, видимо, бракованный, это случается очень часто), я оглядываюсь по сторонам в поисках помощи. И она, знаете, всегда находится.

В последний раз, например, навернулась посреди улицы, и шедший за мной мужчина моментально подал руку, помог подняться — и пошел дальше. Разумеется, я его поблагодарила, как делаю всегда, когда человек меня об этом не просит. Ведь с людьми, для которых вежливость – это естественно, всегда хочется быть вежливой в ответ!

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.

Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.

Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.

Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.

Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.

Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.

При соблюдении правил вежливости общение становится приятным, доставляет позитивные эмоции, настраивает на положительный лад, формирует позитивный взгляд на жизнь.

Обучающий мультфильм для детей о том, что такое вежливость, смотрите далее.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ « ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель: Формирование у детей знаний о правилах вежливого общения и навыков вежливого общения.

Задачи:

1. Научить детей вежливо общаться с ровесниками и взрослыми.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать у детей вежливость, учтивость.

Форма проведения: игровые упражнения

Оборудование: листы со значениями слова «вежливость», с ситуациями, с

правилами вежливого общения.

Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории Комаров А.В.

Ход мероприятия.

Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Внимательно послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

Здравствуйте – ты скажешь человеку,

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

А вы припомнить не смогли бы:

Кому сказали? Сколько раз?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)

Мы сегодня будем не просто говорить о вежливости, а будем учиться вежливому общению.

Основная часть. Для начала давайте выясним, что же такое «вежливость»? Что значит, быть вежливым? Попробуем вывести правило? (ответы детей)

А теперь давайте сопоставим ваши варианты ответов с определением, которое нам предлагает словарь, и сравним с нашим выводом.

Вежливость – древнерусское «вежа» - знающий, учтивый. Это соблюдение правил приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый (информация на доске).

В обиходе вежливого человека, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Игра «Вежливые слова»

Сейчас мы узнаем, знают ли наши ребята вежливые слова, слова, употребляемые в приветствиях. Нужно дружно и правильно закончить рифму.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться … (доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим «Простите … (пожалуйста).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

И во Франции и в Дании

Говорят, прощаясь,.. (до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого… (здоровья).

Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова (извините)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

Вежливость – это не только «волшебные» слова. Вежливость – это еще и правила приличия, умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно общаться.

Представим ситуацию, когда вы отправляетесь друг к другу в гости, на день рождения. Дайте совет тому, кто ходит в гости (ответы детей).

А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись, и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Советы наоборот»?

(Дети отвечают, что нужно сделать все наоборот: поздороваться, когда пришел, говорить слова «пожалуйста», «спасибо», отвечать, если тебя о чем-нибудь спрашивают).

Как вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю

Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, подскажите

начните фразу со слов

Игра «Вежливо или невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.

Поздороваться при встрече... (вежливо).

Толкнуть, не извиниться... (невежливо).

Помочь подняться, поднять упавшую вещь... (вежливо).

Не встать, обращаясь к учителю... (невежливо).

Взять билет в трамвае... (вежливо).

Не уступить место пожилому... (невежливо).

Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?

Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?

Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?

Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

Разбор ситуаций и составление правил вежливости.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве,- удивился тот.

Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.

Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

А какие ещё правила вежливости вы могли бы добавить? (Ответы детей)

Подведение итогов. Вот и заканчивается наше мероприятие. Что особенно вам запомнилось? Что нового вы узнали? Какие правила вежливого общения вы запомнили?

Вежливость – древнерусское «вежа» - знающий, учтивый. Это соблюдение правил приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правил приличия.

Вежливый человек - соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

Как вежливые слова помогают Здороваюсь с ними, говорю

найти друзей им «проходите, пожалуйста»

Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой

мириться, если я обидел друга и дружить.

хочу помириться, я могу сказать

Как вежливые слова помогают Прости, пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите, пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры,

начните фразу со слов

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Будь вежлив со своими товарищами.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Вежливый человек внимателен к людям.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

Быть вежливым, это вопрос этикета, уважения, быть внимательным к людям, их чувствам, культуре и ценностям. Это не кажется сложным, но многие люди не владеют этим этикетом. В то время как некоторые люди не имеют никакого интереса в политесе, вам, наверное, интересно, как можно улучшить свой этикет в поведении. По крайней мере, сможете узнать, как избежать грубого или хамского обхождения. Быть вежливым, знать правила этикета, это хороший способ завести новых друзей.

Вежливость в поведении.

Быть вежливым, правило первое ⇒ Будьте нежным, а не вызывающим в поведении, или настойчивым. Это не значит, что нужно действовать, как кроткая лань, как будто это тихое пустяковое дело. Это означает, что делаете это без давления на окружающих вас людей и не заставлять их чувствовать себя так, как будто их толкают в угол.

* Например, если у вас разговор, это одно, если задать вопрос по теме или предложить свое мнение, но другое, когда ведете себя грубо, если кто-то доставил дискомфорт (вербально или невербально) на эту тему.

* Даже если пытаетесь помочь, предложив заплатить за обед или вымыть посуду, не проявляйте настойчивость. Если человек отказывается и говорит: "Спасибо, я сам справлюсь", можете ответить: "Пожалуйста, я бы с радостью помог". Если они еще говорят, нет, пусть так и будет.

Быть вежливым, правило второе ⇒ Если есть сомнения, наблюдайте за другими. Как они приветствуют друг друга? Что они делают со своими пальто? Какие темы они обсуждают? Различные отношения требуют различных стандартов, и эти стандарты часто определяют, что является вежливым, а что нет.

* Отношения, связанные с работой, обедом, праздником, свадьбой или похоронами, будут требовать разных подходов во взаимоотношениях, другой тон, чем отношения с группой друзей.

Быть вежливым, правило третье ⇒ Будьте вежливы. Всегда быт , как могли бы встретиться с этим человеком снова в другой обстановке и не хотели бы вызвать негативные воспоминания, которое даст плохое расположение. Если кто-то раздражает вас или даже в оскорбительном тоне говорит, не отвечайте также в качестве аргумента. Предложите "Давайте не соглашаться" и сменим тему, вежливо продолжить дискуссию, или просто откажитесь от разговора.

Быть вежливым, правило четвертое ⇒ Начать разговор, задавайте вопросы о каком-либо другом человеке. Старайтесь не говорить о себе слишком много, если они хотят знать (или вежливые) они спросят. Будьте, уверены в себе и очаровательны. Не будьте высокомерным и хамским. Посмотрите, заинтересовано и слушайте ответы.

* Не смотрите через плечо на человека, когда он говорит, или взгляд ваших глаз задерживается на новом госте, который только что вошел. Это означает, что отвлекаетесь или не заинтересованы в том, что говорит ваш спутник, для вас не важно или не достаточно интересно, чтобы уделять внимание.

Быть вежливым, правило пятое ⇒ Твердое рукопожатие и смотреть в глаза, когда делаешь так. Можете немного практиковать это, чтобы не хлопать руки людей или не делать им больно. Это заставит их чувствовать себя неловко. Особенно остерегайтесь при рукопожатии женщин, у которых на руках кольца. Чрезмерное давление может быть очень болезненным.

* Помните также, что многие люди "старой школы" (особенно, если место нахождения в Европе) считают неуместным предложить свою руку для рукопожатия даме или пожилому джентльмену, конечно, если вы джентльмен или леди старшего возраста, если вы дама. Всегда приветствуйте другого человека первым, но ждать их, чтобы подать им свои руки. Но также, если вы пожилой человек или дама, имейте в виду, что если не подадите свою руку, этот человек может почувствовать себя отвергнутым, так как он или она желают пожать вам руку. Обычно эта ситуация занимает другого человека, который движется к вам для рукопожатия. Будьте внимательны.

* Не подходите к кому-то с уже протянутой рукой. То есть, не быть настойчивым. Если хотите, чтобы кто-то узнал, что движетесь к ним, установите контакт глазами или улыбкой, может быть, немного открытие руки (согнутой в локте), чтобы сделать приветственный жест.

Быть вежливым, правило шестое ⇒ Знать надлежащие правила этикета ужина. Положите салфетку на колени, и ничего не добавляйте к столу, что не было там, когда туда попали (сотовый телефон, очки, ювелирные изделия). Поместите свой кошелек между ног, под вашим креслом. Женщины не должны наносить макияж за столом. Это смотрится как грубость и демонстрирует отсутствие утонченности. Если хотите исправить макияж или проверить, если что-то есть в зубах, сходите в туалет.

Быть вежливым, правило седьмое ⇒ Улыбаться и смеяться, что показывает ваше веселье, но не громко. Громкость указывает на высокомерие или неуверенность. Ваша очаровательная вежливость заставляет чувствовать себя хорошо другого человека. Имейте в виду эту цель, быть внимательным к потребностям людей и их мнению. Не делать оскорбительные высказывания по отношению к любой этнической, политической или религиозной группы ни при каких обстоятельствах.

Быть вежливым, правило восьмое ⇒ Быть изящным и показать элегантность, вести себя плавно, с чувством спокойствия. Люди заметят ваше тонкое очарование, и это значительно поможет вам.

Быть вежливым, правило девятое ⇒ Следует помнить, что этикет и манеры варьируются в зависимости от культурного региона, в котором находитесь. Обязательно изучать местные обычаи, отправляясь в путешествие!

Был описан эпизод в супермаркете: кассир сделал комплимент дочери автора за то, что она сказала «спасибо», когда он протянул ей один из товаров. «Редко приходится наблюдать у посетителей хорошие манеры, – сказал сотрудник магазина, – а наибольшую грубость зачастую проявляют сами родители».

То, что раньше считалось признаком хорошего тона, стало терять важность. Находясь на людях, мы все чаще уходим в себя и в электронные устройства, не замечая того, что происходит вокруг. Поэтому едут стоя в маршрутках пожилые люди и беременные женщины, не приветствуют друг друга возле лифта соседи, мужчины не придерживают перед женщинами двери, дети без стеснения перебивают взрослых. Современный человек действует сам за себя, поэтому прежде всего себя и несет в этот мир.

Сейчас взрослые нередко говорят: «Мы не учим детей здороваться или говорить «спасибо» с помощью наставлений. Вырастут – научатся сами, какой толк во фразе «скажи волшебное слово»? Доля правды в этом есть: скорее всего, дети и правда научится говорить «пожалуйста» и «спасибо» с помощью воспитателей детского сада и школьных учителей. Но насколько легче им будет общаться с окружающими, если привычка улыбаться при встрече, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, извиняться, когда кого-то задел, с малых лет будет нормой, а не вымученными словами, которые надо произносить, а не хочется.

Прекрасно, когда ребенок за обедом пользуется ножом и вилкой, знает, что не нужно говорить с набитым ртом, и не кладет локти на стол. Но успех в общении с другими людьми определит, скорее всего, не столовый этикет, а то, как ребенок ведет себя на общечеловеческом уровне, насколько его манеры соответствуют общепринятым, а он сам – вписывается в окружающую среду.

Вежливость – свидетельство того, что ребенок относится к другим людям и чуткостью и уважением. И здесь срабатывает закон бумеранга: мы относимся к другому человеку так, как он относится к нам. Поэтому вежливый ребенок в большинстве случаев будет встречать взаимное доброе отношение, а выходящие из моды волшебные слова будут открывать перед ним разные двери.

Яблоко от яблони: 8 полезных правил вежливости

«Спасибо» и «пожалуйста» невозможно заучить, как таблицу умножения – доведенные до автоматизма, эти слова не будут звучать от души. Естественный способ привить детям хорошие манеры – подавать им пример собственными повседневными реакциями. Как в зеркало глядят на нас наши дети. Мы благодарим девушку, которая дала на улице рекламную листовку – и дети в следующий раз скажут «спасибо» кассиру, упаковавшему для них сундучок с «Хэппи мил». Мы спрашиваем разрешения посмотреть их рисунки в альбоме, и дети не возьмут без спроса родительский телефон, чтобы сфотографировать свою поделку. Мы извиняемся, когда случайно наступили малышу на ногу, и ребенок, нечаянно толкнув сверстника на игровой площадке, попросит прощения за неловкость. Каким полезным вещам могут научить детей взрослые?

Здороваться. Большинство родителей учат малышей махать рукой и говорить «пока», но здороваться ребенку придется не реже: с родственниками, друзьями, соседями, воспитателями, продавцами. Тренируйте этот полезный навык с куклами и мягкими игрушками, играя в «гости», «магазин», «больницу». Поначалу будьте первым, кто здоровается, чтобы провоцировать ребенка отвечать вам. Здоровайтесь и улыбайтесь дворнику, кассиру, врачам в поликлинике, водителю такси. Научите мальчишек пожимать руку при встрече – для них это ритуал особой важности.

Говорить «спасибо». Детей много раз будут угощать, дарить подарки, исполнять их просьбы. Напоминайте о том, что за проявленный добрый жест принято говорить «спасибо». Сами благодарите за то, что ребенок принес свое белье в стирку, помог разобрать пакет с продуктами, угостил шоколадкой. Пока он маленький, не умеет говорить или стесняется гостя, подарившего ему воздушный шарик, сами каждый раз произносите «спасибо» за малыша, не упрекая его в том, что он молчит.

Говорить «пожалуйста». В современном языке это слово все чаще редуцируется до текстового «плиз», и пока оно совсем не стало архаизмом, пусть первые «пожалуйста» исходят от родителей. Вежливо прося ребенка передать сахарницу или хлеб, взрослые демонстрируют правильную форму просьбы. Играя в песочнице, попросите лишнюю лопатку у другого малыша. Покупая мороженое в парке, произнесите «пожалуйста» в начале фразы. Слыша вежливую форму обращения много раз, ребенок начнет использовать ее и в своем лексиконе. А вы, когда услышите от малыша «пожалуйста», обнимите и поцелуйте его, это даст ему добрый знак, что он все делает правильно.

Говорить «извини». Чтобы детям было легче произносить это не самое легкое на свете слово, будьте великодушными и с легким сердцем прощайте им промахи. Не бойтесь и сами извиняться, если понимаете, что незаслуженно накричали или слишком бурно отреагировали на детский проступок. Так ребенок поймет, что слово «извини» – важный шаг к примирению и налаживанию отношений с тем, кого обидел, а также лекарство для того, кому ненароком причинил боль.

Уступать и помогать более слабому. Уступать очередь на регистрации в аэропорту семье с младенцем, потому, что маленьким труднее ждать. Уступать девочке, маме, бабушке. Уступать старшим место в транспорте, придерживать для другого человека дверь. Дети могут не догадываться, что именно нужно сделать, но помогать они любят – шепните им на ушко, чтобы помогли бабушке донести сумку с продуктами до холодильника, отрезали для нее первый кусок торта. Благодарность от другого человека обязательно ребенка воодушевит.

Не обсуждать других прилюдно. Какой родитель не попадал в ситуацию, когда ребенок, впервые увидев человека с другим цветом кожи или особенностями внешности, показывал на него пальцем и громко спрашивал, почему у дяди такой темный цвет лица или нет волос. Договоритесь о том, что, если ребенку что-то интересно про прохожих, он может задать свой вопрос тихо, не привлекая внимание окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это может быть неприятно. Зато всегда делайте акцент на том, как это интересно, когда люди по-разному выглядят.

Не перебивать. Один из ключевых моментов беседы – давать другому человеку закончить фразу, прежде чем отвечать собственной репликой. Важно придерживаться этого правила как в отношении диалогов с детьми, так и ожидать от них взаимного уважения, когда вы заняты или разговариваете с другим взрослым. Придумайте знак, которым малыш может привлечь ваше внимание: потрогать за локоть, помахать рукой, аккуратно сжать ладонь – так, чтобы вы сразу понимали, что он хочет вам что-то сказать, и могли подойти, когда освободитесь. Когда этот момент настанет, выслушайте детскую просьбу с полным вниманием.

Уважать правила другого дома. Важно объяснить детям, что в каждом месте за пределами вашего дома приняты разные правила поведения. В театре и ресторане не кричат и не бегают, а вот на детской площадке или в игровом лабиринте – пожалуйста. Дома можно разговаривать каким угодно голосом, но в поликлинике лучше снизить тон. У себя в комнате разрешается прыгать на кровати, но в гостях это можно делать, только если позволили сами хозяева.

Для чего все это нужно? Не секрет, что детям с хорошими манерами проще адаптироваться к детскому саду и школе, соблюдать правила, принятые в коллективах. С ними легко ходить в гости и кафе, посещать общественные мероприятия без риска постоянно следить за тем, чтобы они что-то не испортили и не помешали другим людям отдыхать. Но с вежливым ребенком легче не только окружающим. В первую очередь он сам везде чувствует себя в своей тарелке, потому что имеет привычку думать о чувствах других и о том, что он говорит. И исходит эта привычка из родительского дома, в котором главным является не девиз «делай, как я скажу», а пример взрослых – «делай, как я делаю».