Классный час. Тема: «Минин и Пожарский – спасители Отечества»

Классный час. Тема: «Минин и Пожарский –

спасители Отечества».

4 ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков. В этом году мы празднуем 400- летие со дня освобождения Москвы, поэтому и поговорим об этом событии подробно.

Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные Дню народного единства и вспомним о событиях того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь- Борис Годунов. Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно умер и Лжедмитрий нечестным путем был венчан на царство, потом назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.

Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин. Родился он в городе Балахна,семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород, сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его?

Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении. К нижегородцам вскоре примкнули и другие города. В июле 1612 г. Ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву. Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.

Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву: «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов.

Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину. Организатор ополчения Козьма Минин похоронен в Нижегородском кремле. Его прах покоится в Михайлово-Архангельском соборе.

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Люди поставили им памятник.

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу. В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год".

Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.

Давайте посмотрим на этот памятник.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству.

В заключении моего рассказа давайте послушаем стихотворение поэта Владимира Крючкова и подумаем, о чем оно.

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок
Россия - из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва
Опорой единственной нашей
Всегда остается Москва.
Земля и вода - неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги - нет половинок
И если волна- то волна,
И нету полуросинок
Вот так и Россия одна!
(В. Крючков)

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

    В какой день мы празднуем день народного единства?

3. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в наше время в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения

Г. Каменный кремль


Б. Икона Казанской Божьей Матери

1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

А. Обелиск – меч
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

2.В какой день мы празднуем день народного единства?

3.Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в наше время в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

СПАСИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА

Меньше других пострадала от Смуты северо-восточная окраина Руси, тяготевшая

к Нижнему Новгороду. Поскольку пассионарных людей там сохранилось больше -

оттуда и пришли спасители России: князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.

Козьма Минин, по прозвищу Сухорук, был обыкновенным купцом из Нижнего

Новгорода, а князь Дмитрий Пожарский - профессиональным военным,

участвовавшим во всех войнах Смутного времени.

О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого

пришлось сделать - мало кому известно.

Действительно, Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального

восстания против поляков и шведов. Собравшийся Земский собор единогласно

принял решение, предложенное Мининым и Пожарским, суть которого состояла в

том, что Отчизну надо спасать. Для спасения требовались всего две вещи:

люди - в войско и деньги - на организацию похода. Людей было достаточно, и

деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы,

оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было.

Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению,

население сказало: "А у нас денег нет". Один божился, что его товары ушли

на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего

приказчики уехали в Сибирь - и денег не давали.

Тогда Козьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый

клич: "Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!" И снова никто

не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил

на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам

семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать

кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была

спасена Мать-Россия.

Здесь мы отвлечемся и, пользуясь приведенным примером, скажем несколько

слов о механизме "работы" пассионарности в общем процессе этногенеза. Не

стоит думать, что пассионарный человек обязательно стоит на высоких

ступенях социальной иерархии и его имя остается в истории. Те же выборные

люди, которые поддерживали Козьму Минина, были пассионариями. Но имен

многих из них мы не знаем, поскольку они были не "вождями масс", а частью

народа; не возглавляли, а скорее "раскачивали" людей, толкая их к действию.

Именно такие безымянные пассионарии представляют собой самый важный элемент

в этногенезе. Действуя не столько силой, сколько личным примером,

воодушевлением, а не подчинением, они являют окружающим новые стереотипы

поведения, понуждают массу людей выполнять совершенно необходимую, насущную

Именно эти "безымянные" пассионарии, заставляя соотечественников забывать

лень и трусость, обеспечивали жизнь им, их семьям и потомству. Действовали

они часто не столько жестоко, сколько жестко, но ведь каждому не объяснишь,

что ему выгодно, чтобы Россия существовала независимо и не превращалась в

колонию Польши и Швеции. Дискуссии же - дело длительное, дорогое и

бесперспективное: всех не переспоришь. Кроме того, всегда предпочтительнее

не спорить, а действовать. Но действовать становится можно лишь тогда,

когда пассионарность системы после достижения максимума начинает падать,

что позволяет хоть как-то организовать людей.

Те же сторонники Минина и Пожарского имели каждый свое мнение, но говорили:

"Ладно, Козьма, ты лучше нас знаешь, и ежели князь Дмитрий нас поведет, так

мы пойдем", брали рогатины и шли против поляков. Князь Дмитрий Михайлович

Пожарский справился со своей миссией: привел ополчение под Москву, осадил

Кремль, потому что сама Москва уже была сожжена, взял приступом Китай-город

и заставил поляков сдаться, несмотря на то что гетман Ходкевич - хороший

полководец, ветеран турецкой войны - пытался послать помощь сидевшим в

Кремле полякам.

После победы второго ополчения, которое пришло в Москву, уже лишенное всех

традиций опричнины и всех людей, которые были так или иначе с опричниной

связаны, сложилось довольно трудное положение. Представители национальной

партии одолели иностранных интервентов: поляков и шведов, - опираясь на

объединенные силы дворянского ополчения, руководимого Мининым и Пожарским,

и казачьего войска, руководимого князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким.

Однако среди казаков произошел раскол, ибо у части казачества сохранились

традиции антисистемы, поддерживавшей когда-то Тушинского вора. Главой этих

казаков стал атаман Иван Мартынович Заруцкий, который женился на Марине

Мнишек после гибели ее очередного мужа - Лжедмитрия II. Связи Заруцкого с

деятелями Смуты были очень крепки, именно поэтому он со своими казаками

оказался в изоляции. Оставшись без всякой поддержки и хорошо понимая

ситуацию, атаман отступил на Дон, но Дон его тоже не поддержал. Заруцкому

Русской земли - в Астрахань.

Астрахань Заруцкий занял и стал вынашивать план создания особого

самостоятельного государства. Но как только астраханцы увидели, с кем имеют

дело, они стали бить казаков и осадили самого Заруцкого в астраханском

кремле. Тем временем к Астрахани подошли московские войска, которые

население встречало с восторгом и ликованием. Заруцкий вместе с Мариной и

сыном от нее, прозванным "воренком", бежали на Яик, но по дороге были

пойманы и привезены в Москву.

Сына повесили, Марина умерла в тюрьме при неизвестных обстоятельствах, а

сам Заруцкий был посажен на кол.

Казнь Заруцкого и его семьи стала последним кровавым эпизодом Смутного

времени, но война с Польшей продолжалась. Польский король Сигизмунд,

начавший ее, к тому времени уже умер, и поляки выбрали на престол его сына

Неудавшегося "царя московского" Владислава. Большинство польских магнатов

и шляхтичей считали, что война с Москвой им совершенно не нужна, и наотрез

отказались давать королю людей и деньги. На скромные средства короны

Владислав смог набрать небольшое количество немецких рейтар, с ними

двинулся на Москву и потерпел поражение. По Деулинскому перемирию 1618 г.

поляки отступили, оставив за собой русские города Смоленск и Чернигов, а

также Запорожье (ранее запорожские казаки сражались в польском войске).

Шведы очистили Новгород, но сохранили за собой устье Невы и все побережье

Финского залива, надежно закрыв России доступ к Балтийскому морю.

Таким образом, Смутное время завершилось, и итоги его были для России

крайне неутешительны: европейская территория страны заметно сократилась.

Положение Московского государства конца XVI – начала XVII века было очень тяжёлым. Кризисы следовали один за другим, становясь предпосылками иностранной католической интервенции и самозванства. Отстоять национальную свободу и православную веру смогли представители Второго народного земского ополчения. История этого подвига навсегда останется в памяти русского народа.

Вконтакте

Прежде всего, государство переживало сильнейший династический и, как следствие, политический кризис , причинами которого были:

  • прекращение династии московских князей : царь Фёдор Иоаннович, сын , умер, не оставив наследника мужского пола, и вопрос о том, кто будет править после него, долгое время оставался открытым;
  • борьба за власть между придворными группировками , которая завершилась воцарением на московском престоле первого выборного царя Бориса Годунова.

На фоне политической нестабильности развивался сильнейший социально-экономический кризис, проявлениями которого стали:

  • так называемая «поруха» 70-80-х годов XVI века, явившаяся следствием опричнины и поражений в Ливонской войне ;
  • усиление крепостничества и, как итог, бегство населения из центральных регионов на окраины государства;
  • сильнейший голод 1601-1603 гг , подорвавший и без того слабый авторитет царя Бориса Годунова;
  • восстание Хлопка.

Всё это стало основой тех событий, которые вошли в историю Государства Российского под названием Смутного времени.

Период с 1605 по 1611 года

Расскажем кратко о Смутном времени , когда не раз предпринимались попытки установить государственность внутри страны, раздираемой изнутри сословными противоречиями, а извне — соседями, стремящимися завоевать новые территории.

1605-1606 гг

После смерти царя Годунова к власти пришёл, поддерживаемый поляками и Ватиканом, Лжедмитрий I (предположительно его настоящее имя — Григорий Отрепьев ), человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Лжедмитрий стал реальной альтернативой боярскому правлению, но очень скоро москвичи поняли, что создалась реальная угроза государственной независимости. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание, следствием которого стало свержение Лжедмитрия и возведение на престол Василия Шуйского, реальная власть которого была ограничена Крестоцеловальной записью, усиливавшей позиции Боярской Думы.

1606-1610 гг

Царю Василию Шуйскому пришлось пережить ряд серьезных происшествий:

  • восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг), соратника Лжедмитрия I;
  • приезд под Москву Лжедмитрия II – нового самозванца, прозванного «тушинским вором»;
  • столкнуться с открытой польской интервенцией, инициированной польским королём Сигизмундом.

Шуйский решает внутренние проблемы за счёт привлечения иностранных войск. В 1609 году заключает военный союз со Швецией, которая беспрепятственно ввести свои войска на территорию русского государства. В 1610 году царь Василий был отравлен московскими боярами, которые стремились укрепить собственную власть, пользуясь тяжёлой внутриполитической ситуацией.

1610-1611 гг

После смерти Василия Шуйского к власти пришла группа бояр, начался период Семибоярщины . Московские бояре решили , что прекращение Смуты возможно после избрания сильного правителя и сошлись на кандидатуре польского царевича Владислава, после чего сделали всё возможное для приглашения его на московский престол. Одновременно началась открытая шведская интервенция, поляки ввели свои войска в Москву.

В 1611 году, после захвата шведами Новгорода , а поляками — Смоленска , было сформировано первое ополчение, лидеры которого поставили себе задачу освободить Москву от поляков, но из-за разногласий между руководителями цель так и не была достигнута.

Под Нижним Новгородом начало формироваться второе Земское ополчение , вдохновителями и предводителями которого стали нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – настоящие Спасители Отечества. Их главной целью было защитить Москву от интервентов. Кто были такие, с кем воевали Минин и князь Пожарский.

Участие во Втором ополчении Козьмы Минина

Кузьма (Козьма) Минин – идеолог Второго (Нижегородского) ополчения. Вдохновившись посланиями московского патриарха Гермогена, которого поляки заточили в тюрьму и заморили голодом, торговец призвал народ вооружаться и защитить московские земли от вторжения иностранных интервентов – католиков.

Происхождение и родня

Первые упоминания о Минине встречаются только в связи с созданием народного полчения. Существует версия о том, что он происходит из балахнинского (г. Балахна – небольшой городок под Нижним Новгородом) старинного купеческого рода солеваров. Также имеется документально неподтвержденная версия о том, что Кузьма по национальности был татарином, родом из Казани .

Что достоверно известно об этом человеке:

  • отца его звали Мин (Мисаил; от его имени возможно пошла фамилия – Минины), который в конце жизни, возможно, принял монашеский постриг;
  • его брат Сергей, действительно, занимался солеварением в Балахне;
  • сестра Софья приняла монашеский постриг;
  • его жена Таисия пережила мужа на несколько лет и в конце жизни также приняла монашеский постриг;
  • единственный сын по имени Нефёд всю жизнь прослужил в Москве стольником, умер бездетным.

В 1610 году Кузьма работал мясником и проживал в Нижнем Новгороде. Был избран на должность земского (посадского) старосты. Скорее всего, это избрание было связано с его участием в Первом ополчении , когда он в составе нижегородского полка сражался против тушинцев. В 1611 году новый староста произнёс на общем собрании горожан пламенную речь, которая, в конечном итоге, подвигла народ к организации Второго ополчения. Нижегородские посадские люди начали собирать средства на содержание служилых людей. Посоветовал нижегородцам пригласить князя Дмитрия Пожарского, чтобы он стал их военным предводителем. Полномочия руководители ополчения поделили следующим образом:

  • Пожарский занимался военным планированием;
  • Минин заведовал хозяйственной частью.

Внимание! Была введена «третья деньга», то есть все нижегородцы должны были отдать на нужды ополчения третью часть своего состояния. Средства тратились разумно. На службу были наняты лучшие военные специалисты того времени. Минин лично заведовал провиантом и фуражом, обеспечивал ополчение всем необходимым, в том числе вооружением и даже артиллерией.

К апрелю 1612 года в Ярославле был организован «Совет всея Земли » — временный государственный орган, который должен был обеспечить гражданский порядок на освобождённых землях. Под Нижним Новгородом собралось большое войско, готовое под руководством Пожарского идти на освобождение Москвы.

В боях за Москву в августе-сентябре 1613 года купец также принимал деятельное участие, возглавлял две дворянские роты, которые дали отпор литовским войскам гетмана Ходкевича и первыми прорвались к Донскому монастырю.

Жизнь после победы

После освобождения Москвы Козьма Минин вместе с князьями Пожарским и Трубецким фактически управлял государством, принимал участие в обсуждении кандидатур возможных правителей государства, но сам наотрез отказался стать одним из кандидатов.

Внимание! Кузьма Минин был не против рассмотреть также кандидатуру польского царевича Владислава, но утверждал, что приглашать его на московский престол можно только в том случае, если он согласится принять православие.

После избрания на престол Михаила Романова , Минин получил высочайший служилый чин думного дворянина с окладом в 200 рублей и вотчины под Балахной. Пользовался большим уважением среди представителей Боярской Думы , был советчиком молодого царя и его родителей, Ксении и Филарет, ставшим, в конце концов, новым московским патриархом. Скончался в 1616 году и был погребён в Спасо — Преображенском соборе Нижегородского кремля. Сейчас захоронение находится в Михайло-Архангельском соборе.

Предводитель второго ополчения

Дмитрий Пожарский был выдающимся военным стратегом и политическим деятелем XVI-XVII веков, сплотил людей и создал сильное войско, сумевшее освободить Москву от польско-литовских войск.

Происхождение

Пожарские являются прямыми потомками суздальских князей Стародубских, которые ведут свою родословную от . Родился 1 ноября 1578 года. В семье было несколько сыновей и дочь по имени Дарья, которая впоследствии вышла замуж за печально знаменитого Никиту Хованского.

Интересно! Мало кто знает, как звали в семье будущего героя. При крещении его нарекли в честь Святого Дмитрия Солунского, а до этого события он носил имя Кузьма. Родители после совершения церковного обряда продолжали по-привычке называть сына прежним именем. Этот факт может пригодиться участникам школьных олимпиад.

Свою службу при дворе Дмитрий Михайлович начал с 15 лет в 1593 году . Всестороннюю поддержку ему оказывала мать, которая занимала высокий пост верховной боярыни при царице Марии Григорьевне Годуновой и дала своему сыну великолепное для того времени образования , привила чувство долга, ответственности за свои поступки, благочестие и набожность.

После смерти Годунова князь присягал на верность Лжедмитрию I и Василию Шуйскому. В это время (1606-1609 гг) он служил под началом полководца М. Скопина-Шуйского, отличился в боях с поляками и болотниковцами.

В 1610 году отказался принимать участие в призвании на московский престол царевича Владислава и удалился в Зарайск, где служил воеводой. В 1611 году примкнул к Прокопию Ляпунову, руководителю Первого ополчения. Вместе со своими служилыми людьми пытался «отвоевать» Москву у поляков и даже получил в одном из многочисленных боёв тяжёлое ранение. На лечение отправился в родовое имение Юрьево Нижегородского уезда, куда прибыли представители Второго ополчения , чтобы пригласить Дмитрия Михайловича возглавить боевой поход на Москву.

Внимание! Восстание Минина и Пожарского против интервенции — яркий пример национальной освободительной борьбы, формирующей и цементирующей нацию.


Князь принял предложение нижегородцев, понимая, что из всего Московского государства наиболее стойко продолжали держаться только Троице — Сергеева лавра под руководством игумена Дионисия и Нижний Новгород. Новый предводитель прибыл в город в октябре 1611 года, а в марте 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило по направлению к Ярославлю. По дороге войска ополчения освободили Суздаль.

В Ярославле воевода чуть не погиб от рук заговорщиков, наёмных убийц послал казачий атаман Иван Заруцкий. Заговор раскрыли, участники были прощены и сосланы в подмосковные таборы. В июле войско ополченцев выступило на Москву , к августу они достигли Троице-Сергеевой Лавры, а в конце августа — начале сентября — стояли под Москвой . Бои за город продолжались до 22 октября, когда пал осажденный ополченцами Китай-город.

Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что они сумели сплотить народ на борьбу не только за православную веру, но и за государственность. Именно поэтому 4 ноября мы отмечаем праздник под названием «День Народного Единства».

Служба царю Михаилу Романову

Вместе с боярами Мстиславскими, князем Трубецким и Кузьмой Мининым Дмитрий Михайлович руководил страной до созыва Земского Собора в 1613 году . Ему принадлежит идея пригласить на московский престол родственников последнего царя Фёдора Иоанновича по линии матери Анастасии Романовой . Стал близким другом нового московского правителя. Участвовал в чине венчания на царство, был дружкой на обеих свадьбах Михаила Романова, поддерживал царя во время смерти двух его сыновей.

После венчания Михаила Романова на царство Дмитрию Пожарскому был дарован сан боярина , князь продолжал играть видную политическую роль при дворе:

  1. В качестве воеводы освободил от поляков города Брянск и Карачев, защищал Калугу, Можайск и Боровск от войск польского царевича Владислава.
  2. Вёл дипломатические переговоры с английскими послами, был посланником царя, заключал Поляновский мир.
  3. Как государственный чиновник он руководил различными приказами.
  4. Был воеводой и наместником в разных городах.

Семья

Пожарский был женат дважды. В первом браке у него родились 3 сына и 3 дочери. Второй брак с княжной Голицыной был бездетным. По мужской линии род прервался в 1682 году, а вот потомки князя по женской линии здравствуют и поныне. Умер в 1642 году, похоронен в семейной усыпальнице. Это является достоверным фактом, хотя усыпальница и не сохранилась до наших дней.

Внимание ! Потомок Пожарского князь П.А. Волконский (кстати, родственник знаменитого декабриста), живёт в Эстонии и является известным режиссером.

Освободители. Минин и Пожарский

История России. Лекция 27. Минин и Пожарский

Вывод

Минин и Пожарский – значимые исторические фигуры. Благодаря их мужеству, отваге, любви к и свободолюбивому духу русское государство сохранило независимость и веру. Они сумели сплотить народ, воодушевить представителей всех национальностей, населявших в ту пору Московское государство. Современники восхищались их подвигом. Потомки, спустя многие годы после великих событий, хранят память о том, что сделали руководители и участники ополчения. Нижегородцы установили памятник освободителям на площади Народного единства возле стен кремля, а его малая копия находится в Москве на Красной площади.

Во Франции борьбу с английскими захватчиками возглавляла Жанна д’Арк (1412-1431). Французская мужская часть общества почему-то так и не смогла выдвинуть из своих рядов настоящего героя. За оружие пришлось браться шестнадцатилетней девушке, которая своим поведением устыдила мужчин. В России не стали использовать главный «резерв», сбрасывать проблему на хрупкие женские плечи. Российской «орлеанской девой» с полным основанием можно считать Кузьму (Козьму) Минина. К сентябрю 1611 г. мясоторговец Кузьма Минин-Сухорук являлся земским старостой Нижнего Новгорода.

Земский староста - это выборный гражданский руководитель города (мэр, по современным представлениям). Жизненного и политического опыта Кузьме Минину хватило для того, чтобы подняться до понимания общенациональных интересов в тяжелейший момент истории Московского государства. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что Кузьма Минин действовал как опытный организатор, хорошо знавший менталитет современников. Он сначала провел совещание с «отцами города» - видными купцами, местными дворянами и т. д. Этот, как бы сказали в советские годы, партийно-хозяйственный актив признал ситуацию критической и опасной для самого Нижнего Новгорода. Затем состоялась сходка - фактически общегородское собрание (или митинг) взрослых жителей города. Кузьма продемонстрировал превосходные ораторские данные.

Его призыв к нижегородцам дошел до нас через несколько столетий: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших. Не то, что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!» Участники собрания подписались в том, что К. Минин получил от них полномочия по сбору денег «на строение ратных людей». Это было очень важно, так как некоторые пытались на следующий день отпереться отданного слова. Кузьма Минин собирал деньги, «смотря по пожиткам и промыслам». Демократически принятое решение иногда приходилось реализовать с помощью средств принуждения. Кстати, сам Кузьма пожертвовал не менее трети своих средств на общее дело. Сам же он, учитывая религиозность сограждан, не уставал рассказывать о том, как во сне ему трижды явилась Богородица и потребовала, чтобы Кузьма Минин взялся за формирование ополчения.

В различных публикациях;-а-также-в документальных фильмах, появившихся за последние годы в связи с введением нового государственного праздника Дня народного единства 4 ноября, фактически игнорируется очень важный момент в деятельности Кузьмы Минина. Умный, хозяйственный и близкий к народу земский староста предложил новую для Московского государства систему комплектования вооруженных сил. Он считал, что никакой земли давать профессиональным военным, служилым людям не надо. (С этого собственно и началось крепостничество.) Кузьма предлагал платить профессиональным воинам за риск, за лишения постоянной воинской службы хорошие деньги, чтобы по окончании службы у них были достаточные средства для жизни или для того, чтобы начать свое дело.

Через 400 лет после Кузьмы Минина Министерство обороны РФ с большим скрипом начало перевод части военнослужащих на контрактную основу. Кузьму Минина при этом никто добрым словом не вспоминал. Принцип большого вознаграждения за воинскую службу стал применяться в России уже после Смутного времени. Но только в отношении иностранцев. Заслугой Минина считают и подбор военного руководителя ополчения.

Нижегородцы хотели позвать «честного мужа, которому за обычно ратное дело и кто б был в таком деле искусен, и который бы в измене не явился». Смутное время дискредитировало большую часть русской военной элиты. Некоторые «запачкались» отношениями с Лжсдмитриями и другими самозванцами. Кто-то пресмыкался перед поляками. Рыцарь «без страха и упрека» Михаил Скопин-Шуйский был отравлен. Минин обратился к князю Дмитрию Пожарскому и не пожалел. Военным руководителем второго ополчения стал участник первого ополчения князь

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642).

В 1612 народному герою было 34 года. К осени 1611 г. за хорошей зарплатой прибыли 2-3 тысячи хорошо вооруженных дворян и других обученных «ратному делу». Весной 1612 т. «земская рать» во главе с Мининым и Пожарским пошла из Нижнего Новгорода вверх по Волге. В Ярославле ополчение простояло четыре месяца, вбирая в себя новые и новые силы. В этом городе было создано временное правительство - «Совет всей земли», а также новые органы центрального управления - приказы. В июле 1612 г. стало известно, что на Москву движется польский гетман Ходкевич, которого нельзя было пропускать на соединение с московским гарнизоном.

В ходе упорного сражения возле Новодсвичьсго монастыря «земская рать» нанесла Ходкевичу поражение и заставила сто отступить. Численность общероссийского воинства оценивается примерно в 100 тысяч человек. 22 октября «земская рать» в результате штурма заняла Китай-город, а в 26 октября 1612 г. капитулировал польский гарнизон Кремля. Так земский староста Минин организовал национально-освободительное движение русского народа против интервентов, стал одним из руководителей второго земского ополчения и главой земского правительства. К сожалению, в силу своего менталитета Кузьма Минин на что-то большее и не замахивался. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить!». В 1613 г. Михаил Федорович Романов взошел на престол, а Кузьма Минин получил звание думного дворянина. В 1613 г. Пожарский получил звание боярина и немало послужил русскому царю и народу.

В 1818 г. в Москве на Красной площади был установлен первый общественный памятник обычным россиянам (не правителям, не царям). Надпись выразительна: «Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия».

Спасители Отечества

Минин и Пожарский. Всего лишь несколько лет довелось этим людям бороться бок о бок. С тех пор их имена стали в сознании русских людей неразделимы. Но много ли мы знаем о них - спасителях Отечества? В замечательном фильме «Барышня-крестьянка» (по мотивам повести Пушкина), Берестов-старший в прекрасном исполнении Василия Ланового возмущенно говорит, о том, что жалок народ, не знающий хорошо свою историю и своих спасителей. Минин и Пожарский - и все, даже имен их не все помнят.

Они не оставили после себя ни дневников, ни писем, ни воспоминаний.. Даже реконструкция внешних событий их жизни наталкивается на непреодолимые препятствия. Никто не может сказать точную дату рождения Минина.

Никто не может обрисовать его черты и приметы. О нижегородском старосте документы упоминают впервые в тот момент, когда он приступил к сбору казны на народное ополчение. Но до этого он прожил целую жизнь. Кузьма стоял на низших ступенях социальной лестницы. Пожарский происходил из княжеского рода. Биографию его мы знаем лучше. Но и в ней остается слишком много пробелов.


Редкие упоминания о военных успехах Пожарского - вот и все, чем располагает историк, Время и герои - такова извечная проблема жанра исторической биографии. Там, где у автора мало сведений о главных героях, биографическое повествование уступает место исследованию времени. (В разных источниках, даже отчество Минина пишется по разному, где-то его отца называют Захарием, другие Миной. Полное имя, указанное в Википедии - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. (прозвище Сухорук или Сухорукий указывает, что видимо было у него что-то с рукой). Я в основном привожу биографии, что написал в своей книге историк - профессор .)
Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны - небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. В России в то время фамилии едва лишь входили в обиход и еще оставались уделом избранных, принадлежавших к верхам общества. Простонародью заменой фамилии служило отчество. Деда Кузьмы звали Анкудином, отца - Миной Анкудиновым. Самого же Кузьму величали всю жизнь Мининым, а под конец уважительно - Кузьмой Миничем. В конце царствования Грозного Мина Анкудинов числился одним из совладельцев соляной шахты (трубы) «Каменка». Промысел в Балахне требовал больших затрат и трудов. К концу жизни Мина имел пай в нескольких трубах, затем дело перешло старшим сыновьям Федору и Ивану Мининым.


Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко познакомился с торговым делом. После раздела имущества с братьями Кузьма получил свою долю наследства и перебрался в уездный центр. Здесь он купил себе двор, завел лавку и занялся мясной торговлей.
Кузьме Минину пришлось приложить много усилий, прежде чем он обзавелся прочными связями в нижегородском округе. Женился он, по-видимому, уже после переезда в Нижний Новгород. Суженой его стала Татьяна Семенова из посадской семьи. Никто не знает, скольких детей родила Кузьме его жена. Выжил из всех один лишь сын Нефед. Семья Мининых жила подобно сотням других нижегородцев.


Соратник Минина Дмитрий Пожарский имел княжеский титул и длинную родословную, но не принадлежал к аристократическим слоям общества. «Родов дряхлеющих обломок» - эти слова как нельзя лучше подходили к истории семьи Пожарских. Предки Дмитрия Пожарского были владельцами Стародубского удельного княжества, располагавшегося на Клязьме и Лухе. В годы опричнины Иван Грозный сослал на поселение в Казанский край сотню княжеских семей. Опале подверглись Ярославские, Ростовские и Стародубские княжата. В казанской ссылке побывали пять князей Пожарских со своими семьями. Среди них был и Федор Иванович с женой и детьми. Семья лишилась разом всего. Настанет время, и Дмитрий Пожарский будет оправдывать неудачную службу отца и деда ссылкой на опричную грозу. «Мои родители, - отметит он, - были много лет в государеве опале». В действительности опала на Пожарских была кратковременной.
Вскоре царю Ивану пришлось признать неудачу своей опричной затеи и вернуть в Москву ссыльнопоселенцев. По его приказу казна стала возвращать им вотчины либо наделяла их примерно равноценными землями. По возвращении из Казани в Москву Федор Пожарский вновь оказался на службе и участвовал в последних кампаниях Ливонской войны в скромном чине дворянского головы. До воеводского чина он так и не дослужился. Перед кончиной Федор принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре. Жена его, княгиня Мавра, пережила супруга на тридцать три года. Федор Пожарский женил своего старшего сына Михаила на Марии Берсеневой-Беклемишевой. В ноябре 1578 года в семье Михаила и Марии родился сын Дмитрий, будущий знаменитый воевода. В лице княжича Дмитрия соединились два опальных рода. Пожарские пострадали от Грозного, Берсеневы - от его отца Василия III.
Отец умер, когда Дмитрию едва исполнилось девять лет. Княжич рос и воспитывался вместе со старшей сестрой Дарьей и братом Василием, который был на шесть лет моложе его. Детские годы провел в родовом гнезде в Мугрееве.

Дмитрию Пожарскому минуло двенадцать лет, когда в Угличе погиб восьмилетний князь Дмитрий Угличский, младший сын Ивана Грозного. Как известно, именно это событие дало начало Смутному времени. О гибели младшего сына Грозного говорили и в семье нижегородского посадского человека Кузьмы Минина, и в семье князя Пожарского. Но Дмитрий Пожарский не мог предвидеть того, что ему еще придется столкнуться с двойником угличского князя на поле брани.
Наибольшее влияние на формирование личности Дмитрия Михайловича оказала мать. В течение всей своей долгой жизни она делила с сыном его заботы и радости. Характером и умом Мария, видимо, пошла в своего деда - Ивана Берсеня. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением. После долгих хлопот она добилась того, что Поместный приказ закрепил за наследником Дмитрием часть отцовского поместья. Княжич был старшим в мужском колене, и на нем сосредоточились надежды семьи. В девять лет княжич Дмитрий вступил во владение мещевским и серпейским поместьями за Угрой. Его совладельцами стали мать, сестра и младший брат. Когда пришло время, Мария Пожарская женила сына. На Руси взрослели рано и браки заключали в раннем возрасте. Женой княжича Дмитрия стала девица Прасковья Варфоломеевна..
Князь Дмитрий Пожарский был вызван на дворянский смотр в 1593 году. Первые годы его службы ничем не примечательны, если не считать того, что он стал стряпчим. Куда бы ни шел государь, в Боярскую ли думу, в поход, в церковь или к обеду, его повсюду сопровождали стряпчие. По торжественным дням они несли скипетр и другие знаки власти. В военных походах они служили оруженосцами. Пять лет провел Пожарский при дворе царя Федора Ивановича. Царь давно отстранился от дел, и его именем правил Борис Годунов, брат царицы Ирины.. В январе 1598 года царь Федор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Московским государством на протяжении трехсот лет Избрание Бориса Годунова на царство стало первым крупным политическим событием, в котором Пожарский принял участие. Из стряпчих Пожарского перевели в стольники. Годунов оказал князю большую честь. Дмитрий Пожарский попал в круг лиц, составлявших цвет столичной знати. Мария Пожарская имела безупречную репутацию, и Борис пригласил ее стать «верховой боярыней» при любимой дочери Ксении.

О царевиче Дмитрии Угличском забыли вскоре после того, как прах его был предан земле. Но едва царь Федор умер и бояре стали оспаривать друг у друга корону, в народе пронесся слух о чудесном спасении законного наследника из династии Грозного. Подобно прочим дворянам, Пожарский был озадачен вестью о появлении на границе «законного государя», назвавшегося сыном Грозного. Тем не менее он без колебаний отправился на войну, чтобы защитить власть Годунова, занявшего трон в силу земского избрания. Война стала важной вехой в жизни Пожарского. Среди испытаний военного времени окончательно сформировались такие черты его характера, как решительность, редкое хладнокровие и непоколебимая верность воинскому долгу.

Столкновения на литовском рубеже круто изменили ход жизни Дмитрия Пожарского. В боях с отрядами самозванца Пожарский получил боевое крещение. Ратная служба с ее стихией опасности и риска пришлась ему по душе, и он не жалел сил, выполняя поручения воевод. Князь Дмитрий стойко переносил невзгоды зимней кампании. На всю жизнь запомнил он свой путь в заснеженных полях, стычки с гусарами, долгие вечера у костра, стужу землянок. Глядя на бывалых воинов, Пожарский учился постигать основы ратного искусства. Но пока ни он сам, ни его сотоварищи даже не догадывались, какое славное будущее ждет его впереди.


Монумент Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.

13 апреля 1605 года Борис скоропостижно умер в своем кремлевском дворце. Находившийся при особе царя Я. Маржерет засвидетельствовал, что причиной смерти был апоплексический удар. Таким образом, в могилу царя свел давний недуг. Незадолго до кончины Годунов решил вверить командование армией любимому воеводе П. Ф. Басманову, отличившемуся в первой кампании против самозванца. Молодой и не слишком знатный воевода призван был сыграть роль спасителя династии. Последующие события показали, что Борис допустил роковой просчет.
Эхо войны прокатилось по всей стране. В Нижнем Новгороде Кузьма Минин продолжал торговать в своей лавке. Но теперь ему чаще приходилось иметь дело со сборщиками податей. Война требовала денег, и казна обложила посадское население новыми поборами.
Войско самозванца напоминало многоголовую гидру. На месте отрубленных голов у нее тотчас вырастали новые. Настал страшный день, когда Лжедмитрий вошел в Москву. Не обошлось конечно без предательства со стороны части бояр.
Нижегородскому посадскому человеку Кузьме Минину не довелось видеть Отрепьева. Подобно другим жителям Нижнего, он был поражен сначала вестями о воцарении «Дмитрия», а затем тайными пересудами о его самозванстве. Князь Дмитрий Пожарский не только видел Лжедмитрия, но и общался с ним во дворце. На торжественных приемах в честь иноземных послов и гостей стольник Пожарский выполнял почетные поручения. При дворе знали, что в присутствии иноземцев князь Дмитрий не уронит своего достоинства.

Князь Пожарский на памятнике 1000 -летие Росии.

Ну а потом, как известно из истории, объявился самозванец Лжедмитрий и началось самое тяжелое для Руси -смутное время.
Один самозванец сменился другим, затем настало время Семибоярщины, Русь истекала кровью, люди тысячами мерли от голода.
Князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения Московских бояр призвать на российский трон сына польского короля королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы.
Бедствия Смутного времени причинили огромный ущерб городским центрам России. Нижнего Новгорода разорение коснулось в меньшей степени, чем других городов. Нижний Новгород обладал превосходной системой обороны. Лишь несколько русских городов имели каменные крепости, по мощности равные Нижегородскому кремлю.
Мысль о подвиге во имя спасения отечества давно волновала Минина. Но, как человек трезвый, Кузьма привык сообразовывать замыслы с наличными средствами. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: «Если старейшие (дворяне и воеводы) не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!»
Избрание в земские старосты Кузьма воспринял как зов судьбы. Нижегородские воеводы и приказные не знали, на что решиться. Не они, а посадский староста Минин выступил с инициативой организации нового ополчения. Вокруг Кузьмы немедленно объединились все, Сбор средств начался с добровольных пожертвований. Земский староста подал пример всем остальным. Нижегородцы несли на площадь к съезжей избе кто что мог.


Песков М.И. «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году», (1861)

В Нижний потянулись обозы с продовольствием. Их выслали крестьяне и прочий уездный люд. Богатые монастыри должны были внести деньги в фонд ополчения наряду с дворцовыми крестьянами. Взявшись за организацию войска, посадские люди долго ломали голову над тем, кому доверить командование.
Князь Пожарский в это время находился на лечение (после ранения в битве под Москвой) в своем селе Мугрееве, недалеко от Нижнего. Сюда, по указанию Минина явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для спасения Москвы; со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин.

.


Савинский В. Е. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882)

План Пожарского состоял в том, чтобы возможно скорее собрать отовсюду военные силы и не мешкая отправиться с ратью на помощь к Москве. Осуществление плана, однако, натолкнулось на неожиданные трудности. Возможности Нижнего Новгорода оказались быстро исчерпаны. Минину и Пожарскому пришлось обратиться за поддержкой к ближним и дальним городам и волостям
Став во главе ополчения, Пожарский в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался "у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства";



М. И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850). Красное знамя с иконой, которое несёт князь, исторически достоверно.

Минину было поручено заведование казной ополчения. С званием "выборного человека", простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.
Царь Михаил Романов пожаловал Минина думным дворянством и землей в Нижегородском уезде.
Вскоре после этого - до мая 1616 г. - Минин умер. Погребен он в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана.


Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском Соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было).

Князь Дмитрий скончался 20 апреля 1642 года. По обычаю века умирающий принял схиму. Погребли его в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре. Так закончился жизненный путь Дмитрия Пожарского, друга и сподвижника Кузьмы Минина.


Памятный крест, установленный 1 ноября 2008 года над могилами рода Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)


Восстановленная гробница князя Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)

Немного вещей Пожарского хранят музеи. Среди них прямоугольный стяг, сшитый из красного шелка, с библейскими символами в центре и золотыми узорами по краям, да две сабли - одна парадная, а другая боевая. Парадная сабля с ножнами в каменьях напоминает о том времени, когда ее владелец прозябал на придворной службе у Романовых. Сильно сточенный, потемневший от времени клинок служит символом другой поры. С этим оружием Пожарский не разлучался в те годы, когда вел народное ополчение к Москве. Шелковый стяг относится к тому же времени. То был победный стяг, взвившийся над Кремлем после изгнания оттуда иноземных завоевателей.
Народ по достоинству оценил их подвиг. Имена Минина и Пожарского навеки стали символом верного служения Отчизне.


Википедия,

фото и материалы интернета