Краткий пересказ тургенева уездный лекарь. «Уездный лекарь

Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз-мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостни-ческой жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.

В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжет-ных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге-роев. Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совер-шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос-сийского быта.

Тургенев придавал большое значение расположению расска-зов в книге. Так появляется не простая подборка тематически од-нородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвя-зи очерков. «Записки охотника» открываются двумя тематически-ми «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». В сле-дующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворян-ства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Кась-ян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающе-гося вредного влияния крепостного права на души людей, осо-бенно это ощущается в очерке «Льгов».

В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмист-ре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги. В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на но-вые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян. В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского чело-века.

В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффу-зия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух расска-зов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очер-ках «Живые мощи» и «Стучит».

В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, кото-рые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы.

Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страст-ным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит. Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен оп-ределенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступ-ках и работе просматривается здравый смысл. Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возмож-ность откупиться от своего барина.

Его приятель Калиныч является полной его противоположно-стью. У него когда-то была жена, а сейчас живет один. Охота ста-ла смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой.

Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различ-ные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.

Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отно-шений. «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла. Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык.

Здесь автор выступил как зрелый мастер народного расска-за, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовмес-тимое с национальным достоинством русского человека.

В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о бар-ской конторе. Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия. В очерке «Контора» представлены подобные французские при-страстия в образе помещика Пеночника, а разрушительные по-следствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр».

В данном произведении беспощадно разоблачаются разруши-тельные экономические последствия так называемой цивилиза-торской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подры-вает основы труда крестьянина на земле. В очерке «Два помещи-ка», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засе-ять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее».

С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствова-ние на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, ко-торый начал перестраивать крестьянские избы по новому плану. Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и на-шить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссий-ского, государственного масштаба. Здесь автор намекает на дея-тельность Аракчеева — организатора крестьянских военных по-селений.

Постепенно в книге развивается художественная мысль о не-лепости векового крепостнического уклада. Например, в расска-зе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмот-ного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гу-вернера, а затем и в русского дворянина.

В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к са-тире, так как в них звучит антикрепостническая тема. Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и про-звищ, личность оказалась полностью обезличенной.

Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участ-вуют в создании монументального образа крепостного ига, кото-рое оказывает губительное влияние на жизнь нации.

Данный образ дополняет и усиливает природа. Через всю кни-гу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы. В очерке «Бежин луг» заблудившийся охот-ник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людь-ми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.

Данное произведение лишено патриархального благообра-зия, так как в нем затронут всероссийский социальный конф-ликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два наци-ональных образа мира, две России — официальная, мертвя-щая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кро-ме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертво-му или живому.

В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не про-сто изображены на фоне природы, но и выступают как ее про-должение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощу-щение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жиз-нью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слиш-ком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а так-же за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.

Особенность национального характера раскрывается в расска-зе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы. Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последне-го испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях. В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости.

Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ста-вит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой та-лант взаимопонимания, который не истребили из народной сре-ды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории.

Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музы-кальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему под-певает. Песня объединяет в общем настроении даже такие проти-воположные натуры. Песня является тем началом, которое сбли-жает людей в радостях и горестях жизни.

В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнако-мый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и род-нит тем самым героев между собой.

В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости.

В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Пев-цы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духов-ная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок.

Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он пока-жет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее сле-дует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.

В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лириз-мом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с доро-ги и решил выбрать себе ночлег. Выходит на костер, горящий воз-ле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом. Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, кото-рый столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутрен-няя сила остановила его, он положил крест, после чего она пере-стала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до кон-ца дней». Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамени-ем, но она способна внедрить в человека печаль. Материал с сайта

Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природ-ной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармони-чески вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутвержда-ющим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.

Таким образом, центральный конфликт данной книги сложен и глубок. Бесспорно, социальные антагонизмы здесь обрисованы довольно остро. Безусловно, бремя крепостничества ложится в первую очередь на плечи крестьянина, потому что именно ему приходится терпеть физические истязания, голод, нужду и ду-ховные унижения. Однако Тургенев смотрит на крепостное пра-во с более широкой, общенациональной точки зрения, как на яв-ление, мучительное одновременно и для барина, и для мужика. Он резко осуждает жестоких крепостников и сочувствует тем дворянам, которые сами оказались жертвами крепостнического ига. Ведь совсем не случайно пение Якова Турка вызывает из глаз Дикого Барина «тяжелую слезу».

У Тургенева национально русскими чертами наделены не толь-ко крестьяне; русскими по натуре являются и некоторые поме-щики, избежавшие растлевающего влияния крепостного права. Петр Петрович Каратаев не менее русский человек, чем кресть-яне. Национальные черты характера подчеркнуты и в моральном облике Чертопханова. Он помещик, но не крепостник. Такова же Татьяна Борисовна, патриархальная помещица, но в то же время простое существо, с «прямодушным чистым сердцем».

Автор видит живые силы нации как в крестьянской, так и в дворянской среде. Восхищаясь поэтической одаренностью или, наоборот, деловитостью русского человека, писатель приходит к выводу о том, что крепостное право противоречит националь-ному достоинству, и в борьбе с ним должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

План

  1. Тема народного характера и народа.
  2. Тема разоряющегося дворянства.
  3. Мотивы разлагающего влияния крепостного уклада на души людей.
  4. Сюжеты, герои, ситуации.
  5. Основные художественные принципы в изображении на-родного характера и быта: контрастность высокого и буд-ничного, безобразного и прекрасного, силы и бессилия.
  6. Специальные средства художественной выразительности: пейзаж, световая и цветовая гамма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема произведения записки охотника
  • характеристика героев малиновая вода
  • тургенев, записки охотника анализ рассказа
  • портретное описание пантелей еремеевич
  • краткое описание записки охотника бурмистр

Иван Сергеевич Тургенев

УЕЗДНЫЙ ЛЕКАРЬ

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. Жар меня томил; я предвидел бессонную ночь и рад был поболтать с добрым человеком. Подали чай. Пустился мой доктор в разговоры. Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно. Странные дела случаются на свете: с иным человеком и долго живешь вместе и в дружественных отношениях находишься, а ни разу не заговоришь с ним откровенно, от души; с другим же едва познакомиться успеешь - глядь, либо ты ему, либо он тебе, словно на исповеди, всю подноготную и проболтал. Не знаю, чем я заслужил доверенность моего нового приятеля, - только он, ни с того ни с сего, как говорится, «взял» да и рассказал мне довольно замечательный случай; а я вот и довожу теперь его рассказ до сведения благосклонного читателя. Я постараюсь выражаться словами лекаря.

Вы не изволите знать, - начал он расслабленным и дрожащим голосом (таково действие беспримесного березовского табаку), - вы не изволите знать здешнего судью, Мылова, Павла Лукича?.. Не знаете… Ну, все равно. (Он откашлялся и протер глаза.) Вот, изволите видеть, дело было этак, как бы вам сказать - не солгать, в Великий пост, в самую ростепель. Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс. Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник. Вдруг (мой лекарь часто употреблял слово: вдруг) говорят мне: человек ваш вас спрашивает. Я говорю: что ему надобно? Говорят, записку принес, - должно быть, от больного. Подай, говорю, записку. Так и есть: от больного… Ну, хорошо, - это, понимаете, наш хлеб… Да вот в чем дело: пишет ко мне помещица, вдова; говорит, дескать, дочь умирает, приезжайте, ради самого Господа Бога нашего, и лошади, дескать, за вами присланы. Ну, это еще все ничего… Да, живет-то она в двадцати верстах от города, а ночь на дворе, и дороги такие, что фа! Да и сама беднеющая, больше двух целковых ожидать тоже нельзя, и то еще сумнительно, а разве холстом придется попользоваться да крупицами какими-нибудь. Однако долг, вы понимаете, прежде всего: человек умирает. Передаю вдруг карты непременному члену Каллиопину и отправляюсь домой. Гляжу: стоит тележчонка перед крыльцом; лошади крестьянские - пузатые-препузатые, шерсть на них - войлоко настоящее, и кучер, ради уваженья, без шапки сидит. Ну, думаю, видно, брат, господа-то твои не на золоте едят… Вы изволите смеяться, а я вам скажу: наш брат, бедный человек, все в соображенье принимай… Коли кучер сидит князем, да шапки не ломает, да еще посмеивается из-под бороды, да кнутиком шевелит - смело бей на две депозитки! А тут, вижу, дело-то не тем пахнет. Однако, думаю, делать нечего: долг прежде всего. Захватываю самонужнейшие лекарства и отправляюсь. Поверите ли, едва дотащился. Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало - беда! Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт. В окнах свет: знать, ждут. Вхожу. Навстречу мне старушка почтенная такая, в чепце. «Спасите, - говорит, - умирает». Я говорю: «Не извольте беспокоиться… Где больная?» - «Вот сюда пожалуйте». Смотрю: комнатка чистенькая, а углу лампада, на постеле девица лет двадцати, в беспамятстве. Жаром от нее так и пышет, дышит тяжело - горячка. Тут же другие две девицы, сестры, - перепуганы, в слезах. «Вот, говорят, вчера была совершенно здорова и кушала с аппетитом; поутру сегодня жаловалась на голову, а к вечеру вдруг вот в каком положении…» Я опять-таки говорю: «Не извольте беспокоиться», - докторская, знаете, обязанность, - и приступил. Кровь ей пустил, горчичники поставить велел, микстурку прописал. Между тем я гляжу на нее, гляжу, знаете, - ну, ей-Богу, не видал еще такого лица… красавица, одним словом! Жалость меня так и разбирает. Черты такие приятные, глаза… Вот, слава Богу, успокоилась; пот выступил, словно опомнилась; кругом поглядела, улыбнулась, рукой по лицу провела… Сестры к ней нагнулись, спрашивают: «Что с тобою?» - «Ничего», - говорит, да и отворотилась… Гляжу - заснула. Ну, говорю, теперь следует больную в покое оставить. Вот мы все на цыпочках и вышли вон; горничная одна осталась на всякий случай. А в гостиной уж самовар на столе, и ямайский тут же стоит: в нашем деле без этого нельзя. Подали мне чай, просят остаться ночевать… Я согласился: куда теперь ехать! Старушка все охает. «Чего вы? - говорю. - Будет жива, не извольте беспокоиться, а лучше отдохните-ка сами: второй час». - «Да вы меня прикажете разбудить, коли что случится?» - «Прикажу, прикажу». Старушка отправилась, и девицы также пошли к себе в комнату; мне постель в гостиной постлали. Вот я лег, - только не могу заснуть, - что за чудеса! Уж на что, кажется, намучился. Все моя больная у меня с ума нейдет. Наконец не вытерпел, вдруг встал; думаю, пойду посмотрю, что делает пациент? А спальня-то ее с гостиной рядом. Ну, встал, растворил тихонько дверь, а сердце так и бьется. Гляжу: горничная спит, рот раскрыла и храпит даже, бестия! а больная лицом ко мне лежит и руки разметала, бедняжка! Я подошел… Как она вдруг раскроет глаза и уставится на меня!.. «Кто это? кто это?» Я сконфузился. «Не пугайтесь, - говорю, - сударыня: я доктор, пришел посмотреть, как вы себя чувствуете». - «Вы доктор?» - «Доктор, доктор… Матушка ваша за мною в город посылали; мы вам кровь пустили, сударыня; теперь извольте почивать, а дня этак через два мы вас, даст Бог, на ноги поставим». - «Ах, да, да, доктор, не дайте мне умереть… пожалуйста, пожалуйста». - «Что вы это, Бог с вами!» А у ней опять жар, думаю я про себя; пощупал пульс: точно, жар. Она посмотрела на меня - да как возьмет меня вдруг за руку. «Я вам скажу, почему мне не хочется умереть, я вам скажу, я вам скажу… теперь мы одни; только вы, пожалуйста, никому… послушайте…» Я нагнулся; придвинула она губы к самому моему уху, волосами щеку мою трогает, - признаюсь, у меня самого кругом пошла голова, - и начала шептать… Ничего не понимаю… Ах, да это она бредит… Шептала, шептала, да так проворно и словно не по-русски кончила, вздрогнула, уронила голову на подушку и пальцем мне погрозилась. «Смотрите же, доктор, никому…» Кое-как я ее успокоил, дал ей напиться, разбудил горничную и вышел.

Тут лекарь опять с ожесточеньем понюхал табаку и на мгновение оцепенел.

Однако, - продолжал он, - на другой день больной, в противность моим ожиданиям, не полегчило. Я подумал, подумал и вдруг решился остаться, хотя меня другие пациенты ожидали… А вы знаете, этим неглижировать нельзя: практика от этого страдает. Но, во-первых, больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал сильное к ней расположение. Притом же и все семейство мне нравилось. Люди они были хоть и неимущие, но образованные, можно сказать, на редкость… Отец-то у них был человек ученый, сочинитель; умер, конечно, в бедности, но воспитание детям успел сообщить отличное; книг тоже много оставил. Потому ли, что хлопотал-то я усердно около больной, по другим ли каким-либо причинам, только меня, смею сказать, полюбили в доме, как родного… Между тем распутица сделалась страшная: все сообщения, так сказать, прекратились совершенно; даже лекарство с трудом из города доставлялось… Больная не поправлялась… День за день, день за день… Но вот-с… тут-с… (Лекарь помолчал.) Право, не знаю, как бы вам изложить-с… (Он снова понюхал табаку, крякнул и хлебнул глоток чаю.) Скажу вам без обиняков, больная моя… как бы это того… ну, полюбила, что ли, меня… или нет, не то чтобы полюбила… а впрочем… право, как это, того-с… (Лекарь потупился и покраснел.)

Нет, - продолжал он с живостью, - какое полюбила! Надо себе наконец цену знать. Девица она была образованная, умная, начитанная, а я даже латынь-то свою позабыл, можно сказать, совершенно. Насчет фигуры (лекарь с улыбкой взглянул на себя) также, кажется, нечем хвастаться. Но дураком Господь Бог тоже меня не уродил: я белое черным не назову; я кое-что тоже смекаю. Я, например, очень хорошо понял, что Александра Андреевна - ее Александрой Андреевной звали - не любовь ко мне почувствовала, а дружеское, так сказать, расположение, уважение, что ли. Хотя она сама, может быть, в этом отношении ошибалась, да ведь положение ее было какое, вы сами рассудите… Впрочем, - прибавил лекарь, который все эти отрывистые речи произнес, не переводя духа и с явным замешательством, - я, кажется, немного зарапортовался… Этак вы ничего не поймете… а вот, позвольте, я вам все по порядку расскажу.

Сначала повествование ведется от лица автора. Как-то осенью он сильно простудился на охоте. К счастью, разгар болезни застал автора в гостинице уездного города. Он незамедлительно вызывает лекаря. Тот приходит через полчаса и оказывается маленьким и тщедушным человечком с черными волосами. Доктор прописал необходимые лекарства, поставил больному горчичник и взял свой гонорар.

Лекарь совсем уж собрался уходить, но по необъяснимым причинам остался. Автор был этому только рад. Его мучал жар, ночь предстояла бессонная. Почему бы и не поболтать

С хорошим человеком? Принесли чай и доктор начал рассказывать разные забавные истории из своей практики. Автор замечает странную закономерность: иногда человека и давно знаешь, а доверия к нему нет, а кого-то видишь первый раз в жизни – и рассказываешь всю поднаготную. Автору непонятно, чем он сумел заслужить расположение лекаря, но тот взял и рассказал довольно интересную и очень личную историю.

Далее рассказ ведется от лица уездного лекаря. В один из дней Великого поста он спокойно и мирно играет в преферанс в доме судьи, который до этой игры большой охотник. Вдруг через слугу передают записку с просьбой

Приехать к больному. У обедневшей вдовы умирает дочь. Лекаря умоляют срочно приехать, лошади уже дожидаются. Врачу не слишком хочется уходить из гостеприимного и теплого дома и ехать за двадцать верст по весеннему бездорожью. К тому же он понимает, что много денег от этого визита он не получит. Но долг есть долг. Доктор отдает свои карты и едет домой за необходимыми лекарствами.

У порога дома он видит присланный за ним экипаж и еще раз осознает, что прибыли от больного не будет. Лошади неказистые, крестьянские, на козлах обычный мужик, из уважения снявший с головы шапку. Но ехать надо, человек умирает.

Дорога оказалась ужасной, еле доехали. Доктора встретила почтенная старушка в чепце и проводила его к больной дочери. В комнате доктор видит молодую девушку лет двадцати, мечущуюся на постели в горячке. По словам матери, болезнь началась внезапно и развивается очень стремительно. Рядом стоят две испуганные девушки, ее сестры. Доктор успокаивает родных и начинает осмотр и лечение. Он сразу же замечает необыкновенную красоту больной.

Девушка заснула, с ней осталась на всякий случай горничная. Доктор спускается к столу, он решает заночевать в доме. Доктор продолжает успокаивать мать. Наконец, все домочадцы легли спать. Доктор не может заснуть и решает проведать свою пациентку. Девушка просит вылечить ее, не дать ей умереть. Он хватает доктора за руку и шепчет ему на ухо что-то непонятное, будто находится в состоянии бреда.

Следующий день не оправдал надежд на выздоровление. Лекарь решает задержаться в доме еще немного. Отчасти это продиктовано профессиональным самолюбием. Но главная причина не в этом. Врач чувствует зарождающуюся симпатию к своей больной и ее семье. Люди это бедные, но на редкость благородные и образованные. Доктора тоже полюбили в семье, как родного.

Проходят дни, а болезнь все не отступает. Лекарь полюбил девушку. Он не слишком верит во взаимность своих чувств. Ему кажется, что ее любовь – попытка безнадежной больной почувствовать вкус к жизни и не думать о страшном.

Девушке становится все хуже. Доктор вспоминает свое отчаяние, неверие в себя и свое врачебное искусство – вспоминает не в связи с этим случаем, а говорит о таких случаях в принципе. А в ситуации с Александрой Андреевной – так звали больную девушку – лекаря больше всего страшит потеря доверия к нему.

Доктор подолгу разговаривает с больной, расспрашивает ее и рассказывает о себе. Он влюбляется все сильнее и сильнее. Однажды ночью Александра Андреевна попросила открыть ей правду: действительно ли она умирает. Лекарь пытается ее успокоить, но девушка ему не верит. Она будто бы рада приближающейся смерти, ждет ее. Влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и обнимаются.

Наутро наступил кризис. Для доктора это была настоящая пытка. Длилась она трое суток. Все ночи герой провел рядом со своей любимой. В последнюю ночь он и сам мечтал о смерти для них обоих. Тут в комнату заходит мать. Александра говорит о том, что они с доктором дали друг другу слово. Лекарь в смятении чувств выбегает из комнаты.

На следующий день девушка скончалась. Перед смертью она попросила родных оставить их с доктором наедине. Она попросила прощения и сказала, что никого в жизни так не любила, как доктора. Наказала не забывать ее и беречь кольцо.

Здесь лекарь отвернулся от автора, а тот с искренним сочувствием взял его за руку. Вдруг доктор резко меняет тему рассказа. Он предлагает поговорить о чем-то другом или сыграть в преферанс. Упоминает о своей жене Акулине («Трифону-то под стать»), купеческой дочке с богатым приданым. Автор и доктор играют в преферанс. Лекарь выиграл целых два рубля и ушел довольный.

Она – молодая красивая и скромная девушка по имени Александра, дочь небогатого писателя. Получила хорошее воспитание и образование, но живет в глуши с матерью и двумя сестрами. Все достояние – маленький домик, книги, да несколько крестьянских семей. С соседями не общаются «оттого, что «мелкие им не под стать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться». Рассказ входит в цикл «Записки охотника». Здесь, рассказывая сложные истории человеческих отношений, автор поднимает темы уважения к себе и людям, доверия и ненависти, любви и смерти…И многие другие. В рассказе «Уездный лекарь» рассмотрены темы самооценки, взаимоотношений мужчины и женщины и….

Итак, встретились двое. Он – молодой врач. Небольшого роста, неприметной внешности, застенчивый и не уверенный в себе. Да имя крестьянское – Трифон Иванович, гордости не добавляет. Учился, видимо, не очень старательно – латынь скоро была почти забыта, интерес к работе пропал и начались обычные серые будни. Беготня по вызовам, невеликая практика, небольшие заработки…По вечерам рутина скрашивалась игрой в карты с соседями. А тут вдруг – вызов к пациенту. Вроде и ехать не хочется, распутица и время вечернее. Но долг врача не забыт и заставляет ехать. Добирались долго, по плохой дороге, устали. Но тут он увидел пациентку, и усталость была забыта.

Основным занятием были прогулки, рукоделие, да чтение романов. Восторженное и чувствительное существо в глуши и уединении – лучший объект для мечтаний и грез. И вдруг – болезнь.

И вот они встретились. Казалось бы, самая банальная ситуация – встреча пациентки с врачом. Красота девушки, ее страстная мольба о спасении тронули врача, и он решил остаться на несколько дней. Он менял лекарства, развлекал пациентку, ухаживал за ней. Но болезнь не уступала. Александре становилось хуже. Самооценка врача, и так низкая, падала все больше, растерянность и невозможность у кого-то спросить совета привели к тому, что из памяти пропали и последние знания. «Так тебе и кажется, что позабыл ты все, что знал…Право слово, иногда рецептурную книгу наобум раскроешь: авось, думаешь, судьба… А человек меж тем умирает.» И постепенно Трифон превращался из врача – специалиста в лекаря, надеющегося только на чудо. И вот однажды Александра спросила о вероятности смерти, а ответить он не сумел. Мялся, бормотал что-то о божьей милости. А она призналась в любви – «если я умру, то уже не стыдно и не страшно». Трифон, конечно, понимал, что это не любовь, а отчаяние. «Жутко умирать в двадцать пять лет никого не любивши, вот она за меня и ухватилась». Но мужества, уверенности в себе у него не хватило даже для ого, чтобы успокоить больную. Услышав признание в любви лекарь малодушно сбежал. На другой день девушка скончалась.

В жизни Трифона почти ничего не изменилось. Не стал он усиленно изучать медицину, чтобы стать хорошим врачом и опускался в болото монотонной провинциальной жизни все глубже. В итоге нудные обязанности, злая жена да орущие ребятишки. А радостей немного – двухрублевый выигрыш у соседа в карты, да возможность пожаловаться случайному пациенту на жизненные неприятности. А мог бы стать врачом…

Несколько интересных сочинений

  • Столичное и поместное дворянство в романе Евгений Онегин
  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

1.Предварительная характеристика тематики и проблематики рассказа:

В рассказе затронута тема любви между доктором и пациентом, но любовь,увы, между Трифоном Ивановичем и Александрой Андреевной оказалась недолгой, так как возлюбленная Трифона скончалась из-за тяжелой болезни, с которой они не смогли справиться.

Так же затронута тема искренности,где Трифон Иванович, душевно делится своими историями из жизни с пациентом, которого впервые видит и знает всего 2 часа. Это удивительно, ведь порой мы не изливаем душу своим очень близким друзьям так, как это делал Трифон Иванович с теми, кого лечил. Есть что-то необычное в этом человеке, если разговоры с ним были столь душевны.

Тургенев взял во внимание тему того,что из-за несчастной трагедии в любви Трифона Ивановича,он по злой случайности стечения обстоятельств взял в жены Акулину, к которой, как мне кажется, у него не было чувств вообще. Акулина была богатой дамой, но очень злой, единственное, что спасало героя в этой ситуации,то что она почти всегда спала.

2. Характеристика образной системы рассказа:

Разделить героев произведения можно разделить на 2 группы:

1..Люди, которым лекарь изливал душу.

2.Девушки лекаря.

Первая группа выступает для лекаря как источник очищения души, то есть лекарь пытался раскрыть и излить душу, чтобы облегчить тот груз, который был в его душе, он не был безгрешен, хотя и на вид человек очень душевный и простой, который душу вкладывает в людей, помогая им в лечение, когда он лечил людей, фактически он лечил и себя тем, что он рассказывал свои истории людям.

Ко второй группе я отнесла девушек Трифона Ивановича, но из двух девушек Трифон любил и души не чаял только в одной единственно девушке, -это к Александре Андреевне, она была для него путеводной звездой в его жизни, хоть они и были знакомы мгновение,но ему было этого достаточно,он просиживал сутками рядом с ее пастелью, когда она была больна, лекарь был с ней до конца….А вот,что касается Акулины- она была его женой,но не являлась дамой сердца, как была для Трифона Алекасандра, у Акулины не было той изюминки, что была в возлюбленной Трифона Ивановича, она была злой женщиной, которую со временем так и не полюбил Трифон Иванович.

3. В чем своеобразие чувств, связывающих двух героев рассказа?

Своеобразие чувств заключается в том, что эти чувства не были мимолетной влюбленностью, чувства были пылкой любовью, которая воспылала в сердце Трифона Ивановича и Александры Андреевны.Любовь длилась, к сожалению, не долго, но этот миг дал понять им насколько они дороги друг другу, и что значит это чувство. Также для Трифона это чувство дало понять как тяжело осознавать, что твоя любовь скоро погибнет и ты не сможешь больше почувствовать ее рядом,ощутить те минуты, когда она будет с тобой. Он потерял любовь, и,наверно, это чувство он уже никогда не сможет испытать.


Любовь со стороны Александры Андреевны была сильнее и глубже, нежели любовь Трифона Ивановича. Александра Андреевна хотела даже с лекарем обвенчаться, и в знак любви подарила ему кольцо, но когда пришла ее мать, Трифон сказал, что она бредит…но позже мать все поняла и Трифон признался во всем…

4. Проясните смысл финала рассказа.

Финал рассказа говорит о том, что автор хотел показать нам как резко изменилась судьба Трифона Ивановича. Он был обычным лекарем, который желал помогать людям. Встретив на своем пути Александру Андреевну его жизнь изменилась, и он стал,на мой взгляд, другим, потому,что его любовь погибла из-за болезни, от которой он не смог ее уберечь.Позднее он встретил Акулину, но она уже не была той девушкой, которую он любил, она просто была богатой дамой, с коротой он жил. Трифон жил после смерти с камнем в душе, в его жизни была только одна любовь…

5. Проясните смысл названия рассказа.

6. Как связано содержание рассказа с концепцией всего цикла?