Кто педагог в древней греции. Воспитание, школа и педагогическая мысль в древней греции

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб - ученый. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически. Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике - в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство

2. Перечислите известных педагогов древнего Рима и Греции.

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания.

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений; высокое значение приучения ребенка к труду.

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах "Государство" и "Законы". Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны "крепко-накрепко закрыть уши". Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика". Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Педагогическая мысль Древнего Рима .

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях", "О природе Добра и Зла". Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека. Основным предметом школьного обучения, считал, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя. Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования. Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как "Письма на моральные темы", "Нравственные письма к Луцилию".

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.

О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять - их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.

В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере - кого в Древней Греции называли педагогами?

Недетские хлопоты

Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.

Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.

Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.

Воины с детства

Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.

Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.

С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.

Развитие не по годам

Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.

Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.

После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с и становились элитой общества.

Женская доля

Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.

К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.

Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.

Учение - свет

Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.

Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:

1. Милетская школа - в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.

2. Собрание пифагорейцев - познание свойств числа и теории единства мира.

3. Учебное заведение Гераклита Эфесского - изучение явлений природы и войны.

4. Элейская школа - открывали проблемы познания чего-либо.

5. Атомисты - изучали атомы и материальные частицы.

Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.

Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.

Определение не по назначению

И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?

Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.

В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.

В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.

Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.

Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами и в основном их приставляли к маленьким детям.

Концепции воспитания

Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.

В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы - Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали через философские учения.

Демокрит изучал и его функции.

Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание - это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.

Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».

Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.

В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.

Передача знаний в поколения

В наши дни эти древние знания - и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.

Философские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.

И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища - дети.

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Введение

2. Воспитание в Древней Греции

3. Педагогическая мысль в Древней Греции

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогика - наука о воспитании - уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

История отечественной школы и педагогики советского периода крайне драматична и противоречива. Движение образования по восходящей линии происходило в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, слабого использования опыта российской и зарубежной педагогики. В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и её интересы обществу. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Сомневающихся уничтожали или заставляли молчать. В данной работе будет рассмотрена такая важная тема как ""История педагогики"". Будет дан обзор эпох образования. В отдельной части будет рассмотрена личность А. С. Макаренко.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».

Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -- достойную жизнь».

До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».

Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это -- трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.

1. Педагогика в Древней Греции

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета (ок. 625 -- ок. 547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530--470 гг. до н. э.), Демокрита (460 -- нач. V в. до н. э.), Сократа (469--399 гг. до н. э.), Платона (427--347 гг. до н. э.), Аристотеля (384--322 гг. до н.э.), Эпикура (341-- 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion[гимнасий] -- общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа -- это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Ученик Сократа -- философ Платон -- основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).

В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание -- единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео -- прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями.

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии, риторике и педагогике. В его школе речь шла, прежде всего, об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования -- принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе " сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте.

Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели -- беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.

2. Воспитание Древней Греции

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома.

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений.

Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.

Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.

Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.

Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Однако надо отдать должное, что некоторые принципы спартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были использованы в XVIII-XIX в. в. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа.

Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов “kalos” и “agathos” - сочетание физических и нравственных достоинств).

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).

Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.

Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.

Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.

Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.

Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от "неприличных знакомств".

Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободорожденному мужу. педагогика теория древний греция

3. Педагогическая мысль Древней Греции

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику".

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм".

Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо "хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы"; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку "учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда".

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.

При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека.

Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах "Государство" и "Законы". Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны "крепко-накрепко закрыть уши".

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика".

Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.

Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации - до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной деятельности.

Заключение

Одной из вершин педагогического мастерства Древней Греции было искусство воспитания молодежи, достигнутое Сократом (ок.470-399 до н. э.). Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны от множества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике Сократ довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учеником. Именно в диалоге и совместно с учеником он искал истину. Впервые он стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. В этом он сближался с софистами.

Список литературы

1. Пискунов. ""История педагогики"" - М.: Просвешение 2011г.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010

3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 2012. - 1 часть

4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 2013. - 2 часть

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. - М.: Юристъ. 2011

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отличительные особенности идеалов и практики воспитания и обучения в Спарте, Афинах и Древней Греции. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Тенденция развития школьного образования и типы учебных заведений в эпоху Средневековья.

    курс лекций , добавлен 30.07.2009

    Характеристика истории образования в античности, ее значение для современной культуры, истоки педагогических традиций. Системы образования, воспитания и обучения в Древней Греции, Спарте и Древнем Риме. Анализ методов и особенностей античной педагогики.

    реферат , добавлен 15.09.2010

    Александр Нил (Нейлл) - "последний классик" свободного воспитания. Мыслители Древней Греции о воспитании. Гуманистические идеалы Возрождения, основные идеи новой педагогики. Эпоха Просвещения, всесилие воспитания. Ж.-Ж. Руссо, "естественная природа".

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Педагогика как наука о воспитании детей и молодёжи, ее роль в жизни общества и развитии личности. Этапы развития и формирования педагогики в эпоху Возрождения, в период расцвета науки, литературы, искусства. Возрастная периодизация в образовании.

    реферат , добавлен 22.02.2013

    Спартанская и афинская системы воспитания в Древней Греции. Подготовка в спартанской системе мужественных, дисциплинированных воинов, способных держать в повиновении рабов. Афинская педагогика: воспитание в духе калокагатии. Римская педагогическая мысль.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Центры обучения писцов при дворцах и храмах. Изображение картин воспитания и обучении в эпоху Греции легендарным Гомером в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Зарождение и эволюция педагогической мысли в Древней Греции, требования к минимальному обучению.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. Обучение детей и юношества в Афинах. Мысли Демокрита и других мыслителей о воспитании и их значение в истории педагогики. Мнение Платона о формирование в детях нравственности и добродетельности.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    Всестороннее и гармоничное развитие личности как главная задача античного образования. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля о сущности воспитания. Научные идеи и концепции философов: методика, психологические основы, возрастная периодизация.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Эфебия как общественное учреждение, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу. Эйрены как члены общины, имевшие определенные гражданские права.

    презентация , добавлен 21.06.2013

    Теории возникновения воспитания. Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования. Педагогика Возрождения, нового времени и современности, выдающиеся деятели и их взгляды.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

1. Школа в Древней Греции. Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе (VI–IV вв. до н.э.). Государство стало брать на себя заботу об обучении и воспитании детей имущих слоев. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх , победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Зачастую города-полисы не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500–428 гг. до н.э.), горожане спросили, чем почтить его память. Он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Школы были небольшими – 20–50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретках. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было, выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителям немного – примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

Книг было мало. Знания усваивались на слух с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6–8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова – имена богов и героев. Потом читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т.п. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило ), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска абак , разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки от одного до десяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Эти государства не только представляли различные политические системы (авторитарная в Спарте и республиканская в Афинах), но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

2. Спартанское и афинское воспитание. Спартанская система воспитания . Спарта представляла собой военный лагерь: победителей было меньше, чем побежденных (9 тысяч рабовладельцев и 250 тысяч рабов). В связи с этим вся жизнь государства была подчинена строгой дисциплине, а быт спартанцев имел своеобразную военизированную форму. Каждый гражданин принадлежал государству и воспитывался сообразно его целям: он должен был защищать государство при нападении врагов. Отсюда цель спартанского воспитания – подготовка физически развитого, сильного духом, разбирающегося в военном деле человека.

Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные же и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть). С самого раннего возраста детям прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. До 7 лет дети воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, в дальнейшем – за счет государства в особых для всех одинаковых учебных заведениях. Один только наследник престола освобождался от обязанности воспитываться в общественном заведении. Сроки государственной системы обучения и воспитания были весьма продолжительными и делились на два больших этапа: с 7 до 18 лет, с 18 до 20 лет.

На первом этапе (до 18 лет) спартиаты воспитывались в агеллах , специализированных государственных учреждениях, существовавших в форме военных лагерей. Воспитание проходило под надзором педонома , человека, который выбирался советом старейшин. Дети вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Весь обиход жизни, начиная с платья и заканчивая стрижкой волос, был строго определен древнедорийскими обычаями. Физическое воспитание включало в себя закалку, привычку к лишениям, умение переносить любую боль. Воспитанники ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Ежедневно предписывалась холодная ванна в Эвроте, здесь же они учились и плавать. Пища была скудная и простая. Верхней одеждой подросткам во все времена года служил легкий плащ. В ходу были наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эйрены являлись помощниками педономов в физической и военной муштре остальных подростков.

На втором этапе (с 18 до 20 лет) спартиаты продолжали обучение в школах военного искусства эфебиях , где их готовили к военной службе. Военно-гимнастическое воспитание включало в себя бег, прыжки, метание диска и копья, борьбу, рукопашный бой. Нравственно-политическое воспитание предполагало беседы политических деятелей с молодежью. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более тщательно: воспитанники пели богослужебные гимны, хвалебные песни в честь граждан, погибших в сражениях за отечество, участвовали в военных танцах. Знаниями не интересовались, даже чтение и письмо не считали нужными. Ораторское искусство не уважали, так как считали его искусством болтать и красиво лгать. Спартанцы предпочитали высказывать свои мысли в немногих словах, четко и кратко отвечать на вопросы (от слова Лакония произошло выражение "лаконическая речь").



Воспитание становилось более суровым. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу. Весьма своеобразно боролись с пороками. Законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться и водили по площади, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. Даже в этом возрасте железная дисциплина не ослабевала, она стала поддерживаться частыми телесными наказаниями (секли плетьми). Только к 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины.

Женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили из гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. В ведении домашнего хозяйства они были не сведущи: кухня, пряжа, ткацкое дело и т.п. составляли обязанность домашних рабынь. Зато сама спартанка вскармливала своих детей, отлично вела их воспитание, энергично и умно управляла домом. Как член государства она глубоко понимала общественные дела, как супруга и мать оказывала сильное и решительное влияние на мужа и детей и пользовалась в Спарте большим авторитетом.

Таким образом, воспитание в Спарте преследовало цели государства. Государственная воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась непривлекательной и скудной. Гипертрофированная военно-физическая подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Однако не весь педагогический опыт Спарты оказался забытым. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Система афинского воспитания . Афины были очагом многосторонней и духовной культуры в Древнем мире. Афинское воспитание определялось законодательством Солона, которое предоставляло полную свободу индивидуального развития всех сил и дарований каждого гражданина. В Афинах право воспитания принадлежало семье: родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Афинское государство требовало, чтобы родители давали детям образование. По законам Солона, отец, например, не мог претендовать на поддержку со стороны сына в старости, если не давал ему надлежащего образования. Законы Солона обязывали каждого афинского гражданина обучаться грамоте, получить музыкальное образование, знать какое-либо ремесло (земледелие, судостроение, торговля и др.), которое обеспечивало бы ему средства к существованию. Государство заменяло родителей и само воспитывало детей граждан, погибших за отечество.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет родителями и няней. Целью семейного воспитания было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. В семь лет няню сменял педагог (греч. pais – дитя, аqо – веду, воспитываю; дословно – поводырь) – детоводитель . Педагогом часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Ему поручали присматривать за ребенком, играть с ним, внушать делом и словом начала добродетели и приличия, провожать в школу, безотлучно наблюдать за его занятиями, поведением и во всем прислуживать ему. От этого слова и произошло название науки о воспитании – педагогики . С развитием общества роль педагога значительно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, развивать духовно и физически.

Школы в Афинах появились около VII в. до н.э., были частными , следовательно платными . Размещались они в каких-либо лавках или на открытой улице, на рынках. Начальное образование давали два типа частных платных школ: мусические и гимнастические (палестры). Мусическое образование дети получали в школе грамматиста и школе кифариста . Обучение в них осуществлял учитель – дидаскал . В школе грамматиста детей учили читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. Чтению учили по буквам и складам; писать по прописям. Для начального письма служили навощенные дощечки и стиль (палочка: с одного конца острая, а с другого лопаточка; острием чертили буквы, лопаточкой заравнивали ошибки). Пособием для чтения служили поэмы Гомера. Читаемые образцы объяснялись учителем и пересказывались учениками, лучшие места заучивались наизусть. Обучение в мусической школе носило синкретический (сочетающий, соединяющий) характер. Например, тексты "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев под музыкальное сопровождение (игра на струнных инструментах).

По окончании грамматического курса или одновременно с ним ученик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста , которая давала музыкальное образование и эстетическое воспитание. Этот курс имел назначение облагородить нрав, развить изящный вкус и дать музыкальные навыки: играть на струнном инструменте (кифаре или лире), петь в хоре при различных богослужебных и праздничных обрядах. В состав музыкального курса входило также изучение стихосложения, ритмики и мелодики стиха.

С 13–14-летнего возраста, когда организм мальчиков физически укреплялся, параллельно с занятиями в школах грамматиста и кифариста или после их окончания, они начинали заниматься гимнастикой в палестре – школе состязаний. Руководил занятиями специальный учитель (педотриб). Занятия начинались с легких упражнений (игра в мяч, плавание), потом переходили к более трудным: борьбе, бегу, прыжкам, метанию диска и копья. В Афинах, даже в мужской гимнастике, преимущественное внимание обращалось на культуру движений и изящную стройность тела. Заканчивалось обучение военными упражнениями, когда мальчики становились юношами. В 18 лет их объявляли вступившими в юношеский возраст, называли эфебами , в 20 лет они получали звание совершенных граждан с правом голоса в народных собраниях.

После окончания обучения в палестре более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии . В V–IV вв. до н.э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. Греческие гимнасии – это обширные огороженные пространства с аллеями, рощами, крытыми и открытыми галереями, купальнями и т.п. В гимнасиях много занимались военно-гимнастическими упражнениями, проводили философские занятия и политические беседы. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Известно, что для Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей .

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18–20-летних юношей в эфебии – общественном учреждении, где работали преподаватели, находящиеся на службе у государства. Их обучали военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр., а также строительству укреплений, управлению военными машинами, несению службы в городских гарнизонах. У эфебов была особая форма одежды – широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности . Поэтому афинянина отличала искренняя религиозность, глубокое почтение к родителям, любовь к добродетели, чувство чести, обдуманность поступков, изящная вежливость и внимание в обращении со всеми. Дисциплина, в которой воспитывался ребенок дома и в школе, была довольно суровой, использовались телесные наказания. Целый ряд правил был направлен на то, чтобы воспитать в детях и даже юношах сдержанность, скромность, здравомыслие: за столом нельзя приниматься за пищу раньше родителей; нельзя сидеть за столом, закидывая ногу за ногу; по улицам следует ходить спокойно, прилично.

Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Де­вушки должны были мало есть, чтобы не утратить легкости и стройности фигуры, избегать солнца. Женщина была прикована к дому, редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было крайне ограниченным: не все умели читать и писать, петь и играть на лире или кифаре, но зато усердно учились рукоделию: прясть, шить, ткать, вязать. Привлекательными в женском воспитании были нравственные качества афинянки: честность, кротость, нравственная чистота.

Таким образом, воспитание в демократических Афинах осуществлялось в интересах государства, однако оно обеспечивало большее разнообразие и богатство для развития народных сил. Стала очевидной необходимость осмысления такого важнейшего явления социальной жизни, как воспитание необходимых полису граждан. В афинском воспитании ценной является идея развития истинно прекрасного в человеке, сочетающего в себе красоту тела и красоту души.

3. Философы Древней Греции о воспитании. В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Основные педагогические идеи получили отражение в учениях таких античных мыслителей, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др.

Демокрит (460–370 гг. до н.э.). Демокриту принадлежат многие утверждения и высказывания, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего развития педагогики. Придавая огромное значение воспитанию, Демокрит отмечал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". В то же время философ указывал, что "воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим". По мнению Демокрита, воспитание преобразует природу человека: "Хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от природы.., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу".

В обучении Демокрит главным считал не количество полученных знаний, а развитие интеллекта: "Многие всезнайки не имеют ума.., прекрасна надлежащая мера во всем. Должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума"; "Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой". В то же время он советовал учителям развивать у детей стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь – легкомыслие".

Сократ (469–399 гг. до н.э.). Об учении Сократа, который не оставил после себя трактатов и книг, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта, его учеников. Сократ считал, что человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение "Познай самого себя", начертанное на Дельфийском храме, Сократ напоминал своим собеседникам постоянно. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом.., если получат образование.., становятся полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми". Сократом был разработан и широко внедрен в практику метод вопросно-ответного обучения, или сократический метод . Суть его состояла в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Платон (428–347 гг. до н.э.). Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Государство ", "Законы ", "Диалоги " и др. Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия, где он преподавал многие годы, просуществовало более 1000 лет. Воспитание Платон считал важнейшим фундаментом всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Главную цель воспитания видел в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан. Платон первым попытался определить основные педагогические понятия: "Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирование у них добродетели"; "Учение – приобретение знаний посредством наук".

В обучении, утверждал философ, нужно обеспечивать "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности детей: "Пусть воспитатель пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства"; "Детям нужно определять место в жизни не в зависимости от способностей их отца, а от способностей их души".

Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Ближайший ученик Платона, развивал идеи своего учителя, но вместе с тем во многом занимал противоположную этим идеям позицию. Известно его высказывание на этот счет: "Платон мне друг, но истина дороже". Три года был воспитателем Александра Македонского. Создал в Афинах учебное заведение Ликей (школа перипа – прогуливающихся), которым руководил в течение 12 лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. К основным трудам относятся "Политика ", "Поэтика ", "Риторика ", "Физика ".

Педагогические идеи Аристотеля сводятся к следующему. Воспитание – это средство укрепления государственного строя. В извечной проблеме соотношения социальных и биологических детерминант в развитии личности считал, что, с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой, подчеркивал, что "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может". "Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, - отмечал Аристотель, - имеет целью восполнить то, чего недостает от природы". Аристотель создал первую в истории педагогики возрастную периодизацию детей, указал особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Важное значение придавал воспитанию этических добродетелей и считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, через его деятельность: "Назначение человека в разумной деятельности". Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным.