Леонов космонавт краткая биография для детей. Алексей Леонов биография кратко

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.


Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

Алексей Архипович Леонов - знаменитый . Родился неподалеку от Кемерово, 30 мая 1934 года.

Отец его работал на шахте, позже занимался сельскохозяйственным трудом. Мать была учителем в школе.

Когда Алексею исполнилось четыре года, он вместе с матерью переехал в Кемерово. Здесь он пошел в школу.

В 1948 году отца отправили работать в город Калининград. Семья была вынуждена переехать. В Калининграде Алексей окончил среднюю школу.

Главным увлечением юношеских лет у Леонова была авиация. Брат Алексея был авиационным техником. От него остались различные конспекты и учебные материалы, которые мальчик изучал с завидным интересом.

После окончания средней школы, Алексей Леонов переезжает на Украину, в город Кременчуг, где поступает в местную летную школу.

Оттачивание навыков в управление самолетом, он продолжил в Чугуеве, где обучался в высшем училище летчиков - истребителей, которое окончил в 1957 году.

Последующие два года летчик Леонов проходил службу в боевых подразделениях Красной Армии.

В 1960 году попал в число тех летчиков, которым посчастливилось пройти курс обучения в Центре подготовки космонавтов. 18 марта 1965 года Алексей Леонов в качестве второго пилота корабля «Всход-2» вышел на Земную орбиту.

Полет Леонова и Беляева на корабле «Восход-2» длился 26 часов и 2 минуты. Леонов стал первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Во время полета, он в скафандре вышел из корабля в открытый космос, где провел двенадцать минут.

В 1975 году участвовал в фантастическом проекте двух держав. СССР и США запустили на орбиту корабли «Союз» и «Аполлон». В космосе была проделана стыковка американского и советского кораблей. В ходе полета космонавтами были проведены множество экспериментов, а так же отточены навыки стыковки и нормы техники безопасности. Совместный полет советских и американских космонавтов длился около пяти суток.

Алексей Архипович вел активную научную деятельность, занимался научными разработками скафандра, ездил на различные конференции. Он автор более тридцати различных докладов.

Алексей Леонов лауреат множества премий, дважды Герой Советского Союза, обладатель орден Ленина и , почетный гражданин городов России Европы и Америки.

Алексей Архипович очень разносторонний человек. Он всерьез увлекался живописью, даже сам писал картины. Естественно основной темой творчества был космос. Любил Леонов так же рисовать портреты своих друзей и близких. Любимый художник Алексея Леонова - . Помимо картин, Леонов увлекается скульптурой, очень любит книги, а также спорт.

Отечественная космонавтика знает большое количество выдающихся личностей. Но среди них выделяется советский Алексей Архипович. Прежде всего он известен тем, что является первым человеком, не побоявшимся выйти в открытый космос. Этим и прославился Леонов-космонавт. Биография этой выдающейся личности станет предметом нашего обсуждения.

Рождение и детство

В Кемеровской области, территория которой тогда относилась к Западно-Сибирскому краю, родился будущий советский космонавт Леонов. Дата рождения - 30 мая 1934 года. Его родители, Архип Алексеевич Леонов и Евдокия Минаевна Сотникова, кроме маленького Алеши, воспитывали ещё семерых детей.

Когда Алексею исполнилась три года, его семья была репрессирована. Отец отправился в места заключения, а мать с детьми вынуждена была переехать в Кемерово, так как их дом фактически был отдан на разграбление. Но уже через два года отца реабилитировали.

В Кемерово А. А. Леонов пошел в школу, но в 1947 году семья, в связи со сменой места работы кормильца, вынуждена была переехать в Калининград. Именно в этом городе будущий великий космонавт получил среднее образование.

С раннего детства А. А. Леонов мечтал об армейской карьере, поэтому после получения аттестата о среднем образовании (1953 г.) поступил в Военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1955 году. Ещё через два года он завершил обучение в училище соответствующего профиля.

Развитие космонавтики

Между тем вторая половина 50-х и 60-е годы XX века являлись временем бурного В 1957 году Советским Союзом был запущен искусственный спутник Земли. В том же году в летательном аппарате на орбиту было выведено первое живое существо - собака Лайка. Все актуальнее становился вопрос о возможности полета в космос человека.

В 1960 году ВВС СССР производили отбор первого отряда космонавтов, в который вошли 20 наиболее подготовленных летчиков. Именно из числа членов этого отряда формировался экипаж для первых советских космических экспедиций. В эту двадцатку наиболее достойных попал и А. А. Леонов. Кроме него, в отряде были Дмитрий Заикин, Павел Аникеев, Адриян Николаев и много других известных летчиков. Честь стать первым космонавтом была предоставлена Юрию Гагарину. В апреле 1961 года на космическом корабле «Восток-1» он совершил первый орбитальный полет.

С 1961 по 1964 год полеты в космос совершили также Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Комаров. Экипаж который совершил полет в октябре 1964 года, кроме командира, состоял ещё из двух человек. Такую возможность предоставил новый тип многоместных космических кораблей «Восход», которые пришли на смену серии «Восток».

Ждал своей очереди советский космонавт Леонов. Фото с ним и Юрием Гагариным можно наблюдать выше.

Исторический полет

Новая космическая экспедиция была запланирована на середину марта 1965 года. Она состояла из двух человек. Командиром был назначен а пилотом - А. А. Леонов. Полет должен был проходить на многоместном космическом корабле «Восход-2», который, по сравнению с первой версией, был модифицирован.

Изначально в задачи экспедиции входило осуществление и рассматривалась она как часть лунной программы СССР.

В открытом космосе

После того как космический корабль вышел на орбиту, нужно было осуществить главную цель полета - выход в открытый космос. Данную задачу должен был решить А. А. Леонов. Космонавт сразу переместился в шлюзовую камеру, после чего командир экипажа закрыл отсек и начал её разгерметизацию. Затем Алексей Архипович покинул шлюзовую камеру и вышел в открытый космос. Именно этим поступком на весь мир стал известен А. А. Леонов (космонавт). Фото его пребывания в открытом космосе расположено ниже.

Нужно отметить, что во время нахождения вне космического корабля Алексей Архипович чувствовал дискомфорт: у него поднялась температура тела, началось усиленное потоотделение, повысилась частота дыхания и сердцебиения. В открытом космическом пространстве космонавт провел более двенадцати минут.

Возвращение на космический корабль было связано с некоторыми затруднениями. Из-за того что скафандр сильно раздулся, Леонову было трудно вернуться в шлюзовую камеру. Поэтому он - в нарушение инструкции - вынужден был протиснуться в неё с помощью рук головой вперед.

Посадка

Посадке космического корабля также сопутствовали некоторые непредвиденные происшествия. Она должна была быть осуществлена в автоматическом режиме, после того как корабль совершит 17 витков вокруг орбиты. Но автоматика дала сбой. Поэтому «Восход-2» пришлось сажать в ручном режиме после 18 витков.

Местом посадки оказалась таёжная местность в Пермской области. Спасательная экспедиция смогла отыскать экипаж космического корабля лишь на вторые сутки. Это объяснялось тем, что из-за сбоев в автоматике посадка произошла в незапланированном месте.

Дальнейшая карьера космонавта

После совершения исторического полета, увенчавшегося первым удачным выходом человека в открытый космос, Алексей Леонов получил звание Героя СССР. Ему были вручены высшие советские награды - «Золотая Звезда» и Орден Ленина.

После этого и до 1969 года включительно Леонов принимал участие в советской лунной программе. Но после высадки американцев на Луне она была свернута, так как СССР проиграл США первенство в «лунной гонке». Теперь естественный спутник Земли не представлял особого интереса для отечественной космонавтики. Хотя одно время планировалось, что именно Леонов должен стать человеком, впервые высадившимся на Луне.

В это время, одновременно с работой, Алексей Архипович обучался в Военно-воздушной академии по инженерному направлению.

В 1975 году А. Леонов совершил свой второй полет в космос. На этот раз именно он являлся командиром экипажа, в состав которого, кроме него, входил В. Кубасов. Полет был произведен на летательном аппарате «Союз-19» и длился более пяти суток. За эту экспедицию он был ещё один раз удостоен звания Героя СССР.

В январе 1982 году сорокасемилетний А. Леонов вместе с другими пилотами своего поколения покинул команду космонавтов. В первую очередь это было связано с его возрастом. Вместе с тем он продолжал до 1991 года занимать должность зам. начальника ЦПК. В 1991 году вышел на пенсию в чине генерал-майора.

Деятельность на пенсии

Но не таким человеком является Алексей Архипович, чтобы пребывать на заслуженном отдыхе. Уже в 1992 году он возглавил фирму, занимающуюся разработкой космических программ. Кроме того, он является официальным советником члена совета директоров одного из крупнейших российских банков.

Главным увлечением Алексея Архиповича в настоящее время является живопись. В этом деле он получил заслуженное признание от профессионалов. А. Леонов сотрудничает с художником А. Соколовым, вместе с которым является соавтором серии почтовых марок.

Не сторонится Алексей Архипович и политики. В настоящее время он является членом Высшего совета партийной организации «Единая Россия». С 75-летием его лично поздравил Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший должность президента России.

Семья

Женой Алексея Леонова является Светлана Павловна Доценко, 1940 года рождения. В прошлом она работала редактором в издательстве ЦПК, а сейчас находится на пенсии.

В браке у них родились две дочери - Виктория (1961 г. р.) и Оксана (1967 г. р.). Но Виктория, работавшая в ГУ «Совфрахт», умерла в 1996 году вследствие заболевания гепатитом с пневмоническим осложнением. Оксана в настоящее время работает переводчиком.

Оценка личности

Итак, мы узнали о такой выдающейся личности в истории, как А. А. Леонов (космонавт). Биография его была довольно непростой: уже в раннем возрасте он столкнулся со сталинскими репрессиями, а на пенсии испытал горечь утраты дочери.

Но, несмотря на все злоключения и преграды, А. Леонов сумел стать одной из самых известных личностей в советской и мировой космонавтике. Именно он был удостоен чести впервые выйти в открытый космос. Учитывая, как в то время относились к отбору кандидатов, нужно признать, что для назначения на подобную миссию человек должен был обладать действительно исключительными личностными качествами. И правильность этого выбора Алексей Архипович доказал на деле.

Несгибаемость своего характера и трудолюбие А. Леонов продемонстрировал после выхода на пенсию, когда, вместо того чтобы уйти на заслуженный отдых, не прекращал активную трудовую и общественную деятельность.

Именно такими людьми, как А. А. Леонов, гордится Россия.

Леонов Алексей Архипович родился в небольшом селе под названием Листвянка, что находилось в Тисульском районе Западно-Сибирского края (сейчас Кемеровская область), в 1934 году 30 мая. Его отец – Архип Алексеевич, рожденный в 1892 году, был обычным крестьянином, а мать – Евдокия Минаевна, всю свою жизнь посвятила учительству.

Когда Алексею было три года, вместе со своей матерью он поселился в Кемерово, куда после Гражданской войны приехал и его отец. Как известно, Леша был 8-ым ребенком в семье, который с охотой отправился учиться в школу в 1943 году. Однако закончить Кемеровское учебное заведение ему так и не удалось в связи с тем, что вместе со своей семьей он был вынужден уехать в Калининград (тогда Кенигсберг), где трудился его отец.

Ровно через десять лет Алексей Архипович окончил Калининградскую среднюю школу, после чего ему выдали аттестат о получении образования. По утверждению самого Леонова, он никогда особо не гордился теми неплохими отметкам, которые были проставлены в этом выпускном документе, так как больше всего он ценил в себе знания об искусстве и авиации.

Любовь к авиационным двигателям и конструкциям летающих аппаратов у Алексея проснулась еще в ранней юности, когда он наблюдал, как его старший брат, авиационный техник по профессии, с удовольствием занимался починкой всякого рода деталей. Совместно со спортивными достижениями интерес к самолетам подтолкнул Леонова к тому, чтобы поступить в школу летчиков, что находилась в центральной Украине, а именно в городе Кременчуг. Однако на этом Алексей Архипович не остановился, и в период с 1955 по 1957 год он получил высшее образование по профессии летчик-истребитель, после чего стал летать в боевых полках.

Благодаря своему упорству, знаниям и физической подготовке в 1960 году, пройдя сложный отборный конкурс, Леонов был зачислен в первый знаменитый отряд космонавтов Советского Союза. По прошествию трехгодовалой подготовки, в ночь с 18 на 19 марта 1965 года Алексей Архипович вместе с Беляевым Павлом впервые совершил полет в открытый космос на корабле «Восход – 2», где он проявил исключительную смелость и мужество. После такого опыта Леонов стал заместителем отряда советских космонавтов, а в период с 1967 по 1970 год взял на себя командование над группой специалистов, работающих по лунной программе.

Великий летчик-космонавт – Леонов Алексей Архипович за всю свою профессиональную деятельность был ни один раз награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Помимо этого, ему было неоднократно присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Болгарии и Республики Вьетнам, а также он стал обладателем многих других медалей и орденов из других стран.

Сегодня Алексей Архипович работает и проживет в городе Москва вместе со своей любимой супругой Светланой Павловной, от которой у него в 1961 и 1967 году родились две дочери – Виктория и Оксана.

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, человек, ставший легендой при жизни. Летчик-космонавт, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.

Именно он первым вышел в открытый космос и оказался один на один с неведомой и необъятной звездной бездной.

Благодаря этому имя Алексея Архиповича Леонова навеки вписано в историю не только отечественной, но и мировой космонавтики.

Детство и зарождение мечты

Алексей Архипович Леонов появился на свет 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Отец Леонов Архип был председателем сельского совета, а мать Леонова. Годы раннего детства пришлись на тяжелый период, когда отец Алексея Леонова был объявлен врагом народа, и от репрессий пострадала вся семья.

Мать с семью детьми были выселены в Кемерово и определены на жительство в барак. Барачное детство с его бытовыми трудностями не отложило мрачный отпечаток в памяти Леонова. Зато он очень хорошо запомнил, как однажды в их бараке появился настоящий летчик в сногсшибательной летной форме, и маленький мальчик ходил за ним как привязанный, очарованный его необычностью.

Может, именно тогда и возникла подспудно мечта стать пилотом. Еще не умевший читать сам, мальчик с удовольствием слушал чтение сестры про известных путешественников, и самой любимой стала книга Ж. Верна «Двадцать тысяч льё под водой». Его герои привлекали и будоражили ум маленького любопытного мальчика. Ему тоже хотелось стать отважным путешественником и жить жизнью полной опасности и приключений.

В 1948 году старшая сестра уехала восстанавливать разрушенный Кенигсберг (теперешний Калининград), а через некоторое время к ней были выписаны и остальные члены семьи Леоновых. Алексей Леонов является Почетным жителем города Калининграда, ведь именно здесь прошло его сознательное детство. Окончательная мечта стать летчиком сформировалась у Леонова после просмотра фильма "Истребители”. Поэтому он после окончания школы поступил в Кременчугское летное училище.

Преддверие космоса

Успешно закончив школу летчиков Леонов поступает в Чугуевское высшее летное училище, где осваивает профессию летчика-истребителя, осуществив свою детскую мечту. Леонов не просто летает на самолетах истребителях, а проводит испытательные полеты. Несколько раз ему приходилось оказываться в так называемых, нештатных, или проще говоря, аварийных ситуациях.

А.Леонов тренировочный процесс фото

Алексей Архипович проявлял силу духа, стойкость и всегда с честью и без потерь самолета выходил из подобных ситуаций. Профессиональные и физические данные Леонова позволили ему участвовать в конкурсе на отбор в отряд космонавтов. Как вспоминает сам Леонов, было заявлено 3000 кандидатов, а требовалось только 20 и он смог войти в это число счастливчиков. Сергей Павлович Королев называл эту двадцатку ‘орёлики”.

После легендарного запуска первого пилотируемого корабля в космос, Королев считал наиважнейшей и приоритетной задачей советской космонавтики выход человека в открытый космос. Для осуществления этой задачи нужна была не только отличная профессиональная подготовка, но и специфические физические данные – подходящий рост и вес. Кандидатура Алексея Леонова подошла идеально для отряда "балахонщиков”. Именно так с легкой руки праотца российской космонавтики Циолковского называли летчиков-космонавтов, которые должны были выйти в специальных скафандрах в открытый космос.

Один над звездной бездной

Этот фантастический полет был совершен в марте 1965 года на космическом корабле "Восход-2". Алексей Архипович Леонов входил в состав экипажа как второй пилот. Командиром являлся П.И. Беляев. Полет длился чуть больше 2-х суток и его основная задача – совершить выход в открытый космос, была осуществлена.

Алексей Леонов в открытом космосе фото

Не смотря на ряд не штатных ситуаций, Леонов покинул шлюзовую камеру и удалился на расстояние пять метров от корабля. В открытом космосе он провел более 12 минут и по его словам " почувствовал себя песчинкой среди необъятной звездной бездны”. Свое состояние и свои ощущения Леонов впоследствии описал в книгах "Пешеход космоса" и "Солнечный ветер".

Рукопожатие России и Америки в космосе

После этого легендарного полета Алексей Леонов некоторое время возглавлял лунную группу космонавтов. В 1973 году его привлекли к еще одному грандиозному проекту – совместному полету советского космического корабля "Салют”, позже замененного на "Союз" и американского "Апполона". Это грандиозное событие произошло в июле 1975 года.

Леонов полностью соответствовал жестким критериям, выдвинутым для такого полета: отлично знал космическую технику и прекрасно умел работать со всеми системами космического корабля, отлично знал английский язык, обладал коммуникабельными навыками в общении, прекрасно владел ситуацией во время нештатных моментов.

Картина Алексея Леонова фото

Впервые в истории была произведена стыковка космических кораблей и переход экипажа одного корабля на другой. Мир был в восторге от этого полета, а Алексей Леонов получил вторую Звезду Героя Советского Союза.

После нелепой смерти первого космонавта Алексей Архипович Леонов стал командиром отряда космонавтов, а в дальнейшем руководителем полетов. Генерал-майора авиации Леонов Алексей Архипович имеет множество отечественных государственных наград. Кроме того он обладатель большого количества зарубежных орденов и медалей, почетный гражданин 30 городов, его именем назван один из лунных кратеров.

Марки А.Леонова фото

Даже после своей отставки он со всей энергией отдается общественной работе и своему любимому увлечению живописью. Им написано более 200 картин на самую различную тематику, он является соавтором серии марок о космосе, написал несколько документальных книг.

    Благодаря Алексею Леонову культовый фильм "Белое солнце пустыни” смог выйти на широкий экран и полюбиться миллионам зрителей. "Опальную” картину, положенную на полку, он, будучи, руководителем полетов, распорядился показывать космонавтам перед стартом. Молва донесла об этих просмотрах Л.И.Брежневу, тогдашнему Генсеку. Брежнев посмотрел фильм, который очень ему понравился и с тех пор "Белое солнце пустыни” успешно демонстрируется на отечественных и мировых экранах.

  • Создал на космическую тему почтовые марки в соавторстве с художником А.Соколовым.
  • Пишет картины, которые можно видеть на выставке.