Методы, формы и виды контроля на уроке. Современные формы диагностики и контроля знаний по русскому языку и литературе

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 План проведения тематического контроля по теме «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы» «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с 20 г. Дата проведения: с по. Цель: Определить состояние работы в детском саду по приобщению дошкольников к чтению детской художественной литературы Проверку проводили: Вопросы контроля Деятельность детей Планирование работы с детьми Создание условий Профессиональное мастерство воспитателей Взаимодействие с семьями воспитанников Методы контроля Наблюдение и анализ НОД по ознакомлению дошкольников с детской художественной литературой; педагогическая диагностика детей по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Приобщение к художественной литературе» Анализ планов воспитательнообразовательной работы с детьми Изучение развивающей предметнопространственной среды Наблюдение, анализ деятельности воспитателя Анализ документации, наглядной информации и совместных мероприятий Анкетирование Содержание контроля Определение наличия знаний у детей: жанров литературных произведений, детских писателей, художников иллюстраторов; умений: внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение, сопереживать героям, инсценировать и драматизировать литературные произведения, выразительно читать стихи, на основе наблюдений и оценки ответов дошкольников в ходе НОД и режимных моментах Заполнение диагностических карт Изучение планирования детской деятельности в течение режимных моментов, системность и последовательность, соответствие возрастным особенностям детей и программным требованиям Оценка развивающей предметнопространственной среды, условий для организации педпроцесса по ознакомлению детей с детской художественной литературой (книжные уголки) Анализ уровня эффективности используемых воспитателем методов и приемов работы с детьми, руководства самостоятельной и театрально-художественной деятельностью детей в ходе НОД и в режимных моментах Взаимодействие с семьями воспитанников по данной теме, наличие совместной деятельности, оформление наглядной информации

2 ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ п/п Оснащение Возрастные группы 1 Книжный уголок (эстетичность оформления, внешний вид книг) 1.1. Размещение и оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг) 1.2. Соответствие содержания возрасту детей и Программе 1.3. Грамотный подбор художественной литературы (разнообразие жанров, несколько книг одного наименования и автора, но разных издательств) 1.4. Иллюстрации, репродукции и открытки по детской художественной литературе 1.5. Материалы о художниках-иллюстраторах 1.6. Портреты детских писателей 1.7. Тематические книжные выставки 1.8. Сменяемость материала 1.9. Наличие книжной мастерской Наличие картотеки книг 2. Наличие атрибутов для с/р игры «Библиотека» (старшая, подготовительная группы) 3. Оборудование для театрализованной деятельности 3.1 Ширма 3.2 Фланелеграф 3.3 Соответствие возрасту видов театра 3.4 Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр 4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) 5. Методическая литература 6. Набор материалов для диагностирования детей 7. Соответствие принципам организации РППС: - насыщенность - трансформируемость - полифункциональность - вариативность - доступность - безопасность 8. Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость)

3 Чтение и знакомство с разными жанрами литературы Воспитание любви и интереса к художественному слову Знакомство с авторами книг и художниками иллюстраторами Работа с материалами книжного уголка (рассматривание и обсуждение книг) Рассматривание иллюстраций, картинок Загадывание загадок, придумывание загадок, рассказов и сказок Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми Починка книг Организация выставок Дидактические игры и с/р игра «Библиотека» Дежурство и поручения в книжном уголке Участие детей в разборе и систематизации книг и картинок Самостоятельная художественно-речевая деятельность Досуг, развлечения Взаимодействие с семьей КАРТА ПРОВЕРКИ ПЛАНА организация работы по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» Возрастные группы Организация работы с детьми в ходе НОД и в режимных моментах Режимные моменты Выводы и рекомендации:

4 Критерии оценки содержания книжных уголков в ходе тематического контроля Цель: Проверить оформление и содержание книжных уголков во всех возрастных группах, стимулировать педагогов к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста. Оснащение Баллы Примечание Младший дошкольный возраст Количество книг 4-5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2-3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3-4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям Наличие нетрадиционных книг(книги-ширмы, книгиигрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом) Наличие набора сюжетных картинок Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д. Наличие набора предметных картинок Наличие постоянного персонажа - «жителя» книжного уголка Использование детских работ в оформлении книжного уголка Средний дошкольный возраст Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения) Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой 3-4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями Наличие наборов предметных, сюжетных картинок Наличие наборов предметных, сюжетных картинок Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям Наличие «Аптечки для книг» Использование детских работ в оформлении книжного уголка Старший дошкольный возраст Наличие книг разных жанров художественной

5 литературы Оформление библиотеки Тематическая выставка книг Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления) Наличие книг-самоделок Наличие журнала интересных дат Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений Наличие наборов открыток Журналы с учетом тендерной принадлежности детей Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр Наличие «Аптечки для книг» Критерии оценки оформления книжных уголков с учетом соответствия требованиям к РППС Рациональное размещение Безопасность Доступность Насыщенность Вариативность (сменяемость) Учет возрастных особенностей Эстетичность ВСЕГО баллов Оценка в баллах: 5 соответствует полностью (отлично) 4 небольшое несоответствие (хорошо) 3 соответствует частично (удовлетворительно) 2 большое несоответствие (требует улучшения) 1 не соответствует (плохо)

6 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ» Уважаемые родители, ваши ответы помогут определить, является ли чтение ячейкой семейного литературного общения. Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто? Проводите ли Вы беседы после чтения? О чем говорите с детьми после чтения? Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось? Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения с другими? Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные стилистические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов? Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг? Имеется ли у ребенка дома место для книг? Имеется ли в доме библиотека? Последняя книга, которую вы купили и когда еѐ купили? Какие газеты и журналы выписываете или покупаете для детей? Какие книги вызывают наибольший интерес у Вашего ребенка? Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам? Рассказывает ли Вам ребенок о прочитанных в детском саду книгах? С вашей точки зрения, семейное чтение - это: - обсуждения прочитанного всей семьей или некоторыми ее членами; - чтение вслух для всех членов семьи; - книги для каждого члена семьи отдельно; - когда все члены семьи заняты чтением. Как Вы считаете, является ли сегодня библиотека центром диалога поколений, ячейкой семейного литературного общения? Если нет, то, что для исправления такого состояния необходимо сделать? Спасибо за ваши искренние ответы!

7 Умеет слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, сказки, стихи, доступные по содержанию. Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играхдраматизациях и кукольных спектаклях. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Узнает знакомые потешки, стихи, считалки, эмоционально реагирует на них. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературнохудожественные произведения. Любит слушать новые стихи, потешки, считалки. Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (второй группы раннего возраста) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

8 Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Узнает знакомые произведения, прослушав отрывки из них. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах. Пытается с выражением читать наизусть потешки, небольшие стихи. Узнает знакомые стихи, потешки, эмоционально реагирует на них. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи. Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (младшей группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

9 Может назвать любимую сказку. Может прочесть наизусть любимое стихотворение, считалку. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него. С интересом рассматривает иллюстрированные издания детских книг. Пытается с выражением читать наизусть небольшие стихи, считалки. Узнает знакомые стихи, сказки, рассказы, эмоционально реагирует на них. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (средней группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

10 Знает 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет жанр литературного произведения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. Узнает знакомые стихи, сказки, рассказы, эмоционально реагирует на них. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, участвует в обсуждении. Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов п/п КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (старшей группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

11 Знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки; называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение по ролям, пересказывает отрывок из сказки, рассказа. Различает жанры литературных произведений. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. Узнает знакомые стихи, сказки, рассказы, эмоционально реагирует на них. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, участвует в обсуждении, высказывает свою точку зрения. Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (подготовительной группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

12 Знание программы, целей и задач своей возрастной группы, Использование методов формирования новых знаний и способов действий Использование методов организации деятельности воспитанников Использование методов контроля и самоконтроля Использование методов формирования личностных результатов (воспитание любви и бережного отношения к книге) Точность и ясность выражения мыслей Образность речи Эмоциональность и интонационная выразительность речи Доступность речи для детей по форме и содержанию Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты Умение проводить диагностическое обследование детей по данному направлению Оборудование книжного уголка в соответствии с принципами организации РППС Подбор иллюстративного материала Подбор детской худ. лит-ры Грамотное устройство и сменяемость выставок Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе Умение привлечь детей к работе по ремонту и оказанию помощи любимым книгам Методически грамотное проведение досугов и развлечений Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Ведение тетради, отражающей данные формы работы Проведение тематических родительских собраний Методическая работа: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах. Карта проверки профессионального мастерства воспитателя по приобщению детей к художественной литературе Ф.И.О. воспитателей ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЕЙ Культура речи Умение правильно организовать воспитателя развивающую предметнопространственную среду Взаимодействие с семьями воспитанников Выводы:


ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна 1. Чтение художественной литературы

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В МБДОУ Д/С «УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по художественно-эстетическому

Методика ознакомления старших дошкольников с художественной литературой для развития речи (консультация для педагогов) Разработчик: Лазарева А.С., старший воспитатель МБДОУ детский сад 462 Дата проведения:

Проект «Сказка в жизни ребёнка» Воспитатель МДОУ «Детский сад 4» Комарова Н.А. Михайлов 2013 Детская сказка необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит,

Педагогический проект «Писатели и поэты - детям!» Руководители: Деткова В.Ю., Участники: дети 3-7 лет воспитатели специалисты родители воспитанников Выдрина Е.А. студенты Архангельского педколледжа Территория:

Развитие творческой и речевой активности детей Консультация к педагогическому совету Старший воспитатель Кожина Р.И. Речь это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5КВ» города Богородицка Краткосрочный творческий проект в подготовительной к школе группе Подготовила воспитатель: Грищенко Валентина Сергеевна

Проект «Книжная страна» Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение

Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение о проекте «Книжная страна»

Тематический контроль Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования

Паспорт описание книжного центра Наименование МБДОУ Место расположения уголка в пространстве МБДОУ Авторы дизайн проекта центра Перечень зон, входящих состав центра Перечень оборудования Муниципальное

Неделя книги «МУДРАЯ ЦАРИЦА КНИГА» План тематической недели с 25 января по 29 января 2016 г. ДО 1-2 Цель: Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных

ПОДГОРНЫХ НИНА ГЕННАДЬЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД 26, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Участники проекта: педагоги, родители и дети младшей группы ГБДОУ д/с 26

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 95» 2015 2016 учебный год Справка по результатам тематического контроля. Тема: «Состояние с детьми по вопросам речевого развития»

Анализ работы экспериментальной площадки МБДОУ 56 за 2015-2016учебный год. В текущем году была выдвинута тема года: Обобщение результатов работы по проблеме развития речи детей в процессе ознакомления

Проект «Любимая сказка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя

Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС ДО Балаева Лариса Юрьевна старший воспитатель I кв. категории МАДОУ 25 «Рябинка» Художественная литература ФГТ ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Краткосрочный проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей дошкольного возраста» Составила воспитатель Шардакова

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Месяц сентябрь октябрь ноябрь Непосредственно-образовательная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида Проект «Мой Пушкин». Знакомство детей 6-7 лет с творчеством Александра Сергеевича Пушкина Воспитатель:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Методы и приемы развития речи детей раннего возраста Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Ольга

1. Наборы картинок для группировки. 2. Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых. 3. Дидактические игры. 4. Картинно-графические схемы для составления рассказов

Тематический контроль в ДОУ П О Д Г О Т О В И Л А С Т А Р Ш И Й В О С П И Т А Т Е Л Ь М Б Д О У Д Е Т С К И Й С А Д 4 1 М И Т И Н А Т. А. Содержание тематического контроля Содержанием тематического контроля

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ» Актуальность темы: Чтение это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Детское чтение это ключ к жизни

Проект средней группы в рамках «Недели книги». Воспитатели: Андрианова В. А. Можарина Н. Ф. Длительность проекта: 1 неделя Цель и задачи проекта: - введение в практику разнообразных форм и методов работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 21 «Звёздочка» Педагогический проект Проект подготовила: Земскова Евгения Николаевна Воспитатель МАДОУ

МБДОУ «Детский сад «Земляничка» п. Саган Нур» Презентация Мини музей проекта «В гости к сказке». «В гости к сказке» Воспитатель Карпова Лариса Валерьевна Проектная деятельность Воспитатель: Карпова Л.В.

1 Пояснительная записка Программа учебного предмета "Литературное чтение" индивидуального обучения на дому составлена для ученика 1 В класса, имеющего НОДА. У учащегося наблюдается слабое развитие моторики,

Презентация проекта «Первые стихи» по произведениям А.Л. Барто 1-2 младшая группа «Кроха» Руководитель проекта Методист: Кудрявцева А.П. Участники проекта: воспитатели группы: Истепанова Ж.А., Алхасова

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МЕДВЕДЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует

Педагогический проект «Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака» Старше-подготовительная группа 3 ГБОУ Лицей 1451 Дошкольное отделение 2 Воспитатель Козлова Н.И. Актуальность проблемы: Современные родители

Информационная карта проекта. Полное название педагогического проекта: «Сказка в гости к нам пришла». Автор проекта: Ларина Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад 69 комбинированного вида. Продолжительность

Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк» МБОУ «Северная СОШ» Проект «Мудрые сказки» для детей второй младшей группы.

Информационная справка по результатам тематической проверки на тему: «Развитие связной речи детей в разных формах и видах детской деятельности». от 30.03.16 года В период 1 по 14 марта 2016 г. на основании

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида 22» ПРОЕКТ на тему «В гостях у сказки» Подготовила: Гусева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 21 «Звёздочка» Педагогический проект «Формирование образности и выразительности речи посредством ознакомления

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад 75» г.о.самара Россия, 443091 г.самара, проспект Кирова, 295 Тел 956-47-48 (факс) 956-48-73 Протокол заседания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Улыбка» с. Вавож Проект в подготовительной к школе группе «Книга лучший друг» Воспитатель: Ворончихина Н.В 2016 год Актуальность проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 33» г. Находка ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО» 2015 Г. ВОСПИТАТЕЛЬ Т.П. ПОЛИЕНКО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС 10 «Золотая рыбка» Нормативный проект «Книголюб» Выполнила: воспитатель Мухаметшина Г. Р. Вид проекта: нормативный Продолжительность проекта:

Проект «Театр для всех» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/сад 12 «Аленушка» Музафарова Т.Е. Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная

Цели и задачи художественноэстетического развития дошкольников (по ФГОС ДО) Содержание художественноэстетического развития Художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового

Проект «Что за прелесть эти сказки!» Разработали: воспитатели старшей группы 10 «Затейники» Яркова В.И. Варванская Е.В. Проект разработан на основе годового учебного плана, в рамках тематической недели

Проект «Моя любимая сказка» Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Паспорт проекта 3. Актуальность 4. Постановка проблемы 5. Цель, задачи проекта 6. Участники проекта 7. Стратегия достижения поставленных

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение

Воспитатель: Средней группы 3: Озерец Мария Владимировна В настоящее время на смену книгам все чаще приходят электронные устройства. Даже маленькие дети предпочитают проводить время за компьютерами, планшетами,

Стихи, ритмическая речь

1.2. «Четвёртый лишний»

1) Эпос, проза, драма, лирика;

2) роман, повесть, лирическое стихотворение, рассказ;

3) загадка, сказка, пословица, повесть;

4) драма, комедия, поэма, трагедия;

5)*ритм, стих, лирика, эпос.

1.3*. Составьте словарную статью «Стихотворение в прозе», используя приведённые ниже слова:

произведение, поэтический, содержание, прозаический, форма, эмоциональность, прозаический, повышенный, короткий.

II. Тема «Песня как малый жанр фольклора»

2.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

III. Тема «Былины»

1. Былина – это…

А) небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как в прозе.

Б) малый жанр фольклора, представляющий собой словесно-музыкальное высказывание

В) словесно - музыкальный песенный эпический жанр русского фольклора

Г) регулярное чередование различных элементов: звуков, слогов, слов

2. Выберите синоним к слову «былина»

Б) ста´рина

3. Какое из перечисленных произведений не является былиной?

А) «Садко»

Б) «Дюк Степанович»

В) «Кот и лиса»

Г) «Добрыня и Змей»

4. Какая из обязательных частей есть у былины и отсутствует у лирической песни?

В) концовка

Г) повтор

5. Садко в былине

А) знаменитый гость

Б) богатый гость

В) храбрый гость

Г) загадочный гость

6*. Какое географическое название отсутствует в былине «Садко»?

А) Волхов

Б) Чернава

В) Онежское

Г) Новгород

IV. Тема «Истоки и вершины» (итоговое повторение)

4.1. Вставьте пропущенное слово.

1. Проблема литературного произведения – это главный …, в нём возникающий.

2. Композиция – это расположение элементов … относительно друг друга.

3. Поэзия и проза – … литературной речи.

4. В былине есть сюжет, поэтому она относится к … произведениям.

5. Описание жизни святых – … .

V. Тема «Лирическое стихотворение».

5.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

5.2. Закончите предложение, определив изобразительно-выразительное средство языка.

1. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ – …

2. Образ, максимально обобщённо выражающий идею какого-либо события или явления – …

3. Художественный приём; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами – …

4. Скрытое сравнение – …

5. Образное определение – …

6. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим – …

5.3. Тест «Стихосложение. Средства художественной изобразительности»

1. Определите стихотворный размер и тип рифмы стихотворного отрывка «Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

А) ямб, женская В) хорей, женская

Б) ямб, мужская Г) хорей, мужская

2. Укажите, каким изобразительно-выразительным средством является выделенное слово в предложении: «Мороз и солнце; день чудесный

В) учитель греческого языка

Г) земский врач

8. Почему весь город боялся Беликова? («Человек в футляре»)

А) он был разбойником

Б) угнетал всех своей осторожностью и мнительностью

В) был строгим градоначальником

Г) был сумасшедшим

VIII. «Тема литературного произведения»

7.1. Тест «Лирика»

1. Какое из стихотворений написано дактилем?

А) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только белые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин «Пороша»)

Б) Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон опутал родину мою… (Рубцов «Звезда полей»)

В) Листья осенние

Где-то во мгле мирозданья

Видели, бедные,

Сон золотой увяданья… (Н. Рубцов «Листья осенние»)

Г) Не возьму я в толк…

Не придумаю…

Отчего же так –

Не возьму я в толк? (А. Кольцов «Косарь»)

2. Определите тему стихотворения «Поэт».

А) тема родины

Б) тема назначения поэта и поэзии

В) тема свободы

Г) тема войны

3. Вставьте пропущенное слово.

сенина «Пороша» - образец … лирики.

А) философской

Б) пейзажной

В) патриотической

Г) гражданской

Ключи к заданиям

1 – 6, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1.

1 – проза, 2 – лирическое стихотворение, 3 – повесть, 4 – поэма, 5 – эпос.

1 – 3, 2- -5, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 4.

1 – 2, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 6, 6 – 3.

I. Тема «Лирический герой».

1. Какое слово связывает стихотворения «Зимний вечер» и «Зимняя дорога», передавая одно из чувств лирического героя?

А) грустный В) печальный

Б) невесёлый Г) тоскливый

2. Какие чувства испытывает лирический герой Д. Байрона в стихотворении «Прометей»?

А) любовь к людям В) любовь к развлечениям

Б) любовь к славе Г) любовь к путешествиям

3. Лирический герой стихотворения М. Лермонтова «Нет, я не Байрон…» сравнивает себя с английским поэтом, чтобы

А) доказать сходство В) противопоставить себя Байрону

Б) утвердить отличие Г) привлечь к себе внимание

II. Тема «Баллада»

1. Баллада – жанр …

А) эпический В) лирический

Б) лиро-эпический Г) сатирический

4. В философской повести-сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис произносит слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Какая проблема произведения спрятана в этой фразе?

А) проблема ответственности В) проблема взаимовыручки

Б) проблема взаимопонимания Г) проблема милосердия

5. Проблема социальной несправедливости и жестокости поднята в стихотворении «Железная дорога». Какие эпитеты помогают понять это?

А) славная осень – усталые силы В) губы бескровные – царь беспощаден

Б) работа народная – государство великое Г) труды роковые – свисток оглушительный

6. Тема повести «Муму»

А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей

Б) противопоставление крепостников и крепостных

В) размышления о необходимости отмены крепостного права

Г) рассказ о жизни крепостного Герасима

7. «Драгоценная пыль». В своих записках литератор писал: « Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли».

Словосочетание «золотая пыль» в этом отрывке – символ …

А) богатства В) красоты

Б) известности Г) творчества

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Тематический контроль «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению»

Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к чтению.

Задачи:


  • изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;

  • выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;

  • определить уровень педагогической компетентности у педагогов и специалистов: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной дитературой;

  • выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;

  • изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;

  • определить перспективы работы по изучаемому направлению.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Оценочный инструментарий:


  • карта анализа образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;

  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;

  • карта предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

  • карта проверки работы с родителями;

  • карта проверки наглядной информации для родителей;

  • план-график проведения тематического контроля.

План-график проведения тематической проверки


Цель

Методы

Содержание

Ответственный

Обследование знаний, умений и навыков детей

Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми.

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе.



Оценка профессиональных умений воспитателей

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями.

Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература»

Старший воспитатель

Создание в группах условий для работы по теме

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе

Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей).

Заведующий Тухбатуллина Старший воспитатель Бочкарева Н.Ю., психолог Корзун А.А., логопед Ризванова Р.Р.

Планирование работы

Анализ планов воспитательно-образовательной работы

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке.

Старший воспитатель

Работа с родителями по данной теме

Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей.

Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе.

Старший воспитатель

Справка по итогам тематического контроля в МБДОУ №22 «Алсу»

Тема: «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01.01.2014 в ТРЕБОВАНИЯХ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ говорится - «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательскойдеятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)». В соответствии с планом работы детского сад на 2014 -2015 учебный год, на основании приказа заведующей № ___ от 31.10.2014г. в целях оценки использования эффективных форм работы по приобщению детей к чтениюкомиссия в составе заведующей Тухбатуллиной .Ф. ., старшего воспитателя Бочкаревой Н.Ю,., логопеда Ризвановой Р.Р., педагога - психолога Корзун А.А. провела тематический контроль по вышеуказанной теме с 17 по 21 ноября 2014г.
С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился анализ и самоанализ книжных уголков, для оценки планирования осуществлялся анализ календарно - тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой, для оценки профессиональных умений воспитателей проводился контроль образовательной деятельности по чтению детям художественных произведений и заучиванию стихотворений; для оценки уровня развития детей проводилась беседа и наблюдение за действиями детей в книжных уголках, для оценки форм взаимодействия с родителями по данной проблеме анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей

Анализ и самоанализ воспитателями предметно -пространственной развивающей образовательной среды в группах показал, чтоВсеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы: в наличии качественные современные книги; в группах имеются самодельные книги, хрестоматии по программе.

В каждой возрастной группе детского сада устроены уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Книги эти иллюстрированы в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Основными целями книжного уголка являются:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок:книги, каталог книг (имеется в каждой группе), видеотеку: фонд видеозаписей (имеется во всех группах), телевизор (имеется в группе №3 и по необходимости берется из кабинета заведующей), видеопроектор (имеется в группах №5,8, в музыкальном зале и кабинете татарского языка), фонотеку:кассеты,диски(имеются в каждой группе), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации (имеется в каждой группе)

В оформлении уголка книги каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголки книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Этим требованиям отвечают все уголки, но особо отличаются группы №8, 12, 5, 13,1. В группах №5,8 материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов и родителей в нетрадиционной технике. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, во всех группах соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги педагоги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах воспитатели дают детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомят с уголком книги, его устройством и назначением, приучают рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя поблизости в запасе имеютсядополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

Также находятся 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок иногда помещают интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке находятся разнообразные альбомы для рассматривания. Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке устраиваются тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой выявлено следующее. В группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом в режимные моменты и как часть образовательной деятельности, интегрируясь с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, в индивидуальной образовательной деятельности

Оценка профессиональных умений воспитателя

Во время тематического контроля проверялись две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

Выразительное чтение воспитателя;

Беседа о прочитанном;

Повторное чтение;

Рассматривание иллюстраций;

Объяснение незнакомых слов.

Была просмотрена образовательная деятельность во вторых младших и средних группах. В младшем дошкольном возрасте педагоги у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Терпеливо и настойчиво воспитатели учат, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже - корешок.

Воспитатели называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте педагоги углубляют работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатели называют жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагоги целенаправленно организуют дошкольников для восприятия произведений, и второе - самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. К сожалению в нашем ДОУ эта форма работы используется педагогами недостаточно.

Практически не используются и доступные для восприятия ребенку старшего дошкольного возраста и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Все это можно использовать, но владея техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо зная гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Особо показательными в вопросе формирования у детей любви к художественной литературе является образовательная деятельность педагогов Куликовой Т.Н., Бикчуриной Л.А., Абдуллиной Л.И., Гирфановой Т.Я., Уткиной Р.У., Егоровой Т.И., Сабитовой З.Р., Булгаковой.,

Все педагоги используют чтение, заучивание наизусть, но формы работы с книгой не разнообразны. можно рекомендовать следующее:

Вечера чтения;

Семейные вечера чтения;

Литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.

Такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистам, а также диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.

Старшему воспитателю оказать помощь в составлении плана самообразования по данной тематике
Оценка уровня развития детей хорошо прослеживается как в специально организованных формах обучения, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки, выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг

Анализ умений практического опыта детей и старшего дошкольного возраста в книжных уголках.. В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в детских садах сейчас осуществляется не воспитательно - образовательный процесс, а только образовательный. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» в этой же статье указаны виды образовательных результатов, которые мы должны получать в результате образовательной деятельности, и которые достигаются дидактическими средствами (содержанием, методиками, методами, приёмами) - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Воспитанники старших и подготовительных групп проявляют большой интерес к книжному уголку. Охотно рассказывают о том, что имеется в уголке. Из беседы и наблюдения за практической деятельностью детей видно, дети старшего дошкольного возраста знают названия произведений, имеющихся в уголках, называют авторов, знают писателей и поэтов, портреты которых помещены в уголке.

Оценка форм взаимодействия с родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по ознакомлению детей с художественной литературой. Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей. Так, при подготовке к педсовету педагогами был сделан акцент на повышение информационной культуры родителей в приобщении детей к чтению. Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники - это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

И так, по результатам и сделанным выводам, комиссия подготовила следующие рекомендации:


  1. Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно


  1. Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.

Срок: постоянно
3. При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники - это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Ответственные:воспитатели групп, специалисты

Простое чтение воспитателя в кругу детей;

Недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

Вечера чтения;

Выставки книг или организацию книжного уголка;

Семейные вечера чтения;

Родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

Праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Срок: постоянно
5.Ежедневно читать детям определенную программой литературу;стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Ответственные:воспитатели групп.

Срок: постоянно
6.Оказать помощь в составлении плана самообразования по данной тематике воспитателям углубленно занимающимся по данной проблеме: Хасановой Л.Н., Гусмановой Г.Г., Хузиахметовой Р.Р.

Срок: до 1.12.2014г.

Ответственный: старший воспитатель Бочкарева Н.Ю.

Справку составила:

Старший воспитатель_______________________Н.Ю. Бочкарева

Цель контроля:

· выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

· формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

· оценка профессиональных умений педагогов;

· разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;

· анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;

· анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 09.12.2015 года по 30.12.2015 года по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.

Цель контроля:

  • выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

  • оценка профессиональных умений педагогов;
  • разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;
  • анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;
  • анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

В соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы.

Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующей федеральный государственный образовательный стандарт для реализации содержания ОО «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Основная задача педагогов ДОУ – привить детям любовь к художественному слову, уважению книге

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • чтение сказки К.Поустовского «Теплый хлеб» - подготовительная группа, воспитатель Матвеева Л.О.
  • чтение художественных произведений Л.Огурцова «Счастливый народ детвора» - старшая группа, воспитатель Вавринюк О.Н.
  • заучивания наизусть стихотворения Н.Найденова «Новый год» - средняя группа, воспитатель Дорман О.П.
  • заучивание отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька» - вторая младшая, воспитатель Филина С.Д.
  • чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - вторая младшая группа, воспитатель Брудер А.И.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» носит эмоциональный, психологический настрой, оригинальность, продолжительность соответствует программным требованиям. Педагоги использовали разнообразные методы, приемы и средства такие как:

  • вопросы к детям по содержанию произведения;
  • словесный метод;
  • практически-наглядный;
  • наглядный показ иллюстраций;
  • показ схем.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию, его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. Для усиления воздействия на эмоциональную сферу детей педагоги использовали прием объединения произведений, принадлежащим к разным видам искусства. Это было чтение в сочетании с музыкой, а так же чтение сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну темы с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ - имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелки, но характерные детали, что так же поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Для реализации ОО «Чтение художественной литературы», педагогами ДОУ выбраны темы по самообразованию:

  • «Воспитание у детей любви к литературе через драматизацию» - Филина С.Д.
  • «Приобщение детей к художественной литературе» - Дорман О.П.
  • «Использование фольклора с целью развития и понимания крымскотатарского языка детьми дошкольного возраста» - Бекироа М.Н.

Для реализации темы проведены следующие мероприятия:

  • сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • сюжетно-ролевая игра «Театр» - средняя группа, Дорман О.П.
  • театрализованное развлечение «Курочка ряба» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • театрализованное музыкальное развлечение «В доброй сказке жили-были» - средняя группа, Дорман О.П.
  • тематическая беседа «Традиции моей семьи» , драматизация сказки «Не ичюн тавукъ ве хораз бир куместе яшайлар?» - старшая разновозрастная с крымскотатарским языком обучения, Бекирова М.Н.
  • выставка «Что любят читать наши дети?» - средняя группа, Дорман О.П.
  • конкурс чтецов «Мои любимые стихи» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • проектная деятельность с детьми: «Книга», «Какие блюда любят в нашей семье» - ДорманО.П., Бекирова М.Н.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественных произведений, педагоги выполняют следующее задачи воспитания:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
  • закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты;
  • поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихотворений, рисовании и других видах деятельности;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному творчеству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Анализируя предметно-пространственную среду по ОО «Чтение художественной литературы», во всех возрастных группах ДОУ, можно сделать выводы, что одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Педагоги выполнили все требования к оформлению книжного уголка это:

  • рациональное размещение в группе;
  • соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей в группе;
  • соответствие интересам детей;
  • востребованность.

Огромной популярностью у детей уединенный уголок в группе для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением. А с педагогической точки зрения, это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыты образными словами и выражениями, красивой литературной речью.

В группах имеются творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений.

Анализ работы с родителями и социумом по данной теме показал следующие

  • экскурсия детей старшей и подготовительной группы воспитатели: Вавринюк О.Н., Бекирова М.Н., Матвеева Л.О. в библиотеку с.Майское;
  • Воспитатели ДОУ провели консультации для родителей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей играет художественная литература. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

  1. Педагоги систематически отображать в уголке книги тематику занятий по художественной литературе (срок – постоянно).
  2. Ежедневно проводить индивидуальную работу с детьми по данному направлению (срок – постоянно)
  3. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с писателями в каждой возрастной группе (на 2016 учебный год).
  4. В родительском уголке поместить памятки по организации просмотра: телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.
  5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) посвящению рождения писателей, поэтов, иллюстраторов книг.
  6. Продолжать углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
  7. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

Справку составил

старший воспитатель ДОУ Попкова И.П.

Заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.