Мифы о луне. Легенда о солнце и луне

Древнеегипетский миф

Богом времени и богом Луны был Тот - наместник бога Ра. Когда Ра спускался на своей ладье по Небесному Нилу к Западным горам и начинал плавание по Подземному Нилу, Тот, приняв облик Луны, отправлялся по его пути по Небу. Медленно и задумчиво вершил он свой круг по небесному пути.

Бог Луны Тот был также богом мудрости и покровителем ученых.

Древнегреческий миф

Селена - дочь титана Гипериона и Тейи - была сестрой Гелиоса. Когда богиня Никто (Ночь) набрасывает на Землю свое черное покрывало, все окутывается непроницаемым мраком. Только звезды, словно испугавшись темной ночи, трепещут и испускают бледный свет. Их много, они усеяли все Небо, но они бессильны прогнать ночной мрак, поглотивший всю Землю. И вот на востоке появляется слабое нежное сияние. Оно понемногу усиливается, словно даль поднебесную охватывает пламя... Через некоторое время на востоке на горизонте начинает подниматься величественная богиня Луны - Селена. Спокойно стоит она в своей золотисто-красной колеснице, которую медленно влекут по небу виторогие быки. От ее желто-золотистых одежд и от лунного серпа над ее челом на заснувшую Землю льется нежный серебристый свет, который прогоняет ночной мрак.

Пройдя свой небесный путь, Селена спускается на колеснице в глубокую пещеру, находящуюся в горах Латум вблизи Карий. Там лежит погрузившийся в вечный сон сын Зевса Эндимион. Селена влюблена в Эндимиона. Она тихо склоняется над ним, гладит его голову, ласкает его лицо и шепчет самые нежные любовные слова. Но Эндимион не чувствует ее ласк. Поэтому Селена всегда грустна и таким же грустным светом освещает по ночам Землю.

Луна всегда повёрнута к нам одной стороной. Обратную сторону удалось увидеть только в 1959 году - с помощью фототелевизионных камер межпланетного аппарата «Луна-3». Существует и третья сторона Луны - тайная. Её невозможно увидеть глазами, но обсуждают её гораздо чаще и яростнее, чем наблюдаемые две.

ПОЛАЯ ЛУНА

После того как в 1610 году Галилео Галилей взглянул на Луну через свой телескоп и увидел там горные хребты, каньоны и прочие объекты, характерные для земной географии, европейская наука единогласно постановила: наш естественный спутник - уменьшенная копия Земли. Астрономы продолжали так считать на протяжении двух с лишним веков, но появление более сильных телескопов убедило учёных: хотя Луна внешне похожа на Землю, на ней нет плотной атмосферы, а пресловутые «моря» - просто области, покрытые более тёмными породами.

Однако надежда найти на Луне «братьев по разуму» всё же сохранялась, ведь никто не мог знать, что творится в её недрах или на невидимой обратной стороне. Одна из наиболее оригинальных теорий утверждала, что природа на Луне живёт циклически. Когда начинается двухнедельный лунный день, замёрзший воздух тает, испаряется, создавая атмосферу, и лунные твари выползают из щелей и трещин, чтобы погреться на солнце. Эту гипотезу, к примеру, обыграл Герберт Уэллс в своём знаменитом романе «Первые люди на Луне» (1901). Согласно другой версии, обратная сторона Луны под приливным воздействием Земли должна быть вогнутой, с большим количеством впадин, благодаря чему там могут сохраняться остатки атмосферы. И этот вариант тоже нашёл отражение в литературе - в трилогии Ежи Жулавски, состоящей из романов «На серебряной планете» (1903), «Победитель» (1910) и «Старая Земля» (1911).

Чем дольше люди наблюдали за Луной, тем яснее становилось, что жизни там нет. Хотя в 1920-е годы ещё писали о том, что в горячих жерлах вулканов, возможно, есть растительность, это уже воспринималось как фантастика: по мнению научного сообщества, на Луне не могло возникнуть ничего сложнее одноклеточных микроорганизмов. Жирную точку в этом вопросе поставил советский межпланетный аппарат «Луна-3», сфотографировавший 7 октября 1959 года обратную сторону Луны. Земляне увидели на фото всё ту же мёртвую поверхность, присыпанную пылью.

Впрочем, среди мечтателей недолго царило уныние. Вскоре очень популярной стала теория полой Луны. С XIX века считалось, что Луна сформировалась из протопланетного вещества вместе с Землёй или откололась от неё позднее. Таким образом, плотность ночного светила должна быть близка к плотности нашей планеты. Однако видимый размер Луны и её расчётная масса указывали на то, что плотность спутника намного меньше - около 60% от земной. В 1962 году доктор Гордон Макдональд из NASA заявил, что есть только одно объяснение аномально низкой плотности: Луна полая! Его поддержал доктор Гарольд Урей, лауреат Нобелевской премии по химии.

За идею уцепились фантасты и уфологи. Они начали писать о том, что внутри Луны должна была развиться жизнь, что там есть цивилизация селенитов и прочее в том же духе. Наиболее известное произведение того времени, в котором популяризируется теория полой Луны, - фантастическая повесть Николая Носова «Незнайка на Луне» (1964–1965).

Но, пожалуй, самую экстравагантную гипотезу предложили журналист Михаил Хвастунов (Васильев) и инженер Александр Щербаков в статье «Луна - искусственный спутник!», опубликованной 10 января 1968 года в газете «Комсомольская правда». В ней они утверждают, что Луна - колоссальный звездолёт, прибывший из глубин космоса, и объясняют этим все странности. Толщина металлических стенок звездолёта достигает нескольких десятков километров, сверху они покрыты специальной теплозащитной обмазкой, а ложи лунных морей - защита, восстановленная после столкновения с массивными метеороидами. Авторы статьи также подсчитали возраст корабля - 40 миллиардов лет, то есть гораздо старше нашей Вселенной! Дескать, строители Луны могли быть ещё и создателями всего нашего мира, фактически богами! Может быть, пришельцы до сих пор покоятся во внутренней полости Луны? А может быть, не покоятся, а вмешиваются в дела нашей цивилизации?..

Теория рухнула под напором фактов. Сначала астрофизики на моделях показали, что существование полой Луны невозможно - гравитационные силы просто разрушат сферу таких размеров, если она сложена из известных нам материалов. А установленные астронавтами американской программы «Аполлон» автоматические сейсмографы подтвердили, что никаких значимых полостей внутри Луны нет, зато есть маленькое ядро - его незначительная масса и объясняет заметное расхождение по средней плотности.

Казалось бы, всё ясно. Но тут любители конспирологических фантазий предложили другую теорию: а кто может подтвердить, что американцы вообще были на Луне?

ЛУНА БЫЛА НАШЕЙ!

Пока американские конспирологи с упорством, достойным лучшего применения, доказывают всему миру, что их соотечественники никогда не летали на Луну, российские кинематографисты дали толчок к рождению новой патриотической легенды.

Среди людей, интересующихся историей космонавтики, давно циркулируют слухи, будто бы ещё до орбитального рейса Юрия Гагарина были набраны отряды космонавтов, а некоторым из прошедших отбор даже удалось совершить «ракетный полёт». Слухи имеют по собой серьёзную почву: действительно, в 1950-е годы советские лётчики-испытатели принимали участие в экспериментальных запусках ракетных самолётов.

Создатели псевдодокументального фильма «Первые на Луне» (2005) решили, что история экспериментальных самолётов выглядит «мелковатой», и предположили, что в 1938 году в Советском Союзе были созданы все условия для запуска космического корабля на Луну. Фильм снят в духе репортажарасследования: зрителю показывают документы, кадры кинохроники, секретные записи, рассказы очевидцев. В целом создаётся впечатление колоссального научно-технического прорыва, обеспечившего драматический полёт и успешную высадку советского офицера на Луну. Жаль, что это всего лишь фантазия...

БУМАЖНАЯ ЛУНА

Первые заявления о том, что полёты американских астронавтов на Луну были инсценировкой, прозвучали ещё в те времена, когда NASA посылало туда одну экспедицию за другой. Но тогда они не вызвали интереса.

Всего в период с 1968 по 1972 годы состоялось девять экспедиций - шесть с высадкой на поверхность и три без высадки. Потом американское правительство заморозило, а чуть позже и окончательно закрыло программу «Аполлон»: главная задача - опередить русских - была достигнута, а каждый новый космический полёт очень дорого обходился налогоплательщикам.

Несмотря на то, что за годы реализации программы «Аполлон» и после её завершения были опубликованы сотни тысяч различных документов, научных статей, популярных книг, документальных фильмов, интервью и мемуаров астронавтов, нашлись люди, которые поставили всё это необъятное множество свидетельств под сомнение. В 1976 году американский писатель Билл Кейсинг выпустил книгу «Мы никогда не были на Луне», в которой доказывал, что все полёты астронавтов программы «Аполлон» сфальсифицированы, а те из учёных и астронавтов, кто выступил против глобального обмана, были устранены. Причины такого поступка неясны, но есть версия, что Кейсинг просто хотел поправить своё финансовое положение. Впрочем, не станем нарушать презумпцию невиновности (к ней мы ещё вернёмся!) и будем считать, что писатель был искренен в своих подозрениях.

Основные претензии Билла Кейсинга сводились к следующему: технология не позволяла отправить человека на Луну; на фотографиях, снятых там, отсутствуют звёзды; фотоплёнка, используемая астронавтами, должна была расплавиться под воздействием солнечных лучей; на самих фото много оптических аномалий; на кинозаписи виден развевающийся флаг, чего не может быть в вакууме; после посадки должен был образоваться кратер, чего не наблюдается.

К теории лунного заговора начали присоединяться и другие конспирологи, среди которых хватало технических специалистов, поэтому она стала обрастать ореолом правдоподобности. Сегодня она выглядит примерно так: американское правительство изначально знало, что не сумеет справиться со сложнейшей задачей отправки пилотов на Луну до конца десятилетия, как завещал президент Джон Ф. Кеннеди, поэтому параллельно с обычной подготовкой запустило проект по созданию фальшивки, в котором приняли участие спецслужбы, агентства, корпорации, астронавты, руководители полётов и целая армия инженеров. Главная роль при этом досталась великому режиссёру Стэнли Кубрику, который и снял в павильонах Голливуда исторические кадры высадки на Луну.

Теория лунного заговора по сей день остаётся на слуху, ведь время идёт и непосредственных участников событий становится всё меньше, а желающих «разоблачать» всё больше. NASA с какого-то момента просто перестало вступать с конспирологами в дискуссию, публиковать опровержения и прочее, потому что вещественных доказательств реальности полёта, включая привезённый астронавтами лунный грунт (который может заказать для исследований любой компетентный специалист) и выложенный в свободный доступ архив документов, более чем достаточно. К примеру, любой, кто хотя бы маломальски знает историю космонавтики, легко ответит, почему не плавилась плёнка в фотокамерах астронавтов. Ровно по той же причине, почему не расплавилась плёнка в советском межпланетном аппарате «Луна-3»: для неё была предусмотрена специальная теплозащита.

Хотя сторонники теории лунного заговора обожают поспорить и поскандалить, не надо давать им возможность увлекаться «нестыковками» (ведь с помощью дилетантских придирок и демагогии можно доказать что угодно). Достаточно напомнить о презумпции невиновности, которая распространяется на любые виды человеческой деятельности. Факт наличия/отсутствия инсценировки должны доказывать не сотрудники NASA (обвиняемая сторона), а сами сторонники теории (обвиняющая сторона), и предъявленные доказательства должны быть не косвенными («нестыковки», дефекты плёнки и прочее), а прямыми и явными: как минимум - подлинные документы, подтверждающие существование проекта инсценировки, как максимум - непосредственная инспекция мест, где высаживались астронавты. Но и по сей день всякая дискуссия о реальности лунных полётов сводится к спорам на форумах.

ЛУННЫЕ МИКРОБЫ

Ещё задолго до того, как «Аполлон» стартовал к Луне, научное сообщество было твёрдо уверено, что лунные условия непригодны для появления и развития даже простейших форм жизни. Тем не менее специалисты NASA настояли на применении специальных мер, которые предотвратили бы возможное проникновение лунных микроорганизмов на Землю. Для этого на территории Центра пилотируемых космических полётов в Хьюстоне была построена Лунная приёмная лаборатория. В ней разместились три зоны: зона экипажа, рассчитанная на изолированное проживание в течение трёх недель; зона для образцов лунного грунта с вакуумными камерами, где образцы хранились и анализировались; административная зона с лабораториями, офисами и залами для конференций. Первые две зоны были отделены от внешнего мира «биологическим барьером». Сразу после посадки в Тихом океане астронавты пересаживались из командного модуля корабля в надувную лодку, надевали костюмы биологической защиты, а затем переходили в герметичный фургон, в котором их доставляют в Хьюстон. Несмотря на эти ухищрения, за всю историю программы «Аполлон» ни одного лунного микроба поймать не удалось.

РУССКАЯ ЛУНА

Во время Второй мировой войны инженеры Третьего рейха сумели породить несколько проектов, которые по тем временам считались фантастикой: тяжёлые баллистические ракеты, крылатые самоуправляемые бомбы, ракетные истребители, электронно-вычислительные машины, урановый реактор для субмарин, летающие дискообразные аппараты. Специалисты войск антигитлеровской коалиции, работавшие после войны с трофейными документами и опытными образцами, были потрясены размахом этих разработок проектов. Казалось, что «сумрачный германский гений» и в самом деле совершил прорыв в будущее. Поэтому почти сразу после войны поползли слухи: если нацисты располагали такой уникальной техникой, то, может быть, некоторые из лидеров Третьего рейха сумели бежать из горящего Берлина на ракетах или дискообразных аппаратах, спрятались в тайном месте и теперь готовят чудовищную армаду для нанесения «удара возмездия»?

Первым эту идею использовал в художественном тексте американский фантаст Роберт Хайнлайн, выпустивший в 1947 году роман «Ракетный корабль “Галилей”» . Сюжет романа нечаянно породил ещё одну конспирологическую теорию: нацисты воспользовались своими передовыми технологиями, чтобы добраться до Луны, земные правительства знают об этом, но тщательно всё скрывают, чтобы не спровоцировать очередную мировую войну. Впоследствии теория стала популярной, обыгрывалась в комиксах, фантастических романах и уфологических книгах. Но самое оригинальное и абсурдное прочтение этой идеи показал финский режиссёр Тимо Вуоренсола в фильме «Железное небо» (2012).

Могло ли подобное произойти в действительности? Разумеется, нет. Несмотря на определённые успехи, гитлеровские инженеры не сумели выйти за рамки известных технологий: ни баллистические ракеты, ни дискообразные летательные аппараты, ни ракетные самолёты не развивали скорости, достаточные для выхода на орбиту Земли, а уж тем более Луны.

В 1990-е годы наконец-то были рассекречены документы, связанные с советской лунной программой. Стали известны названия проектов, появились технические описания ракет-носителей и космических кораблей, начали публиковаться мемуары разработчиков лунной техники. Разумеется, всё это изобилие информации не осталось без внимания конспирологов. Появилась версия, что раскрыта далеко не вся правда о космических проектах СССР, что в действительности советские космонавты дважды пытались высадиться на Луне и дважды потерпели неудачу.

Первую мифическую попытку совершил Юрий Гагарин, отправившийся к Луне на корабле 7К-Л1 («Зонд-4»). 2 марта 1968 года он стартовал с космодрома Байконур, облетел Луну, но что-то пошло не так, и корабль взорвался. Гибель первого космонавта советские власти засекретили, а через двадцать дней, 22 марта, инсценировали его смерть в банальной авиакатастрофе.

В этой истории ложь смешана с правдой - Юрий Гагарин действительно участвовал в запуске «Зонда-4», но как член группы управления полётами. Сразу после старта он отправился с группой офицеров в Евпаторию, где находился Центр дальней космической связи, чтобы следить за работой беспилотного корабля, задачей которого было облететь Луну и вернуться на Землю со второй космической скоростью. Корабль действительно потерял управление и при входе в атмосферу был уничтожен. Юрий Гагарин ещё некоторое время оставался в Евпатории и 9 марта отметил там свой день рождения вместе с друзьями-космонавтами и жителями города.

Вторую мифическую попытку долететь до Луны советские космонавты предприняли в ноябре 1968 года, пытаясь на корабле 7К-Л1 («Зонд-6») опередить запуск американской экспедиции «Аполлон-8». Корабль успешно облетел естественный спутник, но при возвращении спускаемый аппарат разбился. Понятно, что власти скрыли факт присутствия космонавтов на борту и факт их страшной гибели.

Такой запуск состоялся в реальности и прошёл именно так, как описывают конспирологи. Только на борту не было космонавтов - корабль «Зонд» ещё не приспособили для полёта человека.

Главная же проблема конспирологической версии в том, что описанные случаи никак не связаны с гипотетической высадкой космонавтов на Луну. Для неё нужен совсем другой корабль, а также огромная ракета «Н-1», которая, несмотря на четыре запуска, так и не смогла вывести на орбиту полезный груз. Если нет соответствующей ракеты, нет и полёта к Луне. Что, впрочем, не мешает фантазировать на эту тему, как сделали создатели фильма «Аполлон-18» (2011), в котором с большой «достоверностью» показаны и мифическая «военная» экспедиция американских астронавтов, и останки советского космонавта, который всё-таки добрался до Луны, после чего погиб в схватке с местными агрессивными формами жизни.

ЛУНА ДОКТОРА КАЦА

В 1993 году вышла невзрачная брошюра некоего доктора филологических наук Р.С. Каца под названием «История советской фантастики». В книге достаточно детально, с большим количеством ссылок и иллюстраций, излагалась история становления научной фантастики в СССР, причём в центре внимания оказалась лунная тематика. Однако знатоки жанра сразу заметили множество нестыковок и анахронизмов. Более внимательное изучение текста показало: перед нами искусно сделанная мистификация - фантастическая повесть об альтернативном СССР, маскирующаяся под серьёзное исследование. Автором мистификации оказался небезызвестный критик Роман Арбитман (его подробный рассказ об этой книге вы можете прочитать на стр. 32). Хотя замысел мистификатора был раскрыт, повесть пользовалась такой популярностью, что некоторые изложенные в ней «факты» до сих пор используются в псевдодокументальных фильмах, посвящённых «страшным тайнам» Луны. А сам текст выдержал четыре издания.

ЧУЖАЯ ЛУНА

Если вы думаете, что сторонники полой Луны отказались от развития своей теории, то ошибаетесь. Наоборот, она получила новые «факты» в своё подтверждение. Конспирологи задались вопросом: а почему, собственно, США так внезапно прервали полёты на Луну, а СССР не только не попытался «догнать и перегнать», но и засекретил свои лунные проекты на десятилетия? И мгновенно придумали ответ: потому что Луна уже занята - цивилизацией, которая по своей мощи намного превосходит земную.

Предпосылки к возникновению такой теории появились давно. Астрономы времён Галилея замечали странные вспышки на лунной поверхности, но принимали их за извержения вулкана. Когда наблюдения стали достаточно регулярными, появилась нужда в регистрации «кратковременных лунных явлений» (или LTP - от Lunar Transient Phenomena). С 1957 года их заносят в специальный каталог, разделяя на несколько типов: изменение внешнего вида и чёткости изображения деталей рельефа; изменение яркости и резкие вспышки; изменение цвета лунного объекта; появление или исчезновение тёмных пятен; удлинение лунных рогов; аномальные явления во время покрытия звёзд Луной; нестационарные явления во время лунных затмений; движущиеся объекты.

Вот только некоторые из зарегистрированных LTP. В мае 1964 года американские астрономы целый час наблюдали над Морем Спокойствия белое пятно, перемещавшееся со скоростью около 32 км/ч. Любопытно, что оно постепенно уменьшалось в размерах. Несколько позже, в июне, те же наблюдатели зафиксировали пятно, двигавшееся со скоростью около 80 км/ч. В лунную ночь 1966 года английский астроном, разглядывая дно лунного кратера, заметил странные полосы, которые из чёрных превращались в зелёно-коричневые, затем расходились по радиусам, меняли форму, росли и к лунному полудню достигали максимальных размеров. К лунному вечеру они съёживались, блёкли и наконец исчезали вовсе. В сентябре 1967 года канадские астрономы зафиксировали в Море Спокойствия тёмное тело с фиолетовым оттенком по краям, совершавшее в течение десяти секунд движение с запада на восток. Тело исчезло вблизи терминатора (линии, разделяющей освещённую и теневую стороны небесного тела), а через тринадцать минут около кратера, расположенного в районе движения пятна, на долю секунды вспыхнул жёлтый свет. И так далее, и тому подобное...

Некоторым LTP вполне можно найти природное объяснение: выход газов из трещины, последствия тектонической деятельности, падение метеороида. Однако подавляющее большинство остаётся загадкой. Впрочем, у конспирологов уже есть подробные версии произошедшего.

В 2007 году консультанты по научным вопросам Ричард Хогленд и Майк Бара выпустили объёмную книгу «Тёмная миссия. Секретная история NASA», в которой собрали огромное количество «фактов» (включая LTP), которые якобы свидетельствуют о присутствии на Луне могущественной космической цивилизации. Они заявили, что NASA само выдумало теорию лунного заговора, чтобы «отвести глаза» от более важной и сенсационной информации. По мнению авторов книги, ещё в период полётов кораблей «Аполлон» американское правительство вступило в контакт с селенитами и теперь получает от них готовые технологии для достижения тотального превосходства над остальными державами. Поэтому NASA всячески препятствует сбору подлинной информации о Солнечной системе, так что наши знания искажены фальсификаторами.

И вот тут приходится признать: опровергнуть теорию Ричарда Хогленда и Майка Бара невозможно, потому что она основана не на смутных подозрениях, как все предыдущие, а на вере в истинность заведомо фантастического допущения. А вера, как известно, не опровергается научными доводами.

Хорошо известен «эффект большой Луны». Проявляется он в том, что когда Луна находится низко над горизонтом, то выглядит намного большей по размерам, чем в положении около зенита. В действительности видимые размеры Луны не меняются - это иллюзия, которую порождает наш мозг. Конспирологические теории можно считать такой же иллюзией. При внимательном рассмотрении они оказываются плодом воображения, оперирующего мнимыми явлениями и невероятными событиями. Все они без исключения - разновидность фантастики. Не больше, но и не меньше.

Татарская легенда

Когда–то жила на свете девушка по имени Зухра* Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей* Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью* Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием*

Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому* При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку.

Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху.

И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила:

– Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было!

Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду. Так уж она намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер.

На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась.

Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие–то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды.

Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю.

Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло на девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на Луну – она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку...

В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на Луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко.

Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой Луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и Луна, и звезды.

Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал – кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было – будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка.

Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой – шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов...

Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в Луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с Луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры.

Луна в верованиях народов мира

Мифы и легенды - это часть культурного наследия человечества. Продолжая лунную тематику, сегодня я начну рассказывать вам про мифы о Луне , сохранившиеся и дошедшие к нам из глубины веков благодаря народному творчеству.

Жители Междуречья не только сочиняли легенды и мифы, посвящённые Луне, но и разработали лунную меру времени, которая перешла ко многим народам. Лунный календарь используется для определения культовых праздников магометанами и иудеями, христиане вычисляют по нему наступление Пасхи, а представители буддистской религии с фазами Луны связывают рождение и уход в нирвану.
Древние народы Междуречья, таким образом, подошли к Луне более прагматично, хотя это и не исключало мистического восприятия и восторжённого поклонения ей как таинственной и прекрасной богине.
Ей продолжали посвящать стихи, сочинять легенды и предания многие народы. Её переменчивый лик и непостоянство привели к тому, что стало трудно предугадать в каком виде и какой ипостаси предстанет ночная красавица в сказаниях и мифах различных народов.
В Юго-Восточной Азии, например, она отождествлялась с лягушкой, черепахой или рыбой. Изображения этих живых существ на алтарях древних храмов - отголоски поклонения Луне. И лишь знающий может связать их с владычицей ночного неба.

В сибирском шаманизме тоже присутствует "лунный след". Круглый бубен, используемый шаманами при проведении колдовского действа, ни что иное, как лик Луны. У многих народов она считалась покровительницей колдовства, так как она сама - носительница колдовских чар.

Чисто зрительно молодая Луна - Месяц - ассоциировалась с рогами, что привело к отождествлению её с быком.
Везде, где присутствует культ богов, имеющих рога, просматривается поклонение Луне как источник этого культа. Богини - матери - вавилонская Астрата и индийская Парвати - наделены лунными рогами как символом высшей власти и святости. Матерью предстаёт египетская Изида, хранительница тайных знаний, изображавшаяся с лунными рогами на голове.
Соединяя прошлое и будущее - из смерти воскресшая жизнь, она рождает от мёртвого Осириса младенца Гора, олицетворяя собой вечную жизнь.

Луна и древние шумеры

нажмите для увеличения

В шумерских мифах о сотворении мира ночную путешественницу называют "красой небес", "царём богов, коему царство небесное вручено", "небесным кругом". Считалось, что Луна создана велением творца мира, имя которого Мардук. Именно она первой появилась на небосклоне и осветила погруженный во мрак мир. Одна светлая сторона Луны, по замыслу Мардука, олицетворяла собой жизнь, другая - тёмная - стала символом смерти и разрушения. Таким образом, творец с помощью этого светила указал живущим на Земле на конечность всего сущего и на его возрождение после смерти.
Луна, по шумерским легендам, стала божеством Сином, воплощающим в себе бесконечность мира. Каждый из жрецов, внимательно наблюдавший за небом, твёрдо знал завет лунного бога Сина: "Три дня он покоится мёртвый на небесах. Покоится ли он четыре дня? Нет, никогда он не покоится на четвёртый день". Речь шла о периодах "тёмной Луны", когда она исчезала с небес.

Ни у кого не возникало сомнений, что Луна - живое существо, ведь только оно может обладать переменчивостью: рождаться, двигаться, расти, умирать и снова возрождаться. Для древних шумеров это небесное тело было живым божеством, которое наглядно демонстрировало живущим, что смерть - не конец, а начало. Умирая и возрождаясь, Луна давала людям надежду на вечную жизнь. Это вызывало чувство признательности, благодарности и поклонения ей в образе бога Сина. Ему молились, его почитали и одаривали, ибо он был для живущих владыка времени, жизни и смерти, защитник и могущественный покровитель.

Греческие мифы о Луне

В греческих мифах Луна предстаёт в женском облике: это дочь титана Гипериона и Теи, сестра Гелиоса - Солнца. Имя её - Селена. Древние греки считали, что когда угасает день и ему на смену приходит ночь, прекрасная Селена садится в свою величественную колесницу, запряжённую белоснежными быками и неторопливо движется по своим небесным владениям.
Одета она в длинные шафрановые одежды, а во лбу у неё сияет молодой месяц - символ молодости и красоты.
С появлением богини на небесах море шумно вздымало волны и бросалось к берегу навстречу прекраснейшей из прекрасных. Люди, замечая её власть над силами природы, проникались благоговением перед ней. Не было на земле смертного, не испытавшего с появлением богини Селены неясного томления и печали. Чувство тоски и грусти, навеваемые лучами Луны, греки объясняли великой скорбью, поселившейся в сердце Селены от безответной любви к прекрасному юноше Эдимиону.
Жил когда - то юноша Эдимион. Он был столь хорош собою, что сам Зевс взял его за красоту в сонм богов на Олимп. Но красота сослужила ему плохую службу, вызвав в сердце Геры любовь и желание. Зевс заточил его в пещеру и с помощью бога Гипноса обрёк на вечный сон. Селена, случайно бросив лучи под свод пещеры, увидела его прекрасный лик и навек потеряла покой. Но сколько она ни ласкала его, нашептывая слова любви и нежности, сколько ни целовала смежившиеся очи, юноша не мог приподнять веки, ответить на её ласки.
Вот почему всегда печальна Селена. И её тоска столь велика, что порождает грусть и печаль у всего живого на земле.
Воют на Луну собаки и волки, а люди, охваченные непонятным беспокойством и тревогой, не находят себе места и подчас совершают такое, чему потом удивляются с приходом Гелиоса - Солнца.

Мифы о Луне присутствуют в фольклоре практически всех народов и этнических групп, когда - либо населявших нашу планету.

Ученые, изучая кусочки пород, привезенные космонавтами, выяснили, что Луна сформировалась около 4,6 миллиардов лет тому назад, когда одна небольшая планета врезалась в раннюю Землю и распалась на миллионы осколков. Но так ли это на самом деле, и какие еще тайны скрывает лунная поверхность – читайте в данной статье.

Луна – пятый по величине спутник Солнечной системы, второй – по плотности, и единственный спутник нашей планеты. Это ярчайший объект на нашем небе после Солнца, хотя лунная поверхность темная и больше похожа на уголь. Известность данных фактов с древних времен сделала Луну важным культурным объектом для изучения, искусства и мифологии.

Происхождение спутника

Любая теория, объясняющая происхождение Луны, должна объяснить следующие факты:

Низкая плотность Луны показывает, что она не имеет тяжелого железного ядра, как Земля.
На Луне и на Земле абсолютно разные полезные ископаемые.
На Луне нет такой высокой концентрации железа, как на Земле.
На спутнике есть уран 236 и нептуний 237, не встречающиеся на нашей планете.
Относительное содержание изотопов кислорода на Земле и Луне идентичны, что позволяет предположить, что эти две планеты были созданы на одинаковом расстоянии от Солнца.

Учитывая все эти тонкости, ученые выдвигают сегодня три теории формирования Луны. Все эти гипотезы нельзя сбрасывать со счетов.

Теория деления. Эта теория предполагает, что некогда Луна была частью Земли и как-то отделилась от нее в самом начале истории Солнечной системы. Самый популярный вариант места, откуда возникла Луна – бассейн Тихого океана. Эта теория считалась бы возможной, если бы не несколько НО.. Во-первых, в таком случае Земля могла бы отделить Луну от внешних слоев. Во-вторых, на этих двух планетах должны быть одни и те же ископаемые. А это не так.

Теория Захвата.
Данная теория подразумевает, что Луна возникла где-то в другом месте Солнечной планеты и только потом была захвачена гравитационным полем Земли. Это бы позволило объяснить различие химического состава двух планет. Однако на самом деле орбита Земли могла захватить Луну только в том случае, если бы спутник в нужное время на несколько часов замедлил свой ход. Ученые не хотят верить в такую "тонкую настройку”. Да и определенных доказательств этой теории нет.

Теория Конденсата предполагает, что Луна образовалась из конденсата Солнечной системы на орбите Земли. Однако, если это так, спутник должен иметь практически тот же состав, включая и железное ядро. Этого нет.

Существует и еще одна теория, которую ученые принимают сегодня за единственно правильную. Это теория гигантского удара. В середине 1970-х годов ученые предложили новый сценарий формирования Луны. По их мнению, 4,5 миллиардов лет назад в только начинающую свое формирование Землю врезался планетезималь (малая планета) и тут же распался на несколько частей. Из этих-то осколков и образовалась позже Луна.

Как бы там ни было, ученым предстоит проделать огромную работу для полного подтверждения или опровержения той или иной теории. Думается, что займет все это длительное время. Зато уже сейчас представители науки нашли ответ на другой свой вопрос, связанный со спутником Земли. Вот он.

Есть ли на Луне вода?

Три космических спутника подтвердили, что на спутнике есть вода. Она не обнаружена в кратерах или под землей, как предполагалось ранее. Полученные данные показывают, что вода существует в диффузном виде по всей поверхности Луны. Также исследования показали, что на Луне возможно есть цикличность воды – ее молекулы то разрушаются, то возникают вновь.

Это не связано с ледовыми щитами или замороженными озерами: количество воды в данной местности не намного больше, чем в пустыне на Земле. Но все же ее больше, чем предполагалось ранее. Напомним, что Луна считалась сухой после завершения программы Аполлон. Тогда астронавты привезли с собой образцы лунных пород. Лунные породы были проанализированы на наличие воды, и она была обнаружена.

Только ученые в то время посчитали, что вода имеет земное происхождение, так как несколько контейнеров, в которых были породы, просочились. И лишь новые исследования показали, что вода на Луне все-таки есть. По предположению ученых, она может возникать как на самой лунной поверхности, так и в космосе, а потом уже попадать на спутник при помощи комет или солнечного ветра.

У ученых не остается сомнений, что лунная поверхность гораздо влажнее, чем думали ранее. Нет у них сомнений и в другом. А именно то, почему одна сторона Луны не видна с Земли.

Полость одной из сторон Луны – миф или реальность?

Объяснить, почему одна сторона постоянно сокрыта от человеческого глаза на самом деле достаточно просто. Это происходит из-за того что вращение Луны вокруг своей оси совпадает со скоростью вращения вокруг Земли. Если бы скорость его вращения была другой, то мы бы видели обе стороны лунной поверхности. Здесь интересно другое.

В начале 1960-х годов некоторые ученые заявляли, что Луна является полой. Эта вера основывалась на основе данных, что средняя полость спутницы Земли составляет 3,34 г на см в кубе, а Земли – 5,5 г. на см в кубе. Нобелевский химик доктор Гарольд Юрии заявил, что основной причиной пониженной плотности является полость Луны. А Карл Саган сказал: "Естественный спутник не может быть полым объектом”. Неужели Луна – это искусственный спутник?

Скорее всего, нет. Внутри Луна имеет практически ту же структуру, что и Земля, - кору, верхнюю и внутреннюю мантию, расплавленное внешнее ядро и кристаллическое внутреннее ядро. По крайней мере, именно так считает аэрокосмический инженер NASA, изучавший эту планету более 15 лет.

Известные ученые опровергают слухи о полости Луны, хотя, как видно на фото, она далеко не круглая. И сразу же рассуждают на другую тему, волнующую их вот уже на протяжении многих тысячелетий.

Есть ли на Луне жизнь?

Можно сразу сказать, что астронавты, побывавшие на лунной поверхности, считают, что жизнь в привычной для нас форме существовать там не может. Так как для нее нет необходимых условий. Нет атмосферы и, как следствие, воздуха. Нет ни морей, ни рек, ни океанов. Сама вода есть, но она присутствует лишь в виде молекул. Температура колеблется от -260 до +260 градусов. И более половины Луны занимает огромная черная безжизненная пустыня, в которой не смогло бы выжить ни одно живое существо.

Однако здесь тоже есть несовпадение. Если на Луне нет жизни, то почему сами исследователи, вот уже на протяжении многих десятилетий, утверждают, что видели на лунной поверхности странные объекты – пирамиды и башни со стеклянным куполом, необычные движущиеся огни и прочие инопланетные артефакты? А фотографии, сделанные посылаемыми с Земли спутниками, подтверждают их слова?

Правильно ли сравнивать физические свойства Луны и Земли? Ведь жизнь может возникнуть везде. Ведь тот цветок может расцвести там, где казалось бы для его цветения нет никаких условий. Например, в пустыне, где дожди идут очень редко, а жара превышает все мыслимые пределы.

Кстати, если сейчас на Луне все-таки отсутствует жизнь, то есть шанс, что довольно скоро она на ней появится. Ведь уже сейчас многие ученые задумываются о создании там колоний-поселений, в которых смогли бы жить люди. По мнению ученых, это необходимо для более точного изучения нашего ближайшего соседа.

Но не только ученых волнует Луна. С давних времен простые люди связывают с ней свою жизнь. Создав лунный календарь на основе своих наблюдений за лунными циклами, мы стараемся придерживаться его. А сколько мифов и легенд было создано не перечесть. И вот некоторые из них.

Мифы, связанные с Луной

Луна является мощной природной силой. Если ночью выйти из дома, когда на небе светит полная луна, то можно понять, насколько она волшебна и удивительна. Люди в течение длительного времени делают загадочную спутницу Земли центральной фигурой многих своих легенд и мифов, самые популярные из них это:

Чанъэ. Существует китайский миф о женщине, жившей на Луне. Она и ее муж были бессмертными существами до тех пор пока боги не прогневались на плохое поведение и не превратили их в обычных смертных людей, переселив на Землю. Позже они вновь попробовали стать бессмертными при помощи лекарств, но Чанъе стала слишком жадной и приняла больше, чем положено. В результате их полет закончился задолго до Луны, они просто застряла во времени.

Селена/Луна. Эти имена богини Луны в греческой и римской мифологии. В мифах чаще всего она связана с богом солнца, путешествующим по небу в течение целого дня. Селена считается страстной богиней, способной вызватьу людей страстные желания.

Оборотни. Одно из существ, которые мы видим в фильмах и который отображен во многих мифах и легендах, - оборотень. Это существо, конечно, связано с полной луной. Считается, что эти существа имеют человеческое обличье днем, но превращается в волка, как только наступает полнолунье.

Конечно, это далеко не все легенды и мифы, которые связаны с Луной. Это просто маленькие примеры. Ведь, как известно, спутница Земли связано не только с мистическими историями, но и является символом изменений, любви, плодородия, страсти, насилия и желания. Луна преподносит нам много загадок. Сможем ли мы когда-нибудь найти ответы на все имеющиеся вопросы? Как говорится, поживем-увидим.