На каком озере петр построил потешную. История создания русского флота петром i

В литературе, посвященной истории русского флота, неоднократно рассказывается о находке юным Петром в селе Измайлове ботика - «дедушки русского флота» (писалось об этом и в сборнике - ). Гораздо меньше материалов, освещающих создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере близ Переяславля-Залесского.

Река Яуза для плаваний под парусом оказалась узка, ботик в том же году перевезли на Просяной пруд села Измайлова, но и здесь места было мало. «А охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где более воды: то мне объявили Переяславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился, а потом стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать». - Так рассказывал сам Петр I в предисловии к «Морскому уставу».

Переяславское (или Плещеево) озеро в настоящее время занимает площадь около 50 км 2 и имеет глубину до 25 метров, однако, как свидетельствуют краеведы, в те времена и глубина, и площадь его были значительно больше. Здесь было где разгуляться!


Постройка трех яхт и двух малых «потешных» фрегатов - первых кораблей флотилии - началась, очевидно, в конце 1688 г., так как только в августе Петр поселился в одном из местных монастырей. Работы велись всю зиму, без перерыва, с таким расчетом, чтобы к весне корпуса были готовы. Петр сам вытесывал отдельные детали, вникал во все мелочи дела, учился у иноземных корабельных мастеров Бранта и Корта, у русского мастера отделочных работ Герасима Костоусова. Он же был и главным организатором всего цикла судостроительных работ, начиная от заготовки леса.

Зимой Петру неоднократно приходилось выезжать в Москву - женитьба и государственные дела отвлекали его, тем не менее в июне он смог написать матери: «Суды удались все зело хороши», - были полностью готовы первые пять кораблей. Ни названия их, ни размеры нигде не указаны, можно лишь предполагать, что трехмачтовые фрегаты имели не более 60 футов длины по килю, а яхты - не более 35 футов.

Послёдовавшие затем важные события отвлекли Петра от любимого дела на целых два года. Только 29 ноября 1691 г. он смог вернуться в Переяславль и немедленно начал подготовку к расширению масштабов судостроения - постройке большой «потешной» флотилии.


Было выбрано место на южном берегу озера - около села Веськова. Здесь начали строить небольшой дворец для Петра, мастерские для изготовления корпусных деталей, отдельную мачтовую мастерскую, шесть амбаров для хранения материалов, кузницы, сараи, конюшни и другие постройки, включая шесть изб для «работных людей». В течение осени и зимы велась интенсивная заготовка корабельного леса. К Веськову везли дубовые кряжи, доски, паклю, пеньку, канаты, пушки, железо, слюду. В подошве горы начали рыть специальный канал для спуска и вывода в озеро кораблей, а для спуска малых судов - котлован (следы этих сооружений заметны еще и в наши дни).

Ко всем работам широко привлекали местное население. Кроме того, Петр обложил крестьян специальным сбором «про государев обиход»: по особому указу переяславские монастыри собрали с них 734 рубля - по тем временам сумму немалую. Крепостные крестьянки ткали в монастырях полотно для парусов.

Для руководства работами Петр привез из Москвы 16 верных людей; в его отсутствие за старшего всегда оставался Яким Воронин.

В этот период Петр заложил первый сравнительно большой корабль и сам как плотник работал на его постройке. Вместо отдыха в те же дни в особой избе разрабатывал чертежи новых судов.

Его увлеченность новыми делами ярко характеризует такой случай. 8 Россию прибыл новый посланник Персии. На сообщение об этом Петр не обратил никакого внимания. Тогда дядя царя Нарышкин и князь Борис Голицын были вынуждены специально приехать в Переяславль; они едва упросили Петра отправиться в Москву принять дипломата, доказывая, что иначе испортятся отношения между Россией и Персией. Немедленно по окончании церемонии Петр вернулся в Переяславль, успев сделать квартирмейстеру Преображенского полка Луке Хабарову распоряжение переправить на озеро рее мелкие суда, которые были построены в Москве в течение последних двух лет (об их количестве упоминаний нигде нет).

1 мая 1692 года Петр спустил на воду заложенный им корабль. Одновременно иностранные мастера кончали несколько других больших кораблей. Сохранились такие цифры. За зиму 1691-1692 гг. было доставлено к месту постройки 650 сосновых бревен и 4250 тесаных досок толщиной в 2 вершка, 1,5 вершка и 1 вершок.

К лету 1692 г. было построено до 100 единиц - фрегатов, кораблей, яхт, галер (точных цифр нет). И 1 августа этого года стало торжественным днем создания Переяславской военной флотилии, флагманом был самый большой корабль «Марс», имевший до 30 пушек. По окончании церковной церемонии на всех судах подняли паруса и было совершено плавание эскадрой вдоль берега. На торжестве присутствовала вся семья Петра, многие знатные люди из Москвы.

В течение месяца походы следовали один за другим, эскадра отрабатывала различные эволюции. Так, 13 августа Петр провел совместные маневры флотилии с Бутырским полком - с пальбой из пушек и ружей. 18 августа пересекли озеро и из-за штиля застряли на противоположном берегу. Окончание этого похода отметили торжественно: в честь приезда будущего адмирала Франца Лефорта был дан салют из пушек всех кораблей.

В начале сентября гости разъехались, но Петр оставался в Переяславле и руководил дальнейшими работами. Только длительная болезнь заставила его прервать их. Но известно, что сразу же по выздоровлении Петр снова приезжал в Переяславль - был здесь с 27 февраля по 7 апреля, а затем в последний раз плавал по озеру с 4 по 22 мая 1693 г.

Желание увидеть настоящее море и строить еще большие корабли привело молодого Петра в Архангельск, куда он выехал в первых числах июля 1693 г. Естественно, после плаваний по Белому морю возвращаться на озеро не захотелось.

Переяславская флотилия потеряла значение, сыграв роль важного этапа на пути от «потешных» плаваний и пробы сил в славном деле кораблестроения - к планомерному созданию мощного боевого флота и борьбе за овладение морями.

Какова же дальнейшая судьба флотилии? Заботясь о сохранении судов, Петр оставил на озере людей для их охраны и некоторых доделок. Готовясь к Азовскому походу, он сам приехал в Переяславль и отобрал пушки, подходящие для вооружения строящихся в Воронежа кораблей. Известно и о попытке переброски одного из «потешных» кораблей в строй действующего флота. Так, 17 декабря 1697 г. Петр писал из Амстердама Федору Ромодановскому о переводе самого большого корабля, «который Клас делал», в Волгу.

Несколько лет спустя Петр приказал переяславским воеводам учинить «постоянную к судам охрану», а сами суда бережно поставить под навесы, сделать подробную опись. Приказание выполнили в точности, но со временем, надеясь, что государь не будет наведываться, об уходе за судами позабыли. Крыши прогнили, вода заливала суда. Петр все же посетил Переяславль - по пути, отправляясь в Персидский поход. Увидев бедственную картину, он издал строгий указ: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших...»

Из Петербурга приехал корабельный мастер Шелудяков, из монастырей прислали 300 крепостных. Все суда вытащили на левый берег реки Трубеж у самого городского вала и поставили под навесы. Много позже, в 1788 г., большой пожар уничтожил часть города и всю флотилию. Уцелел только один ботик «Фортуна», который находился далеко от пожара, на месте делового двора у села Веськова. В 1803 г. для ботика был построен специальный павильон, в котором он и хранится до наших дней. Теперь это место носит название «Историческая усадьба ботик». Здесь же хранятся и другие экспонаты, имеющие отношение к судостроению тех лет: клепаный котел для варки смолы, якорь, мачты, блоки,. снасти и другие предметы.

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

"И опять мне снится одно и то же:
За моим окном мерно дышит море,
И дрожит весь дом от его ударов,
И стена воды переходит в небо,
И корабль уже здесь, и звучит команда."
(А.Макаревич)

Одним из самых посещаемых мест в Переславле-Залесском является музей-усадьба «Ботик», место строительства "потешной" флотилии Петра I. От города её отделяют 2 км. шоссе. Усадьба стоит на вершине холма «Гремяч». Название это происходит от источника с чистой ключевой водой, который забил у подножия горы благодаря удару молнии.

В конце 17-го века юный государь Пётр облюбовал Плещеево озеро для строительства свой корабельной "потехи", учебной модели будущего русского флота. Россия тогда имела выход только в Белое море. Строительство кораблей началось в 1688-ом году. Тогда верфь располагалась в самом городе на берегу реки Трубеж.

Царь, за неимением в Переславле подходящего дома, жил то в настоятельских покоях Горицкого, то Никитского монастыря. После стрелецкого бунта зимой 1691-го года Пётр с помощниками и корабелами перебрался на более удобное место, чтобы спускать корабли со стапелей прямо на озёрную гладь.

На горе Гремяч были выстроены "потешный дворец", "деловой двор", кузницы и поварни, походная церковь. Во дворце были покои самого царя, царицы Евдокии и царевича Алексея. На "деловом дворе" изготавливались малые суда, а большие строились на лугу близ озера. У берега была устроена пристань, где стояли уже готовые корабли.

К весне 1692-го года было построено около ста больших и малых судов, в том числе 30-ти пушечные фрегаты «Марс» и «Анна». 13-го августа в Переславле состоялись первые в истории России совместные маневры армии и флота.

Конечно, Петру вскоре стало тесно на Плещеевом озере. В мае 1693-го года он последний раз плавал здесь, и затем уехал в Архангельск строить настоящий боевой флот, а его корабли-первенцы остались в Переславле. Но государь всегда помнил о своих трудах юности, и уже потом, спустя много лет, в блеске своей славы он снова приехал сюда.

Вернулся в Переславль Пётр в 1722-ом году, когда ему уже исполнилось 52 года, за три года до смерти. И обнаружил, что флотилия находится в плачевном состоянии. Тогда царь в гневе пишет «Указ воеводам Переславским», вменяющий им в обязанности беречь остатки судов. Ниже мы видим полный текст Указа.

Несколько десятилетий царское распоряжение соблюдалось, но в 1783-ем году случился сильный пожар, уничтоживший большую часть города и петровские корабли. Чудом сохранились те остатки флотилии, которые на стали перевозить в Переславль. Там был и бот «Фортуна», по преданию выстроенный руками самого Петра.

Всё, что осталось от царского дворца и судов, было собрано в большом сарае, построенном веськовскими крестьянами. Эти исторические реликвии послужили основой музея, открытого в 1803-ем году.

Для музея на средства, собранные переславским дворянством, было построено новое здание с четырёхколонным портиком и шпилем. Оно стоит на том самом месте, где когда-то находился петровский дворец.

Это здание называется «Ботный дом». Все предметы, представленные в этом музее, уникальны. Они относятся к далекой эпохе юного Петра I.

Перед входом в музей установлены подлинные кованные якоря конца 17-го века, оставшиеся от больших кораблей флотилии.

В середине 19-го века на территории усадьбы архитектором П.С.Кампиони был воздвигнут обелиск Петру Великому и российскому флоту.

Недалеко был установлен павильон для танцев «Ротонда». Сейчас здесь посетители музея знакомятся с роскошными интерьерами ХVIII века.

Возле павильона работает прокат средневековых костюмов. Любопытно наблюдать, как старательно женщины наряжаются в платья эпохи Петра и позируют профессиональному фотографу.

А мы воспользовались находящейся рядом бесплатной услугой - засунуть рожу в дырку на голове капитана ботика и сфотографировать это самостоятельно.

Также в середине 19-го века в усадьбе построили «Белый дворец» для приёма почётных гостей, среди которых были члены императорской семьи. Сейчас здесь тоже музей.

А в павильоне «Сторожка» никакого музея нет, а просто продаются сувениры.

Центральным экспонатом музея-усадьбы является бот «Фортуна». Это деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Ботик небольшой, рассчитанный на пять пар вёсел.

Этому ботику граф Д.И.Хвостов посвятил вот такие строки:
"А ты, преславнаго отец Российска флота,
Ко плаванью тобой родилася охота,
И первый в сих водах Петром твой взвеян флаг,
Дивятся коему Евксин, Архипелаг."

С вершины горы Гремяч открываются великолепные виды на Плещеево озеро, приозёрную часть Переславля, монастыри, прибрежные сёла и на гостиницу, в которой мы остановились.

Итак, сегодня у нас суббота, 13 мая 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - На каком озере царь Петр I построил Потешную флотилию?

  • Валдай
  • Белое
  • Плещеево
  • Ильмень

Правильный ответ С - Плещеево

В юности Петр тяготел к разным военным игрушкам и хотя и вырос вдали от моря в нем проснулась страсть к мореплаванию, а случилось это после того, как он однажды попробовал прокатиться на боте по реке Яузе. А свой “Потешный флот” Петр Первый построил на озере Плещеево, которое расположено недалеко от Переяславля-Залесского, поэтому правильным будет третий вариант ответа.

Есть в Переславле-Залесском Плещеево озеро. На нём была построена “потешная флотилия” Петра I, ботик (лодка) царя до сих пор хранится в музее. Само озеро – по колено, купаться там невозможно. Однако именно это место считается колыбелью российского флота. История создания Петром I потешной флотилии на Переславском озере
С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России – один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.
В первые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.
Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии» . Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс.
К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке… ” “ и удались все зело хороши” – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу.

Музей-усадьба «Ботик-ПетраI» отличается не только красотой окружающей природы и восхитительным видом на озеро, но и особым историческим статусом.

Плещеево озеро

Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.
Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет:
« …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».



Устав морской. - Санкт-Петербург, 1720 г.

Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.
Возвратившись в Москву, он признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов.
На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.

Письмо Петра Алексеевича матушке Наталье Кириловне из Переславля
"Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающий Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот сажен из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля апреля 20-го дня 1689 г."

Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. Но и это не помогло: едва миновал месяц и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Юный царь писал в своем послании к матушке: «суда удались все зело хороши». Но насладиться плаванием на этих кораблях не удалось: борьба с сестрой Софьей за престол заставила его покинуть Переславль.
К мысли о кораблестроении Петр вернулся лишь глубокой осенью 1691 года. 3 ноября он отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для «потешного двора» выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, церковью Вознесения Господня, деловым, остожным и дровяным двором.

По народному преданию, дворец стоял на двенадцати венцах, состоял из пяти комнат, оконницы в нем были слюдяные, печи изразцовые муравленые. Вход во дворец находился со стороны озера: в него вели три обитые войлоком двери, над центральной размещался двуглавый орел из листового железа.
К потешному двору примыкал деловой двор, состоявший из амбаров и мастерских, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. За ним располагалась кузница и судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска к озеру в холме был прокопан канал.
Петр умел находить удовольствие в труде, работая на переславской верфи корабельным плотником. Вместе с ним азы кораблестроения постигали 16 преображенцев во главе с сержантом Якимом Ворониным.


К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.
1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.
В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.


В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.


К середине XVII века совсем обветшали и постройки петровского времени на холме Гремяч. Оставшиеся от строений предметы и детали судов были собраны в амбаре бывшего делового двора. Среди них в 1802 году владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» - единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.