Натали Роджерс Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств

(р. 09.10.1928 г.) - американский психолог и психотерапевт, автор человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. Дочь . Получила образование в университетах ДеПоу, шт. Индиана (бакалавр, 1948 г.), Брэндейс, шт. Массачусетс (магистр, 1960 г.), Саммит, шт. Луизиана (доктор философии, 1993 г.). С 1974 г. имеет частную психотерапевтическую практику в Калифорнии, работает также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу. В период с 1974 по 1995 гг. руководит различными тренинговыми программами для профессионалов по клиент-центрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человеко-центрированной экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 гг. вместе со своим отцом, К. Роджерсом, была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии. Основные этапы профессионального и личностного становления получили отражение в автобиографической монографии «Возникающая женщина: декада преобразований середины жизни», вышедшей к настоящему времени двумя изданиями (Emerging Woman. A Decade of Midlife Transitions. Personal Press, 1980; 1989) и переведенной на пять языков. В 1984 г. Н. Роджерс основала организацию «Ресурсы творчества и сознания» - кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития. В последствии эта организация была преобразована в Институт человеко-центрированной экспрессивной терапии (г. Санта Роза, шт. Калифорния), в котором Роджерс продолжает работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. Роджерс сочетает преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях шт. Калифорния (Институт трансперсональной психологии, университеты Сан-Франциско, Джона Ф. Кеннеди, Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, в которых центром обсуждения являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации. Терапевтическая система, разработанная Роджерс и в систематическом виде представленная в ее монографии «Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств» (Creative Connection. Expressive Arts as Healing, 1993), представляет собой синтез человеко-центрированного подхода, разработанного К. Роджерсом, с различными методами и техниками арт-терапии. Экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих выражать элементы внутреннего мира человека, актуализировать его творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования. Использование в терапевтическом процессе различных экспрессивных искусств создает особый феномен творческой связи (creative connection), заключающийся во взаимоусилении их терапевтических эффектов. В русском переводе изданы статьи Роджерс в журнале «Вопросы психологии»: «Творчество как усиление себя», 1990; «Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств», 1995.

Натали Роджерс (1928)- американский психолог, психотерапевт, дочь и популяризатор учения одного из лидеров гуманистической психологии Карла Роджерса. Автор концепции «Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия». С 1974 года занимается частной психотерапевтической практикой в Калифорнии, работала в различных медицинских и учебных учреждениях США. В периоде 1974 по 1995 год руководила тренинговыми программами для профессионалов по человекоцентрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами. С этими программами приезжала в 90х годах Россию. В 1975-1980 годах вместе со своим отцом была инициатором и кофасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии.

Н.Роджерс - организатор Института человекоцентрированной экспрессивной терапии (Сайта Роза, штат Калифорния), в котором она работает по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера.

Публикации

  1. + - Предисловие к книге Карла Роджерса «Свобода учиться»

    Я, как и Карл, убеждена, что будущее нашей нации (а в действительности - всей планеты) зависит от сохранения творческой жизненной силы в каждом без исключения ребенке. Как учителя и родители мы держим в руках этот нежный бутон творчества. Его легко смять и погубить. Я часто слышу от моих собственных клиентов и учащихся такие высказывания: «Моему учителю не нравится то, что я пишу, поэтому я перестал писать»; «Я должна была усвоить кучу сведений, никак не касающихся моей жизни, поэтому я просто отключила голову»; «Учительница по ИЗО поставила мне три с минусом, поэтому я бросил занятия рисованием». Нам нужна молодежь, которая может творчески мыслить и действовать, ценит человеческую жизнь, способна принимать обдуманные решения, умеет общаться и вести переговоры, а не только сражаться. Мы как блюстители этих ценностей отвечаем за создание учебной среды, благоприятной для развития свободы и ответственности.

    // Rogers С. Freedom to learn for the 80´s. Columbus - Toronto - London - Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, A Bell & Howell Company, 1983. 312 p.

    Http://www.freeedu.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=566 http://kuroneko-chan.diary.ru/p154803209.htm

  2. + - Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств

    Пробуждение творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического процесса. Таким образом, творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс. Включая творческие искусства в мою терапевтическую практику, я использую термин человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств (person - centered expressive arts therapy). Термин экспрессивная терапия, или терапия на основе экспрессивных искусств обычно обозначает танцевальную терапию, арт-терапию и музыкальную терапию. Эти термины служат также для обозначения использования в терапии дневниковых записей, стихов, воображения, медитации и драматической импровизации. Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности. В главах этой книги я надеюсь побудить вас к тому, чтобы вы обогатили вашу личную и профессиональную жизнь экспрессивными искусствами в том их качестве, которое усилит вашу способность к самопознанию, к культивированию более глубоких отношений с другими людьми, к обогащению ваших методов работы в качестве художника, терапевта и фасилитатора групп.


(09.10.1928, Рочестер, шт. Нью-Йорк) - известный американский психотерапевт, автор человеко-центрированной экспрессивной психотерапии.
Получила образование в университетах ДеПоу, шт.Индиана (степень бакалавра - в 1948), Брэндейс, шт.Массачусетс (степень магистра - в 1960), Саммит, шт.Луизиана (степень доктора философии - в 1993 г.). С 1974 г. имеет частную психотерапевтическую практику в Калифорнии, работает также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу. В период с 1974 по 1995 г. руководит различными тренинговыми программами для профессионалов по клиенто-центрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человеко-центрированной экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 г. вместе со своим отцом К.Роджерсом была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии. Основные этапы профессионального и личностного становления получили отражение в автобиографической монографии "Возникающая женщина: декада преобразований середины жизни", вышедшей к настоящему времени двумя изданиями (1980, 1989) и переведенной на пять языков.
В 1984 г. Н.Роджерс основала организацию "Ресурсы творчества и сознания" - кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития. В последствии данная организация была преобразована в Институт человеко-центрированной экспрессивной терапии (г.Санта Роза, шт. Калифорния), в котором Н.Роджерс продолжает работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. Н.Роджерс сочетает преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях шт.Калифорния (Институт трансперсональной психологии, Университет Сан-Франциско, Университет Джона Ф.Кеннеди, Университет Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, центром обсуждения в которых являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации.
Терапевтическая система, разработанная Н.Роджерс и в систематическом виде представленная в ее монографии "Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств" (1993), представляет собой синтез человеко-центрированного подхода, разработанного К.Роджерсом, с различными методами и техниками арт-терапии. Экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих выражать элементы внутреннего мира человека, актуализировать его творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования. Использование в терапевтическом процессе различных экспрессивных искусств создает особый феномен "творческой связи" (creative connection), заключающийся во взаимоусилении их терапевтических эффектов.

(См., также: арт-терапия; психотерапия; человеко-центрированный подход).

    Литература:
  • Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990, N 1;
  • Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995, N 1;
  • Emerging Woman. A Decade of Midlife Transitions. Santa Rosa, CA: Personal Press, 1980, 1989;
  • Creative Connection. Expressive Arts as Healing. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books Inc., 1993.

А.Б.Орлов

  • Гурджиев (Gurdjieff) Георгий Иванович (1877 - 1949) - психолог, философ, учитель и мистик, автор учения о "четвертом пути" внутренней реализации человека.

Получила образование в университетах ДеПоу, шт.Индиана (степень бакалавра - в 1948), Брэндейс, шт.Массачусетс (степень магистра - в 1960), Саммит, шт.Луизиана (степень доктора философии - в 1993 г.). С 1974 г. имеет частную психотерапевтическую практику в Калифорнии, работает также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу. В период с 1974 по 1995 г. руководит различными тренинговыми программами для профессионалов по клиенто-центрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человеко-центрированной экспрессивной терапии.

С 1975 по 1980 г. вместе со своим отцом К.Роджерсом была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии. Основные этапы профессионального и личностного становления получили отражение в автобиографической монографии "Возникающая женщина: декада преобразований середины жизни", вышедшей к настоящему времени двумя изданиями (1980, 1989) и переведенной на пять языков.

В 1984 г. Н.Роджерс основала организацию "Ресурсы творчества и сознания" - кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития. В последствии данная организация была преобразована в Институт человеко-центрированной экспрессивной терапии (г.Санта Роза, шт. Калифорния), в котором Н.Роджерс продолжает работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии.

Н.Роджерс сочетает преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях шт.Калифорния (Институт трансперсональной психологии, Университет Сан-Франциско, Университет Джона Ф.Кеннеди, Университет Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, центром обсуждения в которых являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации.

Терапевтическая система, разработанная Н.Роджерс и представленная в ее монографии "Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств" (1993), представляет собой синтез человеко-центрированного подхода, разработанного К.Роджерсом, с различными методами и техниками арт-терапии. Экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих выражать элементы внутреннего мира человека, актуализировать его творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования. Использование в терапевтическом процессе различных экспрессивных искусств создает особый феномен "творческой связи" (creative connection), заключающийся во взаимоусилении их терапевтических эффектов.

Натали Роджерс издала книгу: Творческая связь / Creative connection, где во второй главе описала преграды для творчества:

«Внутренний критик , по-видимому, сидит на плече каждого из нас. Я с трудом вспоминаю время, когда создавала картину, или писала статью, или танцевала и при этом не оценивала себя каким-либо образом: «Я это делаю хорошо или ужасно?» Большинство людей, по-видимому, постоянно проходят через этот же процесс размышления. Когда мы были маленькими детьми (до того, как пошли в школу), мы были способны творить без какого-либо беспокойства относительно «правильности», «красоты», «хорошести» или «плохости» того, что у нас получалось. Мы просто были вовлечены в исследование и экспериментирование. Мы инкорпорировали критика по многим причинам: чтобы проводить эстетическое различение, чтобы он оказывал помощь на пути к достижению цели или чтобы быть полезными людьми в обществе. Однако внутренний критик не полезен, когда он привносит в нашу жизнь стыд, смущение или страх. Это мешает нам быть творческими.

Мы можем договориться с внутренним критиком, чтобы он не подавлял наши чувства и действия. Один из способов отпустить этого строгого судью - всего лишь заметить его и попросить пройти мимо: «О, я чувствую, что меня оценивают. Я могу продолжить быть требовательным к себе или вернуться к делу». Размышления подобного рода позволяют внутреннему критику быть частью нашей жизни, но не позволяют ему препятствовать нашей способности действовать. Или мы можем сказать себе: «Мистер Критик, Вы можете быть полезны в этом деле позже, не сейчас».

Мы нуждаемся в одобрении, и это может препятствовать творчеству. «Понравится ли кому-нибудь моя скульптура?», «Что люди подумают обо мне, если я стану танцевать и окажусь неуклюжим?», «Если кто-нибудь услышит, как фальшиво я пою, они захотят, чтобы я замолчал». Мы задаём основополагающий вопрос: «Полюбит ли меня кто-нибудь, если я буду полностью самим собой?» Все мы нуждаемся в любви и признании. Однако ключ, открывающий источник нашей творческой энергии, состоит в том, чтобы обнаружить глубочайшее ощущение принятия в самих себе. Если мы отдадим средоточие этой мудрости в руки других людей, мы низведём себя до жизни, суть которой будет состоять в том, чтобы понравиться другим. Женщины отчасти знают, насколько разрушительным это может быть.

Моё поколение женщин было призвано обслуживать своих мужей и детей. Такая жизнь привела к тому, что многие из нас потеряли ощущение самих себя. С другой стороны, Мать Тереза , которая служила людям в самом высоком смысле этого слова, не старалась понравиться кому бы то ни было. Наша культура также делает большой упор на логические, линейные, высокотехнологичные и маскулинные качества, так что многие мужчины научаются отрицать свое эстетическое, образное, чувствующее и играющее Я. Выражение чувства через танец и цвет кажется им дурачеством. Чтобы полностью раскрыть свои творческие способности, необходимо победить жесткого внутреннего критика и научиться самоодобрению.

Один участник человекоцентрированной экспрессивной программы писал так:

«Как мужчина я получал самоуважение в основном через достижения, свершения, соревнования, контроль, доминирование, рациональность, покорение и, что особенно важно, через подавление всех чувств. В терапии посредством экспрессивных искусств мне была дана возможность приобрести самоуважение через принятие моего выразительного, эмоционального, духовного, сострадательного аспекта: той моей части, которую я считал своей «феминной» стороной и потому неприемлемой для своей маскулинной идентичности. [...] Там была атмосфера доверия, я знал, что не соревнуюсь с другими, что мои рисунки, движения и игра не оценивались, - это способствовало тому, чтобы я мог обратиться внутрь самого себя и вступить в контакт с чувствами. Я мог быть ранимым и открытым без риска подвергнуться осмеянию. [...] Рискуя выразить себя, я сломал старые устои, представления о том, что мужчина не должен вести себя по-детски или по-женски или так, чтобы казаться дурашливым».

Творческий процесс, как он переживается в экспрессивном искусстве, - это путь к самораскрытию, самоуважению, доверию к себе. Мужчина, написавший процитированные строки, открыл возможность сделать себя сильнее посредством понимания и признания своей нежной составляющей, своих переживаний и чувств. Становление нашего собственного и лучшего источника признания может занять некоторое время. Вы можете тренироваться в том, чтобы уделять внимание той части себя, которая нуждается в одобрении, тонко понимать и принимать её, но не позволять ей доминировать в Вашем поведении.

Полезным утверждением может служить такое: «Я сознаю, что мне хотелось бы, чтобы кто-нибудь сказал, что у меня всё идет хорошо. Я могу оказать себе такого рода поддержку прямо сейчас». Ваша потребность в любви и одобрении законна. Но эта потребность - коварный неуловимый маленький эльф. Чем больше Вы желаете любви и одобрения, тем меньше Вы, как Вам кажется, их получаете. Это никогда не казалось мне справедливым, но жизненный опыт говорил, что когда я больше всего нуждаюсь в любви и одобрении, я не получаю их. Когда же я люблю или любима, они приходят ко мне. Если мы будем аутентичными или верными своему высшему Я, то встанем на прямой путь к обретению искренней любви и одобрения.

Страх неудачи - другая преграда к тому, чтобы позволить себе быть всецело творческим. Вообще, что такое провал? Школьная система оценивает каждый наш шаг, и ощущение себя, таким образом, может смешаться с ощущением неуспеха. Мне повезло учиться в школе, где применялась прогрессивная система обучения, где меня никогда не оценивали до поступления в колледж. Вместо этого учителя давали нам подсказки, как улучшить свои результаты. Эти сообщения никогда не внушали мне ощущения неуспеха. Напротив, они всегда включали что-то хорошее, что было гораздо более мотивирующим, чем негативные оценки. Что такое неуспех? «Я сделал это неправильно», «Я нехороший», «Я сделал большую ошибку». В творческом процессе (как и в жизни) все эти утверждения непригодны. Более полезные установки можно сформулировать так: «Что я могу вынести для себя из этой ситуации?», «Что может мне больше понравиться в этом деле или его результате?» Если я вижу людей, сражающихся со своими произведениями или чувствующих смущение при танце, то как терапевт или фасилитатор в группе я говорю: «Нет ничего правильного или неправильного в том, что вы делаете». И я вижу, как спадает их физическое напряжение. Другое препятствие в использовании нашего творческого потенциала, - это страх неизвестного: якобы там, внутри, мы обнаружим чудовищ и демонов. Часто встает вопрос: «Что будет, если я прикоснусь к источнику моей самой сильной боли?» Чтобы скрывать этих демонов, требуется большое количество энергии; и чем дольше они пребывают в заточении, тем больше они становятся.

Принятие таких чувств как части человеческого существа на самом деле делает из них союзников. Чудовище страха может быть трансформировано в сострадание. Злобное, жестокое существо, живущее в каждом из нас, может стать энергией для творчества и позитивного действия. Например, если долгое время скрывать негодование по отношению к деловому партнеру, то это истощит Вашу энергию. Если хранить эту злобу в секрете, сдерживать её, то это неизбежно будет иметь пагубные последствия для вашего тела, разума и духа. Если Вы выражаете эти чувства через цвет и танец и пишете о них в своём дневнике, Вы высвобождаете вулканический аспект этой энергии и приходите к новому пониманию себя в отношениях со своим партнером. Это открывает путь для соответствующего общения. Использование экспрессивных искусств в поддерживающей, принимающей среде очень помогает в преодолении преград к творчеству.

Вот некоторые комментарии участников человекоцентрированной экспрессивной психотерапевтической программы: «Я чувствую, как будто с меня сняли крышку и под ней в изобилии обнаружились творчество и переживания; творчество - это часть меня, и она дает мне столько энергии!» и «Я обнаружил важность несерьезной, игровой установки для того, чтобы вновь открыть в себе свои серьёзные стороны и ощутить новые перспективы».

Создание безопасной среды - не волшебство. Это навык, которому можно научиться. Люди, которые пребывают в такой среде, не думают: «Мы создали это сообщество собственной безопасности». Реально, большую часть этого они и делают сами, но всё же необходим искусный фасилитатор, чтобы установить сцену, на которой будет развиваться действо такого рода».

Натали Роджерс, Фасилитация творчества, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 6, с. 70-73.