Необыкновенные лунные улицы.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Г. Граник.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Знаки препинания не зря называют музыкой языка: они помогают нам произносить фразы с нужной интонацией, делать правильные паузы. Но этого мало. Во многих случаях именно пунктуация помогает нам понять смысл фразы и текста в целом. Например, многоточие заставляет нас остановиться и задуматься, а тире придает мысли динамичность.
Важны для понимания и знаки конца предложения. Например, в тексте Каверина в предложении 17 на конце стоит восклицательный знак. Это предложение очень экспрессивное, эмоциональное, благодаря знаку, мы понимаем, что мальчику и в самом деле стоило большого труда разобраться в научной книге.
Имеет большое значение и такой знак препинания, как кавычки. Они позволяют выделить фразу как чужую, возможно, повествователь с ней даже не согласен. К примеру, такую функцию кавычки выполняют в предложении 27. Герой романа не согласен с тем, что авиация - это всего лишь его «новое увлечение» - он считает, что это дело его жизни.
Значит, пунктуация важна и для понимания смысла текста.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «-Примут, - решительно отвечал я».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мальчик сам себе твердо сказал, что его примут в летную школу. Казалось бы, почему он так уверен в этом? А причина в том, что герой чувствует: авиация - дело его жизни.
Мальчик относится к своей мечте серьезно, поэтому скрывает ее от окружающих. Он говорит, что хранил все в тайне, потому что не хотел, чтобы о нем думали, что у него «новое увлечение». Ему казалось, что решение принято им много лет назад, когда он однажды увидел в небе самолет.
Герой произведения делает все для того, чтобы его мечта осуществилась: он делает специальную гимнастику, закаливается, следит за здоровьем, изучает необходимую литературу. В тексте говорится, что он досконально изучил мотор самолета, а ведь это было нелегко.
Я думаю, мальчик не зря уверен, что поступит в летную школу: его воля и целеустремленность помогут ему.

15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Самовоспитание - это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители - он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик - Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.

Русский писатель ХХ века Каверин В.А. поднимает проблему самовоспитания.

От лица рассказчика сообщается о молодом человеке, который хотел стать лётчиком. Началось это ещё тогда, когда он с другом в саду наблюдал за звездами и самолётом. Рассказчик увлёкся подвигом полярного путешественника Амундсена, читал теоретические сведения о самолётостроении, закалял себя физически.

Это было не просто новым увлечением. Это больше походило на осознанный выбор.

Позиция рассказчика выражена эмоционально. Ощущение достоверности того, что происходило с рассказчиком, подтверждается фамилиями и именами путешественников, фамилиями людей, по системе которых рассказчик укреплял своё физическое состояние. Ощущение неуверенности рассказчика в физическом самосовершенствовании выражено с помощью анафоры и вопросительно-ответной формой предложений. Уверенность в том, что самовоспитание результативно, передано в предложении 45. Это состояние души передаётся и читателю.

Полезный материал по теме

  • Рассуждение по тексту Г. Смирнова (Помню, еще в 60-е годы, когда слушал я о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства...)

Самовоспитание помогает постепенно перейти от увлечения к призванию и придаёт чёткую направленность выбору профессии.

Самовоспитание помогло Демосфену стать известным оратором. Он не отличался громким голосом, отличной дикцией и выразительными жестами. Чтобы развить силу голоса, он упражнялся на берегу моря. Чтобы не картавить, он брал камешки в рот. Чтобы жесты и мимика соответствовали настоящему оратору, он тренировался перед зеркалом. И добился результата: удивил слушателей своей речью. Эта история самовоспитания древнегреческого оратора останется поучительной на все времена.

Анализировал своё поведение, задумывался над своим характером герой повести Л.Н.Толстого «Юность» Николай Иртеньев. Самовоспитание он начал с того, что расписал свои обязанности на год, разделив их на три разновидности: к самому себе, к ближним и к Богу, и назвал их «Правила жизни». Иртеньев часто размышляет о бессмертии, одиночестве, счастье.

Заканчивая сочинение, я задумалась над народной мудростью о самовоспитании: « Родители дали тебе жизнь - волю воспитай сам». Не хотелось бы оставлять без внимания и высказывание педагога В.А.Сухомлинского, который говорил, что если человек сам себя не воспитывает, то его никто не сможет воспитать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

СОЧИНЕНИЕ-
РАССУЖДЕНИЕ
«Самовоспитание»
Подготовила: Форат Е.А.

ТЕКСТ
 Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в
голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен
добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С
каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной
снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками,
которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте
он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не
хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные
вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в
этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных
путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых
полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу.
(9)На первой странице этой книги было записано:
«»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», -
говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен
об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я
мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном,
за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в
моём распоряжении находился самолёт, нужно было
заняться его устройством.

)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено -
исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения».
(17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял,
я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт.
(20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его
новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять
пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём
летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе
считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о
моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это
было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил
сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с
Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом,
и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый,
похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака
и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне
только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился
мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда
я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои
мысли.

 Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе
Анохина и холодное обтирание по системе
Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал:
«(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза,
уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я
здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он
не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А
вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь?
(42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний
год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.
 (По В.А. Каверину)
 *ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные
варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько.
– М.: Издательство «Национальное
образование», 2017.

ЗАДАНИЕ:
 15.3 Как Вы понимаете значение
слова САМОВОСПИТАНИЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему:
«Что такое самовоспитание?», взяв в
качестве тезиса данное Вами
определение.

САМОВОСПИТАНИЕ-
ЭТО…
 Самовоспитание - это сознательное
отношение к собственной жизни,
своим мыслям и планам и прежде
всего - к собственным действиям.
 Самовоспитание – это
систематическая и сознательная
деятельность человека, направленной
на саморазвитие, на формирование
базовой культуры личности.
Самовоспитание - это сознательная,
целенаправленная самостоятельная
деятельность, ведущая к возможно
более полной реализации, развитию и
совершенствованию личности

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ
ВЫВОДА
 Самовоспитание призвано укрепить и
развить способность к добросовестному
выполнению обязательств, как личных, так
и основанных на требованиях коллектива,
формировать моральные чувства,
необходимые привычки поведение,
волевые качества.

АРГУМЕНТ
 Народные былины и сказки в саморазвитии
Отличный пример самовоспитания из
художественной литературы – русские
народные сказки и былины. Их главные
герои стремятся к саморазвитию,
стараются менять себя в лучшую сторону.
В сказках всегда добро одерживает победу
над злом, что демонстрирует важность
развития в себе следующих качеств:
доброты, сострадания, порядочности,
честности. Патриотизм героев былин –
отличный пример для воспитания
подрастающего поколения.

АРГУМЕНТ
 Согласно народной мудрости, «век
живи - век учись», работать над собой
можно на протяжении всей своей
жизни. Благодаря самовоспитанию
можно вырабатывать такие
личностные качества, как мужество,
терпение, уверенность в себе,
настойчивость.

АРГУМЕНТ
 В литературе примеры
самосовершенствования героев можно
найти сплошь и рядом. Русский
полководец Александр Суворов имел
слабое здоровье, скромное родовое
поместье, и в качестве перспективы
мог рассматривать только звание
статского советника. Но, работая над
собой, больной Сашенька превратился
в величайшего полководца, который
отвечал за судьбу великой России

РАЗМИНКА

АРГУМЕНТ
В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал
важность самовоспитания в литературе. Примеры, о
которых он упоминал, в первую очередь касаются
самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в
дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о
способах работы над собой. Ему удалось преодолеть
такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в
карты. Вся жизнь Толстого – прекрасный пример
нравственного развития и совершенствования. Он стал
настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека,
его внутреннюю силу, возможности. О личности можно
судить по определенным признакам, таким как:
Сформированность определенных социальных качеств
(сюда можно отнести достоинство, ответственность,
твердость убеждений, общественную активность,
индивидуальность). Уровень психического развития,
позволяющий управлять своей деятельностью и
поведением.

 Коко до Шанель
 Кино о сильной духом женщине, известной всем законодательнице моды Коко Шанель.
Почему-то так сложилось, что у всех известных личностей тяжелое детство. Наверное,
именно это их и закаляет. Не исключение и Шанель. Она росла в приюте, отец ее не
навещал. Только своим талантом и волей случая она вышла в свет и стала известным
модельером. Кто сегодня не знает знаменитое черное платьице?! Она изменила мир. И это
доказывает, что каждый из нас способен сделать то же самое.
 Социальная сеть
 Сегодня в списке большинство биографических фильмов. Ведь достижения реальных людей
показывают, что каждый из нас может быть на их месте. Это кино о легендарном Марке
Цукерберге. Кинолента рассказывает о молодости программиста и о создании социальной
сети Facebook. Удивительно, как один человек смог создать целую империю в сети. На его
примере можно увидеть, почему стоит начинать собственное дело, чего не нужно бояться и
как стать самым молодым миллиардером в мире.
 10 шагов к успеху
 Фильм с Морганом Фриманом не может быть плохим. В нем он сыграл актера в возрасте,
который был популярен, а сейчас его одолел страх провала. Он отказывается от
перспективных проектов, потому что боится не понравиться зрителю. Но все меняет молодая
и задорная девушка, встреча с которой развеивает все сомнения. Они помогают друг другу в
борьбе с проблемами. Многие из нас бояться того же, что и главный герой. Эта кинолента –
отличная мотивация для творческих и публичных людей. Основная мысль: нельзя
закрываться в себе и бояться быть непонятым.
АРГУМЕНТ(ФИЛЬМ)
 6.Все еще, Элис
 Драматическая лента о женщине-лингвисте, заболевшей болезнью Альцгеймера. Она –
любящая мать и жена, начинает забывать сначала слова, а потом родных людей. В картине
показано, как сложно, когда на глазах угасает родной человек. Но Элис не отчаивается, она
живет сегодняшним днем. Фильм показывает, какими мелочными могут казаться проблемы
на работе или дома, когда может быть все гораздо серьезнее. Нужно жить одним моментом,
не терять в жизни ни секунды и успеть сделать все, о чем мечтаешь.

АРГУМЕНТ(ФИЛЬМ)
 7.Легенда №17
 Один из лучших российских фильмов. В основе лежит реальная история Валерия Харламова –
хоккеиста сборной СССР. Именно благодаря ему советская команда победила канадцев.
После этого он стал звездой, легендой. Всем своим успехом он обязан великому тренеру
Анатолию Тарасову. Это поистине мужской фильм о спорте. О том, что не бывает побед без
поражений, а славы без упорства. Для меня это мощнейшая мотивация, ввиду того что, так
уж совпало - я тезка по имени и фамилии этого великого человека.
 8.Побег из Шоушенка
 Не знаю человека, который не видел этот фильм. Но если это вы – откладывайте все и
спешите смотреть. Кино, бьющее все ТОП-100. О силе воли, вере в будущее и ежедневном
упрямстве. История о банкире Энди, попавшем в тюрьму, где царят ужасные законы. Он не
хочет с этим бороться и строит план побега, на который тратит ни один год. В результате он
ломает систему, при этом оставаясь человеком, способным на добро. Это фильм-легенда. Он
показывает нам, что люди способны меняться, что нет непосильной нам ноши и все рано или
поздно возвращается на место.
 9.Шеф
 Эксцентричный и задорный фильм о молодом поваре со свежими идеями и огромным
талантом. Он попадает под руководство звездного шеф-повара, но не хочет подчиняться ему
и пытается творить свою историю. Победив все невзгоды и разногласия, он достигает успеха
и становится настоящим королем кухни. Это легкий фильм с большой долей комизма. После
его просмотра хочется жить, работать и, конечно же, кушать!
 10.Жизнь как дом
 История о Джордже Монро, который узнает, что скоро умрет и решает исправить все свои
ошибки. У него ужасные отношения с семьей, он хочет наладить контакт и наверстать
упущенное. Фильм очень трогательный и поучающий. Учит нас ценить момент и не
откладывать дела на завтра, а также помнить о родных, не забывать звонить им.
Неправильно думать, что на исправление ошибок еще есть время, ведь неожиданно его
может не стать.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
 На мой взгляд, самовоспитание – это формирование личности с
помощью воли и желания самого человека. Для того чтобы достичь
заветной цели, чаще всего необходимо серьёзно поработать над собой.
Путь самовоспитания очень сложен, но только он ведёт к исполнению
мечты.
 В тексте В.А.Каверина рассказывается о герое, увлечённом авиацией.
Рассказчик понимает, что для поступления в лётную школу надо
упорно тренироваться. Скрывая своё намерение от других, мальчик
ежедневно «делал гимнастику по системе Анохина и холодное
обтирание по системе Мюллера» (предложение 34). Мне кажется, что
героя ждёт успех, так как он воспитывает в себе необходимые для
лётчика качества: решительность, силу характера, упорство.
 В качестве ещё одного аргумента приведу пример из собственной
жизни. Мой друг Алексей никогда не любил читать, поэтому часто
получал по литературе неудовлетворительные оценки. Но когда он
узнал, что для поступления в колледж ему нужно сдавать экзамен по
этому предмету, Лёша решил преодолеть свою лень и стал уделять
чтению час в день. Сначала было трудно, но постепенно мой друг стал
разбираться в литературе. Сейчас Алексей легко выполняет
экзаменационные задания. Это стало возможным только благодаря
самовоспитанию.
 Таким образом, самовоспитание – это процесс, необходимый для
развития личности человека. Без самовоспитания невозможно
преодолеть трудности и достичь успеха в жизни.

Добрый вечер! ребят помогите, плиз.
Надо Объяснить как вы (я) понимаете смысл последнего предложения теста:
"- Примут,- решительно отвечал я"
(мне хотя бы план что и как писать, а то в голове -нуль).

текст:
(1) Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2) Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3) С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4) Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5) А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6) У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7) Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8) Я вырезал из газет заметки о первых полётах а север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9) На первой странице этой книги было записано: «"Вперёд" - так называется его корабль.» (10) "Вперёд", - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12) Это было моим девизом. (13) Я мысленно пролетел а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14) По всем маршрутам. (15) А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16) Согласно третьему пункту моих правил: "Что решено - исполни", я прочитал "Теорию самолётостроения". (17) Ох, что это была за мука! (18) Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19) Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20) Я изучил его мотор и винт. (21) Я оборудовал его новейшими приборами. (22) Я знал его как свои пять пальцев. (23) Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24) Но именно этому я и хотел научиться.
(25) Моё решение было тайной для всех. (26) В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: "(27) Новое увлечение". (28) Это было не увлечение. (29) Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30) Конечно, это мне только казалось. (31) Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32) Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35) Я щупал свои мускулы и думал: "(36) А вдруг не примут?" (37) Я проверял глаза, уши, сердце. (38) Школьный врач говорил, что я здоров. (39) Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40) А вдруг я нервный? (41) А вдруг ещё что-нибудь? (42) Рост! (43) Проклятый рост! (44) За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
- (45) Примут, - решительно отвечал я.

Ответы и решения.

Герой романа стремится быть полезным окружающим его людям. Он усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту.
Саша поставил себе цель и планомерно движется к ней. Он, не жалея себя, занимается самоподготовкой. Много читает, занимается гимнастикой и закаливанием, следит за своим здоровьем. Но, при этом, у Саши остается некоторая неуверенность в себе. Он сильно волнуется, что его могут не принять в летную школу, а это было бы крушением его мечты.
Но, в какой-то момент Саша вдруг осознает, что все его старания просто не могут быть напрасными. Герой отбрасывает в сторону все сомнения, и решительно говорит: \"примут!\" Он понимает, что готов пойти на все для осуществления своей мечты, и никогда не сдастся.
Саня Григорьев - идеальный главный герой, имеющий четкие жизненные приоритеты, стремящийся во что бы то ни стало добиваться главных целей. Честность, благородство, упорство, достижение целей, справедливости - это качества главного героя. Это очень сильный, смелый, решительный человек, который осознает, что обязательно всего добьется, надо только не сдаваться и уверенно идти к достижению своей цели.