Образование централизованного Российского государства: предпосылки, особенности, основные этапы. Образование российского централизованного государства

Введение…………………………………………………………………………3

1. Образование централизованного российского государства……………….4

2. Формирование сословно-представительной монархии в России.…………7

3. Институт крепостного права –

важный элемент российской государственности……………………………..14

4. Социально-политический кризис в России

в конце XVI – начале XVII века………………………………………………..16

5. Укрепление российской государственности

во 2-й половине XVII века……………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………..26


Введение

В конце XV - начале XVI в. более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство.

При всей общности социально-экономических и политических фактов, лежащих в основе государственно-политической централизации, происходившей в XIII-XV вв. во многих европейских странах, в образовании русского централизованного государства были свои существенные особенности. Катастрофические последствия монгольского нашествия задержали экономическое развитие Руси, положили начало ее отставанию от передовых западноевропейских стран, избежавших монгольского ига. Русь приняла на себя всю тяжесть монгольского нашествия. Его последствия во многом содействовали консервации феодальной раздробленности и укреплению феодально-крепостнических отношений. Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии. Тенденция к объединению проявлялась во всех русских землях. Русское государство формировалось на протяжении XIV-XV вв. на феодальной основе в условиях роста феодального землевладения и хозяйства, развития крепостничества и обострения классовой борьбы. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. феодально-крепостнической монархии.

Цель данной работы – проанализировать государственные реформы XVI-XVII вв. Для ее достижения необходимо выявить особенности формирования централизованного государства в России, рассмотреть общественный, государственный строй, а также развитие правовой политики самодержавия в XVI-XVII вв.

1. Образование централизованного российского государства

Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства шел процесс укрепления русской государственности, формирования централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастают объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече - древнейший орган народовластия – постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства .

В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы. Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников - феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не перестали быть его подчиненными.

Вследствие политической зависимости русских земель от Золотой Орды объединительный процесс протекал в экстремальных условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер властных отношений в складывающемся российском государстве. Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве-объединителе. Феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя. И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных. Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации . Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до татаро-монгольского ига, уступают отношениям подданичества.

Уже во времена правления Ивана III (1462-1505) в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны - от высшего боярства до последнего смерда - были подданными царя, его холопами. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 г . По этой грамоте все сословия были уравнены перед лицом государственной власти.

Экономической основой подданических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О. Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него - это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV (1533-1584) свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины . С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны, которые объявлялись личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. В результате опричнины общество подчинилось неограниченной власти единоличного правителя - Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли послужить основой формирования гражданского общества.

Помимо государственной собственности в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, т. е. коллективная собственность. Коллективными собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности , который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы.


2. Формирование сословно-представительной монархии в России

С середины ХVI в. начинается новый период в истории государства, который в отечественной историографии называется периодом сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - это форма правления, при которой власть государя в определенной степени ограничена наличием какого-либо органа сословного представительства. Через этот орган власть имеет возможность обращаться к обществу и узнавать об общественных запросах . В европейских странах монархия с сословным представительством возникает в период зрелого феодализма. В Англии органом сословного представительства стал парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Германии – рейхстаг и т.п. В России органом сословного представительства стали земские соборы .

В отличие от соответствующих органов в европейских странах, земские соборы не были постоянным учреждением, не имели определенной законом компетенции. Они не обеспечивали прав и интересов всего народа. Роль третьего сословия была гораздо слабее по сравнению с аналогичными учреждениями западноевропейских стран. Фактически земские соборы не ограничивали, как представительные учреждения Европы, а укрепляли власть монарха. Крупнейший исследователь истории земских соборов Л.В.Черепнин насчитал 57 соборов . Не исключено, что их было больше. Как правило, на соборах присутствовали представители духовенства, боярства, дворянства, дьячества и купечества.

Земские соборы условно можно разделить на четыре группы: 1) созванные царем, 2) созванные царем по инициативе сословий, 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя, 4) избирательные на царство. Большинство соборов принадлежит к первой группе.


Период с конца XIII по XV век включительно был очень тяжёлым в жизни Руси. Татаро-монгольское иго отбросило Русь назад и обусловило её отставание от стран Западной Европы, оставив её на долго феодальной страной. Но развитие страны, замедленное нашествием, продолжалось: Русь вставала на ноги.

Быстрее всего развивалось сельское хозяйство в районе между Окой и Волгой, где увеличивался приток населения, росли запашки земли, вырубались леса, развивалось скотоводство и промыслы

Развивалось феодальное землевладение. Крупными собственниками земли были князья и бояре, шла борьба за землю и закрепощение крестьян. В городах росло ремесленное производство, особенно в Москве, Новгороде, Пскове и других городах северо-восточной Руси, защищённых дремучими лесами и густой сетью рек и озёр.

Подъём хозяйства, развитие городов, торговли вели к усилению общения русских земель, к их объединению, что диктовалось и борьбой против внешних врагов, прежде всего против монголо-татар. Для успешной борьбы требовалось единое государство с сильной властью.

В конце XV века появилось понятие «Россия» (а до этого – «Русь»), объединявшее русские земли

Образование Российского централизованного государства было длительным процессом, продолжавшимся до середины XVI века. Его территорию составляли земли Владимиро-Суздальского, Новгородского, Смоленского, Муромо - Рязанского княжеств. И с конца XII в. шла упорная борьба за главенство в этих землях. С XIII в эту борьбу вступило и Московское княжество. Именно Москва стала центром собирания русских земель. Кроме Москвы реальными претендентами на эту роль являлись Тверь, Рязань, Новгород. Однако уже в период правления Ивана Калиты (1325-1340) значение молодого московского княжества неизмеримо возросло.

Основными причинами возвышения Москвы стали: её относительная удалённость от Золотой Орды; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и др. Однако главных предпосылок было две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.

Москва взяла на себя организацию борьба против ига монголо-татар. На первом этапе этой борьбы и собирания Москвой русских земель от образования Московского княжества до начала правления Ивана Калиты и его сыновей были заложены основы экономического и политического могущества княжества. На втором этапе (в период правления Дмитрия донского и его сына Василия I) началось достаточно успешное военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого периода стали битвы на реке Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одновременно значительно расширяется территория Московского государства, растёт международный авторитет московских князей.

Наряду с военными и политическими процессами, происходившими в русских землях на протяжении XIV-XV вв. и продолжавшихся вплоть до середины XVI столетия, в них проходили значительные социально-экономические процессы, которые обусловили во многом характер, темпы и особенности образования Российского централизованного государства. Суть этих процессов заключается в том, что во-первых, катастрофические последствия монголо-татарского нашествия и 240-летие золотоордынского ига задержали экономическое развитие русских земель. Это содействовало консервации феодальной раздробленности; во-вторых, этот исторический период можно охарактеризовать в целом, как период формирования и укрепления феодально-крепостнических отношений, определивших систему феодальной иерархии, политического строя и управления. Наличие на Руси огромных земельных и людских ресурсов также способствовало наступательному развитию феодализма вглубь и вширь; в-третьих; политическая централизация на Руси должна была значительно определить начало процесса преодоления экономической разобщённости страны и была ускорена борьбой за социальную независимость.

Важной предпосылкой объединения русских земель явился тост социальных сил, заинтересованных в ликвидации феодальной раздробленности и создании единого русского государства в условиях подъёма экономики, роста общественного развития труда, выразившихся в выделении ремесла из сельского хозяйства, в развитии торговли.

Одной из таких социальных сил являлись прежде всего горожане, так как феодальная раздробленность была значительным препятствием для развития ремесла и торговли. Дело в том, что многочисленные политические перегородки между княжествами с их заставами и торговыми пошлинами значительно затрудняли обмен и свободное распределение товаров. Феодальные же усобицы резко подрывали экономику городов.

В создании русского государства были заинтересованы и основные силы феодалов. Для московского боярства, например, рост политической силы Московского княжества и расширение его территории означали рост его собственной мощи. Ещё более были заинтересованы и боролись за единое русское государство средние и мелкие феодалы, целиком зависящие от великого князя. Объединительные тенденции поддерживала и русская церковь, стремившаяся к закреплению своих привилегий в масштабах всей страны.

Тенденции к преодолению феодальной раздробленности Руси, наметившиеся в XIV веке, соответствовали поступательному ходу исторического развития, так как политическое объединение Руси являлось необходимой предпосылкой для её дальнейшего экономического подъёма и достижения государственной независимости.

Большую роль в условии Московского княжества, в собирании русских земель вокруг Москвы сыграл московский князь Иван Калита – жёсткий и хитрый, умный и упорный в достижении своих целей правитель. Он использовал в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Он накопил большие богатства, за что получил прозвище «Калита» (кошель», «денежная сумка»), и эти богатства использовал для приобретения земель в чужих княжествах и владениях, за что был прозван «собиратель русских земель». При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим влиянием. Должность Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы и начался экономический подъём Руси.

На третьем этапе (1425-1462) главной целью борьбы было стремление захватить власть в набирающем силу вес в Московском государстве. Завершающим этапом в борьбе стало время правления Ивана III(1462-1505 и Василия III (1505-1533), когда под властью Москвы объединялись основные русские княжества. Был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления, установлены экономические порядки и др.

В 1485 г. к Московскому княжеству было присоединено Тверское княжество, в 1489 г. – Вятская земля, в 1510 г. – Псковская республика, в 1521 г. – Рязанское княжество.

При Иване III Москва отказалась платить дань Орде, а карательным поход хана Ахмата был отбит русским войском. Так в 1480 году закончилось иго Золотой Орды.

Русское государство с самого начала складывалось как многонациональное.

С объединением земель решалась и задача создания централизованной системы управления: усиливалось значение Боярской думы (она стала постоянным верховным органом при великом князе). В конце XV века появляется первый приказ как центрального учреждения; в 1497 году был составлен Судебник – сборник законов, сыгравший большую роль в централизации государственного управления. Он положил начало созданию общегосударственной системы крепостного права.

Образование Российского централизованного государства было закономерным и прогрессивным процессом и имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского ига. Формирование политического центра усиливало позиции государства на международной арене. На русских землях началось складывание единого экономического пространства. Быстрее стали развиваться народное хозяйство и культура, исчезла местная замкнутость; лучше обеспечивалась безопасность страны; расширялось влияние церкви.

Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей различных областей государства.

Московские князья стали именоваться «государствами всея Руси» и передавать власть в государстве по наследству.

Так образовалась крупнейшая в Европе страна. С конца XV века стало широко употребляться её новое название – Россия. Это означало, что на рубеже XV-XVI веков сложилось единое Русское государство. Но его образование шло только на части древнерусских земель, той части, которая состояла из княжеств, попавших в зависимость от Золотой Орды. Процесс объединения этих земель вокруг Москвы был в то же время процессом постепенного, поэтапного освобождения (борьбы за независимость) от золотоордынского гнёта. И образование единого Русского государства опиралось не столько на экономические и культурные связи, сколько на военную мощь объединяющей силы – Великого Московского княжества.

В XIII-XV веках главными событиями, определившими развитие культуры русских земель, стали Батыево нашествие и установление монголо-татарского владычества. Были уничтожены или утрачены крупнейшие памятники культуры – соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Сами ремесленники и мастера были убиты или угнаны в ордынское рабство. Прекратилось каменное строительство.

Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от монголов, создание единого языка стали важными факторами развития культуры русских земель в XIII-XV веках.

Главной темой устного народного творчества стала борьба с ордынским господством. Сохранились или в переработанном виде дошли до наших дней сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составляли героический былинный эпос. В XIV веке были созданы были созданы былины и силу их земли. Появился новый вид устного народного творчества – историческая песня, описывавшая в деталях события, современником которых был автор.

В произведениях литературы тема борьбы с захватчиками также была центральной. В конце XIV века возобновляется общерусское летописание.

С конца XIII века началось возрождение каменного строительства. Оно активнее развивалось в землях, наименее пострадавших от нашествия. Одним из центре культуры в эти годы становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы и церковь Фёдора Стратилата. Эти храмы ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличавшегося сочетанием простоты и величественности. В Москве каменное строительство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор и Архангельский собор (усыпальница московских правителей).

Пострадавшая в период монгольского нашествия русская культура начала своё возрождение уже в конце XIII в. Литература, архитектура и изобразительное искусство этого времени были пронизаны идеей борьбы за свержение ордынского господства, формирование основ общерусской культуры.



Хронология

  • 1276 — 1303 гг. Княжение Даниила Александровича. Образование Московского княжества.
  • 1325 — 1340 гг. Княжение Ивана Даниловича Калиты.
  • 1462 — 1505 гг. Княжение Ивана III Васильевича.
  • 1480 г. “Стояние” на реке Угра, освобождение русских земель от золотоордынского ига.

Возвышение Москвы

Правители вступивших в соперничество с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы. Поэтому борьба с ними московских князей приобрела характер составной части национально-освободительной борьбы и получила поддержку и влиятельной церкви, и населения, заинтересованного в государственном объединении страны.

С конца 60-х гг. XIV в. началась длительная борьба между великим князем Дмитрием Ивановичем (1359 — 1389 гг.) и творским князем Михаилом Александровичем, вступившим в союз с великим князем Литовским Ольгердом.

Ко времени правления Дмитрия Ивановича Золотая Орда вступила в период ослабления и затяжных усобиц между феодальной знатью. Отношения Орды и русских княжеств становились все более напряженными. В конце 70-х гг. к власти в Орде пришел Мамай, который, приостановив начавшийся распад Орды, начал подготовку к походу на Русь. Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси.

Летом 1380 г., собрав почти все силы Орды, в которые входили также отряды наемников из генуэзских колоний в Крыму и вассальных Орде народов Северного Кавказа и Поволжья, Мамай выступил к Южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода войск Литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Нависшая над Русью страшная угроза подняла на борьбу с захватчиками весь русский народ. В короткий срок в Москве собрались полки и ополченцы из крестьян и ремесленников почти из всех русских земель и княжеств.

8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва - одна из крупнейших битв средневековья, которая решила судьбу государств и народов

Куликовская битва

Эта битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I (1389 — 1425 гг.), уже не спрашивая права на ярлык в Орде.

Завершение объединения русских земель

В конце ХIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. После смерти Василия I в 1425 г. борьбу за великокняжеский престол начали его сын Василий II и Юрий (младший сын Дмитрия Донского), а после смерти Юрия — его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Это была настоящая средневековая борьба за престол, когда в ход шли ослепления, отравления, заговоры и обманы (ослепленный противниками, Василий II был прозван Темным). Фактически это было крупнейшее столкновение сторонников и противников централизации. В результате, по образному выражению В.О. Ключевского «под шум удельных княжеских ссор и татарских погромов общество оказало поддержку Василию Темному» . Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления

Ивана III (1462 — 1505 гг.) и Василия III (1505 — 1533 гг.).

На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений, но и объемом власти. Не случайно появляется и новый титул “государь”. Двуглавый орел становится символом государства, когда в 1472 г. Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления. Боярская Дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о “делах земли”.С увеличением функции государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, судебными, финансовыми делами. Поэтому были созданы «столы», управляемые дьяками, которые позже преобразовались в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразрывности судебной и административной власти. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, при Иване III в 1497 г. был составлен Судебник.

В 1480 г. было окончательно свергнуто . Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре.

Образование Российского централизованного государства

В конце XV — начале XVI вв. в состав Российского государства вошли Чернигово-Северские земли. В 1510 г. в состав государства была включена и Псковская земля. В 1514 г. в состав Московского великого княжества вошел русский старинный город Смоленск. И, наконец, в 1521 г. прекратило существование и Рязанское княжество. Именно в этот период объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава — одно из самых крупных государств в Европе. В рамках этого государства была объединена русская народность. Это закономерный процесс исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин “Россия”.

Социально-экономическое развитие в XIV — XVI вв.

Общая тенденция в социально-экономическом развитии страны в этот период — интенсивный рост феодального землевладения . Основной, господствующей его формой была вотчина, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Дворяне, оставлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника (от слова “поместье” дворян называли также помещиками). Срок службы устанавливался договором.

В XVI в. происходит укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества становится феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. Появляется новый термин “крестьяне”, ставший названием угнетенного класса русского общества. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства московских великих князей (царей); черносошные (позже государственные) крестьяне жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Разгром старых, крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII — XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело.

Образование российского централизованного государства

В конце ХI V в. и на протяжении Х V в. на русской территории происходит процесс складывания единого централизованного государства.

Централизованным можно называть только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий выполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. При этом все звенья аппарата управления действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством или монархом и могут осуществлять свои полномочия только в пределах определенных вышестоящей властью. Централизация не обязательно предполагает унификацию, которая достижима только в условиях полного подавления инициативы и всякой общественной активности, не зависимой от власти.

Теме образования централизованного государства уделяли внимание многие историки. При этом существует несколько точек зрения на объяснение этого процесса. Русский философ и историк Г. П. Федотов утверждал, что Москва своим возвышением была обязана татарофильским, предательским действиям своих первых князей, что воссоединение Руси, создание могучего централизованного государства осуществлялось через насильственные захваты территории, вероломные аресты князей-соперников. И само собирание уделов, по его мнению, совершалось восточными методами: снималось большинство трудоспособного населения и уводилось в Москву, его заменяли пришлым и чуждым населением, выкорчевывались местные обычаи и традиции.

Н. М. Карамзин подчеркивал прогрессивно-русский характер самого акта объединения. Он писал: «Казалось, после веков рабства не поднимется, не выпрямится земля русская, упоенная кровью, усыпанная пеплом, ставшая жилищем рабов ханских». Но «…сделалось чудо. Городок, едва известный до X II в. от презрения к его маловажности, долго именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас Отечество».

Другой известный историк С. М. Соловьев считал, что образование Российского централизованного государства было исторически подготовленным, объективно обусловленным явлением.

Современная историческая наука считает, что ведущую роль в формировании Российского государства играл политический внешний фактор, а именно необходимость противостояния Орде и великому княжеству Литовскому. Благодаря этому фактору широкие слои населения (как господствующий класс, так и горожане, крестьянство) были заинтересованы в централизации. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к началу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей (ее рост в XIV – XV вв. диктовался еще и необходимостью получения средств для выплаты «выхода»). Это было одной из причин складывания системы крепостного права.

Превращение Москвы, бывшей до этого второразрядным княжеством, в центр объединительного процесса объясняют рядом факторов. Московские земли находились в центре Северо-Восточной Руси, были прикрыты со всех сторон соседними княжествами. Защищенности способствовали и непроходимые лесные чащи. В районе Москвы скрещивались водные и сухопутные пути. Все это вместе взятое обеспечивало приток населения из окрестных земель, в немалой степени этому способствовала и политика, проводимая московскими князьями.

Они умело использовали и труд все увеличивающегося населения, удобные торговые пути (то и другое давало немалые доходы) и относительную безопасность от Орды, которая часто разоряла соседние княжества. Летописи сообщают о хищнических и смелых действиях московских князей. Покупки, захваты, дарения увеличивали московские владения и, что не менее важно, приближали их к землям князей-соперников, окружали их с разных сторон.

Усиление Московского княжества вело к изменению отношения к татарам. Политика повиновения сменялась политикой борьбы против Орды.

Иван Калита первый начал выкупать у ханов Орды ярлыки, дававшие право на сбор дани в тех городах, чьи князья сами не справлялись со сбором ордынской дани. Успешный сбор этой дани московскими боярами давал князю новые средства: князь тратил их на выкуп новых ярлыков и на строительство каменных храмов в Москве.

Такая схема «деньги-власть-деньги» привела на Руси в XIV в. к зарождению «государственного капитализма» (опоры московского самодержавия), в то время как в Европе зарождался частный капитализм.

Свидетельством крепнущей мощи русских земель стала победа в 1378 г. на реке Воже и особенно победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Несмотря на возобновление выплаты дани после захвата Москвы ханом Тохтамышем, зависимость от Орды все более ослабевала. Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию 1 Владимирский великокняжеский престол без ханского ярлыка. Со смертью Василия 1 наступил период длительного политического кризиса. Опираясь на церковь и используя союз с Ордой, его сын Василий I I Темный одержал победу над своими соперниками, что означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Москвы. Она закрепилась при Иване III и Василии III . В княжение Ивана III образовалась основная территория России, страна окончательно освободилась от ига, сформировались политические основы централизованного государства. Мобилизовав большие военные силы и при этом не встречая от населения серьезного сопротивления, Иван III осуществил объединение под своей властью различных областей Великороссии. Унаследовав от отца Московское княжество в 400 тыс. км, сыну он передал державу с площадью 2 млн. км.

По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся и характер власти, ее организация и идеология. С 1485 г. Иван III в переписке именует себя «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси». Вскоре появляется и более высокий титул «царь всея Руси», но официально первое коронование на царство было проведено Иваном IV Грозным . После освобождения русского государства от зависимости Золотой Орды к великокняжескому титулу иногда стали добавлять слово самодержец – сначала в смысле независимости князя от других государств, а затем в смысле неограниченности его власти. Во второй половине XV в. входит в употребление название Россия (так называли Русь греки и византийцы). Удельными князьями оставались главным образом братья и племянники великого князя, но они не имели права чеканить монету, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами и вести суд по важнейшим делам.

Для укрепления власти и повышения ее престижа Иван III после смерти первой жены (тверская княгиня Мария Борисовна) сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софьей Палеолог. Брак был весьма символичен. Софья своим замужеством как бы делала московских государей преемниками византийских императоров. Царевна как наследница павшего византийского дома перенесла его державные права в Москву – новый Царьград. Вводился новый, сложный придворный церемониал и появляется так называемая Шапка Мономаха , которая, якобы, была подарена Византийским императором Владимиру Мономаху.

Был введен новый герб, объединивший старые – московский (всадник, поражающий копьем змея) и византийский (двухглавый орел, символизирующий единство восточной и западной Римской империи).

По мере процесса объединения и централизации изменялась организация управления государством. Система удельного княжения сократилась. Бывшие удельные князья пополнили ряды московского боярства. Самые знатные из них входили в состав Боярской думы – высшего совещательного государственного органа, обладавшего законодательными, военно-административными и судебными функциям.

В Боярской думе совместно с великим князем решались все важнейшие государственные вопросы и вопросы дворцового хозяйства. Представители феодальной аристократии заведовали казной, командовали войсками, управляли областями, вели дипломатические переговоры и т. д. Помимо думы существовало два исполнительных органа: государев дворец и государева казна, но четкого разделения функций между ними не было. Дворец в основном ведал государевыми дворцовыми землями, для управления вновь присоединенными землями создавался свой дворец. Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.

Вместе с системой дворцов в конце XV в. зарождаются центральные правительственные учреждения общерусского характера, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а затем – приказов.

Во главе каждого приказа обычно стоял боярин, но главным лицом становились дьяки – управляющие канцелярией и их помощники, которые формировались из среды служивого дворянства.

Складывалась и система местного управления. Основная территория делилась на уезды, а уезды – на волости и станы. Общее управление на местах находилось в введении наместников и волостелей, которые выполняли функции судей, сборщиков дани, военачальников города и уезда. По старому обычаю они «кормились», содержались за счет местного населения. Первоначально кормления ничем не ограничивались, позже были установлены фиксированные нормы.

В процессе формирования централизованного государства складываются сословия. В частности, в связи расширением российских границ и оттоком населения на окраины возникает служилое сословие и происходит закрепощение крестьян. Государство не было заинтересовано в оттоке населения, так как для службы на великого князя возможен был только вариант условного землевладения (предоставление земли с живущими на ней крестьянами за военную или гражданскую службу). Таким образом формировалась поместная система, при которой государство могло всегда располагать значительными военными силами без материальных затрат на их содержание. Условность такого землевладения заключалась в том, что оно не носило наследственного характера и даже не было пожизненным, а зависело только от факта несения службы. Помещик должен был служить сам и выводить определенное число вооруженных людей.

Как система поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, затем Василий III ввели поместную раздачу значительного массива новых земель. Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землей и крестьянами при условии несения государственной службы.

Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497 г.) с едиными юридическими нормами.

Его историческое значение заключалось в том, что нормы процессуального, гражданского, а отчасти и административного права Московской земли были систематизированы и распространены на всю территорию государства. В нормах и статьях судебника мало новизны, в нем даже не отразились важных реалии нового государственного устройства. Главное было в другом – в унификации правовых установлений, в упорядочивании самого процесса судопроизводства и порядка функционирования судебных инстанций в центре и на местах.

С «Судебником» связано начало формирования крепостного права: 57 ст. ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября).

Достаточно сложным и противоречивым было отношение к централизации православного духовенства. Русская церковь как организация всегда выступала сторонницей государственного единства.

Долгое время (в период удельной раздробленности) церковь оставалась единственной хранительницей идеи общности. Константинопольский патриарх поощрял создание митрополий по национально-государственному признаку, неудивительно поэтому, что многие русский митрополиты, даже выходцы из Византии, заботились не только о собственных церковных нуждах, но и о проблемах государственных.

Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите. В 1299 г. после разорения Киева монголо-татарами митрополит Максим переехал во Владимир, а с 1328 г. глава Русской православной церкви постоянно жил в Москве. Пребывание митрополитов в Москве, постепенно ставшее традицией, способствовало росту влияния потомков Калиты. Поддерживая, как правило, московских князей, представители церкви не забывали о своей общерусской миссии и неоднократно выступали посредниками между князьями или гарантами их соглашений.

Собирание русских земель вокруг Москвы соответствовало идеалам Русской православной церкви, однако среди духовенства не было единодушия на способы управления Московским княжеством, границы которого постепенно почти совпали с границами Московской митрополии. Спорным были вопрос о роли церкви в складывающемся государстве. В середине XV в., после падения Константинополя, Московская митрополия обрела фактическую самостоятельность. Следствием этого стала большая зависимость церкви от московских князей, с чем не все иерархи хотели мириться. Поэтому отношение к великокняжеской власти и конкретным ее действиям в церковной среде далеко не всегда было однозначным.

Некоторые иерархи церкви стремились перенести на русскую почву сложившиеся в Византии представления о единстве папства и священства; монарх при этом признавался не только главой светской власти, но и вершителем воли Бога на земле. В соответствии с распространенными в Византии взглядами император, обладая особыми полномочиями в защите православной веры и вследствие этого, должен был вмешиваться в вопросы церковной организации, курировать взаимоотношения государства и церковной власти, контролировать замещение высших духовных должностей; слово монарха имело определенный вес при решении догматических или связанных с обрядностью проблем.

Для восприятия этой концепции на Руси существовали серьёзные предпосылки, еще в XIV в. московские князья активно влияли на назначение митрополитов, посылали в Константинополь своих кандидатов с рекомендательными письмами и богатыми подношениями.

После фактического обособления русской митрополии московские князья распоряжались митрополичьей кафедрой по своему усмотрению; архиерейские соборы редко отваживались оспаривать мнение светских властей.

После падения Константинополя (1433 г.) в Московской Руси постепенно складывались представления о том, что великие князья должны играть в православном мире ту роль, которая ранее принадлежала императорам Византии. Некоторые деятели церкви охотно восприняли константинопольскую традицию прославления монарха как основного оплота веры.

Русское духовенство XV – XVI вв. выдвинуло из своей среды деятелей, способных по-другому поставить и решить вопрос о взаимоотношении церкви и государства. Иосиф Волоцкой (в миру Иван Санин), долгое время возглавлявший основанный им Волоколамский монастырь, прославился не только личным благочестием и умением рачительно вести монастырское хозяйство, используя накопленные в нем богатства для щедрой благотворительности, но и активным участием в полемике о социальном и политическом значении церкви. Преподобный Иосиф исходил из традиционной концепции православного царства, но отказывался признать поучение церкви светской властью. Государь заслуживает почитания в меру своего попечения о делах веры, данной от Бога, власти необходимо повиноваться, но подданные освобождаются от долга повиновения, если государь проявляет лукавство, корыстолюбие, если он несправедлив и злобен или не придерживается истинной веры.

Отвергая как противопоставление духовной и светской власти, так и вмешательство последней в дела церкви, Иосиф вместе с тем не был сторонником теократии, то есть наделения церковных иерархов государственными полномочиями. В то же время он не считал допустимым и самоустранение церкви от общегосударственных забот. Распространение обычая завещания сел монастырям с условием упоминания имени дарителя в молитвах приводило к быстрому росту церковных вотчин, князьям же было необходимо много новых земель, раздавая которые, можно было создать сословие зависимых от центральной власти людей – исполнителей различных государственных дел. Одним из возможных источников этого могли стать церковные земли.

Иван III ограничился лишь частичной секуляризацией (обмирщением) церковных земель в новоприсоединенной Новгородской земле. Тем самым он получил землю и ослабил потенциальную оппозицию – новгородское священство, среди которого были противники присоединения к Москве.

Была предпринята попытка вмешательства государства и в чисто церковные дела, в частности, по вопросу о подчиненности монастырей, еще одна область пересечения государственных и церковных интересов была связана с появлением на Руси ересей – религиозных движений, которые отвергали какие-либо элементы учения официальной церкви. Антиеретические судебные разбирательства в большинстве случаев затевались не столько для защиты чистоты веры, сколько для расправы с политическими соперниками.

В отличие от западно-европейских стран, где, несмотря на местные особенности, в целом идет движение к расширению товарно-денежных отношений и, следовательно, к становлению капитализма, Россия в XVI в. окончательно вступила на собственный, специфический путь развития.

В территориальном плане в первой трети XVI в. завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория Русского государства охватила восточную и северную части бывших древнерусских земель. По территории страна занимала второе место в Европе, но по плотности населения (2 человека на 1 км 2) – одно из последних.

В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность.

Формировавшиеся внутренние структуры Русского государства не поспевали за стремительным расширением его территории. Вплоть до середины XVI в. в них сохранились черты великокняжеского управления. Разветвленного централизованного госаппарата еще не сложилось. Многие независимые в недалеком прошлом князья сохраняли определенную самостоятельность, пользовались значительными привилегиями, имели вассалов и т. д. Не были окончательно унифицированы денежная система, система мер и весов.

Тем не менее постепенно структура государства централизовывалась и упорядочивалась. Возрастала концентрация власти у московских государей. Они не очень ориентировались на какую-либо законность, нормы договорного права (на котором основывалась государственная власть в Западной Европе). Российские правители рассматривали государство как свою вотчину, которой можно распоряжаться по своему собственному разумению.

Падение Византии под ударами турок-османов сделало Россию последним оплотом православия и способствовало определенной идеологии верховной государственной власти. С XVI в. распространяется идея о Москве как о «третьем Риме», в которой особенно тесно переплелись религиозные и политические мотивы. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что первый Рим пал из-за ересей, второй (Византия) – из-за унии с католичеством на Флорентийском соборе в 1439 г., (при попытке обретения помощи со стороны Запада в борьбе против турков). Третий истинно христианский Рим – Москва, стоит, и четвертому «не быть». Таким образом, сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости, государственной мощи, а русские государи при этом должны были выступать как хранители веры.

Ведущей отраслью хозяйства по-прежнему оставалось земледелие. Земельная собственность носила сословный характер: на окраинах была распространена государственная (черносотенное крестьянство), в центральных районах преобладала вотчинная и поместная (светская, монастырская и церковная). Если владелец вотчины обладал правом передачи земли по наследству, ее продажи и заклада, то поместья отдавались только в пожизненное владение за военную службу дворянам-поместникам.

В это же время начинается рост товарного производства и специализация отдельных районов. В этой связи происходит возникновение и рост торгово-ремесленных поселений – рядов, посадов и городов. К середине XVI в. насчитывалось до 160 городов, крупнейшим из которых была Москва (свыше 100 тыс. человек), остальные имели гораздо меньшую численность (например, в Новгороде 26 тысяч).

Вторая половина XVI в. – наиболее противоречивое время в истории России, которое получило название смутное . Переломный характер этого века ощущали уже младшие современники той мрачной эпохи. Вряд ли случайно, что почти все авторы первой половины XVII в., писавшие о том времени, начинали свой рассказ о деятельности того царя, который «множество народу от мала до велика при царстве своем погубил и многие грады своя поплине», хотя и был «муж чудного рассуждения».

К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как жестокому и злобному тирану.

Н. М. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную сначала верным воеводой Ивана Грозного, а потом политическим врагом князем Андреем Курбским . Первое время Иван был «добрым и нарочитым», а затем «грех ради наших сопротивным обретеся».

Официальной эта концепция стала при первом Романове – Михаиле Федоровиче (1613 – 1645 гг.). С одной стороны, новой династии нужно было решительно отмежеваться от опричных зверств, с другой – лишь через родство с царем Иваном IV новый царь имел право на престол (дед Михаил – родной брат первой жены Ивана IV Анастасии и дядя царя Федора Ивановича – младшего сына Ивана IV от Анастасии). Именно на этом фоне возникла карамзинская концепция Грозного – добродетельного царя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота во вторую.

С. М. Соловьев считал деятельность Грозного при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал в борьбе с родовыми началами. Соловьев не забывал и о морали. Он писал, что «не произнесет историк слова оправдания такому человеку» но последователи Соловьева полностью отказались от моральных оценок как ненаучных.

Историк конца XIX – первой половины XX вв. С. Ф. Платонов создал концепцию деятельности Ивана IV и, в первую очередь, опричнины, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. Опричнина рассматривается как «дворянская революция». Утверждению этой концепции способствовала не только привлекательность и логика, но и политические факторы. Иван IV импонировал И. В. Сталину. Террор Грозного оправдывался как государственная необходимость. С начала 40-х гг. его рассматривали как выдающегося государственного деятеля и патриота.

Со второй половины 50-х гг. возникает новый подход. А. А. Зимин отрицает точку зрения на опричнину как на борьбу дворян и бояр, что приводило к выводу о ее прогрессивности. Он показал, что опричнина утвердила режим личной власти.

В целях укрепления центральной власти 16 января 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу 17-летний великий князь Иван принял царский титул и формально был приравнен к западно-европейским королевским титулам. Тем самым подчеркивалась неограниченность власти монарха внутри государства. Через месяц также по инициативе митрополита был созван церковный собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.

События 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников князь А. М. Курбский впоследствии назвал Избранной Радой. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная Рада была по сути правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ.

Важнейшим шагом правительства был созыв в 1549 г. первого Земского «Собора примирения». Собор принял решение о составлении нового Судебника (утвержден в 1550 г.), в котором нашли отражение новые моменты судопроизводства – контроль над наместниками и взимание единой государственной пошлины.

Для укрепления вооруженных сил был приведен ряд военных реформ: отменили местничество (замещение должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов, был определен единый порядок прохождения воинской службы, сформировано стрелецкое войско.

В 50-е годы укрепляется царский госаппарат, совершенствуется приказная система, число приказов постоянно растет в связи с усложнением функций управления. Значение приказов возрастает и в связи с перераспределением властных прерогатив в пользу центра. Отмена кормления и земская реформа повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем. По сути реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их по принципу денежного обеспечения – «государево жалованье». Процесс централизации государства неизбежно сопровождался борьбой за власть в кругах аристократических группировок, но ни одна из них не ставила под сомнение сам принцип единства государственной территории. Борьба велась не ради разрушения формировавшегося аппарата центральной власти, а во имя овладения ключевыми позициями в этом аппарате. После воцарения Ивана IV встал вопрос о формах власти и степени участия ведущих социальных сил общества в управлении страной. В связи с этим возникли две противоположные точки зрения. Согласно первой наследственная монархическая власть, стоящая над обществом, необходима, но при этом царь должен делиться своей властью с верхушкой общества (западно-европейская традиция).

Вторая точка зрения на распределение власти, восходящая к византийским традициям и идеям, сложившимся в северо-восточных княжествах в годы ига – концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха. Грозный воспринял именно ее. Он обосновал и пытался применять на практике теорию безусловной и всеобъемлющей власти царя – самодержца, что выразилось в таком явлении, как опричнина .

Форсирование централизации и утверждение самовластия путем опричного террора и разорения страны привели к губительным последствиям. В стране разразился тяжелейший экономический кризис, усилению которого способствовали и поражение в Ливонской войне 1558 – 1583 гг., и эпидемия чумы начала 70-х гг. XVI в. Хозяйственная разруха, вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускорила процесс становления крепостного права в государственном масштабе, причем в очень жестких формах. Социальное напряжение, продолженное опричным террором, в сочетании с социальным напряжением, вызванным закрепощением крестьян, породили острейший кризис. Война царя со своими подданными в период опричнины вызвали политическую нестабильность, что получило название смутного времени.

К концу XVI в. в основном оформились специфические черты российского общества. В своей совокупности они означали, что страна окончательно вступила на особый путь развития, качественно отличающийся от западно-европейского. Его характерными признаками были гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право. В жесткой зависимости от государства оказались не только крестьяне и посадский люд, но и представители господствующего сословия. Несмотря на формальную самостоятельность, церковь также становится зависимой от государства.

Сословно-представительская монархия в России в отличие от западно-европейских стран не утвердилась, хотя органы сословного представительства в центре и на местах начинали складываться. В земских соборах отсутствовала выборность членов, т. е. не был определен порядок представительства (в отличие от английского парламента или французских Генеральных штатов). Они не стали постоянным органом власти и играли менее самостоятельную роль, чем подобные учреждения западных стран, но сохранились на протяжении столетия.

Хотя абсолютная власть монарха в чем-то сопоставима с властью русских царей, но определяющая роль государства в сфере общественных отношений была свойственна только России, что сближало её со средневековыми державами Востока.

Важнейшие события исторического периода

1399 – 1425 гг. Правление Василия I .

1425 – 1462 гг. Правление Василия II Темного.

1433 – 1453 гг. Большая междоусобная война.

1462 – 1505 гг. Правление Ивана III.

1465 – 1469 гг. Война Ивана III с казанским ханством.

1478 г. Падение Новгородской республики. Присоединение Новгорода к Москве.

1430 г. Стояние на реке Угре.

1484 – 1508 гг. Строительство Московского Кремля, соборов, Грановитой палаты.

1485 г. Присоединение к Москве Твери.

1497 г. «Судебник» Ивана III.

1505 – 1533 гг. Правление Василия III.

1533 – 1584 гг. Правление Ивана IV Грозного.

1547 – 1560 гг. Деятельность «Избранной Рады».

1549 г. Созыв Земского собора.

1549 – 1560 гг. Реформы «Избранной Рады».

1550 г. «Судебник» Ивана IV .

3 октября 1550 г. Начало проведения военной реформы. Создание стрелецкого войска.

1551 г. Стоглавый собор русской православной церкви.

1565 – 1672 гг. Опричнина.

1565 – 1570 гг. Карательный поход опричного войска.

1581 г. Введение заповедных лет.

1584 – 1598 гг. Правление Федора Иоанновича.

1586 г. Регентство Бориса Годунова при Федоре Иоанновиче.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные признаки централизованного государства.

2. Как характеризуют отечественные историки процесс централизации русских земель?

3. Что способствовало превращению Москвы в центр объединительного процесса?

4. Какие внешние признаки свидетельствовали о складывании единого русского государства?

5. Как изменялась организация государственного управления?

6. Какие новые органы управления возникали в складывающемся государстве, какими функциями они были наделены?

7. Какой новый вид землевладения сформировался в указанный период, чем он отличался от вотчины? Охарактеризуйте «Судебник» 1497 г.

8. Какие тенденции во взаимоотношениях церкви и государства сформировались в указанный период?

9. Охарактеризуйте особенности развития Русского государства в первой половине XVI в.

10. Какую оценку имеет деятельность Ивана IV Грозного в исторической литературе?

11. Какое значение имеет политика Ивана IV Грозного в первой половине его правления?

12. Каковы последствия периода правления, именуемого опричниной?

21. Образование и укрепление служилого централизованного государства в 14-16 веках

Объединение русских земель вокруг Москвы

Образование централизованного государства - важный этап в развитии русской государственности. Процесс централизации осуществлялся на протяжении двух веков. Централизованным можно считать такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий выполнение законов. Обоснованием централизации становится идея национальной общности.

Формирование централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. На Руси сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, высокой степенью эксплуатации крестьянства.

Рождение государства проходило в междоусобицах, борьбе с Золотой Ордой, Казанским, Крымским (с нач. XVI), Литовским княжествами, Ливонским орденом, Шведским королевством.

Своеобразность государственности определялось:

1. Протяженностью и распахнутостью легко доступных границ.

2. Конфессиональной обособленностью русского православия.

3. Русское государство могло стать централизованным только сбросив экономическую и политическую зависимость Орды

Причины образования централизованного государства не только в необходимости обретения независимости страны, но и:

1. Заинтересованность феодалов в централизованном аппарате для закрепощения.

2. Развитие городов диктовало заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности

3. Заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Предпосылки образования русского централизованного государства .

Экономические предпосылки 1) Зарождающееся поместное землевладение 2) Необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами в целях создания благоприятных условий для развития торговли 3) Постепенное нарушение натуральности сельскохозяйственного производства 4) Необходимость введения единой денежной системы, единых мер веса, объема и длины в целях обеспечения благоприятных условий для развития торговли 5) Рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров

Политические предпосылки 1) Сохранение Северо-Восточной Русью, находящейся под монголо-татарским игом, своей православия и государственности 2) Переживание Золотой Ордой с конца 14 века феодальной раздробленности.

На рубеже 15-16 веков Золотая Орда распалась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и Ногайскую Орду. 3) Необходимость борьбы за национальную независимость 4) Дальновидная политика московских князей 5) Превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву 6) Превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знамя освободительной борьбы Социальные предпосылки 1) Потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстания 2) Потребность бояр и вольных слуг в могущественном и богатом князе, раздающим поместья за службу 3) Потребность феодалов в закреплении рабочих рук 4) Потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами, а также независимость страны.

Факторы, оказавшие влияние на процесс образования централизованного русского государства. а) Природно-климатический и экономический факторы.

    Малоплодородные почвы

    Подсечная система земледелия - > паровое трехполье (снижение урожайности) -> необходимость общинного труда

Последствия:

1) Товарное производство развивалось медленно. Объем совокупного прибавочного продукта был крайне низок. А это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории исторического ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изымать ту долю прибавочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, общества и правящего класса. Отсюда идут и истоки жесткого режима крепостного права, и колонизации новых территорий, ибо увеличить прибавочный продукт можно было только за счет прироста земледельческого населения и освоения новых пространств при сохранении экстенсивного характера земледелия.

2)Развитие экономики России как по преимуществу земледельческой привело к замедлению процесса отделения промышленности от земледелия, что привело к замедлению процесса городообразования. На экономическое развитие русских земель отрицательно повлияло татаро-монгольское завоевание. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения, к оттоку значительной доли прибавочного продукта в Орду в виде дани, хотя монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и не посягнули на православную веру.

Особенности природно-климатических условий во многом предопределили особенности формирования русского централизованного государства.

В отличие от стран Западной Европы, рост городов, развитие торговли, формирование единого национального рынка и складывание на этой основе экономического единства не являлись основными причинами образования централизованного государства на Руси.

б) Социально-политические факторы Централизация – не стихийный процесс, осуществлявшийся историческими субъектами.

Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась в море крестьянских общин, до конца XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали черные земли. Черные земли: общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации - наместников и волостелей.

В XIV веке появляется термин "крестьяне".

Чёрные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, платили налог;

Крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины, зависимы от феодала

В период формирования централизованного государства основная форма зависимости - полевая барщина.

Конец XIII-XIV вв.- возникновение потребности рабочей силы для обработки удельных земель в полевой барщине, крестьяне еще свободны и не хотят работать на помещика. Для мотивации нужна сила принуждения, а именно - государственная власть.

Землевладельцы были заинтересованы в привлечении на свои территории земледельческого и ремесленного населения, также в освоении новых земель и колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти.

Этапы объединения (кратко(1)+дополнения(1.1))

1) (кон. XIII-80г. XIV) хозяйственный подъем, борьба между сильнейшими русскими княжествами за престол (Моск., Тверское, Рязанск.), 1301- возвышение Москвы, начало объединения вокруг нее.

Причины возвышения Москвы : Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Выгодное географическое положение: безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами.; Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин; Резиденция митрополита; Активная политика московских князей; Покровительство Орды. Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.

Иван Калита (1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил ярлык на княжение.

Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г. (Куликовская битва) стала возможной потому, что войско было общерусским по территор. и общенародным по составу, мотив защиты единой Русской земли обусловил победу. Значение победы: возрождение национального сознания Руси, новая этническая общность - Русь Московская.

1.1Начальный этап объединения (конец XIII-первая половина XIV вв.)

В Северо-Восточной Руси объединение крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего

Главные соперники в борьбе за роль центра: Москва и Тверь

Увеличение населения за счет притока крестьян и ремесленников (эконом и полит подъем)

NB ! Важная роль Орды. Чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей. После правления и борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославовича Тверского, пришло время Ивана Калиты.

Иван I Данилович Калита (1325-1340)(брат Юрия, (1328-1340), внук Невского, заложил фундамент централизованного государства и основы будущего могущества Московского государства, имел союзника в виде православной церкви).

Основные направления деятельности – Реализация двух принципов: Мир – и – Порядок.

    Расширение границ Московского княжества

    Покупка крупных территорий – Галич, Углич, Белоозеро (1328). Присоединение части Ростовского княжества (1331)

    Поддержание хороших отношений с Ордой

    Борьба с Тверью за ярлык

    Участие вместе с ордынским войском в карательном походе против Твери (1327)

    Получение права сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду

    Тесное сотрудничество с Православной церковью

    Перенос центра русского православия из Владимира в Москву (с 1328)

    Строительство пяти белокаменных храмов в Москве (с 1326 по 1333)

Достигнут союз с Новгородом в 1335 году. Из-за поддержания связи с Ордой были укреплены позиции Московского княжества.

Семен Гордый (1340-1353, сын Калиты)

Продолжение политики Ивана Калиты

    Хорошие отношения с Ордой  Обладание ярлыком на великое княжение

    Проведение уравновешенной внешней политики  Отсутствие военных столкновений с соседними княжествами

    Подчинение Новгорода посредством назначения московских наместников

Итог: Поднял значение Москвы до уровня общерусской столицы

Иван II Красный (1353-1359гг., сын Калиты)

Продолжение политики Калиты и Гордого

    Обладание ярлыком на великое княжение

    Начало военных действий с Литвой

    Проведение миролюбивой политики в отношении сопредельных княжеств

Вторая половина XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь".

Основа: Разгром Москвой своих политических соперников, переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.

Правление Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Поддержка митрополита Алексея.

Главные направления политики

    Объединение Московского и Владимирского княжеств

    Борьба за лидерство на Руси  Противоборство:

    С Ордой - стремление ослабить зависимость русских княжеств от Орды

Борьба с Мамаем

  • С Тверью – за ярлык на великое княжение, победа

    С Рязанью – по поводу спорных территорий, победа

    Крах ордынско-литовских планов ослабления Руси

    Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы

    Создание предпосылок для освобождения Руси от Орды

Орда признала главенство Москвы на Руси.

2) (80г. XIV-серед.XV). дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями.

Победа Московского Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит. объединение закончилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Ивану III удалось объединить почти всю Русь

2.2 Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося русского государства. Ещё при Дмитрии Донском были присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце XIV в. потеряло независимость Нижегородское княжество. Не дала результата попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных князей создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.

Основные направления деятельности Василия I

    Орда – примирение и получение ярлыка на великое княжение

    Дальнейший рост Московского княжества

3) (2 полов. XV - начало XVI в.) образование единого государства. Связан с правлением Ивана III и Василия III.

Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), Псковской респ. (1510), Смоленска (1514), Рязанского княжества(1521).

Единую территорию разделили на уезды, станы и волости. В 1497 введен в действие законодательный сборник - Судебник, закреплявший правило перехода крестьян от одного феодала к другому, явился началом юридического закрепощения крестьян. Боярская дума - совет при великом князе. Приказы - органы центрального управления. Московское войско - единый военный орган из дворян-помещиков. В процессе создания государства произошло перераспределение земельной собственности, изменение структуры господствующего класса феодалов. Появилось служилое дворянство.

Была преодолена изоляция Руси от Западной Европы. Развитие культуры, использование опыта Европы.

Установление единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств, свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной - необходимые условия. Необходимость единства для выживания способствовала консолидации нации, возрастанию престижа государства. Монархическая власть стояла над интересами различных сословий, поэтому была наиболее эффективной гос. формой для объединения страны.

Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505). Сосредоточил в своих руках власть, поддерживался всеми сословиями.

При поддержке церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III заложил основу империи и довел до конца борьбу против ига. Московские наместники в бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере.

В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Затем московские войска завоевали Тверское Великое княжество. В 1480 г. произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель Золотой Орды - Ахмед-Хан заключил союз с польским королём Казимиром IV, вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей - братьев Ивана III.

"Стояние на реке Угре" - освобождение Русской земли от татаро-монгольского ига. Оставались выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства.

Ивану III помог советом митрополит Иона, опекавший его. Он выступал против сепаратистской политики удельных князей, за создание сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против любых притязаний Литвы и Польши. Иван III объединил почти всю Русь и стал первым действительным государем Всея Руси с 1485 года.

При Иване III:

Крупные перемены в структуре землевладения и господствующих классов;

Значительно выросло служилое дворянство и поместное (условное) землевладение;

Армия: вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

Сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства - Боярской думы, Большого Дворца и Казны.

Растет потребность в рабочей силе. Необходим новый законодательный порядок.

Судебная реформа Ивана III 1497 г. в виде специального сборника законов "Судебника". Введено единое общерусское законодательство. Запрет взяток за судопроизводство, установление единообразных судебные пошлин за все виды судебной деятельности.

По Судебнику на территории всего государства действовали:

    суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей (территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы.

    Власть в уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах - волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на суде на местах.

    сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобники могли решать спор "полем", то есть судебным поединком на дубинах. Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого.

    По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог уйти только уплатив все долги и "пожилое". Судебник запрещал кабалить в холопы свободных людей.

Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

В годы правления Ивана IIIотчетливо вырисовывались четыре аспекта русской внешней политики:

    северо-западный (балтийская проблема)

    западный (литовский вопрос)

    южный (крымский)

    восточный (казанский и ногайский).

В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях называл себя "государем всея Руси", а иногда "царём". С титулом "государь" было соединено представление о неограниченной власти, термин "царь" применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и татарскому хану и соответствовал титулу " император". При Иване был принят новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка Мономаха.

Последние годы завершающего этапа объединения русских земель пришлось на начало княжения Василия III (1505-1533). Василий III был прозван "последним собирателем земли русской".

Завершение объединения русских земель

Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584)

Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены, страной управляла Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи великой княгини - Глинские.

Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка Анна по совету и с помощью митрополита Макария сумели подготовить акт большой государственной важности - венчание Ивана на царство. Царь получал корону из рук главы церкви. Этим подчёркивалось, что церковь всецело поддерживает и благословляет единодержавие, а также особое место церкви в государстве. Церковь становилась матерью царской власти и её гарантом. Коронация произошла 16 января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет.

Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению. С ним покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взрывом возмущения боярской междоусобицей и непомерной нуждой.

Результатом восстания было:

    освобождение царя от тяжелой опеки бояр и выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы служилого дворянства и верхушки городского посада.

    Образовалось правительство, основанное на компромиссе интересов различных сословий.

Ключевую роль в формировании новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. При его участии в окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое правительство - "Избранную раду". Речь идет, прежде всего, об Алексее Федоровиче Адашеве (неродовитом дворянине) и священнике Сильвестре, а также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном, боярах Шереметьеве, Висковатом и др. Это было фактическое правительство, которое осуществило под руководством царя ряд важных реформ.

Основными целями реформ были:

1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-феодальными порядками;

2) создать такую систему верховного правления, в которой царская власть была бы ограничена "мудрым советом";

3) создать могучее войско центрального подчинения;

4) активная внешняя политика, направленная на расширение земель, прежде всего, завоевание Поволжья.

Что было сделано для осуществления этих целей?

1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам

2) Отмена местничества и установление назначения на службу как государственной обязанности

3) Принятие нового Судебника 1550 г.

По которому:

    появились присяжные заседатели при каждом разбирательстве

    отменены феодальные иммунитеты

    введены тарханные грамоты (освобождение от налогов)

    создано единое законодательство, подтвердившее Юрьев день

4) Земская реформа , которая вводила вместо власти наместников местное выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное) избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители бывших уделов превращались в подданных одного государства

5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового обложения. Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на содержание стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп пленных

6) Реформа органов центрального управления , которая включала формирование системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский

7) Военная реформа , которая предусматривала формирование офицерского корпуса - 1070 дворян - опору царя и самодержавной власти и установила два вида службы - по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению).

По прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать каждый свободный человек, служба не являлась наследственной. Морского флота у Руси тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции. В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозного была арестована датским королём, корабли были конфискованы

8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предложил исправить церковное строение в нестяжательском духе. Собор во главе с Макарием не одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено незыблемым, покушавшиеся на него названы хищниками и разбойниками. Был достигнут компромисс: Собор разрешал монастырям покупать и продавать земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение

9) В 1552 и 1556 годах было присоединено Казанское и Астраханское ханства. Волжский путь стал русским.

Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить централизованное государство, но и превратить его в сословно-представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный. Путь, по которому вели государство члены "Избранной рады", мог привести к неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта фактически управляла страной. Такой пример пугал Грозного. Он перешел к решительным действиям и с целью укрепления самодержавия создал опричнину.

Опричнина.

Опричнина - это инструмент принуждения, с помощью которого царь укреплял свою власть:

    Главная идея- разделение государевых слуг на тех, кто "слугует близко", то есть верен, и на тех, кто не столь надёжен.

    Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть от покушений окружающих его и ненадёжных "сигликтов", следует пополнять из худородных низов.

    Возвышение служилого человека - из грязи в князи - должно навечно приковать его к царю. Отсюда не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных.

    На самых высоких постах служили и родовитые, но они были "прослоены" худородными.

В 1564 г. царь уезжает из Москвы в Александровскую слободу и объявляет, что покидает своё царство, потому, что "бояре и все приказные люди" чинили всякие убытки и населению страны, и государству. Цель - заручиться поддержкой посадских людей и выдвинуть свои условия возвращения. Чтобы " ударить челом государю и плакаться", в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав посланцев, Грозный согласился вернуться в Москву, но при условии, что отныне царь по своему усмотрению будет казнить тех, кого посчитает нужным без согласия церкви.

2 февраля 1565 г. царь Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Основными мероприятиями были:

1) выделение опричных территорий - государев удел;

2) формирование опричного корпуса;

3) формирование опричного двора - верховного руководства главными службами и учреждениями государства. В его подчинение вошли силовые ведомства (Разрядный, Ямской, Дворцовый, Казённый приказы). В опричнине была учреждена Боярская Дума (наряду с Земской боярской думой).

Все оппозиционные самодержавию силы были подвергнуты преследованиям. Жертвами опричного террора стали не только представители оппозиционного боярства, аристократии, но и независимо настроенные дворяне и дети боярские. Жертвами земельного террора, то есть земельных конфискаций стали землевладельцы всех категорий - все, кто оказался не близок царю, не доказал своей преданности. Стремясь создать впечатление всенародной поддержки своей политики, Грозный продолжал созывать Земские соборы из представителей всех слоёв землевладельцев, а также посада.

Указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. Жестокая расправа постигла земцев, обратившихся к царю с просьбой об отмене опричнины. Большинство членов Боярской думы (земской) были в годы опричнины уничтожены, Дума превратилась в покорную инстанцию.