Одинаковы ли атомы разных химических элементов. Чем отличаются атомы? Атомы различных элементов

В последнее время ислам из второй по счету мировой религии превратился в настоящую идеологию. Его влияние настолько сильно, что многие считают его одним из наиболее важных факторов политики. Вместе с тем данная религия достаточно неоднородна, и нередко между ее сторонниками возникают серьезные конфликты. Поэтому будет полезно разобраться, в чем состоят различия суннитов и шиитов, двух основных ветвей ислама. Их названия довольно часто упоминаются в новостях, и в то же время у большинства из нас очень смутное о данных течениях представление.

Сунниты

Приверженцы такого направления в исламе получили свое название из-за того, что главным для нах является «сунна» - совокупность устоев и правил, основанных на поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Данный источник объясняет сложные моменты из Корана и является к нему своеобразным дополнением. В этом и состоит ключевое различие между суннитами и шиитами. Отметим, что это направление является в мусульманстве доминирующим. В некоторых случаях следование «сунне» приобретает фанатичные, крайние формы. В качестве примера можно привести афганских талибов, которые особое внимание уделяли не только типу одежды, но и длине бороды у мужчин.

Шииты

Данное направление ислама допускает свободное толкование наставлений пророка. Впрочем, право на это имеют не все, а лишь избранные. Различия суннитов и шиитов включают в себя еще тот факт, что последние считаются более радикальными, их религиозным процессиям присущ определенный драматизм. Данная ветвь ислама является второй по численности и значению, а название ее сторонников означает «приверженцы». Но на этом различия суннитов и шиитов не заканчиваются. Последних нередко именуют «партией Али». Это связано с тем, что после того как умер пророк, в возник спор относительно того, кому следует передать власть. По мнению шиитов, халифом должен был стать Али бин Аби - ученик Мухаммеда и его ближайший родственник. Раскол произошел почти сразу после кончины пророка. После этого началась война, в ходе которой в 661 году Али был убит. Позднее его сыновья, Хусейн и Хасан, также погибли. При этом смерть первого из них, которая случилась в 680 году, до нынешнего времени воспринимается шиитами как историческая трагедия всех мусульман. В память об этом событии до сих пор в сторонники данного течения проводят эмоциональные траурные шествия, в ходе которых участники процессии бьют себя саблями и цепями.

В чем еще состоят различия суннитов и шиитов

Партия Али считает, что власть в халифате должна быть возвращена имамам - так они называют прямых потомков Али. Поскольку шииты верят в то, что верховная власть по своей сути божественна, они отвергают саму возможность выборов. Согласно их представлениям, имамы - это своего рода посредники между Аллахом и людьми. В противоположность этому сунниты считают, что поклоняться следует непосредственно самому Аллаху, и поэтому концепция с посредниками является для них чуждой. Впрочем, как бы ни отличались между собой различия между этими течениями во время хаджа забываются. Паломничество в Мекку - это важнейшее событие, которое объединяет всех мусульман, вне зависимости от того, какие у них могут быть различия в вере.

Представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты.

Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные . После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын , ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.

В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

Направления шиизма

Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.

С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане. Алжире и Ливии.

Суннизм

Суннизм — самое крупное направление в . Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — «люди Сунны и согласия общины». К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть. Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма. В рамках суннизма не возникали особые секты.

Вопрос: Расскажите поподробнее об убеждениях шиитов, в чем состоят их главные заблуждения?

Ответ: Большинство шиитов в наше время принадлежат к т.н. шиитам-имамитам («имами исна аш’ария »)*, которые разделяют следующие убеждения:

1. Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана

К примеру, Ат-Табраси, известный шиитский муфассир (толкователь Корана) (ум. в 620 г. хиджры), пишет в своей книге Аль-Ихтиядж:

ولو شرحت لك كلما أسقط وحرف وبدل مما يجري هذا المجرى لطال، وظهر ما يحظر التقية إظهاره من مناقب الأولياء ومثالب الأعداء

«Если б я мог бы объяснить вам все, что было опущено, изменено и подменено в Коране, это было бы очень длинным; и правило такыйи (сокрытия) запрещает подобное раскрытие» (Аль-Ихтиядж, с. 377).

Файз аль-Кашани, другой шиитский муфассир (ум. в 1091 г. хиджры) пишет в своем «Ат-Тафсир ас-Сави» после цитирования многих сообщений о предполагаемых искажениях Корана из основных шиитских источников, таких как тафсир Али ибн Ибрахима аль-Кумми (ум. в 307 г. хиджры) и аль-Кафи Мухаммада ибн Якуба аль-Кулени (ум. в 328 или 329 г. хиджры):

أقول: المستفاد من مجمع هذه الأخبار وغيرها من الروايات من طريق أهل البيت (عيهم السلام) إن القرآن الذي بين أظهرنا ليس بتمامه كما انزل على محمد (صلى الله عليه وآله وسلم) منه ما هو خلاف ما أنزل الله ومنه ما هو مغير ومحرف وإنه قد حذف عنه أشياء كثيرة منها اسم علي (عليه السلام) في كثير من المواضع ومنها غير ذلك وأنه ليس أيضا على الترتيب المرضي عند الله وعند رسوله (صلى الله عليه وآله وسلم) وبه قال علي بن إبراهيم

«Я говорю: то, что мы можем вывести из этих сообщений (вышеперечисленных авторов) и других, кроме них: что Коран, который находится сейчас в наших руках, не является тем самым полным Кораном, как он был ниспослан Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Часть его противоречит тому, что ниспослал Аллах, и часть его была изменена или искажена (к примеру, опущено имя Али во многих местах). Также следует (из вышеприведенного), что он (Коран) не был составлен в той последовательности, как это предпочли Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение). Это было высказано Али ибн Ибрагимом».

Али ибн Ибрагим - это один из известных ранних шиитских муфассиров. Так что, как видно, большие ученые шиитов придерживаются убеждения в искаженности Корана.

2. Обвинения в адрес первых трех праведных халифов Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах) и многих других сподвижников и жен Пророка (мир ему и благословение)

Шииты обвиняют первых трех праведных халифов в несправедливом захвате власти в умме мусульман (которая должна была якобы принадлежать Али, да будет доволен им Аллах), и многих сподвижников в искажении религии.

Мы знаем, что Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) являлись самыми близкими сподвижниками и друзьями Пророка (мир ему и благословение). Их самопожертвование, храбрость и поддержка религии известны из многих исторических фактов. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) называл их в числе десяти сподвижников, которым был при жизни обещан Рай. Шииты, однако, называют Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) лицемерами (мунафиками), предназначенными адскому огню, и произносят проклятия и оскорбления в их адрес. Многие ученые Ахлю-Сунна считают подобные убеждения неверием .

Также шииты питают особую нелюбовь к жене Пророка (мир ему и благословение) Аише (да будет доволен ей Аллах), в частности, они считают ее виновной в прелюбодеянии (в истории с ожерельем , когда ее оклеветали, но Аллах оправдал ее) .

3. Особая роль имама Али и его жены Фатимы (да будет доволен ими Аллах)

Им приписывают особые знания или качества. В некоторых шиитских источниках даже приводится мнение, что якобы ангел Джибриль по ошибке передал откровение Мухаммаду (мир ему и благословение) вместе Али.

Во время произнесения азана и икамата (призыва к молитве) шииты после слов "Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛЛях" добавляют слова «Ашхаду анна Алиян валийуллах (свидетельствую, что Али правитель от имени Аллаха)».

4. Имамат - вера в особый статус 12 имамов (преемников Пророка, мир ему и благословение)

Шииты верят, что после смерти Пророка (мир ему и благословение) руководство исламской общиной перешло к Али (да будет доволен им Аллах) и его потомкам - непогрешимым имамам.

Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты, сейчас находится «в сокрытии» (в ином мире, откуда посылает некие сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины - аятоллам). Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам Махди (который появится незадолго до Судного дня). Каждый имам наделен особыми полномочиями, практически равными пророческим - они обладают явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны, как и пророки и т.д.

Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов.

5. Дозволение мут"а - временного брака

В языческом обществе доисламской Аравии существовал т.н. временный брак - когда мужчина мог взять в жены женщину на определенный срок (неделю, месяц, даже на один час) за определенную плату. Такой брак оставался дозволенным некоторое время после ниспослания Откровения, но потом был запрещен Всевышним через Пророка (мир ему и благословение), который сказал:

«Люди, я [было] разрешил вам временный брак [в период долгих и продолжительных походов]. Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света» (Муслим, Ахмад и аль-Байхакы).

Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал:

«Поистине, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара» (Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).

Однако шииты-имамиты считают подобный брак дозволенным (и отвергают хадисы, в которых он был запрещен). Для заключения временного брака достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот «брак» без процедуры развода. Фактически, подобный «брак» напоминает завуалированное прелюбодеяние.

6. Такыйя - сокрытие своих истинных убеждений

По мнению ученых-суннитов, мусульманину разрешается скрыть свою веру (и даже назвать себя немусульманином), только если его жизни угрожает реальная опасность. Однако, по мнению ученых-шиитов, человек может скрыть свои убеждения во многих случаях - если ему это по какой-то причине выгодно или удобно.

В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников).

7. Также шииты известны своими траурными церемониями, которые они проводят в день Ашура, когда, по преданию, был убит имам Хусейн (да будет доволен им Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение). В этот день, чтобы показать свою скорбь, многие шииты наносят себе ранения и увечья. Подобные вещи исламские ученые также осуждают, считая это фанатизмом и крайностями.

Дискуссии с шиитами по вопросам их убеждений вести сложно, поскольку аяты Корана они толкуют по-своему, в свете своих убеждений, а сборники хадисов, признанные в суннитском мире (к примеру, т.н. Кутуб Ситта - шесть сборников хадисов) не признают, поскольку они были переданы сподвижниками, которые, по их мнению, не заслуживают доверия. Они имеют свои сборники хадисов (многие из которых, нужно отметить, сфабрикованные и ложные).

По мнению многих ученых-суннитов, людей, разделяющих подобные убеждения, нельзя назвать верующими

Пожалуй, ни одна религия за свою историю не избежала раскола, приведшего к формированию новых течений внутри единого учения. Ислам не является исключением: в настоящее время насчитывается с полдесятка основных его направлений, возникших в разные эпохи и при разных обстоятельствах.

В VII веке два варианта учения раскололи ислам: шиизм и суннизм. Произошло это из-за противоречий в вопросе передачи верховной власти. Проблема возникла практически сразу после смерти пророка Мухаммеда, не оставившего никаких распоряжений на данный счёт.

Вопрос власти

Мухаммед считается последним из ниспосланных людям пророков, которые устанавливали связь между небом и землёй, Богом и человеком. Поскольку в раннем исламе светская власть была практически неотделима от религиозной, обе эти сферы регулировались одним человеком - пророком.

После община раскололась на несколько направлений, по-разному решавших вопрос передачи власти. Шиизм предлагал наследственный принцип. Суннизм - это право голоса общины, избиравшей религиозного и светского предводителя.

Шиизм

Шииты настаивали на том, что власть должна переходить по праву крови, поскольку только родственник может прикоснуться к благодати, ниспосланной на пророка. Представители течения избрали новым имамом двоюродного брата Мухаммеда, возлагая на него надежды по восстановлению справедливости в общине. Согласно легенде, Мухаммед назвал шиитами тех, кто последует за его братом.

Али ибн Абу Талиб правил всего пять лет и не смог за это время достичь заметных улучшений, поскольку верховную власть приходилось защищать и отстаивать. Однако в среде шиитов имам Али пользуется большим авторитетом и почётом: приверженцы направления добавляют в посвящённую пророку Мухаммеду и имаму Али («Два светила»). Одна из шиитских сект напрямую обожествляет Али, героя многих народных сказаний и песен.

Во что верят шииты

После убийства первого шиитского имама власть была передана сыновьям Али от дочери Мухаммеда. Их участь оказалась также трагической, однако они положили начало шиитской династии имамов, просуществовавшей до XII века.

Оппонент суннизма, шиизм, не имел политической власти, однако глубоко укоренился в духовной сфере. После исчезновения двенадцатого имама возникло учение о «сокрытом имаме», который вернётся на землю подобно Христу у православных.

В настоящее время шиизм является государственной религией Ирана - число последователей составляет примерно 90 % всего населения. В Ираке и Йемене примерно половина жителей придерживаются шиизма. Заметно влияние шиитов также и в Ливане.

Суннизм

Суннизм - это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Представители данного течения после смерти Мухаммеда настаивали на том, что управление как духовной, так и светской сферами жизни должно концентрироваться в руках уммы - религиозной общины, которая избирает из своего числа предводителя.

Суннитские улемы - хранители правоверия - отличаются ревностным следованием традициям, древним письменным источникам. Поэтому наряду с Кораном большое значение играет Сунна - свод текстов о жизни последнего пророка. На основе этих текстов первые улемы выработали свод правил, догматов, следование которым означает движение правильным путём. Суннизм - это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине.

В настоящее время суннизм - наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 80 % всех мусульман.

Сунна

Что такое суннизм, проще будет понять, если разобраться в происхождении термина. Сунниты - это последователи Сунны.

Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны - иллюстрация обычаев и традиций благородной старины. Суннизм - это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами.

Сунна почитается в Исламе наряду с Кораном, её обучению отводится немаловажная роль в богословском воспитании. Шииты - единственные из мусульман - отрицают авторитет Сунны.

Течения суннизма

Уже в VIII веке разногласия в вопросах веры сформировали два направления суннизма: мурджииты и мутазилиты. В IX веке возникло также движение ханбалитов, отличавшееся неукоснительным следованием не только духу, но и букве религиозного предания. Ханбалиты устанавливали чёткие рамки дозволенного и недозволенного, а также полностью регламентировали жизнь мусульман. Таким образом они добивались чистоты веры.

Отложить до Судного дня

Мурджииты - «откладыватели» - не решали вопрос власти, а предлагали отложить его до встречи с Аллахом. Акцент последователи течения делали на искренность веры во Всевышнего, которая и является признаком истинного мусульманина. По их мнению, мусульманин остаётся им же даже после совершения греха, если он сохраняет чистую веру в Аллаха. Также его грех не вечен: он искупит его страданиями и покинет ад.

Первые шаги богословия

Мутазалиты - отделившиеся - возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.

Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.

Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии - он и не правоверный, но и не неверный. Именно Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.

Суннизм и шиизм: различия

Основное различие шиитов и суннитов - это вопрос об источнике власти. Первые полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, вторые - на традицию и решение общины. Для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере.

Шииты верят, что через имама свершается воля Бога, подобно тому как у католиков она персонифицируется в образе Папы Римского. Важно, что власть передаётся по наследству, поскольку лишь те, кто связан кровным родством с последним пророком Мухаммедом, несут на себе благословение Всевышнего. После исчезновения последнего имама власть была передана улемам - учёным и богословам, которые выступают как коллективный представитель пропавшего имама, ожидаемого шиитами подобно Христу у христиан.

Различие направлений проявляется также в том, что для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.

Шииты отрицают авторитет первых трёх халифов - сподвижников Мухаммеда. Сунниты, со своей стороны, считают их за это еретиками, которые поклоняются двенадцати имамам, менее знакомым с пророком. Также существует положение исламского права, согласно которому лишь общее решение авторитетных лиц имеет решающее значение в религиозных вопросах. На этом и основываются сунниты, избирая верховного правителя голосованием общины.

Существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается. Также у шиитов, например, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.

Суннизм и шиизм на сегодняшний день - наиболее распространённые течения ислама. Особняком стоит суфизм - система мистических и религиозных представлений, сформировавшаяся на основе аскетизма, отказа от мирской жизни и строгого следования заветам веры.

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) - сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) - (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али - шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

Сунниты (полное наименование - Ахлюс-сунна уаль-джама`а - «Люди сунны и согласия общины») - наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу - запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Шиизм - исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых - имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка - имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов - Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана - призыва на молитву - шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.