Основные характеристики физического развития человека. Физическая подготовленность и физическая готовность

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

В понятие физическое развитие входит морфофункциональная конституция человека. Конституция человека – комплекс индивидуальных физиологических и анатомических особенностей организма человека, которые складываются на основе наследственных и приобретенных под влиянием социальных и природных условий свойств.

Физическое развитие зависит от генетических факторов, при этом существенную роль играет наследственность в особенностях динамики физического развития и телосложения, и условий внешней среды (социальные, климатические географические и др.).
Для определения физического развития проводят антропометрические измерения, а для его оценки используют различные индексы. Индексы – указатели физического развития, представляющие собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Исследование уровня физического развития детей и подростков проводят по методу определения сигмальных отклонений. Использование данного метода основано на сравнении показателей физического развития обследуемого (рост, вес, ОГК и др.) со средними арифметическими величинами этих признаков (M), взятыми из таблицы стандартов.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока- Бругша:, согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

Масса тела (вес) для взрослых рассчитывается по формуле Бернгарда:

Вес = (рост х объем груди) / 240

Формула дает возможность учитывать особенности телосложения.

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кг.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

Определение толщины кожно-жировых складок. Для измерения толщины кожно-жировых складок применяют специальный прибор, называемый калипером. При измерениях особое внимание следует обратить на его тарировку. Давление ножками калипера не должно превышать 10 г на 1 мм 2 поверхности кожи. Площадь захватываемой пальцами кожи должна быть не менее 20-40 мм 2 . Измерения должны осуществляться в строго установленных местах. Обычно определяют толщину 8 продольных кожно-жировых складок:

1. в области спины – под нижним углом лопатки;

2. в области груди – по подмышечному краю большой грудной мышцы;

3. в области живота – справа вблизи пупка;

4. на передней поверхности плеча – над двуглавой мышцей (примерно на середине плеча);

5. на задней поверхности плеча – над трёхглавой мышцей плеча (примерно на середине плеча);

6. на тыльной поверхности кисти – на середине ΙΙΙ пястной кости;

7. на передней поверхности бедра – над прямой мышцей бедра, несколько ниже паховой связки;

8. на задней поверхности голени в области наружной головки икроножной мышцы.

К антропометрическому инструментарию относят:

1. металлический штанговый антропометр системы Мартина, который одновременно может служить как штанговый циркуль;

2. деревянный станковый ростомер;

3. большой и малый толстотные циркули;

4. скользящий циркуль;

5. миллиметровые (металлические, полотняные или прорезиненные) ленты длиной до 1,5-2 м;

6. весы медицинские с точностью измерения до 50 г;

7. калипер;

8. динамометры (кистевой, становой);

9. гониометры;

10. стопомеры.

Металлический штанговый антропометр Мартина и деревянный станковый ростомер позволяют определить с высокой степенью точности (до 0,2-0,5 см) длину тела испытуемого в положении стоя или сидя. Кроме того, с помощью металлического антропометра можно определить продольные размеры тела (длину плеча, предплечья, кисти, всей верхней конечности, бедра, голени, всей нижней конечности и т.п.), чего нельзя сделать деревянным ростомером.

Толстотный и скользящий циркули используются для определения сквозных размеров, т.е. расстояний между двумя точками в проекции на линию, параллельную измеряемой оси. Толстотные циркули в отличие от скользящих, напоминающих штанговые циркули, имеют дугообразно изогнутые ножки, позволяющие измерить расстояния между точками тела, которые лежат глубже, чем окружающие их участки тела, и которые не могут быть фиксированы прямыми ножками скользящего или штангового циркуля.

Миллиметровые металлические или прорезиненные полотняные ленты применяются для определения периметров (окружностей, обхватов) тела и его сегментов.

Калипер служит для измерения толщины кожно-жировых складок. Этот прибор имеет специально оттарированную пружину, которая даёт возможность в каждом конкретном случае производить идентичное давление на складку

Динамометры (кистевые, становые) используются в последнее время для измерения силы не только мышц-сгибателей кисти и мышц-разгибателей туловища, но и многих других групп мышц (рис. 7).

Гониометры (Моллизона, Гамбурцева, Сермеева, Яцкевича) – приборы для определения подвижности в суставах в градусах. Суммарная подвижность во всех исследованных суставах позволяет характеризовать такое физическое качество человека, как гибкость.

Закономерности физического развития.

Анатомо-физиологические особенности детей грудного, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Медико-психологические особенности работы с детьми грудного и раннего возраста

Под физическим развитием (ФР) понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммировано наследственными механизмами.

Закономерности физического развития.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая скорость в раннем возрасте. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода.

2. Неравномерность скорости роста:

Максимально в 1-4 г. масса

Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при избыточном или длительном влиянии неблагоприятных факторов.

3. Непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

4. Половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период наступает на 2 года раньше, но мальчики имеют более высокие показатели роста.

Критические периоды. Влияние факторов внешней среды на физическое развитие.

Для роста плода: - здоровье матери, полноценное питание, образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты.

После рождения ребенка: - рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточный сон, эмоциональный комфорт, доброжелательность окружающих, оптимальная информационная нагрузка.

Средние показатели физического развития. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны:

масса 3300 (девочки)

масса 3500 (мальчики)

50-52 см – рост

34-35 – голова

33-35 – грудь.

Индивидуальные различия могут быть значительными (например вес 2500-4000 и др.).

Динамика показателей расчетным методом. Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели массы m

Масса тела = m 6мес + 400 г. (на каждый след. месяц)

(для детей 1-го года) (8200-8400) - 800 г. (на каждый недостающий)

M тела = m 5лет + 3 кг (на каждый последующий год)

(после года) с 2-11 лет (19 кг) - 2 кг (на каждый последующий год)

m тела = (возраст х 5) – 20 кг

Длина тела

L тела = L 6мес. - 2,5 см (на недостающий месяц)

(до 1 года) (66см) + 1,5 см (на каждый последующий)

L тела = L 4года - 8 см (на недостающий год)

после 1 года (100см) + 7 см (последующий год)

L тела = L 8лет - 7 см (на недостающий)

(после 6 лет) (130см) + 5 см (на последующий)

Окружность груди

О к гр. = О к гр.в 6мес. - 2 см (на недостающий месяц)

(первого года) (45 см) + 0,5 см (на последующий год)

О к гр. = О к гр.10 лет - 1,5 (на недостающий год)

(после 1 года) (63 см) + 3 (на последующий год).

Окружность головы

О к гол. = О к гол.6мес. - 1,5 см (недостающий месяц)

(1 года жизни) (43 см) + 0,5 см (последующий)

О к гол. = О к гол 5лет. - 1 см (на недостающий)

(после года) (50 см) + 0,6 см (на последующий).

Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц. Они позволяют определить уровень и гармоничность ФР.

В срединной зоне (25-75 цент.) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10 до 25 и от 75 до 90 – величины, свидетельствующие о ниже среднем или выше среднем ФР, и в зоне от 3 до 10 и от 90-97 – показатели низкого или высокого развития.

Величины < 3 и > 97 центилии - область очень низких и очень высоких показателей.

Для оценки ФР необходимо:

1. Провести антропометрию.

2. Определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (определяют центильный коридор) – 2 наиболее близкие величины.

3. Определить гармоничность по таблице.

4. Сделать запись: дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в см и кг, а в скобках (номер центильной зоны), дать заключение о физическом развитии.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

  • Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

  • Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателœем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целœесообразно проводить утром натощак.

Для определœения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

  • Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

  • Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

  • Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определœение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кᴦ.

К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

  • Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

  • Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).

  • Динамометрия – определœение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кᴦ.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.

Для определœения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

  • Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

  • Тип телосложения – характеризуется шириной скелœетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

  • Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).

Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

Надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

  • Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

  • Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

  • Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.

Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

  • Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

  • Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения. 3. Оценка функциональной тренированности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.

При изучении функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам наиболее важно состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изучение данных систем проводится с помощью различных физиологических и функциональных проб :

  • Пульс покоя (ЧСС)

Измеряется при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку. Как правило, замеряется по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту) путём умножения на 4.

ЧСС в покое в среднем :

У мужчин 55-70 уд/мин;

У женщин 60-75 уд/мин.

При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

  • Артериальное давление

Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление:

Систолическое давление (макс) - ϶ᴛᴏ давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сер­дечного цикла.

Диастолическое давление (мин) – определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протя­жении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102 + (0,6 х кол-во лет)

мин. АД = 63 + (0,5 х кол-во лет)

Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются:

Систолическое – от 100 до 129 мм рт.ст.,

Диастолическое – от 60 до 79 мм рт.ст.

Артериальное давление выше 130 мм рт.ст. для систолического и выше 80 мм рт.ст. для диастолического принято называть гипертоническим (ᴛ.ᴇ. повышенным), ниже 100 и 60 мм рт.ст. соответственно –гипотоническим (ᴛ.ᴇ. пониженным).

  • Ортостатическая проба

При проведении ортостатической пробы выявляется реакция организма на спокойный переход из положения лёжа в положение стоя. Определяется разница ЧСС в положении лежа и после спокойного вставания.

Проба проводится следующим образом:

Занимающийся лежит на спинœе, у него определяют ЧСС (до получения стабильных значений). После этого занимающийся плавно встает, и вновь измеряется ЧСС.

В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Считается, что учащение его более чем на 20 уд/мин свидетельствует о недостаточной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы.

  • Тест Руффье-Диксона

При проведении этого теста выявляется реакция сердечно-сосудистой системы на умеренную нагрузку.

Тест проводится следующим образом:

Занимающийся отдыхает в положении сидя 5 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 10 сек. Далее выполняется 20 глубоких приседаний за 40 сек. Сразу после приседаний в положении сидя вновь подсчитывается ЧСС за 10 сек. В третий раз ЧСС подсчитывается через минуту отдыха, также в положении сидя. Показатели определяются следующим образом:

индекс = 6 х (P 1 + P 2 + P 3) – 200
10

где P 1 – пульс в покое; P 2 – пульс после 20 приседаний; P 3 – пульс через минуту отдыха.

Оценка для мужчин и женщин :

атлетическое сердце – 0;

«отлично» (очень хорошее сердце) – 0,1-5,0;

«хорошо» (хорошее сердце) – 5,1-10,0;

«удовлетворительно» (сердечная недостаточность) – 10,1-15,0;

«плохо» (сердечная недостаточность сильной степени) – более 15,1. 4. Самоконтроль

САМОКОНТРОЛЬ – метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья. Чтобы самоконтроль был эффективным, крайне важно иметь представление об энергетических затратах организма при нагрузке, знать временные интервалы отдыха, а также приемы, средства и методы эффективного восстановления функциональных возможностей организма.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателœей. 4.1. Субъективные показатели самоконтроля

К субъективным показателям самоконтроля относятся:

  • Настроение

Настроение является существенным показателœем, отражающим психическое состояние занимающихся.

Хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен;

Удовлетворительным при неустойчивом эмоциональном состоянии;

Неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Занятия физической культурой оздоровительной направленности всœегда должны достав­лять удовольствие.

  • Самочувствие

Самочувствие является одним из важных показателœей физического состояния, влияния физических упражнений на организм.

Самочувствие может быть:

Хорошим (чувство силы и бодрости, желание заниматься);

Удовлетворительным (вялость, упадок сил);

Неудовлетворительным (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое);

Плохим (как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки).

  • Болевые ощущения

Характеризуются болями в мышцах, головными болями, болями в правом или левом боку и т.д.

При характеристике сна отмечается его продолжительность, глубина, наличие нарушений (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Сон является наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями. Он имеет решающее значение для восстановления нерв­ной системы. Глубокий, крепкий, быстро наступающий сон вызывает чувство бодрости, прилив сил.

  • Аппетит

Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.

Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит неустойчив – он легко нарушается при недомоганиях, болезнях, переутомлении. В случае чрезмерной интенсивности нагрузки аппетит может резко снизиться. Самочувствие человека по субъективным показателям может быть оценено следующим образом:

Таблица 1

Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по Танбиану Н.Б.)

Признак утомления Степень утомления
небольшая значительная резкая (большая)
Окраска кожи небольшое покраснение значительное покраснение резкое покрасне­ние или побледнение, синюшность
Потливость небольшая большая (плечевой пояс) очень большая (всœе туловище), появление соли на висках, на ру­башке, майке
Движение быстрая походка неуверенный шаг, покачивание резкие покачи­вания, отставание при ходьбе, беге
Внимание хорошее, безошибочное выполнение указаний неточность в выпол­нении команды, ошибки при пере­мене направлений замедленное вы­полнение команд, воспринимаются только громкие команды
Самочувствие никаких жалоб жалобы на усталость, боли в но­гах, одышку, сердцебиение жалобы на уста­лость, боли в но­гах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, рвоту

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.

Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

Физическое развитие это:

Физическое развитие I Физи́ческое разви́тие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф. р. Изучение последнего основывается на использовании антропометрических методов (см. Антропометрия) исследования таких показателей, как Рост, Вес тела, степень полового созревания (Половое созревание) и др., оценке их соответствия Полу и Возрасту обследуемого с помощью ростовесовых таблиц. Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья. Определенное влияние на Ф. р. оказывают наследственность, социально-экономические условия, питание, занятия физической культурой. Наиболее важное значение имеет оценка Ф. р. у детей и подростков при проведении диспансеризации, позволяющая выявить наиболее ранние признаки таких заболеваний, как ожирение, нанизм, гигантизм, гипогонадизм, преждевременное половое развитие, а также нарушения питания, чрезмерную физическую нагрузку, неблагоприятные социально-бытовые условия. II Физи́ческое разви́тие 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения.

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг.

Исследование и оценка физического развития человека

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения - антропометрия (соматометрия).

При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр. Позвоночник осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагитальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при 0-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной - один ко-ленный сустав заходит за другой.

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке. Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография).

Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.

Форма грудной клетки , соответственно конституциональным типам, бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гитерстеническая. Чаще грудная клетка бывает смешанной формы.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его частоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и т.д. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

Степень полового созревания - важная часть характеристики физического развития школьников; она определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области. Кроме того, у девочек, - по развитию молочной железы и времени появления менструаций, у юношей -по развитию волосяного покрова на лице, кадыке и мутации голоса.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. Конституция - это особенности те-лосложения человека. Выделяют три типа конституции (рис. 7): гиперстенический, астенический и нормостенический..

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продоль-ных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.

Нормостенический тип телосложения характеризуется пропорционально-стью.

Различают также основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение со-отношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и другие показатели состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Рост стоя и сидя измеряется ростомером. Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Окружности головы, груди, плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой, Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряет-ся она ручным динамометром (в кг), Становая сила определяет силу разгибателей мышц спины; измеряется она становым динамометром.

К настоящему времени разработано большое количество схем, шкал, типов, классификаций для определения и характеристики общих размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека.

В последние годы появились оценочные индексы, выведенные путем сопоставления разных антропометрических признаков. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр.

Это такие индексы как: жизненный индекс = ЖЕЛ (мл) / вес (кг), росто-весовой индекс Кетле = вес (гр) / рост (см) и другие.

Так показатель крепости телосложения (по Пинье) выражает разницу между ро-стом стоя и суммой массы тела с окружностью грудной клетки: Х = Р - (В + О), где Х-индекс, Р- рост (см), В - масса тела (кг), О-окружность груди в фазе выдоха (см). Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Разность меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 -среднее, от 26 до 35 -слабое, более 36 -очень слабое.

Физическое развитие, методы оценки

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.

Определить уровень и особенности физического развития можно с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой; жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (M – mediana) и среднее квадратическое отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если возьмем средний рост студентов 173 см (M ) ± 6,0 (S ), то большинство обследованных (68–75%) имеют рост от 167 см (173 – 6,0) до 179 см (173 + 6,0).

Для оценки по стандартам сначала определяется, на сколько показатели обследуемого больше или меньше аналогичных показателей по стандартам. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам M = 173 см (при S = ±6,0), значит рост данного студента на 8,5 см выше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S.

Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше –2,0 (очень низкое); от –1,0 до –2,0 (низкое); от –0,6 до –1,0 (ниже среднего); от –0,5 до +0,5 (среднее); от +0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое); больше +2,0 (очень высокое). В нашем примере получаем частное 8,5: 6,0 =1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке «высокий».

Индексы физического развития – показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, с жизненной емкостью легких, с силой и т. п.). Разные индексы включают разное число признаков: простые – 2 признака, сложные – больше. Приведем наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (по Кетле) определяется делением данных веса (г) на данные роста (см). Средними показателями считаются 350–400 г (мужчины) и 325–375 г (женщины).

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и вычислить идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом:

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин 60 мл/кг, женщин – 50 мл/кг, спортсменов – 68 – 70 мл/кг, спортсменок – 57 – 60 мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателей силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: силы кисти – 70–75% веса (мужчины), 50–60% (женщины), 75–81% (спортсмены), 60–70% (спортсменки).

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

В норме КП = 87 – 92%. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. КП женщин несколько ниже мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель равен 181 – (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

Оценка физического развития

Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов). Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.

Методы оценки физического развития

Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) осно­ван на сравнении показателей физического развития обследуемого со сред­ними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандарт­ных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного ре­гиона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариаци­онно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сиг­му - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней ве­личины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравни­вают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно су­дить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемо­го совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:

    высокий, превышающий М± 2 δ;

    выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;

    средний, в пределах М± 1 δ;

    ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;

    низкий, менее М-2 δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями фи­зического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.

Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.

Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления ко­эффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, ок­ружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением ве­личины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического раз­вития данным методом заключается в том, что оценка производится не толь­ко по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между со­бой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окруж­ности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов рег­рессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Тре­тий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центи­лей называют центильной вероятностью и обозначают в процен­тах. Между фиксированными центильными вероятностями обра­зуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:

центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97

центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака при­нимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными ин­тервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об уве­личении изучаемого показателя по сравнению с его средним зна­чением.

Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каж­дого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным ин­тервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого то­нуса.

Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограм­мами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям: длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физиче­ском развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):

    дети с нормальным физическим развитием (длина тел пределах 3 -6-го центрального интервала, масса тела в пределах 4 -5-го центиля);

    дети, относящиеся к группе риска и имеющие дисгармоничное физическое развитие (массу тела, несоответствующе длине, дефицит или избыток массы тела), а также дети, имеющие низкие или высокие значения длины тела;

    дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Их можно разделить на несколько групп:

Очень низкая масса тела при любом росте;

Очень высокая масса тела при любом росте;

Очень низкий рост независимо от массы тела;

Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

Таблица 1. Комплексная оценка физического развития

Биологиче­ский уровень

Схема

Морфофунк-циональное

состояние

Масса тела

и окружность груди

Функцио­нальный

показатель

Соответствует возрасту

Гармоничное

М ± δ R и более за

счет развития

мускулатуры

Опережает

Дисгармо­ничное

от М-1,1 δ R

до М-2 δ R

от М+1,1 δ R

до М+2 δ R за счет

повышенного

жироотложения

до М-2 δ

от возраста

дисгармонич­ное

От М - 2,1 δ R

от М+2,1 δ R

и выше за счет избыточного жироотложения

от М-2,1 δ и ниже

Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма человека на протяжении его жизни. Для изучения и характеристики физического развития условно выбирают ряд общих признаков, поддаю­щихся объективному учету и относительно простому измерению: показатели роста, веса тела, окружности грудной клетки, спирометрии, динамометрии, определения соматотипа и другие (см. ). В этих же целях применяют нормативы физической подготовленности. Исходной пред­посылкой физического развития являются естественные жизнен­ные силы, задатки, которыми человек наделен от природы. Однако направление физического развития, его харак­тер и то, какие качества, признаки приобретает человек, определяются всей совокупностью условий его жизни. Решающую роль при этом играют обще­ственные условия - условия материальной жизни, трудовая деятельность, воспитание, гигиенические усло­вия и так далее.

Физическое развитие осуществляется по объективным законам: по законам единства организма и условий жизни, единства наследственности и изменчивости, взаим­ной связи функциональных и морфология, изменений, по законам возрастной смены фаз и периодов раз­вития и так далее. Физическое развитие проходит ряд последовательных периодов и этапов. В настоящее время пока еще нет общепринятой периодизации физического развития. Обобщая данные различных авторов, можно с известной условностью выделить следующие основные возрастные периоды и этапы развития человека:

  • Периоды становления форм и функций организма

1. Период внутриутробного развития - до 9 месяцев (по X. Фирордту).
2. Период новорожденного - от 1 до 5 недель после рожде­ния.
3. Период детства - до 6-го го­да жизни (по X. Фирордту).
4. Период отрочества - от 7-го до 15-го года жизни (по X. Фирордту).
5. Период юности - от 16-го до 20-го года жизни (по X. Фирордту).

  • Зрелость

6. Первый период зрелости - 20-40 лет.
7. Второй период зрелости (сред­ний возраст) - 40-55 лет (мужчины); 40-50 лет (жен­щины) (по И. М. Саркизову-Серазини).

  • Старение

8. Первый период старения (пожилой возраст) - 55-65 лет (мужчины); 50-60 лет (жен­щины) (по И. М. Саркизову- Серазини).
9. Второй период старения (старший возраст) - 65 лет (мужчины); старше 60 лет (женщины).

Каждый из перечисленных периодов характери­зуется количественными и качественными особен­ностями физического развития. В периоды становления организма наблюдаются прогрессивные изменения всех приз­наков физического развития. Периоды зрелости характеризуются вначале все большим уменьшением степени морфо­логических и функциональных изменений, а затем - относительной стабилизацией большинства признаков физического развития (показателей роста, размеров тела, веса и другого).

Физическое развитие происходит постепенно, но неравномерно. Как видно из приводимых данных (см. таблицы 1-4), наиболее высокие темпы физического развития наблюдаются в первые периоды жизни. За относительно неболь­шие отрезки времени происходят наиболее значитель­ные изменения форм и функций. Вместе с тем в эти периоды организм наиболее пластичен, то есть наиболее легко поддается изменениям под влиянием тех или иных внешних условий. Поэтому в годы становления организма имеются наиболее благоприятные воз­можности для направленных воздействий на про­цесс физического развития для физического воспитания. Нельзя отменить объективные законы физического развития, но можно использовать их в целях «управления» процессом физического развития так, чтобы придать ему направление, необходимое для полно­ценной жизни (в частности, отодвинуть наступление периодов старения), обеспечить гармоничное совершен­ствование всех органов и систем, приобрести физические способности, необходимые для творческого труда.

Первостепенную роль в решении данной проблемы играет . Оно включает сис­тему педагогически-организованных воздействий на физическое развитие, которые осуществляются посредством физиче­ских упражнений, оздоравливающих факторов при­роды - солнечных облучений, свойств воздуха и воды и гигиенических условий (режим быта и другие). Основным средством при этом служат физические уп­ражнения. Значение их как фактора воздействия на физическое развитие наглядно выявляется при сопоставлении пока­зателей физического развития у лиц, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями (см. табл. 5). Систематически выполняя разнообразные физические упражнения, человек целесообразно изменяет, повышает свои функциональные возможности. А это, в свою очередь, ведет к изменению форм строения ор­ганизма (в соответствии с формообразующей ролью функции).

Советская система физического воспитания решает за­дачу всестороннего физического развития человека. Этого требуют интересы общественного прогресса, стро­ительства нового, коммунистического общества, в котором люди должны гармонически сочетать духовное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Неуклонное повышение материального благосос­тояния народа, бурный рост всех отраслей культуры, совершенствование системы воспитания обеспечивает в социалистическом обществе небывалые условия для улучшения показателей физического развития населения.

Табл.1. - Изменение роста, веса и окруж­ности груди
человека от рождения до 18 лет*.
Возраст (в годах) Рост (в см) Вес (в кг) Окружность груди (в см)
муж. жен. муж. жен. муж. жен.
При рождении 50,8 50,2 3,5 3,3 36,3 35,9
1 75,3 74,0 10,5 10,0 48,9 47,7
2 85,9 85,0 12,7 12,1 51,8 50,0
3 93,8 92,9 14,6 14,3 53,2 52,3
4 100,0 99,6 15,9 15,4 54,1 53,1
5 107,3 106,1 17,8 17,5 55,8 54,9
6 114,0 112,4 20,4 19,9 57,6 56,6
7 123,2 122,3 24,0 23,8 58,8 57,4
8 124,9 123,9 24,4 24,8 59,4 58,2
9 131,0 130,3 27,8 27,4 62,0 59,3
10 136,1 136,0 30,4 30,8 64,0 62,6
11 140,5 140,6 32,8 32,7 66,0 64,3
12 144,5 149,0 35,5 38,5 66,3 67,5
13 150,2 154,0 39,4 42,7 69,6 69,7
14 158,7 156,5 46,1 46,8 73,1 72,3
15 164,8 159,3 52,2 51,3 76,3 74,3
16 167,2 159,5 56,4 53,0 80,5 76,3
17 171,1 160,2 60,1 55,1 81,4 77,3
18 172,0 161,0 61,5 55,3 84,5 79,1
* По материалам сотрудников Института педиатрии и дру­гих авторов, обобщенным В. И. Хлопковым. Данные отно­сятся к детям и юношам г. Москвы (1956-58 гг.).
Табл. 2. - Изменение мышечной силы от 6 до 30 лет (по наиболь­шему грузу, поднимаемому обеими руками)*
Возраст (в годах) Показатели (в кг)
муж. жен.
6 10,3
7 14,0 -
8 17,0 11.8
9 20,0 15,5
10 26,0 16,2
11 29,8 19,5
12 33,6 23,0
13 39,8 26,7
14 47,9 33,4
15 57,1 35,6
16 63,9 37,7
20 84,3 45,2
30 89,0 52,6
* По средним данным X. Фирордта.
Табл. 3. - Изменение жизненной емкости легких с 4 до 17 лет*.
Возраст (в годах) Жизненная емкость (в см куб.)
муж. жен.
4 1100
5 1200
6 1200 1100
7 1400 1200
8 1600 1300
9 1700 1450
10 1800 1650
11 2100 1800
12 2200 2000
13 2200 2100
14 2700 2400
15 3200 2700
16 4200 2800
17 4000 3000
* По средним данным Н. А. Шалкова.
Табл. 4. - Изменение с возрастом ударного объема сердца (количества крови, нагнетаемого сердцем в сосуды при каждом сокращении) *.
Возраст Объём (в см куб.)
Новорожденный 2,5
1 год 10,2
7 лет 28,0
12 лет 41,0
Взрослые 60 и более
*По данным С. Е. Советова
Табл. 5. - Некоторые показатели физического развития юношей, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями. *
15-16 лет 17-18 лет 19-20 лет
Показатели физического развития занимаю
щиеся
незанимаю
щиеся
занимаю
щиеся
незанимаю
щиеся
занимаю
щиеся
незанимаю
щиеся
Вес (в кг) 53,6 48,9 59,0 52,0 64,8 58,0
Рост (в см) 160,8 157,2 166,8 159,0 169,4 165,0
Окружность грудной клетки (в см) 76,8 71,3 85,6 80,9 89,3 86,6
Сила правой кисти (в кг) 42,0 34,0 45,8 37,0 48,1 42,5
Становая сила (в кг) 131,3 110 137,5 114,5 159,1 120,0
Спирометрия (в см куб.) 3750 3235 4320 3356 4650 3750
* По средним данным (ООО исследований) С. Л. Летунова и Р. Е. Мотылпнской.