Особенности быта населения жилища традиции ливии. Население ливии

«Австрия природа и ее охрана» 3 класс кратко расскажет как охраняют природу в Австрии . Также информация о природе Австрии поможет в подготовке к занятиям.

«Австрия: природа и ее охрана» сообщение

Растительный мир , равно как и животный мир, достаточно разнообразный. Это обусловлено климатическими условиями, рельефом, географической средой, которая варьируется от степных озер Бургенланд до альпийской экосистемы.

Примерно 65-70 миллионов лет назад природа Австрии напоминала современные тропические горные леса Юго-Восточной Азии. Около 25 миллионов лет назад стали постепенно исчезать теплолюбивые растения. Особое влияние на природу Австрии имел ледниковый период. Основу растительного мира составляли ели, широколиственные деревья. Ледниковый период ознаменовался обменом между арктическими и альпийскими экосистемами.

Сегодня растительный мир Австрии богат на лесные покровы. Страна по этому показателю занимает первое место в Европе. Типичные деревья — дуб, бук, пихта, ель, лиственница и сосна. Альпийская флора Австрии разнообразна и красочна. Здесь произрастают горечавка, гвоздика альпийская, орхидеи, эдельвейс, вереск, арника, рододендрон.

Животный мир страны представлен320 видами птиц (серые гуси, щурка, соколы, оргланы), Зеленой ящерицей, ужом, дикими кабанами, горными козлами, барсуками, косулями, дикими козами, бурым медведем, сурками.

Заповедники Австрии

Приблизительно 3% площади Австрии отведено для заповедников, национальных парков. Самые большие из них:

  • Национальный парк Высокий Тауэрн. Его площадь 1800 км 2 . Расположен заповедникна территории 3 федеральных земель: Зальцбург, Тироль и Каринтии.
  • Национальный парк Нокберге. Его площадь 216 км 2 . Расположен заповедник на территории Каринтии.
  • Национальный парк Нойзидлерзее. Его площадь 95 км 2 . Включает в себя степные равнины, озера Нойзидлер.
  • Национальный парк Донау-Ауэн. Его площадь 9300 га. Состоит из последних крупных речных лугов, которые остались в Европе.
  • Национальный парк Калькальпен. Его площадь 21 км 2 . Здесь произрастает больше 1000 высших растений.
  • Национальный парк Тайяталь. Его площадь 1330 га. Расположен заповедник на границе с Чехией. Знаменит прекрасными горными пейзажами и нетронутой дикой природой.

Надеемся, что доклад про природу Австрии и ее охрану помог Вам подготовиться к занятию. А краткий рассказ на тему «Австрия природа и ее охрана» Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

12 тыс. чел
Германия - 8 тыс. чел

Язык Религия Родственные народы

Религия

Преобладающим вероисповеданием у ливийцев является ислам . Придерживаются суннизма , но меньшинство придерживается ибадизма (Хариджизм), прежде всего в Джебель Нефуса и Заварах. Приблизительно 97 из Ливийцев - последователи ислама . Кроме подавляющего большинства мусульман суннизма , есть также очень маленькие христианские сообщества, составленные почти исключительно из иностранцев (Кобищанов 2003: 34). Есть маленькое англиканское сообщество, составленное главным образом из африканских рабочих - иммигрантов в Триполи ; это - часть египетской епархии. Также приблизительно 40 000 католиков в Ливии , которым служат два епископа, один в Триполи (служащий итальянскому сообществу) и один в Бенгази (служащий мальтийскому сообществу). Многие жители Киренаики считаются последователями дервишского братства сенуситов, религиозного движения, которое распространилось в Северной Африке в 18 в. (Токарев 1976: 231).

Язык

Главный язык, на котором говорят ливийцы - арабский язык , который является также официальным языком. Ливийцы говорят на ливийском диалекте арабского языка, входящем в магрибскую группу диалектов. На языке тамазик (Берберские языки , которые не имеют официального статуса), говорят ливийские берберы . Кроме того, туареги говорят на тамахак, единственный известный cеверный язык тамашек . Некогда широко использовался итальянский язык , особенно среди образованной прослойки ливийского общества. В годы английской администрации (1943-1951 гг.) получил распространение английский язык , ставший особенно популярным с появлением в Ливии американских и английских нефтяных компаний. Сейчас, наряду с арабским языком, в крупнейших городах английский и итальянский также широко распространены (Айхенвальд 1998: 256).

Трансформация в условиях модернизации

Многим ливийцам нравится кочевой образ жизни. Это проявляется хотя бы в том, что богатые ливийцы-горожане в выходные стремятся в пустыню даже в очень жаркое время. На раскаленном песке возникают палаточные городки (подобие бедуинских стояний), рядом с парусиновыми стенками стоят теперь не верблюды, как раньше, а автомобили и электрогенераторы для переносных кондиционеров.

Демонстрационный эффект города влияет на кочевников, заставляя многих отказаться от привычного образа жизни и начать новый, городской. Но многие бедуины так и не смогли привыкнуть к благам городской цивилизации и вернулись в пустыню. Развитие промышленности в Ливии, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни ливийцев . Сокращается неграмотность.

Быт и традиции

Семейная жизнь важна для ливийских семей, большинство которых живут в квартирах и других независимых единицах размещения, с точными способами размещения в зависимости от их дохода и богатства (Айхенвальд 1998: 255).

  • Традиционный тип поселения. Хотя ливийские арабы традиционно вели кочевые образы жизни в палатках, теперь они обосновались в различных городах и городах. Из-за этого, их старый уклад жизни постепенно меняется. Небольшое количество ливийцев все ещё живёт в пустыне, поскольку их семьи жили так в течение многих столетий (Родионов 1998: 201).
  • Традиционные хозяйственные занятия. Большинство населения заняты в сфере промышленности , услуг и маленький процент ливийцев занимается земледелием на побережье(цитрусовые, оливки, финиковая пальма, пшеница, ячмень).В южном и центральном районах районах страны люди занимаюся скотоводством (овцы, козы, верблюды , в меньшей степени - лошади). Часть занята на нефтепромыслах . Развито изготовление ковров и вышитых кожаных изделий, плетение из пальмовых листьев и изготовление медных чеканных сосудов (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционная одежда ливийцев не отличается от характерного для всех областей Северной Африки бедуинского костюма. Мужские одежды: плащи-абаи, головные платки (куфийя). Также многие жители крупных городов предпочитают европейский стиль одежды. Современная одежда ливийцев представляет собой сочетание арабских и европейских элементов. Многие горожанки не выходят на улицу без покрытой головы (некоторые-лица).
  • Традиционная пища - это пшеничные или ячменные лепешки, овощи , финики , цитрусовые ,молоко , овечий сыр, топленое масло, свежая или сушеная рыба (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционная духовная культура. Существует народный театр теней, эпос, распространены устные рассказы (сундук ад’дунья - «Кладезь новостей») (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционное жилище ливийцев представляет собой низкие глинобитные дома с внутренними двориками. Так же широкое распространение получили предназначенные для людей и скота грунтовые жилища (сводчатое помещение на глубине до 10 м, в которое ведёт шахта, реже - несколько таких помещений на разной глубине, соединённых лестницей) (Айхенвальд 1998: 255).

Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери и отца; коллатеральные и прямые родственники). Основа родо-племенной организации - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии. Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи , кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак) . Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Ливийцы соблюдают бедуинский кодекс чести, который предусматривает родственную солидарность, стойкость, мужество и гостеприимство. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201).

Примечания

Ссылки

  • Libya Directory (англ.)
  • Libyan Embassy Washington D.C. (англ.)

Литература

  • А. Ю. Айхенвальд Ливийцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. С. 255.
  • М. А. Родионов Арабы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. С. 201.
  • С. А. Токарев. Ислам // Религия в истории народов мира/ М ИПЛ, Библиотека атеистической литературы, М.-1976. С. 230-245
  • Э. С. Львова // Этнография Африки. М., 1984. с. 45-67.
  • Т. Ю. Кобищанов Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - первая треть XIX в.). М. : 2003 °C. 34.
  • Страны Африки: Факты, события, цифры. М. 1999. С. 58.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Ливия расположена в центральной части Северной Африки. Площадь ее составляет 1 760 тыс. кв. км, т. е. превышает территорию Германии, Франции, Италии, Испании, вместе взятых. При огромных размерах территории страна слабо населена: здесь живет всего 3,25 млн. человек (1978 г., оценка). Среди стран Северной Африки Ливия по площади занимает третье место (после Судана и Алжира), а по численности населения - одно из последних мест: меньше нее имеют население только Мавритания и Западная Сахара. Большинство населения страны (92 %) - арабы, говорящие на ливийском диалекте арабского языка.

В природном отношении Ливия подобна двуликому Янусу: со стороны Средиземного моря, которое омывает ее с севера, она производит впечатление типичной средиземноморской страны с довольно разнообразной субтропической растительностью, а к югу от побережья это мир пустынь и полупустынь, почти лишенных растительности.

С древнейших времен море связывало Ливию со многими странами Европы и Азии, а караванные тропы - со странами Африки. Протяженность ливийских границ превышает 6 тыс. км, и почти % их приходится на морские границы.

В административном отношении страна делится на 44 муниципальных округа. В то же время сохранилось историческое деление на три провинции: Триполита-нию (на северо-западе), Киренаику (на северо-востоке) и Феццан (на юге).

Столица Ливии - город Триполи. (По-арабски он называется Тараблюс-аль-Гарб, что означает «Триполи западный», в отличие от Тараблюс-аш-Шарк - «Триполи восточный», расположенного на территории Ливана.)

С сентября 1969 г., когда в стране была свергнута монархия, Ливия - республика. В 1977 г. прежнее название страны Ливийская Арабская Республика было заменено новым, современным, в котором «Джамахирия» по-арабски означает «народовластие», «государство масс».

Высший орган государственной власти в стране - Всеобщий народный конгресс (ВНК), имеющий постоянный орган - Генеральный секретариат (ГС).

Глава государства - генеральный секретарь ВНК и ГС, он же верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. Исполнительная власть принадлежит Высшему народному комитету, выполняющему функции Совета министров.

Важнейшие исторические события

Многовековая история Ливии богата событиями. На побережье Средиземного моря люди жили в период раннего палеолита. На территории страны найдены образцы наскальной живописи, датированной VI-III тысячелетиями до н. э. и во многом превосходящей образцы живописи древнейших жителей Египта и Месопотамии.

Первое известное нам упоминание о ливийских племенах (предках берберов) относится к 1400 г. до н. э., когда они совершили нашествие на Египет. Эти набеги периодически повторялись, о чем свидетельствуют изображения и надписи на древнеегипетских строениях и пирамидах. Более подробные сведения о ливийцах оставили Геродот и другие историки Древней Греции, интерес которых к ливийцам не был случаен, так как в VII в. до н. э. на территории нынешней Кирена-ики возникли греческие колонии. (Недаром само название страны произошло от древнегреческого слова ЫЫа, которым называли Северную Африку.) Геродот писал о ливийцах, имея в виду коренное население Северной Африки, как о наооде с белой кожей, голубыми глазами и золотистыми волосами. Он отмечал, что в то время в стране обитало четыре народа: два местных и два чужеземных. Все они вели кочевой образ жизни. Племена, кочевавшие на севере страны, Геродот называл ливийскими, на юге - эфиопскими (за черный цвет кожи). На территории современной Триполитании свои города-колонии создали финикийцы.

В канун новой эры ливийское побережье было завоевано Римом. С V по VII в. Ливия последовательно подвергалась завоеваниям вандалов (группы племен древних германцев), Византии и арабов. Местное население смешалось с арабами, усвоив их язык, религию и обычаи.

В XVI в. Ливия попала под власть турецких пашей, однако к началу XVIII в. Османская империя потеряла здесь всякое влияние, и с 1714 по 1835 г. в Ливии правила местная династия Кара-манли. Лишь в XIX в. Османская империя вновь утвердилась в Ливии.

К концу XIX в., когда завершился территориальный раздел мира великими державами, более слабую в экономическом и военном отношении Италию привлекли бедные, но доступные Триполитания и Киренаика. Хотя слабая полуфеодальная Турция не была серьезным соперником, Италия долго готовилась к войне, стремясь заручиться поддержкой европейских держав и создать подавляющий военный перевес.

Война началась 29 сентября 1911 г., и уже в первых числах октября итальянцы захватили важнейшие портовые города Ливии - Триполи, Хомс, Дерну и Бенгази. Стремясь форсировать оккупацию страны, итальянцы впервые в истории использовали в военных целях самолеты. Однако при продвижении в глубь страны итальянские войска были вынуждены вести длительные и кровопролитные военные действия против местного населения, оказавшего вооруженное сопротивление. Победы итальянцы не добились, но Турция вынуждена была капитулировать, так как началась война между Османской империей и Балканскими странами. Мирный договор между Турцией и Италией, подписанный в октябре 1912 г., завершил войну. Турция уступила Италии Триполи-танию и Киренаику, стране было присвоено древнее название - Ливия. Фактически же итальянцам удалось овладеть Ливией только через 20 лет, когда было подавлено партизанское движение местного населения. Среди перипетий этой войны выделяются такие знаменательные события, как провозглашение в Триполитании республики (1918 г.) и признание итальянцами правителем неокку-пированной части Киренаики главы мусульманского религиозного ордена сену-сситов Идриса.(прямого потомка основателя ордена). 21 января 1922 г. в Ливии был подписан Национальный пакт, предусматривавший сотрудничество обеих провинций в борьбе с итальянскими захватчиками. Идрисас-Сенусси признавался эмиром обеих провинций страны.

Положение резко изменилось, когда, к власти в Италии пришли фашисты (1922 г.), жестоко подавившие национально-освободительное движение ливийского народа. Фашистская Италия вступила во вторую мировую войну на стороне «стран оси», рассчитывая создать итальянскую колониальную империю; тем самым в войну оказалась втянутой и Ливия.

Военные действия на территории Ливии продолжались с перерывами с июня 1940 по январь 1943 г., когда итало-немецкие войска были изгнаны из страны. Тяжелые потери, понесенные гитлеровскими войсками и их союзниками на советско-германском фронте в 1942-1943 гг., облегчили вооруженным силам Англии и США в Северной Африке переход к наступательным действиям. В 1942 г. французская армия начала наступление из Французской Экваториальной Африки на провинцию Ливии Феццан и оккупировала ее. В январе 1943 г. английские войска вошли в Триполи. Это означало полное крушение планов создания итальянской колониальной империи.

После этой войны Ливия попала под власть британской и французской военных администраций. Оккупация Ливии в первую очередь была использована для создания на ее территории военных баз. Французские войска находились в Фец-цане и имели там аванпост и взлетно-посадочные площадки. Английские империалисты, оккупировав Киренаику и Три-политанию, создали военно-морские базы в портах Триполи, Бенгази, Тобрук и Зувара. С их согласия рядом с Триполи была создана крупная американская военно-воздушная база Уилус-Филд.

Самочинно расчленив страну, империалисты попытались провести в ООН план раздела Ливии под видом осуществления опеки Англии над Киренаикой, Италии над Триполитанией и Франции над Фец-цаном. Основу этого плана составило заключенное 7 мая 1949 г. «соглашение Бевин-Сфорца». Решительные выступления ливийского народа против расчленения страны, борьба Советского Союза в рамках ООН за единую и независимую Ливию, поддержанная другими социалистическими и некоторыми афро-азиатскими странами, заставили империалистов отступить. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о предоставлении Ливии независимости с 1 января 1952 г. 24 декабря 1951 г. страна была провозглашена суверенным государством - Соединенным королевством Ливии. Королем Ливии стал эмир Идрис ас-Сенусси под именем Идриса I.

Наступление на демократические права ливийского народа, начавшееся еще до провозглашения независимости, усилилось после укрепления в стране монархии. В Ливии была запрещена деятельность политических партий, введено ограничение проведения собраний и демонстраций, правительству были предоставлены широкие возможности введения чрезвычайного и военного положения.

В стране остались иностранные войска и военные базы. Пользуясь тяжелым экономическим положением Ливии, Англия в-1953 г. и США в 1954 г. навязали ей неравноправные договоры о помощи, официально закрепившие размещение на ее территории военных баз. Если до 1956 г. иностранные державы интересовались Ливией только с точки зрения ее стратегического положения, то позднее, в связи с открытием крупных запасов нефти, они активизировали все формы экономической экспансии.

В результате революционного выступления военных 1 сентября 1969 г. была свергнута монархия и провозглашено рождение Ливийской Арабской Республики. Это событие показало, что в Ливии созрели социальные силы, готовые повести страну по новому пути.

Решая задачи, поставленные революцией, молодая республика в первый же год существования ликвидировала на свохй территории иностранные военные базы, повела борьбу за использование в интересах народа важнейшего национального естественного богатства - нефти, приступила к прогрессивным социально-экономическим преобразованиям. Были приняты меры, направленные на ослабление экономической зависимости страны от иностранных монополий; национализированы (полностью или частично) монополии, имевшие концессии на добычу ливийской нефти, компании, распоряжавшиеся ее продажей в стране. В руки государства перешли и многие другие отрасли экономики.

Значительные изменения произошли в положении трудящихся масс, в интересах которых были приняты законы, ограничивающие частный национальный капитал и частную собственность.

Сильный отпечаток на социальное развитие страны накладывает религиозность населения, большая часть которого исповедует ислам, преимущественно суннитского толка.

Природа

Ливия преимущественно пустынная страна. Свыше 95% ее территории занято песчаными и каменистыми пустынями сахарской тропической пустынной области. Лишь в западной части Средиземноморского побережья (от границы с Тунисом до мыса Эль-Барк) и на востоке побережья пустыни сменяются субтропическими полупустынями и даже типичными ландшафтами сухих субтропиков Средиземноморья с лесной и кустарниковой растительностью. Однако на побережье залива Сидра и на крайнем востоке пустыни вплотную подходят к морю.

Побережье Ливии слабо расчленено. Единственный крупный залив Сидра глубоко вдается в сушу, но у берегов мелководен. Низменные песчаные берега с небольшими лагунами, местами заболоченные, сменяются небольшими скалистыми участками только там, где к морю подходят горы Барка-эль-Байда.

В геологическом отношении территория Ливии представляет собой часть северного склона древней Африканской платформы, сложенной в основании до-кембрийскими кристаллическими породами. Выступы этого кристаллического фундамента обнажаются на юге, в центре и на юго-востоке Ливии. Крупные впадины древнего фундамента (Эль-Хамра, Мурзук, оазис Куфра, Восточно-Ливийская и др.) заполнены осадочными морскими и континентальными отложениями, а с поверхности чаще всего прикрыты скоплениями песков. Центральная часть Ливии пересечена тектоническими разломами, в области которых вулканические породы выходят на поверхность. Побережье Средиземного моря также окаймлено разломами, а к заливу Сидра с юго-востока примыкает огромный разлом - грабен, заполненный известняками и другими морскими отложениями мезозойско-третичного возраста. К ним приурочены богатейшие месторождения нефти: ее запасы составляют более 3 млрд. т. Помимо нефти, газа, различных минеральных солей, гипса недра Ливии богаты и рудными ископаемыми, но их разведка - еще дело будущего.

Большая часть территории страны - плато и равнины с высотами до 200-600 м, разделенные на отдельных участках обширными понижениями. На северо-западе, в Триполитании, выделяется плато Эль-Хамра - сложенная меловыми известняками каменистая пустыня. Северный край плато заканчивается уступом Нефуса (высота до 719 м), круто обрывающимся к прибрежной равнине - продолжению тунисской низменности Джефара. На юге это плато резко возвышается над огромными котловинами Фещдана, заполненными гигантскими скоплениями песков (эдейены), - Уба-ри, Мурзук. Песчаные гряды достигают здесь в длину десятков и сотен километров и в высоту 150-200 м. Эти два крупнейших песчаных массива Западной Ливии разделяет узкий и невысокий горный хребет Амсак-Сеттафед. Западная Ливия отделена от восточной части страны отдельными горными массивами и хребтами: горы Туммо у границы с Нигером (1043 м), плато Бен-Гунейма (740 м) и массив Эль-Харудж-эль-Асвад (1200 м) в центре страны. На севере Киренаики горы Барка-эль-Байда (средние высоты 500-600 м) окаймлены у побережья плато Эль-Ахдар (до 878 м). Название это означает «зеленые горы» и возникло потому, что здесь наиболее пышная в стране субтропическая растительность. Природа гор сильно контрастирует с окружающей горы Барка-эль-Байда безводной пустыней.

Вся восточная часть страны, кроме гор Барка-эль-Байда, занята суровыми пустынями Сахары, обычно объединяемыми под названием Ливийская пустыня. На севере ее простираются низменные га-лечниково-щебенистые, почти безжизненные пространства сериров. На востоке, у границ с Египтом, и на юге это почти сплошь песчаные пустыни. На крайнем юге, у границ с Чадом, вновь появляются каменистые оголенные пространства сериров, а в отрогах вулканического нагорья Тибести, заходящего в Ливию из Чада, находится высшая точка страны - древний вулкан Бетте (2286 м).

К югу от гор Барка-эль-Байда простирается тектоническая впадина, уровень которой местами понижается до уровня моря, а вблизи границы с Египтом, в оазисе Джагбуб, высотные отметки даже на несколько метров ниже уровня моря.

В пониженных местах Ливийской пустыни, где можно добывать подземные воды даже самыми примитивными средствами, издавна возникли крупнейшие оазисы -Джагбуб, Тазербо, Куфра и др.

Субтропический климат средиземноморского типа с жарким продолжительным сухим периодом и теплой, относительно влажной зимой характерен только для прибрежной части Триполитании и северной части Киренаики. Средние температуры января здесь 11-12°, июля 26-29°. В осенне-зимние месяцы на побережье в районе Триполи выпадает в среднем до 250-350 мм осадков, а на плато Эль-Ахдаре - даже до 600 мм. На всей остальной территории страны климат тропический, пустынный, исключительно сухой, с резкими суточными и сезонными колебаниями температур. Средние температуры января в пустынных районах 15-18°, июля 32-36° тепла. В летнее время дневные температуры повсеместно выше (40-42°), а средние максимальные - более 50°. Но и зимой днем воздух в пустыне легко прогревается до 25-30°, хотя ночью охлаждается до 0° и ниже. В Тибести зарегистрированы зимные ночные температуры ниже -15°. Контрасты температур в течение суток в зимнее время достигают 30-40°, но и в летнее время они часто составляют 20°. Почти повсеместно в пустынях среднее годовое количество осадков менее 100 и даже 50 мм, а в ряде районов дождей не бывает по нескольку лет подряд. Ливийская пустыня считается одной из самых суровых по климату пустынь.

В Ливии нет рек с постоянным водотоком, но многочисленны сухие долины древних рек - уэдов, которые в периоды выпадения дождей на короткое время частично заполняются дождевыми водами. В горах Барка-эль-Байда в дождливое время года некоторые уэды напоминают горные средиземноморские реки, но в сухое время они так же безжизненны, как и пустынные уэды.

Пустыни, однако, богаты подземными водами, значительные скопления которых обнаружены под эдейенами и в песчаных котловинах на востоке страны. Там, где вода находится близко к поверхности, возникли оазисы и районы орошаемого земледелия.

Естественная растительность пустынь очень бедна - это сухолюбивые колючие растения, солянки, редкие кустарники, одиночные деревья в долинах уэдов, где в аллювии сохраняется влага. Огромные пространства почти совсем лишены растительности. В более увлажненных местах побережья на серо-коричневых почвах и сероземах растут злаки, тамариски и другие кустарники, отдельные купы акаций. На склонах гор на севере Кирена-ики сохранилась растительность типа средиземноморского маквиса и островки лесов из алеппской сосны, можжевельника, а также кедров (теперь почти единичных). Между зоной прибрежной субтропической растительности и пустынями протягивается шириной в несколько десятков километров полоса полупустынной растительности с разреженным травяным покровом, в котором господствуют жестколистные ксерофитные травы, полыни и солелюбивые растения.

Животный мир пустынь небогат. На северной окраине встречается немало хищников - это шакалы, гиены, лисицы фенёк. Из копытных изредка можно увидеть небольшие стада газелей, а на крайнем юге - антилоп. Как и во всех пустынях, богато представлены пресмыкающиеся, насекомые, пауки, скорпионы. Над Ливией проходит путь многих перелетных птиц, а некоторые из них даже зимуют здесь. Много птиц в оазисах, где они, особенно воробьиные, наносят большой вред небогатым урожаям. Бичом являются также мелкие грызуны, живущие повсеместно, даже в почти безводных частях пустынь.

Население и этнокультурные особенности

Ливия- арабская африканская страна; в этническом отношении ее население довольно однородно. Основную его часть составляют арабы (потомки арабов-завоевателей, арабов-переселенцев и араби-зированных берберов). Подавляющее большинство населения принадлежит к средиземноморскому антропологическому типу европеоидной подрасы.

Доля берберского населения невелика, и, хотя многие племена, особенно на юге страны, сохраняют берберские названия и обычаи, в большинстве случаев бывает трудно отличить арабов от берберов. Районы, где берберы сохранили традиционную племенную организацию, свой язык и культуру, как правило, расположены в глубинных, изолированных частях пустыни. Больше всего берберов живет в Киренаике, в оазисах Куфра, Джалу, Джагбуб. К берберам также относятся туареги, говорящие на одном из диалектов берберского языка; они кочуют на юго-западе Феццана и на плоскогорье Тибести. Туареги и берберы вместе составляют около 4 % населения Ливии.

Во внутренних районах встречаются ливийцы с ярко выраженными признаками негроидной расы. Возникновение черт негроидной расы в основном относится ко временам работорговли, когда через Ливию пролегали пути невольничьих караванов. Кроме того, на юге области Феццан кочуют негроидные народы хауса и тубу.

Население неливийского происхождения, проживающее в стране постоянно, в настоящее время малочисленно.

До недавнего времени самой крупной его группой считались итальянцы (до 35 тыс.), которые были сосредоточены в Триполитании. Большинство их занималось сельским хозяйством, но после национализации иностранной земельной собственности (1970 г.) покинуло страну.

Сравнительно крупным национальным меньшинством в недавнем прошлом были также ливийские евреи, однако в последние годы значительная их часть выехала в Израиль. Среди постоянно живущих в стране национальных меньшинств неливийского происхождения следует отметить мальтийцев и греков. Те и другие живут в городах на побережье Средиземного моря и занимаются главным образом торговлей и морским промыслом.

Основная часть проживающих в стране иностранцев (европейцев и американцев) занята в качестве экспертов, специалистов в разных областях экономики, науки, культуры.

Подавляющее большинство населения страны - мусульмане-сунниты. Около 30% мусульман - последователи религиозного ордена сенусситов, который возник в 30-х годах XIX в. в Алжире. Учение их проповедовало возвращение к исламу в его первоначальном виде, соединение духовной и светской власти в одних руках. Характерно, что особенным успехом учение сенусситов пользовалось у бедуинских племен, быт которых мало чем отличался от жизни бедуинов Аравийского полуострова VII в., т. е. в момент зарождения ислама. Поэтому влияние секты особенно сильно в Киренаике. Именно там в 1843 г. около Дерны был построен первый сенусситский административный и религиозный центр - Завиа. Среди мусульманского населения имеется небольшое число приверженцев и других направлений ислама; так, например, туареги - мусульмане маликит-ского толка, берберы - толка аль-аба-ция.

По числу жителей Ливия одна из малонаселенных стран Северной Африки. Однако в последние десятилетия наблюдается быстрый рост общей численности населения. Достаточно сказать, что в 1962-1971 гг. он ежегодно достигал почти 4%, что связано как с высоким естественным приростом, так и со значительной иммиграцией. После открытия богатых месторождений нефти и бурного развития ее добычи в страну в поисках работы хлынули иммигранты из Египта, Туниса, Турции, Пакистана. В 1975 г. они составили 35% экономически активного населения.

Высокие темпы естественного прироста населения ведут к тому, что растет процент лиц нетрудоспособных возрастов, преимущественно детей и подростков (в 1973 г. доля лиц в возрасте до 15 лет достигала 45%), и сокращается доля экономически активного населения во всем населении при абсолютном его росте. За период между тремя последними переписями (1954, 1964 и 1973 гг.) доля экономически активного населения снизилась с 34% до 25 и 24% соответственно.

Распределение населения по полу характеризуется превышением численности мужчин над численностью женщин: на 1000 мужчин приходится 880 женщин. Среди мужчин экономически активное население составляет 42%, среди женщин - около 4% (как правило, учитываются лишь женщины, работающие по найму в городах).

Изменение структуры экономически активного населения Ливии, происшедшее между двумя последними переписями (1964 и 1973 гг.), показывает на определенные сдвиги в хозяйстве. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась с 53 до 32%, занятых в промышленности и строительстве, наоборот, увеличилась с 17,5 (68 тыс.) до 23% (123 тыс.), в торговле - с 6 до 7%, на транспорте и в связи - с 6 до 8%, в обслуживании - с 20 до 32%. Эти показатели говорят о том, что Ливия встала на путь развития современных отраслей хозяйства, хотя значительный рост сферы обслуживания и торговли (почти 40% всех занятых) свидетельствует об ускоренном развитии непроизводительных отраслей.

Средняя плотность населения - примерно 2 человека на 1 кв. км (по этому показателю Ливия близка к Мавритании, Чаду и другим сахарским странам).

На территории страны оно размещено чрезвычайно неравномерно. На севере на побережье Средиземного моря, проживает около 90% жителей. Наиболее густс заселены районы, прилегающие к Триполи, где сосредоточено примерно 30% населения. В Ливийской Сахаре население сосредоточено в оазисах и плотность его меньше 1 человека на 1 кв. км.

Немногочисленное до последнего времени городское население в настоящее время быстро растет. Городов в Ливии мало, и большая часть их расположена на побережье, вдоль автострады, соединяющей границы Ливии с Тунисом и Египтом.

Быстрый рост городов - результат в первую очередь массового притока населения из сельской местности. В засушливые годы переселение из деревни в город приобретает особенно большие размеры. Очень важным стимулом для массовой миграции в города послужил (с 1961 г.) нефтяной бум и связанный с ним рост экономической активности в городах. С 1954 по 1964 г. население в двух крупнейших промышленных центрах страны - Триполи и Бенгази выросло на 65 и 95 % соответственно.

В настоящее время 60% населения сосредоточено в развитых в промышленном отношении центрах, в частности там, где ведется добыча и переработка нефти.

Материальная и духовная культура народов Ливии унаследовала черты различных цивилизаций, сменявших друг друга на протяжении многих веков.

Материальная культура представлена культурой пашенных земледельцев засушливой зоны и оазисных земледельцев в сочетании с древней культурой кочевых и полукочевых скотоводов степей и полупустынь. Традиционные сельскохозяйственные орудия - деревянная соха с железным наконечником, мотыга, борона, сделанная из ствола пальмы, серп. Молотят палками или прогоняя по снопам скот, для размола употребляют ручные жернова. В последнее десятилетие многое делается для модернизации орудий труда - все больше применяются современные сельскохозяйственные машины.

Жилища в сельской местности строятся из глины, сырцового кирпича или местного камни. Стены поддерживаются каркасом из столбов, крыши плоские, полы земляные. В крышах или стенах имеются отверстия для выхода дыма от очага. Дом обычно состоит из одной или двух комнат, иногда имеет террасу, обращенную во внутренний двор. Немудрена крестьянская утварь: циновки, редко ковры и посуда. Работают, сидят и едят, как правило, на полу. Помещение иногда делят на две половины: мужскую и женскую. Чем состоятельнее хозяин, тем больше и благоустроеннее у него дом, богаче обстановка.

Кочевники живут в шатрах из натянутой на деревянные колья черной шерстяной ткани «хайма». В жаркое время боковые стенки шатра могут быть подняты, в холодное - плотно закрыты и укреплены специальными булавками. Немногим владеет кочевник кроме своего шатра: циновками и коврами, на которых он спит, котлами и мисками, когда-то глиняными, теперь металлическими, деревянной кухонной утварью. Жидкости и мука хранятся в бурдюках. Но и тут есть разница между рядовым кочевником и шейхом племени. У последнего шатер намного больше, ткань шатра соткана из чистой шерсти, утварь гораздо разнообразнее и дороже.

Недалеко от Гарьяна (в Триполитании) живут оседлые земледельцы, которые выкапывают себе дома в земле. Из глубокой и довольно широкой ямы имеются входы в боковые комнаты; в одних из них содержится скот, в других живут члены семьи. В последние годы жителям подземного поселка неоднократно предлагалось переехать в новые благоустроенные дома, но всякий раз они отказывались на том основании, что их жилища лучше приспособлены к жаркому климату. В подземный поселок проведено электричество, и его жители даже смотрят телевизор.

Состоятельные горожане нередко имеют собственные дома. В старой части городов дома мало отличаются от сельских. В настоящее время значительная часть горожан живет в квартирах современных домов, построенных с учетом местных климатических условий - имеют каменные полы, плотные деревянные ставци, балконы.

Государство развернуло широкое жилищное строительство. Показательно, что жилье в первую очередь предоставляется жителям трущоб и кочевникам. Малообеспеченные слои населения получают возможность купить жилье с большой скидкой. В стране всемерно поощряется частное жилищное строительство, и особенно кооперативное. В 1976 г. в Триполи состоялась торжественная церемония уничтожения трущоб. На их месте строятся новые современные дома. Однако это еще не означает, что жилищная проблема решена. Строительство жилья остается одной из главных задач планов развития. При этом, особое внимание уделяется строительству жилья в оазисах и в районах проведения аграрной реформы.

Приверженность ливийцев старым традициям сказывается на их обычае одеваться. Кочевники носят такую же одежду, как и бедуины Аравийского полуострова. Она состоит из штанов, длинной рубахи, головного убора - платка, который придерживается толстым черным шерстяным шнуром; в холодную погоду ее дополняет шерстяной плащ. Горожане, как правило, носят европейскую одежду, но, так как многие оседлые жители (как в городе, так и в селе) недавно вышли из среды кочевников, в их одежде и быте часто сочетаются элементы европейские и традиционные арабские.

Традиционная женская одежда состоит из шаровар, рубахи, кафтана, плаща, головного платка. Она часто украшается вышивкой и носится в сочетании со всевозможными украшениями: браслетами для рук и ног, перстнями, ожерельями, серьгами и т. п. Национальная обувь - сандалии и туфли без задника, с несколько загнутым носом. Бедуинки и крестьянки лица не закрывают.

В пище кочевников преобладают кислое и свежее молоко, сыр, финики, пресные лепешки и каша из зерна. Скот забивают редко, и поэтому мясо едят только по праздникам. Бедуины употребляют в пищу саранчу. Ее пекут на костре и едят или изготовляют из нее лепешки, которые также пекут. Первостепенное значение в рационе кочевника имеет чай. Он попал в Сахару сравнительно недавно, но пользуется огромной популярностью не только потому, что утоляет жажду, но и потому, что пьют его очень сладким и таким образом получают необходимое количество углеводов. Пища оседлых крестьян и бедных горожан отличается от бедуинской наличием в ней большего количества овощей. Имущие горожане питаются разнообразно, систематически едят мясо, нередко покупают импортные деликатесы. С ростом доходов населения все более улучшается рацион питания. Производство и продажа алкогольных напитков в соответствии с догмами ислама в Ливии категорически запрещены.

Семейный быт ливийцев консервативен, в нем сильны патриархальные и религиозные традиции. Особенно это сказывается на положении женщин. Считается, что она должна заниматься исключительно семьей и как можно реже покидать дом. В последнее десятилетие многое делается для того, чтобы приобщить женщин к общественной и производственной деятельности. Создана широкая сеть женских организаций, которые занимаются общим развитием женщин, обучают их санитарии и гигиене, уходу за детьми, грамоте и различным традиционным ремеслам, например ковроткачеству.

Широко известно, что ко времени, когда Ливия в 1951 г. получила независимость, во всей стране насчитывалось только 16 человек с высшим образованием. Более 90 % населения было неграмотным; в городах грамотность среди мужского населения составляла 24 %, а среди женского -2%.

В первые десять лет существования республики количество приготовительных, начальных и средних школ, а также число учителей в них примерно утроилось.

В 1971 г, в стране была принята 15-летняя программа ликвидации неграмотности, в 1975 г, принят закон об обязательном начальном и неполном среднем образовании. В последние годы продолжается ускоренное строительство школ, особенно в сельской местности. Для охвата образованием кочевого населения созданы передвижные школы.

В стране имеется университет, педагогический, искусствоведческий, филологический, экономический, сельскохозяйственный, юридический и медицинский факультеты которого находятся в Триполи и Бенгази. Там преподают специалисты из арабских стран, а также из Великобритании, Франции, Канады и США.

Особое внимание уделяется подготовке технических кадров: в Триполи открыты Институт нефти, а также Инженерная школа, в Занзуре (Триполитания) и Эль-Бейде (Киренаика) - политехнические институты. В сельскохозяйственных колледжах и техникумах сотни ливийцев овладевают профессиями агрономов, ирригаторов, зоотехников, ветеринаров. Большое число студентов обучается за рубежом. Во многих городах созданы центры профессионального обучения. В них обучаются как фабрично-заводским специальностям, так и традиционным ремеслам, ковроткачеству, изготовлению изделий из кожи, плетению, гончарному и ювелирному мастерству.

Развитие народного прикладного искусства всячески поощряется. В городах на кустарных предприятиях изготовляются ковры, национальная кожаная обувь, пояса, кисеты, сумки, украшенные цветным тиснением, разнообразные ювелирные изделия с множеством подвесок. Изделия народных мастеров находят сбыт среди местного населения и туристов.

Литература Ливии составляет неотъемлемую часть современной арабской литературы. Так, начиная с арабского завоевания ливийская поэзия развивалась в рамках классической формы арабского стихосложения. Периоды турецкого и итальянского завоеваний привели Ливию к длительному культурному застою, хотя и в то время в стране были поэты, для творчества которых характерны патриотические мотивы.

После получения страной независимости стал закладываться фундамент новой ливийской литературы. Многие поэты отошли от старых форм арабской поэзии, а в 40-50-х годах под влиянием египетской художественной литературы зародилась ливийская проза. К числу наиболее известных писателей-новеллистов относятся Мустафа аль-Мисурати, Абу-Хар-рус, Ришад аль-Хуни, Заим аль-Баруни и др. В 60-70-х годах плеяда писателей пополнилась молодыми поэтами и прозаиками, в числе которых Джума аль-Фара-ни, Ахмед ан-Нуэйри, Фуазия Бариюун, Абдель Хафез аль-Майар и др.

В Ливии нет профессионального театра, но имеются фольклорные труппы, которые выступают в стране и на общеарабских фольклорных фестивалях.

Исключительно тяжелое наследие получила страна от колониального прошлого в области здравоохранения: до 1950 г. практически отсутствовало медицинское обслуживание. Антисанитарные условия жизни большей части ливийцев вызывали распространение различных болезней; У3 населения болела трахомой, вследствие чего 10% составляли слепые. В стране то и дело вспыхивали эпидемии оспы, кори, сыпного и возвратного тифа, уносившие многие жизни.

Здравоохранение стало одной из главных забот ливийского правительства, однако его развитие тормозится нехваткой кадров. Создана сеть госпиталей и поликлиник, имеются специальные центры медицинского обслуживания. В первое десятилетие существования республики число госпиталей увеличилось примерно наполовину, а количество мест в них - более чем в 2 раза; число стоматологических клиник возросло в 3 раза, центров здоровья матери и ребенка - в 3, туберкулезных диспансеров - в 4, трахомных диспансеров - в 3 раза и число поликлиник - более чем на 50%. Если в 1969 г. один врач приходился на 25000 жителей, то в 1976 г. - на 1 тыс. жителей.

Большая часть королевских дворцов передана органам здравоохранения. В Адждабия в королевском дворце открыт госпиталь, во дворце около Бенгази - туберкулезная больница, в Эль-Бейда - санаторий для детей.

Внутренние различия и города

Как уже отмечалось, три исторические области Ливии долгое время развивались независимо друг от друга. Только в 1835 г. они были объединены и вошли в состав Османской империи. Однако еще долго каждая область существовала в достаточной степени изолированно, что нашло отражение в федеральной структуре королевства Ливии; лишь в 1963 г. было отменено деление на три самостоятельные провинции и принято новое административное деление.

Область Тринолитания получила свое название от трех финикийских городов-колоний, основанных на побережье в первой половине I тысячелетия до н. э. (Тринолис - означает «три города»): Эа, Сабрата и Лептис-Магна.

Триполитания - экономически самая развитая область Ливии. Благоприятные природные условия на севере области позволяют населению заниматься земледелием и скотоводством. Здесь же сосредоточено наибольшее число промышленных предприятий. Население Триполита-нии в значительном своем большинстве состоит из горожан и оседлых земледельцев. Помимо города Триполи на побережье расположен целый ряд городов, среди которых такие значительные, как Мисурата, Хомс, Эз-Завия и Зувара.

Самый большой город Ливии -ее столица Триполи (700 тыс. жителей). Он расположен на побережье Средиземного моря, на уступах возвышенности, спускающейся к заливу Малый Сирт, близ удобной естественной гавани. Город делится на новую и старую части.

Северо-западную его часть образует старый город, расположенный на скалистом мысу и обнесенный с двух сторон стенами. Старый город делится на арабские и негритянские кварталы. Длинная и широкая набережная аль-Фатх является северной границей города. Старая часть города сохраняет вид, характерный для населенных пунктов Арабского Востока, - низкие (один-два этажа) дома с плоскими крышами, на улицу выходят глухие стены. Если в нижних этажах помещаются лавки или мастерские, выходящая на улицу стена заменяется ставнями, запирающимися на ночь. В старой части города расположены красочные арабские базары.

Европейская, новая часть Триполи (его южная и юго-восточная части) застроена высокими современными зданиями, в архитектуре которых использованы традиционные арабские элементы. Южная часть Триполи, обращенная к аэропорту, - один из самых молодых районов столицы. Район нового квартала Тарик-аль-Матар (^«дорога в аэропорт») построен на месте бывших трущоб.

Триполи - наиболее зеленый и благоустроенный город Ливии, в нем много старинных зданий. О его историческом прошлом рассказывают не только экспонаты государственных Археологического, Этнографического и Национального исторического музеев, размещенных в крепости, но и сохранившиеся постройки разных эпох. Среди них триумфальная арка Марка Аврелия (II в. н. э.), крепость XVI в., мечети Ан-Нага XVII в., Караманли XVIII в., Гурджи XIX в.

Триполи - крупнейший культурный центр. Здесь находятся несколько факультетов Ливийского университета, богатая университетская и Национальная библиотеки, целый ряд институтов и школ. Вместе с тем город является крупнейшим торгово-промышленным центром. В нем сосредоточено 3/4 предприятий пищевкусовой промышленности, текстильные, кожевенные, ковровые предприятия, много кустарных мастерских. К западу от Триполи расположен нефтеперерабатывающий завод.

В Триполи сходятся шоссейные дороги, авиалинии и морские пути. Через его порт проходит более 50 % грузооборота страны (не считая нефти). Триполи - рыболовецкий порт.

Область Киренаика получила свое название от древнегреческой колонии Кире-ны, основанной в VII в. до н. э. Вокруг Кирены вскоре были основаны другие колонии -Апполония, Тавхира, Барка и Эуэсперидес, которые вместе образовали область Киренаику - «пятиградие».

Во время второй мировой войны Киренаика пострадала более других областей, так как неоднократно переходила из рук в руки воюющих сторон. До получения Ливией независимости в течение 6 лет Киренаика являлась английской зоной оккупации.

В Киренаике побережье и район Эль-Ахдар наиболее благоприятны для земледелия и скотоводства; южнее начинается пустыня, однообразный вид которой оживляется лишь редкими оазисами. Среди них самые большие - Куфра, Зиган, Тазербо, а также Джагбуб (на границе с Египтом), Джалу и Адждабия. Киренаика - район контрастов. Здесь причудливо сочетается традиционный образ жизни кочевников и жителей оазисов с самой современной, технически оснащенной и быстро развивающейся нефтедобывающей промышленностью.

Наиболее крупный город Кирена-ики - Бенгази. Современное название он, по преданию, получил по имени мусульманского святого Бен Гази, могила которого находится недалеко от города. До 1969 г. Бенгази был второй столицей Ливии, здесь находилась резиденция короля. По численности населения (около 300 тыс. человек) он уступает только Триполи.

Бенгази расположен на южной оконечности скалистого мыса, на восточном берегу залива Сидра. Город делится на две части: старую, занимающую небольшой полуостров и ограниченную с одной стороны морем, а с другой - соленым озером Сслмани, и новую, построенную на месте старинных городов Сабри, Берка и Юлиана.

Бенгази имеет как бы два лица. Если въехать в него с севера, то он представится типично арабским городом с множеством мечетей и с узкими улочками, образованными рядами глинобитных домов с нависающими над улицей вторыми этажами.

Недалеко от Бенгази и в черте старого города сохранились руины зданий греческого и римского периодов. Достопримечательность этого района - мечеть Джали-эль-Кебир, построенная в XVI в. и реконструированная в XX в. При въезде в Бенгази с юга открывается вид современного города, мало чем отличающегося от других городов северного побережья Средиземного моря. Во время второй мировой войны Бенгази был сильно разрушен бомбардировками, поэтому его южная часть практически целиком отстроена заново. Ее отличают широкие улицы, просторные площади, большие красивые дома, кинотеатры, отели, обилие зелени. Город славится как зимний курорт и привлекает туристов из-за рубежа. В новой части Бенгази находятся правительственные учреждения, три факультета Ливийского университета, библиотеки.

Бенгази - второй по грузообороту порт Ливии. Через него экспортируются товары, производимые в Киренаике (исключая нефть); это главным образом шерсть, кожа, другие продукты скотоводства, а также живой скот. Бенгази известен и как рыболовецкий порт - сравнительно недалеко в море ведется промысел рыбы и губок.

Бенгази - второй по значению торговый и промышленный центр: в нем представлены предприятия почти всех отраслей обрабатывающей промышленности, но главное место занимают предприятия пищевой, текстильной отраслей, производство строительных материалов.

Феццан - историческая область, целиком расположенная в Сахаре. Это наиболее пестрый в этническом отношении район страны. Именно здесь живут туареги - древний народ, родственный берберам, кочующий на юго-западе Феццана и на плоскогорье Тибести. (Арабское «туарег» значит «отвергнутые», сами туареги называют себя «импхаг» - «свободные».) Туареги не признают государственных границ и никаких законов, кроме своих племенных. Они мусульмане, но у них сохранились остатки доисламских верований и даже пережитки матриархата. Обычаи их своеобразны и отличаются от обычаев арабов-кочевников. Шатры свои они обтягивают шкурами, а не шерстяной тканью, как арабы. Наиболее любимый орнамент туарегов - крест. Он часто изображается на тканях, седлах, рукоятках мечей. Мужчины-туареги ходят с закрытыми лицами.

Туареги не признают общепринятого в исламском мире лунного летосчисления. У них существует солнечный год - от зимы до зимы. Годы не нумеруются по порядку, а получают у каждого племени свое название в честь какого-нибудь события.

В отличие от других мусульман женщины у туарегов пользуются большим уважением, они являются хранительницами культуры и традиций своего народа. Все женщины, как правило, владеют туарегским геометрическим алфавитом - тифинагом, умеют читать и писать, декламировать стихи, петь, играть на музыкальных инструментах, приготовлять лекарства, выделывать кожи. Они из уст в уста, от матери к дочери передают историю своего народа. В семейной жизни женщины пользуются большими правами: сами выбирают себе мужа и сами могут расторгнуть брак.

С древних времен на юго-западе Феццана и на плоскогорье Тибести живут темнокожие выходцы из Чада и Нигера - народы хауса и тубу (тибу), отличающиеся самобытностью культуры, языка, обычаев и нравов. Ислам у них переплетается с древними верованиями. Живут они в типичных для стран Центральной Африки хижинах с остроконечной крышей.

На западе Феццана, на берегу трех соленых озер, живет самый малочисленный и уединенный народ -давада. Этот народ считает себя арабами, потомками легендарного предка Ауна, антропологи же относят его к негроидной расе. Обычаи и нравы давада сильно отличаются от обычаев и нравов их соседей. Так, наиболее предпочтительная форма брака у давада - женитьба между детьми братьев. Давада оседлы, выращивают в небольшом количестве финики, разводят скот, однако питаются в основном креветками, которых женщины вылавливают в соленых озерах, толкут в пасту, смешивают с водорослями и сушат на солнце. Если улов бывает хорошим, давада снаряжают небольшой караван ослов и отправляют этот продукт в оазисы, где он считается «любовным снадобьем». Там его обменивают на зерно, чай, сахар. Мужчины-давада возделывают клочки земли, режут по кости, но основное их занятие - сбор каустической соды, покрывающей тонкой коркой берега озер. Свои поделки и добытую соду давада сбывают раз в году специально приходящему к ним каравану.

Ливию справедливо называют страной оазисов: большая часть прибрежных городов и все без исключения населенные пункты во внутренних частях страны возникли в оазисах. В полной мере это относится к области Феццан, где в оазисах концентрируется все оседлое население, а кочевники появляются лишь в период ярмарки. Постоянные поселения встречаются редко. Это обычно небольшие населенные пункты, служащие узлами караванных путей и местными рынками. К ним относятся оазисы Гат, Убари, Тмесса, Эль-Катрун и Себха.

Себхой арабы называют соленые озера в Сахаре. По имени такого озера получил название оазис и одноименный населенный пункт. Оазис Себха с севера и северо-запада окаймлен песками Идехан-Убари, с юга и юго-востока - плато Сери-аль-Каттуса.

Себха - значительный населенный пункт Сахары (около 10 тыс. жителей). До 1963 г. он был столицей Феццана.

С древнейших времен Себха был важным центром транзитной торговли, через него шли караванные тропы из Южного Алжира, Нигера и Чада к побережью Средиземного моря, в Триполитанию. В настоящее время Себха также играет значительную роль в экономической и культурной жизни внутренних районов Ливии. Город связан автодорогой и авиалиниями с побережьем. В Себхе имеются электростанция, авторемонтные мастерские, бензозаправочные станции, рынок, кустарные мастерские, школы, больницы, кинотеатр. В оазисе возделываются зерновые, овощи, есть плодовые сады, но славится он насаждениями финиковой пальмы. В оазисе насчитывается около 33 тыс. пальм. Себха - один из основных центров ее культивирования в Ливии.

Себха выглядит так же, как и большинство других населенных пунктов в оазисах: узкие улочки представляют собой сплошную стену домов, окна которых выходят во внутренние дворики. С тех времен, когда население оазисов постоянно находилось в ожидании набега кочевников, Себха, как и другие оазисы, осталась окруженной бастионами и башнями, в центре ее находится цитадель с высокими толстыми стенами.

При въезде в Себху по дороге из аэропорта, проходящей мимо крепости, возвышается монумент: рука, сжимающая меч. Он воздвигнут в честь борцов против колониального ига.

В наше время Себха стала одним из оплотов борьбы за подлинную свободу народа: именно там возникло и развилось движение «свободных офицеров - юнионистов», свергнувшее в 1969 г. короля Идриса.



План:

    Введение
  • 1 Область расселения. Численность
  • 2 Происхождение
  • 3 История
  • 4 Религия
  • 5 Язык
  • 6 Трансформация в условиях модернизации
  • 7 Быт и традиции
  • Примечания
    Литература

Введение

Не следует путать с древними ливийцами.

Ливи́йцы - народ в Ливии. Этнонимы: арабы Ливии, ливийцы, ливийские арабы.


1. Область расселения. Численность

Ливия имеет низкую плотность населения в пределах её большо́й территории, с популяционной плотностью приблизительно 2 человека на квадратный километр (8.5/ mi²), в двух северных областях Триполитании и Киренаики менее чем один человек на квадратный километр (1.6/ mi²). Перенаселены такие города, как Триполи, Бенгази, Мисурата, Себха, Зувара и Хомс. Число жителей там возрастает на 7 % ежегодно. Оазисы в пустыне, так же густо населены, потому что там имеется вода, плодородная землся и богатая растительность.

Ливийцы (арабы Ливии) - арабский народ, основное население Ливии, общей численностью 4180 тыс. чел., основное население Ливии (4160 тыс. чел.). Другие страны расселения: Испания - 12 Германия - 8 тыс. чел. Ливия - таким образом одна из наименее плотных наций в мире. 90 % населения живут в менее чем 10 областей, главным образом по побережью. Больше чем половина населения является городской, сконцентрированной до большей степени, в двух наибольших городах, Триполи и Бенгази (Львова 1984: 52).


2. Происхождение

Ливийцы - смесь местных берберских народов и пришлых арабских племен (VII-XI вв.) Процессы этнической консолидации усилились в борьбе за независимость в XX веке, особенно после революции произошедшей 1969.

Большое количество ливийцев называют кхоалоагли (Khoulougli, Сыновья Солдат), это те ливийцы, которые произошли от браков Оттоманских солдат с ливийскими женщинами. Они главным образом проживают в Мисрата (200 км к западу от Триполи), Тажоура (пригород Триполи), и Эз-Завия (приблизительно 50 км К западу от Триполи). В течение долгого времени они были освобождены от налога и имели право служить в армии. Теперь они слились с арабским населением, но их можно отличить внешне и по цвету кожи. Так же есть туареги (берберское население) и племенные группы тебу, сконцентрированные на юге, живущие кочевым или полукочевым образах жизни. Среди иностранных жителей, наибольшие группы - граждане других африканских наций, включая Северных Африканцев (прежде всего Египтяне и Жители Туниса), и Африканцы Района Сахары. Согласно ЦРУ Factbook, ливийские берберы и Арабы составляют 97 из населения Ливии; другие 3 - греки, жители Мальты, итальянцы, египтяне, афганцы, турки, индусы, и Африканцы Района Сахары (Львова 1984: 50).


3. История

Именем лаву , перешедшим в евр. Lehabim, древние египтяне со времени Нового царства стали называть одно из племен, живших на западе от них и впоследствии выступившее мало-помалу на первый план между родственными коленами: Техенну, Темеху, Каикаша, Шаитеп (?), Машаваша, Исавада, Ааса, Вакана. Последние четыре имени сопоставлены Бругшем с Максиями, Асбитами, Овсеями и Маками Геродота; первые два издревле употреблялись как общее имя западных народов.

Характеристические признаки: белый цвет кожи, татуировка, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое перо на голове и спускавшиеся на виски косы. По всей вероятности, это были предки туземного берберского населения Северной Африки. Евреи считали их хамитами, родственными египтянам. Последние вели с ними войны ещё во времена среднего царства, но особенно сделались они опасны Египту при XIX династии. При Меренпта, в 5 год его царствования, они произвели опустошительное нашествие на Египет под начальством царя Марануи, навербовав себе войско из появившихся одновременно с этим морских разбойников. Фараону удалось отразить их, равно как и Рамзесу III, при котором были новые нашествия под начальством царей Чаутмара и Капура. Длинные надписи храма Мединет-Абу прославляют победы египтян похвальными одами и изображениями триумфов с массой пленных. Во время слабой XX династии Л. удалось, однако, постепенно завоевать Египет мирным путем колонизации и наводнения египетских канцелярий и войска. Вследствие этого процесса, тождественного с совершившимся в IV-V в. в Римской империи, дельта покрылась сетью ливийских военных поселений и княжеств, из которых сначала развилась монархия Бубастидов и т. наз. додекархия (см.), а потом - династия Псаметихов. У классиков под именем Λύβιοι разумеются туземцы-берберы, в противоположность финикиянам и грекам. К ним причислялись и нумиды с маврами.


4. Религия

Мечеть в Гадамесе. 97 % ливийцев мусульмане

Преобладающим вероисповеданием у ливийцев является ислам. Придерживаются суннизма, но меньшинство придерживается ибадизма (Хариджизм), прежде всего в Джебель Нефуса и Заварах. Приблизительно 97 из Ливийцев - последователи ислама. Кроме подавляющего большинства мусульман суннизма, есть также очень маленькие христианские сообщества, составленные почти исключительно из иностранцев (Кобищанов 2003: 34). Есть маленькое англиканское сообщество, составленное главным образом из африканских рабочих - иммигрантов в Триполи; это - часть египетской епархии. Также приблизительно 40 000 католиков в Ливии, которым служат два епископа, один в Триполи (служащий итальянскому сообществу) и один в Бенгази (служащий мальтийскому сообществу). Многие жители Киренаики считаются последователями дервишского братства сенуситов, религиозного движения, которое распространилось в Северной Африке в 18 в. (Токарев 1976: 231).


5. Язык

(араб. أَلْقُرآن ‎‎ - Qur"ān )Рукопись Корана. Почти все ливийцы говорят на арабском языке, являющемся официальным языком страны.

Главный язык, на котором говорят ливийцы - арабский язык, который является также официальным языком. Ливийцы говорят на ливийском диалекте арабского языка, входящем в магрибскую группу диалектов. На языке тамазик (Берберские языки, которые не имеют официального статуса), говорят ливийские берберы. Кроме того, туареги говорят на тамахак, единственный известный cеверный язык тамашек. Некогда широко использовался итальянский язык, особенно среди образованной прослойки ливийского общества. В годы английской администрации (1943-1951 гг.) получил распространение английский язык, ставший особенно популярным с появлением в Ливии американских и английских нефтяных компаний. Сейчас, наряду с арабским языком, в крупнейших городах английский и итальянский также широко распространены (Айхенвальд 1998: 256).


6. Трансформация в условиях модернизации

Многим ливийцам нравится кочевой образ жизни. Это проявляется хотя бы в том, что богатые ливийцы-горожане в выходные стремятся в пустыню даже в очень жаркое время. На раскаленном песке возникают палаточные городки (подобие бедуинских стояний), рядом с парусиновыми стенками стоят теперь не верблюды, как раньше, а автомобили и электрогенераторы для переносных кондиционеров.

Демонстрационный эффект города влияет на кочевников, заставляя многих отказаться от привычного образа жизни и начать новый, городской. Но многие бедуины так и не смогли привыкнуть к благам городской цивилизации и вернулись в пустыню. Развитие промышленности в Ливии, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни ливийцев . Сокращается неграмотность.


7. Быт и традиции

Семейная жизнь важна для ливийских семей, большинство которых живут в квартирах и других независимых единицах размещения, с точными способами размещения в зависимости от их дохода и богатства (Айхенвальд 1998: 255).

  • Традиционный тип поселения. Хотя ливийские арабы традиционно вели кочевые образы жизни в палатках, теперь они обосновались в различных городах и городах. Из-за этого, их старый уклад жизни постепенно меняется. Небольшое количество ливийцев все ещё живёт в пустыне, поскольку их семьи жили так в течение многих столетий (Родионов 1998: 201).
  • Традиционные хозяйственные занятия. Большинство населения заняты в сфере промышленности, услуг и маленький процент ливийцев занимается земледелием на побережье(цитрусовые, оливки, финиковая пальма, пшеница, ячмень).В южном и центральном районах районах страны люди занимаюся скотоводством (овцы, козы, верблюды, в меньшей степени - лошади). Часть занята на нефтепромыслах. Развито изготовление ковров и вышитых кожаных изделий, плетение из пальмовых листьев и изготовление медных чеканных сосудов (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционная одежда ливийцев не отличается от характерного для всех областей Северной Африки бедуинского костюма. Мужские одежды: плащи-абаи, головные платки (куфийя). Также многие жители крупных городов предпочитают европейский стиль одежды. Современная одежда ливийцев представляет собой сочетание арабских и европейских элементов. Многие горожанки не выходят на улицу без покрытой головы (некоторые-лица).
  • Традиционная пища - это пшеничные или ячменные лепешки, овощи, финики, цитрусовые,молоко, овечий сыр, топленое масло, свежая или сушеная рыба (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционная духовная культура. Существует народный театр теней, эпос, распространены устные рассказы (сундук ад’дунья - «Кладезь новостей») (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционное жилище ливийцев представляет собой низкие глинобитные дома с внутренними двориками. Так же широкое распространение получили предназначенные для людей и скота грунтовые жилища (сводчатое помещение на глубине до 10 м, в которое ведёт шахта, реже - несколько таких помещений на разной глубине, соединённых лестницей) (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционная социальная и политическая организация. Около одной трети ливийцев - кочевники и полукочевники, у которых сохраняются остатки родо-племенного строя. Старо-арабские традиции очень сильны в семейном быту. Минимальный брачный возраст для мужчин - 15 лет, для женщин - 12 лет. Встречается многоженство. Сохранились обменные браки и брачный выкуп. В семьях обычно много детей. Уважение к женщине в семье растет, если она рожает как можно больше детей (особенно сыновей) .

Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери и отца; коллатеральные и прямые родственники). Основа родо-племенной организации - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии. Основой родо-племенной организации является - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Ливийцы соблюдают бедуинский кодекс чести, который предусматривает родственную солидарность, стойкость, мужество и гостеприимство. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состав населения, государственный язык и строй Франции. Основные народы, форма правления Бельгии. Глава государства и правительства Люксембурга. Структура населения, парламент и денежная единица Швейцарии. Рельеф, внутренние воды и климат Африки.

    презентация , добавлен 07.02.2012

    Экономико-географическое положение и история возникновения Перу. Столица Лима - политический центр южноамериканских колоний Испании. Обычаи, культурные и кулинарные традиции населения. Местные правила, которых стоит придерживаться путешествуя по стране.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Китай как крупнейшее по численности населения государство мира, и третье по территории. Темпы и направления урбанизации, оценка современного состояния городов. Архитектура и достопримечательности страны, религия и традиции. Особенности организации быта.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Общая характеристика Болгарии как европейской страны, ее географическое положение, особенности рельефа и климата. Население страны, его традиции и обычаи. Курорты государства, его промышленность и сельское хозяйство, основные экономические перспективы.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Краткая характеристика Ирландии, ее географическое положение, особенности климата и рельефа, оценка существующих природных ресурсов. Численность населения и его основные традиции. Достопримечательности и туристические ресурсы государства, их развитие.

    презентация , добавлен 13.04.2015

    Краткая географическая характеристика Королевства Таиланд, особенности его климата, флоры и фауны. Место и значение короля в общественно-политической жизни государства. Распространенные религии Таиланда. Основные обычаи и традиции данной страны.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Географическое положение Абхазии, особенности рельефа и климата данного государства, основные этапы его исторического развития. Этническая специфика и характеристика населения, культура и традиции. Достопримечательности Абхазии, ее кухня и язык.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Размещение основных народов и плотность населения в разных частях Африки. Алжир как одно из крупных развивающихся государств материка. Страны Западной и Центральной Африки. Животный мир Эфиопского нагорья. Природные комплексы Южно-Африканской Республики.