Партизанский отряд участвовавшие в фильме константин заслонов. Герой ссср константин заслонов

Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем больше мы должны приложить усилий, чтобы сохранить память о героях ушедшего времени. Из этой статьи вы узнаете, кем был Константин Заслонов и за какие заслуги его наградили орденом Ленина и присвоили звание Героя СССР (посмертно).

Черты характера

До наших дней дошло множество его писем, в которых он рассказывал о своей жизни, делился своими мыслями. Поэтому даже спустя много лет можно охарактеризовать его личность, понять, каким он был человеком. Каждому прочитавшему их становится ясно, что Заслонов Константин был любим и уважаем в коллективе. Неспроста ему доверяли тогда, когда он управлял паровозными депо и когда он стал командиром партизанского отряда. Люди подчинялись его воле, несмотря на то что Константину Заслонову в начале войны был всего 31 год, а руководящую должность в депо он занял и вовсе в 27 лет. Происходило это потому, что он досконально знал свое дело, старался вникнуть во все, за что брался, а потом научить других.

Предпочтения героя

К управлению депо станции Рославль Смоленской области и Орша Витебской области Константин Заслонов был допущен после того, как окончил профессиональную железнодорожную школу, а затем пять лет отработал на простых должностях. Был и слесарем, и и паровозным мастером. Это помогло ему досконально освоить паровозное дело, тем более что он любил технику, проявлял интерес ко всем новинкам.

Была у него и мечта, которую трудно понять в наше время, особенно молодежи. Он хотел стать членом Коммунистической партии, и не просто стать, а быть достойным этого, поэтому, даже будучи командиром партизанского отряда, Константин Заслонов сомневался, заслуживает ли он доверия партийных товарищей настолько, чтобы они смогли принять его в свои ряды. Кандидатом в члены ВКП(б) он был принят в августе 1942 года, за два месяца до своей гибели.

На пути к своей цели

Константин Заслонов родился в простой рабочей семье 07.01.1910 г. Это событие произошло в Осташкове Калининской области. Довелось ему побывать батраком у кулака, поучиться сапожному мастерству.

После революции он получил образование, и был направлен в Ленинград. Там он начал учиться на железнодорожника, но уже через год был призван на работу. Поработав в разных депо, в начале войны он находился в Белоруссии. После прихода фашистов Константин Заслонов был эвакуирован в Москву, но там находиться не смог и написал письмо с просьбой разрешить ему создать собственный партизанский отряд. Просьба была удовлетворена, и он перешел линию фронта с группой, состоящей из 40 человек в октябре 1941 года.

Военные будни

Оказалось, что фашистов на Белорусской земле, куда отправился Константин Заслонов, фото которого вы можете найти в этой статье, было очень много. Добраться до своей цели, а именно Орши, целой группой они бы не смогли. Поэтому было принято решение пробираться поодиночке и, устроившись на работу на станции Орша, снова собраться и заняться партизанской деятельностью.

Самого Заслонова без труда приняли на работу, ведь он был отличным специалистом, а немцам требовались знающие люди для восстановления паровозного движения. В скором времени отряд начал подрывную работу. Всем его членам пришлось скрываться в лесах. Они занимались тем, что взрывали поезда. Фашистам приходилось несладко.

Из донесений Заслонова ясно, что его отряд отправлял под откос составы, взрывали железнодорожные мосты, громил фашистские гарнизоны, уничтожая врага, его технику и вооружение, нанося немцам непоправимый урон.

Лучший партизан

Константин Заслонов был отличным командиром. Его отряд носил название «Дядя Костя», что говорит об уважение, которое испытывали партизаны к своему молодому командиру. Заслонов руководил жестко, четко отдавая приказания, видя перед собой большие цели. Предателей, шпионов, провокаторов он не щадил и другим советовал избавляться от них любой ценой.

Заслонов был опасным врагом для фашистов. Они назначили за его голову награду в 50 000 марок. Кроме того, поймавшему Константина живьем или убившему его, они обещали вручить награду — железный крест и устроить райское существование в Германии. А крестьянам обещали за это подарить два имения.

Погиб Заслонов, героически сражаясь с карателями. Причем засаду на них партизанский отряд устроил сам, получив информацию о передвижении фашистов. У дороги между деревнями Кузьмино и Утрилово завязался жестокий бой, в ходе которого был убит командир отряда.

Вот таким был Константин Заслонов, биография которого может служить примером для молодежи. Подвиги его не забыты. В разных городах России и Белоруссии установлены памятники и мемориальные доски, названы в его честь улицы, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Легендарную славу среди партизан-железнодорожников стяжал себе начальник депо Орша, инженер Константин Сергеевич Заслонов.
При отходе наших войск Заслонов обратился к народному комиссару путей сообщения Л. М. Кагановичу за разрешением организовать партизанский отряд из паровозников Оршинского узла. Он хорошо знал их всех, и сам пользовался у них большим уважением. Созданная Заслоновым группа «народных мстителей» из 30 железнодорожников впоследствии превратилась в партизанскую бригаду, наводившую страх и ужас на немецких захватчиков. За три месяца партизаны пустили под откос несколько десятков эшелонов с немецкими солдатами и боевой техникой, вывели из строя 118 паровозов, уничтожили сотни вагонов и автомашин.


Портрет К. С. Заслонова

Изобретательность самого Заслонова и его товарищей поразительна.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны теперь открыт специальный зал, посвященный памяти Заслонова.
В зале выставлены оригинальные «четырёхножки», изобретённые заслоновцами для борьбы с вражеским автотранспортом и конницей; прославленные заслоновские мины, заделанные в уголь, которые, попадая в тендеры, а оттуда в паровозные топки, взрывали локомотивы; дневники, отражающие боевую деятельность белорусских партизан, и другие экспонаты.
Огромный интерес для характеристики партизанского движения среди железнодорожников представляет дневник самого Заслонова.
Дневник охватывает период от 17 мая до 7 ноября 1942 года.
В марте 1942 года партизанские отряды Заслонова начинают действовать в лесах Витебщины. Об этом главным образом и повествует дневник.
Заслонов придавал огромное значение построению отрядов, их управлению, связи, взаимодействию. Отличный организатор, он превосходно понимал, какое значение имела партизанская разведка в глубоком тылу, насыщенном регулярными частями армии противника.
В дневнике есть краткие отрывки из приказа, названного «Разработка походов-разведок».
Назначая начальником разведки бригады старшего лейтенанта тов. Громова, Заслонов так определяет круг его деятельности: самое главное - организация бригадных агентурных разведок, учёт всех связных, организация походных разведок, разработка походных маршрутов. Начальнику разведки предлагается организовать вокруг себя хорошую группу отважных разведчиков, умных, волевых и героических людей, инициативных и деятельных товарищей, способных отражать истинную картину и обстановку разведываемых пунктов.
Заслонов постоянно следил за деятельностью своих разведчиков. Он направлял их работу, учил и ставил перед ними конкретные боевые задачи.
По записи результатов разведки, полученных Заслоновым, можно видеть, сколь важными оказывались сведения, добытые разведчиками.
«Усиленное передвижение войск через Оршу на Могилёв и Витебск. Товарищ Д. лично 3 и 4 июня наблюдал перемещение по железной дороге из Минска через Оршу на Витебск и Смоленск, передвижение транспортов с ОВ и дегазатор с отдельными вагонами. В поездах знаков, отмечающих ОВ, не было никаких. Установил лично и дополнительно узнал от сцепщика поездов Сепчило Николая, расстрелянного 15 июня за связь со мной».
Получив точные, проверенные данные, Заслонов нередко радировал в Москву, в Центральный штаб партизанского движения. Одна из его радиограмм сообщает, например: «Сильное движение поездов на железной дороге Орша - Смоленск. Усилена охрана на этой дороге. Окрестности Орши укрепляются и заселяются немцами. В Межеве и Заболотье очень много конников, около 3 000. По большаку Орша - Могилёв выселяются деревни и заселяются немцами. Подробности передам. Заслонов».
Неоценимую услугу советскому командованию оказали эти лаконичные, но точные и проверенные сведения!
Командир партизанской бригады Константин Заслонов воспитывал и учил разведчиков на конкретных примерах. Вместе с ними он отправлялся на ответственные задания. Просиживая часами в засаде, опытный организатор разведки учил своих боевых помощников искусству наблюдать, распознавать уловки врага.
Правильно организованная разведка доносила своему командиру о каждом шаге противника, о дислокации войск, о продвижении эшелонов, о настроениях жителей окрестных деревень и станций. На основании данных разведки Заслонов находил людей, нужных бригаде, и через разведчиков вёл с ними переговоры. Он боролся за сплочение мелких партизанских групп, стихийно возникших в витебских лесах, в единую организацию.
Заслонов был требователен к себе и к окружающим. Формируя и укрепляя бригаду, он настойчиво требовал, чтобы командиры «не приводили в отряд кого попало», чтобы они были взыскательны к себе и к своим подчинённым, воспитывали людей, насаждали дисциплину. «Если кто- то назвался партизаном, то не должен ходить душа - нараспашку». Заслонов требует прекращения стрельбы где попало. Экономить патроны и беречь оружие - таков закон для его бригады.
Ещё до войны Заслонов писал в своей автобиографии, что хочет «быть большевиком в полном смысле слова, быть честным, чутким, внимательным и классово-бдительным».
Константин Сергеевич был принят кандидатом в члены ВКП(б) 25 октября 1941 года на партийном собрании отряда имени Кагановича в смоленских лесах, но партийная его принадлежность оформлена не была. Заслонов остался непартийным большевиком, но как командир он учил своих подчинённых тому, чему многие годы его учили партия и комсомол.
Товарищ Сталин требовал от партизан, чтобы они создали на временно оккупированной территории невыносимые для немцев условия, - такие чтобы под ногами врага горела земля. В духе этих требований Заслонов воспитывал личный состав групп и отрядов. На страницах дневника неоднократно встречаются записи о славных боевых делах.
«4 июня в 2 часа 30 минут ночи на перегоне Стайки - Богушевская совершено крупное крушение воинского поезда с автомашинами и пушками, на которых находилась прислуга. Паровоз сошёл с рельсов и сильно повреждён. Два вагона свалились под откос, 9 вагонов разбито. Движение прервано».
« Один за другим перечисляет Заслонов перегоны, где пущены поезда под откос. Дневник не представляет собой полной записи всех боевых действий заслоновцев на железнодорожных коммуникациях. И всё же, только по имеющимся в нём записям, за полгода было подготовлено 80 крушений поездов, нарушивших вражеские перевозки.
Заслонов был для своих партизан не только военоначальником. Он много внимания уделял быту партизан. Местное население, ненавидевшее захватчиков и искренно сочувствовавшее партизанам, оказывало бригаде огромную материальную поддержку, доставляя в отряды хлеб, мясо, масло, одежду. Но по мере увеличения численности бригады этого стало недостаточно. Продовольствие надо было брать у врага. Когда это делалось, Заслонов отвоёванное партизанами у немцев продовольствие раздавал крестьянам.
Командир бригады внимательно следил за событиями на фронтах Отечественной войны. Мелким убористым почерком Заслонов записывал основные данные из сводок Совинформбюро и приказов товарища Сталина, принятых через партизанскую радиостанцию. Эти сводки передавались всем отрядам, пересказывались местному советскому населению.
Дневник обрывается за неделю до героической гибели Заслонова. 14 ноября 1942 года он пал в бою у деревни Куповать Сенненского района Витебской области.
В привокзальном сквере станции Орша ныне высится небольшой холмик, обнесённый металлической решёткой. Это могила легендарного партизанского командира Константина Сергеевича Заслонова.
Красное полотнище с траурным крепом обрамляет остроконечную решётку. Железнодорожники узла, колхозники окрестных сёл, проезжающие через станцию пассажиры идут к могиле поклониться праху героя, отдавшего самое дорогое- жизнь - великому делу победы.

Константин Заслонов

Родился Константин Сергеевич Заслонов 25 декабря 1909 года (7 января 1910 года) в городе Осташкове Тверской губернии. Отец содержал небольшое хозяйство: имел лошадь, жеребенка и двух коров. В 1930?е годы вся семья (отец, две его сестры и двое братьев) была раскулачена и выслана на Кольский полуостров, в город Хибиногорск.

Денег на жизнь семье не хватало, и восьмилетний Костя стал работать пастухом, а через год пошел в школу.

Первая учительница Заслонова, Анна Васильевна Раздерова, позже вспоминала, что он выделялся среди всех детей своими незаурядными способностями и усидчивостью. Одновременно работать и учиться было нелегко. Сестра Татьяна рассказывала: «Костя был одним из старших детей, ему приходилось работать наравне со взрослыми. Бывало, разбудят до рассвета молотить, он проработает часа три-четыре и так, недоспавши и наработавшись, шел в школу».

В 1927 году Константина как отличника направили в Великолукскую профессионально-техническую школу железнодорожного транспорта, которую он окончил в 1930 году.

По комсомольскому призыву вместе с женой Заслонов был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском. В 1935 году он стал помощником начальника паровозного депо Новосибирска. В семье родилась дочь Муза. Из-за голода здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск. Но самому уехать было нельзя, чтобы не «опозорить честь комсомольца-добровольца». Прибыв в Витебск, жена прислала в паровозное депо Новосибирска открытку, будто бы Заслонова срочно вызывают на учебу в Ленинградский институт инженеров дорожного транспорта, и его отпустили учиться.

Дорогой Лазарь Моисеевич!.. Я, начальник паровозного депо станции Орша, Западной железной дороги, Заслонов Константин Сергеевич, прошу вашего разрешения организовать нам партизанский отряд и действовать в районе от Ярцева до Барановичей в полосе железнодорожных линий, станций и др. железнодорожных сооружений. Временно прошу 20–25 человек отборных «орлов» – храбрых паровозников…

Из письма К. Заслонова наркому путей сообщения СССР Л. М. Кагановичу

Так он приехал в белорусский город Витебск и стал работать в железнодорожном депо. С 1937 года был начальником депо станции Рославль, а с октября 1939 года – станции Орша.

Орша была крупным железнодорожным узлом, и с 23 июня 1941 года подвергалась бомбежке по нескольку раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны в Орше более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под эшелоны с оборудованием, беженцами, скотом. Они отправлялись на восток, в глубь страны.

2 июля 1941 года Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо. Но и с этим эшелоном начальник депо не уехал. Он все ждал, когда из Орши уйдет последний железнодорожный состав. Лишь когда немцы подошли совсем близко к городу, Заслонов на дрезине со своими рабочими отправился в сторону Смоленска. По дороге их обстрелял передовой отряд немцев. Скатившись с откоса, железнодорожники лесом вышли к Вязьме. Оттуда в тендере паровоза со знакомым машинистом Заслонов добрался до Москвы.

В Москве он сразу же приступил к работе осмотрщиком паровозов в депо Ильича, куда было эвакуировано оборудование депо Орши. Он пытался уйти добровольцем на фронт, но везде получал отказ – железнодорожников в армию не брали, они были необходимы в тылу. Тогда он обратился в Наркомат путей сообщения СССР с просьбой отправить его на оккупированную территорию организовывать сопротивление фашистам.

В сентябре 1941 года в Москве Константин Сергеевич из тридцати оршанских железнодорожников сформировал партизанский отряд, и 1 октября они начали продвижение по оккупированной территории. До родного города 15 ноября дошли всего пятеро. Легализовавшись в Орше, Заслонов устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад, и 2 декабря 1941 года приступил к работе. Заслонов создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского антифашистского подполья во время Московской битвы 1941–1942 годов парализовали работу оккупированного фашистами железнодорожного узла. Основной удар наносился по паровозному парку.

Заслоновцы добывали взрывчатку и изготовляли угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки железнодорожного узла. Немцы во время бомбардировок отсиживались в бункерах, в то время как отряд Заслонова мог свободно распоряжаться в депо. После бомбежек тяжело было разобрать, какие аварии произошли по вине советской авиации, а какие по другим причинам. Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца подпольщики организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя и уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима – небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения железнодорожной станции водой.

Партизаны, партизаны,

Белорусские орлы!

Бейте ворогов поганых,

Режьте свору окаянных,

Свору черных псов войны!

Янка Купала

Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Константин Сергеевич с группой подпольщиков ушел из Орши в Лиговские леса, которые славились непроходимыми болотами, множеством озер и лесных речек, и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он стал командиром партизанского отряда, который насчитывал 35 человек, и уже через месяц была совершена первая боевая операция – уничтожение продовольственных складов противника.

15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады. День ее создания стал днем первого боевого крещения: шесть часов шел бой, заслоновцы уничтожили большую карательную группу. Партизаны под руководством «дяди Кости», как они называли своего комбрига, совершали диверсии на железных дорогах Орша – Смоленск, Витебск – Полоцк, Витебск – Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.

13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать Сенненского района находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. 14 ноября 1942 года в бою с карателями легендарный комбриг погиб – его скосила пулеметная очередь.

Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, местные жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены на местном кладбище в братской могиле. После войны прах Заслонова был перезахоронен в Орше.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года К. С. Заслонову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Партизанская боевая жизнь комбрига Заслонова послужила многим примером для подражания. Тысячи людей с территории оккупированной Белоруссии уходили к партизанам. За короткое время было создано несколько десятков отрядов и две бригады имени Героя Советского Союза Константина Сергеевича Заслонова. И звучали в белорусских лесах нехитрые народные песни в честь героя, позвавшего народ на защиту истерзанного любимого Отечества.

С боевым родным Заслоновым

Шли по вражеским следам

И громили гарнизоны мы,

С рельс спускали поезда.

Командира нет любимого,

Друга не было нежней.

Месть врагу – неугасимая!

Будет пуля наша злей.

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

107-мм пушка обр. 1910 г Перед началом Первой мировой войны русская армия имела в своем распоряжении 122 107-мм пушки образца 1910 года. 76 орудий входили в состав 19 батарей тяжелой артиллерии, 36 поступили в подразделения крепостной артиллерии, а остальные составили резерв

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

122-мм гаубица обр. 1910 г В 1910 году на вооружение русской армии была принята также 122-мм легкая полевая гаубица, созданная французской фирмой «Шнейдер». Ее производство было развернуто на Обуховском заводе, который до 1918 года изготовил 558 таких орудий. К началу Первой

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

152-мм гаубица обр. 1910 г Значительное внимание полевой тяжелой артиллерии стали уделять в России после русско-японской войны 1904–1905 годов, когда выяснилось, что в условиях позиционных боев для успешного наступления пехотных полков и батальонов необходимо было прежде

Из книги Танковые асы Сталина автора Барятинский Михаил

152-мм пушка обр. 1910 г Если полевая артиллерия русской армии превосходила по боевым качествам в годы Первой мировой войны полевую артиллерию противника, то тяжелая артиллерия России была представлена в основном устаревшими образцами конца XIX века. Лишь немногие орудия

Из книги Техника и вооружение 2014 05 автора

Константин I Великий Флавий Валерий Константин, которому пришлось половину времени пребывания на римском престоле воевать с претендентами на свою корону, был внебрачным сыном императора Констанция Хлора. Он получил хорошее военное и политическое образование, с юных лет

Из книги Мы сгорали заживо [Смертники Великой Отечественной: Танкисты. Истребители. Штурмовики] автора Драбкин Артем Владимирович

Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) Император, сумевший в тринадцатилетней Гражданской войне отстоять свою корону Константин ВеликийЧеловек, которому пришлось половину времени пребывания на римском престоле воевать с претендентами на свою корону, был

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Константин Самохин Константин Самохин, также как и Лавриненко, начал войну у самой границы в 15-й танковой дивизии, но по-настоящему отличился только в боях под Мценском.7 октября 1941 года 4-я танковая бригада отошла на новый оборонительный рубеж Ильково – Головлево – Шеино.

Из книги Броненосные крейсера “Шарнхорст”, “Гнейзенау” и “Блюхер” (1905-1914) автора Мужеников Валерий Борисович

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Щиц Константин Иванович Нас отправили куда-то на северо-западный фронт в Калининскую область, даже не знаю точно куда, но по дороге случился немецкий прорыв, наш эшелон остановили и прямо с платформ отправили в бой, благо боеприпасы у нас с собой были…Темень, ночью же это

Из книги Я дрался на Т-34 [Обе книги одним томом] автора Драбкин Артем Владимирович

1910 Hewlett R. G., Holl J. M. Atoms for Peace… P. 370–371.

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

1910 г. В январе “Шарнхорст”, “Лейпциг” и канонерская лодка “Луке” снова ушли из базы Циндао в совместный поход по району германских восточноазиатских колоний, временами их пути расходились, но после посещения Банкога, о. Суматра и Северного Борнео они вместе зашли в

Из книги автора

FN Browning 1910 / Browning 1910/22 FN Browning model 1910 FN Browning model 1910/22Один из лучших пистолетов конструкции Браунинга – модель 1910 на долгое время заняла нишу компактного личного оружия скрытого ношения. Даже с патроном в патроннике и взведенным ударником оружие безопасно при ношении

Из книги автора

Шиц Константин Иванович Я родился 25 сентября 1923 года в городе Рогачев Гомельской области. Семья у нас была самая обычная: у меня еще было два младших брата, Валентин и Алик. Отец был служащим, работал в разных местах, а мама занималась домашним хозяйством. Она у нас из

Из книги автора

1910 РГАВМФ. Ф. 168. Оп. 1. Д. 31. Л. 22–23.

Из книги автора

1910 Дембицкий Н.П. Указ. соч. С. 250.

(7.1.1910-14.11.1942)

Один из организаторов и руководителей коммунистического подполья и партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (7.3.1943). Родился в г. Осташков Калининской обл. Член КПСС с 1942. Окончив профессионально-техническую школу в Великих Луках (1930), работал в депо ст. Витебск, с 1937 начальник паровозного депо ст. Рославль, с 1939 - ст. Орша. В сентябре 1941, в Москве сформировал из железнодорожников партизанский отряд, в октябре перешёл с ним в тыл врага, сам прибыл в Оршу и устроился на работу в депо. Создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского коммунистического подполья парализовали работу Оршанского ж.-д. узла. За 3 месяца подполыцики-заслоновцы организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. С февраля 1942 командир партизанского отряда, с июля 1942 - бригады «Дяди Кости». Организовывал диверсии на железной дороге, возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и др. районов. Погиб в бою у д. Куповать Сенненского р-на. Похоронен (1955) в г. Орша у здания вокзала, на могиле установлена мемориальная плита, рядом памятник.

В честь К. С. Заслонова ст. 116-й км в Лепельском р-не переименована в ж.-д. ст. Заслоново, д. Козодои Сенненского р-на - в д. Заслоновка: его имя присвоено локомотивному депо в г. Орша, птицефабрике в Лиозненском р-не, колхозам в Бешенковичском, Браславском, Докинцком, Оршанском, Поставском, Сенненском и Толочинском р-нах Витебской обл., Волковысском, Дятловском и Ивьев-ском р-нах Гродненской обл., Белыничском, Быховском и Могилёвском р-нах Могилёвской обл., музею, средней школе № 10 в Орше; детской железной дороге в Минске; его именем названы тепловоз в Орше, улицы в городах Барановичи, Барань. Бобруйск (и переулок), Борисов, Браслав, Брест, Быхов, Василевичи, Ветка, Вилейка, Витебск, Волковыск, Высокое, Ганцевичн, Глубокое (и переулок), Гомель, Горки (и переулок), Гродно, Дзержинск, Давид-Городок, Добруш, Дрогычин (и переулок), Жабинка, Житковичи, Жлобин, Иваново, Ивацевичи, Клецк, Климовичи, Кобрин, Костюковичи, Лепель, Лида (и переулок), Лунннец, Малорита, Минск, Могилёв, Мозырь |п переулок), Молодечно, Мосты, Мстиславль, Наровля, Несвиж, Новогрудок, Орша, Осиповичи, Петриков, Пинск, Полоцк, Поставы, Пружаны, Речица (и переулок), Сенно (2 улицы), Славгород, Светлогорск, Слоним, Сморгонь, Солигорск, Столбцы, Толочин (и 2 переулка), Хойники, Чашники и Червень, в городских посёлках Антополь, Белыничи, Берёзовка, Бешенковичи, Богушевск, Большая Берестовица, Видзы, Воропаево, Дятлово (и переулок), Зельва, Крупки, Круглое, Коханово, Лиозно, Оболь, Плещеницы, Сураж, Холопеничи, Хотимск и Шарковщина, в рабочих посёлках Белицк и Татарка, в пос. Колодищи, в деревнях Борки и Огаревичи Ганцевичского, Попинская Вулька и Суличево Дрогичинского, Березляны, Новолучки и Хомичёво Ивановского, Великие Викаровичи Сталинского р-нов Брестской обл., Малодуша и Озерщина Речицкого р-на Гомельской обл., Доброволя Свислочского р-на Гродненской обл., Новые Дунцы Любанского и Старые Терушки Солигорского р-нов Минской обл.; его имя носят многие пионерские дружины и пионерские отряды. В Орше открыт посвященный ему музей, создана аллея в мемориальном парке ге­роев. Установлены памятники в д. Куповать Сенненского р-на, на перекрёстке автомобильных дорог Минск - Москва и Орша - Витебск и в цехе авторемонтного завода в г. Слоним; на месте гибели - стела. Имя К. С. Заслонова навечно занесено в Книгу народной славы Сенненского р-на. В годы Великой Отечественной войны его имя было присвоено 2 партизанским бригадам, действовавшим на оккупированной территории Белоруссии.

Среди организаторов и руководителей антифашистского подполья и партизанского движения на территории Витебской области в 1941-1942 годах почетное место принадлежит Герою Советского Союза, командиру партизанского отряда и бригады, командующему всеми партизанскими силами Оршанской зоны Константину Сергеевичу Заслонову (партизанский псевдоним "Дядя Костя").


Родился Константин Заслонов 7 января 1910 года в городе Осташков Калининской области. Отец содержал небольшое хозяйство: имел лошадь, жеребенка и двух коров. В 1930-е годы вся семья (отец, две его сестры и двое братьев) была раскулачена и выслана на Кольский полуостров, в Хибиногорск (ныне Кировск). Денег не хватало, и восьмилетний Костя работал пастухом, а через год пошел в школу. Первая учительница Заслонова, Анна Васильевна Раздерова, позже вспоминала, что он выделялся среди всех детей своими незаурядными способностями и усидчивостью. Одновременно работать и учиться было нелегко. Сестра Татьяна рассказывала: "Костя был одним из старших детей, ему приходилось работать наравне со взрослыми. Бывало, разбудят до рассвета молотить, он проработает часа три-четыре и так, недоспавши и наработавшись, шел в школу". В 1927 году школьная комсомольская организация направила Константина как отличника в Великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта, которую он окончил в 1930 году.


По комсомольскому призыву вместе с женой Заслонов был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском. В 1935 году он стал помощником начальника паровозного депо Новосибирска. В семье родилась дочь Муза. Из-за голода здоровье жены стало резко ухудшаться и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск. Но самому уехать было нельзя, чтобы не "опозорить честь комсомольца-добровольца". По воспоминаниям дочери, прибыв в Витебск, жена прислала обратно открытку, будто бы Заслонова срочно вызывают на учебу в Ленинградский институт инженеров дорожного транспорта, и его отпустили учиться.


Так он вернулся в Витебск и стал работать в железнодорожном депо. С 1937 года был начальником депо станции Рославль, а с октября 1939 года - станции Орша.


Орша была крупным железнодорожным узлом, и с 23 июня 1941 года подвергалась бомбежке по несколько раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.


2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо, а через десять дней с воинским эшелоном покинул Оршу и Константин Сергеевич. Добравшись до Москвы, Заслонов обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой отправить его на оккупированную территорию организовывать сопротивление фашистам.


В сентябре 1941 года в Москве Константин Сергеевич из 30-ти оршанских железнодорожников сформировал партизанский отряд, и 1 октября они начали продвижение по оккупированной территории. До родного города 15 ноября дошли всего пятеро. Легализовавшись в Орше, в ноябре Заслонов устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. 2 декабря 1941 года Константин Сергеевич приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского антифашистского подполья во время Московской битвы 1941-1942 годов парализовали работу железнодорожного узла. Основной удар наносился по паровозному парку.

Заслоновцы добывали взрывчатку и изготовляли угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время бомбардировок отсиживались в бункерах, в то время как отряд Заслонова мог свободно распоряжаться депо. После бомбежек тяжело было разобрать, какие аварии произошли по вине бомбежек, а какие нет. Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца подпольщики-заслоновцы организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима - небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.

Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Заслонов с группой подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он стал командиром партизанского отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте была первая боевая операция: уничтожение продовольственных складов.

15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады "Дяди Коли", которая после его смерти получила наименование "1-я партизанская бригада имени К.С.Заслонова". День создания бригады стал днем ее первого боевого крещения: шесть часов шел бой, заслоновцы уничтожили целую карательную группу. Партизаны бригады под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша-Смоленск, Витебск-Полоцк, Витебск-Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.

Через много лет начальник Белорусского штаба партизанского движения Петр Захарович Калинин вспоминал: "Отряд К.С.Заслонова с первых же дней развернул активную боевую деятельность. За короткий срок заслоновцы уничтожили около десяти продовольственных складов, смело нападали на немецкие гарнизоны, расположенные в селах близ Орши, организовывали крушения железнодорожных эшелонов, следовавших к линии фронта".

В период, когда бригада совершала рейд, Центральный Комитет КП(б)Б принял решение - возложить на Константина Сергеевича Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, сдав бригаду комиссару Людвигу Ивановичу Селицкому, Константин Сергеевич приступил к новым обязанностям.

13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Его скосила пулеметная очередь. 14 ноября 1942 года в бою с карателями у деревни Куповать Сенненского района легендарный комбриг погиб. Ему шел 33-й год. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, то местные жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены. После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше.

7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден двумя орденами Ленина и медалью.

Память

В честь Константина Заслонова станция 116-й км в Лепельском районе переименована в железнодорожную станцию Заслоново, деревня Козодои Сенненского района - в деревню Заслоновка. Его имя присвоено музею и средней школе в Орше, детской железной дороге в Минске, его именем названы улицы в Минске, во многих областных и районных центрах Беларуси.

В Орше открыт мемориальный музей Героя Советского Союза К.С.Заслонова, создана аллея в мемориальном парке героев. Заслонову установлены памятники в деревне Куповать Сенненского района, на перекрестке автомобильных дорог Минск-Москва и Орша-Витебск, а на месте гибели - стела. Имя Константина Сергеевича Заслонова навечно занесено в Книгу народной славы. В годы Великой Отечественной войны его имя было присвоено двум партизанским бригадам, действовавшим на оккупированной территории Беларуси. О нем слагались песни и легенды. В послевоенные годы Константину Заслонову были посвящены художественные фильмы, спектакли, произведения живописи, музыки и скульптуры.

У Константина Заслонова - две дочери Ирина и Муза. Муза Константиновна Заслонова - кинорежиссер, сняла фильм об отце и написала документальный роман "Фамилия". Внук Роман Заслонов - художник.

Из воспоминаний о Константине Заслонове:

Нормировщик технического отдела К.В.Усенко вспоминал: "Будучи мастером паровозного депо, Заслонов был очень строг к подчиненным и к окружающим, требовал от них того же, что делал сам - отдавал себя полностью своей работе. Свою требовательность Заслонов сочетал с чуткостью к людям. Был случай, когда, чтобы поддержать семью многодетного железнодорожника, он отдал половину своего пайка, полученного на полгода вперед".

Сохранилась характеристика Заслонова, которую дал секретарь горкома партии Г.Д.Резников: "Я увидел человека, который отдавал себя всего делу, он жил своим делом, причем трудно сказать, чтобы он чего-то не знал в масштабе своих обязанностей, наоборот, он мог заменить любого машиниста, кочегара, он был слесарь, токарь и не гнушался никакой работой. Он не подделывался под рабочих, не грубил, но умел требовать, и знание дела поднимало его авторитет. Начальству он не подхалимничал, держал себя просто, в то же время был вежлив".

Центральный печатный орган железнодорожников, газета "Гудок", в статье "Рабочий день начальника депо" ставил Заслонова в пример всем руководителям транспорта. Так описывает Заслонова командир 1-й бригады Иванов: "Как начальник, Константин Сергеевич был строг и вежлив, как товарищ - общителен и шутлив. Но в работе и жизни эти черты всегда сказывались вместе и неотъемлемо. Простота и скромность всегда украшают умного человека".

Из народной песни о Заслонове:

С партизанскими бойцами
Сквозь ненастья, сквозь туман
Пробирается лесами
Сам Заслонов - партизан.

Он ведет свою бригаду,
Сокрушая в пух и прах
Поезда, мосты и склады
У противника в тылах.

И, настигнув вражью банду
Темной ночью или днем,
Он дает свою команду:
"По фашистам - рубанем!"

И бригада под огнем
Повторяет - рубанем!
Рубанем! Рубанем!
По фашистам - рубанем!..

Народная песня о Заслонове:

Возле Орши роща небольшая,
Партизан отряд там проходил.
Командиром этого отряда,
Командиром Дядя Костя был.

Дядя Костя собирал бригаду,
Чтобы бить врага наверняка.
Он учил бойцов своих отрядов
Не бояться вражьего штыка.

Дядя Костя вырастил бригаду,
В знойный день и в снежную пургу
Сам ходил с бойцами он в засаду,
Возглавлял удары по врагу.

Дядя Костя, командир бригады,
Говорил: «Ребята, все пустяк...
Под откос пускайте эшелоны,
Вот рубать нам немцев надо как».

Мы громили вражьи гарнизоны,
Каждый выстрел бил наверняка.
Под откос пускали эшелоны,
В бой вела нас твердая рука.

Дядя Костя, командир Заслонов,
Пулей был простреленный в бою.
За Советы, за страну родную
Отдал жизнь геройскую свою.

Есть курган в родимой Беларуси,
Спит под тем курганом верный сын,
Спит Герой Советского Союза -
Партизан Заслонов Константин.

Не кукушка плачется, кукуя
По дремучим витебским лесам, -
Это песня слышится, какую
Он любил насвистывать и сам.

«Ой, криница, ты, моя криница...»
Этой песни, видно, не певать,
Чтоб не пуля вражеская фрица,
Жить бы, жить тебе и воевать.

Песню ту под пулями певали,
Проходя по топи, по воде,
Мы врагов с тобою не считали,
Только жадно спрашивали: где?

Наших чистых стежек до криницы
Не затопчет вражеский сапог!
В наших пущах навек лягут фрицы,
Не найдя в Германию дорог.

И над пеплом сумрачных пожарищ
Встанет солнце у родной земли,
Спи спокойно, доблестный товарищ,
Спи, герой, Заслонов Константин.