Переносное значение слова помощь. Переносный смысл

Содержание

Слово может находиться, как в прямом, так и в переносном значении. Такие слова называются многозначными.

Прямое значение слова

Для того, чтобы напрямую обозначить предмет, его действие или признак, которым он обладает, используется прямое значение слова. Такие лексические единицы не вызывают сомнений в обозначении и не меняют смысловую нагрузку или эмоциональную окрашенность текста. Примеры:

Посреди комнаты стоит стол, на нём лежат учебники.
Заяц скачет по опушке леса среди деревьев и кустов.
Солнечные лучи отразились в окне, создавая блики.

Многие слова употребляются в речи только в прямом значении: сын, квартира, солнце, грустный, известный .

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение.

Возникновение переносного значения слова

Основное лексическое значение может служить базой для образования других, побочных значений. Такие значения называются переносными значениями и придают совершенно другой смысл. Основанием для использования слова в другом смысле служит схожесть одного предмета с другим, их признаков или действий.

Например, при употреблении слова «золотой » в словосочетании «золотое кольцо », ясен смысл прилагательного, обозначающего драгоценный металл, определяющий стоимость и ценность предмета.

В другом примере — «золотые руки» , слово «золотой » приобретает фигуральный смысл, поскольку оно употреблено в переносном лексическом значении и обозначает «умелые», «деятельные», «незаменимые» .

Замена объясняется общими чертами в значении, внешним сходством. В данном примере и к прямому, и к переносному значению можно употребить синоним «драгоценный ». Этим оправдывается многозначность. Слова, которые могут быть употреблены не только в прямом смысле, называются многозначными . Примеры:

  • мягкий ковёр — мягкий характер — мягкий свет;
  • железная дверь — железная воля — железная дисциплина.

Примеры слов в переносном значении

  • сердечная мышца — сердечный друг;
  • дождевой червь — книжный червь;
  • ударил палкой — ударил гром;
  • дверная ручка — шариковая ручка;
  • красный язык — английский язык;
  • родилась идея — родилась дочь;
  • гребень волны — гребень для волос;
  • художественная кисть — кисть руки;
  • колонна здания — колонна демонстрантов;
  • рукав одежды — рукав реки.

Переносное значение позволяет добавить эмоциональности, образности в художественную речь. Благодаря ему образуются тропы — двусмысленное употребление слов в художественной литературе (литота, метонимия, сравнение, эпитет, метафора).

Многие слова в русском языке имеют и прямое, и переносное значение. О том, что собой представляет данное явление, как определить слово в переносном значении и каким образом происходит этот перенос, мы и поговорим в нашей статье.

О прямом и переносном значением слова

Еще с младших классов школы мы знаем, что у слов в русском языке есть прямое значение, то есть основное, прямо соотносящееся с каким-либо предметом или явлением. Например, для существительного "выход" это "проем в стене или ограждении, через который можно покинуть замкнутое пространство" (Еще один выход во двор прятался за потайной дверью).

Но кроме прямого существует и переносное значение слова. Примеры таких значений у одной лексической единицы часто многочисленны. Так, у того же слова "выход" это:

1) способ избавления от проблемы (Наконец-то мы придумали достойный выход из ситуации);

2) количество произведенной продукции (В результате выход деталей оказался несколько ниже ожидаемого);

3) появление на сцене (Выход главного героя был встречен овацией);

4) обнажение горных пород (В этом месте выход известняка сделал скалы практически белыми).

Что влияет на перенос значения слова

В зависимости от того, с каким именно признаком можно связать перенос названия одного предмета на другой, лингвисты различают три его вида:

  1. Метафора (перенос связан со сходством признаков разных предметов).
  2. Метонимия (основывается на смежности предметов).
  3. Синекдоха (перенос общего значения на его часть).

Отдельно рассматривается и переносное значение слова по сходству функций.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждый из перечисленных видов.

Что такое метафора

Как уже упоминалось выше, метафорой называют перенос значения, основанный на сходстве признаков. Например, если предметы похожи по форме (купол здания - купол неба) или по цвету (золотое украшение - золотое солнце).

Метафора также подразумевает и схожесть иных значений:

  • по функции (сердце человека - главный орган, сердце города - главный район);
  • по характеру звучания (ворчит старушка - ворчит чайник на плите);
  • по местоположению (хвост животного - хвост поезда);
  • по другим признакам (зелена я молодежь - не созревшая; глубокая тоска - из нее трудно выбраться; шелковые волосы - гладкие; мягкий взгляд - приятный).

Переносное значение слова в случае с метафорой может основываться также на одушевлении неодушевленных предметов, и наоборот. Например: шепот листвы, ласковое тепло, стальные нервы, пустой взгляд и т. п.

Нередки и метафорические переосмысления, основанные на сближении предметов по, казалось бы, разным признакам: серая мышь - серый туман - серый день - серые мысли; острый нож - острый ум - острый глаз - острые углы (опасные события) в жизни.

Метонимия

Еще один троп, использующий слова, употребленные в переносном значении, - это метонимия.Она возможна при условии смежности понятий. Например, перенос наименования помещения (класс ) на группу детей, в нем находящуюся (класс поднялся навстречу учителю) является метонимией. То же происходит и при переносе названия действия на его результат (заниматься выпечкой хлеба - свежая выпечка ) или свойств на их обладателя (иметь бас - арию спел талантливый бас ).

По тем же принципам происходит перенос имени автора на его произведения (Гоголь - в театре ставили Гоголя ; Бах - слушать Баха ) или названия вместилища на содержимое (тарелка - он уже две тарелки съел). Смежность (близость) отслеживается и при переносе названия материала на изделие, изготовленное из него (шелк - она в шелках ходила) или орудия труда на человека, работающего с ним (коса - видно, здесь коса прошлась).

Метонимия - важный способ словообразовательного процесса

При помощи метонимии любое слово в переносном значении обретает все новые и новые смысловые нагрузки. Так, например, слово "узел" еще в древности получилось путем переноса значения "прямоугольный кусок материи, в который завязываются какие-то предметы" (взять с собой узел ). А на сегодняшний день в словарях к нему добавились и другие значения, появившиеся путем метонимии:

  • место, где пересекаются, сходятся линии дорог или рек;
  • часть механизма, состоящая из плотно взаимодействующих деталей;
  • важное место, где сосредоточено что-либо.

Таким образом, как видите, новое переносное значение слов, возникшее с помощью метонимии, служит развитию лексики. Между прочим, это еще и позволяет сэкономить речевые усилия, так как дает возможность заменить целую описательную конструкцию одним лишь словом. Например: «ранний Чехов » вместо «Чехов в ранний период своего творчества» или «аудитория » вместо «люди, сидящие в помещении и слушающие лектора».

Одной из разновидностей метонимии в лингвистике считается синекдоха.

Что такое синекдоха

Слова в переносном значении, примеры которых были приведены ранее, приобретали новую смысловую нагрузку благодаря какому-то сходству или близости понятий. А синекдоха - это способ указания на объект через упоминание его характерной детали или отличительного признака. То есть, как уже говорилось выше, это перенос общего значения слова на его часть.

Приведем несколько самых употребительных видов данного тропа.


Как и когда употребляется синекдоха

Синекдоха всегда зависит от контекста или ситуации, и чтобы понять, какие слова употреблены в переносном значении, автор должен предварительно описать героя или его окружение. Например, трудно определить по вырванному из контекста предложению, о ком идет речь: «Борода пускала дым из глиняной трубки». Но из предыдущего рассказа все становится ясным: «Рядом с видом бывалого моряка сидел мужчина с густой бородой».

Таким образом, синекдоху можно назвать анафоричным тропом, ориентированным на подтекст. Обозначение предмета по его характерной детали используется в разговорной речи и в художественных текстах для придания им гротескности или юмористической окраски.

Переносное значение слова: примеры переноса по сходству функций

Некоторыми лингвистами отдельно рассматривается и перенос значения, при котором выполняется условие наличия у явлений одинаковых функций. Например, дворник - это человек, наводящий чистоту во дворе, а дворник в автомобиле - устройство для очистки окон.

Также появилось и новое значение у слова «счетчик», употреблявшегося в значении "человек, производящий подсчет чего-либо". Теперь счетчик - это еще и прибор.

В зависимости от того, какие слова в переносном значении возникают в результате названного процесса, их ассоциативная связь с исходным смыслом со временем может и вовсе исчезнуть.

Как иногда процесс переноса влияет на основное значение слова

Как уже говорилось, по мере развития переносных значений слово может расширять свою смысловую нагрузку. Например, существительное «основа » означало лишь: «продольная нить, идущая вдоль полотна ткани». Но в результате переноса это значение расширилось и к нему добавилось: «главная часть, сущность чего-либо», а также «часть слова без окончания».

Да, возникающее переносное значение многозначных слов приводит к увеличению их выразительных свойств и способствует развитию языка в целом, но интересно, что при этом некоторые значения слова устаревают, выводятся из употребления. Например, у слова «натура » имеется несколько значений:

  1. Природа (Натура манит меня своею чистотой).
  2. Темперамент человека (страстная натура ).
  3. Естественные условия, обстановка (рисунок с натуры ).
  4. Замена денег товарами или продуктами (расплатиться натурой) .

Но первое из перечисленных значений, с которым, кстати, данное слово и было заимствовано из французского языка, уже устарело, в словарях оно обозначается пометкой «устар.». Остальные же, развившиеся с помощью переноса на его основе, в наше время активно функционируют.

Как используются слова в переносном значении: примеры

Слова в переносном значении часто используются как выразительное средство художественной литературы, СМИ, а также в рекламе. В последнем случае очень популярен прием намеренного сталкивания в подтексте разных значений одного слова. Так, о минеральной воде реклама говорит: «Источник бодрости». Тот же прием виден и в слогане к обувному крему: «Блестящая защита».

Авторы же художественных произведений для придания им яркости и образности используют не только уже известное переносное значение слов, но создают и свои варианты метафор. Например, у Блока «тишина цветет» или у Есенина - ставшая со временем весьма популярной «березовая Русь».

Существуют и слова, в которых перенос значения стал «сухим», «стертым». Как правило, такими словами мы пользуемся не для передачи отношения к чему-либо, а для называния действия или предмета (идти к цели, нос лодки, спинка стула и т. п.). В лексикологии они носят название номинативных метафор, и в словарях, кстати, не обозначаются как переносное значение.

Неверное применение слов в переносном значении

Для того чтобы слова в прямом и переносном значении всегда оказывались в тексте на своих местах и были оправданными, нужно соблюдать правила их употребления.

Следует помнить, что применение метафоры требует наличия сходства в признаках объекта наименования и в значении применяемого к нему слова. Между тем, это не всегда соблюдается, и образ, использованный в качестве метафоры, иногда не вызывает необходимых ассоциаций и остается неясным. Например, журналист, говоря о лыжной гонке, называет ее «лыжной корридой» или, сообщая о неодушевленных предметах, обозначает их количество как дуэт, трио или квартет.

Такая погоня за «красивостью» приводит к обратному результату, заставляя читателя недоумевать, а иногда и смеяться, как в случае, когда о портрете Толстого был сказано: «В кабинете у окна висел Толстой».

Прямое и переносное значение слова

У каждого слова есть основное лексическое значение.

Например, парта - это школьный стол, зелёный - цвет травы или листвы, есть - это значит принимать пищу.

Значение слова называется прямым , если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным .

Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море , у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.

Рис. 1. Чёрное море ()

Это прямое значение слова море . А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море , которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.

Рис. 2. Огни города ()

Золотые монеты, серьги, кубок - это предметы, сделанные из золота.

Это прямое значение слова золотой . Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы - волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки - так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце - так говорят о человеке, который делает добро.

Слово тяжёлый имеет прямое значение - иметь значительную массу. Например, тяжелый груз, ящик, портфель .

Рис. 6. Тяжёлый груз ()

Переносное значение имеют следующие словосочетания: тяжёлая задача - сложная, которую непросто решить; тяжёлый день - трудный день, требующий усилий; тяжёлый взгляд - мрачный, суровый.

Девочка скачет и температура скачет .

В первом случае - прямое значение, во втором - переносное (быстрое изменение температуры).

Мальчик бежит - прямое значение. Время бежит - переносное.

Мороз сковал речку - переносное значение - обозначает, что вода в реке замёрзла.

Рис. 11. Река зимой ()

Стена дома - прямое значение. О сильном дожде можно сказать: стена дождя . Это переносное значение.

Прочитайте стихотворение:

Это что же там за диво?

Солнце светит, дождь идёт,

У реки большой красивый

Мост из радуги встаёт.

Если солнце ярко светит,

Дождик льётся озорной,

Значит, этот дождик, дети,

Называется грибной !

Грибной дождь - переносное значение.

Как мы уже знаем, слова с несколькими значениями являются многозначными.

Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только из контекста, т.е. в предложении. Например:

На столе горели свечи. Прямое значение.

Его глаза горели от счастья. Переносное значение.

Можно обратиться за помощью к толковому словарю. Первым всегда даётся прямое значение слова, а затем - переносное.

Рассмотрим пример.

Холодный -

1. имеющий низкую температуру. Вымыть руки холодной водой. С севера дул холодный ветер.

2. Перен. Об одежде. Холодное пальто.

3. Перен. О цвете. Холодные оттенки картины.

4. Перен. Об эмоциях. Холодный взгляд. Холодная встреча.

Закрепление знаний на практике

Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать .

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

Рис. 16. Мама и сын ()

Проверим: болтать языком - переносное значение; болтать ногами - прямое.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море ,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе .

Рис. 17. Птицы осенью ()

Проверим: синее море - прямое значение; разноцветный убор деревьев - переносное.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь , золотая ?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые нас руки растят.

Проверим: рожь золотая - переносное значение; руки золотые - переносное значение.

Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.

Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.

Проверим: чистые руки - прямое, железный гвоздь - прямое, тяжелый чемодан - прямое, волчий аппетит - переносное, тяжёлый характер - переносное, олимпийское спокойствие - переносное, железная рука - переносное, золотое кольцо - прямое, золотой человек - переносное, волчья шкура - прямое.

Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.

Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

Проверим: злой мороз, чёрные мысли, бежит ручей, шапка снега, хвост поезда, ударил мороз, барабанит дождь.

На этом уроке мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение. Переносное значение делает нашу речь образной, яркой. Поэтому переносное значение очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях.

На следующем уроке мы узнаем, какая часть слова называется корнем, научимся выделять её в слове, поговорим о том, каковы значение и функции этой части слова.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Openclass.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Sch15-apatity.ucoz.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 28 С. 21.
  • Выберите правильный вариант ответа на такие вопросы:

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика

Б) синтаксис

В)лексикология

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост

Б) жар солнца, каменное издание

В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный

Б) единственный, жалюзи, жокей

В) каменистый, кафтан, композитор

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 4-6 предложений со словами поле и дать , где эти слова используются в прямых и переносных значениях.

    Примеры слов и выражений с переносным значением:

    Как мы видим, переносное значение слова приобретают, когда употребляются вместе с определенными словами (для которых не свойственно такое качество в буквальном смысле). Например, нервы не могут быть буквально сделаны из железа, поэтому это переносное значение, а вот железная руда как раз состоит из железа (словосочетание имеет прямое значение).

    Любое слово в русском языке имеет первоначально одно или несколько прямых значений. То есть слово Ключ может означать как то, чем мы закрываем замок на входной двери и может означать бьющую из-под земли воду. И в том и в другом случае это прямое значение многозначного слова. Но почти каждому слову в русском языке можно придать и переносный смысл. Например в выражении ключ от всех дверей , ни слово ключ , ни слово двери не употребляются в своем прямом значении. Тут ключ - возможность решения проблемы, а двери - эта самая проблема и есть. Переносное значение слов часть используют поэты, например в знаменитом стихотворении Пушкина, что ни слово, то переносное значение:

    Или вот знаменитый юноша у Брюсова, у которого был горящий взор, понятное дело, горящий в переносном смысле.

    Прямое значение слова строго соотносится с определенной вещью, признаком, действием, качеством и т.д. У слова может возникать переносное значение по точкам соприкосновения, схожести с другим предметом по форме, функции, цвету, предназначению и т.д.

    Примеры пересного значения слов:

    стол (мебель) - адресный стол, стол 9 (диета);

    черный цвет - черный ход (подсобный), черные мысли (безотрадные);

    светлая комната - светлый ум, светлая голова;

    грязная тряпка - грязные мысли;

    холодный ветер - холодное сердце;

    золотой крестик - золотые руки, золотое сердце;

    тяжелая ноша - тяжелый взгляд;

    сердечный клапан - сердечный прием;

    серая мышь - серый человек.

    Большое количество слов и фигур речи в русском языке может быть употреблено как в прямом, так и переносном (фигуральном)смысле.

    Прямое значение обычно полностью совпадает с первоначальным смыслом, рассказчик имеет в виду именно то, что говорит.

    Слова в переносном значении мы употребляем для того, чтобы придать нашей речи образность, особо подчеркнуть какое-то качество или действие.

    Приведенные ниже примеры помогут почувствовать разницу:

    Язык находится в постоянном развитии, те слова, которые еще несколько десятков лет назад употреблялись только в прямом значении, могут начать употребляться и в переносном - скворечник - домик скворца, скворечник - пост ГИБДД, зебра - животное, зебра - пешеходный переход.

    Прямое - это первичное значение какого-либо слова, переносное - вторичное. Приведу примеры:

    Золотые серьги - прямое значение.

    У моего мужа золотые руки - переносное значение.

    Дождевой червь - прямое.

    Книжный червь - переносное.

    Серебряный перстень - прямое.

    Серебряный век - переносное.

    На небе горит звезда - прямое.

    Звезда экрана - переносное.

    Ледяная скульптура - прямое.

    Ледяная улыбка - переносное.

    Сахарные булочки - прямое.

    Уста сахарные - переносное.

    Шерстяное одеяло - прямое.

    Зима укрыла все вокруг снежным одеялом - переносное.

    Норковая шуба - прямое.

    Сельдь под шубой - переносное.

    Мраморная плита - прямое.

    Мраморный кекс - переносное.

    Черный костюм - прямое.

    Оставить на черный день - переносное.

    Сладкий чай - сладкая кошечка, сладкая музыка.

    Плачет от боли - тюрьма плачет (по кому-либо).

    Мягкий пластилин - мягкий свет, мягкое сердце.

    Солнечный день - солнечная душа, солнечная улыбка.

    Полиэтиленовый пакет - социальный пакет (об отпусках, больничных).

    Шкура росомахи - продажная шкура.

    Садовые цветы - цветы жизни (о детях).

    Зелные плоды - зелное поколение.

    Дятел (птица) - дятел (доносчик).

    Отравить таблетками - отравить моральным насилием.

    Прямое значение слова - это когда слово используется в том смысле, в каком оно изначально. Например: сладкая каша.

    Переносное значение слова - это когда слово используется не в прямом смысле, например сладкий обман.

    В русском языке у слов может быть как прямое, так и переносное значение. Под прямым значением понимают слова называющие объект действительности или его свойство. При этом значение таких слов не зависит от контекста, мы сразу представляем то, что они называют. Например:

    На основе прямого значения у слова могут возникать дополнительные лексические значения, которые называются переносными . Переносное значение основано на схожести предметов или явлений по внешнему виду, свойствам или выполняемых действий.

    Сравните: каменный дом и каменное лицо.В словосочетании каменный дом, прилагательное каменный употребляется в прямом значении (твердый, неподвижный, крепкий), а в словосочетании каменное лицо, это же прилагательное употребляется в переносном значении (бесчувственное, недоброжелательное, суровое).

    Вот некоторые примеры прямого и переносного значения слов:

    На основе переносного значения строятся многие стилистические фигуры или литературные тропы (метонимия, олицетворение, метафора, синекдоха, аллегория, эпитет, гипербола).

    Слов с прямым и с переносным значением в русском языке очень много. И как правило, все эти значения отражены в словарях. Периодически очень полезно заглядывать туда.

    Примеры слов и словосочетаний с переносным значением:

    • наступить на грабли, в переносном значении - получить отрицательный опыт.
    • навострить уши - стать очень внимательным,
    • сматывать удочки - уходить, и не обязательно с рыбалки,
    • каменное сердце - бесчувственный человек,
    • кислая мина - недовольное выражение лица.
    • вкалывать - усердно работать,
    • острый язык - способность формулировать точную, меткую и даже язвительную информацию.

    Вот, вспомнилось.

    А ведь на самом деле очень интересен тор факт, что слова могут иметь не только прямое значение, но и переносное.

    Если говорить о прямом значении, то мы в тексте имеем ввиду именно лексическое значение конкретного слова. А вот переносное значение означает перенос значения лексического изначального в следствии со сравнением

    А вот и примеры:

Тема «Когда слово употребляется в переносном значении».

Цель: добиться осознанного усвоения изобразительно-выразительных возможностей слова.

Задачи :

  1. организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно-выразительных возможностей слова: показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;
  2. содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся;
  3. создать благоприятные условия для воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока : комбинированный.

План урока

I. Организационный момент.

Приветствие

Вот и прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 1

II. Проверка домашнего задания.

Разминка «Сорви ромашку».

(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).

Что такое лексика? (Словарный состав языка)

В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка? (Лексикология)

Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)

Сколько лексических значений имеет слово? (Одно и более)

Как называются слова в зависимости от количества лексических значений? (Однозначные и многозначные) Например:

Какое значение называется переносным? (которое переносит наименование предмета на другой предмет) Например:

В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении)

III. Постановка темы и задач урока.

1. Слово учителя (Слайд 2)

Обратите внимание на тему, записанную на экране: « Когда слово употребляется в переносном значении» . Вам знакома эта тема? Почему же тогда мы снова к ней возвращаемся? (Наверное, мы должны узнать что-то новое по этой теме)

Правильно, мы продолжим изучать значение и изобразительно-выразительные возможности слов. Но сначала предлагаю вам совершить «небольшую прогулку на речку» вместе с поэтессой Ириной Токмаковой, чтобы разгадать загадку одного деревца. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.

2. Чтение стихотворения Ирины Токмаковой «Ива» учеником:

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко ?

Может ей на солнце жарко ?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву ?

Может, ива хочет пить ?

Может, нам пойти спросить?

(Раздаточный материал)

Понравилось вам стихотворение?

Что показалось вам необычным в этом стихотворении?

Какие слова указывают на то, что ива как живая? Назовите их.

Ещё раз внимательно прочитайте эти слова. Какой они рисуют иву в стихотворении? (Плачущей, как девушка)

3. Слово учителя

Поэтесса И.Токмакова увидела сходство между ивой и плачущей девушкой. Однако увидеть сходство между разными предметами - задача нелёгкая. На нашем уроке мы будем с вами учиться наблюдать у поэтов, писателей, обладающих особым даром замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, поэты постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением.

Так в языке появляются особые выразительные средства - тропы (Слайд 3) - слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

Запишите в словарь.

IV. Освоение нового материала.

Какие бывают тропы, узнаете, выполнив

Задание 1

Откройте учебники на странице 92, выразительно прочитайте лингвистический текст упр. 259.

Какие слова вам не знакомы?

Задание 2

(Слайд 4)

В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является перено́сным . Видами переносного употребления являются: метафора, олицетворение, эпитет. (Словарь)

Разъясните их значение с помощью словарной статьи.

(Слайд 5 олицетворение

Слайд 6 метафора

Слайд 7 эпитет)

V. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем - поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)

VI. Первичное закрепление нового материала.

Задание 1 (Слайд 8)

Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности - тропы - метафоры, эпитеты, олицетворения.

Какие картины «видятся» вам за этими словами?

1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз . Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

2) Давно пронеслась гроза , но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли . Повисают на кончике, дрожа от страха , и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

Задание 2 (Слайд 9)

Отгадайте загадки

Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок

Сидит в темнице, Лису из норки поволок.

А коса на улице. На ощупь - очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(Народная загадка) (Е.Благинина)

Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?

Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой (очеловечивание ) и во второй ( сравнение) загадках?

Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).

Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?

Какие общие признаки у лисы и моркови?

Как называется такой приём сравнения? (Метафора).

В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?

Задание 3

Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Послушайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».

В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. ( Раздаточный материал ).

Какие звуки весны вы услышали?

Как вы понимаете значение слова мелодия?

В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?

Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты.

Эпитеты: «своя музыка» (интонационная выразительность), «разрывчатая», «серебряные», «бьющиеся», «оброненный», «полный», «тихую».

Метафоры : «музыка... времени года», «серебряные шарики, вдребезги разбиваются», «скрипки мороза», «говорили полным голосом».

Олицетворения: « снег померк», «поёт капель», «скрипки говорили», «заливаются сосульки», «солнечный луч заводит музыку».

VII. Самопроверка знаний.

1. Реши тест

I. Определи, в каком ряду находится метафора . Слайд 10

1. Нос корабля, крыло самолёта.

2. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.

3. Ветер воет, мороз лечит.

II. Выбери, в каком ряду находится олицетворение. Слайд 11

1. Изумрудные глаза, золотые руки.

2. Гора подарков, куча желаний.

3 . Сердитая зима, дремлет лес.

III. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты . Слайд 12

1. Серп луны, река времени.

2 . Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.

3. Злой ветер, весёлое солнышко.

(1,3,2) ( Раздаточный материал).

2. Оцени свою работу: 3б. - «5», 2б. -«4», 1б. - «3».

VIII. Подведение итогов.

1. Определение степени реализации поставленных задач.

Давайте посмотрим, насколько реализованы задачи урока.

2 Рефлексия.

1. Карточки с заданием

Закончи предложение:

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу сказать спасибо (кому?) за (что) …

5. Урок сегодня был …

2. Найдите шарики на партах.

(Слайд 13)

Если у вас всё получилось на уроке, возьмите розовый,

что-то не получилось - голубой,

ничего не получилось - жёлтый.

IХ. Домашнее задание параграф 34, упр. 261. (Слайд 14)

(Слайд 15) Спасибо за работу!