Процессами памяти являются. Процессы памяти

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Педагогика

Основные процессы памяти.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им Психология.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание--это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.

Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, -- запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для

связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.

Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.

Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное -- это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения -- оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

Виды и формы памяти.

Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):

    Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

    Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью

специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

    От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

    От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. рис. 1);

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения

запоминания).

Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Рис. 1. Этапы логического запоминания

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

(ОКП / 2) + 1 = балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память -- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в

сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Также выделяют мнгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

Рассмотрим основные мнемические (связанные с памятью) процессы

Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

    пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

    ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими

признаками);

    иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Формы воспроизведения:

Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; - воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; - припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; - реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее

воспринятого, казавшегося забытым; - эйдетизм - зрительная память,

долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

  • характер информации и степень ее использования;

    интерференция: преактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

    подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Законы памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы которые он вывел:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»).

7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

10.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

13.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Заключение.

В работе были рассмотрены общие вопросы функционирования памяти и методика ее развития.

Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдо-интеллектуальных систем.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Литература.

    Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996

    Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996

    Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990

    Степанов О. Мнемоника: правда и вымыслы - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm

    Лурия Р. Маленькая книжка о большой памяти - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm

    Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

    Материалы сайта http://www.citycat.ru/iq/

    Материалы сайта Самарского областного общества психологов - http://psy.samara.ru

Основными процессами памяти являются: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запечатление (запоминание ) – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция ) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости). Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Обо обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Основными процессами памяти являются запоминание, со­хранение, узнавание и воспроизведение . Запоминание - процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узна­вание - процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Запоминание

Запоминание может быть произвольным и не­произвольным , в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание-это запоминание ненамерен­ное. При нем человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой. Непроизвольно запоминаются события лич­ной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Как показали исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятель­ности, ее основным содержанием.

В опытах П. И. Зинченко школьникам предлагали решать задачи. В одной серии опытов учащиеся решали задачи по задан­ным условиям, во второй-они сами придумывали условия за­дач по заданным числам, в третьей - условия задач и числа при­думывали самостоятельно.

Затем учащихся (неожиданно для них) просили воспроизве­сти числа, входившие в условия задач. Результаты опыта пока­зали, что учащиеся лучше всего запоминали числа, когда сами составляли всю задачу (третья серия опытов). Числа запомина­лись непроизвольно, так как они были особо тесно связаны с целью деятельности.

То же наблюдается, если учащиеся работают с контурной картой. Например, учитель ставит перед ними цель-обозна­чить на контурной карте цветным карандашом возвышенности и низменности. В процессе этой работы школьники непроизволь­но запоминают направление течения рек, расположение гор, озер, морей, городов.

Произвольное запоминание характеризуется наличием созна­тельной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используют специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,-запоминание делится на механиче­ское и осмысленное .

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и прочным является осмысленное запомина­ние. Иногда недостаточно только осмысленного запоминания, не­обходимо использовать и осмысленное, и механическое запомина­ние, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят (при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п.). Нельзя полностью обойтись в обучении без механиче­ского запоминания.

Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует ин­тересам человека, и забывается то, что не имеет для него суще­ственного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запа­са знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память за­висит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет. В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:

при направленности сознания на точность воспроизведения бу­дут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при на­правленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, будет осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность за­поминания: если у школьника нет намерения прочно усвоить, на­долго запомнить, материал заучивается только к следующему уроку и сразу забывается. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания, приучая детей без специального повторения воспроизводить необходимое в процес­се изучения нового материала.

Для успешного запоминания учебного материала пользуются приемами осмысленного запоминания. Этим приемам надо на­учить школьников, показать, как производят группировку мате­риала, как его делят на части, как устанавливают связи между частями, как выделяют смысловые опорные пункты, озаглавли­вая части текста. Учащимся надо объяснить, как мысленно со­ставлять план будущего ответа. Это имеет значение даже в том случае, если план и забудется: важен не сам план, а мыслитель­ная работа, проводившаяся при его составлении.

Влияние плана на успешность запоминания хорошо иллюстри­рует таблица.

Воспроизведение смысловых единиц текста в % (по А. А. Смирнову)

Характер воспроизведения

С планом

Без плана

При непосредственном воспроизве­дении

При отсроченном воспроизведении

Разница между непосредственным и отсроченным воспроизведением (забывание при отсрочке воспроизве­дения)

70,6


53,1

17,5

73,1


41,6

31,5

Необходимо постоянно устанавливать связи нового учебного материала с ранее известным.

Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особен­но если их составляют сами учащиеся. Полезно также приучать детей к тому, чтобы, заучивая, они воспроизводили материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средством самоконтроля.

Иначе следует организовать заучивание формул, дат, назва­ний, иностранных слов и т. д. При заучивании иностранного слова требуется не только понять его значение, но и запомнить, какому слову родного языка оно соответствует, запомнить его как сочетание звуков и букв, расположенных в определенной последовательности. Запомнить слово - значит не только усвоить его значение, но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, запомнить, как оно произносится и пишется.

Чтобы облегчить запоминание, можно применять Группиров­ку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов, сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними по значению, по звуковому и буквенному составу. Иногда можно установить и внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.

Чтобы сформировать рациональные приемы запоминания, каждый преподаватель должен учить детей, как готовить уроки. Недостаточно, давая задание на дом, называть лишь номер стра­ницы и параграф. Необходимо рассказать учащимся, какие действия следует произвести: что прочесть, что найти на рисунке или на карте, на какие вопросы найти ответ или составить план ответа, какие слова выписать в специальный словарик, что с чем сравнить, в каком порядке учить правила и выполнять упражне­ния или задачи и т. д.

Особенно важно обучать рациональным приемам запомина­ния учащихся IV-V классов, которые еще склонны к дословно­му заучиванию материала или прибегают к зубрежке.

Следует также разъяснить учащимся разнообразные рацио­нальные приемы заучивания учебного материала, в частности указать на роль и место механического запоминания при заучи­вании разного материала. Детям надо рассказать, что наиболь­ший эффект дает распределенное во времени повторение, особен­но при заучивании стихотворений. Заучивание в течение 2-3 дней потребует в общей сложности меньшей затраты времени, чем заучивание в один прием.

Сохранение и забывание

Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции . Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным и полным. Частичное забы­вание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возмож­ности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для само­стоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Воспроизведение

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным . Непроизвольное - это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием .

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение - не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражи­телях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припо­минанию основных мыслей и т. д.

(Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 202-206.

Память - это один из видов психических функций, которая предназначена накапливать, воспроизводить и сохранять разного рода информацию.

Самым первым ученым в мире, который серьезно подошел к изучению такого физического процесса организма, стал Герман Эббинхаузен - основной методикой которого было запоминание каких либо несвязанных между собой фраз, слов или же целых предлогов.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти:

1. Запоминание - основной процесс памяти. В его основе лежит возможность запомнить как можно больше разного материала и найти между ними какую-то логическую связь.

2. Хранение - возможность хранить информацию в структуре памяти значительное количество времени. Это положительно влияет на общее развитие человека.

3. Узнавание и воспроизведение - процесс актуализации информации, когда-то воспринятой памятью. Воспроизведение существует двух видов - произвольное и непроизвольное. Непроизвольное - это воспроизведение, не требующее от человека дополнительных усилий.

4. Забывание - процесс обратный запоминанию. Это невозможность воспроизвести ранее приобретенную информацию. Ученые доказали, что чаще всего этому процессу поддается информация, что не имеет большого значения. Различают забывание временное и забывание длительное.

Виды памяти

Память классифицируют по различным признакам:

По сенсорной модальности - визуальная (запоминание предметов с помощью органов зрения), звуковая (запоминание звуков с помощью органов слуха), моторная (запоминание движений) и вкусовая память (запоминание предметов с помощью вкусовых рецепторов);

По характеристике временного запоминания - длинная, короткая, ультракороткая;

По наличию цели - непроизвольная, произвольная.

Существуют некоторые законы памяти:

1. Закон действия - лучше запоминается та информация, которая практикуется лично человеком.

2. Закон интереса - то, что человеку действительно интересно, хорошо запоминается.

3. Закон осмысления - чем больше думать над информацией - тем легче ее запомнить.

4. Закон повторения - если информацию услышать несколько раз, то она намного лучше запомниться.

5. Закон края - лучше воспринимается информация, услышанная в начале и в конце.