Производственные предлоги примеры. Непроизводные и производные предлоги

Предлоги бывают производными и непроизводными. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые утрачивают при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог вокруг {ходит вокруг дома) происходит из наречия вокруг {хорошо видно вокруг), предлог путём {убедить путём веских доказательств) - из существительного путь в творительном падеже {служит удобным путём), предлог в продолжение {ждать в продолжение часа) - из сочетания существительного продолжение с предлогом е {верить в продолжение знакомства), предлог благодаря {справились благодаря помощи товарища) - из деепричастия {уходил, благодаря за оказанную помощь).

К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через .

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, производные используются обычно с каким-либо одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (Д. п.).

337. В данных словосочетаниях выделены предлоги. Выпишите сначала словосочетания с непроизводными предлогами, а потом с производными. Глаголы употребите в 3-м лице множественного числа.

Переход..т через улицу, стро..т позади дома, надписыва..т на конверте, накинут поверх пальто, отступит от темы, раздел..т на пять, разыщ..т благодаря находчивост.., вдума..тся в смысл, прибавить к двум, замен..т ввиду ветхост.., бега..т около дома, выпиш..т из книги, движется вдоль дороги, шага..т в колонне, поступит наперекор обычаю, сбега..т с горы, готов..т в течение месяца, устан..т с непривычк.., дел..тся с друзьями, ждёт с час, наход..тся напротив дома, улож..т поперёк дороги, выстроен вблизи стадиона, возвыша..тся посреди площад.., в целях борьбы со стихией.

338. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами. Из какой части речи образованы производные предлоги?

  • Вокруг лилейного чела ты косу дважды обв..ла. (А. Пушкин)
  • Гроб ра(з, с)бился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлё(н, нн)ыми глазами. (А. Пушкин)
  • Заиграл рож..к, и деревенское стадо пот..нулось мимо дома. (А. Пушкин)
  • Около леса, как в мягкой постел.., выспат(?)ся можно. (Н. Некрасов)
  • Седины пасмурного дня плывут, всклокоче(н, нн)ые, мимо . (С. Есенин)
  • Григорий прив..зал к кусту коня и лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой ш..нели.4 (М. Шолохов)

339. В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, данные в рамке? Подберите подходящие по смыслу предлоги (см. рамку) и при списывании вставьте в предложения. Запишите к выделенному слову однокоренные слова.

1. Земля (обилие снега) глубоко пропиталась влагой. 2. Погода (предсказание бюро прогнозов) установилась дождливая. 3. Работа на ферме ведё(т, ть)ся (график). 4. Улыбающийся агроном быстро ш..л (трактористы). 5. Сев начали в более ра(н, нн)ий срок (обычай).

340. Проанализируйте предложения. Найдите допущенную ошибку. Исправьте её, употребив другой предлог с причинным значением.

1. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась. 2. Поход в горы был отложен благодаря сильному туману. 3. Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно. 4. Благодаря мастерству и упорству хоккеистов команда вошла в высшую лигу.

341. Прочитайте отрывок шуточного рассказа Ф. Кривина. Определите, может ли выбор не только производного, но и непроизводного предлога повлиять на смысл высказывания. Спишите отрывок, расставляя пропущенные знаки препинания. Вместо пропусков вставьте на нас или за нами . Сколько реплик в диалоге? Прочитайте текст вслух по ролям: автор, зайчонок, старый заяц.

ПРАВИЛА ОХОТЫ

Перепуга..ый зайч..нок пр..бежал домой:
Папа за нами охотят(?)ся!
За нами охотят(?)ся или на нас охотят(?)ся? - уточнил старый заяц.
Я не знаю. Я только знаю что охотят(?)ся.
Сколько раз я тебя учил правильно выр..жать свою мысль. От того, насколько точно мы выр..жаем мысль, завис..т очень многое.
Но они же охотят(?)ся папа!
За нами или на нас?
Я не знаю как правильно сказать папа...
Последний раз объясняю: если охотятся _ _ _, это значит, что нас хотят только поймать. А если _ _ _ охотят(?)ся, это значит, нас хотят убить. Чу(?)ствуешь разницу?
Зайч..нок задр..жал всем своим существом, чу(?)ствуя эту разницу.
И они побежали.

342. Вставьте предлог от или для .

Лосьон _ _ _ защиты от укусов комаров.
Состав _ _ _ выведения пятен.
Жидкость _ _ _ растяжки обуви.
Таблетки _ _ _ кашля.
Крем _ _ _ чистки обуви.

343. Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.

Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос . (Лишний предлог.)

Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос .

1. Получены интересные предложения с наших областей. 2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. 3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. 4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. 5. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. 6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Читайте также:
  1. Вопрос 37. Серозные оболочки грудной и брюшной полостей: строение и производные.
  2. Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Частные производные высших порядков.
  3. КЛАССИФ-ИЯ ДОКАЗАТ-СТВ по различным основаниям. Личные, вещественные, прямые, косвенные, первонач-е, производные, устные, письменные.
  4. Основные характеристики цвета. Цветовой спектр. Цветовой круг. Основные, производные, дополнительные цвета.
  5. Производные нитрофурана, оксихинолина, хинолона, фторхинолона, нитроимидазола.
  6. Производные способы приобретения права собственности. Общий принцип передачи права собственности

Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

Предлоги:

напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада,вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;

вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение , в силу обстоятельств;

благодаря дождю, несмотря на болезнь.

Самостоятельные части речи:

Наречие:
живу напротив , идти впереди , стоять возле , вымыть внутри , осмотрелкругом , наклеить вдоль , не было вблизи , жить согласно , оглянулся вокруг , иметь в виду

Имя существительное:
положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу .

Деепричастие:
благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.



Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

Соединительные : и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

Противительные : а; но; да (в значении но); однако же; зато;

Разделительные : или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

Причинные : потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

Целевые : чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

Временные : когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

Условные : если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

Сравнительные : как; будто; словно; как будто; точно и др.;

Изъяснительные : что; чтобы; как и др.;

Уступительные : несмотря на то что; хотя; как ни и др.



Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни .
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Цель: знакомство с отличием производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов.

Задачи:

1. Дать понятие о производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.

2. Закрепить правописание сложных предлогов.

3. Совершенствовать речевую компетентность обучающихся.

Методические приёмы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: Исправьте речевые ошибки.Предостеречь от опасности, уверенности в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов. (Предостеречь от опасности, уверенность в победу, беспокоиться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свойственный глаголам).

II. Проверка домашнего задания

1. Связный монологический ответ на тему «Предлог как служебная часть речи» (1 ученик рассказывает, остальные приводят примеры и рецензируют его ответ).

2. Проверка составленных обучающимися табличек и обобщение материала по данной теме с использованием таблицы.

«Предлог как служебная часть речи»:

1. Предлог – маленькое слово, необходимая часть нашей речи.

2. Не изменяется.

3. Отдельно от самостоятельных слов в речи не употребляется.

4. Выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

5. Выражает различные отношения между самостоятельными словами.

6. Имеет значение, которое проявляется только в сочетании с самостоятельными словами.

7. Образует двусторонние синтаксические связи между главным и зависимым словом.

8. Входит в состав членов предложения вместе с падежной формой имени и уточняет значение падежа.

III. Понятие о производных и непроизводных предлогах

1. Слово учителя.

Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались, как предлоги в, на, без, из, про, при, с, у, через и другие. Они используются с разными падежами, имеют много значений.Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (шахматист играет не смотря на доски) и так далее.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 50, стр. 136).

Что нового узнали о предлогах?- Какие предлоги называются непроизводными? Производными?- Как образуются производные предлоги?3. Обобщение учителя с использованием таблицы:

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 296: комментированное письмо.

2. Самостоятельна работа.

Ребята, у каждого на парте карточка.Задание: Выпишите из предложений словосочетания с производными предлогами, потом существительные с предлогами. Докажите свою точку зрения.В течение трёх дней производилась погрузка угля.(Обручев). В продолжении романа уже не было ничего интересного. В продолжении экспедиции полярники уже не были заинтересованы. Беспокойное поведение собак в течение ночи заставляло полагать, что могут встретиться какие-то животные.(Обручев). Река разлилась, и в течении её наметились изменения.

3 Анализ словосочетаний с производными предлогами.

Задание. Из предложений, записанных на доске, выпишите словосочетания с производными предлогами, поставив глаголы в начальной форме; сделайте необходимые графические обозначения, определите значение производных предлогов и падеж существительных. Скажите, от каких самостоятельных частей речи образовались эти предлоги.(Попутно объясняются трудные орфограммы и обращается внимание на правописание производных предлогов).

1. Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды дуют постоянные ветры с материка.

2. В связи с восходящим движением воздуха у поверхности Земли близ экватора образуется низкое давление.

3. Знания о Земле, её природе, населении накапливалось в течение долгих тысячелетий.

4. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, движущийся воздух постепенно отклоняется к востоку и не доходит до полюсов.

Образец записи

Вывод: Производные предлоги так же, как и непроизводные, выражают зависимость одних самостоятельных слов от других, устанавливая между ними определённые отношения.В отличие от непроизводных предлогов, которым присуща многозначность, производные однозначны и употребляются с каким-нибудь одним падежом.Это связано с тем, что производные предлоги сохраняют на себе следы значений тех самостоятельных частей речи, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий.- Приведите примеры, в которых слова «в течение», «вследствие», являлись бы самостоятельными частями речи.4. Упражнение 297 (устно); фонетический, морфологический и синтаксический разбор – на доске (3 ученика выполняют разборы у доски, остальные ученики делятся на 3 варианта, работают самостоятельно, затем осуществляется проверка).Вывод: производные предлоги, приведённые в упражнении, образованы из наречий.

V. Подведение итогов

(Осуществляется при помощи сигнальных карточек: П – производный предлог, Н – непроизводный предлог).Показаться из-под земли. Стоять напротив дома. Победить благодаря силе воли. Опоздать в связи с задержкой транспорта. Отплыть от берега. Поссориться из-за пустяка.

VI. Рефлексия

Дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

VII. Задание на дом

Производные предлоги: в течение, в продолжение, в отличие от, вследствие, наподобие,в направлении, в отношении, в сопровождении, на основании, на протяжении, при условии, в направлении, в согласии с, в соответствии с, в сравнении с. Условием отсутствия пробела в производных предлогах является их происхождение непосредственно от наречий (вокруг, впереди, навстречу и пр.), условием наличия пробела их происхождение от существительного с предлогом (в силу, за счет, во время, в случае и пр.). Исключением из этого правила является всего несколько предлогов (именных): ввиду, вследствие, вроде, наподобие, насчет, вместо, сверх.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Производные предлоги" в других словарях:

    См. предлоги производные (в статье предлог) …

    Служебная часть речи, объединяющая слога, которые в сочетании с косвенными падежами имен существительных (местоимений, числительных, склоняемых субстантивированных слов) выражают различные отношения между формами имени и другими словами в… … Словарь лингвистических терминов

    В Викисловаре есть статья «предлог» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Словообразование служебных частей речи процесс образования предлогов, союзов и частиц. Производные предлоги образуются следующими способами: сложение: из за, из под,… … Википедия

    О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово. Служебные слова лексически несамостоятельные слова, не имеющие в языке номинативной функции (не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие различные семантико… … Википедия

    Предлог - (калька греч. πρόθεσις, лат. praepositio) разряд служебных, морфологически неизменяемых слов, выражающих различные отношения между зависимыми и главными членами словосочетания и осуществляющих подчинительную синтаксическую связь внутри… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Служебные слова - слова, используемые для выражения грамматич. отношений и выполняющие служеб. вспомогат. функции. К С. С. относятся прежде всего служеб. части речи предлоги, частицы и союзы. Они характеризуются неизменяемостью, отсутствием морфологич. категорий,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Содержание 1 Основной метод запоминания в современной мнемонике 2 История … Википедия

    Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия

    В настоящей статье описывается грамматика современного литературного персидского языка (фарси), государственного языка Ирана. Содержание 1 Общая характеристика 2 Имя … Википедия

Книги

  • Русские производные предлоги. Проблемы семантики. Словарные материалы , М. Г. Лепнев. В монографии описываются основные семантические группы производных предлогов и их аналогов (эквивалентов). Освещены дискуссионные вопросы семантических и синтаксических особенностей…
  • Курсы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» , Коллектив авторов. Данный курс посвящен подготовке к итоговой аттестации по школьному курсу по русскому языку, подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.… аудиокнига